Государственное и муниципальное управление
- Теории, концепции и модели государственного и муниципального управления.
- Система государственного управления. Органы государственного и муниципального управления. Государственная служба.
- Модели и процедуры оценки эффективности и результативности государственных решений.
- Уровни государственного управления. Государственное и муниципальное
- управление.
- Цифровое государственное управление.
- Информационно-коммуникативная среда государственного и муниципального управления.
- Государственные отраслевые политики (социальная, экономическая, миграционная, национальная, научно-техническая, образовательная, молодежная, информационная и др.).
- Механизмы и инструменты государственного управления и отраслевых политик.
- Региональное и территориальное измерения государственного управления, локальные управленческие практики.
- Планирование, прогнозирование, программирование в государственном управлении и отраслевых политиках.
- Обеспечение безопасности государственного управления, отраслевых политик.
- Государственное управление, государственная политика и отраслевые политики в условиях глобализации, глокализации и регионализации.
Проблемы территориальной организации местного самоуправления в Иркутской области
№3 (55)
Введение Возрождение местного самоуправления в России как демократического института началось с принятия Конституции 1993 г., в которой местное самоуправление определено в качестве основы конституционного строя государства, а органы местного самоуправления...
Мониторинг проектного финансирования в рамках государственного частного партнерства при реализации кластерных проектов
№3 (55)
Введение В современных условиях экономики при ограниченных ресурсах проектное финансирование сохраняет свою актуальность. Для осуществления расширенного воспроизводства или внедрения нового экономически важного проекта собственных средств организации может быть недостаточно, поэтому...
К вопросу о содержании региональной политики как совокупности взаимосвязанных компонентов: экономического, социального, экологического
№2 (54)
Введение Одной из важнейших задач региональной политики является обеспечение комплексного и пропорционального социально-экономического развития регионов страны. Регионы, как относительно самостоятельные образования, способны обеспечить необходимую реиндустриализацию и инновационное развитие страны, необходимый...
К вопросу об оценке результативности региональной политики, как совокупности экономического, социального и экологического компонентов
№2 (54)
Введение Наличие экологических проблем и последствий, низкая значимость приоритетов экологического развития в современной региональной политике России определяют необходимость классификации регионов по уровню результативности региональной политики, включающей экономический, социальный и экологический...
Типологизация регионов как основа для проведения дифференцированной государственной региональной политики
№2 (54)
Введение Российская Федерация, на сегодняшний день, насчитывает 85 регионов – субъектов Федерации. В силу природно-климатических условий, исторических особенностей развития производительных сил, инфраструктурных, институциональных и других факторов данные регионы обладают как...
Методы и инструменты гармонизации промышленной и торговой политики, как способ достижения экономической безопасности промышленного региона (на примере Санкт-Петербурга)
№2 (54)
Введение Современные условия хозяйствования экономических субъектов промышленности Санкт-Петербурга связаны с огромными рисками и угрозами. Источниками возникновения этих рисков и угроз является как негативное воздействие внешней среды, к которому следует отнести...
Методологические основы разработки и реализации региональной кластерной политики
№4 (52)
Введение В условиях нестабильной макроэкономической ситуации поддержание конкурентоспособности национальной экономики является одной из основных целей российской государственной политики. Реализация эффективных кластерных программ может стать одним из способов укрепления позиций государства...
Подход к управлению реализуемостью проектов высокотехнологичного предприятия в квазиинтегрированных промышленных образованиях
№4 (52)
Введение Многие российские промышленные предприятия целенаправленно осуществляют стратегии формирования и развития внешних систем взаимодействия с партнерами, выступая центром сетевого взаимодействия, стремясь получить синергетический эффект, а также стратегические конкурентные преимущества от...
ЮНЕСКО и субъекты Российской Федерации в системе международных отношений
№4 (52)
Введение Современное положение России требует проведения активной, многовекторной внешней политики как необходимого условия для осуществления кардинальных внутренних преобразований. Сделав выбор в пользу открытого общества, России далеко не безразлично, каким образом...
Инструментарий поддержки принятия решений при управлении регионами
№4 (52)
1. Актуальность Государственным документом, в котором закреплены приоритеты, цели и задачи комплексного регионального развития Российской Федерации является Постановление Правительства РФ от 20 августа 2015 г. № 870, среди которых определяющими являются следующие:...
Совершенствование методики моделирования социально-экономических процессов на муниципальном уровне управления
№3 (51)
Введение Исследование социально-экономических процессов и институциональной системы управления экономикой региона и муниципального образования включает анализ различных форм и методов воздействия на внешнюю среду функционирования бизнеса, которая определяет правила поведения экономических...
Оценка реализации публичного управления в регионах России на основе математических методов моделирования
№3 (51)
Введение Одной из глобальных проблем современности является невысокий уровень доверия по отношению к властным структурам со стороны населения и бизнес-сообщества, вызванный такими негативными явлениями, как коррупция, слабая ориентация на интересы...
Целеориентированная региональная инвестиционная политика: сущность, принципы и основные элементы
№3 (51)
Введение Необходимой предпосылкой модернизации экономики и повышения качества жизни является высокая инвестиционная активность. Для её обеспечения в регионах предпринимаются серьёзные усилия по привлечению инвесторов – совершенствуется региональное законодательство, применяются средства...
Модель управления мегарегионом на основе интеграционно-сбалансированного взаимодействия: концептуальные основы
№2 (50)
Введение Предпосылками разработки модели интеграционно-сбалансированного взаимодействия в стратегическом управлении социально-экономическим развитием мегарегиона послужило наличие проблем, требующих разрешения, к основным из которых следует отнести: усиление процессов межстрановой и межрегиональной интеграции; возрастание...
Разработка направлений региональной экономической стратегии в зависимости от классификации экономических кластеров по степени интеграции и уровню устойчивости
№2 (50)
Введение В современной экономике очень популярным становится тренд, связанный с кластеризацией регионов. В процессе создания кластера очень важным является вопрос разработки эффективной региональной экономической стратегии. К этому вопросу достаточно плотно...
Разработка и анализ модели взаимовлияния социальной, экономической и военной систем для государственного и регионального управления
№2 (50)
Введение В соответствии с действующей «Стратегией национальной безопасности» утвержденной указом Президента №683 от 31 декабря 2015 первым приоритетом для реализации национальных интересов является «оборона страны», а уже потом социальные и экономические...
Государственное регулирование муниципальных потребительских рынков Челябинской области
№2 (50)
Введение Потребительский рынок представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих между продавцами и покупателями по поводу производства, реализации и потребления материальных благ и услуг потребительской ориентации [9, с. 84]. Кроме того,...
Повышение эффективности системы управления региональными финансами
№2 (50)
Введение Выполнение функций публичных финансов – распределения и перераспределения создаваемых экономических благ должно быть ориентировано на критерии достижения эффективности и социальной справедливости. Для осуществления этих целей необходимо: повышение уровня экономического...
Градостроительная политика в отношении исторических центров городов: выбор стратегий консервации, восстановления и развития
№2 (50)
Введение Важнейшей характеристикой современного города как сложной социально-экономической системы является историческое время, в течение которого город существовал, развивался, менялся и приобретал не только сложившийся архитектурно-строительный каркас, состояние своей городской инфраструктуры,...
Стратегическое планирование и инновационное развитие строительной отрасли России
№1 (49)
Введение В последние годы сформировалось консолидированное понимание руководства страны, регионов и бизнес-сообщества, что создание высокотехнологичной экономики в современном быстро развивающемся мире является необходимым условием обеспечения национальной безопасности страны, включая все...
Организация информационно-коммуникационной площадки управления инвестиционной деятельностью в регионе
№1 (49)
Введение На современном этапе главными стратегическими целями социально - экономического развития Российской Федерации, заявленными в документе «Стратегия 2020: Новая модель роста – новая социальная политика» являются обеспечение макроэкономической и социальной...
Модернизация социальной сферы региона (на примере Республики Ингушетия)
№1 (49)
Введение Формирование социальной политики на региональном уровне сравнительно новое явление, так как до начала конституционной реформы регион (республика Ингушетия) не был достаточно самостоятельным в формировании социально-политических отношений и практически не...
Имидж территории: понятийно-терминологическая систематизация
№1 (49)
Введение На современном этапе развития экономики поддержание конкурентоспособности территорий является одной из приоритетных задач территориального управления. Обеспечение долгосрочной конкурентоспособности территории требует разработки стратегии ее развития с учетом специфики территории, ее...
Арктический вектор развития регионов - основа экономической безопасности Российской Федерации (на примере Мурманской области)
№1 (49)
Введение Национальная безопасность любого государства, особенно в период геополитической нестабильности во многом зависит от степени развития промышленности и способности самостоятельно обеспечить себя всем необходимым. Однако ни одно современное государство не...
К вопросу государственного и муниципального регулирования предпринимательской деятельности (на примере Приморского края)
№1 (49)
Введение Государственное регулирование представляет собой комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов, призванных обеспечить развитие и стабилизацию предпринимательской деятельности...
Государственные и муниципальные услуги налоговых органов: зарубежный и российский опыт
№1 (49)
Введение В настоящее время налоговые органы расширяют деятельность по предоставлению налогоплательщикам услуг. Указ Президента Российской Федерации "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)" [20],...
Создание института развития государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства Санкт-Петербурга
№1 (49)
Введение Санкт-Петербург стал одним из первых субъектов РФ, который начал применять механизмы ГЧП (государственно-частного партнерства) при реализации инвестиционных проектов и на сегодняшний день он занимает лидирующую позицию в рейтинге ГЧП...
Результативность создания индустриальных парков в регионах России
№1 (49)
Введение По данным ООН, приведенным в «Докладе о мировых инвестициях» за 2015 г., Россия входит в число стран с наибольшим притоком прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Однако из-за дестабилизации внешней политической...
Методологические особенности стратегического планирования развития малых городов
№4 (48)
Введение Переход к стратегическому управлению региональным развитием является важным элементом государственной региональной политики, который делает возможным движение от парадигмы функционирования к парадигме всестороннего, комплексного развития. Современные теории регионального развития подтверждают...
Институты развития в государственном управлении инновационным развитием России
№4 (48)
Введение Ведущая роль государства и государственного управления в меняющемся мире уже не подвергается тотальной критике. Однако палитра и качество институтов, обеспечивающих инновационно-ориентированный рост до настоящего дня четко не определены, что...
Региональная политика как современный механизм государственного управления (на примере Северо-Кавказского федерального округа)
№4 (48)
Введение Сегодня в стране накопилось множество социальных проблем, требующих решения на основе выбора приоритетов, которые предстоит решать государству и обществу. Приоритеты должны определяться исходя из состава реальной взаимосвязи и остроты...
Пространственная деформация управленческого процесса (на примере Удмуртской Республики)
№4 (48)
Введение Взаимодействие экономического субъекта (а также любого субъекта общественных отношений) с внешней средой происходит через управленческий процесс, с помощью которого экономический субъект корректирует свое положение и состояние относительно вызовов внешней...
Методические основы конкурентной оценки бюджетного программирования и финансирования муниципальных программ
№4 (48)
Введение Интеграция программирования и бюджетирования в условиях формирования системы стратегического планирования обусловливает образование бюджетного программирования муниципальных образований как взаимосвязанной системе программирования, бюджетирования и оценки. В связи с этим возникает проблема...
Проекты государственно-частного партнерства в России и в зарубежных странах
№4 (48)
Введение На фоне активного роста общественных потребностей, ограниченности финансовых ресурсов государства возрастает потребность в проектах, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП) и муниципально-частного партнерства (МЧП). Реализация таких проектов является одним...
К вопросу об оценке эффективности региональной экономической политики (экологический аспект)
№4 (48)
Введение Решение региональных проблем особенно актуально на современном этапе развития России. Регионы играют решающую роль в обеспечении необходимой реиндустриализации, развитии инновационных производств, обеспечении приемлемого уровня занятости, возобновлении экономического роста. В...
Государственная поддержка сельскохозяйственного производства в России в 2013-2015 гг.
№4 (48)
Введение В целях ускоренного снижения зависимости внутреннего рынка от поставок импортной продукции в условиях введения продуктовых санкций в соответствии с планом мероприятий по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014...
Оценка влияния государственно-частного партнёрства на конкурентоспособность региона
№4 (48)
Введение В настоящее время в научной литературе присутствует существенное количество работ, которые посвящены рассмотрению понятия «конкурентоспособность». При этом авторы рассматривают конкурентоспособность применительно к одному или нескольким уровням: национальному, региональному и...
Оценка социально-экономической эффективности региональных инвестиционных проектов
№4 (48)
Введение Крупномасштабными региональными инвестиционными проектами являются те проекты, реализация которых оказывает существенное долгосрочное влияние на социальную, экономическую и экологическую ситуацию в регионе. При этом последствия реализации таких проектов могут иметь...
Формирование информационной базы для многоуровневой оценки территориальной дифференциации в рамках мониторинга региональной экономической безопасности в Российской Федерации
№3 (47)
Данная работа продолжает начатое нами исследование по учету территориальной дифференциации в оценках экономической безопасности региона. Согласно последним изменениям в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации одним из главных направлений обеспечения национальной...
Выявление резервов совершенствования системы управления кадровым потенциалом региона на фоне глобальной экономической нестабильности
№2 (46)
Геополитическое обострение ситуации в мире привело к повышению экономической и политической неопределенности, фактическому закрытию для большинства российских компаний доступа к заемному финансированию на зарубежных рынках, ограничениям на привлечение современных технологий...
Особенности применения государственных инструментов инвестиционной поддержки жилищного строительства в регионе
№2 (46)
Признательность Авторы выражают благодарность Министерству строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики за оказанную помощь при написании настоящей статьи. На современном этапе социально-экономического развития жилищные условия представляют собой наиболее сложный...
Инструменты государственной региональной политики в условиях кризисных явлений
№2 (46)
В условиях кризисных явлений и снижения устойчивости экономики необходимо реформирование существующего механизма хозяйствования, который должен обеспечить условия для деятельности всех хозяйствующих субъектов, снизить финансовые риски и сохранить инвестиционную привлекательность. Поэтому...
Организация управления, моделирование и прогнозирование развития экономики региона
№1 (45)
Введение В настоящее время в системе государственного и регионального управления основополагающими стали краткосрочные прогнозы. Это связано с возможностями прогнозирования в условиях нестабильной переходной экономики, при которых приемлемая точность прогнозов не...
Государственно-частное партнерство как одно из направлений развития туризма на федеральном и региональном уровнях
№1 (45)
Введение. Современная геополитическая атмосфера России характеризуется динамичными и глубокими переменами, которые определяют направления развития страны. Экономические санкции, введенные против РФ в контексте политического кризиса на Украине и в Сирии, наносят...
Инструменты государственного стимулирования инновационной деятельности в России
№3 (43)
Объемы бюджетного стимулирования российской науки растут в среднем на 30% ежегодно (рисунок 1). В целом темпы роста данного показателя нельзя назвать стабильными, так в докризисном периоде с 2000 по 2008...
Модернизация местного самоуправления: приоритетные направления
№2 (42)
Поскольку в настоящее время «центром внимания» большинства экономических реформ в стране (в том числе создание информационного общества, формирование инновационного пространства, внедрение экономики знаний) смещается на уровень регионов и территорий. В...
Механизмы поддержания экономической стабильности макрорегионов России и выхода на устойчивый рост
№2 (42)
Введение Объективно сложившийся в последние десятилетия в России и еще более актуализировавшийся в контексте действующих секторальных санкций приоритет регионального аспекта в управлении экономической динамикой определяет методологическую и практическую важность уточнения...
Инновационное развитие территорий: возможности государственно-частного партнерства
№1 (41)
Введение Современные тенденции развития зарубежных стран – лидеров в инновациях, демонстрируют постоянное возрастание роли отдельных территорий – городов и агломераций – в качестве все более активных субъектов инновационной деятельности и...
Особенности формирования стратегий регионального развития
№4 (40)
Летом 2014 года увидел свет Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который устанавливает правовые основы стратегического планирования в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной...
Расширение социального найма жилья и жилищная обеспеченность в постиндустриальных агломерациях
№2 (38)
Арендное жилье помогает решению коренных социальных и экономических проблем: обеспечению граждан жильем выбираемого уровня, активизации трудовой и жилищной миграции, сдерживанию необъяснимого, по экономическим причинам, роста цен на приобретаемое жилье. Есть...
Структурный анализ как основа управления экономическими процессами в регионах
№2 (38)
Субъекты Российской Федерации существенно отличаются по социальным, экономическим, политическим характеристикам, темпам социально-экономического развития и жизненному уровню населения. Следовательно, при выстраивании системы и механизмов управления региональным развитием должны учитываться данные различия. ...
Динамика проблемности и особенности селективной региональной политики в отношении регионов Дальнего Востока России
№1 (37)
Введение Задача исследования особенностей результативности влияния селективной (избирательной) региональной политики на динамику проблемности регионального развития особенно важна для дальневосточных субъектов Российской Федерации (РФ), так как на протяжении 150 лет они...
Типологизация муниципальных образований по их вкладу в развитие сельского хозяйства Республики Бурятия
№4 (36)
Разработку стратегических альтернатив развития сельского хозяйства региона целесообразно осуществлять для каждого муниципального образования региона индивидуально, поскольку экономический рост сельскохозяйственного производства региона напрямую зависит от развития муниципальных образований. Развитие сельскохозяйственного производства...
Экономическая эффективность государственной финансовой поддержки сельскохозяйственных организаций
№3 (35)
Сельское хозяйство, в силу своих особенностей, является одной из немногих отраслей экономики, как в развитых, так и в развивающихся странах, которые подвержены усиленному государственному регулированию. При этом государственная поддержка аграрного...
Стратегическое планирование как механизм управления региональной социально-экономической системой
№3 (35)
В настоящее время в каждом регионе России проводится разработка и утверждение документов стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований (городских округов). На федеральном уровне существует ряд нормативно-правовых актов, которые представляются основополагающими...
Система управления качеством как специфическая и определяющая структура организации предоставления миграционных услуг
№3 (35)
Противоречивость и неоднозначность процессов реформирования государственной системы свидетельствуют о необходимости разработки качественно новых теоретических подходов к трактовке содержания процесса становления системы управления в государственных организациях, и в частности в миграционных...
Особенности региональных моделей финансирования капитального ремонта жилищного фонда
№2 (34)
Отсутствие в федеральном законодательстве общего системного механизма финансирования капитального ремонта многоквартирных домов (далее – МКД) приводит к неоднозначному толкованию норм жилищного и гражданского законодательства и нарушениям при принятии местных нормативных...
Совершенствование управления государственными закупками в Украине
№1 (33)
Введение Инструмент государственного регулирования был бы на сегодня более эффективным, если бы были созданы устойчивые, отрегулированы на законодательном и организационно-управленческом уровнях механизмы. К сожалению, переменная законодательная база не позволяет отношениям...
Новый индекс «экономическое число» - показатель состояния национальной и региональной экономики
№4 (32)
Международные и межрегиональные сопоставления экономических показателей играют важную роль как в экономической теории, так и в практике принятия политических решений на международном и национальном уровнях. Любой подход к сопоставлениям предполагает...
Стратегическое управление взаимодействием субъектов интеграционных структур региональной экономики
№2 (30)
Актуальность проблемы обеспечения управления взаимодействием субъектов интеграционных структур региональной экономики обусловлена тенденциями развития интеграционных процессов, кластеризацией региональных экономик. Кластеры становятся реальностью при совершенствовании организационных структур отраслей экономики, эффективным механизмом обеспечения...