Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №3 (55), 2018

Мониторинг проектного финансирования в рамках государственного частного партнерства при реализации кластерных проектов

Monitoring of project financing in the framework of public private partnership when implementing cluster projects

Авторы


доцент кафедры налогообложения, учета и экономической безопасности, кандидат экономических наук
Россия, Сибирский Институт Управления – филиал РАНХиГС
vam_70@mail.ru


Россия, Сибирский Институт Управления – филиал РАНХиГС
parashuk99@mail.ru

Аннотация

Основной проблемой использования проектного финансирования является сложность выбора сценария эффективного взаимодействия организатора проекта и инвесторов, приводящего к успешной реализации самого проекта, а также подходов к мониторингу результатов взаимодействия. Решение данной проблемы поможет повысить эффективность использования проектного финансирования.
Основная цель исследования заключается в поиске подходов для мониторинга кластерного проекта с целью определения возможностей использования наиболее выгодного сценария при взаимодействии организатора проекта и инвесторов в интересах развития региона.

Ключевые слова

проект, проектное финансирование, кластер, государственно-частное партнерство, эффективность

Финасирование

Публикация подготовлена в рамках проекта НИР ИЭОПП СО РАН XI.172.1.2. (0325-2017-0002) «Научные основы региональной кластерной политики России» в соответствии с государственным заданием.

Рекомендуемая ссылка
Выжитович Александр Михайлович , Паращук Ирина Алексеевна
Мониторинг проектного финансирования в рамках государственного частного партнерства при реализации кластерных проектов// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (55). Номер статьи: 5502. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5502/
Authors

Vyzhitovich Aleksandr Mihajlovich
Associate Professor of the Department of Taxation, Accounting and Economic Security, Ph.D. in Economics
Russia, Siberian Institute of Management, a branch of the Russian Academy of Science and Technology
vam_70@mail.ru

Parashchuk Irina Alekseevna
Russia, Siberian Institute of Management, a branch of the Russian Academy of Science and Technology
parashuk99@mail.ru

Abstract

The main problem with the use of project financing is the difficulty of selecting a scenario for effective interaction between the project organizer and investors, leading to the successful implementation of the project itself, as well as approaches for monitoring the results of the interaction. Solving this problem will help improve the use of project financing.
The main objective of the study is to explore approaches for monitoring cluster project to determine the feasibility of using the most advantageous scenario when communicating project and investors in the region's development.

Keywords

project, project financing, cluster, public-private partnership, efficiency

Project finance

This publication was prepared within the framework of research IEIE SB RAS XI.172.1.2. (0325-2017-0002) "Scientific bases of Russian regional cluster policy" in accordance with the state job.

Suggested Citation
Vyzhitovich Aleksandr Mihajlovich , Parashchuk Irina Alekseevna
Monitoring of project financing in the framework of public private partnership when implementing cluster projects. Regional economy and management: electronic scientific journal. №3 (55). Art. #5502. Date issued: 2018-07-09. Available at: https://eee-region.ru/article/5502/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

В современных условиях экономики при ограниченных ресурсах проектное финансирование сохраняет свою актуальность. Для осуществления расширенного воспроизводства или внедрения нового экономически важного проекта собственных средств организации может быть недостаточно, поэтому возникла необходимость внедрения принципиально нового механизма привлечения средств, позволяющего проводить работы без наличия изначально какого-либо наличного залогового имущества. Проектное финансирование обладает своими преимуществами и недостатками, причем рассматривать их стоит как со стороны организатора проекта, так и со стороны инвестора.

Существует несколько способов реализации проектного финансирования. Как правило, оно осуществляется с помощью государства и привлечения сторонних инвесторов. Данный вид инвестирования наиболее популярен среди кредиторов, так как реализация  проекта полностью контролируется каждым участником проекта, поэтому риски инвесторов приведены к минимуму.

Многообразие схем реализации проектного финансирования позволят подобрать наиболее удачный вариант для определенного проекта, но в то же время создает сложность при анализе эффективности в целом. Основной проблемой исследования является отсутствие точно разработанного сценария для наиболее успешного взаимодействия основных участников проекта и механизма сотрудничества в целом.

Вопрос сложного взаимодействия проектного финансирования в рамках кластера в моделях государственного частного партнерства рассматривался ранее [6], причем были выделены сценарии под определенную модель ГЧП. Существуют сложности с точки зрения методологии оценки эффективности сложно-структурированных кластерных проектов, какие показатели использовать, как обосновать из значимость в экспертизе, доказательность надежности применения.

Исследования в области финансирования инновационных кластеров проводились по разным направлениям, однако вопросы организационного  и методического обеспечения процессов экспертизы эффективности в ходе мониторинга кластерных инициатив на основе ГЧП представлены в научной литературе  недостаточно. Авторами подготовлены рекомендации по анализу результатов механизма проектного финансирования, которые могут быть использованы на практике.

 

Общий порядок взаимодействия участников

Рассмотрим сильные и слабые стороны проектного финансирования на примере. Сначала введем некоторые условия: привлечение проектного финансирования осуществляется в рамках государственно-частного партнерства при реализации кластерных научно-производственных проектов на базе концессионного соглашения.

Концессионная модель является наиболее популярной, так как позволяет реализовывать крупные проекты без значительных бюджетных затрат. Данная схема взаимодействия наиболее  выгодна государству, потому что позволяет осуществлять социально значимые проекты без значительного роста бюджетных расходов. Инвесторам в свою очередь предоставляется право на доходы от работы объекта.

Необходимость исследования такой сложной модели сотрудничества обуславливается эффективным взаимодействием между всеми участниками проекта. Данная схема позволяет реализовывать социально значимые проекты без значительного бюджетного финансирования [1]. В рамках кластерных образований появляется возможность объединения предприятий из разных отраслей экономики в рамках единой производственной цепочки создания и продвижения продукта, что позволяет осуществлять государственные задачи за счет только привлеченных средств без привлечения сторонних организаций. ГЧП позволяет расширять сферу применения проектного финансирования для решения стратегически важных задач, проставленных государством, привлекая при этом средства частных организаций (инвесторы). За уполномоченным государственным органом (концендент) закрепляется функция контроля над реализацией проекта. Кластер-организатор проекта (концессионер), несет ответственность за осуществление общественной функции [3]. Таким образом, проектное финансирование будет рассмотрено со стороны концессионера, реализующего проект, и инвестора, финансирующего проект. Концендент выступает посредником с двух сторон:

  1. Участник организации проекта
  2. Участник контроля реализации проекта

В данной модели государство также выступает гарантом не только качественной реализации проекта, но и является некоторой страховкой для инвесторов, так как осуществляет контроль над деятельностью кластера в течение всего проекта.

На данном этапе развития применение данной модели сотрудничества обладает следующими положительными качествами:

  1. Проектное финансирование позволяет аккумулировать денежные средства для стратегически важных государственных задач
  2. Проектное финансирование позволяет сократить бюджетные расходы, за счет привлечения частных инвесторов
  3. Проектное финансирование позволяет извлекать прибыль всем участникам проекта (не только организатору и инвестору, но и третьим лицам)
  4. Участие в проектном финансировании позволяет приобрести репутационные преимущества его участникам

Однако существует ряд  следующих проблем:

  1. Так как программа финансирования осуществляется при поддержке государства, не каждый проект в рамках кластера может быть реализован, предпочтение отдается проекту, обладающему социальной или общественной значимостью.
  2. Постоянный государственный контроль и контроль со стороны инвесторов ограничивает деятельность кластера по реализации проекта.
  3. Кластер рискует не дополучить прибыль от реализации проекта, так как инвестор получает право напрямую финансировать свои затраты из платы за пользование объектом.

Отсутствие решения перечисленных проблем приведет к отказу кластеров от такой модели финансирования, и как следствие затруднению реализации социально значимых проектов в целом, так как государство будет не в состоянии покрыть расходы на проект за счет бюджета. Сокращение частных прямых инвестиций приведет к снижению производительности кластеров, что грозит экономике на государственном уровне [2].

Основная причина проблем проектного финансирования наличие разногласий у участников. Несмотря на то что модель сотрудничества предусматривает удовлетворение потребностей всех участников, увеличение прав одного, ограничивает права другого, что приводит к неравенству распределения финансового результата между участниками.

Решение проблем предполагает следующие задачи:

  • Расширение сферы взаимодействия участников (представители каждого участвуют в решении проблем, руководствуясь принципом равенства)
  • Разграничение полномочий каждого участника (государство контролирует качество реализации проекта; инвестор наблюдает за целесообразностью финансируемых средств; кластер отвечает за финансовый результат)
  • Расширение сферы применения проектного финансирования в рамках государственного частного партнерства при реализации кластерных научно-производственных проектов

Для решения проблем необходимо выяснить, за счет каких показателей обеспечивается эффективность проектного финансирования. Оценка эффективности проектного финансирования базируется на анализе эффективности вложенных инвестиций и кластера в целом. Так как кластер представлен группой организаций основой анализа его деятельности является консолидированная бухгалтерская и (или) управленческая отчетность, на материалах данной отчетности рассчитывают основные показатели, характеризующие эффективность кластера. Рассмотрим основные показатели и их оптимальные значения, при которых инвестору выгодно вкладывать денежные средства. Так как деятельность кластера в реализуемом проекте напрямую зависит от вложенных инвестиций, кластер предложит наилучший вариант для инвестора, то есть в данной ситуации интересы концессионера и  инвестора совпадут.

 

Показатели моделей проектного финансирования

Для оценки эффективности проекта и вложенных в него инвестиций существует две основные группы методов [4]:

  1. Статистические методы
  2. Динамические методы

Данные методы основываются на шести показателях: срок окупаемости инвестиционного проекта (PP) и рентабельность инвестиционного проекта(ARR), относящиеся к статистическим методам; чистый дисконтированный доход (NPV), внутренняя норма прибыл (IRR), индекс прибыльности (PI), дисконтированный срок окупаемости (DPP), относящиеся к динамическим методам.

Существует определенная закономерность между показателем и значением, к которому он должен стремиться. Инвесторам необходимо обращать внимание на данную закономерность при принятии решения финансирования того или иного проекта для наиболее выгодного инвестирования (таблица 1).

 

Таблица 1 – Оптимальные значения показателей эффективности

Наименование показателя Условное значение
срок окупаемости инвестиционного проекта (PP) min
рентабельность инвестиционного проекта (ARR) больше 0
чистый дисконтированный доход (NPV) max
внутренняя норма прибыли (IRR) max
индекс прибыльности (PI) больше 1
дисконтированный срок окупаемости (DPP) min

 

При данных значениях показателей проект наиболее выгоден инвесторам, а, следовательно, наиболее реален для осуществления кластеру.

Приведение данных показателей к вышеперечисленным значениям позволит решить проблемы связанные с проектным финансированием и достичь следующих результатов:

  • расширение сферы использования проектного финансирования;
  • независимая оценка деятельности кластеров;
  • привлечение частных инвестиций в сфере социально значимых проектов;
  • повышение эффективности проектного финансирования.

В условиях неопределенности, многообразия внешних и внутренних позитивных и негативных факторов обоснование ставки дисконтирования для расчета показателей по проекту является сложной задачей, т.к. сложно оценить все риски. Авторы придерживаются подхода по выбору ставки дисконтирования на основе подходов в банковском кредитовании.

При анализе проектного финансирования в рамках кластера, исследования в области реализации проекта и его привлекательности для инвестиций может быть не достаточно, поэтому применяется анализ деятельности кластера в целом [7]. На данный момент Тиньгаевым А.М. предложена система мониторинга эффективности деятельности кластера, которая включает ряд наиболее важных аспектов:

  1. Экономическая эффективность кластера.

Определяется по количеству удачно реализованных проектов, полученной прибыли от их работы, а также объему будущих проектов. Данные показатели определяют экономическую устойчивость кластера и его конкурентоспособность. Причем стоить рассматривать не только группу в целом, но и каждую организацию отдельно, так как убыточность одного участника кластера несет угрозу всей деятельности.

  1. Эффективность реализации кластерной политики

В целом данный аспект характеризуется деятельностью государства в области продвижения деятельности кластера. Помощь в создании, предоставление льгот и подобные меры для распространения деятельности  групп предприятий. Разработка грамотной кластерной политики позволит кластерам наиболее успешно и экономически выгодно осуществлять действия в рамках повышения конкурентоспособности и диверсификации экономики.

  1. Эффективность мер государственной поддержки

Напрямую связана с кластерной политикой, помощь государства в реализации проектов кластера может быть представлена одной из моделей ГЧП. При этом государственная поддержка не ограничивается правовой базой или методологической помощью, а так же включает финансовую поддержку. Данный вид взаимодействия привлекателен не только для участников кластера, но и для самого государства, так как реализуются необходимые и значимые для общества проекты.

  1. Эффективность кластерного управления

Административно-управленческий аппарат играет важную роль в осуществлении деятельности кластера. Координация всех участников кластера позволяет своевременно реагировать как на внутренние, так и внешние изменения. Грамотное управление сложной системой группы организаций является обязательным условием экономической устойчивости.

  1. Эффективность кластерной стратегии

Данный аспект является основным при реализации управления. Общая цель деятельности кластера определяет задачи для успешного существования кластера и способствует экономически выгодному существованию каждого его участника.

  1. Эффективность информационной политики

Определяет актуальность деятельности кластера. Своевременное получение информации способствует быстрому реагированию управленческого аппарата, что определяет эффективную деятельность кластера. К тому же современные тенденции вынуждают каждую организацию повышать свою как техническую, так и технологическую базу, чтобы минимизировать издержки осуществления своей деятельности.

  1. Эффективность механизмов регулирования кластера

Могут осуществляться как внутренне, так и внешне. Внутренние механизмы предполагают саморегулирование посредством изменения политики организации через управленческий аппарат. Внешние, как правило, носят государственный характер и рассматривают законность деятельности кластера. Регулирование деятельности кластера играет ключевую роль для эффективной деятельности в быстро меняющихся экономических условиях.

В качестве методического инструмента для прогноза, оценки и анализа результатов проектов авторами разработана схема, основанная на применении метода «Проблемы и решения» [5].

 

Результаты анализа эффективности проектного финансирования в рамках ГЧП при реализации кластерных научно-производственных проектов на основе метода «Проблемы и решения»

Рисунок 1. Результаты анализа эффективности проектного финансирования в рамках ГЧП при реализации кластерных научно-производственных проектов на основе метода «Проблемы и решения»

 

Этот метод рекомендуется для мониторинга результатов кластерной политики на периодической основе как «дорожную карту» достижения желаемого состояния по результатам проектного финансирования.

Содержание схемы показывает проблемы и желаемое состояние.

Например, проблема 1: программа финансирования осуществляется при поддержке государства, поэтому не каждый проект в рамках кластера может быть реализован, предпочтение отдается проекту, обладающему социальной или общественной значимостью.

Желаемое состояние – цель, например: 1. Полное удовлетворение интересов и потребностей всех участников проекта. Далее по схеме показаны  причины проблем и их последствия.

После чего ставятся задачи. Например: 2.  Уточнение разграничения полномочий каждого участника (государство контролирует качество реализации проекта; инвестор наблюдает за целесообразностью финансируемых средств; кластер отвечает за финансовый результат).

Измерение результатов выполняется с помощью группы показателей. Например: 3. Достижение значений плановых показателей, рекомендуемых для кластеров органами государственной власти, ассоциациями кластеров и иными институтами развития при разработке стратегий, программ и иных документов по развитию кластеров.

Формирование и развитие кластеров в различных сегментах экономики может способствовать  улучшению показателей оценки экономической безопасности на региональном уровне.

Рассмотренные идеи могут рассматриваться как предложения по изменениям порядка мониторинга кластерного развития региона, включая возможность внедрения схемы «Проблемы и решения» в деятельность институтов регионального развития, программы развития кластеров и отчеты о выполнении программ развития кластеров.

Метод «Проблемы и решения» на примере анализа эффективности проектного финансирования позволяет представить результаты изучения проектов в удобном для обсуждения экспертами виде. Пример разработанной схемы может использоваться как при подготовке программ и стратегий развития кластеров, документов для получения бюджетного финансирования в дополнение к таблицам SWOT-анализа, так и при выполнении экспертизы проектов в ходе подготовки оценочных заключений специалистами государственных и частных организаций.

Рассмотренные вопросы приобретают значимость с позиции мониторинга региональной кластерной политики. Для учета интересов различных пользователей заказчиков информации необходима организация технологии  многоуровневой экспертизы эффективности кластерных инициатив на основе ГЧП  с привлечением экспертов различного статуса из контрольно-надзорных органов и независимых организаций. В экспертной работе необходимо оценивать рассмотренные количественные показатели, а также подходы к оценке внутреннего взаимодействия между участниками кластерных проектов.

 

Заключение

В целом деятельность кластеров оценивается по количеству удачно реализованных проектов, которые повышают конкурентоспособность группы. Сведение к минимуму варианта неокупаемости проекта подтверждает эффективность деятельности кластера и расширяет возможности привлечения проектного финансирования.

Форма взаимодействия государства, кластера и частных инвесторов наиболее удачна для всех участников проекта. Каждый получает возможность получить выгоду, как  в финансовом плане, так и в рамках повышения репутационных показателей. Анализ проектов и деятельности кластера в целом позволяет выделить основные риски и минимизировать их путем грамотного взаимодействия участников проекта. Данный способ привлечения проектного финансирования наиболее безопасен, так как каждый участник представляет свои интересы, и их координация способствует успешной реализации задуманного проекта.

Предложенная форма предоставления сведений о проекте позволяет оценить возможные риски не только участникам, но и экспертам.  Своевременное выявление рисков позволит участникам минимизировать их, и как следствие повысить прибыльность и привлекательность для инвесторов. Представители государственных надзорных органов при анализе проекта в данной форме смогут заверить участников в добросовестной реализации социально значимого проекта.

Результаты исследования показывают сложность мониторинга в виду наличия различных задач из-за потребностей заказчиков информации.

Реализация подходов к совершенствованию мониторинга кластерного развития на основе анализа и контроля системы показателей уполномоченными органами кластеров, органами государственной власти и институтами развития может позволить повысить достоверность оценки влияния его результатов на экономические показатели регионального уровня для принятия необходимых управленческих решений.

Рассматривая подходы к решению научной проблемы по организации и проведению мониторинга проектного финансирования кластерных инициатив, разработке методического обеспечения для выполнения мониторинга, а также учитывая сложность процессов и не проработанность отдельных вопросов в нормативных и корпоративных документах, научной литературе, авторы полагают, что технологии мониторинга должны проходить качественную системную экспертизу с возможностями активного взаимодействия экспертов различного статуса. Качество экспертизы и ее оперативность могут быть достигнуты различными методами, например, с применением форсайт-сессий, различных вариантов экономико-математического моделирования, стратегических сессий, когнитивного моделирования, деловых игр и других методов.

 

Источники:

  1. Хлынин Э.В., Марканчев С.В. Принципы и особенности классификации различных схем проектного финансирования // Интеллект. Инновации. Инвестиции: Академический журнал. № 3. Оренбург: ОГИМ, 2011.С. 163-166.
  2. Хлынин Э.В., Титова Е.Ю. Реализация кластерного подхода при использовании проектного финансирования процесса воспроизводства основного капитала предприятия // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 5. Ч. I. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. С. 8-14.
  3. Чищеня А.В. ГЧП при реализации кластерных научно-производственных проектов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/practice/ppp.shtml(дата обращения 10.03.18).
  4. Жданов И. Ю. Шесть методов оценки эффективности инвестиций в excel [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://finzz.ru/6-metodov-ocenki-effektivnosti-investicij-v-excel-raschet-na-primere-npv-pp-dpp-irr-arr-pi.html#1(дата обращения 10.03.18).
  5. Комаров В.Ф., Волкова Л.В., Пирогов В.И. Проблемно-ориентированная методика решения организационно-экономических задач // ЭКО. 2008. № 7. С. 97-110.
  6. Каплина А.В. Особенности финансирования кластерных инициатив в разных моделях государственно-частного партнерства // Terra Economiсus. – 2012. – №4. – с.73-76.
  7. Тиньгаев А.М. Совершенствование механизма финансирования инновационных кластеров региона – Саранск, 2014 – с.194 Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук 4.

 

References

  1. Hlynin Eh.V., Markanchev S.V.  Principles and features of classification of various schemes of project financing [Principy i osobennosti klassifikacii razlichnyh skhem proektnogo finansirovaniya]// Intellect. Innovation. Investments: Academic magazine. № 3. Orenburg: OGIM, 2011. С. 163-166.
  2. Hlynin Eh.V., Titova E.Yu. Realization of the cluster approach using the project financing of the process of reproduction of the fixed capital of the enterprise [Realizaciya klasternogo podhoda pri ispol’zovanii proektnogo finansirovaniya processa vosproizvodstva osnovnogo kapitala predpriyatiya]// Izvestiya TulGU. Economic and legal sciences. Issue. 5. Part I. Tula: Publishing House of Tula State University, 2014. 8-14.
  3. Chishchenya A.V. PPP in the implementation of cluster research and production projects [GCHP pri realizacii klasternyh nauchno-proizvodstvennyh proektov] — Access mode: http://www.cfin.ru/management/practice/ppp.shtml(date circulation 10.03.18).
  4. Zhdanov I. Yu. Six methods of assessing the effectiveness of investments in excel [Shest’ metodov ocenki ehffektivnosti investicij v excel] — Access mode: http://finzz.ru/6-metodov-ocenki-effektivnosti-investicij-v-excel-raschet-na-primere-npv-pp-dpp-irr-arr-pi.html#1 (circulation date 10.03.18).
  5. Komarov V.F., Volkova L.V., Pirogov V.I. Problem-oriented methodology for solving organizational and economic problems [Problemno-orientirovannaya metodika resheniya organizacionno-ehkonomicheskih zadach]// ECO. 2008. № 7. P. 97-110.
  6. Kaplina A.V.Features of financing of cluster initiatives in different models of public-private partnership [Osobennosti finansirovaniya klasternyh iniciativ v raznyh modelyah gosudarstvenno-chastnogo partnerstva]// Terra Economius. — 2012. — №4. — p.73-76.
  7. Tin’gaev A.M. Perfection of the mechanism of financing innovative clusters of the region [Sovershenstvovanie mekhanizma finansirovaniya innovacionnyh klasterov regiona] — Saransk, 2014 — p.194.

Региональное предпринимательство