Главная страница » Публикации » №1 (49) » Государственные и муниципальные услуги налоговых органов: зарубежный и российский опыт

Государственные и муниципальные услуги налоговых органов: зарубежный и российский опыт

State and municipal services tax agencies: foreign and Russian experience

Авторы

Бондарева Наталья Анатольевна
к. э. н., доцент кафедры оценочной деятельности и корпоративных финансов
Россия, Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
bna008@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрены характеристики понятия услуги, государственной услуги и услуги налоговых органов. На основе анализа Законодательных и Нормативно-правовых актов по предоставлению государственных услуг выявлено, что оказываемые государственные и муниципальные услуги налоговых органов не отвечают их экономической сущности. Сделаны выводы о целесообразности оказания налоговыми органами услуг налогоплательщикам на основах сотрудничества при получении налогоплательщиком финансово-экономического эффекта.

Ключевые слова

государственные и муниципальные услуги, услуги налоговых органов, налоговые органы, территориальные налоговые органы

Рекомендуемая ссылка

Бондарева Наталья Анатольевна

Государственные и муниципальные услуги налоговых органов: зарубежный и российский опыт// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (49). Номер статьи: 4925. Дата публикации: 22.02.2017. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4925/

Authors

Bondareva Natal'ja Anatol'evna
PhD, Associate Professor of Department of valuation activities and corporate finance
Russia, Moscow Financial-Industrial University "Synergy"
bna008@mail.ru

Abstract

The paper reviewed and identified characteristics of the concept of services, public services and the tax authorities. Based on the analysis of Legislative and Normative-legal acts on provision of government services revealed that the services provided by the tax authorities do not meet their economic nature. Conclusions on the feasibility of providing tax authorities with services to taxpayers on the basis of cooperation upon receipt by the taxpayer of the financial and economic effect.

Keywords

state and municipal services, tax authorities, tax authorities, the territorial tax authorities

Suggested Citation

Bondareva Natal'ja Anatol'evna

State and municipal services tax agencies: foreign and Russian experience// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (49). Art. #4925. Date issued: 22.02.2017. Available at: https://eee-region.ru/article/4925/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

В настоящее время налоговые органы расширяют деятельность по предоставлению налогоплательщикам услуг. Указ Президента Российской Федерации «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» [20], «Концепция кадровой политики ФНС России» [21] определяют основное содержание кадровой политики в налоговых органах на период до 2020 года и представляют собой совокупность правил и норм, целей и представлений, которые определяют направление и содержание работы с персоналом налоговых органов в отношении качественного сервисного обслуживания налогоплательщиков.

Например, ФНС России разместило на сайте следующее объявление: «Жители области могут воспользоваться услугами налоговиков на «Мобильных налоговых постах»: получить «информацию о начисленных налогах по имеющимся у них объектам налогообложения, порядке предоставления налоговых льгот, сроках уплаты имущественных налогов, … узнать о применении повышающего коэффициента при расчете транспортного налога на дорогостоящие автомобили.

Также ФНС России и МФС (Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) заключили Соглашение о взаимодействии при организации предоставления услуг Федеральной налоговой службой. В частности, предоставляются услуги государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, предоставлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения,  прием заявлений на получение льгот от налогоплательщиков физических лиц; информирование физических лиц о задолженности по налогам и т.п.

Рассмотрим некоторые понятия и положения о сущности услуг государства и налоговых органов.  Ведь с развитием институциональной налоговой среды все более возникает необходимость в сбалансированности интересов институтов общества и государства и их взаимодействии на принципах сотрудничества, партнерства и открытости, разработанных Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которые стремится внедрить Россия в налоговый контроль.

 

Опыт зарубежных стран в налогообложении и развитии налоговых систем

Большой опыт зарубежных стран в налогообложении и развитии налоговых систем, действующих на основе партнерства, сотрудничества и открытости,  помог им определить основные приоритеты налоговой политики, направленной на демократизацию взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков. Этому уделено большое внимание многих российских исследователей: Князева В.Г. [11], Воловика Е. [22], Черника Д.Г. [23], Поповой Л.В. [24], Кучерова И.И. [25], Бобоева М.Р. [26] и др., которые анализируют эффективность налогового администрирования за рубежом, права и обязанности налогоплательщиков. В их работах отмечается, что контрольная работа налоговых органов основана на взаимном уважении субъектов налогового контроля, реализации  законных прав налогоплательщика. Например, «большинство стран предусматривают обязательное сотрудничество с проверяемым налогоплательщиком. В Германии, Канаде, США, Нидерландах,  Японии и Швеции отсутствует ограничение срока контроля на месте: срок оговаривается только в случае мошеннического поведения, способного быть прерванным отправлением уведомления о проверке» [11]. Кроме того, налогоплательщики обязаны обращаться в налоговый орган каждый раз при открытии нового бизнеса или совершении новой сделки для консультации о соответствии своих действий законодательству и по поводу возникновения налогового риска. А работники налоговых органов обязаны на основании заключенных соглашений рассмотреть варианты предпринимаемых действий налогоплательщика с точки зрения законности, оптимизации бизнеса и доходности государства [27]. Цветков И.В. [19] считает, что взаимоотношения на основе принципа сотрудничества исключают формальный подход к применению норм налогового законодательства. Такая концепция деятельности налоговых органов помогает не только налогоплательщику, но и налоговым органам в оптимизации своей деятельности.

 

Сущность государственных и муниципальных услуг налоговых органов

Прежде всего, рассмотрим понятия услуги и государственной услуги, так как необходимо проанализировать их сущность и признаки для соотнесения с оказанием услуг в сфере налогообложения.

Существуют различные подходы к определению понятия услуги. Так, в соответствии со словарем Ушакова, услугой является действие, приносящее помощь, пользу другому [16]. «Услуга… означает не что иное, как ту особую потребительную стоимость, которую доставляет этот труд, подобно всякому другому товару, но особая потребительная стоимость этого товара получила специфическое название «услуга» потому, что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности», — такое определение дает К.Маркс [14].  Ф. Котлер трактует услугу, как «любую деятельность, которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо» [13]. Следовательно, услугой является такой вид деятельности или выполнение работ, в процессе которых продукт создается во взаимодействии создателя продукта и потребителя. При оказании услуги надо ответить на вопросы: что должно измениться у получателя услуги?  какую цель он преследует, получая услугу? Особенность понятия «услуга» сводится к тому, что она не существует как таковая до момента ее предоставления. Только с получением услуги возможна ее оценка в денежных единицах. Данный момент осложняет оценку услуги и затрудняет развитие рынка услуг, являющихся результатом деятельности организаций непроизводственной сферы.

Выделим основные характеристики услуги: изменение качества продукта, наличие взаимодействия создателя и потребителя, наличие желания потребителя.

В связи с этим выделим определение Шаститко А.Е., который под публичной услугой понимает частные (индивидуализированные) блага, предоставляемые органами государственной власти и управления гражданам и организациям (физическим и юридическим лицам), как правило, в физической форме [17]. Л.К. Терещенко уточняет, что оказание услуг государством – это оказание услуг органами власти [15]. Кузьмин А.В. предлагает считать государственной услугой «нормативно установленный способ обеспечения прав и свобод, а также законных интересов граждан и организаций, осуществляемый посредством взаимодействия физического или юридического лица (потребителя услуги) с органом исполнительной власти и (или) государственной организацией» [13].

Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» прямо в названии содержит термин «услуга». Он определяет услугу как деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти,… которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, при этом оговаривается возможность получения государственных и муниципальных услуг, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя. При этом государство большое внимание уделяет качеству предоставляемых услуг: сокращение времени на получение услуги, введение электронного документооборота, создание условий для работы в государственном органе, получение консультаций и т.д. [9].

Рассмотрим содержание государственной услуги, заложенной в законах. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» регулирует повышение эффективности использования средств бюджета, расходуемых на реализацию оказания услуг. За счет этого предполагается стимулирование сокращения внутренних издержек и создание стимулов к оптимизации деятельности государственных (муниципальных) органов [2].  Федеральный закон от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определяет услугу как «деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти,… которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации» [3].

В «Комплексных рекомендациях» по реализации вышеназванного закона предлагается считать услугой «результат деятельности учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица – получателя услуги» [8].

Получение услуги государства должно быть выгодно для общества при существовании альтернативных услуг в коммерческих организациях.

Следовательно, государственной услугой будем считать деятельность государства, выражающуюся во взаимодействии с обществом, направленную на удовлетворение законных требований граждан и действий по оптимизации государственных структур.

НК РФ не упоминает в своих нормах оказание услуг налоговыми органами. Рассмотрим в связи с этим п.1 ст.32 НК РФ, в которой регламентируется работа с налогоплательщиками. Она предусматривает обязанность налоговых органов:

  • бесплатно информировать налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и  их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
  • сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;
  • направлять налогоплательщику, плательщику сбора и налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;
  • представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа;
  • по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора» [1].

Из вышеприведенных положений НК РФ можно сделать вывод, что обязанности налоговых органов носят разъяснительный и информационный характер [7]. Уточним понятие «разъяснения». Так,  Головистикова А.Н. и Дмитриев Ю.А. под разъяснением понимают толкование, данное «уполномоченным на то органом, которое формулируется в специальном акте и формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы. Официальное разъяснение обязательно для всех лиц и органов, подчиненных (подведомственных) органу и распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой, обеспечивая тем самым единообразие и правильное проведение в жизнь ее предписаний. Его действие зависит от правомочий органа, издавшего такое разъяснение, от юридической силы актов, в которых оно воплощается» [10]. Таким образом, разъяснение налоговых органов касается официального понимания положений налогового законодательства, которое и используется при рассмотрении дел в судах.

В то же время Приказ Министерства Финансов регламентирует предоставление государственной услуги именно по информированию населения [5].

Информирование же не затрагивает разъяснений в смысле понимания процессов или норм законов, оно является инструментом [18], который дает толчок к активному действию гражданина в выполнении закона или требования.

 

Выводы

Следовательно, перечень обязанностей налоговых органов нельзя рассматривать как услуги, так как в них отсутствует просьба, заявка или пожелание потребителя оказать ему услугу в соответствии со своими экономическими интересами, в данном случае – это получение экономического эффекта. Следовательно, НК РФ не содержит права или обязанности налоговых органов оказывать услуги.

Кроме информационной обязанности налоговые органы призваны осуществлять контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов налогоплательщиками. Данная деятельность государства имеет экономическую сущность, так как преследует цель контроля за постоянным распределением вновь созданного продукта предприятий в бюджеты и тем самым способствовать развитию экономики. Целесообразно включать в деятельность сотрудников налоговых органов услуги, касающиеся экономической деятельности организаций.

 

Литература

  1. НК РФ. Части первая и вторая: текст с изм. и доп. на 25 января 2013 г. – М. : Эксмо, 2013. – 1056 с. – (Актуальное законодательство).
  2. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
  3. Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
  4. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44 – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». пп. 3 п.2 ст.15.
  5. Приказ Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) от 2 июля 2012 г. N 99н г. Москва «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)»
  6. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
  7. Письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 21 сентября 2010 г. № 03-02-08/51 «О применении пункта 1 статьи 34.2 Налогового кодекса».
  8. Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
  9. Бондарева Н.А., Ягодкина И.А. Совершенствование налогового контроля – фактор обеспечения баланса фискальных интересов государства и бизнеса // « ХV Международная научно-практическая конференция: «Научные перспективы ХХI века. Достижения и перспективы нового столетия». Международный Научный Институт «Educatio». – № 8 (15). 2015. – С.47 – 50.
  10. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права. – М.: ЭКСМО, 2005.- С.482.
  11. Князев В.Г. Тенденции развития налоговых систем зарубежных стран // Налоговый вестник. 1998. — № 9.
  12. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. Экспресс-курс. 2-е изд. / пер. с англ.; под ред. С.Г. Божук. СПб.: Питер, 2005.- 464 с. — С. 301.
  13. Кузьмин, А. М. Методы поиска новых идей и решений / А. М. Кузьмин, Е. А. Высоковская. — С.15 Методы менеджмента качества [Текст] : ежемесячный научно-технический журнал. — М.: ООО «РИА «Стандарты и качество», 2013г. — № 5.
  14. Маркс К. Теории прибавочной стоимости. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 26, ч. I. — 413 с. — С. 398.
  15. Терещенко Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал Российского права.- 2004. — №10.
  16. Толковый словарь русского языка: В 4 т. — М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1935-1940.
  17. Шаститко А.Е. Организационные рамки предоставления публичных услуг // Вопросы экономики. -2004. — № 7.
  18. Масуренков В. Информационная сущность рекламы //Домашняя Лаборатория Компьютерных Исследований Доклад на экономическую конференцию РГУ. http://referat.ru/download/ref-4785.zip], 20.05.2002.
  19. Цветков И.В. Партнерство в налоговой сфере: миф или реальность // Материалы Международного науч.-практ. симпозиума по актуальным проблемам налоговой политики. – www.nalog-forum.ru 4.
  20. Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)»
  21. Приказ Федеральной налоговой службы от 11 июля 2011 г. № ММВ-7-4/436@ «Об утверждении Концепции кадровой политики Федеральной налоговой службы»
  22. Воловик Е. Обслуживание налогоплательщиков в Дании // Налоговый вестник. 1996. — № 1.
  23. Черник Д.Г. Все решат за вас. Налоговый консультант должен стать посредником во взаимодействии налогоплательщиков и ФНС //Российская Бизнес-газета — Налоговое обозрение . – 2013. — №897 (19).
  24. Попова Л.В. Налоговые системы зарубежных стран. М., 2008. – 231с.
  25. Кучеров И.И. Налоговое право зарубежных стран. Курс лекций. — М.: АО «Центр ЮрИнфоР». – 247с.
  26. Бобоев М.Р. Мамбеталиев Н.Т., Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран: Содружество Независимых Государств. М.: Гелиос АРВ, 2006. — 623 с.
  27. Слепов В.А., Князев В.Г. Финансы: Учебник — 3-е изд.,перераб. и доп. (ГРИФ) / М.: Магистр, 2008. — C.124.

 

References

  1. Of the Tax Code. Parts one and two: text rev. and ext. 25 January 2013 — Moscow: Eksmo, 2013 — 1056. — (Current legislation).
  2. Federal Law of May 8, 2010 № 83-FZ «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in connection with the improvement of the legal status of state (municipal) institutions» [O vnesenii izmenenij v otdel’nye zakonodatel’nye akty Rossijskoj Federacii v svjazi s sovershenstvovaniem pravovogo polozhenija gosudarstvennyh (municipal’nyh) uchrezhdenij].
  3. Federal Law of July 27, 2010 № 210-FZ «On the organization of public and municipal services» [Ob organizacii predostavlenija gosudarstvennyh i municipal’nyh uslug].
  4. Federal Law of April 5, 2013 № 44 — FZ «About contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs» [O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlja obespechenija gosudarstvennyh i municipal’nyh nuzhd]. Nos. 3 paragraph 2 of Article 15.
  5. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation (Russian Ministry of Finance) on July 2, 2012 N 99n Moscow «On approval of the Administrative Regulations of the Federal Tax Service for the provision of public services for free awareness (including in writing) of taxpayers, payers of fees and tax agents on existing taxes and fees, the legislation on taxes and fees and received in accordance with it normative legal acts, the procedure of calculation and payment of taxes and duties, rights and obligations of taxpayers, payers of fees and tax agents, the powers of tax authorities and their officials, as well as the reception of tax declarations (calculations) [Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta Federal’noj nalogovoj sluzhby po predostavleniju gosudarstvennoj uslugi po besplatnomu informirovaniju (v tom chisle v pis’mennoj forme) nalogoplatel’shhikov, platel’shhikov sborov i nalogovyh agentov o dejstvujushhih nalogah i sborah, zakonodatel’stve o nalogah i sborah i prinjatyh v sootvetstvii s nim normativnyh pravovyh aktah, porjadke ischislenija i uplaty nalogov i sborov, pravah i objazannostjah nalogoplatel’shhikov, platel’shhikov sborov i nalogovyh agentov, polnomochijah nalogovyh organov i ih dolzhnostnyh lic, a takzhe po priemu nalogovyh deklaracij (raschetov)]»
  6. Presidential Decree of May 7, 2012 № 601 «On the main directions of improving governance [Ob osnovnyh napravlenijah sovershenstvovanija sistemy gosudarstvennogo upravlenija]».
  7. Letter from the Russian Federation Ministry of Finance on September 21, 2010 № 03-02-08 / 51 «On the application of paragraph 1 of Article 34.2 of the Tax Code [O primenenii punkta 1 stat’i 34.2 Nalogovogo kodeksa]».
  8. Complex recommendations to the executive authorities of subjects of the Russian Federation, bodies of local self-government on the implementation of the Federal Law of May 8, 2010 № 83-FZ «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in connection with the improvement of the legal status of state (municipal) institutions [O vnesenii izmenenij v otdel’nye zakonodatel’nye akty Rossijskoj Federacii v svjazi s sovershenstvovaniem pravovogo polozhenija gosudarstvennyh (municipal’nyh) uchrezhdenij]».
  9. Bondareva N.A., Jagodkina I.A. Improving tax control — a factor to balance the fiscal interests of the state and business [Sovershenstvovanie nalogovogo kontrolja – faktor obespechenija balansa fiskal’nyh interesov gosudarstva i biznesa]// «XV International Scientific and Practical Conference» Scientific Perspectives XXI century. new century: achievements and prospects «. International Institute of Science «Educatio». — № 8 (15). 2015. — P.47 — 50.
  10. Golovistikova A.N., Dmitriev Ju.A. Problems of the theory of state and law [Problemy teorii gosudarstva i prava]. — M .: Eksmo, 2005.- S.482.
  11. Knjazev V.G. Tendencies of development of tax systems of foreign countries [Tendencii razvitija nalogovyh sistem zarubezhnyh stran]// Tax Bulletin. 1998. — № 9.
  12. Kotler F. Marketing Management [Marketing-menedzhment]. Express course. 2nd ed. / Per. with English .; ed. SG Bozhuk. SPb .: Peter, 2005.- 464 p. — S. 301.
  13. Kuz’min, A. M. Methods of search of new ideas and solutions [Metody poiska novyh idej i reshenij]/ A. M. Kuz’min, E. A. Vysokovskaja. — P.15 quality management methods [Text]: the monthly scientific and technical journal. — M .: OOO «RIA» Standards and Quality «, 2013 -. 5 number.
  14. Marks K. Theories of Surplus Value [Teorii pribavochnoj stoimosti]. – Marks K., Jengel’s F., Collected Works, Vol 26, Part I. The -… 413 p. — S. 398.
  15. Tereshhenko L.K. Services: government, public, social [Uslugi: gosudarstvennye, publichnye, social’nye]// Russian Journal prava.- 2004. — №10.
  16. Dictionary of Russian language: 4 volumes — M .: Gos.. Inst «Owls Encyc..»; OGIZ; Gos. publ foreign. and nat. Words, 1935-1940.
  17. Shastitko A.E. The institutional framework of public services [Organizacionnye ramki predostavlenija publichnyh uslug]// Questions of economy. -2004. — № 7.
  18. Masurenkov V. Informational essence of advertising [Informacionnaja sushhnost’ reklamy] // Home Computing Research Laboratory Report on the economic conference RSU. http://referat.ru/download/ref-4785.zip], 20.05.2002.
  19. Cvetkov I.V. Partnership in the area of tax: Myth or Reality [Partnerstvo v nalogovoj sfere: mif ili real’nost’]// Proceedings of the International scientific-practical. Symposium on topical issues of tax policy. — Www.nalog-forum.ru 4.
  20. Presidential Decree of 10 March 2009 № 261 «On the federal program» Reform and Development of the Russian Federation Civil Service System (2009-2013) [Reformirovanie i razvitie sistemy gosudarstvennoj sluzhby Rossijskoj Federacii (2009-2013 gody)]»
  21. Order of the Federal Tax Service of July 11, 2011 № MMV-7-4 / 436 @ «On approval of the Federal Tax Service of the Personnel Policy Concept [Ob utverzhdenii Koncepcii kadrovoj politiki Federal’noj nalogovoj sluzhby]».
  22. Volovik E. Taxpayers Service in Denmark [Obsluzhivanie nalogoplatel’shhikov v Danii]// Tax Bulletin. 1996. — № 1.
  23. Chernik D.G. All will decide for you. Tax consultant should become a mediator in the interaction of taxpayers and the Federal Tax Service of Russia [Vse reshat za vas. Nalogovyj konsul’tant dolzhen stat’ posrednikom vo vzaimodejstvii nalogoplatel’shhikov i FNS]// Business newspaper — Tax Review. — 2013. — №897 (19).
  24. Popova L.V. Tax systems of foreign countries [Nalogovye sistemy zarubezhnyh stran]. M., 2008. — 231C.
  25. Kucherov I.I. Tax law of foreign countries [Nalogovoe pravo zarubezhnyh stran]. Lecture course. — M .: JSC «Center YurInfoR». — 247s.
  26. Boboev M.R. Mambetaliev N.T., Tjutjurjukov N.N. Tax systems of foreign countries: the Commonwealth of Independent States [Nalogovye sistemy zarubezhnyh stran: Sodruzhestvo Nezavisimyh Gosudarstv]. M .: Gelios ARV, 2006. — 623 p.
  27. Slepov V.A., Knjazev V.G. Finance [Finansy]: Textbook — 3rd ed., Revised. and ext. (Neck) / M .: Master, 2008. — C.124.

Еще в рубриках

Государственное и муниципальное управление

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *