Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №2 (38), 2014

Расширение социального найма жилья и жилищная обеспеченность в постиндустриальных агломерациях

Expansion social housing rent and housing provision in post-industrial agglomerations

Авторы


кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления
Тюменский государственный университет
kov.1056@mail.ru

Аннотация

В статье идет речь о решении проблем обеспечения граждан жильем, активизации трудовой и жилищной миграции, сдерживании роста цен на жилье. Некоммерческий найм жилья рассмотрен как эффективный инструмент регулирования жилищной обеспеченности и кадрового набора для инновационного бизнеса и для учреждений социальной сферы в агломерациях, средних и малых городах. Оценена потребность в аренде жилья для квалифицированных кадров и молодых специалистов машиностроительных предприятий в Тюменском регионе. В статье рассмотрен дополнительный элемент жилищной инфраструктуры – жилищный фонд некоммерческого найма, полезный для модели Тюменской агломерации.

Ключевые слова

жилищная обеспеченность, рынок арендного жилья, жилищный фонд некоммерческого найма, цена на жилье, заинтересованность застройщиков, барьеры для мобильности квалифицированных работников, региональные жилищные программы , модель агломерации с кадровым обеспечением

Рекомендуемая ссылка
Ковалева Любовь Васильевна
Расширение социального найма жилья и жилищная обеспеченность в постиндустриальных агломерациях// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (38). Номер статьи: 3810. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/3810/
Authors

Kovaleva Liubov Vasilevna
P.H.D., docent of State and municipal administration department
Tyumen State University
kov.1056@mail.ru

Abstract

The article deals with resolving problems of activation of labour and housing migration and of regulation of price growth. The non-commercial rent is the effective means of housing support regulation and the condition of staff recruitment for innovation business and social institutions in medium and small towns. In Tyumen region we can observe the requirement of housing rent for professionals and young staff of engineering factories. The extra element of housing infrastructure - housing Fund of non-commercial rent, which is useful for the model of Tyumen agglomeration is considered with the addition of housing infrastructure.

Keywords

housing support, the rental housing market, housing Fund of non-commercial rent, housing cost, interest of housing builders, obstacles for labour resources mobility, regional housing programs model of agglomeration with staffing

Suggested Citation
Kovaleva Liubov Vasilevna
Expansion social housing rent and housing provision in post-industrial agglomerations. Regional economy and management: electronic scientific journal. №2 (38). Art. #3810. Date issued: 2014-05-29. Available at: https://eee-region.ru/article/3810/

Print Friendly, PDF & Email
Арендное жилье помогает решению коренных социальных и экономических проблем: обеспечению граждан жильем выбираемого уровня, активизации трудовой и жилищной миграции, сдерживанию необъяснимого, по экономическим причинам, роста цен на приобретаемое жилье. Есть инициатива превратить его в инновационный инструмент жилищного обеспечения и регулирования жилищного рынка в России. C начала 2013г. проведены определенные меры по содействию  реализации распоряжения Правительства РФ «Об утверждении перечня мероприятий по формированию рынка доступного арендного жилья и развития некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода»(1). Создание фондов арендного жилья, вертикально–ориентированной структуры операторов арендного жилья в различных организационно-правовых формах начато в нескольких регионах Российской Федерации.

Действительно, в движении к  индустриально-инновационному развитию российских регионов непреложно  то, что жилищно-строительная  отрасль и обеспечение жильем приобретает приоритетное значение.  Однако статистика свидетельствует о том, что объемы возведения и ввода в эксплуатацию жилья  для россиян  критически малые!  Приведем только одно сравнение с объемами и стоимостью жилищного строительства в Китае сегодня и 20 лет назад.

Для сопоставления Объемы возведения нового жилья в расчете на число постоянного населения,
кв.м / чел.
Себестоимость 1 кв.м  новой жилой пощади экономкласса с отделкой,  $
2012г. 1993г.
Россия 0,35 0,0001 1000 – 1500
 КНР 30 3 250

В соответствии с официальными сведениями об имеющемся жилищном фонде, обеспеченность жильем в России сложилась очень низкая. Официальная статистика дает цифру обеспеченности жильем в России – 23 кв. м,  но поскольку в этот показатель входят и аварийное и непригодное для проживания жилье, то более реальное исчисление жилищной обеспеченности жильем (а не ветхим укрытием) – около 19 кв. м на душу населения. Несопоставимые с современными цивилизованными практиками — средние условия жизнедеятельности россиян. Слабые прогнозы жилищной обеспеченности усугубляются денежно-кредитным фактором  недоступной дороговизны ипотечного кредита для населения и заемных средств — для   застройщиков.

На этом фоне неплатежеспособность домохозяйств к улучшению жилищных условий через рыночную покупку остается удручающе высокой. Маркетинговое исследование провел НП Фонд содействия развитию жилищного строительства и опубликовал вывод, что 60% российских домохозяйств испытывают потребность в улучшении жилищных условий, но платежеспособными претендентами на улучшение, с учетом ипотечных технологий, являются не более 15% (2). При этом действительно и то, что для людей, занятых в бюджетной сфере или на рабочих и инженерно-технических местах в новых высокотехнологичных производствах,  насущная жилищная проблема образует не менее актуальный, но более обширный социальный заказ. Учителя, врачи, молодые ученые, аспиранты, муниципальные служащие нуждаются в улучшении жилищных условий не зависимо от стадии формирования их семей. К их числу примыкает и отряд нуждающихся специалистов инженерных, технологических специальностей в динамично развивающихся промышленных компаниях в городских агломерациях и агропромышленных хозяйствах муниципальных районов, в сельских поселениях. Речь идет о квалифицированных и перспективных специалистах для покрытия кадрового голода, который отмечают все без исключения российские регионы с положительной динамикой промышленных отраслей.

Возможно ли приступить к выполнению социального заказа на жилье? Политическое решение данной проблемы затянулось, однако известный Указ Президента от 7 мая 2012 г. N 600 «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» определил поручения правительству, предусматривающие до января 2013 г. обеспечить формирование рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода. В качестве количественного ориентира приведем  цифры, закрепленные в данном юридическом документе: ввести до конца 2015 года  3,3 млн кв. метров жилья в арендных многоквартирных домах, что составляет 7,4 % от общей площади вводимого жилья, к 2020 г. долю арендного жилья в новостройках довести до 10 %.

Такова объективная необходимость выбора инструмента выполнения государством  социального заказа в условиях критически малых объемов новостройки для покрытия жилищных нужд в развитых и сформировавшихся агломерациях. Если в качестве первого шага по формированию рынка доступного арендного жилья понимать необходимость легализации сложившихся практик арендных отношений, то в рамках проведенного
исследования  «Институтом экономики города», сторонники такого шага выявлены как среди нынешних арендаторов, так и среди арендодателей жилья.

Эксперты определили  вполне реальными в заданный срок  условия легализации арендных отношений, и Министерство регионального развития их поддерживает:

  • снижение налогов для наймодателей с 13% НДФЛ до 6%
  • стандартизация договорных отношений, прав и обязанностей арендаторов и арендодателей;
  • стандартизация качества предоставляемого жилья;
  • упрощение регламентов регистрации арендного жилья и связанных с ним отношений.

Российский законодатель сделал свой вклад в сближение насущных социальных потребностей с формами законодательного  регулирования будущего расширенного рынка арендного жилья. Государственная  Дума РФ в марте 2013г. приняла в первом чтении законопроект, закладывающий основы создания в России института некоммерческого найма жилья  и развития рынка арендного жилья. Законодатель вносит в Жилищный кодекс классификацию видов жилищного фонда с использованием новых понятий и введением двух уровней классификации в зависимости от целей использования жилищного фонда. Жилищный фонд предстает как две группы в зависимости от целей использования:

  • жилищный фонд потребительского использования (заменяет прежнее понятие «индивидуальный жилищный фонд») — совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами – собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования. К нему не относится жилье, находящееся в собственности организаций или публично-правовых образований, которое по сегодняшнему определению попадает под рамки индивидуального жилищного фонда;
  • жилищный фонд найма — совокупность жилых помещений всех видов жилищного фонда за исключением жилищного фонда потребительского использования.

Таким образом, законодатель устанавливает, что жилищный фонд найма – это жилые помещения, которые используются их собственниками для предоставления внаем гражданам (или в аренду индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам для последующего предоставления гражданам во владение или пользование) по различным видам договоров. При  использовании жилых помещений из фонда найма — ими пользуются не собственники таких помещений или члены жилищных, жилищно-строительных кооперативов, а граждане — и они используют жилые помещения на условиях найма.

В составе жилищного фонда найма будет применяться классификация жилых помещений:

а) жилищный фонд некоммерческого использования — совокупность жилых помещений, предоставляемых гражданам по договорам социального найма (жилищный фонд социального использования), договорам некоммерческого найма и договорам безвозмездного пользования;

б) специализированный жилищный фонд — жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенные для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений;

в) жилищный фонд коммерческого использования — жилые помещения частного жилищного фонда, используемые собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования с целью извлечения прибыли путем предоставления во владение и (или) в пользование по договорам найма (в том числе по договорам найма в доходных домах) и по иным возмездным договорам.

Таким образом, в договорах о пользовании жилых помещений форма жилищных прав пользователей зависит от вида жилищного фонда и целей его использования. Некоммерческий найм необходим и приемлем для тех категорий семей, которые не признаются малоимущими, но, тем не менее, они остро нуждаются в комфортных жилищных условиях в форме арендуемого по доступной цене жилья, т.к. их жизнедеятельность в развитых агломерациях связана с инновационными производствами и предприятиями. Людям в различных регионах в связи с началом новых этапов профессиональной деятельности или созданием семьи требуется на достаточно определенный срок пользование некоммерческим жилищным фондом. Некоммерческий вид найма надо понимать как промежуточную нишу между коммерческим и социальным  наймом. Экономический смысл такого найма состоит в возможности семьям накопить максимальный размер первоначального взноса на собственное жилье благодаря оптимальной стоимости аренды. Сумма платы по арендному найму должна  начисляться исходя из всех составляющих строительства и содержания дома, а в договоре найма жилья устанавливаться ограниченный срок.

Как сформировать  жилищный фонд найма? Приходит осознание того, что ипотека не решит проблемы большинства нуждающихся в жилье, ведь это долгосрочное отвлечение денежных средств, и многим молодым семьям оно не по силам. Для того чтобы рынок арендного жилья стал прозрачным и доступным в России, еще более распространенным в агломерациях и средних, малых городах, востребованы соответствующие федеральные, региональные и местные программы развития жилищного фонда найма. Эти программы последовательно разработают этапы предоставления земельных участков, подготовки инженерной инфраструктуры для строительства на участках, циклы строительных работ, а далее использования и эксплуатации  наемного арендного многоквартирного дома (либо арендного жилого дома в поселковых условиях).

Принципиальный вопрос — чем заинтересовать, чтобы застройщики могли воспользоваться выгодой, начали создавать некоммерческое жилье? Механизмы стимулирования  участвующих девелоперов это льготы по предоставлению земельных участков, софинансирование подготовки инфраструктуры, компенсация процентов по строительным кредитам и т.д.

Без участия субъектов РФ создать жилищный наемный фонд будет сложно. Стихийно сейчас такие фонды создаются в Калужской, Новгородской, Пензенской областях. На сегодняшний день ОАО «АИЖК» заключило соглашения о сотрудничестве в сфере создания рынка доступного арендного жилья с администрациями Ханты-Мансийского округа, Московской, Новосибирской, Калужской и Нижегородской областей. Начата кооперация институтов развития и региональных администраций. Агентство ипотечного жилищного кредитования прорабатывает меры стимулирования развития жилищных фондов как коммерческого, так и некоммерческого найма.

В Новосибирской области  ОАО «АИЖК» реализует проект  – там уже введены в эксплуатацию два доходных дома,  укомплектованные необходимой мебелью и бытовой техникой. Оба дома эксплуатируются единым собственником, на 100% принадлежащим субъекту РФ – Новосибирской области. Половину жилья арендуют сотрудники Новосибирского Академгородка, вторая половина – предназначена для социальной аренды. Стоимость арендной платы в 2-3 раза ниже среднегородских ставок. В этом сыграло свою роль ручное управление: при поддержке правительства области предоставлен земельный участок, решены вопросы подключения к сетям, разработан порядок предоставления субсидий гражданам для компенсации части платы за наем, приняты меры для снижения налоговой нагрузки для управляющей компании.

Региональные потребности, объемы и условия предложения жилья различаются в широком диапазоне в зависимости от экономических условий в регионе и их адаптации к инновационному укладу. Это дает отражение на состояние рынка жилья, исследованием которого заняты эксперты. В частности, обсуждается исследование «Института экономики города» о рынке жилищного строительства в регионах России с выводом о дифференцированной жилищной политике в зависимости от платежной способности населения, объемов строительного предложения в регионе и динамики внутренних социально-экономических процессов (3).

Много ли специалистов разместится в арендном жилье? Для Тюменской области характерны  передовые позиции строительного комплекса и по общим объемам вводимого в эксплуатацию нового жилья, и по объемам ввода на душу населения – область вплотную приближается к уровню ежегодного ввода нового жилья в 1 кв.м. / чел. (что в обозримом времени не представляется реальным ни в расширившейся  Москве и Московской области, ни в Санкт-Петербурге). При всем этом рынок жилья не обеспечивает реального удовлетворения жилищных потребностей  больших групп населения, поскольку обслуживает, потребности «северного» спроса, т.е. платежеспособных покупателей  Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов, проявляющих отложенный жилищный спрос и актуализирующих лишь инвестиционный спрос. Это приводит к тому, что вместе с ежегодной  покупкой больших объемов жилья гражданами  цены на рынке арендного жилья в Тюмени неуклонно растут, а средняя обеспеченность квадратными метрами жилья на 1 человека остается в пределах среднероссийского уровня. Соответственно цена аренды жилья тоже растет  в 2012 году на 30-35%. По прогнозам риэлторов, к 2015 году с запуском новых объектов транспортной инфраструктуры, привлекательность микрорайонов застройки в г. Тюмень возрастет, цены на жилье возрастут, и возрастет стоимость коммерческой аренды, которая приравняется к ежемесячному платежу по ипотеке (4). Этот жилищный барьер для мобильных трудовых ресурсов надо снимать,  для региона, где экономическим приоритетом выбрана структурная диверсификация и выстраивание государственной поддержки высокотехнологичных отраслей, экономически целесообразно применение формы некоммерческого обеспечения квалифицированных кадров качественным временным жильем. И хроника экономических событий показала, что в моделировании  региональной экономики властями Тюменской области взят инструмент жилищной обеспеченности по регулированию потребностей в трудовых кадрах для социальной инфраструктуры.

В регионе есть свой уникальный опыт. С 2011 года в городах Тюмень и Тобольск проведена реализация жилищной программы, по условиям которой предоставляются субсидии и льготные займы (под 1,0 — 1,8 процентов годовых)   работникам образования и здравоохранения, работникам учреждений культуры, спорта и социального обслуживания (включая муниципальных служащих). Отработавшие в бюджетной сфере не менее десяти лет специалисты стали собственниками 636  квартир. В 2013г осуществляется новый этап жилищного строительства для  750 работников бюджетной сферы с применением социальных выплат и льготных займов. Это сотрудники областных департаментов образования и науки, здравоохранения, культуры, по спорту и молодежной политике, социального развития.

Динамично растущий сектор машиностроения в Тюменском регионе и модернизация его предпринимательской инфраструктуры нуждается в проявлении политической воли, разработке  и применении экономического механизма  обустройства  жилищно-социального сектора в виде некоммерческой аренды жилья для специалистов, нуждающихся в первоначальном семейном жилье или приехавших в регион. В фокусе внимания  создание новых рабочих мест в машиностроительном кластере, реализация больших и малых инвестиционных проектов в муниципальных образованиях. И система государственного регулирования и поддержки предпринимательства в Тюменской области приобрела общественно-государственный характер.  Профессиональное сообщество Ассоциация машиностроителей Тюменской области и правительство области в 2011г. заключили соглашение о сотрудничестве. В формате сотрудничества идет диалог по вопросам кадровой подготовки для предприятий отрасли. На годовом общем собрании областной Ассоциации машиностроителей по итогам 2012г. дана оценка совместным действиям отраслевого бизнес-сообщества и правительства региона по решению кадрового вопроса, сближению позиций образовательных учреждений и предприятий, притока свежих инженерных кадров. В заявлении главы Тюменского региона здесь признано, что подготовка квалифицированных специалистов – вопрос не менее важный, чем привлечение инвестиций. Большинство предприятий имеют соглашения с профессиональными училищами, для всех новых заводов характерна работа в таком режиме. На этапе строительства объектов машиностроения ведется подготовка необходимых специалистов.

Если базовыми отличительными особенностями новой системы обеспечения высококвалифицированными кадрами становятся формирование заказа работодателей на профессиональную подготовку будущих работников с их участием в учебно-производственной практике и выполнением проектов, в которых заинтересованы работодатели, то можно рассчитывать на создание  4-х стороннего союза:

  • работодателей, представителей высокотехнологичных инновационных компаний субъекта
  • выпускников университетов и колледжей
  • департаментов Тюменской области, ответственных за организацию и  финансирование профессиональной подготовки
  • университетов, колледжей, технических училищ, которые берут на себя обязательство подготовить квалифицированного специалиста.

Можно будет констатировать постиндустриальную модель агломерации с обеспечением потребностей квалифицированными кадрами:

2_clip_image002

Меры государственной поддержки тюменским предприятиям машиностроительной отрасли позволили создать около 600 новых рабочих мест на долгосрочной основе. Для города Тюмень с учетом коэффициента миграции специалистов среднего звена это формирует потребность 450 недорогих и комфортных квартир. Поддержка продвижения продукции товаропроизводителей путем компенсации восьми процентов стоимости компаниям нефтегазового сектора, компенсация затрат промышленных предприятий на оплату процентов по договорам кредита, части стоимости предметов лизинга дает конкурентное преимущество компаниям (5).

Такие предприятия как ОАО «Тюменские Машиностроители»,  ОАО «ГМС Нефтемаш» имеют более высокий уровень заработной платы в машиностроении, чем у подобных предприятий в центральной части России (5), но эти различия не достаточны для покрытия потребностей квалифицированных специалистов в  приобретении жилья. Ипотечную недоступность приносят высокие ставки кредита — в 2012 году средняя ставка ипотечного кредита была 12,4%, в 2013 году для Тюмени ставку оценивают в 13,5% (5).

Как сформировать жилищный фонд социального найма. На настоящем этапе требуется принятие  организационных решений  по реализации модели кадрового обеспечения машиностроительного кластера, и они должны включать  элемент государственной поддержки создания  соответствующей жилищной инфраструктуры. На начальном этапе — это решение о жилищном фонде некоммерческого найма в городе Тюмень в целях обеспечения доступности комфортного жилья специалистам машиностроительных предприятий.

Во исполнение поручений Президента в конце 2012г. утверждена Государственная программа РФ и в ее составе подпрограмма «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации»(6). Реализует программу Министерство регионального развития, среди участников программы: Фонд развития жилищного строительства, Государственная корпорация Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, ОАО АИЖК и Внешэкономбанк. Интересующий нас индикативный показатель — доля вводимого жилья для арендного пользования в программе установлен к 2020 году на уровне 15% от всего жилищного фонда.

По прогнозируемым объемам расходов федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов федерации определены необходимые финансовые ресурсы и их следует активно привлечь для возведения пилотного объекта арендного жилья. Таким образом, используются не  средства регионального бюджета, а финансирование и исполнение обязательств перед Тюменской областью Фонда развития жилищного строительства  по формированию земельного участка, который затем передается в комплексное освоение и строительство. По отчету о выполненной работе в 2012г., Фонду переданы для формирования имущества в Тюменской области земельные участки в г.Тюмень, д.Патрушева, муниципальных образованиях Тюменского района для комплексного освоения или иного строительства.
ОАО «АИЖК» имеет готовность полностью организовать финансирование арендного жилья от строительства до предоставления ипотечного кредита арендатору на покупку дома. Для заинтересованных юридических лиц  открываются условия долгосрочного ипотечного кредитования по программе  «Арендное жилье» в соответствии с Государственной программой,  ОАО  «АИЖК»  кредитует приобретение домов арендного жилищного фонда. Возврат кредита компания-заемщик делает за счет поступающей платы за наем жилых помещений, и чтобы ускорить цикл возврата за 15-18 лет (но не 20-22 года). Мерами стимулирования девелоперов, некоммерческих организаций по проектам строительства и эксплуатации арендного жилья Государственная программа вводит:

  • льготный налоговый режим собственникам арендного жилья на основе патента;
  • бесплатное предоставление земельных участков по результатам аукционов лицам в рамках государственно-частного партнерства.

Обязательным условием предлагаемых стимулов является предоставление жилых помещений внаем по цене, не превышающей цену по результатам аукциона. Эксплуатацией наемного дома (доходного дома, или комплекса)  предстоит заниматься специальной компании, выступающей собственником арендного жилья и арендодателем. Осуществлять социально-значимую деятельность по предоставлению жилых помещений по договору некоммерческого найма  будут некоммерческие организации, их учредителями могут выступать как органы государственной власти и местного самоуправления, так и крупные предприятия и организации, заинтересованные в привлечении кадров, в том числе высококвалифицированных.

Во взаимосвязи с основными направлениями налоговой политики, как справедливо отмечают эксперты, к настоящему времени обостряется вопрос о введении налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц. Введение налога на недвижимость на базе государственного кадастра недвижимости потребует установления на законодательном уровне порядка определения налогооблагаемой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости. Однозначно принятая налоговая политика окажет влияние на формирование платы за предоставление арендного жилья и прозрачность его рынка (7).

Уход от привычного для россиян домовладения к формированию рынка долгосрочной аренды это преодоление тотальной коммерциализации в жилищной сфере, хлынувшей в социальную сферу. Чтобы арендные дома, комплексы арендных домов вписывались в планировочные решения агломерации, становились отправной точкой формирования жилищной инфраструктуры инновационных отраслей, оправдана ручная  настройка пилотных проектов. Следом за нею включаются экономические и налоговые механизмы среднесрочного инвестирования и арендного предложения жилья. В арендном жилье заинтересован сам рынок – его потенциал  очень велик, и всем застройщикам хватит места. В таком жилье заинтересованы руководители крупных, средних и малых предприятий, которые привлекают для работы большое количество квалифицированных работников. Жилищный фонд найма не является нагрузкой для бюджета в процессе эксплуатации, при этом цена становится приемлемой для целевого сегмента.

Библиографический список:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 29.08.2012 №1556-Р  «Об утверждении перечня мероприятий по формированию рынка доступного арендного жилья и развития некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода».
  2. Программа деятельности Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства на 2013 год – URL: http://www.fondrgs.ru/about/strategy/programme
  3. Косарева Н., Полиди Т., Пузанова  А. Рынок жилищного строительства в России: современное состояние и перспективы развития //Вопросы экономики —  2013, — №3.
  4. Ипотека или аренда: что выгоднее?//Тюменская интернет-газета Вслух.Ру – URL:  http://www.vsluh.ru/news/realty/261197
  5. Объем производства предприятий машиностроения вырос //Тюменская интернет-газета Вслух.Ру – URL: http://www.vsluh.ru/news/economics/263356
  6. Государственная программа РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» —  Распоряжение Правительства РФ от 30.11.2012 №2227-р — URL: http://www.minregion.ru/state_programs/
  7. Шилова Л.Ф. Проблемы учетно-аналитического обеспечения бухгалтерской (финансовой) отчетности: Монография/Л.Ф. Шилова. — Йошкар-Ола: ООО «Стринг», — 2009, — с.111

References: 

  1. Decree RF Government of 29.08.2012 № 1556-P «On approval of the list of activities to build affordable rental housing market and the development of non-profit housing for people with low income.» [Rasporiazhenie Pravitelstva RF ot 29.08.2012 №1556-R  «Ob utverzhdenii perechnia meropriiatii po formirovaniiu rynka dostupnogo arendnogo zhilia i razvitiia nekommercheskogo zhilishchnogo fonda dlia grazhdan, imeiushchikh nevysokii uroven dokhoda».]
  2. The program of activity of the Federal fund of house building assistance for 2013 [Programma deiatelnosti Federalnogo fonda sodeistviia razvitiiu zhilishchnogo stroitelstva na 2013 god]. URL: http://www.fondrgs.ru/about/strategy/programme
  3. Kosareva N., Polidi T., Puzanova A. The Russian market of house building [Rynok zhilishchnogo stroitelstva v Rossii: sovremennoe sostoianie i perspektivy razvitiia]. Economic questions, 2013, №3.
  4. Mortgage or rent: what is more profitable? [Ipoteka ili arenda: chto vygodnee?] // Tyumen Internet newspaper Vsluh.ru. URL: http://www.vsluh.ru/news/economics/261197
  5. The volume of production engineering enterprises increased [Obem proizvodstva predpriiatii mashinostroeniia vyros]. Tyumen Internet newspaper Vsluh.ru. URL: http://www.vsluh.ru/news/economics/263356
  6. State program of Russian Federation «Housing support of Russian citizens» Disposal of the Government of Russian Federation dated 30.11.2012 №2227-p [Gosudarstvennaia programma RF «Obespechenie dostupnym i komfortnym zhilem i kommunalnymi uslugami grazhdan Rossiiskoi Federatcii»  Rasporiazhenie Pravitelstva RF ot 30.11.2012 №2227-r]. URL: http://www.minregion.ru/state_programs/
  7. Shilova L.F. The problems of accounting analysis and maintenance of accounting the financial statements [Problemy uchetno-analiticheskogo obespecheniia bukhgalterskoi (finansovoi) otchetnosti]: Monograph. Yoshkar-Ola, 2009, 111 p.

Государственное и муниципальное управление