Главная страница » Публикации » №4 (48) » Методологические особенности стратегического планирования развития малых городов

Методологические особенности стратегического планирования развития малых городов

Methodological features of the strategic planning of small cities development

Авторы

Касаева Татьяна Владимировна
кандидат экономических наук, доцент, директор Института подготовки кадров высшей квалификации
Россия, Пятигорский государственный университет
kasaeva@pgu.ru
Баснукаев Хасан Усманович
аспирант Института подготовки кадров высшей квалификации
Россия, Пятигорский государственный университет
hasan_shatoy@mail.ru

Аннотация

В статье обосновывается необходимость учета специфики малых городов в процессе стратегического планирования. На основе анализа российского законодательства определены документы стратегического планирования, разрабатываемые на муниципальном уровне. Описаны этапы разработки стратегии социально-экономического развития малого города. Представлен анализ лучших зарубежных и российских практик в области разработки и реализации стратегии развития малого города. Обоснован вывод о необходимости разработки стратегий развития крупных сельских поселений, главной целью которых является преобразование их в агрогорода с высокими стандартами жизни.

Ключевые слова

стратегическое управление региональным развитием, малые города, стратегическое планирование, методология стратегического планирования, теории регионального развития

Рекомендуемая ссылка

Касаева Татьяна Владимировна , Баснукаев Хасан Усманович

Методологические особенности стратегического планирования развития малых городов// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (48). Номер статьи: 4854. Дата публикации: 27.12.2016. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4854/

Authors

Kasaeva Tat'jana Vladimirovna
Candidate of Economic Sciences, PhD, Director of the Institute of highly qualified personnel training
Russia, Pyatigorsk State University
kasaeva@pgu.ru
Basnukaev Hasan Usmanovich
second year student of full-time tuition, Institute of highly qualified personnel training
Russia, Pyatigorsk State University
hasan_shatoy@mail.ru

Abstract

In the article the necessity of the specificity of small towns in the strategic planning process is justified. The strategic planning documents developed at the municipal level is defined on the analysis of the Russian legislation. The stages of development of strategy of socio-economic development of the small city are described. The analysis of the best foreign and Russian practices in the development and implementation of the strategy of development of small cities are presented. The conclusion about the necessity to develop strategies for the development of larger rural settlements, the main purpose of which is to convert them into agrogoroda with high standards of living, is justified.

Keywords

strategic management of regional development, small towns, strategic planning, methodology for strategic planning, regional development theory

Suggested Citation

Kasaeva Tat'jana Vladimirovna , Basnukaev Hasan Usmanovich

Methodological features of the strategic planning of small cities development// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (48). Art. #4854. Date issued: 27.12.2016. Available at: https://eee-region.ru/article/4854/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Переход к стратегическому управлению региональным развитием является важным элементом государственной региональной политики, который делает возможным движение от парадигмы функционирования к парадигме всестороннего, комплексного развития.

Современные теории регионального развития подтверждают важность взвешенного, научно обоснованного государственного управления региональным развитием. Как известно, внутреннее пространство любого региона неоднородное по совокупности природных, исторических, общественно-политических, конфессиональных и социально-экономических условий. С одной стороны, эта неоднородность ведет к неравным условиям существования общества из-за разницы в досягаемости стандартов жизни, а с другой, данная характеристика рассматривается в стратегическом планировании как потенциал эффективного развития и залог функционального разнообразия различных регионов. В этом смысле стратегический подход к государственному управлению региональным развитием призван превратить недостатки регионов в их преимущества, и соответственно в факторы активизации зон регионального роста.  При этом стратегическое планирование выступает важным инструментом такого «превращения», основой которого является достижение принципа сбалансированности интересов и установления системы партнерства между властью, бизнесом и обществом.

Таким образом, интерес к проблемам регионального развития сегодня является закономерным, потому что регион выступает как полноправный участник политических процессов, заявляя о своей самобытности в условиях глобализации.

 

Выбор траектории социально-экономического развития малых городов в процессе стратегического планирования

Вопросы государственного управления устойчивым региональным развитием, проблемы теории и практики стратегического управления находятся в сфере научных интересов таких известных отечественных и зарубежных ученых как: О. Амосова, Г. Батов, А. Дикинова, П. Иванова, О. Иншакова, Н. Кетовой, И.Ю. Колесникова, И.А. Куянцева, А. Кузнецова, Н. Латынина, В. Мисакова, В. Овчинникова, Ю. Шарова и др.  [1, 2]. Однако, говоря о планировании социально-экономического развития территорий, авторы преимущественно рассматривают стратегическое развитие крупных городов и мегаполисов [3, 4]. Существенно меньшее внимание уделяется разработке стратегических документов развития малых городов.

Тем не менее для малых городов, также как и для крупных, законодательно предусмотрено ряд документов стратегического планирования, среди которых выделяют [5, 6, 7, 8]: бюджет, среднесрочный финансовый план, бюджетный прогноз на долгосрочный период, прогноз социально-экономического развития на среднесрочный и долгосрочный периоды, генеральный план, правила землепользования и застройки, документацию по планировке территории, схему территориального планирования, правила благоустройства территории, планы и программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, стратегия социально-экономического развития, план мероприятий по реализации стратегии, муниципальные программы.

Отметим, что, несмотря на единство технологии разработки документов стратегического планирования для любой территориальной системы, выбор траектории социально-экономического развития малых городов требует учета их особенностей.

В качестве положительных черт малых городов, образующих конкурентные преимущества перед крупными, в научной литературе выделяют [9, с.42]:

  • благоприятную экологическую обстановку;
  • близость места работы, что сокращает затраты времени и финансовых средств на дорогу;
  • шаговая доступность объектов социальной инфраструктуры;
  • менее напряженный ритм жизни;
  • особо дружелюбная городская атмосфера.

В малых городах легче реализовать модель «город для жителей» за счет формирования местной общины. Возрастает персональная ответственность муниципальных служащих и персонально главы города [10, с.200].

В то же время в процессе стратегирования необходимо принимать во внимание и такие детерминанты социально-экономического развития малых городов как [10, с.200; 11, с.91]: 1) ограниченный ресурсный потенциал; 2) монофункциональная специализация, ограниченный спектр отраслей; 3) ниже концентрация социальных структур и меньше возможность проявления социальных институтов; 4) отток молодежи и населения трудоспособного возраста в крупные города и мегаполисы.

 

Методологические особенности основных этапов стратегического планирования развития малых городов

Содержание указанных выше положительных и сдерживающих факторов развития малого города следует представить на этапе стратегического анализа и синтеза с целью последующего его использования для коллективной генерации целевых ориентиров стратегического развития города  на следующем этапе разработки стратегии. На этом этапе учитываются внешние по отношению к городу социальные, экономические и политические вызовы, а также происходит индивидуализация каждого города, основанная на выявление присущих ему тенденций, конкурентных преимуществ, проблем и факторов, сдерживающих дальнейшее развитие.

На этапе целеполагания осуществляется генерация «триады» взаимоувязанных формулировок: образа желаемого будущего, назначения (миссии) территории во внешней среде и генеральной стратегической цели, интегрирующей в себе назначение и образ будущего. При этом если миссия мегаполиса предполагает определение его предназначения в глобальном контексте, крупного города – в рамках макрорегиона или страны в целом, среднего города – в рамках региона, то малого города – в рамках района. Это обусловлено тем, что подавляющее большинство малых городов России – это районные центры [12, с.56-57]. Всего в России имеется 710-715 малых городов, в которых проживают 16 млн. человек, а с учетом их функции районных центров с малыми городами России непосредственно связана судьба 45 млн. городских и сельских жителей [13, с.62].  Миссия малых городов должна вытекать из их роли «малых столиц», берущих на себя функции местного самоуправления и развития комплекса культурно-бытового обслуживания. Генеральной стратегическая цель раскрывается по целевым направлениям: 1) как подсистемы района (региона); 2) как среды жизнедеятельности и проживания населения; 3) как хозяйственного комплекса района (региона). Последующее разложение (декомпозиция) целей по каждому из целевых направлений определяются подцели, которые раскладывается на свои составные части. Таким образом, строится «дерево целей». Зарубежный опыт стратегического планирования развития городов показывает, что обозначенные в стратегии цели и задачи должны быть соразмерны масштабам поселения и ориентированы в первую очередь на использование местных возможностей и ресурсов.

Важнейшим этапом работ по стратегическому планированию развития муниципалитета является наполнение выстроенного «дерева целей» программным содержанием. На этом этапе работ разрабатываются возможности достижения целей всех уровней и формулируются названия необходимых программ и проектов. Разрабатывается комплекс мероприятий по приоритетным направлениям развития, формируются критерии оценки.

 

Зарубежный опыт стратегического планирования развития малых городов

Анализ опыта стратегического планирования развития малых городов в США свидетельствует о том, что учет специфики и размера городов, применение формулы «город для жителей», привлечение к разработке и реализации стратегии стейкхолдеров (заинтересованных лиц и организаций) позволили конструктивно решить ряд накопленных в малых городах проблем (таблица 1).

 

Таблица 1 — Практики разработки стратегий развития малых городов США

Город Основные характеристики, проблемы до разработки стратегии Основа стратегии, мероприятия Результаты
Дуглас, штат Джорджия Административный центр округа Коффи; 12 тыс. жителей; основа экономики – сельское хозяйство, авиационная промышленность.

Снижение занятости с 33 до 14%; 25% пустующих помещений

Ренновация центра города и поддержка и поддержка местных предпринимателей

Мероприятия:

1.Найм директора по вопросам развития малого бизнеса и предпринимательства.

2.Подготовка и издание Руководства для предпринимателей по вопросам открытия и ведения бизнеса в округе Коффи с описанием городских ресурсов, нормативно-правовой базы по зонированию территории, получению различных разрешений, налоговой и кредитной политике.

6% пустующих помещений;

800 новых рабочих мест; звание «Город, дружелюбный к предпринимателям»;

3. Программы взаимодействия опытных бизнесменов с начинающими предпринимателями, льготы бизнесменам, участвующим в таких кампаниях.

4. Инвестирование средств в сохранение архитектурного наследия города и создание в центре привлекательного места для размещения предприятий малого бизнеса.

5.Получение федерального гранта на развитие транспортной инфраструктуры.

6. Реализация проекта по благоустройству и озеленению города.

Эмпория, штат Канзас Административный центр, крупнейший город округа Лайон, расположен в 100 милях от г.Канзас; 25 тыс. жителей; центром поддержки развития малого бизнеса в университет с 6000 обучающихся и, тех. колледж с 750 обучающимися, основа экономики – сельское хозяйство, ремесленничество.

40% пустующих помещений для бизнеса

1.Программа «Главная улица»: софинансирование со стороны федерации, округа и города (40% города и 60% частных инвестиций). Разработка правил ведения бизнеса. Цель – приспособить и адаптировать центр города для использования под ведение бизнеса, отдых, туризм при сохранении индивидуальности города.

2.План восстановления городских районов. Основная цель — создание живого, активного центра города, формирование стимулов для привлечения инвестиций в реставрацию не центральных кварталов го-

рода, создание возможностей приобретать жилье разного ценового уровня.

3.Программа налоговых льгот и возвратов.

4.Льготный кредит на реконструкцию зданий для размещения бизнеса.

На 1$ местного бюджета – 33$ частных инвестиций; привлечено 57 млн. долл. инвестиций; 7% незанятых площадей; 637 новых рабочих мест; 124 новые компании; 23 новых жилых здания

Составлена по [14, С.28-31]

 

Российская практика стратегического планирования развития малых городов

Положительные примеры разработки и реализации стратегий имеются и в отдельных малых городах России. В 1999 – 2003 годах в рамках программы «Малые города России» 112 малых муниципальных образований разработали стратегии, дифференцированные как по подходам, так и по качеству. Среди  малых городов, разработавших стратегии социально-экономического развития, можно выделить Аткарск, Волхов, Гдов, Коряжма, Лермонтов, Озерный Похвистнево, Советская гавань [15]. Наиболее качественно проработаны и успешно реализованы были стратегии городов Мышкин и Покров (таблица 2). Разработанные стратегии были преимущественно рассчитаны на 10 – 15 лет и сегодня требуют актуализации. Принятие Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [8], к сожалению, не послужило импульсом к разработке системы стратегического планирования на муниципальном уровне. Разрабатываемые документы (прогнозы, планы, муниципальные программы) зачастую не согласованы между собой по целям, задачам, срокам, набору и очередности реализации мероприятий, целевым показателям. Отсутствует логическая цепочка «стратегия – программа – проект».

 

Таблица 2 — Основные параметры стратегий малых городов России и результаты реализации

Город Основные характеристики, проблемы до разработки стратегии Основа стратегии Результаты
Мышкин, Ярославская область Административный центр Мышкинского района; население – 5946 человек; город-музей; уникальное валяно-катальное производство, выпускающее валенки; основа экономики – туризм.

Проблемы:

  • дефицит бюджета;
  • снижение численности населения;
  • среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.
1)                Использование муниципальной собственности и земли.

2) Развитие производств по переработке сельскохозяйственной продукции и имеющихся природных ресурсов.

3) Развитие туризма и рост доходов от него.

Увеличение туристского потока с 6,5 тыс. туристов в год в 1995 г. до 178 тыс. в 2013 г.
Покров,

Владимирская область

Население – 17708 чел.; основа экономики – пищевая промышленность, туризм.

Проблемы:

  • дефицит местного бюджета;
  • изношенная инфраструктура;
  • высокий уровень безработицы среди молодежи
1.Использование выгодного экономико-географического положения города на трассе «Золотого Кольца», развитие сферы туризма и туристской инфраструктуры для пополнения городского бюджета и решения вопросов социального развития, повышения уровня и улучшения качества жизни горожан. Рост численности населения с 2001 по 2015 гг. на 8%; увеличение объема туристских и экскурсионных посещений с 600 в 2001 г. до 14000 в 2011 г.; восстановление 12 зданий в исторической части города;  благоустройство города.
2.Передача исторических зданий в долгосрочную аренду предприятиям малого бизнеса на условиях выполнения реставрационных работ

3. Инвестиционные конкурсы по

строительству объектов сервисной инфраструктуры, комплексов придорожного обслуживания, размещению сервисных объектов в исторической части города.

4.Общественная инициатива при создании Краеведческого музея.

5. ГЧП в реализации проекта «Музей шоколада».

6. Поддержка местных ремесел.

Составлена по [14, 16, 17]

 

Говоря о стратегическом планировании развития малых городов, отметим необходимость планирования не только развития 710 – 715 уже существующих малых городов России, но и разработке стратегий развития крупных сельский поселений, направленных на придание им статус города с более высокими стандартами жизни  и роли сервисных центров для сельской округи. В.П. Глазычев справедливо отмечает, что «современная деревня не имеет шансов сохраниться, … становление современного агропромышленного комплекса базируется на способности малого города обеспечить его услугами и персоналом» [18, с.81].

По данным Росстата в России насчитывается 1388 сельских поселений с численностью населения более 5000 человек, в том числе 271 – с населением более 10000 человек и 31-20000 и более человек [19]. Стратегия создания на их базе современных агрогородов обеспечит снижение оттока квалифицированных кадров из сельской местности, повышению конкурентоспособности территории, формированию устойчивого экономического каркаса регионов.

 

Выводы

Итак, исследование стратегических аспектов государственного управления региональным развитием целесообразно организовать, базируясь на сущностных характеристиках регионального развития, основанного на концептуальных принципах устойчивости и транспарентности.

На наш взгляд, устойчивое региональное развитие в долгосрочной перспективе:

  • является комплексным процессом интердисциплинарного характера научного познания, опирающегося на категориях и понятиях различных научных направлений;
  • протекает в реальном территориальном образовании, в рамках которого осуществляется специфическое взаимодействие природных, социальных и экономических факторов, и обеспечивает сохранение уникальности каждого региона, но вместе с тем проявляются и различия между ними;
  • предусматривает реализацию региональной политики с применением инструментов стратегического управления;
  • является результатом прямого отражения национальной стратегической политики в различных ее аспектах.

Сегодня в современных условиях развития мирового сообщества государственное управление региональным развитием, которое учитывает стратегические аспекты должно быть управлением «от будущего», или скорее «к будущему» а не привычным и более объяснимым «от достигнутого» или «исходя из прошлого». При этом решающую роль в обеспечении сбалансированного, устойчивого регионального развития играет стратегическое видение перспектив экономического роста, определения внутренних проблем, препятствий, тормозящих этот процесс и адекватная оценка потенциала имеющихся на местном уровне ресурсов развития.

 

Библиографический список:

  1. Рисин С.И., Шаталова Е.А. Стратегическое планирование социально-экономического развития городов: зарубежный и российский опыт // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2007. №2. С.25-32.
  2. Косенко О.Ю., Киселева Н.Н. Методологический и социальный контексты системы стратегического планирования развития территорий // Экономические науки. 2010. №62. С.233 – 236.
  3. Лимонов Л.Э. Крупный город: регулирование территориального развития и инвестиционные стратегии. – СПб.: Наука, 2004. – 270 с.
  4. Тургель И.Д., Маковкина С.А. Сравнительный анализ практики стратегического планирования социально-экономического развития в крупнейших городах России // Региональная экономика: теория и практика. 2009. №6. С.22-30.
  5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/
  6. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 №190-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/
  7. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 №145-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
  8. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 №172-ФЗ (в ред. от  06.2016,   от 3.07.2016) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/
  9. Курило А.Е., Немкович Е.Г. Оптимистическая траектория развития малых городов / Новые вызовы развития городов. Материалы межрегиональной конференции по городскому маркетингу. – Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2015. – 150 с.
  10. Кадифов В.В. Современные методологические подходы к стратегическому управлению и развитию городов различных типов. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. – 246 с.
  11. Шаховская Л.С., Полякова Т.В. Специфика разработки муниципальных образований в малых городах России // Вестник Волгоградского государственного у ниверситета. Серия 3: Экономика. Экология. 2009. №2. С.91 – 95.
  12. Дубровский С.П. Стратегии социально-экономического развития малых городов // Экономика образования. 2010. №1. С.56 – 59.
  13. Игнатова Т.В., Перевозкин Л.М. Стратегия социально-экономического развития малых городов: понятие, социальная сущность, принципы // Среднерусский вестник общественных наук. 2012. №3. С.60 – 65.
  14. Стратегии малых городов: территория творчества. Под ред. Б. С. Жихаревича. — СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2016. — 53 с.
  15. Регионы и города – стратеги [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.city-strategy.ru/regions/?rt=1
  16. Стратегия социально-экономического развития города Мышкина и Мышкинского муниципального округа Ярославской области до 2010 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.city-strategy.ru/regions/regions.php?regions_id=55
  17. Стратегия развития муниципального образования город Покров года [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pokrovcity.ru/city/strategy/strategy.php
  18. Глазычев В.П. Политическая экономия города. – М.: Издательство «Дело» РАНХиГС, 2011. – 192 с.
  19. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015: стат. бюллетень. – М.: Росстат, 2015.
  20. Шибиченко Г.И., Фадеев В.А., Киселева Н.Н., Киселев В.В., Медяник Н.В., Амадаев А.А., Касаева Т.В., Александров В.В., Литвяк Б.И., Поволоцкая Н.П., Золотарева Ю.В., Лидовская Л.Ф., Швыдченко Н.В., Швыдченко Н.В., Михайлюк О.В. Актуальные проблемы развития КМВ: общенациональный, региональный и муниципальный аспект. Научное издание / под редакцией: Н.В. Медяник, О.В.Михайлюк. Пятигорск, 2011. 180 с.
  21. Вышинский В.Н., Растеряева Т.В., Алиева С.В., Килинкарова С.Г., Глухов В.И., Носолева В.А., Мишин В.В., Рудь Н.Ю., Слепаков С.С., Шведова Е.Ю., Фадеев В.А., Мельник Е.А., Базикалова Ю.В., Греясова Е.А., Касаева Т.В., Поволоцкая Н.П., Михайленко В.И., Китаева Л.В., Новикова А.Н., Николаев В.А. и др. Актуальные экономические и экологические проблемы стратегии развития КМВ. Коллективная монография/ Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», Администрация Кавказских Минеральных Вод. Пятигорск, 2009. 242с.
  22. Медяник Н.В., Михайлюк О.В., Вышинский В.Н., Слепаков С.С., Катренко В.С., Анимица Е.Г., Асланов Д.И., Пирцхалава О.К., Шибиченко Г.И., Шведова Е.Ю., Греясова Е.А., Штейнле О.А., Поволоцкая Н.П., Тимохин Г.В., Базикалова Ю.В., Мельник Е.А., Киселев В.В., Киселева Н.Н., Касаева Т.В., Лидовская Л.Ф. и др. Стратегические перспективы развития КМВ. Коллективная монография / Министерство образования и науки РФ, ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», Администрация Кавказских Минеральных Вод; редакторы-составители: Н. В. Медяник, О. В. Михайлюк. Пятигорск, 2010. 276с.
  23. Юрьев В.М., Касаева Т.В. Императивы воспроизводства человеческого капитала в России// Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 3 (61). С. 143-148.

 

References:

  1. Risin S.I., SHatalova E.А. Strategicheskoe planirovanie sotsial’no-ehkonomicheskogo razvitiya gorodov: zarubezhnyj i rossijskij opyt // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: EHkonomika i upravlenie. 2007. №2. S.25-32.
  2. Kosenko O.YU., Kiseleva N.N. Metodologicheskij i sotsial’nyj konteksty sistemy strategicheskogo planirovaniya razvitiya territorij // EHkonomicheskie nauki. 2010. №62. S.233 – 236.
  3. Limonov L.EH. Krupnyj gorod: regulirovanie territorial’nogo razvitiya i investitsionnye strategii. – SPb.: Nauka, 2004. – 270 s.
  4. Turgel’ I.D., Makovkina S.А. Sravnitel’nyj analiz praktiki strategicheskogo planirovaniya sotsial’no-ehkonomicheskogo razvitiya v krupnejshikh gorodakh Rossii // Regional’naya ehkonomika: teoriya i praktika. 2009. №6. S.22-30.
  5. Federal’nyj zakon «Ob obshhikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federatsii» ot 06.10.2003 №131-FZ (v red. ot 03.07.2016) [EHlektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/
  6. «Gradostroitel’nyj kodeks Rossijskoj Federatsii» ot 29.12.2004 №190-FZ (v red. ot 03.07.2016) [EHlektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/
  7. «Byudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federatsii» ot 31.07.1998 №145-FZ (v red. ot 03.07.2016) [EHlektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
  8. Federal’nyj zakon «O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federatsii» ot 28.06.2014 №172-FZ (v red. ot 23.06.2016, ot 3.07.2016) [EHlektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/
  9. Kurilo А.E., Nemkovich E.G. Optimisticheskaya traektoriya razvitiya malykh gorodov / Novye vyzovy razvitiya gorodov. Materialy mezhregional’noj konferentsii po gorodskomu marketingu. – Petrozavodsk: Karel’skij nauchnyj tsentr RАN, 2015. – 150 s.
  10. Kadifov V.V. Sovremennye metodologicheskie podkhody k strategicheskomu upravleniyu i razvitiyu gorodov razlichnykh tipov. – M.: Izdatel’skij dom «Delo» RАNKHiGS, 2015. – 246 s.
  11. SHakhovskaya L.S., Polyakova T.V. Spetsifika razrabotki munitsipal’nykh obrazovanij v malykh gorodakh Rossii // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo u niversiteta. Seriya 3: EHkonomika. EHkologiya. 2009. №2. S.91 – 95.
  12. Dubrovskij S.P. Strategii sotsial’no-ehkonomicheskogo razvitiya malykh gorodov // EHkonomika obrazovaniya. 2010. №1. S.56 – 59.
  13. Ignatova T.V., Perevozkin L.M. Strategiya sotsial’no-ehkonomicheskogo razvitiya malykh gorodov: ponyatie, sotsial’naya sushhnost’, printsipy // Srednerusskij vestnik obshhestvennykh nauk. 2012. №3. S.60 – 65.
  14. Strategii malykh gorodov: territoriya tvorchestva. Pod red. B. S. ZHikharevicha. — SPb.: Mezhdunarodnyj tsentr sotsial’no-ehkonomicheskikh issledovanij «Leont’evskij tsentr», 2016. — 53 s.
  15. Regiony i goroda – strategi [EHlektronnyj resurs] – Rezhim dostupa: http://www.city-strategy.ru/regions/?rt=1
  16. Strategiya sotsial’no-ehkonomicheskogo razvitiya goroda Myshkina i Myshkinskogo munitsipal’nogo okruga YAroslavskoj oblasti do 2010 goda [EHlektronnyj resurs] – Rezhim dostupa: http://www.city-strategy.ru/regions/regions.php?regions_id=55
  17. Strategiya razvitiya munitsipal’nogo obrazovaniya gorod Pokrov goda [EHlektronnyj resurs] – Rezhim dostupa: http://www.pokrovcity.ru/city/strategy/strategy.php
  18. Glazychev V.P. Politicheskaya ehkonomiya goroda. – M.: Izdatel’stvo «Delo» RАNKHiGS, 2011. – 192 s.
  19. CHislennost’ naseleniya Rossijskoj Federatsii po munitsipal’nym obrazovaniyam na 1 yanvarya 2015: stat. byulleten’. – M.: Rosstat, 2015.
  20. SHibichenko G.I., Fadeev V.А., Kiseleva N.N., Kiselev V.V., Medyanik N.V., Аmadaev А.А., Kasaeva T.V., Аleksandrov V.V., Litvyak B.I., Povolotskaya N.P., Zolotareva YU.V., Lidovskaya L.F., SHvydchenko N.V., SHvydchenko N.V., Mikhajlyuk O.V. Аktual’nye problemy razvitiya KMV: obshhenatsional’nyj, regional’nyj i munitsipal’nyj aspekt. Nauchnoe izdanie / pod redaktsiej: N.V. Medyanik, O.V.Mikhajlyuk. Pyatigorsk, 2011. 180 s.
  21. Vyshinskij V.N., Rasteryaeva T.V., Аlieva S.V., Kilinkarova S.G., Glukhov V.I., Nosoleva V.А., Mishin V.V., Rud’ N.YU., Slepakov S.S., SHvedova E.YU., Fadeev V.А., Mel’nik E.А., Bazikalova YU.V., Greyasova E.А., Kasaeva T.V., Povolotskaya N.P., Mikhajlenko V.I., Kitaeva L.V., Novikova А.N., Nikolaev V.А. i dr. Аktual’nye ehkonomicheskie i ehkologicheskie problemy strategii razvitiya KMV. Kollektivnaya monografiya/ Federal’noe agentstvo po obrazovaniyu, GOU VPO «Pyatigorskij gosudarstvennyj lingvisticheskij universitet», Аdministratsiya Kavkazskikh Mineral’nykh Vod. Pyatigorsk, 2009. 242s.
  22. Medyanik N.V., Mikhajlyuk O.V., Vyshinskij V.N., Slepakov S.S., Katrenko V.S., Аnimitsa E.G., Аslanov D.I., Pirtskhalava O.K., SHibichenko G.I., SHvedova E.YU., Greyasova E.А., SHtejnle O.А., Povolotskaya N.P., Timokhin G.V., Bazikalova YU.V., Mel’nik E.А., Kiselev V.V., Kiseleva N.N., Kasaeva T.V., Lidovskaya L.F. i dr. Strategicheskie perspektivy razvitiya KMV. Kollektivnaya monografiya / Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF, GOU VPO «Pyatigorskij gosudarstvennyj lingvisticheskij universitet», Аdministratsiya Kavkazskikh Mineral’nykh Vod; redaktory-sostaviteli: N. V. Medyanik, O. V. Mikhajlyuk. Pyatigorsk, 2010. 276s.
  23. YUr’ev V.M., Kasaeva T.V. Imperativy vosproizvodstva chelovecheskogo kapitala v Rossii// Sotsial’no-ehkonomicheskie yavleniya i protsessy. 2014. № 3 (61). S. 143-148.

Еще в рубриках

Государственное и муниципальное управление

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *