Методы и инструменты гармонизации промышленной и торговой политики региона (на материалах г. Санкт-Петербурга)
Информация о диссертационном исследовании «Методы и инструменты гармонизации промышленной и торговой политики региона (на материалах г. Санкт-Петербурга)»
Сидоренко Юлия Андреевна
Методы и инструменты гармонизации промышленной и торговой политики региона (на материалах г. Санкт-Петербурга)
- 5.2.3. Региональная и отраслевая экономика (региональная экономика)
- Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук
- Год защиты: 2023
- Работа выполнена в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Основные положения диссертационного исследования
Актуальность темы исследования. Геоэкономическая нестабильность увеличивает влияние негативных факторов на национальные экономики. Для Российской Федерации такое влияние усилено не только современными тенденциями развития мировых экономических отношений, но и протекционистской политикой ряда стран с крупными экономиками, включающей не только понятные традиционные методы борьбы с конкурентами, но и явно враждебные меры, сложно соотносимые с логикой поддержания конкуренции на мировом рынке.
Внешнее влияние на экономику регионов также имеет существенное значение. Помимо этого, фактическая субординированность регионов по отношению к федеральному центру дополнительно формирует условия для возникновения факторов, способных негативно отразиться на возможности развития социально-экономической системы. Также на снижение уровня или темпов роста социально-экономического развития регионов оказывают воздействие внутрисистемные факторы, в первую очередь, связанные с неэффективностью управленческих решений.
Актуализируется поиск путей повышения сопротивляемости региональной социально-экономической системы внешним воздействиям, а также снижения остроты внутренних негативных факторов. Одним из возможных направлений, в особенности для крупных и промышленно развитых регионов, может стать взаимный учет интересов промышленности и торговли региона и ориентация предприятий этих отраслей на внутренний региональный спрос. Конвергенция интересов промышленности и торговли через расширенное удовлетворение внутри регионального спроса возможно при прямом участии и активной поддержке государственных органов управления субъекта РФ, посредством разработки и реализации адекватных современным условиям методов и инструментов промышленной и торговой политик, отражающих и учитывающих взаимный интерес предприятий промышленности и торговли региона.
Таким образом, требуется разработка научно-обоснованного набора методов и инструментов для их практического использования менеджментом публично -правового образования с целью гармонизации промышленной и торговой политик для позитивного развития социально-экономической системы.
Современное состояние научной разработанности проблем исследования. Исследованию факторов, влияющих на развитие региональных социально-экономических систем посвящены работы Д.А. Алферьева, К. С. Алпысбаева, А.В. Бабкина, Т.И. Безденежных, Т. А. Богдановой, С.Н. Большакова, Н.Г. Викторовой, А. Г. Гранберга, С.С. Гутман, М.К. Дейацо, С.Г. Еремеева, Е.В. Жоговой, А.А. Зайцева, О.Л. Ким, Н.А. Кулагиной, О.Э. Кичигина, Т.Ю. Кудрявцевой, Н.А. Логачевой, О.С. Надежиной, В.А. Плотникова, Д.Г. Родионова, И.А. Рудской, А.Е. Схведиани, Е.К. Терешко, О.А. Яновской.
Промышленная политика стала предметом изучения в работах В. В. Алексеева, Д.С. Величенковой, В.А. Дегтеревой, Н.В. Жахова, А.А. Зайцева, В.В. Кулибановой, В. А. Кондратьева, А.Н. Леонтьева, Д.Г. Родионова, И.А Рудской, С.Б. Сулоевой, Л.К. Шаминой, P. Aghion, L. Graham, Jr. Losing и др. авторов.
Изучению торговой политики посвящены труды отечественных и зарубежных исследователей: Н.П. Воловик, И. Ф. Зиновьева, М.Ю. Медведкова, Т. А. Межецкой, Л.Л. Тонышевой, D. Caldara, A. Cavallo, G. Grossman, M. Hiscox и др.
Вклад в исследование процессов гармонизации и, в частности, согласованности промышленной и торговой политики, разработки критериев оценки этой согласованности на этапе реализации внесли: Е. А. Азизова, К. С. Бармашов, А.С. Барсегян, Г.Л. Баяндурян, И.Ф. Богатырев, С.В. Горин, Э.И. Мантаева, А. Н. Калюжный, Ю. А. Клейменова, Г.Б. Клейнер, Е.Н. Ланцман, Е.А. Рослякова, А. С. Шпак и другие исследователи.
В то же время, нуждаются в дополнительном исследовании вопросы государственного стимулирования развития отраслей, включая промышленность и торговлю; поиска инструментов гармонизации на этапе формирования промышленной и торговой политик, а не только на этапе их реализации. .
Гипотеза исследования. Гармонизация промышленной и торговой политики способствует развитию социально-экономической системы региона.
Цель исследования — разработка методов и инструментов гармонизации промышленной и торговой политики региона, направленных на социально-экономическое развитие субъекта федерации.
Задачи исследования:
- уточнить понятийно-терминологический аппарат региональной экономики в части, касающейся гармонизации промышленной и торговой политики;
- дополнить критерии и принципы гармонизации промышленной политики и торговой политики региона;
- разработать авторскую методику оценки уровня гармонизации промышленной и торговой политики региона;
- конкретизировать целевые показатели государственных программ, направленных на развитие промышленной и торговой политик региона, с целью их гармонизации;
- дополнить инструменты административного метода гармонизации промышленной и торговой политики региона;
- разработать инструменты экономического метода гармонизации промышленной и торговой политики региона.
Объектом исследования выступает социально-экономическая система региона (на примере г. Санкт-Петербурга).
Предметом исследования выступают экономические и управленческие отношения, возникающие при формировании и реализации промышленной и торговой политики региона (на примере г. Санкт-Петербурга).
Область исследования соответствует требованиям паспорта специальности ВАК 5.2.3. «Региональная и отраслевая экономика», п. 1.3. Региональное экономическое развитие и его факторы. Проблемы сбалансированности регионального развития. Сбалансированность региональных социально-экономических комплексов; 1.11. Региональная экономическая политика: цели, инструменты, оценка результатов.
Теоретической основой являются труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики промышленности, государственной промышленной и торговой политики, стратегии социально-экономического развития регионов, материалы научных конференций по проблемам оценки и эффективной реализации потенциалов регионов, повышения экономической безопасности региона.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, Федеральной таможенной службы России, Управления Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростат), отчетность Федеральной налоговой службы по форме № 1-НОМ «Начисление и поступление налогов, сборов и страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации по основным видам экономической деятельности», материалы Центрального городского архива Санкт-Петербурга, федеральные и региональные законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации в области промышленной политики и торговой политики, стратегии развития промышленности и торговли на федеральном и региональном уровне, государственные целевые программы, направленные на поддержку и развитие промышленности и торговли в Санкт-Петербурге, годовые отчеты о ходе реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Санкт-Петербурга, отчетные документы предприятий и организаций.
Научная новизна исследования заключается в уточнении отдельных теоретических положений региональной экономики в части гармонизации отраслевых составляющих экономической политики региона и обосновании административных и экономических инструментов гармонизации промышленной и торговой политики региона в процессе их формирования, направленных на развитие соответствующих отраслей и социально-экономического развитие региона.
Основные научные результаты исследования, полученные автором, обладающие элементами научной новизны и выносимые на защиту, состоят в следующем:
- Уточнен понятийно-терминологический аппарат региональной экономики, использование которого позволяет конкретизировать целевые ориентиры промышленной и торговой политики и условия их достижения: дана авторская трактовка понятий: «промышленная политика региона» и «торговая политика региона», отличительной особенностью которых является взаимный учет интересов государственной власти и представителей бизнес-сообщества на основе координации взглядов, мер и действий в процессе разработки и реализации промышленной и торговой политики; уточнено понятие «гармонизация промышленной и торговой политики региона», которое, в отличии от представленных ранее, основывается на взаимной согласованности задач, целевых показателей, мер и действий при разработке соответствующих норм правовых актов, стратегических и программных документов.
- Дополнены критерии (взаимной ориентации целей и задач развития промышленности и торговли; систематического применения комплекса методов и инструментов поддержи развития отраслей промышленности и торговли на всех уровнях государственного управления) и принципы гармонизации промышленной и торговой политики (единообразия, целеполагания, согласованности, эффективности, рациональности, взаимной социально-экономической обусловленности, экономического эффекта для бюджета субъекта РФ), их отличие состоит в ориентации на согласование институционального обеспечения отраслевой политики региона. Применение данных критериев и принципов позволяет учесть интересы отраслей и определить базовые условия их согласованного развития, а также оценивать результаты реализации промышленной и торговой политики региона.
- Разработана и апробирована авторская методика оценки уровня гармонизации промышленной и торговой политики на основе балльно-рейтинговой оценки, позволяющая получить информацию о согласованности отраслевых направлений экономической политики региона на институциональном уровне. Результаты апробации доказали несогласованность элементов промышленной и торговой политики в регионе на институциональном уровне, выражающуюся в отсутствии учета взаимных целей и задач промышленности и торговли, закреплённых в законодательных и иных нормативных правовых актах регионального уровня, что ограничивает разработку и внедрение мер стимулирования производства на основе комплексного подхода.
- Конкретизированы целевые показатели государственных программ, реализующих промышленную и торговую политики региона, отличие которых состоит в возможности их использования для получения комплексной оценки развития промышленности и торговли Санкт-Петербурга, а также для достижения сбалансированности промышленной и торговой политики на основе приведения в соответствие утверждённых целевых показателей с актуальными проблемами в промышленности и торговле Санкт-Петербурга.
- Дополнены инструменты административного метода гармонизации промышленной и торговой политики: изменение и дополнение Положений профильных комитетов региона; принятие Положения о Консультационном совете; институциональное закрепление целей и задач, направленных на взаимную ориентацию развития отраслей и учет интересов сфер промышленности и торговли; внесение изменений в административные регламенты и иные документы, предусматривающие увеличение мер государственной поддержки для повышения конкурентоспособности региональной продукции (нормативно-правовые); закрепление развития легкой промышленности в качестве приоритетного направления для Санкт-Петербурга в Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга (стратегического планирования); разработка государственной подпрограммы по развитию легкой промышленности в Санкт-Петербурге (государственного программирования). Отличие предложенных инструментов состоит в возможности учета согласованных интересов субъектов промышленности и торговли при разработке соответствующих отраслевых направлений экономической политики региона, что способствует развитию промышленности и торговли на основе использования потенциала региона.
- На основе адаптации опыта развития автомобильной промышленности в регионе разработаны инструменты экономического метода гармонизации промышленной и торговой политики: стимулирование размещения производственных мощностей на территории Санкт-Петербурга; предоставление льгот на пользование земельными участками и имуществом, находящихся в собственности Санкт-Петербурга для строительства производственных (для промышленности) и складских (для торговли) помещений; налоговые льготы: установление особых льготных налоговых режимов субъектам, ведущих деятельность по кодам ОКВЭД 2: в промышленности: класс 13, класс 14, класс 15.2; в торговле: 47.51, 46.11.35, 46.16, 46.42, 47.71, 47.82. Отличие предложенных инструментов состоит в учете промышленного потенциала региона, развитии исторически сложившихся отраслей промышленности, емкости потребительского рынка, что позволит увеличить объёмы производства продукции лёгкой промышленности и будет способствовать их продвижению на региональном рынке.
Теоретическая значимость работы заключается в развитии институциональных, организационных и методических подходов, направленных на достижение сбалансированности доминирующих отраслей экономики региона, на основе уточнения элементов промышленной и торговой политики (на примере Санкт-Петербурга).
Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности их использования при формировании промышленной и торговой политики с применением методов и инструментов гармонизации, направленных на социально-экономическое развитие региона.
Методы исследования. В процессе решения задач использованы общенаучные и специальные методы исследования: системный подход, методы сравнения и группировки, аналогии, сравнительного и структурного анализа, научного обобщения, статистический метод наблюдения.
Автореферат диссертации (текст)
Статьи в журнале по теме: Методы и инструменты гармонизации промышленной и торговой политики региона (на материалах г. Санкт-Петербурга)
Посмотреть еще в категории: Диссертационные исследования
- Системная оценка эффективности территориального кластера (на примере сырьевого кластера Кузбасса)
- Развитие механизмов финансирования инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства с учетом финансовых рисков
- Экономические инструменты формирования и реализации региональной инновационной политики в социальной сфере
- Цифровая трансформация и ее влияние на инклюзивный экономический рост региона (на примере Приволжского федерального округа)
- Система высшего образования как стратегический ресурс социально-экономического развития регионов Российской Федерации
- Методологические основы управления региональными инновационными комплексами
- Государственное управление цифровой трансформацией национальной экономической системы
- Совершенствование методов формирования и оценки маркетингового потенциала региона