Главная страница » Публикации » №1 (69) » Теоретическое обоснование антикризисной промышленной политики в условиях непризнанной государственности (на примере Донецкого региона)

Теоретическое обоснование антикризисной промышленной политики в условиях непризнанной государственности (на примере Донецкого региона)

Theoretical substantiation of anti-crisis industrial policy in the conditions of unrecognized statehood (on the example of the Donetsk region)

Авторы

Бражникова Лариса Николаевна
доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом государственного регулирования и планирования экономики
Донецкая Народная Республика, ГБУ «Институт экономических исследований»
brazhnik0908@gmail.com
Мызников Иван Александрович
аспирант, ассистент кафедры менеджмента в производственной сфере
Донецкая Народная Республика, Донецкая академия управления и государственной службы при Главе ДНР
jonmyz@rambler.ru

Аннотация

В статье предпринята попытка теоретического обоснования антикризисной промышленной политики в условиях непризнанной государственности с учетом внутренних проблем региона и международных позиций государства, которые определяют особенности его экономического развития. Проанализированы основные теоретические положения формирования концепции промышленной политики в Донецкой Народной Республике (ДНР, Республика).
Цель исследования – разработка комплекса теоретических положений, направленных на формирование концепции промышленной политики и обеспечение эффективности ее реализации в соответствии с конкретно-историческими условиями существования и стратегическими целями развития экономики Республики.
В статье представлено обоснование целесообразности формирования концепции антикризисной промышленной политики, адекватной специфическим условиям и стратегическим целям развития экономики Республики, а также предложения и рекомендации по формированию целей, задач и принципов ее реализации.
Статья будет полезна специалистам в области государственного регулирования промышленности, направленного на антикризисное управление регионом в условиях непризнанной государственности и ориентированного на достижение устойчивых темпов экономического роста.

Ключевые слова

Донецкий регион, промышленная политика, антикризисное управление регионом, государственное регулирование.

Рекомендуемая ссылка

Бражникова Лариса Николаевна , Мызников Иван Александрович

Теоретическое обоснование антикризисной промышленной политики в условиях непризнанной государственности (на примере Донецкого региона)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (69). Номер статьи: 6906. Дата публикации: 10.02.2022. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6906/

DOI: 10.24412/1999-2645-2022-169-6

Authors

Brazhnikova Larisa Nikolayevna
Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of State Regulation and Economic Planning
Donetsk People's Republic, State Budgetary Institution "Institute for Economic Research"
brazhnik0908@gmail.com
Myznikov Ivan Aleksandrovich
Postgraduate Student, Assistant, Department of Management in the Industrial Sphere
Donetsk People's Republic, Donetsk Academy of Management and Public Administration under the Head of the DPR
jonmyz@rambler.ru

Abstract

The article presents a theoretical justification for the anti-crisis industrial policy in the conditions of unrecognized statehood, taking into account the internal problems of the region and the international positions of the state, which determine the features of its economic development. The main theoretical provisions of the formation of the concept of industrial policy in the Donetsk People's Republic (DPR, Republic) are analyzed.
Purpose – development of a set of theoretical provisions aimed at forming the concept of industrial policy and ensuring the effectiveness of its implementation in accordance with the specific historical conditions of existence and the strategic goals of the development of the economy of the Republic.
The article presents the justification for the expediency of forming the concept of an anti-crisis industrial policy, adequate to the specific historical conditions and strategic goals of the development of the economy of the Republic, as well as proposals and recommendations for the formation of goals, objectives and principles for its implementation.
The article will be useful to specialists in the field of state regulation of industry, aimed at anti-crisis management of the region in the conditions of unrecognized statehood and aimed at achieving sustainable economic growth rates.

Keywords

Donetsk region, industrial policy, anti-crisis management of the region, state regulation.

Suggested Citation

Brazhnikova Larisa Nikolayevna , Myznikov Ivan Aleksandrovich

Theoretical substantiation of anti-crisis industrial policy in the conditions of unrecognized statehood (on the example of the Donetsk region)// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (69). Art. #6906. Date issued: 10.02.2022. Available at: https://eee-region.ru/article/6906/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2022-169-6

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Наиболее серьезными вызовами для конкурентоспособности промышленных предприятий Донецкого региона в настоящее время стали наследие затяжного системного социально-экономического кризиса, продолжавшегося, как было отмечено в источнике [1], в течение всей истории независимой Украины, а также сочетание возникших в значительной их части кризисов неплатежеспособности, экономической эффективности и экономического потенциала, как результатов военного противостояния, экономической блокады, непризнанной государственности.

Руководство Республики последовательно ставит задачи экономического роста, повышения качества жизни населения, перехода на инновационную модель развития, иные масштабные задачи развития экономики, решение которых лежит в плоскости интенсификации промышленного производства.

Решение этих задач еще более усложняется тем, что промышленность Республики, значительно разрушенная в ходе военных действий и экономической блокады, требует не только восстановления, но и структурной перестройки.

Промышленность Донецкого региона традиционно представляет собой фундамент народного хозяйства, лежащий в основании материально-технического развития всех секторов экономики. Отсюда следует, что решение поставленных руководством Республики задач напрямую зависит от проводимой государством экономической политики, основанной на долгосрочной концепции развития промышленности.

Исторический опыт и эмпирические данные антикризисного управления показывают, что стабильный экономический рост и устойчивое развитие промышленного производства не обеспечиваются исключительно механизмами саморегуляции рынка без активизации роли государства как эффективного регулятора экономических процессов. В связи с этим вопросы регулирования и стимулирования развития промышленности становятся центральными в выборе путей и методов ускорения социально-экономического развития ДНР в условиях затяжного кризиса, а также в свете активизации интеграционных процессов.

Нелинейный характер экономической динамики Республики, вызванный политической и экономической изоляцией, а также потребность в развитии ее позитивных тенденций нуждаются в подкреплении не только инновационно-инвестиционной активностью промышленных предприятий, но и реализацией промышленной политики, основывающейся на принципах промышленной политики Российской Федерации и отличающейся от нее учетом специфики собственной промышленной деятельности.

Промышленная политика способствует обеспечению сбалансированного производства и, солидаризируя интересы власти и индустриального сектора, позволяет выявить направления приоритетных структурных преобразований.

Необходимость регулирования и стимулирования развития промышленности в ДНР подтверждается актуализацией в научной среде и бизнес-сообществе вопроса о разработке и принятии закона о государственной промышленной политике. Сегодня существует целый ряд проблем, замедляющих разработку и принятие такого закона. Одна из них – отсутствие научно-обоснованной концепции промышленной политики. Изложенные обстоятельства предопределяют актуальность исследования.

Теоретико-методологические аспекты формирования и реализации современной промышленной политики на государственном уровне рассмотрены в трудах Б.С. Алешина [2], О. Грэхэма [3], А.В. Данилов-Данильяна [4], Г.И. Идрисова [5], В.А. Кондратьева [6], С.Н. Крекотнева [7], Кругман и Обсфельд [8], Р.В. Костенко [9], Лина и Чанга [10], Х. Пака и К. Сагги [11], В.К. Прайса [12], Д. Родрика [13], В.В. Стрельниковой [14], М.Н. Яньшиной [15] и др. Несмотря на наличие довольно многочисленных трудов в области государственной промышленной политики, проблемы регулирования взаимодействия государства и субъектов промышленного производства в условиях непризнанной государственности освещены весьма фрагментарно.

 

Основная часть. Комплекс теоретических положений по формированию концепции антикризисной промышленной политики

Цель исследования состоит в разработке комплекса теоретических положений, направленных на формирование концепции антикризисной государственной промышленной политики и обеспечение эффективности ее реализации в соответствии с конкретно-историческими условиями существования и стратегическими целями развития экономики Донецкой Народной Республики.

Для достижения поставленной цели решены задачи, направленные на обоснование целесообразности формирования концепции антикризисной промышленной политики, адекватной специфическим условиям и стратегическим целям развития экономики Республики, а также разработку предложений и рекомендаций по формированию целей, задач и принципов ее реализации.

Смена приоритетов экономической политики Республики в ходе ее становления, как экономически самодостаточного, конкурентоспособного и инвестиционно-привлекательного государства с ориентацией на устойчивое инновационное развитие требует выхода промышленности на качественно более высокий уровень по масштабам и конкурентоспособности выпускаемой продукции, что сопровождается актуализацией формирования концепции промышленной политики.

Фактически в экономике ДНР сложилась такая ситуация, что существование некоторых весьма важных для ее развития отраслей промышленности может прекратиться в недалеком будущем в связи с тем, что эти отрасли не снабжаются своевременно необходимыми инвестициями. В этой ситуации возникла настоятельная необходимость обоснованного государственного регулирования структуры промышленного производства в долгосрочном периоде.

Как показали исследования, практика государственного регулирования структуры промышленного производства в ДНР основана преимущественно на оперативных, тактических действиях государства, которые отличаются несистемным характером и реализуют модель реактивного, а не упреждающего управления. В значительной мере это обусловлено отсутствием обоснованных, ориентированных на стратегические векторы развития мер по формированию политики развития промышленности.

Вместе с тем, следует отметить, что промышленная политика в каждой стране, регулирующая структуру промышленного производства, создавалась с целью стимулировать в промышленности именно те процессы, которые «в сфере политики рассматривались как необходимые для поддержания порядка» [16].

Действительно, убедительной аргументацией в пользу потребности формирования промышленной политики в ДНР является существенная роль политического фактора, а также необходимость учета интересов основных хозяйствующих субъектов и групп влияния. Отсутствие продуманной политики в отношении развития промышленности Республики в условиях хронического ее недоинвестирования, дорогих финансовых ресурсов для предприятий, осуществляющих производство на морально устаревшем техническом уровне, при спорадическом характере функционирования, вызванном политической обстановкой привели к возникновению кризисной ситуации, разрушению и банкротству многих из них. Это особенно заметно в обрабатывающих отраслях промышленности, в первую очередь в машиностроении, по факту своей деятельности требующих аккумуляции передовых достижений науки и техники. Обобщение причин, актуализирующих потребность Республики в формировании концепции антикризисной промышленной политики, представлено на рисунке 1.

 

Обоснование целесообразности формирования промышленной политики в Республике

Рисунок 1 — Обоснование целесообразности формирования промышленной политики в Республике (составлено авторами)

 

Для формирования концепции антикризисной промышленной политики, как инструмента государственного воздействия на экономику, следует определиться с сущностью термина «промышленная политика».

Термин «промышленная политика», согласно источнику [17], как не вполне корректный, перевод английского понятия «Industrial Policy», соответствует скорее термину «отраслевая» или «секторальная» политика и означает меры государства по поддержке или развитию конкретных секторов экономики. Вместе с тем длительное время бытовало мнение, что в качестве объекта промышленной политики следует рассматривать исключительно отрасли промышленного производства.

На современном этапе в качестве объекта промышленной политики рассматривают как отрасли промышленного производства, так и, согласно источнику [18], структурные преобразования в экономике в целом. Это обусловлено тем, что «…в добавленной стоимости продукции все большую часть занимают услуги, НИОКР и продажи, которые, в свою очередь, являются наиболее рентабельными видами деятельности» [18].

Фундаментально противоположные научные подходы к экономической науке в целом, лежащие в основе исторического процесса обоснования промышленной политики, сократили детерминированность интерпретации ее термина и привнесли более высокую степень вариативности: от интервенции государства в деятельность промышленных предприятий до государственной политики в сфере экономики в целом. Критический анализ толкований термина «промышленная политика» позволил выявить возможности и ограничения их использования при формировании концепции промышленной политики ДНР (таблица 1).

Солидаризируясь с исследователями [5; 26], следует отметить, что промышленная политика в мировой практике на современном этапе, оставаясь мало ориентированной на конкретные отрасли промышленности, представляет собой сложную комбинацию синхронизированных между собой различных сфер экономики: денежно-кредитной, налоговой, инновационной, инвестиционной и др. При этом она почти не имеет собственных оригинальных и обособленных инструментов, а «объединяет весьма разнородный и, в принципе, типовой инструментарий из других функциональных политик» [27].

Тем не менее, промышленную политику следует рассматривать как ключевую составляющую экономической политики, которая в современной интерпретации является инновационной, что также является целевым ориентиром развития Республики. Такая интерпретация послужила появлению в российской научной литературе новой дефиниции «инновационно-промышленная политика», которая, согласно [23], определяется как государственная политика, направленная на «выявление и капитализацию сравнительных конкурентных преимуществ экономики».

 

Таблица 1 — Анализ возможности использования представленных в научной литературе определений термина «промышленная политика» при формировании концепции промышленной политики ДНР (Составлено авторами)

№ п/п Определение Возможности и ограничения использования Источник
1 …процесс формирования организационно-правового механизма, обеспечивающего согласование интересов и ответственности ключевых сторон: бизнеса и власти, для последующей концентрации факторов производства на совместно сгенерированных ключевых программах… Основой государственной промышленной политики должна стать либерализация и развитие рыночных стимулов. В ДНР большая доля предприятий с государственным участием, что может спровоцировать возникновение конфликта интересов бизнеса и власти. Алешин Б.С. [2]
2 …стратегические государственные действия и меры, направленные на стимулирование развития промышленных отраслей и изменения структуры промышленного комплекса. Изменение структуры промышленного комплекса само по себе не может быть самоцелью государственного регулирования в современных условиях развития экономики ДНР. Грэхэм О. [3]
3 …реализация комплекса мер государственного регулирования, предполагающих исключительно реализацию определенных инвестиционных и инфраструктурных проектов в промышленном комплексе Реализация промышленной политики может предполагать также предоставление определенных налоговых льгот, либо субсидирование отдельных направлений деятельности, не связанных с реализацией каких-либо конкретных проектов. Данилов — Данильян А.В. [4]
4 …как управленческая деятельность государства, направленная на компенсацию «провалов рынка», формирование благоприятной бизнес-среды, которая приводит к трансформации структуры экономики и формированию предпосылок экономического роста. Предполагается, что трансформация структуры экономики является не целью управленческой деятельности Республики, а средством для  формирования предпосылок экономического роста. Идрисов Г. И. [5]
5 …комплекс мер государственного воздействия на инновационные аспекты промышленного комплекса, конкурентоспособность его предприятий, эффективность функционирования промышленности, а также ликвидации барьеров развития, естественное преодоление которых невозможно исключительно за счет рыночного саморегулирования без государственного участия. Барьерами развития экономики ДНР является экономическая изоляция. Сложность определения критериев, по которым можно судить о возможности или невозможности преодоления этих барьеров. Кондратьев В.А. [6]
6 …система целенаправленных мер нормативного и управленческого характера, реализация которых должна обеспечить рост промышленного комплекса в целом, или его отдельных отраслей, в конкретном государстве и соответствующих сформулированным государством и обществом приоритетам развития. Обеспечение роста промышленного комплекса является частной задачей (средством, а не целью) социально-экономического развития ДНР Крекотнев С.Н. [7]
7 …действия государства по привлечению ресурсов в сектора экономики, важные для обеспечения экономического роста в будущем. Для ДНР актуальной является задача обеспечение экономического роста, как в будущем, так и в настоящем. Кругман, Обсфельд [8]
8 …система государственного воздействия на совокупность отношений, …нацеленную на приращение масштабов промышленного бизнеса, рост его экономической эффективности, конкурентоспособности на внутренних и внешних рынках, а также достижение социальных, бюджетных, экологических и иных эффектов. Отсутствие основополагающих целевых ориентиров для социально-экономического развития ДНР Костенко Р. В. [9]
9 …как регулирование «провалов рынка», которое должно быть направлено не на создание новых производств, … а на выделение уже имеющихся конкурентных преимуществ и на их использование. Не учитывает целевые ориентиры и условия развития экономики ДНР. Лин и Чанг [10]

 

10 …любая форма адресных интервенций или общей государственной политики, при помощи которых предпринимается попытка улучшения делового климата или проведения структурных изменений в экономике, направленных на определенные отрасли, технологии, задания, которые рассматриваются как наиболее перспективные для экономического роста и общего благосостояния Современные условия социально-экономического развития ДНР не позволяют «предпринимать попытки». Деятельность государства по формированию целей и последующему выбору механизмов промышленной политики не имеет права на ошибку. Х. Пак, К. Сагги [11]
11 совокупность мер или мероприятий на национальном уровне по направленному осуществлению или, наоборот, предотвращению определенных структурных сдвигов в экономике. Не учитывает целевые ориентиры и условия развития экономики ДНР. В.Ц. Прайс [12]
12 реализация промышленной политики государства через поддержку отдельных отраслей промышленности, за счет чего в ней происходят структурные изменения. Применение исключительно вертикальных инструментов недостаточно для современных условий развития экономики ДНР. Д. Родрик [13]
13 Некий элемент общеэкономической политики, касающейся отдельной отрасли, но с учетом взаимодействия данной промышленности с другими отраслями экономики в различного рода секторах хозяйственной деятельности. Не учитывает условия развития экономики ДНР. Стрельникова В.В. [14]
14 Комплексная, инициируемая государственными органами деятельность, касающаяся отдельных коммерческих структур, …общественных и научных организаций, предполагающую формирование целей и последующий выбор отдельных механизмов их реализации. Предполагается, что большая доля предприятий с государственным участием в Республике может спровоцировать возникновение конфликта интересов. Яньшина М.Н. [15]
15 …любое вмешательство государства, которое улучшает бизнес-среду или изменяет структуру экономической деятельности и направляет свои усилия на те сектора или на развитие тех технологий и видов деятельности, которые будут способствовать экономическому росту или росту общественного благосостояния. Не учитывает целевые ориентиры и условия развития экономики ДНР. ЮНИДО [19]
16 …комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции. Не учитывает целевые ориентиры и условия развития экономики ДНР. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» [20]
17 …система мер государственного воздействия на отдельные экономические процессы на корпоративном и отраслевом уровнях, нацеленных на повышение темпов инноватизации, экономического роста… Государственное воздействие на отдельные экономические процессы недостаточно для решения поставленных в ДНР задач. Смирнов Е.Н. [21]
18 …государственная или политика промышленных предприятий, нацеленная на обеспечение роста промышленного производства, приращение его конкурентного статуса и эффективности, а также на стимулирование технико-технологического процесса. Нацеленность на рост и приращение конкурентного статуса исключительно промышленного производства, а не всей экономики в целом не достаточна для ДНР. Современный экономический словарь [22]
19 … комплекс мер государственного регулирования экономических процессов на отраслевом и корпоративном уровнях, направленный на стимулирование инновационной активности, структурной перестройки экономики и экономического роста. Не учитывает целевые ориентиры и условия развития экономики ДНР. Идзиев Г.И. [23]
20 …система мер прямого и косвенного государственного регулирования инновационного, конкурентоспособного и эффективного развития промышленности и устранения для реализации этой цели тех препятствий, которые не могут быть преодолены естественным ходом событий, то есть механизмами саморегуляции рынка Не учитывает целевые ориентиры и условия развития экономики ДНР. Воронин В.П. [24]
21 …система согласованных правовых, социально-экономических, организационных, информационных, научно-технических и иных мер, мер, направленных на поддержку и рост промышленного производства, обеспечение его эффективности и высокой конкурентоспособности, содействие технико-технологическому процессу, исходя из приоритетов устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития территорий и страны в целом. Не учитывает условия развития экономики ДНР. Ермакова Ж.А. [25]

 

Итак, современная интерпретация дефиниции «промышленная политика» является достаточно многогранной и неоднозначной. При этом сама политика неразрывно связана с макроэкономической, социальной, бюджетной, налоговой, внешнеэкономической и другими политиками и их инструментами и обладает определенным интегральным эффектом регулирующего воздействия на экономику, обеспечивая условия для развития и роста ее конкурентных преимуществ. В то же время, государственное регулирование в области промышленного производства, являясь одним из направлений государственной политики, имеющим определенные точки соприкосновения и пересечения с другими ее областями, отличается от них целями, задачами и объектами.

Согласно определению промышленной политики, представленному в Федеральном законе «О промышленной политике в Российской Федерации» (см. таблицу 1), объектом промышленной политики являются промышленный потенциал и промышленная продукция, а опосредовано – производитель промышленных товаров и услуг, т.е. некоторые промышленные аспекты. Отличия объектов промышленной политики от объектов других политик представлены в таблице 2.

В то же время объективные сложности в оценке реального влияния на экономическое развитие инструментов промышленной политики и крайне высокая дискуссионность действий различных государств, предпринимаемых при ее реализации, согласно источнику [27], «…привели фактически к размыванию понятия промышленной политики как такового».

 

Таблица 2 — Отличия объектов промышленной политики от объектов других политик (составлено авторами согласно источнику [22])

№ п/п Виды политик Отличия объектов промышленной политики
1 Макро-экономическая Объектом промышленной политики не является народное хозяйство в целом
2 Социальная Объектом промышленной политики не являются уровень и качество жизни населения
3 Бюджетная и налоговая Объектом промышленной политики не является перераспределительная деятельность государства
4 Внешне-экономическая Включается в промышленную политику в той мере, в какой ее цели напрямую связаны с производственной деятельностью.

Таким образом, можно сделать вывод, что отсутствие единого толкования понятия промышленной политики обусловлено различными целями, стоящими перед исследователями, а также мотивацией ее проведения и условиями ее реализация. Мотивация проведения промышленной политики (цели, задачи) может варьироваться от создания благоприятных условий ведения бизнеса до создания социальной и производственной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое развитие экономики. Условия диктуются уровнем экономического развития страны, институциональной ролью государства, внешним окружением, интенсивностью внешнеэкономических связей, включенностью в глобальные цепочки добавленной стоимости, амбициозностью поставленных задач и др. Отсюда следует, что построение понятийно-категориального аппарата концепции промышленной политики в Донецком регионе целесообразно начинать с рассмотрения условий и целевых ориентиров ее реализация.

В условиях сформировавшихся вызовов военного противостояния для восстановления экономики ДНР необходима такая совокупность действий государства, которая будет способствовать трансформации производства для повышения производительности, формирования производственных связей, притока передовых технологий и создания новых рабочих мест. Целевыми ориентирами промышленной политики в этих условиях может служить восстановление (воссоздание) инфраструктуры, формирование финансовых рынков и инструментов, развитие человеческого капитала.

Условия непризнанной государственности сократили рынки сбыта промышленной продукции Донецкого региона, исключив ее из глобальных цепочек добавленной стоимости. Целевыми ориентирами промышленной политики в этих условиях может служить создание внутренних цепочек добавленной стоимости.

Условия экономической изоляции Республики, которые сократили импорто-экспортные операции в результате снижения интенсивности внешнеэкономических связей, требуют проведения импортозамещающей промышленной политики. Цель этой политики — обеспечение внутреннего рынка на основе развития национального производства за счет поддержки производства аналогичных внутренних товаров и услуг, выстраивания производственных цепочек внутри страны.

В условиях экономической блокады и оппортунистического поведения собственников промышленных объектов с последующим введением внешнего управления вновь образованное государство вынуждено было взять на себя институциональную роль производителя, непосредственно участвующего в экономической деятельности Республики (наличие большой доли предприятий с государственным участием). Задачи промышленной политики в этих условиях сводятся не столько к стимулированию структурных изменений, сколько к противодействию им в отдельных случаях. Такой подход к промышленной политике как регулирование государством «провалов рынка» путем трансформации структуры экономики предлагается ЮНИДО [19].

При этом необходимо отметить, что в задачах государственного регулирования развития промышленности государственная собственность не должна быть в приоритете. Приоритетом должна выступать эффективность любой формы собственности. Независимо от формы капитала, применяемой для финансирования некоторого направления промышленного развития, значение имеет исключительно эффективность его использования.

Важными условиями, диктующими необходимость концентрации государственных усилий в виде промышленной политики, являются целевые установки государственной политики на обеспечение безопасности и повышение благосостояния граждан. Это требует систематической государственной поддержки малоэффективных, но, тем не менее, стратегических отраслей экономики (военных и социально-ориентированных).

Безусловным требование проведения определенной промышленной политики является ориентация экономики ДНР на устойчивое развитие. Задачи промышленной политики в этих условиях сводятся к перераспределению доходов и потребления из текущего периода в будущее, т.е. возникает необходимость сокращения текущего потребления в пользу инвестиций. Частным случаем проведения такой политики является так называемый «аргумент молодой отрасли». Напомним, что при этом некоторая «молодая» отрасль экономики получает защиту от конкуренции путем использования инструментов промышленной политики до тех пор, пока не «повзрослеет» и не станет конкурентоспособной.

Вновь возникшими условиями реализации промышленной политики является формирование единого экономического пространства в рамках интеграционного объединения Донецкой и Луганской Народных Республик. Следовательно, потенциальной проблемой промышленных предприятий на ближайшую перспективу может стать встраивание в это пространство. Задачами промышленной политики в условиях интеграции являются выстраивание совместных производственных цепочек, комплексное соединение, синхронизация и дополнение секторов экономики двух республик с целью получения ими экономических выгод за счет «эффекта масштаба», как результата узкоспециализированного производства, ориентированного на экспорт, путем увеличения емкости рынка промышленной продукции.

Условия инновационной ориентации социально-экономического развития Республики формируют вызовы, запрашивающие кардинальную перестройку промышленности в соответствии с ее потребностями в формировании инновационной экономики, включая переход на технологии замкнутого цикла. Инновационная промышленная политика предусматривает такую совокупность действий государства, которая будет способствовать развитию инновационной инфраструктуры и обновлению основных производственных мощностей промышленности.

Выполненный анализ исторических условий и стратегических целей развития экономики Республики направлен на формирование параметров дефиниции «промышленная политика» для построения концепции государственной политики в области промышленного производства Донецкого региона. Государственная промышленная политика предполагает установление приоритетов промышленного развития в зависимости от целевых ориентиров и разработку совокупности мер, которые в конкретных исторических условиях позволят направлять инвестиционные потоки в инновационное развитие промышленности и повышение ее эффективности, а также сокращать и/или ликвидировать малоэффективные и неэффективные производства на основе прогноза кризисной ситуации.

В качестве эталонного определения категории «промышленная политика» в условиях начавшегося процесса синхронизации законодательства ДНР с законодательством Российской Федерации, как результата взятого Республикой курса на интеграцию, представляется целесообразным использование основополагающих положений определения промышленной политики, представленного в Федеральном законе «О промышленной политике в Российской Федерации» [20] (см. таблицу 1). Структура дефиниции термина промышленная политика, закрепленного в законодательстве Российской Федерации, может быть представлена как комплекс мер, направленных на достижение поставленных целевых ориентиров.

Исходя из основополагающих положений законодательно закрепленной версии категории промышленной политики Российской Федерации, понятие «промышленная политика» для построения концепции государственной политики в области промышленного производства Донецкого региона предлагается излагать в следующей интерпретации. Промышленная политика – это комплекс мер воздействия на промышленные аспекты, предпринимаемых на государственном уровне и направленных на решение задач для достижения намеченных стратегических ориентиров социально-экономического развития Республики в заданных условиях.

Такое определение созвучно с российским аналогом термина «промышленная политика» и предполагает формулирование таких задач, которые обеспечат достижение конкретных ориентиров в конкретных уникальных условиях социально-экономического развития Республики.

Анализ позиций основных заинтересованных сторон в промышленной политике различных стран, а также ряда экспертных мнений, позволил сделать вывод о том, что каждая из сторон, как и каждый из экспертов, имеет свой подход к определению не только термина, но также целей, задач, принципов и, соответственно, инструментов реализации промышленной политики.

Исключительность условий функционирования, вызванная рядом причин, основная из которых – непризнанная государственность, а также уникальность совокупности целевых ориентиров развития экономики Республики ставят задачу разработки предложений и рекомендаций по формированию собственных целей, задач и принципов промышленной политики, что представляет собой дальнейшее развитие теоретического подхода к формированию ее концепции.

Концепция промышленной политики в общем виде может быть представлена как предложение государством свода некоторых правил, которыми должны руководствоваться не только бизнес-сообщество, но и само государство. Предлагаемый государством свод правил предназначен для регламентации тех сфер деятельности, в которых механизмы саморегулирования рынка не способны преодолеть препятствия, возникающие в конкретных условиях хозяйствования. При этом следование этим правилам направлено на обеспечение равноправного участия в конкурентной среде государства, бизнеса, науки и общества с соблюдением интересов всех акторов промышленной политики.

Развитие теоретического подхода к формированию концепции направлено на координацию целей и задач промышленной политики со стратегическими ориентирами развития экономики Республики в конкретно-исторических условиях (рисунок 2).

Такая координация предполагает формулирование цели промышленной политики Донецкого региона в следующей интерпретации. Цель промышленной политики заключается в формировании конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей восстановление и устойчивое развитие экономики на инновационной основе, повышение качества жизни населения, обороноспособность и безопасность Республики.

Решение задач промышленной политики направлено на преодоление препятствий для достижения поставленной цели, которые не могут быть преодолены механизмами саморегулирования рынка. Отсюда следует, что задачи промышленной политики Республики должны быть ориентированы на конкретно-исторические условия развития ее экономики.

 

Структурно-логическая схема формирования цели и задач промышленной политики ДНР

Рисунок 2 — Структурно-логическая схема формирования цели и задач промышленной политики ДНР (Составлено авторами)

 

В качестве модельного нормативно-правового обеспечения для формирования задач и принципов промышленной политики Республики в свете упомянутых выше синхронизационных процессов целесообразно использование ключевых положений Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» [20]. Кроме представленных задач (см. рисунок 2), синхронизированных с Законом и адаптированных к условиям функционирования отечественной промышленности, в рамках реализации промышленной политики требуют решения также задачи, вызванные развитием специфических проблем экономики Республики, как, например:

  • рациональная защита внутреннего рынка и увеличение экспортных операций, имортозамещение;
  • перепрофилирование предприятий на потребности других отраслей;
  • преодоление негативных демографических тенденций.

Таким образом, во главу угла предлагаемой концепции поставлены стратегические ориентиры социально-экономического развития Донецкого региона, а цели и задачи базируются на конкретно-исторических условиях функционирования его промышленности.

В основу формирования принципов промышленной политики положен анализ зарубежного опыта, который свидетельствует, что основным методом получения знаний на сегодняшний день является метод проб и ошибок. Стили, подходы и модели поведения в этой сфере являются продуктом коллективного мышления корпуса правителей и чиновников конкретной страны. Отсюда следует, что формирование большинства принципов промышленной политики имеет весьма условный характер, отвечающий страновой специфике промышленности. Базовые принципы концепции промышленной политики сформулированы, исходя из общих закономерностей ее формирования. (рисунок 3).

Следование сформулированным базовым принципам направлено на консолидацию усилий государства и бизнеса в промышленном секторе экономики для формирования предпосылок экономического роста.

 

Базовые принципы, обеспечивающие формирование концепции промышленной политики

Рисунок 3 — Базовые принципы, обеспечивающие формирование концепции промышленной политики (Составлено авторами)

 

Однако для обеспечения конкурентоспособности отечественного промышленного производства требуется кардинальное переоснащение промышленности и ее инфраструктуры. Решение этой задачи в сложных условиях восстанавливающейся экономики при колоссальной капиталоемкости современных технологий лежит в плоскости концентрации ограниченных ресурсов на приоритетных направлениях ее развития. С этих позиций формирование принципов промышленной политики Республики целесообразно синхронизировать с принципами, представленными в Федеральном законе «О промышленной политике в Российской Федерации» (рисунок 4).

Следование приведенным принципам при осуществлении государственной политики направлено на восстановление конкурентоспособности экономики Республики. Однако следует отметить, что для успешной реализации концепции необходимо ее нормативно-правовое обеспечение, в первую очередь, разработка и принятие Закона о промышленной политике в ДНР.

 

Принципы промышленной политики ДНР, синхронизированные с Федеральным законом "О промышленной политике в Российской Федерации"

Рисунок 4 — Принципы промышленной политики ДНР, синхронизированные с Федеральным законом «О промышленной политике в Российской Федерации»

 

Выводы

Таким образом, по результатам исследования на основе анализа теоретико-методологических аспектов формирования и реализации современной промышленной политики на государственном уровне, а также условий ее формирования и реализация в Республике даны предложения и рекомендации по определению целей, задач и принципов как структурных элементов концепции промышленной политики ДНР.

В ходе исследования получил дальнейшее развитие теоретический подход к формированию и реализации концепции промышленной политики путем адаптации ключевых теоретических положений Российского законодательства к современным условиям развития экономики ДНР, а также разработки предложений и рекомендаций антикризисного управления на уровне государственного регулирования промышленного производства. Применение подхода позволит повысить результативность промышленной политики в достижении целевых ориентиров социально-экономического развития Республики.

Предметом дальнейшего исследования является разработка механизма реализации промышленной политики Республики.

 

Литература

  1. Булеев, И. П. Экономика Украины на современном этапе: институциональный аспект / И. П. Булеев // Вестник экономической науки Украины. – 2015. – № 1. – С. 26-34.
  2. Алешин, Б. С. Инновационный путь российской экономики: взаимодействие бизнеса и государства [Электронный ресурс] / Б. С. Алешин. – URL: www.prompolitika.rsppr.ru (дата обращения 09.11.2021).
  3. Graham, O.L. Jr. Losing time: the industrial policy debate / Jr. O.L. Graham. – Harvard University Press, 1994. — 384 с.
  4. Данилов-Данильян, А. В. Рыночный подход в импортозамещающей промышленной политике государства [Электронный ресурс] / А. В. Данилов-Данильян. – URL: www.prompolitika.rsppr.ru (дата обращения 15.11.2021).
  5. Идрисов, Г. И. Промышленная политика России в современных условиях / Г. И Идрисов. – М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2016. – 160 с.: ил. – (Научные труды / Ин-т экономической политики им. Е. Т. Гайдара; № 169P). – ISBN 978-5-93255-443-2.
  6. Кондратьев, В.А. Промышленная политика или политика конкурентоспособности. Структурные и секториальные аспекты / В.А. Кондратьев // ЭКО. – 2008. – №3. – С. 122-131.
  7. Крекотнев, С. Н. Государственная промышленная политика современной России: диссертация … канд. полит. наук: 23.00.02 / Крекотнев Сергей Николаевич. – Москва, 2011. – 185 с.
  8. Krugman, P. R. International economics: Trade and policy (7th ed.) / P. R. Krugman, M. Obstfeld. – Boston: Pearson ddison Wesley, 2006.
  9. Костенко, Р.В. Механизм государственного стимулирования развития промышленных агломераций: диссертация … канд. экон. наук: 08.00.05 / Костенко Рузана Валерьевна. – Краснодар, 2019. – 165 с.
  10. Chang, H. J. Should Industrial Policy in Developing Countries con-form Comparative Advantage or Defy it? A debate between Justin Lin and Ha-Joon Chang / H. J. Chang, J. Lin // Development Policy Review. – 2009. – No. 27(5).
  11. Pack, H. The case for industrial policy: a critical survey: World Bank Policy Research Working Paper № 3839 [Электронный ресурс] / H. Pack, K. Saggi // SSRN. – 2006. – URL: http://ssrn.com/abstract=922965 (дата обращения 12.01.2022).
  12. Price, V. C. Industrial policies in the European Community / V. C. Price // Macmillan for the Trade Policy Research Centre. – 1981. – Vol. 4.
  13. Rodrik, D. Industrial Policy for the Twenty-First Century [Электронный ресурс] / D. Rodrik. – Harvard University, 2004. – URL: http://www. hks.harvard.edu/fs/drodrik/Research%20papers/UNIDOSep.pdf24 (дата обращения 14.12.2021).
  14. Стрельникова, В.В. Промышленная политика в условиях трансформации и модернизации экономики России: диссертация … канд. экон. наук: 08.00.01 / Стрельникова Вера Владимировна. – Волгоград, 2005. – 218 с.
  15. Яньшина, М. Н. Совершенствование механизма реализации промышленной политики в России: диссертация … канд. экон. наук: 08.00.01/ Яньшина Мария Николаевна. – Волгоград, 2013. – 241 с.
  16. Пименов, В. Промышленная политика России: поиск новой модели. ОПК на стыке государственной и рыночной практики [Электронный ресурс] / В. Пименов // Военно-промышленный курьер. – 2021. – № 48 (911). – URL: https://vpk-news.ru/articles/60329 (дата обращения 19.11.2021).
  17. Гельвановский, М. И. Вопросы промышленной политики / М.И. Гельвановский // Экономист, 1998. – №4. – С.19-24.
  18. Manufacturing the future: The next era of global growth and innovation – 2012 [Электронный ресурс] // McKinsey&Company. – 2012. – URL: http://www.mckinsey.com/business-functions/operations/our-insights/the-future-of-manufacturing (дата обращения 25.01.2022).
  19. UNIDO. Industrial Development Report. UNIDO. – 2013. –URL: https://www.unido.org/sites/default/files/2013- 12/UNIDO_IDR_2013_main_report_0.pdf (дата обращения 11.11.2021).
  20. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). – URL: https://base.garant.ru/70833138/5ac206a89ea76855804609cd950fcaf7/ (дата обращения 12.11.2021).
  21. Смирнов, Е. Н. Инновационный вектор промышленной политики Европейского Союза / Е. Н. Смирнов // Международная экономика. – 2007. – №2. – С. 54-59.
  22. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева – М., 2007 – 512 с.
  23. Идзиев Г. И. Инновационная модернизация и новые требования к промышленной политике регионального уровня / Г. И. Идзиев // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2014. – № 3(41). – С. 62-66.
  24. Формирование промышленной политики предприятий пищевой промышленности / В. П. Воронин, Н. В. Шишкина, Н. М. Паршин, Н. П. Матыцина; под науч. ред. проф. В.П. Воронина. – ВГАУ, 2005. – 190 с.
  25. Ермакова, Ж. А. Промышленная политика как ключевой фактор перевода экономики региона на высший технологический уклад / Ж. А. Ермакова // Экономика региона. – 2005. – № 3. – С. 128-141.
  26. Циренщиков, В. С. Очередная версия промышленной политики ЕС [Электронный ресурс] / В. С. Циренщиков // Современная Европа. – 2020. – № 6. – С. 153‒162. – URL: http://www.sov-europe.ru/images/pdf/2020/6-2020/Tsirenshchikov-6-20.pdf (дата обращения 25.11.2021).
  27. Идрисов, Г. И. Российская промышленная политика в условиях открытой экономики: диссертация … докт. экон. наук: 08.00.05 / Георгий Искандерович Идрисов. – Москва, 2016. – 382 с.

 

Literature

  1. Buleev, I. P. Economy of Ukraine at the present stage: institutional aspect [Ekonomika Ukrainy na sovremennom etape: institutsional’nyy aspekt]/ I. P. Buleev // Bulletin of economic science of Ukraine. — 2015. — No. 1. — S. 26-34.
  2. Aleshin, B. S. Innovative way of the Russian economy: interaction between business and the state [Innovatsionnyy put’ rossiyskoy ekonomiki: vzaimodeystviye biznesa i gosudarstva] / B. S. Aleshin. – URL: www.prompolitika.rsppr.ru (accessed 09.11.2021).
  3. Graham, O.L. Jr. Losing time: the industrial policy debate / Jr. O.L. Graham. – Harvard University Press, 1994. — 384 с.
  4. Danilov-Danilyan, A. V. Market approach in the import-substituting industrial policy of the state [Rynochnyy podkhod v importozameshchayushchey promyshlennoy politike gosudarstva] / A. V. Danilov-Danilyan. – URL: www.prompolitika.rsppr.ru (accessed 11/15/2021).
  5. Idrisov, G. I. Industrial policy of Russia in modern conditions [Promyshlennaya politika Rossii v sovremennykh usloviyakh]/ G. I. Idrisov. – M.: Publishing House of Institute of Gaidar, 2016. – 160 p.: ill. — (Scientific works / E. T. Gaidar Institute of Economic Policy; No. 169P). – ISBN 978-5-93255-443-2.
  6. Kondratiev V.A. Industrial policy or competitiveness policy. Structural and sectoral aspects [Promyshlennaya politika ili politika konkurentosposobnosti. Strukturnyye i sektorial’nyye aspekty]/ V.A. Kondratiev // IVF. — 2008. — No. 3. — S. 122-131.
  7. Krekotnev, S. N. State industrial policy of modern Russia [Gosudarstvennaya promyshlennaya politika sovremennoy Rossii]: dissertation … cand. polit. Sciences: 23.00.02 / Krekotnev Sergey Nikolaevich. — Moscow, 2011. — 185 p.
  8. Krugman, P. R. International economics: Trade and policy (7th ed.) / P. R. Krugman, M. Obstfeld. – Boston: Pearson ddison Wesley, 2006.
  9. Kostenko, R.V. The mechanism of state incentives for the development of industrial agglomerations [Mekhanizm gosudarstvennogo stimulirovaniya razvitiya promyshlennykh aglomeratsiy]: dissertation … cand. economy Sciences: 08.00.05 / Kostenko Ruzana Valerievna. — Krasnodar, 2019. — 165 p.
  10. Chang, H. J. Should Industrial Policy in Developing Countries con-form Comparative Advantage or Defy it? A debate between Justin Lin and Ha-Joon Chang / H. J. Chang, J. Lin // Development Policy Review. – 2009. – No. 27(5).
  11. Pack, H. The case for industrial policy: a critical survey: World Bank Policy Research Working Paper № 3839 [Электронный ресурс] / H. Pack, K. Saggi // SSRN. – 2006. – URL: http://ssrn.com/abstract=922965 (дата обращения 12.01.2022).
  12. Price, V. C. Industrial policies in the European Community / V. C. Price // Macmillan for the Trade Policy Research Centre. – 1981. – Vol. 4.
  13. Rodrik, D. Industrial Policy for the Twenty-First Century [Электронный ресурс] / D. Rodrik. – Harvard University, 2004. – URL: http://www. hks.harvard.edu/fs/drodrik/Research%20papers/UNIDOSep.pdf24 (дата обращения 14.12.2021).
  14. Strelnikova, V.V. Industrial Policy in the Conditions of Transformation and Modernization of the Russian Economy [Promyshlennaya politika v usloviyakh transformatsii i modernizatsii ekonomiki Rossii]: Dissertation … Cand. economy Sciences: 08.00.01 / Strelnikova Vera Vladimirovna. — Volgograd, 2005. — 218 p.
  15. Yanshina, MN Improving the mechanism for the implementation of industrial policy in Russia [Sovershenstvovaniye mekhanizma realizatsii promyshlennoy politiki v Rossii]: dissertation … cand. economy Sciences: 08.00.01/ Yanshina Maria Nikolaevna. — Volgograd, 2013. — 241 p.
  16. Pimenov, V. Industrial policy in Russia: the search for a new model. Defense industry at the junction of state and market practice [Promyshlennaya politika Rossii: poisk novoy modeli. OPK na styke gosudarstvennoy i rynochnoy praktiki] / V. Pimenov // Military-industrial courier. — 2021. — No. 48 (911). – URL: https://vpk-news.ru/articles/60329 (accessed 11/19/2021).
  17. Gelvanovsky, M.I. Questions of industrial policy [Voprosy promyshlennoy politiki]/ M.I. Gelvanovsky // Economist, 1998. — No. 4. — P.19-24.
  18. Manufacturing the future: The next era of global growth and innovation – 2012 [Электронный ресурс] // McKinsey&Company. – 2012. – URL: http://www.mckinsey.com/business-functions/operations/our-insights/the-future-of-manufacturing (дата обращения 25.01.2022).
  19. UNIDO. Industrial Development Report. UNIDO. – 2013. –URL: https://www.unido.org/sites/default/files/2013- 12/UNIDO_IDR_2013_main_report_0.pdf (дата обращения 11.11.2021).
  20. Federal Law of December 31, 2014 No. 488-FZ “On Industrial Policy in the Russian Federation” (as amended) [O promyshlennoy politike v Rossiyskoy Federatsii]. – URL: https://base.garant.ru/70833138/5ac206a89ea76855804609cd950fcaf7/ (accessed 11/12/2021).
  21. Smirnov, E. N. Innovative vector of the industrial policy of the European Union [Innovatsionnyy vektor promyshlennoy politiki Yevropeyskogo Soyuza]/ E. N. Smirnov // International Economics. — 2007. — No. 2. — S. 54-59.
  22. Raizberg B. A., Lozovsky L. Sh., Starodubtseva E. B. Modern economic dictionary [Sovremennyy ekonomicheskiy slovar’]/ B. A. Raizberg, L. Sh. Lozovsky, E. B. Starodubtseva — M., 2007 — 512 p.
  23. Idziev G. I. Innovative modernization and new requirements for the industrial policy of the regional level [Innovatsionnaya modernizatsiya i novyye trebovaniya k promyshlennoy politike regional’nogo urovnya]/ G. I. Idziev // Regional problems of transformation of the economy. — 2014. — No. 3 (41). — S. 62-66.
  24. Formation of the industrial policy of food industry enterprises [Formirovaniye promyshlennoy politiki predpriyatiy pishchevoy promyshlennosti]/ V. P. Voronin, N. V. Shishkina, N. M. Parshin, N. P. Matytsina; under scientific ed. prof. V.P. Voronin. — VGAU, 2005. — 190 p.
  25. Ermakova, Zh. A. Industrial policy as a key factor in the transition of the region’s economy to a higher technological order [Promyshlennaya politika kak klyuchevoy faktor perevoda ekonomiki regiona na vysshiy tekhnologicheskiy uklad]/ Zh. A. Ermakova // Economics of the region. — 2005. — No. 3. — P. 128-141.
  26. Tsirenshchikov, V. S. Another version of the industrial policy of the EU [Ocherednaya versiya promyshlennoy politiki YES] / V. S. Tsirenshchikov // Modern Europe. — 2020. — No. 6. — P. 153‒162. – URL: http://www.sov-europe.ru/images/pdf/2020/6-2020/Tsirenshchikov-6-20.pdf (accessed 11/25/2021).
  27. Idrisov, G. I. Russian industrial policy in an open economy [Rossiyskaya promyshlennaya politika v usloviyakh otkrytoy ekonomiki]: dissertation … doc. economy Sciences: 08.00.05 / Georgiy Iskanderovich Idrisov. — Moscow, 2016. — 382 p.

Еще в рубриках

Государственное и муниципальное управление

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *