Методологические основы управления региональными инновационными комплексами

Методологические основы управления региональными инновационными комплексами

Информация о диссертационном исследовании «Методологические основы управления региональными инновационными комплексами»

Горбунов Дмитрий Викторович

Методологические основы управления региональными инновационными комплексами

  • 5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
  • Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук
  • Год защиты: 2022
  • Работа выполнена в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» на кафедре экономики

Основные положения диссертационного исследования

Актуальность темы исследования. Развитие инновационной деятельности субъектов хозяйствования является одной из основных задач государственной политики. В проекте Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2035 года, сформированном на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», определены главные приоритеты инновационного развития государства: развитие человеческого капитала, повышение инновационной активности бизнеса и продвижение инноваций в государственном секторе, в том числе государственной поддержки инновационной деятельности.

Государственные инструменты поддержки и развития инновационной деятельности должны обеспечивать поддержку на всех стадиях жизненного цикла инноваций, от генерации идеи до успешной коммерциализации инновационной продукции, причем максимальный эффект будет достигнут только с учетом интеграции всех участников инновационного процесса — от ученых и предприни-мателей-инноваторов до венчурных фондов и инновационных предприятий.

Наиболее сложно данная задача решается в регионах, ввиду существенных различий в их социально-экономическом развитии, уровне компетенций научных школ, отраслевой специфике, уровне концентрации промышленного потенциала, в том числе ввиду недостаточного обоснования направлений дальнейшего развития регионов — инновационных лидеров.

В то же время нужна перспективная модель долгосрочного инновационного развития, предполагающая постепенный переход от государственных к рыночным инструментам развития и поддержки инновационной деятельности, включая инновационную инфраструктуру, функционирующую на рыночных условиях.

Таким образом, актуальность данной работы обусловлена необходимостью обоснования направлений и степени государственной поддержки инновационной деятельности в условиях российской экономики. Так как в ряде стран мира данная сфера получает значительную бюджетную поддержку, а в других странах успешно работают рыночные механизмы, то далее предлагается рассматривать задачу поддержки и развития инновационной деятельности в контексте рыночного взаимодействия организаций и лиц, а также с учетом региональных и отраслевых особенностей.

Степень научной разработанности проблемы. 

Теоретическую основу исследования составляют работы зарубежных и российских ученых, посвященные национальным и региональным инновационным системам, инновационной инфраструктуре, территориальным инновационным кластерам.

Основы теории инноваций были заложены Дж. А. Гобсоном, Й.А. Шумпетером, позже дополнены и систематизированы зарубежными учеными П.Ф. Друкером, Г. Ицковичем, Л. Лейдесдорфом, Ф. Никсоном, Б. Санто, Б. Твиссом и российскими учеными А.И. Базилевичем, Л.М. Гохбергом, М.И. Туган-Барановским, Ю.В. Яковцом и другими. Базовые положения экономики знаний и управления инновационным развитием обосновали А.Л. Гапоненко, С.Ю. Глазьев, Г.Б. Клейнер, Д.С. Львов, В.Л. Макаров, Е.В. Попов.

Теоретические основы получили дальнейшее развитие в управленческом направлении, в результате чего зародилась теория инновационного менеджмента, значительный вклад в её создание и дальнейшее формирование внесли такие исследователи как К. Кристенсен, М. Рейнор, среди российских -Ю.А. Арутюнов, А.Г. Бадалова, Л.П. Гончаренко, С.Д. Ильенков, П.Н. Завлин, А.К. Казанцев, А.Е. Карлик, Э.А. Козловская, Л.Э. Миндели, А.Б. Титов, Р.А. Фатхутдинов, С.Ю. Ягудин.

Национальные и региональные инновационные системы, инновационную политику на национальном и межгосударственном уровне, в том числе государственную поддержку инновационной деятельности изучали следующие учёные: Ф. Кук, Е. Мюллер, М. Наварро, К. Фримен, Б. Эшейм, А.Э. Калинина, Р.М. Нижегородцев, А.А. Чурсин.

Значимые результаты получены: в области управления крупными интегрированными инновационными структурами и кластерами, включая регионы и мегаполисы, крупные промышленные предприятия и их объединения, в области создания и развития инновационной инфраструктуры — А.В. Бабкиным, В.В. Глуховым, И.Г. Дежиной, Д.С. Демиденко, Н.Е. Егоровым, Э.М. Косматовым; в области экономико-математического моделирования инновационной деятельности — И.В. Ильиным, А.В. Козловым, В.Р. Окороковым, Г.Ю. Силкиной, В.Н. Юрьевым.

Несмотря на весомый вклад зарубежных и российских ученых в развитие теории инноваций, методологические вопросы развития региональных инновационных комплексов не рассматривались ранее с позиций эволюционного перехода от государственной поддержки инновационной деятельности к рыночным методам управления. Дискуссионными остаются и вопросы оценки эффективности расходов бюджета, выделяемых на поддержку и развитие инновационной деятельности, а также выбор конкретных целевых показателей и обоснование соответствующих нормативов. При формировании региональной инновационной инфраструктуры не учитываются интересы и потребности участников инновационного процесса. Однозначно не определены механизмы реализации проектов территориальных инновационных кластеров.

Актуальность и практическая значимость данных вопросов предопределили выбор темы диссертационного исследования, а также цели и задачи.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке методологических основ и концептуальных положений по управлению региональными инновационными комплексами.

Основные задачи исследования:

  • дополнить понятийный аппарат, обобщить существующие положения, достигнутые научные результаты и терминологию теории инноваций, в частности, терминологию и классификацию определения и сущности регионального инновационного комплекса, территориального инновационного кластера, с учетом этапов и стадий инновационного процесса;
  • разработать механизм управления рисками инновационного проекта, позволяющий проводить оценку и минимизацию рисков с учетом нестатистической и статистической неопределенности;
  • предложить методический подход анализа конкурентоспособности региона в инновационной сфере, основанный на зависимости от характеристик инновационной активности;
  • разработать концептуальный подход к диагностике регионального инновационного комплекса и концептуальную кластерную модель его долгосрочного развития, позволяющие выявить проблемы развития инновационной деятельности в регионе;
  • на основе экономико-математических моделей принятия решений сформировать механизм согласования интересов участников финансирования инновационного проекта в рамках концепции одноуровневого взаимодействия экономических агентов;
  • предложить методологический подход к формированию инвестиционной программы территориальных инновационных кластеров и подход к формированию команд инновационных проектов, позволяющих сформировать инвестиционную программу кластера, обеспечивающей максимум чистого дисконтированного дохода в заданные сроки с ограниченным фондом финансирования;
  • разработать методологический подход к оценке эффективности бюджетных расходов с учетом нормирования показателей оценки эффективности бюджетных расходов региона в инновационной сфере;
  • разработать методический подход к оценке и ранжированию научных компетенций организаций региона в инновационной сфере, позволяющий выявлять компетенции, присутствующие в организациях региона;
  • предложить концептуальную модель биржи инновационных проектов в качестве инструментария реализации венчурного финансирования и разработать методики расчета рейтинга инновационных проектов, для формирования количественных оценок, необходимых инвестору.

Объект исследования — методология и концептуальные положения управления региональными инновационными комплексами в условиях российской экономики.

Предмет исследования — организационно-экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе методического, организационного, инвестиционного и информационного обеспечения региональных инновационных комплексов.

Область исследования соответствует следующим пунктам паспорта специальности 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика (экономика инноваций): 7.1. Теоретико-методологические основы анализа проблем инновационного развития и инновационной политики; 7.8. Теория, методология и методы оценки эффективности инновационных проектов и программ; 7.9. Разработка методологии и методов анализа, моделирования и прогнозирования инновационной деятельности. Оценка инновационной активности хозяйствующих субъектов; 7.12. Методы определения оптимальных направлений инновационной деятельности на корпоративном, отраслевом и национальном уровне; 7.13. Управление инновациями и инновационными проектами на уровне компаний, предприятий и организаций. Инновационные риски.

Теоретической и методологической основой исследования являются фундаментальные научные труды российских и зарубежных авторов в области теории управления, инновационного менеджмента, теории региональной экономики, опубликованные в виде монографий, учебников, статей периодической печати, в материалах научных конференций, симпозиумов и форумов, а также аналитических материалов, размещенных в сети Интернет. В ходе диссертационного исследования автором использовались методы анализа и синтеза, сравнительного анализа, экономико-статистические методы, методы экономикоматематического моделирования, теории игр, теории принятия решений, методы оптимизации, а также процессного подхода.

Информационная основа диссертационного исследования представлена информацией Федеральной службы государственной статистики, Минэкономразвития России, Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Также использовалась информация из отчетов и рейтингов зарубежных агентств Блумберг и Томсон Рейтерс, Международного валютного фонда (МВФ), Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), Организации Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Института статистики ЮНЕСКО, Всемирного банка, кроме того, российской Ассоциации инновационных регионов развития (АИРР), Финансового университета при Правительстве РФ, Высшей школы экономики, находящаяся в свободном доступе на интернет-сайтах данных организаций.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1.  Дополнен понятийный аппарат и терминология в части развития теории инноваций, а именно: предложены авторские определения «регионального инновационного комплекса» и «территориального инновационного кластера», а также обобщена классификация инноваций и выявлены основные факторы развития регионального инновационного комплекса, которые, в отличие от существующих, позволяют определить наличие необходимых участников инновационного процесса и условий их взаимодействия на региональном уровне, что в свою очередь делает возможным формирование направлений государственной поддержки инноваций в регионе; дополнены положения теории инноваций в части разделения инновационного процесса на этапы, стадии и фазы, в привязке к степени готовности конечного инновационного продукта, позволяющих проводить оценку эффективности и целесообразности государственной поддержки в течение всего инновационного цикла проекта.
  2. Разработан механизм управления рисками инновационного проекта с использованием инструментов государственной поддержки на всех стадиях его реализации, позволяющий проводить оценку и минимизацию рисков с учетом нестатистической и статистической неопределенности, а также получать оценку его надежности, начиная со стадии раннего венчурного финансирования.
  3. Предложен методический подход анализа конкурентоспособности региона в инновационной сфере, основанный на разбиении анализируемых регионов на группы в зависимости от значений характеристик инновационной активности, а именно уровня развития научных исследований и разработок, уровня развития инновационной деятельности, уровня социально-экономических условий инновационной деятельности, позволяющий на основе анализа соответствующих матриц делать вывод о степени успешности развития инновационной деятельности в регионе.
  4. Сформулирован концептуальный подход к диагностике регионального инновационного комплекса и разработана концептуальная кластерная модель его долгосрочного развития, позволяющие, в отличие от существующих, осуществлять диагностику регионального инновационного комплекса и выявлять его элементы, отсутствующие или избыточные в данном комплексе, а также выявить проблемы развития инновационной деятельности в регионе, определять мероприятия по реализации стратегии развития и целевые показатели результативности, что позволяет сформировать дорожную карту реализации стратегии развития инновационного комплекса в регионе.
  5. На основе экономико-математических моделей принятия решений участниками кластера сформирован механизм согласования взаимодействия субъектов, позволяющий согласовать интересы участников финансирования инновационного проекта в рамках концепции одноуровневого взаимодействия экономических агентов, количественно определить область компромисса, которая необходима для ведения консультаций и переговоров, а также принятия управленческих решений территориальным инновационным кластером.
  6. Предложен методологический подход к формированию инвестиционной программы территориальных инновационных кластеров, а также подход к формированию команд инновационных проектов, характеризующийся полнотой технических и предпринимательских компетенций, позволяющий сформировать инвестиционную программу кластера путем отбора оптимальной комбинации вариантов проектов, обеспечивающей максимум чистого дисконтированного дохода в заданные сроки, с ограниченным фондом финансирования, и, кроме того, заданное значение интегрированного качественного показателя, отражающего уровень достижения глобальной цели кластера.
  7. Разработан методологический подход и система показателей оценки эффективности бюджетных расходов, а также методический подход к нормированию показателей оценки эффективности бюджетных расходов региона в инновационной сфере, позволяющих сформировать целевые значения показателей краткосрочного периода, достигнув которых регион будет конкурентоспособен в референтной группе стран и регионов по сопоставимому уровню инновационного развития, а также проводить количественную оценку эффективности бюджетной поддержки отдельных мероприятий государственной программы в рамках промежуточных результатов инновационного процесса и его подпроцессов и оценку эффективности бюджетных расходов всей государственной программы.
  8. Разработан методический подход к оценке и ранжированию научных компетенций организаций региона в инновационной сфере, на основе которого предложена трехэтапная численная методика, позволяющая на основе анкетирования научных школ выявить компетенции, присутствующие в организациях региона, прорывные научные направления, передовые исследования и разработки.
  9. Предложена концептуальная модель биржи инновационных проектов и принципы ее создания как инструментарий реализации венчурного финансирования, позволяющие сопровождать и поддерживать проект на всем пути его реализации от стадии появления идеи до публичного размещения акций, что в свою очередь обеспечивает повышение эффективности инновационной деятельности. Разработаны методики расчета рейтинга как инновационных проектов, так и экспертов, оценивающих их, которые могут быть использованы для формирования количественных оценок, необходимых инвестору при принятии решений о целесообразности финансирования проектов на всех стадиях их реализации.

Теоретическая значимость состоит в развитии теории инноваций, в части знаний, касающихся региональных инновационных систем и комплексов, включая региональную инновационную инфраструктуру, а также развития территориальных инновационных кластеров. Представленные в диссертации методологические основы содержат подходы, модели и механизмы, направленные на формирование систем управления и оценки эффективности инновационной деятельности региона, инструментария отбора, реализации и финансирования региональных инновационных проектов.

Практическая значимость. Методологические основы оценки эффективности бюджетных расходов, сформулированные в виде соответствующих методов и методик, позволяют не только оценить текущую эффективность бюджетной поддержки инновационной деятельности региональными властями, но и разработать обоснованную государственную программу на уровне региона, включая определение целей развития в краткосрочной и долгосрочной перспективах. Концептуальные положения развития регионального инновационного комплекса, выраженные в форме авторских метода диагностики и концептуальной кластерной модели, позволяют сформировать стратегию развития инновационной деятельности в регионе, определяя, в том числе, дорожную карту её реализации. Кроме того, методология реализации инновационных проектов обеспечивает формирование эффективных инвестиционных программ территориальных инновационных кластеров, а соответствующий инструментарий -проведение инновационного проекта по всем этапам жизненного цикла рыночными способами.

Материалы диссертационного исследования используются в учебном процессе Самарского университета при преподавании ряда дисциплин, ведении научного руководства по выпускным квалификационным работам и диссертациям магистров на кафедрах экономики инноваций, общего и стратегического менеджмента.

Автореферат (текст)

ЗагрузчикЗагрузка...
Логотип EADСлишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать документ [887.26 KB]

Статьи в журнале по теме: Методологические основы управления региональными инновационными комплексами

Посмотреть еще в категории: Диссертационные исследования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *