Главная страница » Путеводитель по региональной экономике » Региональная экономика » Теории региональной экономики » Диссертационные исследования » Система высшего образования как стратегический ресурс социально-экономического развития регионов Российской Федерации

Система высшего образования как стратегический ресурс социально-экономического развития регионов Российской Федерации

Система высшего образования как стратегический ресурс социально-экономического развития регионов Российской Федерации

Информация о диссертационном исследовании «Система высшего образования как стратегический ресурс социально-экономического развития регионов Российской Федерации»

Авилкина Светлана Викторовна

Система высшего образования как стратегический ресурс социально-экономического развития регионов Российской Федерации

  • Специальность 5.2.3 – Региональная и отраслевая экономика (региональная экономика)
  • Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук
  • Год защиты: 2022
  • Диссертация подготовлена на кафедре регионального и муниципального управления факультета государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова.

Основные положения диссертационного исследования

Актуальность темы исследования. Современные подходы к управлению развитием территории формируются на основе вовлеченности экономических, политических, социальных институтов региона в процессы координации стратегического планирования, развития и сотрудничества. В условиях становления шестого технологического уклада источниками экономического роста региона становятся: человеческие ресурсы, обладающие сложно формируемыми компетенциями1; институты, обеспечивающие становление экономики знаний; совершенствование государственного управления в сфере образования; механизмы, обеспечивающие взаимодействие региона и образовательных организаций, расположенных на его территории. Нужны целенаправленные меры государства, повышающие заинтересованность различных экономических агентов в инвестировании в человеческий капитал: «для восстановления экономической динамики необходимо увеличение нормы накопления до 25 % от ВВП, «экономики знаний» — до 20 % соответственно».

В Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» определены ключевые человекоориентированные направления развития российского общества, сделан акцент на цифровую трансформацию. Поставлена цель обеспечения присутствия Российской Федерации в числе десяти стран по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования.

В то же время характерными чертами национальной экономики России являются дифференциация субъектов Российской Федерации по социально-экономическим показателям, неравномерность пространственной концентрации ресурсного обеспечения регионов. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, численность студентов университетов на 10 000 человек населения в соответствующих субъектах Российской Федерации существенно варьируется: от наименьших показателей (Чукотский автономный округ — 27, Ленинградская область — 36, Мурманская область — 94 чел./10 000 чел.) до наибольших показателей (Санкт-Петербург — 561, Москва — 552, Томская область — 533 чел./10 000 чел.). В целях сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, прорывного развития страны на основе достижений научно-технологического прогресса за счет центров экономического роста — крупнейших и крупных городских агломераций — в 2019 году принята и реализуется «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года».

Актуальными становятся вопросы формирования подходов к управлению развитием территории на основе вовлеченности экономических, политических, социальных институтов региона в процесс устойчивого развития34. В этом контексте значительная роль может быть отведена университетам, которые всегда являлись локомотивами общественного развития, колыбелью многих передовых социальных процессов. Университет как alma mater формирует культуру общества на основе культурной рамки, действующей в системе образования1. В условиях перехода к новому технологическому укладу2 образовательные организации системы высшего образования могут стать основой центров экономического роста, акселераторами развития региона за счет концентрации в них материальных и интеллектуальных ресурсов. Современные университеты не только оказывают образовательные услуги, но и осуществляют научные исследования, содействуют развитию наукоемких отраслей, участвуют в инновационном предпринимательстве, влияют на менталитет. Однако в настоящее время существуют негативные тренды, связанные с медленным формированием центров экономического роста и их неравномерным распределением по территории России3. Реализация «третьей роли» университета предполагает фокусирование деятельности вуза на потребностях общества, активную социальную позицию университета в отношении развития территории расположения. В то же время на функциональное содержание «третьей роли» вуза влияет национальная и региональная специфика, качество управления4. В связи с этим особый научный интерес представляет исследование региональных стейкхолдеров системы высшего образования и изучение влияния университетов на нематериальные ресурсы региона.

Разнообразие сфер взаимодействия университетов и социума на территории субъекта Российской Федерации обусловило формирование экосистемы региона и высшего образования, в которой университет, обладающий значительным ресурсным потенциалом, влияет на процессы регионального социально-экономического развития и получает обратную связь от органов государственного управления, субъектов экономики региона.

Однако существующие ограничения и проблемы, в том числе отсутствие стратегического планирования на основе синхронизации целевых ориентиров университетов и региона, недостаточная обеспеченность инструментарием оценки пространственного развития системы высшего образования для формирования среднесрочных и долгосрочных прогнозов, приводят к тому, что взаимоотношения региона и университетов не приносят потенциально возможных результатов.

Всё это обусловило необходимость решения ряда научных и общественно значимых проблем концептуального, методологического, методического и практического характера, влияющих на формирование экономико-управленческих механизмов обеспечения регионального социально-экономического развития на основе системы высшего образования как стратегического ресурса, и повлияло на выбор темы исследования.

Степень разработанности темы. Вопросам, связанным с выявлением материальных и нематериальных ресурсов развития региональной экономики, в том числе исследованию влияния университетов на региональные экономические системы, посвящены многочисленные экономические труды, которые широко обсуждаются в научном сообществе, особенно в условиях современной трансформации региональной политики. Основу данного исследования составили фундаментальные труды зарубежных и отечественных исследователей в области развития региональных экономических систем (Р. Ю^тап, А.Г. Аганбегян, С.Ю. Глазьев, А.Г. Гранберг, Н.В. Зубаревич, Г.Б. Клейнер, Н.Н. Колосовский, Л.С. Леонтьева, М.Ю. Малкина, П.А. Минакир, Н.Н. Некрасов, Б.Н. Порфирьев, С.Г. Сафронов, А.И. Трейвиш, Т.С. Хачатуров, А.А. Широв, Р.И. Шнипер) и теории систем ^Ъ. Ackoff, L.V. Вег!а1а^у, Б.В. Ахлибинский, И.В. Блауберг, А.А. Богданов, М.Д. Месарович, В.Н. Сагатовский, В.Н. Садовский, Б.Г. Юдин).

Институциональные аспекты долгосрочной экономической политики, стратегические ресурсы устойчивого социально-экономического развития в своих работах рассматривают R.H. Coase, D.C. North, G.J. Stigler, В.В. Ивантер, Е.Н. Ведута, Л.С. Леонтьева, В.М. Полтерович, Б.Н. Порфирьев, О.С. Пчелинцев, A.А. Широв. Во многих исследованиях внимание уделяется вопросам формирования и использования человеческого капитала в экономике, основанной на знаниях (J.E. Stiglitz, А.С. Воронов, В.П. Колесов, Т.Л. Клячко, И.Н. Молчанов, Л.Н. Орлова, С.С. Серебренников, Г.А. Унтура). Особенности формирования и развития шестого технологического уклада требуют новых подходов к рассмотрению стратегий развития систем, создающих человеческий капитал, в том числе к системе высшего образования как к ресурсу социально-экономического развития региона.

Исследованию роли университетов в обеспечении социально-экономического развития на современном этапе посвящены работы J.A. Douglass, D.S. Elliott, S.L. Levin, J.B. Meisel, А.А. Аузана, Н.А. Медушевского, B.А. Никонова, О.В. Перфильевой, О.В. Сагиновой и других. Теоретические аспекты формирования экосистем между различными субъектами рассмотрены в работах R. Adner, J.F. Moore, K. Valkokari, А.А. Вертиновой, С.А. Калайда, В.А. Карпинской, Г.Б. Клейнера, Р.И. Хабибуллина, В.Г. Халина, Г.В. Черновой. Методологические аспекты оценки вклада региональных систем высшего образования в социально-экономическое развитие территорий рассмотрены в работах D.R. Charles, Д.С. Величенковой, П.П. Глухова, Е.А. Князева, Я.И. Кузьминова, О.В. Лешукова, О.В. Перфильевой, А.А. Попова, Д.Г. Родионова, Д.С. Семенова, И.Д. Фрумина. Однако недостаточно полно исследована область применения экосистемного подхода, требуется выделение и исследование связей в экосистеме «регион — система высшего образования» с учетом особенностей развития территорий, возникает необходимость использования стейкхолдерского подхода при оценке влияния университетов на нематериальные ресурсы и социум региона.

Проблематика неравномерности социально-экономического развития регионов, вопросы оценки региональной асимметрии рассматриваются в работах В.Е. Дементьева, К.С. Корень, А.В. Кузнецова, М.Ю. Малкиной, И.Н. Молчанова, Л.И. Сергеева, С.А. Суспицына, А.Л. Юдановой. Наличие региональной дифференциации высшего образования в России отмечается в трудах С.С. Малиновского, Б.Ж. Тагарова, А.А. Томских, Е.Ю. Шибановой. Необходимо разработать инструментарий оценки динамики пространственного развития системы высшего образования как в стране, так и в отдельных регионах для формирования научнообоснованных документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках прогнозирования на уровне субъектов Российской Федерации 1.

Влияние цифровой трансформации на образование и обеспечение регионального развития в условиях цифровизации экономики рассматривают А.И. Агеев, Е.Н. Ведута, С.Г. Давыдов, Н.В. Днепровская, Е.А. Егорова, Т.В. Ершова, С.В. Зива, Л.В. Лапидус, О.С. Логунова, В.Г. Минашкин, П.Э. Прохоров, П.А. Смелов, А.В. Шариков и другие ученые. Особенности государственного управления, профессионального развития государственных гражданских служащих в условиях цифровой экономики исследуются в работах Н.С. Карапетяна, Е.Н. Каунова, М.В. Кудиной, В.С. Осипова, М.А. Сухаревой, И.И. Смотрицкой. Однако для цифровой трансформации регионов требуются разработка и практическое применение методов диагностики уровней цифровых компетенций педагогов, государственных гражданских служащих и других категорий работников. Возникает необходимость оценки эффективности затрат на повышение квалификации в рамках дополнительных профессиональных программ, реализуемых в регионе на базе университетов. В условиях региональной практики внедрения цифровых технологий также необходимо разработать инструменты для решения задач оптимального трудоустройства выпускников университетов, получивших образование в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Проведенный анализ российской и зарубежной литературы позволил выявить важную народнохозяйственную проблему, связанную недостаточной степенью изученности и использования механизмов обеспечения социально-экономического развития регионов России на основе стратегического партнерства с системами, формирующими человеческий капитал, в том числе с системой высшего образования.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка и развитие теоретико-методологических положений, методического инструментария, механизмов обеспечения регионального социально-экономического развития, регионального стратегического планирования на основе результатов анализа пространственного развития и ресурсного потенциала системы высшего образования.

Поставленная цель диссертационного исследования определяет решение следующих задач:

теоретико-методологические задачи:

  1. рассмотреть систему высшего образования как ресурсную систему региона, определить структуру стратегических ресурсов социально-экономического развития регионов в условиях становления шестого технологического уклада;
  2. обобщить подходы к определению места и роли образовательной инфраструктуры в региональном развитии;
  3. разработать теоретические основы классификации ключевых региональных стейкхолдеров университетов;
  4. разработать теоретические подходы к описанию показателей, определяющих ресурсный потенциал системы высшего образования в субъекте Российской Федерации;

методические задачи:

  1. разработать аналитический подход к выявлению региональной асимметрии по параметрам, характеризующим систему высшего образования в субъекте Российской Федерации;
  2. разработать инструментарий оценки степени дифференциации регионов Российской Федерации в аспекте пространственного размещения системы высшего образования;
  3. разработать методические подходы к анализу стратегических нормативных правовых документов субъекта Российской Федерации и оценке ресурсного потенциала системы высшего образования в регионе;

практические задачи:

  1. разработать функциональную схему диагностики региональных проблем в сфере развития кадрового потенциала инфраструктурных объектов системы высшего образования для реализации цифровой трансформации экономики региона;
  2. разработать методику оценки эффективности затрат на дополнительное профессиональное образование, реализуемое университетами в сотрудничестве с региональными стейкхолдерами;
  3. разработать математическую модель трудоустройства выпускников, имеющих высшее образование в сфере информационно-коммуникационных технологий, основанную на уменьшении асимметрии информации на региональном рынке труда.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является система высшего образования в пространственном аспекте, выступающая как ресурс регионального социально-экономического развития. Предметом исследования являются экономико-управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и развития механизмов взаимодействия между регионом и образовательными организациями высшего образования.

Методология исследования. Теоретико-методологическую основу диссертации составляют общая теория систем, институциональная теория, концепция стратегического управления, теории развития региональных экономических систем, пространственного развития экономических систем, определяющие основные используемые подходы и методы изучения экономических явлений. Методология исследования на философском уровне базируется на принципе диалектического единства, который предполагает рассмотрение генезиса взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов развития регионов и системы высшего образования. Общенаучный уровень методологии исследования опирается на системный подход, который позволяет интегрировать различные методологические аспекты пространственного развития системы высшего образования, стратегического планирования и ресурсного обеспечения социально-экономического развития регионов. Конкретно-научный уровень методологии исследования представлен также положениями теории об экономических экосистемах, современных теорий пространственного размещения, стейкхолдерского подхода.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, группировки и классификации, моделирования); эмпирические (компаративный анализ, динамический анализ тенденций развития, рейтингование, группировка данных, опросы, статистические методы, в том числе корреляционно-регрессионный анализ; графические и табличные методы).

Информационно-эмпирическая база исследования включает официальные данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования, нормативные правовые источники, документы, материалы федеральных и региональных органов власти, аналитические материалы международных организаций, рейтинговых агентств, информацию, опубликованную в научных периодических изданиях, монографических трудах, а также данные, полученные автором в результате проведения аналитических и полевых исследований.

Научная новизна исследования состоит в разработке совокупности теоретико-методологических подходов, методического инструментария, практических механизмов обеспечения регионального социально-экономического развития, регионального стратегического планирования на основе результатов анализа пространственного развития и ресурсного потенциала системы высшего образования. Автором лично получены следующие результаты.

  1. Разработана методология формирования социально-экономического развития регионов в условиях интеллектуализации экономики на основе системы высшего образования как стратегического ресурса, определяющая институциональные аспекты взаимодействия региона и системы высшего образования с учетом пространственного размещения системы высшего образования: а) уточнен понятийно-категориальный аппарат, а именно: понятие «система высшего образования» рассмотрено как ресурсная система региона, проведено сравнение понятий «система» и «экосистема» в контексте экономической науки; б) предложена модель «четырехъядерной спирали» ресурсного обеспечения развития экономики знаний в регионе, выделены группы стратегических ресурсов социально-экономического развития региона в условиях становления шестого технологического уклада.
  2. Развита теория о региональном подходе к классификации инфраструктуры: предложена структурно-логическая схема классификации объектов инфраструктуры по региональному признаку в зависимости от территориального расположения пользователей результатами функционирования объекта инфраструктуры, предложено выделение регионов — инфраструктурных доноров и регионов — инфраструктурных реципиентов в сфере высшего образования. Определено, что инфраструктура высшего образования имеет дуальную природу и может относиться и к социальной инфраструктуре, и к производственной инфраструктуре.
  3. Ключевые группы региональных стейкхолдеров системы высшего образования («государство», «рынок», «академическое сообщество») дополнены группой «общество», состав которой представлен региональными общественными организациями, СМИ, широкой общественностью в контексте взаимодействия университетов с населением региона. Систематизированы функциональные ответы системы высшего образования на запросы региональных стейкхолдеров, связанные с влиянием на развитие нематериальных ресурсов региона.
  4. Предложена концепция стратегического планирования социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в парадигме итеративного планирования. Отличительными особенностями концепции являются представленные в ней описание показателей, определяющих ресурсный потенциал системы высшего образования в субъекте Российской Федерации, и систематизация значимых в экономике шестого технологического уклада функциональных ресурсов университетов.
  5. Разработан метод пространственного экономического исследования регионального неравенства и процессов конвергенции/дивергенции регионов на основе анализа параметров, характеризующих систему высшего образования в субъектах Российской Федерации, и определены временные периоды с преобладанием процессов о-конвергенции субъектов Российской Федерации по показателю «численность студентов, обучающихся на территории субъекта Российской Федерации по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры на 10 000 человек населения в субъекте Российской Федерации». Предложенный метод позволяет идентифицировать тенденции пространственного развития системы высшего образования и релевантно учитывать их в системе стратегического планирования на федеральном уровне.
  6. Разработан инструментарий оценки дифференциации регионов Российской Федерации в аспекте пространственного размещения системы высшего образования. Доказано существование дифференциации регионов Российской Федерации по количественным параметрам, описывающим системы высшего образования регионов, что отражает состояние экосистем «регион -система высшего образования» и в рамках технологий регионального стратегического планирования является исходной базой для анализа ресурсного обеспечения социально-экономического развития региона.
  7. Разработана методика оценки ресурсного потенциала системы высшего образования в субъекте Российской Федерации, основанная на принципах комплексности, многоуровневости, встраиваемости в систему стратегического планирования социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Предложены методические подходы к анализу степени включения в стратегические нормативные правовые документы субъекта Российской Федерации целей, реализация которых предполагает взаимодействие региона и системы высшего образования.
  8. Разработана функциональная схема диагностики региональных проблем в сфере развития кадрового потенциала инфраструктурных объектов системы образования в условиях цифровизации экономики региона. Описаны практические механизмы участия университетов в решении региональных задач на этапе становления шестого технологического уклада.
  9. Разработана мультипараметрическая методика оценки эффективности затрат на дополнительное профессиональное образование, реализуемое университетами в сотрудничестве с региональными стейкхолдерами. Методика направлена на решение задач по оценке эффективности новых образовательных технологий, которые позволяют реализовывать образовательные программы в межрегиональном и трансрегиональном форматах.
  10. Предложена схема возникновения трансакционных издержек при первичном трудоустройстве выпускника университета и структурно-логическая схема потока проблем при длительном периоде поиска работы, включающая риск миграции выпускника университета в другой регион и появление региональных невозвратных затрат. Предложена математическая модель трудоустройства в регионе выпускников, имеющих высшее образование в сфере информационно-коммуникационных технологий, основанная на уменьшении асимметрии информации на региональном рынке труда.

Автореферат (текст)

ЗагрузчикЗагрузка...
Логотип EADСлишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать документ [2.60 MB]

Статьи в журнале по теме: Система высшего образования как стратегический ресурс социально-экономического развития регионов Российской Федерации

Посмотреть еще в категории: Диссертационные исследования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *