Главная страница » Путеводитель по региональной экономике » Региональная экономика » Теории региональной экономики » Диссертационные исследования » Экономика совместного потребления как драйвер социально-экономического развития территории (на примере рынка автотранспортных услуг)

Экономика совместного потребления как драйвер социально-экономического развития территории (на примере рынка автотранспортных услуг)

Экономика совместного потребления как драйвер социально-экономического развития территории (на примере рынка автотранспортных услуг)

Информация о диссертационном исследовании «Экономика совместного потребления как драйвер социально-экономического развития территории (на примере рынка автотранспортных услуг)»

Иштирякова Лейсан Хабировна

Экономика совместного потребления как драйвер социально-экономического развития территории (на примере рынка автотранспортных услуг)

  • Специальность 5.2.3 – Региональная и отраслевая экономика (региональная экономика)
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук
  • Год защиты: 2022
  • Диссертация выполнена в отделе макроисследований и экономики роста Государственного бюджетного учреждения «Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан»

Основные положения диссертационного исследования

Актуальность исследования. Эволюция моделей потребления привела к тому, что в обществе стали господствовать большей частью не удовлетворение потребностей, а модель демонстративного потребления. При этом сформировано оно, в первую очередь, благодаря неограниченности человеческих желаний, удовлетворение которых ведет к нерациональному использованию, а нередко и полному уничтожению ресурсов, прежде всего, природных, имеющих первоочередное значение для человечества сегодня и его будущих поколений завтра, поскольку уже на сегодняшний день скорость потребления ресурсов превышает скорость их возобновления.

Перед обществом встал вопрос пересмотра и корректировки существующих экономических и социальных ориентиров, в том числе, а возможно, и в качестве отправной точки, моделей потребления. Последние десятилетия охарактеризовались стремительными изменениями в традиционных экономических отношениях в сфере личного потребления, появлением новых и трансформацией существующих форм потребления. Сегодня активно набирает обороты экономика совместного потребления как одна из альтернатив модели чрезмерного потребления. Начало XXI века охарактеризовалось появлением новых информационных технологий, что способствует смене и дополнению существующих моделей взаимодействия участников трансакций при посредничестве цифровых онлайн-агрегаторов, предполагающих предоставление прямого доступа потребителей к поставщикам товаров/услуг.

На сегодняшний день прослеживается отставание теоретической базы от развития экономической деятельности в сфере потребления индивидуумов и домашних хозяйств, в том числе модели экономики совместного потребления. До настоящего времени определение «экономика совместного потребления» не находит в научной литературе достаточной теоретической основы, что оказывает влияние на результаты научных исследований данной модели потребления ввиду различных трактовок авторами понятия и включения в анализ близких между собой явлений разный набор платформ, тогда как проблемы потребления для экономического роста и устойчивого развития общества не менее важны, чем вопросы производства и инвестиций. Актуальность данного исследования заключается в том, что конкретизация термина позволит определить отправную точку при анализе рынка экономики совместного потребления как в целом, так и в отраслевом разрезе.

Кроме того, развитие онлайн-сервисов как одного из основных участников экономики совместного потребления оказывает серьезное влияние на трансформацию отраслей в целом и конкретных услуг в частности, способствует появлению на рынке и развитию других аналогичных компаний.

В научной литературе работ, посвященных оценке влияния деятельности экономики совместного потребления на социально-экономические аспекты в обществе, представлено мало, в связи с чем возрастает актуальность исследования данного участия на экономику, занятость и доходы населения в разрезе регионов и городов.

Степень разработанности проблемы. Многообразные процессы становления экономики совместного потребления в ее современном виде тесно связаны с социально-экономическими процессами на протяжении эволюции общества, в том числе изменениями потребительской деятельности. В свете этого при анализе степени разработанности проблемы мы исходим из необходимости рассмотрения основных направлений эволюции потребления на разных стадиях развития общества: доиндустриальной, индустриальной, «обществе массового потребления» (как переходе к постиндустриальной) и постиндустриальной, что, по нашему мнению, позволяет более полно рассмотреть основные факторы, оказавшие влияние на становление экономики совместного потребления и эволюцию ее понятия в научно-исследовательских и публицистических источниках.

Основные модели потребления по мере развития общества исследовались в трудах М. Овертона, Е. Т. Гайдара, Ю. В. Матвеева, Г. В. Семенова, И. Коцева, В. Ростоу, Э. Фромм, А. В. Барышевой, В. Е. Гребцова.

Эволюцию подходов к рассмотрению предпосылок появления и развития экономики совместного потребления мы постарались представить на основании трудов таких исследователей, как Н. Брунссон, Ж. Липовецки, Г. Фиск, А. Фридман, Р. Шиндлер, Р. Белк, Р. Ботсман, Р. Роджерс, П. Эйргрейн, К. Хайтхорнтуэйт, К. Шапиро и Х. Вариан, а также отчетов Организации Объединенных Наций, Всемирного фонда дикой природы.

Подходы к определению «экономика совместного потребления» в зарубежных источниках мы рассматривали на основании трудов следующих авторов: К. Дервоеда, А. Дарси, К. Брайант, Д. Роос, Д. Воссков; Д. Шор, Р. Воан, А. Фелландер, Л. Хиршон, Т. Милен, С. Маклин, Г. Кейн, С.-Ю. Оэй, К. Лутц, Д. де Ланге, С. Краус, А. Гейссингер, М. Фельсон, Р. Ботсман, Р. Белк, К. Стоукс, Ю. Хамари, Дж. Оуян, С. Барнс, Ф. Барди, Л. Ганский, К. Ламбертон, Й. Вирц, М. Гупта, И. Пайс.

Среди отечественных ученых, исследующих тему экономики совместного потребления, можно отметить Е. Ф. Авдокушина, Е. Г. Кузнецову, Е. В. Попова, А. Ю. Веретенникову, Т. И. Ставцеву, Р. Хузину, И. Б. Тесленко, Д. В. Завьялова, О. В. Сагинову, Ю. Л. Сагинова, Н. С. Кирееву, И. И. Савельева, В. В. Глухова, Г. А. Орлову, А. Н. Зеленюк, Т. Б. Абсалямова, А. Н. Захарову, О. Л. Чуланову, Н. П. Кононкову, М. В. Долгову, Л. В. Дорофееву, Д. Р. Игошину, Н. Я. Головецкого, С. М. Архипову.

Одной из первых диссертационных работ на тему экономики совместного потребления в Российской Федерации является исследование Т. Б. Абсалямова «Экономика совместного потребления в рамках концепции устойчивого развития», где автор рассматривает ее во взаимосвязи с циркулярной экономикой и оценивает вклад совместного пользования в достижение целей устойчивого развития на примере онлайн-агрегатора Сои^игй^ — сети краткосрочной аренды жилья во время путешествий.

Исследованию социально-экономического развития регионов, а также региональных экономических проблем посвящены работы таких видных ученых, как Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, С. А. Глазьев, А. Г. Гранберг, В. В. Ивантер, М. Портер, Дж. Фридман и др. Вопросы влияния транспортной системы на региональное развитие изучены в научных трудах А. М. Кудрявцевой, Ю. Н. Гольской, Т. А. Прокофьевой, Ю. В. Задворного, Н. Н. Булатовой, О. Ю. Патракеевой, Д. А. Мачерет, Ж.-П. Родриг, Р. Викерман и других ученых.

При анализе методов исследований влияния экономики совместного потребления на отраслевое и/или региональное развитие мы рассмотрели работы таких авторов, как М. Р. Сафиуллин, Р. Белк, М. Бердсолл, Р. Ботсман, Б. Коэн, Л. Эйнав, М. Фоден, Н. Агравал, А. Бонд, К. Костейн, Э. Дюбуа, Б. Эдельман, Б. Фанг, С. Валлстен, М. Мельманн, З. Каллен, К. Фарронато, А. Фрадкин, А. Фасси, С. Фрайбергер, А. Сундарараян, П. Санти, Дж. Хортон, В. Чин, Т. Бергер, Дж. Холл, Г. Брэд, Б. Ноли.

Анализ теоретической базы исследований экономики совместного потребления показал отсутствие в научной литературе общего подхода как к самому термину, так и к содержанию его определения: как правило, определения применяются авторами одновременно и взаимозаменяемо. Кроме того, прослеживается, что ученые стремятся определить данное явление через выявление отличительных признаков.

Анализ методов исследований показал, что большинство работ фокусировалось на теоретическом/концептуальном анализе экономики совместного потребления. Относительно небольшой объем исследований теоретических аспектов экономики совместного потребления в комплексе с анализом влияния ее деятельности на социально-экономическое развитие регионов и городов общества определили тему, актуальность, цели, задачи, объект и предмет данного диссертационного исследования.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является разработка комплекса методов органичной интеграции территории в экономику совместного потребления для повышения эффективности воспроизводственных, социально-экономических процессов и инклюзии в развитии региона.

В соответствии с целью в диссертационной работе были поставлены следующие задачи:

  1. Уточнить понятие «экономика совместного потребления».
  2. Дополнить классификацию ключевых факторов, способствующих развитию экономики совместного потребления.
  3. Выявить закономерности и важные тенденции развития экономики совместного потребления в крупнейших городских агломерациях Российской Федерации.
  4. Сформировать универсальный по отношению к агрегаторам и направлениям транспортной сферы долевой экономики авторский методический аппарат оценки вклада онлайн-сервисов на показатели качества жизни городов.
  5. Разработать метод, позволяющий взаимоувязать показатели роста экономики совместного потребления с основными социально-экономическими параметрами развития регионов и городов: занятость, денежные доходы населения, валовый территориальный продукт, налоговые поступления с учетом двух основных ее преимуществ — возможности дополнительной занятости и потенциальной легализации исследуемого сегмента.
  6. Определить возможность применения авторского методического аппарата оценки влияния экономики совместного потребления на социально-экономическое развитие городов на более высоком уровне управления.

Объектом диссертационного исследования является социально-экономическая сфера регионов и параметры, обуславливающие показатели экономического роста, качества жизни и занятости.

Предметом диссертационного исследования выступают многосторонние отношения в экономике совместного потребления между государством, населением, поставщиками и потребителями услуг, онлайн-агрегаторами и регуляторами в процессе формирования кооперационно-сетевого взаимодействия посредством электронного формата участия.

Методологическая, теоретическая и эмпирическая база исследования. Теоретической основой диссертационного исследования послужили основные концепции, научно-методологические и методические подходы, представленные в трудах зарубежных и отечественных ученых по вопросам потребления на микроуровне, его эволюции на различных стадиях формирования общества, экономики совместного потребления и влияния его развития на социоэкономические процессы мезо- и макроуровня.

В целях решения поставленных в диссертационном исследовании задач применялись общенаучные методы познания, включающие анализ, синтез, диалектику, абстрагирование, методы статистического, сравнительного, логического, системного, цивилизационного, структурного анализа, а также графические методы, позволившие исследовать объекты в постоянном развитии, взаимосвязи и взаимодействии с социально-экономической средой. Применение вышеперечисленных методов позволило обеспечить обоснованность результатов проведенного анализа, теоретических и практических выводов.

Эмпирической базой исследования послужили данные государственной статистики, статистические данные зарубежных стран и международных организаций, данные онлайн-платформ, опубликованные на веб-ресурсах, доклады исполнительной власти регионов и городов о социально-экономическом развитии, в том числе в сфере общественного транспорта, документы стратегического планирования, а также ресурсы глобальной информационно-коммуникационной системы Интернет и независимые статистические источники.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке теоретических положений и методического инструментария к трансформации и адаптации экономических политик территорий в части повышения занятости, содействия росту доходов, качества жизни посредством возможностей совместного потребления. Наиболее значимые научные результаты исследования конкретизированы в следующих положениях:

  1. Уточнено определение «экономика совместного потребления» с учетом необходимых информационных предпосылок организации ее сегментов, что дало возможность рассматривать это не как новую модель, а как развитие традиционной формы рыночного взаимодействия при посредничестве онлайн-агрегаторов, обеспечивающих вовлечение в экономику не только и не столько товаров и услуг, сколько полезных свойств благ, включая дополнительно время, квалификацию, информацию и т. д., это в свою очередь позволило содержательно разграничить понятия «экономика совместного потребления», «долевая экономика», «пиринговая экономика» и «экономика цифровых платформ», а также сформировать подходы к пониманию ее региональных «границ».
  2. Дополнена классификация ключевых факторов, способствующих развитию экономики совместного потребления: экономический, технологический, социальный, психологический, демографический, экологический, фактором глобализации и организационным фактором, что помогло содержательно изменить и дифференцировать способы управления маркетинговой деятельностью в цифровую эпоху исходя из особенностей конкретного региона.
  3. Выявлен экономико-статистическими методами уровень мультипликативного эффекта развития экономики совместного потребления в городах — изменение ее объемов на 1 % оказывает следующее влияние на ключевые экономические параметры развития территории: рост внутреннего территориального продукта — на 1,97 %, дополнительный рост объема платных услуг населению — на 4,9 %, дополнительный рост поступлений налогов в бюджет — на 1,9 %; и существенное влияние на показатели качества жизни: занятость населения — на 2,5 %, дополнительный рост среднемесячной заработной платы — на 1,7 %, рост транспортной доступности — на 9,2 %.
  4. Сформирован универсальный по отношению к агрегаторам и направлениям транспортной сферы долевой экономики авторский методический аппарат оценки вклада онлайн-сервисов на показатели качества жизни городов.
  5. Разработан метод, позволяющий взаимоувязать показатели роста экономики совместного потребления с основными социально-экономическими параметрами развития регионов и городов: занятость, денежные доходы населения, валовый территориальный продукт, налоговые поступления с учетом двух основных ее преимуществ — возможности дополнительной занятости и потенциальной легализации исследуемого сегмента.
  6. Определена и апробирована возможность применения авторского методического аппарата, позволяющего оценить влияние экономики совместного потребления на социально-экономическое (экономический рост, налоговый потенциал, занятость, денежные доходы населения) развитие городов, на более высоком уровне управления.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении теоретико-методических подходов к оценке влияния экономики совместного потребления в сфере перевозки пассажиров легковым автотранспортом на социально-экономическое развитие регионов и крупнейших городов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что положения и выводы, изложенные в диссертационном исследовании, могут быть использованы региональными и муниципальными органами исполнительной власти при разработке программ социально-экономического развития, в частности развития транспортной отрасли; при определении с использованием количественных показателей экономических последствий развития экономики совместного потребления в сфере пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом в регионах и городах; при определении перспектив выстраивания государственной политики в отношении сервисов экономики совместного потребления в транспортной отрасли; при уточнении методик оценки монополизации рынка с учетом степени влияния онлайн-платформ в сфере транспорта; при актуализации нормативно-законодательной базы с учетом деятельности цифровых рынков и изменением бизнес-процессов; предприятиями -при разработке планов и прогнозов, при принятии управленческих решений, при прогнозировании и оценке потенциала роста рассматриваемого сектора экономики совместного потребления, а также при управлении конкурентоспособностью предприятий; научно-исследовательскими институтами — для дальнейших исследований. Материалы могут быть использованы при разработке и преподавании учебных дисциплин в сферах менеджмента, экономики и управления народным хозяйством, а также соответствующих спецкурсов.

Соответствие диссертации Паспорту научной специальности. Исследование выполнено в рамках Паспорта специальности ВАК России 5.2.3. Региональная и отраслевая экономика (региональная экономика), содержит положения и результаты, соответствующие: п. 1.10. Региональные и локальные рынки. Проблема обеспечения единства экономического пространства; п. 1.11. Региональная экономическая политика: цели, инструменты, оценка результатов.

Автореферат диссертации (текст)

ЗагрузчикЗагрузка...
Логотип EADСлишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать документ [1.11 MB]

Статьи в журнале по теме: Экономика совместного потребления как драйвер социально-экономического развития территории (на примере рынка автотранспортных услуг)

Посмотреть еще в категории: Диссертационные исследования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *