Главная страница » Путеводитель по региональной экономике » Региональная экономика » Теории региональной экономики » Диссертационные исследования » Экономические инструменты формирования и реализации региональной инновационной политики в социальной сфере

Экономические инструменты формирования и реализации региональной инновационной политики в социальной сфере

Экономические инструменты формирования и реализации региональной инновационной политики в социальной сфере

Информация о диссертационном исследовании «Экономические инструменты формирования и реализации региональной инновационной политики в социальной сфере»

Кособоков Андрей Юрьевич

Экономические инструменты формирования и реализации региональной инновационной политики в социальной сфере

  • 5.2.3. Региональная и отраслевая экономика(экономика инноваций)
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук
  • Год защиты: 2023
  • Работа выполнена в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Основные положения диссертационного исследования

Актуальность темы исследования определяется особым значением социальной сферы в обеспечении высокого качества жизни населения как ключевой цели социально-экономического развития Российской Федерации в целом, а также регионов и муниципальных образований. С одной стороны, состояние социальной сферы отражает результаты социально-экономической политики; с другой — определяет факторы и условия формирования человеческого капитала как основы конкурентных преимуществ страны и регионов, а также достижения целей устойчивого развития. Поэтому необходимы управленческие воздействия, направленные на совершенствование социальной сферы, её трансформацию, что невозможно без активизации инновационной деятельности. Внедрение инноваций способствует повышению качества жизни населения, более эффективному расходованию бюджетных ресурсов, а также устойчивости функционирования объектов социальной инфраструктуры, расширению ассортимента и объема услуг, ориентированных на социальную сферу. Состояние социальной сферы дифференцировано по регионам, что определяет необходимость учёта региональных особенностей в управлении инновациями.

В то же время, как показывает анализ, инновационные процессы в социальной сфере в нашей стране не являются комплексными и системными, их нормативно-правовое регулирование и информационное обеспечение нуждаются в дополнении и расширении. Чтобы преодолеть указанные трудности в генерации и использовании инноваций, необходима разработка и реализация отдельного вида политики: инновационной политики в социальной сфере, прежде всего на уровне субъектов РФ.

В условиях ограниченности ресурсов особое значение имеет развитие экономических инструментов формирования и реализации инновационной политики в социальной сфере, поскольку они могут стать тем рычагом, которые позволят рационализировать расходы бюджета на социальную сферу, привлечь бизнес к решению социальных задач на взаимовыгодной основе, активизировать участие некоммерческих организаций.

Все вышесказанное подтверждает актуальность данного исследования.

Степень разработанности проблемы. Проблематику развития социальной сферы, особенности социальных услуг, инноватики социальной деятельности рассматривали такие ученые, как Баранова И.В., Баринова В., Галактионова Л.А., Губина Н.В., Дефурни Дж., Кисова А.Е., Кроливецкий Э.Н., Ксенофонтова Х. З., Кузнецов С.В., МакЭлрой Дж., Малган. Г., Морозова М.А., Москвина А.Ю., Нижегородцев Р.М., Пантелеева Т.С., Пирсон П., Тимофеева Г.В., Усманов Б.Ф., Устинова К.А., Филс Дж., Хейскала Р., Шаймарданова В.М., Эмиров Н.Д., Якимец В.Н., Яременко Д. В. И другие.

Различные аспекты генерирования и внедрения инноваций, специфики инновационных процессов, в том числе в социальной сфере, представлены в работах Васильевой Н.В., Гриненко А.В., Евменова А., Заборовской О.В., Зворыкиной Т.И., Кадол Н.Ф., Кимберли Дж.Р., Кох П., Левчаева П.А., Мартинус К., Махотаевой М.Ю., Монастырного Е.А., Орловой О.С., Павловой А.В., Родионова Д.Г., Руденко И.Р., Сантос Ф.М., Серебряковой Н.А., Стриян Ю.,Сулоевой С.Б., Тимофеевой Г.В., Харламовой Т.Л., Харченко Е.В., Чистяковой О.В., Шатохиной Д.Д., Шмелевой Д., Щанкина С.А. и других.

Проблемы развития теории инновационной политики на различных административных уровнях исследовали Баткилина Ю.М., Бессонова Е.А., Биткина И.В., Бондаренко Н.Е., Веретенникова А.Ю., Горовой А.А., Гудкова А.А., Донати П., Дохолян А.С., Еремкин В.А., Завьялова Е.Б., Игнатова Т.В., Калинина О.В., Карпицкая М.Е., Краснопольская И.И., Мерсиянова И. В., Плотников В.А., Попов Е.В., Салицкая Е.А., Сурова Н.Ю., Титова М.В., Черникова В.Е. и другие.

В то же время, в существующих исследованиях недостаточно разработанными являются вопросы: систематизации понятийно -категориального аппарата; оценки результативности внедрения инноваций в социальную сферу; анализа видов экономических инструментов формирования и реализации инновационной политики в социальной сфере на различных уровнях управления; механизмов использования возможностей социального предпринимательства и импакт-инвестирования для целей повышения эффективности управления инновационными процессами в социальной сфере. В данном исследовании сделана попытка предложить авторские решения по указанным вопросам.

Целью диссертационной работы является разработка теоретических положений и комплекса методических рекомендаций по развитию экономических инструментов формирования и реализации региональной инновационной политики в социальной сфере.

Задачи исследования:

  1. Уточнить понятийный аппарат в сфере инновационных процессов в социальной сфере.
  2. Разработать алгоритм выбора и классификацию моделей региональной инновационной политики в социальной сфере.
  3. Сформировать подходы к созданию механизма реализации региональной инновационной политики в социальной сфере.
  4. Разработать методические положения по оценке результатов региональной инновационной политики в социальной сфере.
  5. Определить понятие «экономические инструменты формирования и реализации региональной инновационной политики в социальной сфере», выявить их виды, определить роль инструментов развития социального предпринимательства и импакт-инвестирования.
  6. Провести анализ развития социального предпринимательства как экономического инструмента региональной инновационной политики в социальной сфере; определить возможности использования инструмента импакт-инвестирования в региональной инновационной политике в социальной сфере для активизации деятельности социальных предпринимателей.
  7. Разработать организационные решения по комплексному использованию экономических инструментов формирования и реализации региональной инновационной политики в социальной сфере (социального предпринимательства и импакт-инвестирования).

Объект исследования — региональная инновационная политика в социальной сфере.

Предмет исследования — экономические инструменты, используемые в процессе формирования и реализации региональной инновационной политики в социальной сфере.

Теоретическая и методологическая база исследования представлена систематизированными положениями трудов отечественных и зарубежных учёных в области теории управления инновациями, экономических основ развития социальной сферы на различных уровнях управления, общей теории менеджмента, теории региональной и отраслевой экономики.

Методы исследования: анализ и синтез, системный и экономико-статистический анализ, исторический и логический методы, методы аналогии, моделирования, экспертный метод.

Информационную базу исследования составляет комплекс актуальных законодательных и нормативных правовых актов, стратегических документов по развитию РФ и совершенствованию инновационной деятельности, данные официальной государственной статистики, обобщённая информация экспертных аналитических обзоров, эмпирические данные, полученные и обработанные автором, отчётной документации организаций социальной сферы.

Обоснованность и достоверность результатов диссертационного исследования подтверждается глубоким анализом положений научных работ по проблематике диссертации, использованием актуальной и представительной информационной базы, корректным использованием методов научного познания и способов обработки информации, апробацией основных выводов на научно-практических конференциях, соотнесением теоретического вклада и практических рекомендаций.

Соответствие диссертации Паспорту научных специальностей. Диссертация выполнена в соответствии с паспортом специальности 5.2.3. Региональная и отраслевая экономика (экономика инноваций): п. 7.1. Теоретико-методологические основы анализа проблем инновационного развития и инновационной политики; 7.14. Инновационная политика. Механизмы и инструменты стимулирования инновационной активности и улучшения инновационного климата Паспорта научных специальностей ВАК (экономические науки).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке теоретических и методических основ применения экономических инструментов развития социального предпринимательства и импакт-инвестирования в процессе формирования реализации региональной инновационной политики в социальной сфере.

К числу основных результатов, определяющих новизну и составляющих предмет защиты, относятся следующие:

  1. Уточнен понятийный аппарат в сфере исследования: на основе исследования соотношения понятий «инновации в социальной сфере» и «социальные инновации», определено, что инновации в социальной сфере являются особым видом социальных инноваций, что позволяет выделить инновации в социальной сфере как объект управления; введено и уточнено понятие региональной инновационной политики в социальной сфере как самостоятельного вида региональной политики, в отличие от имеющихся подходов, в которых управление инновациями в социальной сфере рассматривается в контексте либо инновационной, либо социальной политики.
  2. На основе систематизации факторов и моделеобразующих элементов разработан алгоритм выбора модели региональной инновационной политики в социальной сфере, предложена новая классификация моделей региональной инновационной политики в социальной сфере по уровню централизации, выделены наиболее предпочтительные виды моделей для российских условий (мотивационная, смешанная и компенсаторная модели).
  3. Сформированы подходы к созданию механизма региональной инновационной политики в социальной сфере, новизна которого состоит в том, что: расширена субъектная составляющая региональной инновационной политики в социальной сфере на основе такого критерия, как перспектива коммерциализации инноваций; выделены и раскрыты группы методов формирования и реализации политики (регулирования, мониторинга и контроля; государственно-частного партнерства, социально-психологического воздействия); определено, что реализация механизма должна обеспечить оптимум сочетания финансирования процессов внедрения инноваций в социальную сферу.
  4. Разработана методика оценки региональной инновационной политики в социальной сфере, базирующая на использовании предложенного автором нового показателя «инновационная продуктивность политики (ИПП)», под которой понимается степень реализации запланированной инновационной деятельности и достижения запланированных инновационных результатов в социальной сфере (целевой результативности, бюджетной результативности, инновационной результативности, характеризующей удовлетворенность процессами внедрения инноваций исполнителей и потребителей социальных услуг).
  5. Введена авторская трактовка термина «экономические инструменты формирования и реализации региональной инновационной политики в социальной сфере», под которыми понимается совокупность средств и методов воздействия на материальные интересы экономических субъектов с целью их вовлечения в процессы генерации и коммерциализации инноваций в социальной сфере региона, способствующих росту качества жизни населения, получению социального и экономического эффекта за счёт рационального использования имеющихся ресурсов; выявлены виды экономических инструментов формирования и реализации региональной инновационной политики в социальной сфере, среди которых в качестве оказывающих системное воздействие на социальную сферу выделены инструменты развития социального предпринимательства и импакт-инвестирования .
  6. Предложено применение инструмента импакт-инвестирования в региональной инновационной политике в социальной сфере, который может рассматриваться как способ трансформации социальной сферы и источник формирования мультипликативного эффекта региональной инновационной политики в социальной сфере (инновационной мультипликативности); данный подход позволяет преодолеть ограничения, связанные как с процессом государственного управления в социальной сфере, так и с нехваткой финансовых ресурсов у социальных предпринимателей.
  7. Разработаны методические рекомендации по формированию Агентства социально-ориентированных инноваций субъекта РФ как организационной формы интеграции социальных предпринимателей и импакт-инвесторов; в рамках этой новой организационной структуры возможно достижение сонаправленности и согласованности действий участников рассматриваемого процесса, то есть органов власти региона, социальных предпринимателей и импакт-инвесторов.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что выводы и результаты работы развивают теорию управления инновациями с позиций обоснования использования комплексных экономических инструментов социального предпринимательства и импакт-инвестирования в процессе формирования и реализации региональной инновационной политики в социальной сфере, позволяющих получить системный мультипликативный эффект для развития территории.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в возможности использования разработанного комплекса методических подходов и рекомендации органами регионального управления при разработке стратегий и программ развития социальной сферы, а также для формирования региональной инновационной политики в социальной сфере и планирования её реализации; также выводы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при обучении по программам магистратуры направлений «Экономика», «Менеджмент», «Управление инновациями».

Автореферат диссертации (текст)

ЗагрузчикЗагрузка...
Логотип EADСлишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать документ [1.48 MB]

Статьи в журнале по теме: Экономические инструменты формирования и реализации региональной инновационной политики в социальной сфере

Посмотреть еще в категории: Диссертационные исследования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *