Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №2 (62), 2020

К вопросу о задачах государственной промышленной политики по цифровой модернизации промышленности России

To the issue about the state industrial policy tasks on industry digital modernization in Russia

Авторы


кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой шахматного искусства и компьютерной математики
Россия, Уральский государственный экономический университет
доцент кафедры экономики и экономической безопасности
Россия, Уральский государственный лесотехнический университет
старший научный сотрудник отдела региональной промышленной политики и экономической безопасности
Россия, ФГБУН «Институт Экономики УрО РАН»

starik1705@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматриваются концептуальные и методические вопросы формирования промышленной политики по осуществлению цифровой модернизации промышленности России. На основе анализа стратегических документов, задающих направления цифровизации российской экономики, и выявления сложившихся трендов цифровой модернизации промышленности автором предложен комплекс взаимосвязанных задач промышленной политики по разработке отраслевых «дорожных карт» цифровой модернизации и созданию инжиниринговых кластеров.

Ключевые слова

промышленность России, цифровая модернизация, цифровые технологии, цифровизация российской экономики, промышленная политика, инжиниринговые кластеры

Рекомендуемая ссылка
Стариков Евгений Николаевич
К вопросу о задачах государственной промышленной политики по цифровой модернизации промышленности России// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (62). Номер статьи: 6216. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6216/
Authors

Starikov Yevgeniy Nikolayevich
PHD, Associate Professor, Head of the Department of Chess Art and Computer Mathematics
Russia, Ural State Economic University
Associate Professor of the Economics and Economic Security Department
Russia, Ural State Forest Engineering University
Senior Researcher, Regional Industrial Policy and Economic Security Department
Russia, Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences

starik1705@yandex.ru

Abstract

The article discusses the conceptual and methodological issues of forming an industrial policy for the implementation of digital modernization of Russian industry. Based on the analysis of strategic documents setting the direction of digitalization of Russian economy and the existing trends identification in the industry digital modernization, the author proposes a set of interrelated tasks of industrial policy for the digital modernization industrial sector «road maps» development and the engineering clusters creation.

Keywords

Russian industry, digital modernization, digital technologies, digitalization of the Russian economy, industrial policy, engineering clusters

Suggested Citation
Starikov Yevgeniy Nikolayevich
To the issue about the state industrial policy tasks on industry digital modernization in Russia. Regional economy and management: electronic scientific journal. №2 (62). Art. #6216. Date issued: 2020-05-29. Available at: https://eee-region.ru/article/6216/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

В настоящее время можно наблюдать активно проходящие структурные и качественные изменения как в целом мировой промышленности, так и промышленных комплексов отдельных государств и регионов. Изучение этих изменений позволяет говорить о модификации форм организации производства, расширении взаимосвязи рынков капитала, товаров, труда и технологий. Воспроизводственные процессы на предприятиях неуклонно превращают промышленные компании в составляющие единой мировой производственно-сбытовой промышленной системы. При этом, промышленный комплекс в рамках отдельной страны характеризуется своими, исторически обусловленными, зачастую уникальными, особенностями и тенденциями развития. Во многом это обусловлено социальным, экономическим и научно-техническим уровнем развития конкретной страны, особенностями реализуемой государством промышленной политики, культурной спецификой и менталитетом населения, а также множеством других факторов. При этом на текущем этапе развития общества, связанном с цифровой модернизацией всех аспектов жизнедеятельности можно выделить несколько общих, характерных для промышленности любой страны тенденций, а именно:

  • рост сложности производства и производимой продукции;
  • цифровизация производственных процессов и широкое внедрение новых цифровых технологий, например, технологий цифрового проектирования, цифровых двойников и др.;
  • смещение акцентов производственного цикла на этап проектирования и разработки новых продуктов с применением цифровых решений;
  • сокращение времени на принятие решений, реализацию проектов и вывод новых решений на рынок;
  • массовая кастомизация и персонализация промышленной продукции как в секторе В2С, так и в В2В.

Цифровая модернизация сегодня становится фактором роста отраслей промышленности, а цифровые технологии – основой новых продуктовых и производственных стратегий, меняющих традиционные модели промышленного бизнеса, производственные цепочки и продукты. Наблюдаемый в настоящее время «цифровой переход» (англ. «digital transfer») или цифровая модернизация промышленности происходит благодаря внедрению таких технологий, как «облачные вычисления», «большие данные», киберсистемы, «умные производства», робототехника, 3D-печать, «искусственный интеллект», виртуальная реальность, лазерные технологии, беспроводная связь, промышленный Интернет вещей и др. Как отметил основатель и глава экономического форума в Давосе Клаус Шваб «В сегодняшнем мире … наиболее значимым и эффективным будет формирование «Четвертой индустриальной революции», которая вызвана скоростью, широкомасштабностью и абсолютными системными инновациями технического прогресса и цифровизации. У нас должно быть всестороннее и общее глобальное понимание того, как технологии меняют нашу жизнь и жизнь будущих поколений в экономических, социальных, экологических и культурных контекстах» [1].

Анализ современного мирового опыта свидетельствует, что при определении базовых методологических подходов при постановке задач и формировании инструментария промышленной политики при осуществлении цифровой модернизации промышленности используются разные концепции. Наиболее известными среди них являются такие как Индустрия 4.0 (Indusry 4.0), Разумное производство (Smart Manufacturing), Цифровое производство (Digital Manufacturing), Открытое производство (Open Manufacturing), разработанные и реализуемые в наиболее промышленно развитых странах запада [2]. Ведущие мировые производители промышленной продукции к 2020 г. планируют довести объем инвестиций в цифровую модернизацию, включая внедрение цифровых технологий, подготовку персонала и проведение организационных изменений в компаниях, до уровня более 900 млрд. долл. США в год. При этом ожидается, что уровень цифровизации промышленных лидеров возрастет до 72% к 2020 г. [3].

 

Процедуры, значимость и новизна исследования

Целью настоящего исследования является выявление ключевых тенденций цифрового перехода в промышленности и анализ базовых стратегических документов, определяющих на текущем этапе основные направления и задачи цифровой модернизации российской промышленности.

Предмет настоящего исследования – экономические отношения, возникающие между субъектами реализации промышленной политики в ходе цифровой модернизации промышленности.

Научная новизна заключается в комплексном подходе к разработке задач промышленной политики по цифровой модернизации отечественной промышленности на основе анализа сложившихся тенденций и учета стратегических направлений развития, определенных основными нормативными документами государства в этой сфере.

Теоретическая значимость работы состоит в систематизации информации по стратегическим направлениям промышленной политики России по цифровой модернизации промышленного сектора.

Практическую значимость представляет комплекс предложенных автором задач промышленной политики по разработке отраслевых «дорожных карт» цифровой модернизации промышленных секторов и созданию инжиниринговых кластеров в структуре отечественной промышленности.

Основным методом исследования является изучение и анализ научных статей, нормативных документов и источников по проблематике цифровой модернизации отечественной промышленности. Использованы также общенаучные методы анализа и синтеза, на основе которых выявлены сложившиеся тенденции цифровизации промышленности России и сформулированы отдельные задачи промышленной политики по ее модернизации на основе цифровых технологий.

 

Результаты исследования

В России сегодня идет активное обсуждение направлений цифровизации промышленности и национальной экономики в целом, а также разработка и внедрение соответствующих программ, инструментария и механизмов промышленной политики, обеспечивающих процессы цифровой модернизации отечественной промышленности. На сегодняшний день в нашей стране разработаны и реализуются три основных стратегических документа, определяющих направления государственной промышленной политики, связанные с поддержкой процессов цифровой модернизации промышленности – это Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (СНТР), Национальная технологическая инициатива (НТИ) и программа «Цифровая экономика Российской Федерации».

Основной акцент отечественной дискуссии в данных вопросах сфокусирован на проблематике передовых производственных технологий. Так, по данным агентства McKinsey, до 75% руководителей промышленных компаний считают отсутствие технических знаний и навыков у руководящего состава – сдерживающим барьером развития предприятий. Без понимания того, что происходит в технологиях и технике, а также какие на данный момент существуют тенденции в их развитии и использовании, становится практически невозможно эффективно решить возникающие задачи цифровизации промышленности [4].

Разработка и реализация СНТР связана с решением задач по формированию современной конкурентоспособной системы управления в области науки, технологий и инноваций. В соответствии с СНТР определены следующие приоритеты научно-технологического развития нашей страны [5]:

  • переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта;
  • переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии;
  • переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных);
  • переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработка и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективная переработка сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания;
  • противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства;
  • связанность территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики.

Исполнителями Планов мероприятий по реализации СНТР выступают федеральные и региональные органы исполнительной государственной власти, институты развития и различные фонды, занимающиеся развитием и поддержкой научно-технической деятельности, Российская академия наук, а также индустриальные партнеры в лице государственных корпораций и крупных компаний. Реализация совместных мероприятий в рамках СНТР направлена на создание новых производственных технологий и получение научно-технических результатов, способных стать основой создания и развития в России конкурентоспособных, современных цифровых производств и обеспечить устойчивость экономики страны в период цифровой модернизации мирового хозяйства.

По сути своей, НТИ – это стратегическая программу формирования новых рынков и создания предпосылок для достижения нашей страной к 2035 г. технологического лидерства на международных промышленных рынках. В рамках НТИ созданы девять специализированных отраслевых рабочих групп по приоритетным направлениям развития новых рынков – AeroNet, AutoNet, MariNet, EnergyNet, SafeNet, NeuroNet, FoodNet, Health-Net, FinNet. И еще одна мультидисциплинарная группа, задачей которой является разработка передовых производственных технологий и их трансферт в промышленность для создания нового поколения инновационных, цифровых производств – TechNet [6]. В таком формате производственные технологии, фактически, представляют собой некую промышленно-ориентированную основу НТИ, направленную на решение задач импортозамещения высокотехнологичной зарубежной продукции, а также рост доли отечественного промышленного экспорта и услуг.

Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», по своей сути, представляет масштабный национальный проект, охватывающий различные направления [7]. В соответствии с данной программой к 2024 году планируется провести комплексную цифровую модернизацию всей экономики и социальной сферы России. Для чего необходимо разработать законодательную базу, регламентирующую применение цифровых технологий, модернизировать цифровую инфраструктуру страны, внедрить цифровые практики во всех ключевых сферах экономики и государственного управления, а также наладить подготовку кадров, обладающих соответствующими компетенциями. Основными целями этой программы являются:

  • увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счёт всех источников не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом;
  • обеспечение подготовки инженерных и управленческих кадров, обладающих компетенциями для развития цифровой экономики;
  • создание сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок;
  • создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений, включающей в себя венчурное финансирование и иные институты развития;
  • преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы: здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство, городское хозяйство, транспортная инфраструктура, энергетика, финансовые услуги, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений.

Следует отметить, что в рамках данной программы подготовлены и реализуются отдельные федеральные проекты различной направленности. В частности, федеральный проект развития цифровых технологий может рассматриваться как официальный концепт цифровой модернизации промышленности. В рамках данного проекта выделены девять «сквозных» технологий, для развития каждой из которых сформированы Центры компетенций НТИ, представляющие собой структурные подразделения вуза или научной организации и осуществляющее комплексное развитие закрепленных за собой «сквозных» технологий путем:

  • трансляции результатов фундаментальной науки в инженерные приложения в интересах определенных индустриальных партнеров;
  • технологического трансферта через формирование устойчивых связей и взаимодействий разработчиков технологических «ноу-хау» с индустриальными партнерами;
  • организации подготовки специалистов, обладающих высоким уровнем цифровых компетенций.

Для реализации основных стратегических направлений цифровой модернизации промышленности, предусмотренных рассмотренными выше документами, предприятиям и организациям отечественной промышленности, безусловно, требуется определенная поддержка, которая может включать широкий набор как традиционных, так и новых, нестандартных инструментов и мероприятий промышленной политики – от фискально-мотивационных, до маркетинговых и информационно-методических. Разработка таких инструментов и мероприятий с учетом оценки ресурсов и возможностей их эффективного применения для достижения поставленных целей, несомненно, вызывает большой научно-прикладной интерес. В то же время, при разработке подобного инструментария следует учитывать необходимость развития и углубления уже сложившихся трендов цифровизации промышленности, основные из которых, выявленные автором по анализу открытых источников, следующие:

  • широкое распространение технологий промышленного Интернета вещей, предполагающих установку интеллектуальных датчиков на производственное оборудование для сбора информации о технологических процессах в режиме реального времени, вклад которых в мировую экономику по оценкам Всемирного банка к 2030 г. составит 14 трлн. долл. США [8]);
  • роботизация производства и внедрение безлюдных технологий;
  • использование новых методов хранения информации и проведения производственно-технологических, финансово-экономических и коммерческих расчетов на основе «облачных» технологий и распределенных реестров;
  • внедрение ERP, MES, CRM систем, переход на электронный документооборот и полную оцифровку технической и технологической документации;
  • использование технологии «больших данных» для проведения бизнес-аналитики на основе учета всего массива как структурированной, так и неструктурированной технологической, производственной, финансовой и коммерческой информации;
  • широкое внедрение систем автоматизированного и цифрового проектирования и моделирования изделий и технологических процессов;
  • широкое использование на производстве аддитивных технологий наращивания материалов (3D-принтинг);
  • формирование цифровых платформенных решений и сервисов в промышленности, позволяющих исключать посреднические цепочки в процессах сбыта (включая продажи товаров промышленного назначения через Интернет), маркетинга, логистики, формировании и исполнении заказов на поставки требуемого сырья, материалов и комплектующих;
  • расширение использования технологий мобильного мониторинга, контроля и управления производственно-технологическими процессами;
  • постепенное стирание границ между секторами экономики и промышленности – современные производственные комплексы быстро превращаются в экономические экосистемы, которые постоянно расширяют и диверсифицируют виды деятельности, интегрируя в совой состав финансовые, маркетинговые, сервисные, логистические и прочие услуги.

 

Обсуждение, предложения

Учитывая сказанное выше, а также принимая во внимание, что в настоящее время подавляющее большинство российских промышленных компаний только приступили к решению проблем, связанных с созданием базовых условий для перехода к Индустрии 4.0 и находятся на первом этапе цифровизации, согласно Концепции Индекса зрелости Индустрии 4.0, разработанной Институтом управления промышленной деятельностью (FIR) при Рейнско-Вестфальском техническом университете Ахена [9], актуальным, по мнению автора, является вопрос, связанный с созданием отраслевых «дорожных карт» цифровой модернизации конкретных предприятий и секторов отечественной промышленности, представляющих собой определенный план действий и инициатив по «цифровизации», включающий не только внедрение цифровых технологий в производственные процессы, но также предполагающий пересмотр бизнес-стратегий, моделей ведения промышленного бизнеса, маркетинговых подходов, целей и изменение корпоративной культуры. Итогом разработки и реализации подобных «дорожных карт» должно стать не только формальное выполнение предусмотренных в них мероприятий, а скорее изменение образа мышления, осознание собственниками, руководителями и работниками предприятий влияния «цифровизации» на конкурентоспособность предприятия, продукции и отрасли, а также появление новых разработок и новое качество производственно-хозяйственной деятельности в принципе.

Среди первоочередных задач промышленной политики в данном направлении автору видятся следующие:

  • создание карты экосистемы цифровых инноваций и цифровых проектов в промышленном секторе России;
  • формирование открытых инновационных экосистем на основе онлайн-платформ;
  • установление коммуникации и развитие взаимодействия с подобными экосистемами стран ЕС, США, Японии и Китая, а также присоединение к онлайн-платформам цифровых инноваций данных стран (включая pan European GEANT network) и информирование отечественных стейкхолдеров о соответствующих инициативах;
  • расширение возможности участия отечественных промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций в международных проектах (например, рамочной программе ЕС по исследованиям и инновациям «Горизонт 2020»), а также повышение уровня информированности предприятий и организаций о таких возможностях путем регулярного проведения семинаров, организации работы со СМИ и отраслевыми ассоциациями;
  • расширение применения финансово-организационных механизмов поддержки трансферта результатов научных исследований, в первую очередь, отвечаю­щих лучшим международным практикам и являющихся конкурентоспособ­ными на уровне общемирового цифрового рынка, в промышленность;
  • разработка системы финансиро­вания IT-исследований и инноваций на конкурсной основе с применением механизмов государственно-частного партнерства с промышленным сектором;
  • обеспечение проведения патентно-конъюнктурных и маркетинговых исследований на внутреннем и внешнем рынках интеллектуальных и научно-технических ресурсов с целью определения перспективных сфер научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, касающихся производства потенциально конкурентной продукции, и прогнозирования будущего потребительского спроса на такую продукцию (при этом результаты таких исследований должны стать основой информационной поддержки конкретных отечественных промышленных компаний по осуществлению собственных НИОКР и приобретению внешних технологий);
  • инициирование пилотных проектов и программ по разработке комплексных решений для промышленности с привлечением потенциала отечественного IT-сектора, в частности, в сферах «промышленного Интернета вещей», «облачных технологий», 3-D печати, «больших данных»;
  • стандартизации цифровой индустрии, включая официальное признание всех международных стандартов, составляющих основу Индустрии 4.0 (всего порядка 100 стандартов) и разработка отечественных стандартов в данной сфере.

Другой важнейшей структурной задачей по интенсификации процессов цифровой модернизации отечественной промышленности, по мнению автора, является создание инжиниринговых кластеров. В настоящее время в нашей стране слабо развита инфраструктура и отсутствуют достаточные стимулы для появления сильных и конкурентоспособных в мировом масштабе компаний-разработчиков в промышленном инжиниринге. В то же время, такие инжиниринговые компании, их количество и качество, выполняемых ими разработок, может кардинальным образом повлиять на рост числа «цифровых» инноваций, R&D и патентную активность в промышленности. Деятельность компаний по промышленному инжинирингу направлена именно на поиск и разработку новых высокотехнологичных продуктов, генерацию идей, промышленный дизайн, создание прототипов и т.п. Кроме того, такие структуры способны содействовать решению достаточно сложной проблемы эксплуатационной совместимости многочисленных IT-устройств и приложений, хранилищ данных и сервисов цифровых услуг, разработанных разными производителями на основе различных технических, технологических и эксплуатационных решений, которая сегодня уже стала причиной дополнительных внутренних затрат и барьером, тормозящим цифровую модернизацию предприятий.

Для нашей страны инжиниринговые кластеры могут стать одним из главных факторов модернизации промышленной деятельности на базе цифровых технологий. Они могут стать своеобразными секторальными площадками для проведения исследований, проектирования и предоставления необходимых знаний о «цифровых» технологиях и Индустрии 4.0. Участие в формировании таких кластерных образований национальных IT-компаний может сыграть важную роль в цифровой модернизации российской промышленности, организации выпуска новых продуктов и услуг на основе отечественных цифровых разработок и решений.

Поиск и разработка оптимальной стратегии по созданию подобных структур, стимулирование появления и роста этого важного сегмента промышленной деятельности, прежде всего, в металлургии, машиностроении, нефтехимической промышленности, фармацевтике, секторе переработки сельскохозяйственной продукции, позволит, по мнению автора, существенно ускорить цифровую модернизацию промышленного комплекса России.

Среди базовых задач промышленной политики по реализации данного направления автором предлагаются следующие:

  • создание патентного суда, модернизация основ авторского права и товарных знаков, развитие нормативной базы охраны интеллектуальной собственности и ускорение внедрения стандартов совместимости;
  • дальнейшая разработка инструментария содействия инновациям (например, налоговые преференции, структурные фонды, рамочные программы научно-исследовательской деятельности по приоритетным отраслям и секторам промышленного комплекса, государственные (региональные) программы развития инноваций, предусматривающие грантовое финансирование проектов и т.п.), включая расширение сотрудничества с международными институтами инновационного развития и упрощение административных процедур. Так, согласно данным отчета Ernst & Young, составленного по материалам 25 стран, наиболее распространенными инструментами прямой поддержки инновационных предприятий являются государственные гранты на реализацию инновационных проектов (используют 25 стран), сниженные ставки налогов (24 страны), налоговый кредит (22 страны), ускоренная амортизация для оборудования, используемого в инновационном производстве (17 стран), а также налоговые каникулы для новых инновационных производств (5 стран) [10];
  • разработка и внедрение инициатив содействия финансовой доступности «цифровых» технологий для потребителей через соответствующие налоговые и таможенные механизмы, обеспечивающие удешевление стоимости цифровых средств, программного обеспечения, компьютерной техники и другого цифрового оборудования (например, введение специальных ввозных пошлин на «цифровую» технику и оборудование);
  • обеспечение доступности финансовых ресурсов для закупки «цифрового» оборудования или кредитования проектов «цифровизации» промышленного бизнеса (например, через специализированные фонды совместного инвестирования, венчурного финансирования, в которых государственный капитал может выступить в роли миноритария, продуцирующего положительный сигнал кредитным организациям и крупному бизнесу, в том числе иностранному);
  • виртуализация физических инфраструктурных IT-систем и переход к сервис­ным моделям, что позволит значительно снизить объем на­чальных капитальных затрат на развертывание необходимой цифровой инфраструктуры путем использования «облачных» технологий и програм­мно-распределенной архитектуры (англ. Software-defined architecture). Такие тех­нологии дают возможность арендовать вычислительные возможности и сер­висы, исходя из потребностей конкретного бизнес-процесса, в результате чего пользователь имеет возможность быстрого доступа к сервису и аренды на необходимое время нужных мощностей на защищенных площадках.

 

Заключение

В целом не подлежит сомнению тот факт, что государственная промышленная политика по модернизации промышленности на базе цифровых технологий должна быть фокусирована на таких ключевых аспектах как:

  • содействие осуществлению научных исследований и разработок;
  • содействие разработке и внедрению в производственный процесс передовых технологий;
  • реализация организационной и финансовой поддержки инновационных проектов и предприятий;
  • создание эффективной системы контроля за инновационной деятельностью и оперативностью внесения корректировок в инновационную политику.

Достижение успеха на пути реализации поставленных целей и задач промышленной политики России в контексте цифровой модернизации промышленного сектора, требует значительного ускорения темпов создания надежного институционального фундамента новой индустриализации экономики и развития широкого государственно-частного партнерства по перспективным, с точки зрения промышленного развития, направлениям. Институциональное обеспечение госу­дарственной промышленной политики должно при этом охватывать полный производствен­ный цикл, способствуя развитию и усилению связей между всеми элементами промышленного комплекса страны.

 

Список использованных источников

  1. World Development Report 2016: Digital Dividends. URL: http://www.worldbank.org/en/publication/wdr2016
  2. Маркова Е.С. Проблемы и перспективы развития цифровой экономики России на глобальном рынке // ФЭС: Финансы. Экономика. – – №2. – С. 21-27.
  3. PwC Global Industry 4.0 Survey: Industry 4.0: Building the digital enterprise URL: https://www.pwc.com/gx/en/industries/industries-4.0/landing-page/industry-4.0-building-your-digital-enterprise-april-2016.pdf
  4. Twenty-five years of digitization: Ten insights into how to play it right // McKinsey Global Institute, May, 2019; The rise of Digital Challengers: How digitization can become the next growth engine for Central and Eastern Europe // Digital McKinsey, 2018.
  5. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – URL: http://online.mai.ru/Стратегия%20НТР%20РФ.pdf, свободный
  6. Национальная технологическая инициатива [Электронный ресурс] – URL: https://nti2035.ru/, свободный.
  7. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Правительство России – Электрон. портал – режим доступа: http://government.ru/rugovclassifier/614/events/, свободный.
  8. The Internet of Things and connected devices: making the world smarter URL: http://reports.weforum.org/digital-transformation/the-internet-of-things-and-connected-devices-making-the-world-smarter
  9. Шу, Г., Андерл, Р., Гауземайер, Ю., тен Хомпель, М., Вальстер, В. (и др.): Индекс зрелости Индустрии 4.0 – Управление цифровым преобразованием компаний (acatech исследование), Munich: Herbert Utz Verlag 2017.
  10. Зуева О.А., Горовой А.А. Цифровая экономика и «интернет вещей» как качественно новые составляющие национального хозяйства России // Экономика и предпринимательство. – 2017. – №12 – 1(89). – С. 496-499.

 

References

  1. World Development Report 2016: Digital Dividends. URL: http://www.worldbank.org/en/publication/wdr2016
  2. Markova Ye.S. Problems and prospects of the development of the digital economy of Russia in the global market [Problemy i perspektivy razvitiya tsifrovoy ekonomiki Rossii na global’nom rynke]// FES: Finance. Economy. –– № 2. – P. 21-27.
  3. PwC Global Industry 4.0 Survey: Industry 4.0: Building the digital enterprise URL: https://www.pwc.com/gx/en/industries/industries-4.0/landing-page/industry-4.0-building-your-digital-enterprise-april-2016.pdf
  4. Twenty-five years of digitization: Ten insights into how to play it right // McKinsey Global Institute, May, 2019; The rise of Digital Challengers: How digitization can become the next growth engine for Central and Eastern Europe // Digital McKinsey, 2018.
  5. The Strategy of scientific and technological development of the Russian Federation. [Strategiya nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii]. – URL: http://online.mai.ru/Strategy%20НТР%20РФ.pdf, free
  6. National Technological Initiative [Natsional’naya tekhnologicheskaya initsiativa] – URL: https://nti2035.ru/, free.
  7. National program «Digital Economy of the Russian Federation» [Natsional’naya programma «Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii»]: Government of Russia – portal – access mode: http://government.ru/rugovclassifier/614/events/, free.
  8. The Internet of Things and connected devices: making the world smarter URL: http://reports.weforum.org/digital-transformation/the-internet-of-things-and-connected-devices-making-the-world-smarter
  9. Shu, G., Anderl, R., Gauzemayyer, YU., ten Khompel’, M., Val’ster, V. (et al.): Industry 4.0 Maturity Index — Companies Digital Transformation Management (acatech study) [Indeks zrelosti Industrii 4.0 – Upravleniye tsifrovym preobrazovaniyem kompaniy (acatech issledovaniye)], Munich: Herbert Utz Verlag 2017.
  10. Zuyeva O.A., Gorovoy A.A. Digital economy and the «Internet of things» as qualitatively new components of the national economy of Russia [Tsifrovaya ekonomika i «internet veshchey» kak kachestvenno novyye sostavlyayushchiye natsional’nogo khozyaystva Rossii]// Economics and Entrepreneurship. –– № 12 – 1 (89). – P. 496-499.

Цифровая экономика регионов