Главная страница » Публикации » №3 (71) » Инновационные модели цифровой экономики как фактор устойчивого развития умных городов

Инновационные модели цифровой экономики как фактор устойчивого развития умных городов

Innovative models of digital economy as a factor of sustainable development of smart cities

Авторы

Веретенникова Анна Юрьевна
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра экономической теории
Россия, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук
vay_uiec@mail.ru
Семячков Константин Александрович
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра экономической теории
Россия, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук
k.semyachkov@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрены современные инновационные модели цифровой экономики, которые все активней применяются в рамках повышения эффективности функционирования социально-экономических систем разного уровня, в том числе при развитии умных городов. Целью настоящего исследования является выявление особенностей применения инновационных моделей цифровой экономики в рамках развития умных городов. Базой для исследования выступили уже известные исследования по тематике цифровизации социально-экономических систем разного уровня, а также авторские результаты в области исследования процессов цифровизации современных городов. Метод исследования - системный логический анализ различных этапов цифровизации и направлений развития современных городов. В работе показано, что цифровизация социально-экономических отношений создает ряд преимуществ, позволяющих более эффективно использовать ограниченные ресурсы, осуществлять управление, реализовывать идеи инновационного развития. В настоящем исследовании рассмотрен ряд инновационных моделей цифровой экономики, их особенностей и преимуществ в рамках развития современных городов, а также практические инструменты реализации. Основными отличиями таких моделей организации социально-экономических взаимодействия является ориентация на цифровые данные и знания, децентрализация процессов принятия управленческих решений, распределенный, сетевой характер взаимодействий, аккумулирование и использование совместных ресурсов. В работе отмечается, что главным отличием умных городов является использование инновационных решений в области цифровых технологий. На основе цифровых инноваций формируются новые инструменты социально-экономических взаимодействий, такие как цифровые платформы, социальные сети, краудсорсинговые площадки и т.д. Такие инновации активно внедряются в систему городского управления, вовлекая население в процессы принятия решений. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в формировании возможных будущих исследований разумного хозяйствования в условиях цифрового общества.

Ключевые слова

умный город, цифровая экономика, инновационная экосреда, инновационные модели цифровой экономики, городское управление, краудсорсинг, долевая экономка.

Финансирование

Исследование выполнено при поддержке Российским научным фондом в рамках научного проекта 22-28-00439 "Институциональная конфигурация устойчивого развития умного города".

Рекомендуемая ссылка

Веретенникова Анна Юрьевна , Семячков Константин Александрович

Инновационные модели цифровой экономики как фактор устойчивого развития умных городов// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (71). Номер статьи: 7110. Дата публикации: 25.08.2022. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7110/

DOI: 10.24412/1999-2645-2022-371-10

Authors

Veretennikova Anna Yuryevna
Candidate of Economic Sciences, Senior Research Fellow, Center for Economic Theory
Russia, Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences
vay_uiec@mail.ru
Semyachkov Konstantin Aleksandrovich
Candidate of Economic Sciences, Senior Research Fellow, Center for Economic Theory
Russia, Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences
k.semyachkov@mail.ru

Abstract

The article discusses modern innovative models of the digital economy, which are increasingly being used in the framework of improving the efficiency of the functioning of socio-economic systems at various levels, including the development of smart cities. The purpose of this study is to identify the features of the application of innovative models of the digital economy in the development of smart cities. The basis for the study was already well-known research on the subject of digitalization of socio-economic systems of different levels, as well as the author's results in the field of research on the processes of digitalization of modern cities. The research method is a systematic logical analysis of various stages of digitalization and directions of development of modern cities. The paper shows that the digitalization of socio-economic relations creates a number of advantages that allow more efficient use of limited resources, management, and implementation of innovative development ideas. This study examines a number of innovative models of the digital economy, their features and benefits in the development of modern cities, as well as practical tools for implementation. The main differences between such models of organizing socio-economic interactions are the focus on digital data and knowledge, the decentralization of managerial decision-making processes, the distributed, network nature of interactions, the accumulation and use of joint resources. The paper notes that the main difference between smart cities is the use of innovative solutions in the field of digital technologies. On the basis of digital innovations, new tools of socio-economic interactions are formed, such as digital platforms, social networks, crowdsourcing platforms, etc. Such innovations are being actively introduced into the system of urban management, involving the population in decision-making processes. The theoretical and practical significance of the study lies in the formation of possible future studies of reasonable management in a digital society.

Keywords

smart city, digital economy, innovative eco-environment, innovative digital economy models, city management, crowdsourcing, share economy.

Project finance

The study was supported by the Russian Science Foundation within the framework of the scientific project 22-28-00439 "Institutional configuration for the sustainable development of a smart city".

Suggested Citation

Veretennikova Anna Yuryevna , Semyachkov Konstantin Aleksandrovich

Innovative models of digital economy as a factor of sustainable development of smart cities// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (71). Art. #7110. Date issued: 25.08.2022. Available at: https://eee-region.ru/article/7110/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2022-371-10

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Поиску новых идей развития современных городов уделяется все большее внимание как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе [1]. Этому обстоятельству есть логичное объяснение, ведь именно города во всем мире становятся центрами экономического роста, точками притяжения ресурсов, местами создания инноваций и генерации новых знаний. По-видимому, в дальнейшем, эта тенденция будет усиливаться, а население городов расти. Несмотря на то, что города предоставляют значительно больше условий для развития, создания нового бизнеса, реализации творческого потенциала, урбанизированные территории все чаще сталкиваются с проблемами, которые являются следствием процессов их бесконтрольного роста. Среди таких вызовов можно отметить и вызовы, связанные с чрезмерной нагрузкой на городскую инфраструктуру, и возрастающую антропогенную нагрузку, а также проблемы в сфере транспорта, жилищно-коммунального хозяйства. В этой связи, в рамках исследования урбанизированных территорий все чаще поднимается вопрос о поиске новых моделей инновационного развития, в центре которых были бы интересы местного населения, как бенефициара преобразований городской среды [2]. Одной из перспективных концепций такого развития является концепция умного города, в основе которой лежит идея использования цифровых технологий, ориентация на знания и новые подходы к управлению.

Растущая роль цифровых технологий в развитии социально-экономических систем разного уровня является одной из характерных черт современного общества [3]. Цифровые технологии являются неотъемлемой частью жизни большинства жителей планеты, средством для коммуникации миллиардов людей, инструментом для решения бизнес-задач. Цифровые технологии являются базовыми, сквозными решениями для подавляющего числа отраслей промышленности, социальной сферы, органов управления. Сейчас уже можно сказать, что процессы цифровизации проникли в большинство направлений жизнедеятельности современного общества, стали основой для их преобразований. В этой связи не удивительно, что цифровые решения все чаще внедряются и используются в рамках развития городов. В передовых городах мира все активней реализуются проекты по внедрению цифровых технологий в различные сферы городского пространства [4]. При этом в научном сообществе превалирует мнение, что реализация таких проектов в целом идет на пользу современным городам, повышая качество жизни местного населения, решая проблемы бытового, инфраструктурного характера. При этом также отмечается, что непродуманные, плохо спланированные проекты в сфере цифровизации не являются решением для городских проблем, а в некоторых случаях создают риски для потенциальных пользователей. В этой связи актуализируется проблема эффективной реализации идей умного города в рамках целей развития урбанизированных территорий. В современной научной литературе основное внимание к проблематике развития умных городов уделяется в контексте технологической компоненты. Чаще всего проблематика развития умных городов сводится к исследованию внедрения технологических решений в рамках цифровизации отдельных компонент. С нашей точки зрения, в настоящее время существует определенный дефицит научных работ, в которых бы исследовались вопросы влияния инновационных моделей цифровой экономики на формирование и развитие умных городов. Исходя из этого, целью настоящего исследования является систематизация инновационных моделей цифровой экономики и оценки их влияния на формирование и развитие умных городов.

 

Моделирование умных городов в условиях цифровой экономики

Современные города претерпевают серьезные изменения, которые вызваны глобальными процессами цифровизации и урбанизации [5]. В последние десятилетия инновационные города перешли от традиционной к цифровой форме управления и адаптировались к условиям цифрового общества. Такая трансформация урбанистической системы современных городов привела к тому, что города сосредоточились на проблемах устойчивого развития, роста человеческого капитала, внедрения цифровых технологий [6]. Концепция умного города стала основной идеей развития значительного числа современных городов. Первоначальная идея умного города заключалась в городском развитии, которое направлено на использование ряда цифровых решений для преодоления различных проблем в разных аспектах городского развития. В современной литературе все активней обсуждается более широкое понимание умного города, в основе которого лежат новые принципы социально-экономического развития, цели устойчивого развития территории, ориентация на получение новых знаний, способствующих решению общественных проблем. Несмотря на то, что цифровые технологии являются базовой составляющей умных городов, в научном сообществе все чаще звучит мнение о том, что для успешного развития современных урбанизированных территорий цифровые технологии должны работать в системе с другими нетехнологическими элементами городов. Движение в этом направлении позволит создать городскую среду, в которой цифровые технологии должны объединиться с традиционной инфраструктурой, что сделает город более функциональным и конкурентоспособным [7].

Развитие современных городов в условиях цифровизации связано с расширением использования инноваций в таких областях городской среды, как система управления, общественная безопасность, образование и здравоохранение, транспорт и коммунальное хозяйство [8]. В конечном итоге основной целью реализации концепции умного города является создание единой экосистемы, объединяющей основные компоненты городской среды. Такая интегрированная экосистема, основанная на знаниях об основных компонентах городской среды, является эффективным инструментом управления процессами в городе. В последние годы города существенно пересмотрели свои стратегии развития в пользу широкого использования инновационных решений, позволяющих получать новые знания о компонентах городской среды [9].

Широкое использование цифровых технологий в городской среде создало новую основу для управления современными городами на основе знаний. Ресурсом для такой системы управления являются цифровые данные, получаемых от различных источников, к примеру, технических систем или местного населения [10]. В последнее время использование больших объемов цифровых данных привело к существенным изменениям в таких областях, как здравоохранение, логистика и транспорт, реклама, государственное управление и многих других сферах. Все чаще такой ресурс, как цифровые данные, рассматривается как основной драйвер развития современных городов, ключевой фактор получения новых знаний о процессах в городской среде и реализации инновационных моделей социально-экономических взаимодействий [11].

Цифровые данные являются основой для развития систем управления в умных городах [12]. Идеи инновационного развития современных городов основаны на знаниях, полученных путем обработки больших объемов цифровых данных, а также разработки новых инструментов аналитики и выявления скрытых закономерностей. Новые модели, основанные на знаниях, служат инструментом решения задач в социально-экономической, экологической, инфраструктурной плоскости функционирования современных городов. Исходя из этого, эффективность управления в современных городах зависит от того, каким образом организована работа по анализу данных из различных источников и их трансформации в знания [13].

В основе развития умных городов лежит наукоемкая, творческая инфраструктура, основной целью функционирования которой является улучшение экологических, экономических и социальных показателей городов. Соответственно, для планирования и управления городом необходим инновационный подход на основе инженерии знаний, который влечет за собой проектирование и развертывание инфраструктуры, основанной на знаниях. Исходя из этого основным элементом современных умных городов является система трансформации данных в знания, способствующей развитию умного города. Основной задачей системы управления знаниями в умном городе является поддержка принятия эффективных решений, направленных на повышение качества жизни местного населения [14]. Системы управления знаниями являются программным продуктом, которые вырабатывают содержательные рекомендации, представляющие интерес для пользователей, и помогают пользователям в поддержке принятия решений. Основой функционирования таких систем используются методы интеллектуального анализа, позволяющие предлагать решения на основе агрегированных данных. Типичная система поддержки принятия решений собирает входные данные и объединяет собранные данные для предоставления решений. В умных городах генерируется множество данных, поэтому необходим подход, обладающий способностью фильтровать данные, поддерживающие поиск информации, генерировать знания и использовать их в проектах умного города.

Практика показывает, что современные города все активней используют интеллектуальные системы принятия решений, основанные на знаниях, для выработки обоснованных планов развития [15]. При этом необходимо отметить, что внедрение таких сложных систем сталкивается с множеством проблем экономического, технологического, институционального характера. Существуют определенные разногласия, связанные с применением систем управления знаниями и поддержки принятия решений в умных городах. В первую очередь они касаются экономической эффективности таких систем, доступности инструментов сбора и аналитики данных, простоты в использовании и точности решений. Исходя из этого, развитие систем управления знаниями в умных городах требует реализации ряда мероприятий, направленных на снижение барьеров для внедрения систем управления знаниями в умном городе.

В рамках развития систем управления знаниями в умных городах необходимо решение в области сбора и обработки цифровых данных, получаемых из множества источников. Данные генерируются из множества различных источников в различных форматах. Такие данные должны систематизироваться в структурированном формате и управляться с использованием передовых систем баз данных. При рассмотрении вопросов, связанных с цифровыми данными, можно выделить несколько характеристик, способствующих анализу цифровых данных: скорость создания данных, разнообразие, объем, ценность. Такие свойства, как объем, скорость и разнообразие, в большинстве случаев зависят от технологий, используемых для генерации, передачи и обработки данных. Попытка охватить эти различные атрибуты больших данных приводит к созданию очень сложных моделей и подходов, которые затрудняют управление [16].

Инициативы в сфере создания интеллектуальных систем управления знаниями и поддержки принятия решений в рамках развития умных городов не всегда находят поддержку среди местных властей ввиду высоких затрат и неочевидных эффектов, получаемых в результате их реализации. Кроме того, если такой проект не будет эффективно функционировать с самого начала, это приведет к большим затратам и может негативно сказаться на развитии города. При этом важно понимать, что система управления знаниями и поддержки принимаемых решений является лишь надстройкой над сложной цифровой инфраструктурой города, которая обеспечивает генерацию данных для их дальнейшей трансформации в знания. Таким образом создание цифровой инфраструктуры требует больших затрат, которые при отсутствии комплексного подхода к развитию территории на основе идей умного города могут не окупиться.

Реализация идей по построению интеллектуальных систем управления современными городами неминуемо связана с безопасностью и конфиденциальностью данных [17]. В целом это означает, что базы данных могут содержать конфиденциальную информацию, относящуюся к структурам местного управления, местному населению, что требует разработки политики безопасности данных от несанкционированного использования и вредоносных атак. Кроме необходимости защищать данные по мере их накопления и использования, существует также необходимость четкого определения и защиты прав на неприкосновенность частной жизни организаций и отдельных лиц, которые эти данные представляют [18].

Важным условием развития системы управления знаниями в умном городе является то, насколько местное население заинтересовано в участии в проектах по развитию городской среды [19]. Люди влияют на развитие и сами находятся под влиянием интеллектуальных приложений. Важное значение для создания и развития эффективных систем управления умными городами имеют определенные характеристики самих городов, например, численность местного населения. По мере роста населения, размер генерируемых данных также быстро растет, что позволяет использовать накопленные данные для получения новых знаний о городской среде, предлагать и реализовывать новые решения, направленные на повышение качества жизни местного населения, создавать сервисы и приложения. В результате система управления знаниями умного города должна быстро развиваться и эффективно расширяться, чтобы справляться с растущим объемом и разнообразием как проблем, связанных с городской средой, так и решений, направленных на преодоление этих проблем. В конечном счете, цель состоит в том, чтобы разработать и внедрить систему поддержки принятия решений, которые достаточно эффективны в рамках развития городской среды [20].

Использование сложных технологических систем управления знаниями в умных городах ставит вопрос о необходимости обладания определенными компетенциями среди местных властей, их способностями использовать такие системы в процессах принятия решений. Практика показывает, что навыки применения цифровых технологий становятся одним из ключевых факторов конкурентоспособности современных работников и управленцев. Внимание к цифровым компетенциям связаны с технологическими изменениями, происходящими, в том числе, в рамках управления современными городами. В этой связи усилия городов в рамках реализации идей умного развития должны быть направлены на создание современной образовательной среды в области цифровых интеллектуальных технологий, способствующей созданию цифровых компетенций [21].

Необходимым условием функционирования системы управления знаниями в умном городе является эффективно действующее институциональное обеспечение, набор институтов, позволяющих организовать и поддерживать функционирование такой системы. Институциональное обеспечение системы управления знаниями в умном городе является сложной системой взаимосвязанных норм и правил, требующих вовлечения широкого круга партнеров и заинтересованных сторон в процессы принятия решений. Среди основных участников такой системы можно отметить научные круги (университеты и исследовательские центры), государственные власти различного уровня, представители бизнеса, местные сообщества и организации и другие участники.

Действия по координации и интеграции участников в рамках развития институтов умного города включают определение согласованного набора проектов заинтересованными сторонами в разных секторах, использование административных и правовых инструментов для обеспечения соответствия действующим нормам, а также методы комплексного планирования с участием всех заинтересованных сторон. Действия по совместному участию в проектах умного города включают налаживание партнерских отношений между многими заинтересованными сторонами, в том числе с промышленностью, научными кругами и местными жителями. Анализ условий успеха в разных случаях показывает, что принятие комплексного и целостного государственного подхода к развитию умных городов выделяется в качестве критического фактора. Другие выявленные факторы включают создание специализированных исследовательских и аналитических институтов для поддержки проектов по цифровизации городской среды, наличие компромисса по основным целям развития, создание условий для реализации творческих решений, общий план развития, нормативные акты и стандарты для заинтересованных сторон и построение сотрудничества и отраслевых партнерских отношений с заинтересованными сторонами.

Важным условием развития умного города является стратегическое видение этого процесса, реализация принципов, позволяющих выстроить долгосрочный план реализации этого процесса. В первую очередь, основой развития умного города является создание эффективной цифровой инфраструктуры, позволяющей отвечать на вызовы городского развития. В связи с этим, важным аспектом является техническая составляющая, которая позволяющая интегрировать различные инновационные решения в единую цифровую экосистему. В силу сложности и многоаспектности различного рода цифровых технологий, которые используются в рамках реализации проектов умных городов, задача по формированию единой экосистемы умного города может быть крайне нетривиальной [22].

Все чаще органы местного самоуправления пытаются решить проблемы городского развития за счет применения инновационных решений в различных сферах городского хозяйства, в том числе в сфере муниципального управления. В этой связи развитие процессов управления все чаще основывается на вовлечении местного населения в процессы разработки и принятия решений. Такой сетевой подход в целом характерен для моделей цифровой экономики, когда основой развития системы являются ее участники, имеющие возможность включения в процессы управления. Основой для такого развития на основе широкого круга заинтересованных сторон являются такие цифровые технологии, как большие данные, облачные вычисления, интернет вещей, блокчейн, цифровые платформы.

Широкое распространение сетевых моделей социально-экономических взаимодействий стало возможно благодаря развитию систем быстрой передачи данных, wifi-технологий, в целом, покрытие сети интернет значительной части территории и доступность сети для миллиардов пользователей. Обмен данными, координация совместных усилий и ресурсов для решения общих проблем сформировали сетевые формы взаимодействия, которые на практике показали свою эффективность в определенных ситуациях, когда важной характеристикой системы управления является ее устойчивость, вовлеченность широкого круга заинтересованных сторон в процессах принятия решений, координация совместных ресурсов [23].

Одной из базовых идей развития инновационных моделей цифровой экономики является идея о совместном доступе к тем или иным ресурсам. Первоначально, данная идея стала распространяться в рамках развития самих цифровых технологий (например, в локальных сетях передачи данных, когда несколько пользователей имеют доступ к тому или иному файлу или базе данных), а затем стала распространяться и в рамках социально-экономических моделей цифровой экономики. Ярким примером сетевого доступа к ресурсам являются облачные технологии, позволяющие размещать данные во внешних хранилищах данных, что позволяет пользователям осуществлять доступ к данным из различных мест, например, работая удаленно. Пандемия COVID-19 показала, что в современных условиях развития цифровых технологий значительный объем работы сотрудниками компаний может осуществляться дистанционно, без физического присутствия. Это стало возможным, в частности, благодаря широкому развитию облачных технологий, технологий распределенного хранения и обмена данными, доступ к которым осуществляется из любой точки планеты. Таким образом, цифровизация создала возможности для развития новых форм занятости, сформировав новые модели трудовых отношений. По-видимому, дальнейшие процессы цифровизации различных аспектов современных городов неизбежно приведут к увеличению обрабатываемых данных, росту взаимодействующих устройства и, как следствие, к необходимости применения облачных технологий.

Одной из важных тенденций развития цифровой экономики является платформизация социально-экономических процессов, различного уровня [24]. Все чаще цифровые платформы рассматриваются в качестве инструмента развития социально-экономических систем разного уровня, в том числе современных городов [25]. Цифровая платформа в широком смысле представляет собой совокупность цифровых данных, стандартов, моделей, методов и средств, информационно и технологически интегрированных в единую автоматизированную функциональную систему, предназначенную для управления целевой сферой, ее субъектами и организацией взаимодействия между ними и с ними.

В современных условиях цифровые платформы становятся ключевым инструментом цифровой трансформации традиционных отраслей и рынков, инструментом для формирования инновационных моделей социально-экономических отношений, важным понятием глобальной цифровой повестки цифровой трансформации [26]. Цифровая платформа является системой алгоритмизированных взаимоотношений значимого числа пользователей, которые объединены единой информационной средой, позволяющей снизить трансакционные издержки за счет применения пакета цифровых технологий в рамках реализации социально-экономических отношений. Цифровые платформы создают систему правил и механизмов, которые стимулируют экономических агентов развивать и улучшать стандарты взаимодействий как в виртуальном, так и в реальном пространстве. При этом, применение цифровых платформ постоянно расширяется, и они могут быть использованы в самых различных сферах современного общества, в том числе в рамках развития умных городов. Явным преимуществом цифровых платформ является тот факт, что они позволяют реализовать идеи совместного развития городской среды на основе вовлеченности широкого круга заинтересованных сторон. Основное преимущество совместной работы над какой-то задачей заключается в том, что оно позволяет преодолеть многие коммуникативные проблемы, возникающие в традиционных группах разработчиков, когда работа организована последовательно или параллельно, но не одновременно. Совместное проектирование использует традиционные подходы и методы, включая такие как мозговой штурм, составление карт, ролевые игры. Инструменты используются для улучшения сотрудничества между различными заинтересованными сторонами, участвующими в процессе совместного творчества. В условиях формирования цифрового общества традиционные, бюрократические модели управления все чаще сменяются сетевыми модели, в которых основная инициатива развития исходит снизу, от рядовых участников сетевых отношений. В связи с этим в рамках развития умных городов необходимо вовлекать горожан в процесс принятия решений по умному городу и использовать восходящие процессы для определения динамики городов на основе участия горожан [27].

Реализация совместных проектов позволяет вовлечь местное население и усилить участие граждан в развитии умного города, ориентированном на граждан, может рассматриваться как часть более широкого перехода к совместной работе граждан и специалистов, описывает процесс вовлечения заинтересованных сторон в процесс проектирования услуг и может рассматриваться как инструмент совместного производства услуг в муниципалитетах [28].

В целом, исследование тенденций цифровизации общества и отдельных сфер свидетельствует о том, что внедрение цифровых технологий, развитие новых моделей социально-экономических отношений на основе цифровизации обладает рядом особенностей, которые влияют, в том числе, и на развитие современных городов. Каковы же особенности цифровизации социально-экономических систем, и как они влияют на развитие современных городов?

 

Процедура исследования

В качестве объекта исследования в настоящей статье рассмотрели современную цифровую экономику в различных проявлениях хозяйственной деятельности. Предмет настоящего исследования – экономические отношения, формирующиеся в различных направлениях хозяйственного применения цифровых технологий, особенности цифровизации социально-экономических систем разного уровня и их влияние на развитие умных городов.

Анализируемые данные – научные исследования, отраженные в периодической печати, а также авторские результаты в рамках исследования процессов цифровизации социально-экономических систем, в том числе умных городов. Метод исследования – логический анализ применимости цифровых технологий для различных уровней хозяйственной деятельности.

 

Результаты исследования

Разные этапы развития социально-экономических систем имеют свои собственные характерные особенности, отличия, которые создают новые возможности для развития. Цифровизация различных сфер общественной жизни, безусловно, повлияла на трансформацию социально-экономических систем и отношений, создала условия для формирования цифровой экономики. С нашей точки зрения, можно выделить несколько характерных особенностей организации хозяйственной деятельности в условиях цифровизации.

Во-первых, это цифровая социально-экономических систем разного уровня, в том числе современных городов, внедрение цифровых технологий в большинство сфер современного общества. Во-вторых, это критическая роль цифровых данных в успешном развитии современных систем. В-третьих, это рост вовлеченности населения в процессы принятия решений. В-четвертых, это платформизация социально-экономических систем. В-пятых, это прямые трансакции между участниками социально-экономических отношений. В-шестых, это множественность выбора. В-седьмых, это цифровые формы доверия, к примеру, рейтинги. В-восьмых, это новые формы занятости, возможности для социальной самореализации широкого круга людей. В-девятых, это новые стандарты услуг и сервисов

Как показывает опыт цифровизации городской среды и развитие умных городов, этот процесс связан с возникновением ряда возможностей, положительных и отрицательных моментов, которые могут проявиться в результате реализации концепции умного города. На основе анализа научных источников нами выявлены модели трансформации развития современных городов в условиях цифровизации (таблица 1).

 

Таблица 1. Моделирование развития городов под влиянием цифровой экономики

Особенность цифровой экономики (модели цифровой экономики) Влияние на развитие городов Инструменты поддержки цифровой трансформации городов
Использование цифровых технологий в подавляющем количестве сфер общественной жизни (модели цифровой трансформации) Цифровые технологии являются одним из важнейших факторов развития современного общества, и оказывают все большее влияние на развитие городских территорий. По-видимому, эта тенденция сохранится и в дальнейшем. В этой связи крайне важным является создание и развитие цифровой инфраструктуры городской среды, которая отвечала бы требованиям местного населения, была безопасной и удобной в использовании. Цифровая инфраструктура города, программное обеспечение, коммуникационные технологии и средства передачи данных, системы безопасности и хранения данных
Первостепенная роль цифровых данных, аналитики данных, знаний в развитии социально-экономических систем разного уровня

(модели управления данными)

Развитие современных городов напрямую связано с возможностями по управлению цифровыми данными, получаемыми от различных источников (технические устройства, социальные сети и т.д.), и использованием этих данных для принятия обоснованных управленческих решений. В этой связи крайне важным является создание эффективной системы управления данными, их использование в вопросах развития городской среды. Системы сбора, передачи, хранения данных, системы аналитики данных и поддержки принятия управленческих решений
Вовлеченность широкого круга заинтересованных сторон в процессах принятия решений (модели сетезации, экосистемные модели, краудсорсинг, долевая экономика) В основе трансформации социальных моделей в условиях цифровизации лежит идея о том, что в процессы развития социальной системы должно быть вовлечено как можно больше заинтересованных лиц, пользователей, участие которых создает новые возможности и дополнительную ценность для всех участников системы. Использование цифровых технологий позволяет объединить участников в единую цифровую экосистему. Такой подход все чаще используется и в развитии умных городов. Практика показывает, вовлечение местного населения в процессы управления городской средой является важным элементом повышения эффективности управления современными городами. Цифровые решения предоставляют возможности для местного населения самоорганизоваться с целью преодоления локальных проблем социально-бытового характера. Онлайн и оффлайн инструменты вовлечения (системы обратной связи, группы в социальных сетях и мессенджерах, городской портал, коворкинги, хакатоны, живые лаборатории, экосистемы).
Платформизация социально-экономических систем (модели платформизации) Важной особенностью реализации идей цифровой экономики является создание большого количества цифровых платформ, объединяющих пользователей с целью решения определенных задач. Цифровые платформы выполняют различные социально-экономические функции. Современные города все чаще решают определенные задачи развития путем создания специализированных цифровых платформ. Цифровые платформы, социальные сети, городские цифровые площадки
Прямые трансакции между агентами (пиринговые модели, peertopeer модели, долевая экономика) Внедрение цифровых технологий позволяет снизить число посредников внутри цепочек социальных контактов, при этом появляется возможность осуществления прямых трансакций между агентами. Такая тенденция наблюдается и в рамках развития городов, например, когда сервисы умного города позволяют взаимодействовать местному населению с муниципальными властями минуя многие бюрократические процедуры, что убыстряет решение конкретных проблем. Цифровые платформы, пиринговые сети, системы взаимодействия местного населения с муниципальными властями, системы онлайн-закупок, сервисы долевой экономики (такси, сдача жилья в аренду, совместные закупки)
Множественность выбора (модели вариативности) Цифровые технологии существенным образом повышают снижают стоимость трансакций в современном обществе, множество трансакций переходит в цифровую среду, повышая при этом свободу выбора различных участников системы. Цифровые технологии повышают мобильность людей, создают условия для удаленной работы, создают новые модели социальных взаимодействий (например, в сфере обучения – онлайн обучение). Такие особенности цифровой экономики отражаются и на городах. Крайне важным становится привлекательность тех или иных городов для жизни. Если раньше одним из основных критериев привлекательности жизни в городе был экономический критерий, то есть города обеспечивали население рабочими местами, соответственно, более высокими заработками, то в современных условиях, когда цифровые технологии позволяют жить в одном месте, а работать в совершенно другом, то для того, чтобы оставаться привлекательными для жизни, современным городам крайне важно отвечать и другим требованиям, в том числе, экологическим, инфраструктурным, требованиям безопасности и комфортности. Цифровые платформы, сервисы долевой экономики
Цифровые формы доверия (модели доверия в цифровой среде) Развитие взаимодействий в цифровом пространстве актуализировало вопрос о доверии между участниками в цифровой среде, а также поставило вопрос о необходимости разработки инструментария как для формирования доверия между участниками взаимодействий, так и к цифровым системам. Такие тенденции важно учитывать при создании цифровых систем умных городов, поскольку уровень доверия к таким системам напрямую коррелирует с их эффективностью в решении проблем местного характера. Рейтинги, системы отзывов, аудит цифровых систем
Формы занятости в цифровой экономике (модели трудовых отношений) Цифровизация экономической сферы существенным образом повлияла на трудовые отношения. В современных условиях активным образом развиваются модели фриланса, дистанционной, проектной занятости, что существенным образом влияет на развитие современных городов. Важным условием развития городов, помимо экономической составляющей, является их комфортность для проживания, социальная, транспортная инфраструктура и другие составляющие, от которых зависит выбор места жительства активных, талантливых и образованных людей. Системы поддержки фрилансеров, сервисы взаимодействия сотрудников и работодателей, коворкинг-центры
Цифровые сервисы и услуги

(модели цифровых сервисов и услуг)

Процессы цифровизации и автоматизации создали новые стандарты оказания услуг и предоставления различных сервисов для бизнеса, населения. Такие тенденции прослеживаются и при реализации идей по цифровизации городской среды, в частности, при создании систем предоставления муниципальных услуг в цифровой форме. Цифровые площадки, городские порталы, цифровые онлайн сервисы, системы «одного окна», сервисы долевой экономики

 

Анализ таблицы 1 показывает, что социальные особенности цифровой экономики являются прямым следствием цифровой трансформации, внедрения цифровых инноваций в различные сферы общественной жизни, в том числе в рамках развития умных городов.

 

Обсуждение результатов

Развитие умных городов является следствием цифровизации современного общества, внедрения цифровых технологий в различные сферы общественной жизни, в том числе, в рамках современных городов. В этой связи, те тенденции, которые характерным образом проявляются в целом при цифровизации социально-экономических систем разного уровня, характерны и для современных городов. Конечно, чем выше уровень цифровизации, тем более сложные и масштабные проблемы приходится решать, соответственно, увеличиваются риски, затраты реализуемых проектов. Но, с другой стороны, успешная реализация крупномасштабных проектов ведет к получению эффектов, которые существенным образом повышают качество жизни местного населения, создают новые стандарты качества сервисов и услуг.

Характерные особенности цифровой экономики создают предпосылки для создания новых социально-экономических моделей, характеризующихся сетевой структурой, вовлеченностью большого числа участников, возможностью координировать и объединять ресурсы и усилия для решения определенных задач. Ярким примером такой организации социально-экономических отношений является долевая экономика, то есть модель хозяйствования, в рамках которой потребители продуктов и услуг вовлечены в процессы создания и развития данных продуктов или услуг. Данный метод хозяйствования известен с древнейших времен, однако получил самое широкое распространение с применением цифровых технологий, в первую очередь с развитием интернет-технологий.

Интересным примером долевой экономики выступает крауд-экономика (сrowd economy), формирующаяся на базе интернет-платформ сообществ с некоей общей коллективной целью. Такие примеры все чаще реализуются в рамках современных городов, позволяя объединять местные сообщества для решения проблем локального характера. Ресурсы крауд-экономики предоставляются в обмен на материальное вознаграждение или общественное признание (социальный капитал, зарабатываемый в рамках сообщества). Сетевые взаимодействия пользователей ускорили продвижение идеи «делать больше меньшими затратами», разъясняя и пропагандируя частную и общественную значимость развития долевой экономики. Такая форма организации хозяйственной деятельности все чаще встречается при развитии урбанизированных территорий. Мотивацией включения в модели поведения на основе долевой экономики является вовлечение индивидов в новые социальные отношения в поисках возможностей решения проблем местного характера, которые не требуют значительных ресурсов и могут быть устранены путем объединения усилий местных жителей.

Отметим, что формализация социальных взаимодействий в виде социальных сетей стала возможной с появлением новых цифровых технологий. Это привело к возрастанию социального капитала и экономической мобильности. Развитие средств коммуникации на базе интернет-технологий способствовало формированию организованных сообществ, способных решать определенные задачи местного характера. Современные высокотехнологичные платформы не только обеспечивают эффективную координацию разрозненных субъектов, но и выполняют важнейшую функцию формирования «доверия между незнакомцами» («trast between stranges»). Доверие обеспечивается, как правило, за счет инструментов независимой проверки, страхования ответственности, экспертной оценки, образующих рейтинговые системы.

 

Выводы

Быстрое развитие сферы цифровых технологий коренным образом изменило принципы развития современных городов. В условиях стремительной урбанизации территорий, увеличения количества проблем городов, основным драйвером городских преобразований являются цифровые решения, позволяющие лучше понять процессы, происходящие в городской среде. Использование интеллектуальных высокотехнологичных решений, большого числа данных, инновационных моделей цифровой экономики позволяют сформировать новые идеи для развития современных городов.

В настоящем исследовании, проведенном с целью систематизации особенностей цифровой экономики, инновационных моделей цифровой экономики и оценки их влияния на развитие умных городов, получены следующие результаты.

Во-первых, показано, что цифровая экономика является драйвером для развития современного общества. Цифровизация создает новые возможности для раскрытия человеческого потенциала, повышения эффективности экономических систем, создания новых бизнес-моделей. Цифровые технологии являются сквозными, базовыми, и используются в подавляющем большинстве сфер общественной жизни, в том числе, в рамках развития современных городов.

Во-вторых, выявлены некоторые особенности цифровой экономики, оказывающие влияние на развитие социально-экономических систем разного уровня, в том числе умных городов. Показано, что анализ таких особенностей позволяет моделировать развитие современных городов.

В-третьих, представлены некоторые пути трансформации моделей развития современных городов под влиянием цифровой экономики. Новые возможности, которые реализуются в рамках цифровизации, создают предпосылки для трансформации моделей развития городских территорий, представлены инструменты такой трансформации в условиях цифровизации. Важными аспектами таких преобразований является широкомасштабное использование цифровых решений, повышение роли цифровых данных, вовлеченность широкого круга заинтересованных сторон в процессы принятия решений.

Многоаспектная и многогранная идея создания системы управления знаниями в умных городах требует разработки целей, которые должны быть достигнуты в процессе социально-экономического развития. Следует отметить, что в процессе проектирования умных городов необходимо учитывать мнение всех заинтересованных сторон. Для мониторинга эффективности проектов и инициатив все цели должны быть измеримыми. Граждане должны участвовать во всех этапах создания умного города, начиная с обсуждения концепции и заканчивая этапом апробации конкретных решений.

 

Список использованных источников

  1. Walravens, N. (2016). Operationalising the Concept of the Smart City as a Local Innovation Platform: The City of Things Lab in Antwerp, Belgium. Lecture Notes in Computer Science, 128–136. doi:10.1007/978-3-319-39595-1_13
  2. Shao, J., Yang, L., Peng, L., Yao, X., & Zhao, X.-L. (2015). Research of Data Resource Management Platform in Smart City. Communications in Computer and Information Science, 14–22. doi:10.1007/978-3-662-45737-5_2
  3. Tambotoh, J. J. C., Manuputty, A. D., & Banunaek, F. E. (2015). Socio-economics Factors and Information Technology Adoption in Rural Area. Procedia Computer Science, 72, 178–185. doi:10.1016/j.procs.2015.12.119
  4. Reforgiato Recupero, D., Castronovo, M., Consoli, S., Costanzo, T., Gangemi, A., Grasso, L., … Spampinato, E. (2016). An Innovative, Open, Interoperable Citizen Engagement Cloud Platform for Smart Government and Users’ Interaction. Journal of the Knowledge Economy, 7(2), 388–412. doi:10.1007/s13132-016-0361-0
  5. Lv, Z., Chen, D., & Li, J. Novel System Design and Implementation for the Smart City Vertical Market // IEEE Communications Magazine. 2021. No. 59(4). P. 126–131. doi:10.1109/mcom.001.2000945
  6. Kubina, M.; Šulyová, D.; Vodák, J. (2021). Comparison of Smart City Standards, Implementation and Cluster Models of Cities in North America and Europe // Sustainability. 2021. Vol. 13. P. 3120-3135. https://doi.org/ 10.3390/su13063120
  7. Treude, M. Sustainable Smart City—Opening a Black Box // Sustainability. 2021. No. 13(2). P. 769-784. doi:10.3390/su13020769
  8. Praharaj, S., & Han, H. (2019). Building a typology of the 100 smart cities in India. Smart and Sustainable Built Environment, 8(5), 400–414. doi:10.1108/sasbe-04-2019-0056
  9. Gupta, K., & Hall, R. P. Exploring Smart City Project Implementation Risks in the Cities of Kakinada and Kanpur // Journal of Urban Technology. 2020. No. 28(1-2). P. 155–173. doi:10.1080/10630732.2020.17961159.
  10. Stuermer, M., Abu-Tayeh, G., & Myrach, T. (2016). Digital sustainability: basic conditions for sustainable digital artifacts and their ecosystems. Sustainability Science, 12(2), 247–262. doi:10.1007/s11625-016-0412-2
  11. Al Nuaimi, E., Al Neyadi, H., Mohamed, N., & Al-Jaroodi, J. (2015). Applications of big data to smart cities. Journal of Internet Services and Applications, 6(1), 25-40. doi:10.1186/s13174-015-0041-5
  12. Jensen, M., Gutierrez, J., & Pedersen, J. (2014). Location Intelligence Application in Digital Data Activity Dimensioning in Smart Cities. Procedia Computer Science, 36, 418–424. doi:10.1016/j.procs.2014.09.015
  13. Lepri, B., Antonelli, F., Pianesi, F., & Pentland, A. (2015). Making big data work: smart, sustainable, and safe cities. EPJ Data Science, 4(1), 16-20. doi:10.1140/epjds/s13688-015-0050-4
  14. Bibri, S. E. (2021). Data-driven smart sustainable cities of the future: urban computing and intelligence for strategic, short-term, and joined-up planning. Computational Urban Science, 1(1). https://doi.org/10.1007/s43762-021-00008-9
  15. E. Mercier-Laurent and D. Boulanger (Eds.): AI4KM 2016, IFIP AICT 518, pp. 106–118, 2018. https://doi.org/10.1007/978-3-319-92928-6_7
  16. Семячков К.А. Цифровые данные как ключевой ресурс развития умных городов // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Т. 10. № 12. С. 3003-3020.
  17. Kim, M. (2017). Modelling information curation platform to improve efficiencies of smart public services. Spatial Information Research, 25(6), 735–747. doi:10.1007/s41324-017-0131-5
  18. Nesi, P., Po, L., Viqueira, J. R. R., & Trillo-Lado, R. (2018). An Integrated Smart City Platform. Lecture Notes in Computer Science, 171–176. doi:10.1007/978-3-319-74497-1_17
  19. Fu, Z., & Lin, X. (2014). Building the Co-design and Making Platform to Support Participatory Research and Development for Smart City. Lecture Notes in Computer Science, 609–620. doi:10.1007/978-3-319-07308-8_58
  20. Asri, Noor. (2019). Designing a Model for Smart City through Digital Transformation. International Journal of Advanced Trends in Computer Science and Engineering. 8. 345-351. 10.30534/ijatcse/2019/6281.32019.
  21. Попов Е.В., Семячков К.А. Семь приоритетов развития «умных» городов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2020. Т. 16. № 2 (383). С. 200-216.
  22. Li, Z., Zhu, S., Hong, H., Li, Y., & El Saddik, A. (2016). City digital pulse: a cloud based heterogeneous data analysis platform. Multimedia Tools and Applications, 76(8), 10893–10916. doi:10.1007/s11042-016-4038-2
  23. Chen, X. (2019). The development trend and practical innovation of smart cities under the integration of new technologies. Frontiers of Engineering Management, 6(4), 485–502. doi:10.1007/s42524-019-0057-9
  24. Constantiou, I., Eaton, B., & Tuunainen, V. K. (2016). The Evolution of a Sharing Platform into a Sustainable Business. 2016 49th Hawaii International Conference on System Sciences (HICSS). doi:10.1109/hicss.2016.164
  25. Brutti, A., De Sabbata, P., Frascella, A., Gessa, N., Ianniello, R., Novelli, C., … Ponti, G. (2018). Smart City Platform Specification: A Modular Approach to Achieve Interoperability in Smart Cities. The Internet of Things for Smart Urban Ecosystems, 25–50. doi:10.1007/978-3-319-96550-5_2
  26. Constantinides, P., Henfridsson, O., & Parker, G. G. (2018). Introduction—Platforms and Infrastructures in the Digital Age. Information Systems Research, 29(2), 381–400. doi:10.1287/isre.2018.0794
  27. Canonico, P., Consiglio, S., Iacono, M. P., Mercurio, L., & Berni, A. (2014). Understanding Different Organizational Roles in Smart City Platforms: Preliminary Evidence and Emerging Issues. Lecture Notes in Information Systems and Organisation, 181–196. doi:10.1007/978-3-319-09450-2_16
  28. Anttiroiko, A.-V., Valkama, P., & Bailey, S. J. (2013). Smart cities in the new service economy: building platforms for smart services. AI & SOCIETY, 29(3), 323–334. doi:10.1007/s00146-013-0464-0

 

References

  1. Walravens, N. (2016). Operationalising the Concept of the Smart City as a Local Innovation Platform: The City of Things Lab in Antwerp, Belgium. Lecture Notes in Computer Science, 128–136. doi:10.1007/978-3-319-39595-1_13
  2. Shao, J., Yang, L., Peng, L., Yao, X., & Zhao, X.-L. (2015). Research of Data Resource Management Platform in Smart City. Communications in Computer and Information Science, 14–22. doi:10.1007/978-3-662-45737-5_2
  3. Tambotoh, J. J. C., Manuputty, A. D., & Banunaek, F. E. (2015). Socio-economics Factors and Information Technology Adoption in Rural Area. Procedia Computer Science, 72, 178–185. doi:10.1016/j.procs.2015.12.119
  4. Reforgiato Recupero, D., Castronovo, M., Consoli, S., Costanzo, T., Gangemi, A., Grasso, L., … Spampinato, E. (2016). An Innovative, Open, Interoperable Citizen Engagement Cloud Platform for Smart Government and Users’ Interaction. Journal of the Knowledge Economy, 7(2), 388–412. doi:10.1007/s13132-016-0361-0
  5. Lv, Z., Chen, D., & Li, J. (2021) Novel System Design and Implementation for the Smart City Vertical Market. IEEE Communications Magazine, 59(4). P. 126–131. doi:10.1109/mcom.001.2000945
  6. Kubina, M.; Šulyová, D.; Vodák, J. (2021). Comparison of Smart City Standards, Implementation and Cluster Models of Cities in North America and Europe. Sustainability, 13. P. 3120-3135. https://doi.org/ 10.3390/su13063120
  7. Treude, M. Sustainable Smart City—Opening a Black Box (2021). Sustainability, 13(2). P. 769-784. doi:10.3390/su13020769
  8. Praharaj, S., & Han, H. (2019). Building a typology of the 100 smart cities in India. Smart and Sustainable Built Environment, 8(5), 400–414. doi:10.1108/sasbe-04-2019-0056
  9. Gupta, K., & Hall, R. P. (2020) Exploring Smart City Project Implementation Risks in the Cities of Kakinada and Kanpur. Journal of Urban Technology, 28(1-2). P. 155–173. doi:10.1080/10630732.2020.17961159.
  10. Stuermer, M., Abu-Tayeh, G., & Myrach, T. (2016). Digital sustainability: basic conditions for sustainable digital artifacts and their ecosystems. Sustainability Science, 12(2), 247–262. doi:10.1007/s11625-016-0412-2
  11. Al Nuaimi, E., Al Neyadi, H., Mohamed, N., & Al-Jaroodi, J. (2015). Applications of big data to smart cities. Journal of Internet Services and Applications, 6(1), 25-40. doi:10.1186/s13174-015-0041-5
  12. Jensen, M., Gutierrez, J., & Pedersen, J. (2014). Location Intelligence Application in Digital Data Activity Dimensioning in Smart Cities. Procedia Computer Science, 36, 418–424. doi:10.1016/j.procs.2014.09.015
  13. Lepri, B., Antonelli, F., Pianesi, F., & Pentland, A. (2015). Making big data work: smart, sustainable, and safe cities. EPJ Data Science, 4(1), 16-20. doi:10.1140/epjds/s13688-015-0050-4
  14. Bibri, S. E. (2021). Data-driven smart sustainable cities of the future: urban computing and intelligence for strategic, short-term, and joined-up planning. Computational Urban Science, 1(1). https://doi.org/10.1007/s43762-021-00008-9
  15. Mercier-Laurent E., Boulanger D. (2018) Internet platform for city dwellers based on open source system. AI4KM 2016, IFIP AICT 518, pp. 106–118, https://doi.org/10.1007/978-3-319-92928-6_7
  16. Semyachkov K.A. Digital data as a key resource for the development of smart cities [Tsifrovyye dannyye kak klyuchevoy resurs razvitiya umnykh gorodov]. Ekonomika, predprinimatel’stvo i pravo [Economics, Entrepreneurship and Law]. 2020. Vol. 10. No. 12. P. 3003-3020.
  17. Kim, M. (2017). Modelling information curation platform to improve efficiencies of smart public services. Spatial Information Research, 25(6), 735–747. doi:10.1007/s41324-017-0131-5
  18. Nesi, P., Po, L., Viqueira, J. R. R., & Trillo-Lado, R. (2018). An Integrated Smart City Platform. Lecture Notes in Computer Science, 171–176. doi:10.1007/978-3-319-74497-1_17
  19. Fu, Z., & Lin, X. (2014). Building the Co-design and Making Platform to Support Participatory Research and Development for Smart City. Lecture Notes in Computer Science, 609–620. doi:10.1007/978-3-319-07308-8_58
  20. Asri, Noor. (2019). Designing a Model for Smart City through Digital Transformation. International Journal of Advanced Trends in Computer Science and Engineering, 8. 345-351. 10.30534/ijatcse/2019/6281.32019.
  21. Popov E.V., Semyachkov K.A. Seven priorities for the development of «smart» cities [Sem’ prioritetov razvitiya «umnykh» gorodov]. Natsional’nyye interesy: prioritety i bezopasnost’. [National interests: priorities and security]. 2020. Vol. 16. No. 2 (383). pp. 200-216.
  22. Li, Z., Zhu, S., Hong, H., Li, Y., & El Saddik, A. (2016). City digital pulse: a cloud based heterogeneous data analysis platform. Multimedia Tools and Applications, 76(8), 10893–10916. doi:10.1007/s11042-016-4038-2
  23. Chen, X. (2019). The development trend and practical innovation of smart cities under the integration of new technologies. Frontiers of Engineering Management, 6(4), 485–502. doi:10.1007/s42524-019-0057-9
  24. Constantiou, I., Eaton, B., & Tuunainen, V. K. (2016). The Evolution of a Sharing Platform into a Sustainable Business. 2016 49th Hawaii International Conference on System Sciences (HICSS), 1297-1306. doi:10.1109/hicss.2016.164
  25. Brutti, A., De Sabbata, P., Frascella, A., Gessa, N., Ianniello, R., Novelli, C., … Ponti, G. (2018). Smart City Platform Specification: A Modular Approach to Achieve Interoperability in Smart Cities. The Internet of Things for Smart Urban Ecosystems, 25–50. doi:10.1007/978-3-319-96550-5_2
  26. Constantinides, P., Henfridsson, O., & Parker, G. G. (2018). Introduction—Platforms and Infrastructures in the Digital Age. Information Systems Research, 29(2), 381–400. doi:10.1287/isre.2018.0794
  27. Canonico, P., Consiglio, S., Iacono, M. P., Mercurio, L., & Berni, A. (2014). Understanding Different Organizational Roles in Smart City Platforms: Preliminary Evidence and Emerging Issues. Lecture Notes in Information Systems and Organisation, 181–196. doi:10.1007/978-3-319-09450-2_16
  28. Anttiroiko, A.-V., Valkama, P., & Bailey, S. J. (2013). Smart cities in the new service economy: building platforms for smart services. AI & SOCIETY, 29(3), 323–334. doi:10.1007/s00146-013-0464-0

Еще в рубриках

Региональная экономика