Возможность адаптации китайского опыта в России в сфере инновационного планирования
The possibility of adapting the chinese experience in Russia in the field of innovation planning
Авторы
Аннотация
Статья посвящена исследованию адаптации китайского опыта в России в сфере инновационного планирования. Автором обосновывается актуальность и значимость темы исследования. Дается краткое обоснование инновационного планирования. Отмечается, что активное и успешное инновационное планирование в КНР влияет на экономическое развитие и благосостояние населения. Китайский опыт в сфере инновационного планирования, его разработка и реализация в России, необходима для решения проблем роста и модернизации экономики, подъема конкурентоспособности, укрепления регионов, а также решения социальных и экономических проблем. Актуальность темы работы обусловлена недостаточной проработанностью различных аспектов применения инновационного планирования для развития государства. Учитывая высокую теоретическую и практическую значимость данной темы, необходимо более тщательно ознакомиться с опытом КНР в этой сфере, изучить проблемы, связанные с инновационным планированием и поиском эффективных методов его адаптации в России, разработать стратегические приоритеты для инновационного развития и эффективного взаимодействия участников инновационного процесса. Анализ научной литературы позволил заключить что инновационная модель развития экономики страны, представляет собой довольно долгий процесс, который включает в себя целый комплекс мер для активизации инновационных процессов.
Автор отмечает, что в настоящее время, РФ стремится уйти от сырьевой зависимости своей экономики к более инновационному. Таким образом, полагаем, что внимательное изучение китайского опыта инновационного планирования и китайской инновационной политики в целом, для применения в России, является весьма существенной научной задачей.
Ключевые слова
инновация, инновационное планирование, экономика, благосостояние, КНР, Россия, китайский опыт.
Рекомендуемая ссылка
Возможность адаптации китайского опыта в России в сфере инновационного планирования// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (74). Номер статьи: 7412. Дата публикации: 21.05.2023. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7412/
DOI: 10.24412/1999-2645-2023-274-12
Authors
Abstract
The article is devoted to the study of the adaptation of the Chinese experience in Russia in the field of innovation planning. The author substantiates the relevance and significance of the research topic. A brief justification of innovation planning is given. It is noted that active and successful innovative planning in China affects the economic development and well-being of the population. Chinese experience in the field of innovation planning, its development and implementation in Russia, is necessary to solve the problems of economic growth and modernization, increase competitiveness, strengthen regions, as well as solve social and economic problems. The relevance of the topic of the work is due to the insufficient elaboration of various aspects of the application of innovative planning for the development of the state. Given the high theoretical and practical significance of this topic, it is necessary to get more thoroughly acquainted with the experience of the People's Republic of China in this area, to study the problems associated with innovative planning and the search for effective methods of its adaptation in Russia, to develop strategic priorities for innovative development and effective interaction of participants in the innovation process. The analysis of the scientific literature allowed us to conclude that the innovative model of the development of the country's economy is a rather long process that includes a whole range of measures to activate innovative processes.
The author notes that in the present time, the Russian Federation is trying to move away from the dependence of its economy on raw materials to a more innovative one. Thus, we believe that a careful study of the Chinese experience of innovation planning and Chinese innovation policy in general, for application in Russia, is a very relevant scientific task.
Keywords
innovation, innovation planning, economy, welfare, China, Russia, Chinese experience.
Suggested Citation
The possibility of adapting the chinese experience in Russia in the field of innovation planning// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (74). Art. #7412. Date issued: 21.05.2023. Available at: https://eee-region.ru/article/7412/
DOI: 10.24412/1999-2645-2023-274-12
Введение
Инновации всегда сопровождали развитие общества, и сегодня, как никогда, они стали неотъемлемой чертой экономики. По мнению некоторых авторов, высокая скорость инноваций и растущие требования к управлению качеством продукции приводят к возрастанию роли инновационного планирования. Сегодня переход к экономике, ориентированной на инновации, является основной глобальной тенденцией, которая направлена на создание стабильного экономического развития и основана на интеллектуальных ресурсах, новых технологиях, что повышает важность управления инновационными процессами. Инновационное планирование становится одним из основных инструментов инновационного развития и должно основываться на принципах избирательности целей, множественности, ограниченности ресурсов, учета специфики региона и т.д.
В настоящее время, когда энергосырьевая модель развития национальной экономики России практически исчерпала свой потенциал роста и не может выступать основой развития государства, выдвижение на первый план исследователями-теоретиками и специалистами-практиками инновационного типа экономического развития более чем оправданно (Абрамова М.И., Деменко О.Г., Манахова С.В.) [1-3]. В связи с этим, полезно обратить внимание на опыт стратегического партнера России – Китая, демонстрирующего значительные успехи в сфере инновационного развития.
С момента основания Китайской Народной Республики китайская нация совершила гигантский скачок — она встала, разбогатела, стала сильной и достигла чуда быстрого экономического развития и долгосрочной социальной стабильности. Чудо развития Китая произошло не по путям и моделям развития, разработанным западными экономистами, а по уникальному китайскому пути, то есть путем органичного сочетания социалистической системы и рыночной экономической системы.
Как известно, с 1980-х годов экономика Китая растет самыми быстрыми темпами в мире. Ключевым фактором этого экстраординарного роста стала прагматичная инновационная система страны, которая уравновешивает государственное управление и ориентированных на рынок предпринимателей. Для того чтобы добиться быстрого экономического развития, Китай значительно улучшил свой инновационный потенциал, имитируя модель развития независимых инноваций на протяжении десятилетий обучения и сотрудничества с иностранными компаниями.
Отметим, что Китай за последнее десятилетие значительно увеличил инвестиции в инновации и укрепил потенциал для независимых инноваций, наряду с активным международным инновационным сотрудничеством в области исследований и разработок (НИОКР), созданием зарубежных научно-исследовательских центров.
За это время, появились некоторые инновационные модели с китайскими особенностями, такие как энергосберегающие инновации, которые не только снижают производственные издержки и делают инновационные продукты и услуги доступными для большего числа семей с низким и средним уровнем дохода, но также экономят сырье и инвестиции.
Наряду с инновационным развитием Китая китайские компании также продвинулись вверх по глобальной цепочке создания стоимости. Некоторые китайские компании присоединились к глобальной цепочке создания стоимости, чтобы учиться и внедрять инновации, в то время как некоторые китайские многонациональные предприятия уже являются лидерами инноваций в глобальной цепочке создания стоимости.
В результате были достигнуты прорывы во многих инновационных отраслях и областях, таких как цифровые инновации, которые помогли вывести цифровую экономику Китая на первый уровень в мире. Кроме того, в таких областях, как искусственный интеллект, аэрокосмическая промышленность, глубоководные исследования и новая энергетика, были достигнуты впечатляющие достижения, способствующие экономическому развитию страны.
Причины такого прогресса, объясняются тем фактом, что Китай постоянно изучает инновационную модель, которая соответствует его потребностям. Китайское правительство продолжает внедрять новые инновационные стратегии и совершенствовать их, продвигая реформы и поощряя усилия по изучению различных инновационных моделей.
Следует отметить, что с развитием китайской экономики, науки и технологий, а также изменения международной ситуации, понимание общественностью важности инноваций укоренилось в сознании правительства, предприятий и общественности.[4]
Наконец, инновационная система Китая добилась заметного прогресса за последнее десятилетие, поскольку инвестиции в НИОКР продолжают расти.
Китай подал пример и другим странам. Благодаря двойным драйверам, двойным рынкам и двойным ресурсам система приглашает всех участников рынка, будь то государственные, частные или иностранные, сыграть свою роль. Это очень эффективный опыт, из которого другие развивающиеся страны могли бы извлечь уроки.
Результаты исследований
Инновации требуют времени и терпения, однако Китай уже находится на правильном пути в инновационном развитии. Как было показано в Глобальном инновационном индексе 2022 года, опубликованном Всемирной организацией интеллектуальной собственности, Китай поднялся на 11-е место в мире по инновациям.
Продолжая двигаться по нынешнему пути и постоянно совершенствуя свою инновационную среду и механизм, Китай, безусловно, станет центром инноваций.
Стоит сказать, что в настоящее время, китайская система претерпевает изменения, которые могут иметь глубокие последствия для глобального экономического и политического порядка.
Китайское правительство настаивает на улучшении исследований и разработок, «умном производстве» и более совершенной цифровой экономике. В то же время, напряженность в отношениях между Китаем и Западом негативно сказывается на международном сотрудничестве в таких отраслях, как производство полупроводников и биофармацевтических препаратов.
Следует согласиться с мнением Ермилина Д. А. и Переслегина С. Б. о том, что отсутствие или недостаток «четкой системы инновационного планирования» является сдерживающим фактором для экономики страны [1-3].
С нашей точки зрения, если говорить конкретно об инновационном развитии России, то стоит отметить об отсутствии на данном этапе комплексного подхода в области инновационного планирования. В связи с этим, возникает важный вопрос, может ли Россия с успехом использовать достаточно успешный инновационный опыт своего стратегического партнера – Китая.
Применение китайского опыта инновационного планирования в России широко обсуждается в науке и в государственных кругах. Ввиду чего, отмечаются существенные различия в социально-экономических и политических устройствах, инновационных системах России и Китая.
Для принятия ориентиров Китая в сфере инновационного планирования в России, следует учесть, что необходим экономический рост в китайском стиле. Различные элементы, такие как капитал, рабочая сила, земля и технический прогресс, внесли уникальный вклад в экономический рост в китайском стиле. Эти элементы включают в себя следующее:
- Высокая норма сбережений, которая привела к высокому уровню инвестиций и быстрому росту, а также большой объем прямых иностранных инвестиций, который был вызван более высокой доходностью на капитал. Эти факторы еще больше способствовали экономическому росту Китая, стимулируя занятость и экспорт, вторичные технологические эффекты и так далее.
- Ослабление системы регистрации домашних хозяйств. Это позволило населению продолжать прибывать в города из сельской местности, а для вторичных и третичных отраслей поглощать излишки сельскохозяйственной рабочей силы, что, в свою очередь, повысило общую производительность труда, сделав демографический дивиденд одним из основных факторов экономического роста Китая.
- — Использование правительством уникальной системы земельных ресурсов Китая в целях развития. Земля стала не только двигателем роста, но и ускорителем структурных изменений. Правительство способствует быстрой индустриализации, используя дешевую землю для привлечения инвестиций, и ускоряет урбанизацию за счет капитализации земли, формируя модель «развития на суше».
Однако по мере того, как экономика Китая вошла в новую норму умеренного роста, эффективность накопления капитала, демографических дивидендов и модели «наземного развития» снизилась. Вследствие этого, Китай поддержал инвестиции в НИОКР, что привело к их быстрому росту, выпуску патентов и появлению новых продуктов, а «инновационный подход» стал национальной стратегией устойчивого развития.
Для адаптации китайского опыта в России необходимо учесть и структурные преобразования в китайском стиле. Пройдя свой уникальный путь индустриализации, Китай перешел от национальной индустриализации к индустриализации сельских районов и индустриализации на базе промышленных парков. Отношения между городскими и сельскими районами претерпели трансформацию от разделения между городом и деревней к координации между городом и деревней, а затем к возрождению сельских районов и интеграции между городами и сельскими районами. Переход от традиционного сельского хозяйства к индустриализации сельского хозяйства стал промышленной основой для продвижения городско-сельских трансформация [4-6].
Отметим, что в период плановой экономики Китай сформировал в основном внутреннюю, самодостаточную промышленную систему и систему спроса и предложения. Однако отсутствие рыночной власти привело к плохому обращению в национальной экономике, и экономика оказалась в состоянии постоянного дефицита. После реформ и открытости экономика Китая все больше зависела от зарубежных стран; открытость внешнему миру компенсировала ограничение недостаточного внутреннего спроса после роста экономики и изобилия сырьевых товаров. После глобального финансового кризиса 2008 года совокупный экономический рост Китая продолжил расширяться, а уровень внутреннего спроса вырос. Однако популизм в развитых западных странах был на подъеме, усилились антиглобалистские настроения, а зависимость Китая от внешней торговли продолжала снижаться. Возникла историческая необходимость построить новую модель развития, в которой «внутренний цикл играет ведущую роль, в то время как международный и внутренний циклы стимулируют друг друга».
Как мы уже отмечали, активное и успешное инновационное планирование в Китае влияет на экономическое развитие и благосостояние населения. Развитие, ориентированное на человека, является основополагающим стремлением китайского правительства. Основной целью и важнейшей политической задачей концепции развития, ориентированной на человека, было сокращение бедности. Причина, по которой Китай добился масштабного сокращения бедности, неотделима от его экономического роста, снижения уровня бедности в регионе. В процессе экономического развития Китая наблюдался быстрый рост доходов населения, изменения в структуре источников дохода и структурные различия в росте доходов. До реформы и открытости существовало равенство доходов, а после реформы и открытости разрыв в доходах увеличивался с высокой скоростью и продолжает колебаться. [8] Это связано не только с изменениями механизмов стимулирования в результате экономических преобразований, но и с неравномерным распределением выгод от экономического развития и экономических преобразований. Общее процветание должно быть достигнуто при совместном действии внутренних механизмов, таких как доход от собственности, передача собственности от поколения к поколению и передача человеческого капитала от поколения к поколению, а также внешних механизмов, таких как справедливое и разумное распределение доходов. За последние годы уровень жизни китайского народа стремительно растет. Значительные улучшения качества жизни различных групп людей и различных регионов, значительное улучшение ощущения счастья и выгоды у людей, а также улучшения в сфере общественных услуг, включая инфраструктуру и системы социального обеспечения, сыграли важную роль в этом.
Выводы и предложения
Таким образом, для того чтобы применить китайский опыт в сфере инновационного планирования в России, в первую очередь правительству необходимо разработать и оптимизировать меры финансовой поддержки предпринимательства и инноваций.
Эти меры должны включать в себя создание инвестиционных фондов и предоставление различных налоговых льгот и субсидий. Меры поддержки также должны включать в себя предоставление государственных гарантий по кредитам, а также сниженные процентные ставки и субсидии.
В задачи правительства входит разработка институциональных механизмов для продвижения массового предпринимательства и инноваций. Меры поддержки должны быть нацелены на создание лучших условий, развитие сервисной инфраструктуры и поощрение обмена знаниями. Целесообразно развивать сеть демонстрационных центров для оказания услуг малым и средним предприятиям, способствующих коммерческому применению и внедрению новых технологий, а также продвигать мероприятия по реформированию образования и научно-технологической сферы.
Следует отметить, что для успешного внедрения китайского опыта в сфере инновационного планирования, необходимо проведение реформы образовательной системы, которая должна включать в себя внедрение инновационных механизмов обучения и углубления образовательных программ по инновациям и предпринимательству [20].
Для успешного инновационного развития самым главным являются кадры. Для этого необходимо не только готовить кадры в своих вузах, но и проводить успешную политику подготовки их за рубежом. Важное значение имеет создание таких условий, чтобы возвратились в Россию молодые ученые, получившие опыт работы в ведущих научных центрах мира, для этого предоставляя им самые большие возможности – огромные заработные платы, квартиры, лаборатории и др. Научные центры и вузы должны активно участвовать в инновационной политике страны. Инновационная политика должна обеспечить беспрепятственную трансляцию знаний, начиная с этапа проведения исследования, заканчивая конечным этапом коммерциализации.
Напомним, что для России, характерна значительная большая неравномерность распределения научно-инновационных кадров и ресурсов.
Правительство должно предпринять решительные шаги для содействия региональной экономической интеграции. Региональную экономику, необходимо перевести от регионального экономического и торгового сотрудничества к совместным инновациям, в полном объеме привлекать и назначать квалифицированные кадры, отрасли, предприятия и прочие инновационные ресурсы.
Целесообразно вовлекать регионы в проекты общегосударственного масштаба, расширить их внешнеторговое сотрудничество и углубить взаимодействия с другими регионами и зарубежными странами в инновационной сфере. Необходимо также формирование единой системы инновационного планирования и развития регионов России, которые будут подкреплены межведомственными согласованиями, проектами совместного регионального использования научно-инновационного потенциала.
Важное значение имеет также реализация политики и мер по поощрению, стимулированию и поддержке формирования частного сектора. Создание благоприятных условий для предпринимателей, продвижение инноваций в частных компаниях, существенным образом простимулируют промышленную модификацию и модернизацию России посредством самостоятельных инноваций.
Следует отметить, что в настоящее время негативная геополитическая обстановка и санкции, введенные западными странами на привлечение технологий и инвестиций, препятствуют развитию инноваций в России. Вследствие чего, России важно развивать активное сотрудничеством в научно-технической сфере со стратегическим партнером – КНР, а также использовать его опыт инновационного планирования в развитии страны. Целесообразно в дальнейшем разработать оптимальные механизмы такого планирования и выявить долгосрочные приоритеты инновационного развития.
Литература
- Ермилина, Д.А. (2016) Стратегическое планирование в России: история и современность // Проблемы рыночной экономики. 2016. № 1. С. 4–10. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30014515
- Переслегин, С.Б. (2017) Проблема стратегирования развития научных исследований в РФ в свете требований Федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Экономические стратегии. Т. 19. № 1(143). С. 60–71. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=28409516
- Новикова, И. В., Яо Ли. (2020) Стратегическое сотрудничество Китая с Россией в области развития трудовых ресурсов // Управленческое консультирование. 2020. № 5. С. 60–67.
- Chen, J., Yin, X., and Mei, L. (2018). Holistic Innovation: An Emerging Innovation Paradigm, International Journal of Innovation. 17(1), 25-44.
- Fan, Dounan (2022) China’s innovation policy: formation phases. Kreativnaya ekonomika, 16(1), 331-344.
- Katherine, J. Wu, (2020) “There are more viruses than stars in the universe. Why do only some infect us?” National Geographic Science, April 15, 2020. https://www.nationalgeographic. com/science/2020/04/factors-allow-viruses-infect-humans-coronavirus/ (accessed 01.12.2022).
- Alexander E. Gorbalenya, Susan C. Baker, Ralph S. Baric, Raoul J. de Groot, Christian Drosten, Anastasia A. Gulyaeva, Bart L. Haagmans, Chris Lauber, Andrey M. Leontovich, Benjamin W. Neuman, Dmitry Penzar, Stanley Perlman, Leo L.M. Poon, Dmitry Samborskiy, Igor A. Sidorov, Isabel Sola and John Ziebuhr (2022)“Severe Acute Respiratory syndrome-related coronavirus: The species and its viruses — a statement of the Coronavirus Study Group”, bioRxiv, February 11, 2020. https://www.biorxiv.org/content/ 10.1101/2020.02.07.937862v1 (accessed 01.12.2022).
- Aida Gómez-Robles, (2022) “Dental evolutionary rates and its implications for the Neanderthal– modern human divergence”, Scientific Advances, May 2019 https://www.ncbi.nlm.nih. gov/pmc/articles/PMC6520022/ (accessed 01.12.2022).
- Armitage, C. (2021) Fresh twists in China’s bid for research dominance. Available at https://www.natureindex.com/news-blog/fresh-twists-in-chinas-bid-for-research-dominance (accessed 01.12.2022).
- Cao, C, Baas, J, Wagner, CS, Jonkers, K (2020) Returning scientists and the emergence of Chinese science system. Sci Public Policy 47(2):172–83
- Cao, C, Suttmeier, RP (2017) Challenges of S&T system reform in China. Science 355:1019–1021
- Chen, L., and B. Naughton. (2016). An institutionalized policy-making mechanism: China’s return to techno-industrial policy. Research Policy 45(10): 2138–2152. doi:10.1016/j.respol.2016.09.014.
- Chesbrough, Henry. (2013). Open business models: How to thrive in the new innovation landscape. Boston: Harvard Business Press.
- Zlateva, R. (2019). On some aspects of innovation management. (Относно някои аспекти на управлението на иновациите.) Shumen University «Bishop Konstantin of Preslav» Yearbook, Volume XX C, Faculty of Mathematics and Informatics, 2019, 131-158.
- Трошин, А. С. Ключевые тренды и перспективы российско-китайского партнерства в области инновационного развития / А. С. Трошин, Ч. Сюй // Инновации и инвестиции. – 2020. – № 4. – С. 58-63. – EDN VYCGEP.
- Сюй, Ч. Инновационный вариант развития экономики Китая / Ч. Сюй, А. С. Трошин // Инновации и инвестиции. – 2021. – № 3. – С. 31-35. – EDN SFNWBI.
- Сюй, Ч. Инновационный вариант развития экономики Китая / Ч. Сюй, А. С. Трошин // Инновации и инвестиции. – 2021. – № 3. – С. 31-35. – EDN SFNWBI.
- Xu Zhenpeng. New innovative guidelines for the Chinese economy by 2035 / Xu Zhenpeng, A. S. Troshin // Research Result. Economic Research. – 2021. – Vol. 7. – No 2. – P. 4-12. – DOI 10.18413/2409-1634-2021-7-2-0-1. – EDN HIDSGT.
Literature
- Ermilina, D.A. (2016) Strategic planning in Russia: history and modernity [Strategicheskoye planirovaniye v Rossii: istoriya i sovremennost’]// Problems of the market economy. 2016. No. 1. P. 4–10. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30014515
- Pereslegin, S.B. (2017) The problem of strategizing the development of scientific research in the Russian Federation in the light of the requirements of Federal Law No. 172-FZ “On Strategic Planning in the Russian Federation” [Problema strategirovaniya razvitiya nauchnykh issledovaniy v RF v svete trebovaniy Federal’nogo zakona № 172-FZ «O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federatsii»]// Economic Strategies. 2017. V. 19. No. 1(143). pp. 60–71. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=28409516
- Novikova, I. V., Yao Li. (2020) Strategic cooperation between China and Russia in the field of labor resources development [Strategicheskoye sotrudnichestvo Kitaya s Rossiyey v oblasti razvitiya trudovykh resursov]// Administrative Consulting. 2020. No. 5. P. 60–67.
- Chen, J., Yin, X., and Mei, L. (2018). Holistic Innovation: An Emerging Innovation Paradigm, International Journal of Innovation. 17(1), 25-44.
- Fan, Dounan (2022) China’s innovation policy: formation phases. Kreativnaya ekonomika, 16(1), 331-344.
- Katherine, J. Wu, (2020) “There are more viruses than stars in the universe. Why do only some infect us?” National Geographic Science, April 15, 2020. https://www.nationalgeographic. com/science/2020/04/factors-allow-viruses-infect-humans-coronavirus/ (accessed 01.12.2022).
- Alexander E. Gorbalenya, Susan C. Baker, Ralph S. Baric, Raoul J. de Groot, Christian Drosten, Anastasia A. Gulyaeva, Bart L. Haagmans, Chris Lauber, Andrey M. Leontovich, Benjamin W. Neuman, Dmitry Penzar, Stanley Perlman, Leo L.M. Poon, Dmitry Samborskiy, Igor A. Sidorov, Isabel Sola and John Ziebuhr (2022) “Severe Acute Respiratory syndrome-related coronavirus: The species and its viruses — a statement of the Coronavirus Study Group”, bioRxiv, February 11, 2020. https://www.biorxiv.org/content/ 10.1101/2020.02.07.937862v1 (accessed 01.12.2022).
- Aida Gómez-Robles, (2022) “Dental evolutionary rates and its implications for the Neanderthal– modern human divergence”, Scientific Advances, May 2019 https://www.ncbi.nlm.nih. gov/pmc/articles/PMC6520022/ (accessed 01.12.2022).
- Armitage, C. (2021) Fresh twists in China’s bid for research dominance. Available at https://www.natureindex.com/news-blog/fresh-twists-in-chinas-bid-for-research-dominance (accessed 01.12.2022).
- Cao, C, Baas, J, Wagner, CS, Jonkers, K (2020) Returning scientists and the emergence of Chinese science system. Sci Public Policy 47(2):172–83
- Cao, C, Suttmeier, RP (2017) Challenges of S&T system reform in China. Science 355:1019–1021
- Chen, L., and B. Naughton. (2016). An institutionalized policy-making mechanism: China’s return to techno-industrial policy. Research Policy 45(10): 2138–2152. doi:10.1016/j.respol.2016.09.014.
- Chesbrough, Henry. (2013). Open business models: How to thrive in the new innovation landscape. Boston: Harvard Business Press.
- Zlateva, R. (2019). On some aspects of innovation management. (Относно някои аспекти на управлението на иновациите.) Shumen University «Bishop Konstantin of Preslav» Yearbook, Volume XX C, Faculty of Mathematics and Informatics, 2019, 131-158.
- Troshin, A. S. Key trends and prospects of the Russian-Chinese partnership in the field of innovative development [Klyuchevyye trendy i perspektivy rossiysko-kitayskogo partnerstva v oblasti innovatsionnogo razvitiya]/ A. S. Troshin, Ch. Xu // Innovations and investments. — 2020. — No. 4. — S. 58-63. – EDN VYCGEP.
- Xu, Ch. Innovative variant of China’s economy development / Ch. Xu, A. S. Troshin [Innovatsionnyy variant razvitiya ekonomiki Kitaya]// Innovations and investments. — 2021. — No. 3. — P. 31-35. – EDN SFNWBI.
- Xu, Ch. Innovative variant of the development of China’s economy [Innovatsionnyy variant razvitiya ekonomiki Kitaya]/ Ch. Xu, A. S. Troshin // Innovations and investments. — 2021. — No. 3. — P. 31-35. – EDN SFNWBI.
- Xu Zhenpeng. New innovative guidelines for the Chinese economy by 2035 / Xu Zhenpeng, A. S. Troshin // Research Result. Economic Research. – 2021. – Vol. 7. – No 2. – P. 4-12. – DOI 10.18413/2409-1634-2021-7-2-0-1. – EDN HIDSGT.
Еще в рубриках
Мировая экономика