Главная страница » Публикации » №2 (74) » Механизмы формирования системы привлечения и закрепления талантливой молодежи в городах науки и высоких технологий

Механизмы формирования системы привлечения и закрепления талантливой молодежи в городах науки и высоких технологий

Mechanisms of formation of the system of attracting and securing talented youth in the cities of science and high technology

Авторы

Проскурнин Сергей Дмитриевич
Кандидат экономических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Россия, Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
boger1111@mail.ru
Белякова Галина Яковлевна
доктор экономических наук, профессор
Россия, Сибирский государственный университет науки и технологий им. акад. М.Ф. Решетнева
belyakova.gya@mail.ru

Аннотация

Решение проблемы привлечения молодых ученых и специалистов в наукоемкие отрасли народного хозяйства является основным фактором развития инновационной экономики. Наиболее остро она стоит в городах науки и высоких технологий. В работе рассмотрены основные механизмы привлечения и удержания талантливой молодежи и высоко профессиональных специалистов в городах науки и высоких технологий. Проведен анализ и доказано, что зарплата является ключевым фактором привлечения, но не основным. Для закрепления специалистов важны дополнительные факторы, в том числе наличие столичных сервисов, активные агломерационные процессы и современное комфортное городское пространство, включающее в себя различные аспекты жизни специалистов и их семей.

Ключевые слова

города науки и высоких технологий, центр превосходства, механизмы привлечения и удержания талантливой молодежи, пространственное развитие, типы городов, агломерационные процессы, комфортное городское пространство.

Рекомендуемая ссылка

Проскурнин Сергей Дмитриевич , Белякова Галина Яковлевна

Механизмы формирования системы привлечения и закрепления талантливой молодежи в городах науки и высоких технологий// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (74). Номер статьи: 7418. Дата публикации: 25.06.2023. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7418/

DOI: 10.24412/1999-2645-2023-274-18

Authors

Proskurnin Sergey D.
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines
Russia, Siberian Fire and Rescue Academy of the Ministry of Emergency Situations of Russia
boger1111@mail.ru
Belyakova Galina Y.
Doctor of Economics Sciences, professor
Russia, Siberian state university of science and technology named after M.F. Reshetnev academy
belyakova.gya@mail.ru

Abstract

Solving the problem of attracting young scientists and specialists to knowledge-intensive sectors of the national economy is the main factor in the development of an innovative economy. It is most acute in the cities of science and high technology. The paper considers the main mechanisms of attracting and retaining talented youth and highly professional specialists in the cities of science and high technology. The analysis is carried out and it is proved that salary is a key factor of attraction, but not the main one. Additional factors are important for the consolidation of specialists, including the availability of metropolitan services, active agglomeration processes and modern comfortable urban spatial, which includes various aspects of the life of specialists and their families.

Keywords

cities of science and high technology, center of excellence, mechanisms for attracting and retaining talented youth, spatial development, types of cities, agglomeration processes, comfortable urban space.

Suggested Citation

Proskurnin Sergey D. , Belyakova Galina Y.

Mechanisms of formation of the system of attracting and securing talented youth in the cities of science and high technology// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (74). Art. #7418. Date issued: 25.06.2023. Available at: https://eee-region.ru/article/7418/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2023-274-18

Print Friendly, PDF & Email

Введение

В настоящее время становится актуальным поиск новых форм организации научных исследований с целью концентрации науки, образования, бизнеса, институтов развития в «достижении максимально экономического эффекта от развития отечественного хайтек-сегмента» [3]. Меняется информационная среда, бизнес-процессы и результативность инноваций зависит от быстроты их реализации. Все большее значение приобретает концепция VUCA (английская аббревиатура volatility, uncertainty, complexity и ambiguity / изменчивость, неопределенность, сложность и неоднозначность). Выигрывает тот, кто сможет максимально быстро протестировать идею, реализовать ее технически, а удачное решение быстро масштабировать.

Ускорение глобальной технологической гонки заостряет одну из главных проблем — нехватку научно-технических кадров во всем мире. Поэтому остро стоит вопрос о восполнении дефицита специалистов в критических для технологического развития областях.

На заседании президиума Сибирского отделения РАН прошедшего 20.04.2023 г. председатель СО РАН академик Валентин Николаевич Пармон выделил основные предпосылки удержания молодых ученых: «За годы работы я вывел формулу из пяти составляющих, привязывающих молодого человека к науке и месту, где он работает. Первое – интересная задача и хороший научный руководитель. Второе – современная приборная база. Третье – «необидная» заработная плата. Четвертое – гарантированное жилье. Пятое – комфортное окружение с точки зрения общих «вненаучных» интересов: спорт, друзья-единомышленники, культура, инфраструктура».

В настоящий момент проблема привлечения и закрепления кадров является ключевой задачей развития не только науки, но и инновационной экономики. Государству необходимо разработать и принять инструменты позволяющие привлекать и закреплять молодых специалистов в наукоемких отраслях, которые испытывают наибольший дефицит высоко профессиональных кадров.

 

Результаты исследования

Большой интерес для исследований представляют города науки и высоких технологий. Это малые города, в которых размещены научные центры и высокотехнологичные предприятия. На сегодняшний день нет нормативно-правового базы, определяющей статус городов науки и высоких технологий. Наиболее близким к данному понятию являются Наукограды, закрытые административно-территориальные образования государственной корпорации «Росатом» (ЗАТО ГК «Росатом) и государственной корпорации «Роскосмос» (ЗАТО ГК «Роскосмос»), а также инновационные центры «Сколково» и «Иннополис». Хотя «Сколково» не является муниципальным образованием. Наукограды выделены в отдельную категорию муниципальных образований, и их правовой статус оговорен специальным Федеральным законом «О статусе наукограда Российской Федерации» [6]. Аналогично определен правовой статус и условия функционирования закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) Федеральным законом «О закрытых административно-территориальных образованиях [2]. Необходимо также отметить, что ЗАТО ГК «Росатом» и ГК «Роскосмос» являются по сути Наукоградами, но с добавленной функцией обеспечения особых режимов доступа и проживания на территории. Целесообразность выделения наукоградов в особую категорию муниципальных образований и наделения их особым набором полномочий отмечена рядом авторов.

Главным отличием городов науки и высоких технологий от других малых городов является наличие на его территории Центра научно-технологического лидерства (Центра превосходства). Данные территории представляют собой моногорода с высоким научно-технологическим потенциалом и имеющие, как правило, узкую специализацию в единственном Центре превосходства. Часто в исследовательской литературе такие города называют – город «ядро», делая акцент на его основном признаке моногорода Города «ядра» отличает высокая степень инерции: радикальные изменения технологической специализации здесь протекают довольно медленно. Города, отличающиеся узкой специализацией, переживают периоды технологического упадка интенсивнее (с более глубоким падением уровня патентной активности), чаще и продолжительнее. Оценка технологической специализации таких городов важна для прогнозирования будущего технологического развития территории. Проблема таких городов с учетом особенность их специализации достаточно подробно изучены в работе Е. Стрельцовой [5]. В данном исследовании сделан вывод, что наиболее вероятен сценарий развития города, в котором будут создаваться и успешно развиваться предприятия использующие новые технологии близкие или связанные с направлением специализации города. И напротив, технологии, характеризующиеся низким уровнем связности, подвержены риску постепенного угасания и исчезновения.

Центры превосходства имеют различные формы. В статье авторов [4] дан подробный анализ и рассмотрена типологизация центров превосходства. В зависимости от функциональной направленности территории и поставленных правительством задач, требуется выбрать оптимальные подходы и инструменты для развития центров превосходства как базового функционального элемента экономики городов науки и высоких технологий.

Центр превосходства – это организация или структурное подразделение организации, расположенные на территории одного или нескольких муниципальных образований, обладающие высоким научно-технологическим потенциалом, состоящим из уникальных современных материально-технических, интеллектуальных, кадровых и необходимых финансовых ресурсов, деятельность которых направлена на разработку, производство и продвижение высокотехнологической продукции на глобальные рынки, обеспечение технологической независимости страны или создания значительного вклада в экономический рост Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники [4].

Развитие центра превосходства является основным драйвером развития экономики города. Для успешной работы центров превосходства в наукоемких и высокотехнологичных отраслях кроме современной исследовательской и технологической производственных баз необходимо наличие высоко профессиональных и мотивированных специалистов. В данной работе рассматриваются основные механизмы позволяющие мотивировать привлечения высокопрофессиональных специалистов с рынка труда, так и молодых специалистов.

Муниципальное образование должно иметь тенденцию развития в логике привлекательного для жизни и работы места с высоким уровнем благосостояния и возможности самореализации в различных сферах.

Основные механизмы привлечения специалистов можно разбить на несколько групп: заработная плата, доступное комфортное жилье, комфортная городская среда, сервисы столичности или агломерационные процессы, в случае если город близок к региональному центру. Схематично они представлены на рисунке 1.

 

Механизмы привлечения талантливой молодежи в города науки и высоких технологий.

Рисунок 1. Механизмы привлечения талантливой молодежи в города науки и высоких технологий.

 

В качестве главного мотивирующего фактора привлечения специалистов можно выделить высокий уровень заработной платы. Решение проблемы заработной платы в градообразующем секторе относится к компетенции базовых предприятий и не входит в данное исследование, тем не менее хотелось бы отметить, что органы местного самоуправления должны способствовать созданию особой бизнес-среды для развития и увеличения научно-технологического потенциала городов науки и высоких технологий. Не менее важным фактором является доступное комфортное жилье. Чаще всего в качестве инструментов в данном направлении используются: арендное жилье, выделяемое организацией или распределяемое по федеральной программе; льготный ипотечный кредит, с субсидируемой организацией процентной ставкой. Однако необходимо отметить, что на рынке жилья должно присутствовать необходимое количество жилых помещений, удовлетворяющее ожиданиям и требованиям специалистов по комфортности проживания. Для решения данной проблемы муниципальные органы власти должны проводить системную работу по корректировке генерального плана и выделению участков под строительство нового жилья, обеспечить их инженерной инфраструктурой и выделить земельный участок под строительство по льготной цене, что в целом позволит снизить себестоимость жилья и сделать его доступным для данной категории.

Не маловажным фактором привлечения и удержания молодых специалистов, окончивших престижные столичные вузы, должны стать сервисы столичности. Сервисы столичности – это особый набор услуг, предоставляемый населению, характерный для столичных городов (наличие баров, ресторанов, кафе, спортивных клубов, дополнительного образования и т. д.). При включенности малого города в агломерацию крупного регионального центра и транспортной доступности часть столичных сервисов могут быть получены в мегаполисе. Агломерационные процессы делают малый город наиболее привлекательным.

Пространственное развитие представляет из себя множество взаимосвязанных и концептуально интегрированных сфер. Как правило — это все сферы жизни человека, которую он проводит вне предприятия и которая ориентирована не только на самого работника, но и членов его семьи. Хотелось бы подчеркнуть очень важную сферу, часто упоминаемую молодыми специалистами в социальных опросах – это наличие мест общения по обмену и расширению профессиональных знаний. В настоящий момент, даже наличие интернета, не может заменить прямое личное общение специалистов в неформальной обстановке по повышению своих знаний в профессии или расширение их на смежных направлениях. Важное значение для принятия решения по выбору места работы играют и общественные пространства. Многие исследователи отмечают повышенный интерес, предъявляемый к пространственному развитию города со стороны высокопрофессиональных специалистов при выборе территории проживания. В работе авторов [1] подробно дан анализ существующих типов пространственного развития городов. Выбор типа города очень сильно связан со специализацией территории. В таблице 1 приведены основные типы пространственного развития городов разработанных и обоснованных учеными и исследователями.

 

Таблица 1. Типы пространственного развития городов

Направление Тип модели города
Ориентированные на качество жизни Компактный город
Постиндустриальный (сервисный) город
Удобный город
Обучающийся город
Социальный город
Базирующиеся на принципе экологичности территории Безотходный город
Биофильный город
Зеленый город (экологичный, экологически безопасный город)
Базирующиеся на принципе инновационного развития территории. Креативный город
Умный город
Энергоэффективный город
Безопасный город
Чартерный город

Оценка проблемы привлечения и удержания высококвалифицированных кадров требует определения интегрального параметра привлекательности территории. Наиболее показательными индикаторами привлекательности города являются демографические показатели динамики численности населения. К таким показателем можно отнести: показатели естественного движения населения, миграционные показатели, показатели структуры населения по возрасту и полу, показатели демографической нагрузки. Данные показатели характеризуют отношение горожан к данной территории и условиям проживания на ней. Они «голосуют» рождаемостью и миграцией. С этой целью требуется провести исследования и оценить влияние каждой группы показателей, влияющих на кадровый потенциал территории, и получить полную картину взаимосвязанных показателей. Для быстрого и оперативного анализа кадрового потенциала территории иногда достаточно проанализировать динамику численности населения, как интегральный показатель общей численности населения. Анализ других групп позволит получить детальный анализ факторов влияния. Кроме этого, динамика демографических параметров, позволяет определить фазы развития городов в среднесрочной перспективе. Рассмотрим динамику демографических показателей городов науки и высоких технологий на примере Наукоградов, ЗАТО ГК «Росатом» и ГК «Роскосмос».

Ниже приведен анализ динамики численности населения Наукоградов, ЗАТО ГК «Росатом» и ЗАТО «Роскосмос».

 

Таблица 2. Численность постоянного населения муниципальных образований, имеющих статус Наукограда (тыс. чел.)

Наукоград Субъект РФ 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
1 г. Бийск Алтайский край 205,2 203,5 204,1 203,8 203,1 201,9 200,6 199,4 183,8
2 г. Обнинск Калужская область 106,0 107,3 109,3 111,3 113,6 115,0 118,1 117,4 125,3
3 г. Дубна Московская область 73,8 74,81 75,1 75,1 75,0 75,1 75,0 74,9 74,2
4. г. Жуковский Московская область 106,8 107,5 107,8 108,4 108,9 108,1 107,9 107,5 111,2
5 г. Королев Московская область 187,2 187,8 220,9 221,1 221,7 222,9 224,5 225,8 228,0
6 г. Протвино Московская область 37,4 37,3 37,2 36,9 36,8 36,4 35,8 35,3 37,7
7 г. Пущино Московская область 21,1 21,1 21,2 21,2 21,1 20,9 20,7 20,9 19,5
8 г. Реутов Московская область 91,0 91,5 94,1 96,6 99,9 103,7 106,9 108,0 113,8
9 г. Фрязино Московская область 57,2 58,1 58,9 59,7 60,4 60,4 59,9 59,5 60,5
10 г. Черноголовка Московская область 21,6 21,7 21,9 21,7 21,6 21,3 21,0 21,2 19,5
11 пос. Кольцово Новосибирская область 13,6 14,5 14,8 15,5 15,9 16,4 17,4 17,4 20,8
12 г. Мичуринск Тамбовская область 96,8 96,6 95,8 94,7 93,6 93,3 91,6 90,7 90,4
13 г. Троицк г. Москва 43,9 47,2 50,3 53,5 60,8 60,9 61,0 61,2 65,0

Источник: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики

 

Как показывает данная таблица происходит снижение численности в городах Бийск, Пущино, Черноголовка, Мичуринск. Бийск и Мичуринск являются городами «ядрами» в которых отсутствуют столичные сервисы, и они далеки от региональных центров, также нет развития экономического ядра территории. Пушкино, Черноголовка входят в московскую агломерацию, главной причиной оттока населения является снижение активности экономического ядра и пониженной городской среды по сравнению с Москвой. Показывают стабильность численности населения города: Дубна, Протвино. Это характерно для городов со стабильной экономикой и удовлетворительными условиями жизни. Наблюдается устойчивый рост в городах Обнинск, Жуковский, Королев, Реутов, Фрязино, Кольцово, Троицк. В данных городах происходит развитие базовых предприятий и сектора малого бизнеса, близость к столице, доступность жилья и комфортность городской среды добавляют привлекательность территориям.

 

Таблица 3. Численность постоянного населения муниципальных образований, имеющих статус ЗАТО ГК «Росатом» (тыс. чел.)

ЗАТО Субъект РФ 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
1. Железногорск Красноярский край 84,9 84,9 84,8 84,5 84,1 83,8 83,3 82,5 81,9
2. Зеленогорск Красноярский край 65,0 64,3 63,3 62,6 62,4 62,2 61,9 61,6 61,8
3. Саров Нижегородская область 93,4 94,0 94,4 94,4 95,0 95,3 95,4 96,0 96,4
4. Заречный Пензенская область 63,8 64,0 64,4 64,8 64,9 65,1 65,1 65,5 65,4
5. Лесной Свердловская область 49,6 49,4 49,3 49,1 49,1 49,0 49,0 49,2 49,2
6. Новоуральск Свердловская область 83,6 83,1 82,6 81,8 81,5 81,2 80,7 80,3 79,6
7. Северск Томская область 109,5 108,9 108,4 108,1 107,9 107,4 107,0 106,5 105,8
8. Озерск Челябинская область 81,0 80,5 80,0 79,5 79,2 79,0 78,8 78,4 78,1
9. Снежинск Челябинская область 49,1 49,4 49,7 50,3 50,7 51,0 51,4 51,7 51,9
10. Трехгорный Челябинская область 33,0 32,7 32,5 32,5 32,3 32,7 32,6 32,6 32,4

Источник: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики

 

Среди городов ЗАТО ГК «Росатом» наблюдается снижение численности в городах Железногорск, Зеленогорск, Новоуральск, Северск, Озерск это прежде всего связано со снижением экономической активности градообразующего сектора и отсутствии активного малого бизнеса. Также на снижение численности влияет высокий уровень образования среди школьников, что приводит к оттоку молодежи из городов и отсутствием положительной миграции на территорию. Города стареют.

Достаточно стабильная численность городов Трехгорный, Лесной свидетельствует о высокой экономической активности и стабильности в экономическом секторе городов.

В городах Саров, Заречный, Снежинск наблюдается увеличение численности населения за счет увеличения активности работы в градообразующем секторе и притоке молодых специалистов из вне. Проблемы данных городов удержать специалистов создав улучшенные условия проживания на территории.

 

Таблица 4. Численность постоянного населения муниципальных образований, имеющих статус ЗАТО ГК «Роскосмос» (тыс. чел.)

ЗАТО Субъект РФ 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
1 г. Циолковский Амурская область 5,9 6,1 6,2 6,3 6,5 6,5 6,7 7,1 7,1
2 г. Звездный городок Московская область 6,0 5,8 5,7 5,6 5,5 5,4 5,3 5,3 7,7

Источник: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики

 

В городах ЗАТО ГК «Роскосмос» наблюдается тенденция на увеличение численности, что свидетельствует об высокой активности данных территорий.

Анализ данных в приведенных таблицах показывает то, что города находятся в различных фазах жизненного цикла. В ряде городов наблюдается рост численности, а в других спад. Города имеют следующие стадии:

  • зрелости: Дубна, Жуковский, Протвино, Лесной, Трехгорный.
  • развития: Обнинск, Королев, Реутов, Фрязино, пос. Кольцово Троицк, Саров, Заречный, Снежинск, Циолковский, Звездный городок;
  • спад: Бийск, Пушкино, Черноголовка, Мичуринск, Железногорск, Зеленогорск, Новоуральск, Северск, Озерск.

Исследования, проводившиеся в ЗАТО Железногорск на протяжении более 10 лет по оценке мер и условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи на территории города сгруппированы и представлены в таблице 5. Данные исследования в большей мере отражают пожелания молодежи во всех городах науки и высоких технологий и разбиты на следующие категории: сервисы по улучшению пространственной среды, сервисы по развитию бизнес-среды и агломерационные мероприятия.

 

Таблица 5. Перечень необходимых сервисов для удержания талантливой научной молодежи по итогам сессии стратегического планирования в ЗАТО Железногорск

Сервис Описание
Мероприятия по развитию бизнес-среды
1 Бизнес-среда: эффективное использование муниципального имущества Свободные муниципальные здания приводятся в соответствие с современными стандартами и потребностями арендаторов (исходя из предполагаемой сферы деятельности и запроса потребителей). Предоставляются с около нулевой ставкой аренды предпринимателям, НКО и любым другим желающим
2 Бизнес-среда: создание логистического центра Организация ЖД тупика и складских помещений для оптимизации логистики доставки товаров народного потребления для МСП и градообразующих предприятий
3 Бизнес-среда: создание упрощенной системы получения в аренду участков и помещений для малого бизнеса. Создание системы, максимально упрощающей и сокращающей процедуру оформления участков и помещений
4 Бизнес-среда: строительство постоянно действующего (крытого) рынка для местных сельхозпроизводителей и дачников – эко продукты для населения от населения. Строительство (реконструкция) постоянно действующего объекта для продажи местной продукции
5 Бизнес-среда: организация единой биржи муниципальных контрактов и «мелких» контрактов для поставщиков градообразующего сектора Простая и технологичная платформа контрактации для так называемых мелких закупок
Столичные сервисы
6 Столичные сервисы: отели, соответствующий современным стандартам. Строительство современных зданий, которые позволят с комфортом размещать гостей города (в том числе семьи проживающих здесь сотрудников предприятий) реновация имеющихся зданий в соответствии с современными стандартами качества
7 Столичные сервисы: развитая современная сеть общественного питания. Развитая система общепита (от веганских кафе до ирландских баров, на разных вкус), кофейни, где можно общаться и работать. Всепогодные общественные пространства для совместной деятельности и творчества. Упрощенные условия для организации такого досуга.
Агломерационные мероприятия
8 Агломерационные процессы: Организация ЖД сообщение между Железногорском – Красноярск. Создание условий для удобного железнодорожного сообщения: скоростная электричка от Железногорска до Красноярска.
9 Агломерационные процессы: Организация удобного автобусного сообщения Железногорск – Красноярск, комфортный городской транспорт. Строительство современного автовокзала; новые автобусы (микроавтобусы); цифровые сервисы приобретении, обмена, сдачи билетов (приложение); остановки комфорт-класса; система цифрового обслуживания
Мероприятия по развитию пространственной среды
10 Доступное комфортное жилье. Строительство современного коттеджного поселка, реновация имеющегося жилого фонда, придание ему современного облика с сохранением исторической аутентичности
11 Общественные пространства: сохранение городской идентичности Поддержание исторической атмосферы с современным колоритом, которая вызывает желание чаще посещать место и жить в городе, реставрация зданий в историческом центре города
12 Культурная среда: обеспечение возможности культурного досуга и культурного разнообразия. Создание пространства, позволяющего проводить культурные мероприятия по современным стандартам.
13 Спортивная среда: создание условий для занятий спортом и физкультурой. Строительство комплексного спортивного центра (бассейн, тренажерный зал, зал для легкой атлетики, залы для игровых видов), а также комплекса зимних видов спорта (лыжные и горнолыжные трассы, прокат, фуд-корт, душевые и т.п.), аквапарка
14 Транспортная доступность: создание условий для комфортного перемещения по городу и ответа на запрос населения на здоровый образ жизни. Вело-пешеходная транспортная система — тротуары для пешего перемещения и дорожки для велосипедистов, самокатчиков, исполненные по современным стандартам.
15 Образовательная среда: создание современной образовательной среды. Создание современной образовательной среды, внешний вид и техническое оснащение которой соответствует современным требованиям и запросам потребителей
16 Медицинское обслуживание: создание современного центр медицинских услуг. Широкий спектр услуг: от профилактики заболеваний до точной диагностики, эффективного терапевтического и хирургического лечения и качественной реабилитации. Необходимые характеристики: единая электронная карта, связь с другими медцентрами страны (более высокого уровня) (может быть, филиал одного из центральных).

Источник: составлено автором

 

Из представленного материала можно сделать вывод о том, что возможность получения интересной работы, реализация профессионального лифта и получения высокой заработной платы относятся на второй план, а на первый план выходят потребности, связанные с недостатком или качеством услуг в рамках городского социокультурного пространства.

 

Выводы

Развитие городов науки и высоких технологий неразрывно связано с поддержанием высокого уровня человеческого капитала на территории города или муниципального образования. Научным организациям совместно с органами власти необходимо скоординировать свои усилия и создать условия для привлечения и закрепления талантливой высоко профессиональной молодежи на территории города.

Как показывают проведенные социологические исследования, кроме достижения экономических показателей для устойчивого развития территории и закрепления научных кадров необходимо выполнение ряда условий:

  • на территории города должен функционировать современный центр научно-технологического лидерства, удовлетворяющий научным и профессиональным запросам молодых ученых, и обеспечивающий тренд на развитие;
  • оплата в центре научно-технологического лидерства должна быть соответствующая ожиданиям молодых ученых;
  • в муниципальном образовании должны быть свободное жилье, удовлетворяющее запросам по комфортности и доступности оплаты молодых ученых;
  • городская социокультурная среда должна позволять реализовываться всем вне научным интересам молодых ученых и их семьям;
  • зарубежный и советский опыт предполагает наличие и развития на территории муниципального образования особой профессиональной среды для обмена знаниями и опытом.

В зависимости от амбициозности поставленной задачи перед городом необходимо построить соответствующую модель устойчивого развития города. С этой целью требуется оценить состояние каждой территории и определить ожидания талантливой молодежи, и лишь затем формировать модель развития.

Как показывает данное исследование часть городов науки и высокотехнологического производства находится на этапе спада. При условии активного развития центров научно-технологического лидерства это характерно для неудовлетворенности условиям проживания на данных территориях. Городским органам власти совместно с руководством центров превосходства необходимо установить причины и факторы, оказывающие отрицательную динамику постоянно проживающего населения и разработать меры по устранению данных причин.

 

Литература

  1. Белякова, Г.Я. Формирование модели устойчивого развития городов науки и высокотехнологического производства / Г.Я. Белякова, С.Д. Проскурнин // Первый экономический журнал, 2023. -№ 1(331). – C. 26-40.
  2. Закон Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-I «О закрытом административно-территориальном образовании» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 1992 г. — № 33. — ст. 1915.
  3. Официальный сайт международного британского агентства Savills // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.savills.com/research_articles/255800/311312-0.01 Латкин, Б. Каким будет технополис будущего?, 2018.- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vc.ru/future/49533-kakim-budet-tehnopolis-budushchego?ysclid=l7nc5ucpgw68585416.
  4. Проскурнин, С.Д. Центр превосходства — базовый элемент управления инновационным развитием // Социальные и экономические системы. Экономика, 2022. — № 6–4(33). – С.141-163.
  5. Стрельцова, Е. Российские технограды: технологические профили городов / Е. Стрельцова, Г. Кузьмин // Форсайт, 2019.- Т. 13.- № 3. – С. 41-49.
  6. Федеральный закон от 07.04.1999 №70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999. -№ 5.-ст. 1750.

Referenses

  1. Belyakova, G.Ya. Formation of a model of sustainable development of cities of science and high-tech production [Formirovaniye modeli ustoychivogo razvitiya gorodov nauki i vysokotekhnologicheskogo proizvodstva]/ G.Ya. Belyakova, S.D. Proskurnin // The First Economic Journal, 2023. -№ 1(331). – C. 26-40.
  2. Law of the Russian Federation No. 3297-I of 14.07.1992 «On a closed administrative-territorial entity» [Zakon Rossiyskoy Federatsii ot 14.07.1992 № 3297-I «O zakrytom administrativno-territorial’nom obrazovanii»]// Vedomosti of the Congress of People’s Deputies of the Russian Federation and the Supreme Council of the Russian Federation of 1992 — No. 33. — Article 1915.
  3. The official website of the international British agency Savills [Ofitsial’nyy sayt mezhdunarodnogo britanskogo agentstva Savills]// [Electronic resource]. — Access mode: https://www.savills.com/research_articles/255800/311312-0.01 Latkin, B. What will be the technopolis of the future?, 2018. — [Electronic resource]. – Access mode: https://vc.ru/future/49533-kakim-budet-tehnopolis-budushchego?ysclid=l7nc5ucpgw68585416.
  4. Proskurnin, S.D. Center of Excellence — a basic element of innovative development management [Tsentr prevoskhodstva — bazovyy element upravleniya innovatsionnym razvitiyem]// Social and Economic Systems. Economy, 2022. — № 6-4(33). – Pp.141-163.
  5. Streltsova, E. Russian technogrades: technological profiles of cities [Rossiyskiye tekhnogrady: tekhnologicheskiye profili gorodov]/ E. Streltsova, G. Kuzmin // Foresight, 2019.- Vol. 13.- No. 3. – pp. 41-49.
  6. Federal Law No. 70-FZ of 07.04.1999 «On the status of the Science City of the Russian Federation» [Federal’nyy zakon ot 07.04.1999 №70-FZ «O statuse naukograda Rossiyskoy Federatsii»]// Collection of Legislation of the Russian Federation, 1999. -No. 5.-Article 1750.

Еще в рубриках

Регионы России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *