Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №2 (62), 2020

Интеллектуальная собственность в системе стратегического планирования региона

Intellectual property in the strategic planning system of the region

Авторы


доктор социологических наук, главный научный сотрудник
Россия, Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС)
ivanovamg@rupto.ru


кандидат технических наук, заместитель заведующего отделом
Россия, Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС)
alexadmi@mail.ru


главный специалист
Россия, Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС)
m312276@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматриваются тема позиционирования интеллектуальной собственности в системе стратегического планирования шести субъектов Российской Федерации: Установлено, что отдельный программный документ по развитию сферы интеллектуальной собственности принят только в одном субъекте. В остальных стратегическое видение и индикаторы развития сферы обозначены на уровне раздела или отдельной задачи комплексного документа. Отмечается необходимость соотнесения планирования развития интеллектуальной собственности с Национальными программами и ОНДП

Ключевые слова

Развитие регионов, региональный рынок интеллектуальной собственности, интеллектуальная собственность, патентная активность, стратегическое планирование, процедура оценки регулирующего воздействия

Финасирование

Статья подготовлена на основе научных исследований, выполненных в соответствии с тематическим планом НИР Федерального института промышленной собственности по теме 1-ЭП-2020 «Совершенствование управления интеллектуальной собственностью в регионах»

Рекомендуемая ссылка
Иванова Марина Германовна , Александрова Анна Владимировна , Аникеева Марина Юрьевна
Интеллектуальная собственность в системе стратегического планирования региона// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (62). Номер статьи: 6222. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6222/
Authors

Ivanova Marina Germanovna
Doctor of Sociology, Chief Researcher
Russia, Federal Institute of Industrial Property (FIPS)
ivanovamg@rupto.ru

Aleksandrova Anna Vladimirovna
Candidate of Technical Sciences, Deputy Head of Department
Russia, Federal Institute of Industrial Property (FIPS)
alexadmi@mail.ru

Anikeeva Marina Yurievna
Chief Specialist
Russia, Federal Institute of Industrial Property (FIPS)
m312276@yandex.ru

Abstract

The article discusses the topic of positioning intellectual property in the strategic planning system of six constituent entities of the Russian Federation: It is established that a separate program document on the development of the sphere of intellectual property was adopted in only one constituent entity. In the rest, the strategic vision and indicators for the development of the sphere are indicated at the level of a section or an individual task of a complex document. The necessity of correlation of intellectual property development planning with the National Programs and the People's Democratic Party is noted.

Keywords

Regional development, regional intellectual property market, intellectual property, patent activity, strategic planning, regulatory impact assessment procedure

Project finance

The article was prepared on the basis of scientific research carried out in accordance with the thematic plan of research of the Federal Institute of Industrial Property on topic 1-EP-2020 "Improving the management of intellectual property in the regions"

Suggested Citation
Ivanova Marina Germanovna , Aleksandrova Anna Vladimirovna , Anikeeva Marina Yurievna
Intellectual property in the strategic planning system of the region. Regional economy and management: electronic scientific journal. №2 (62). Art. #6222. Date issued: 2020-06-30. Available at: https://eee-region.ru/article/6222/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Формируемая в России модель экономического роста с опорой на программно-целевой  подход в государственном управлении, предполагает трансляцию национальных целей и конкретизацию механизмов их достижения  на региональный уровень [1;2].

Многочисленные  исследования убедительно свидетельствует о проблеме недостаточной согласованности в системе целей национального и регионального развития, а также разбалансированности экономических показателей. Постановка задачи такова, что основные цели и инструменты политики регионального развития необходимо не только ориентировать на специфику региона, но и органично вписать в систему стратегического планирования [3;4].

В мировой практике действенным инструментом эффективного регулирования государственной политики является процедура оценки регулирующего воздействия (ОРВ). Суть данной процедуры состоит в проведении открытых консультаций по проекту нормативного правового акта с участием предпринимателей, деловых ассоциаций, профессиональных экспертов. Такой подход позволяет органу публичной власти совместно с экспертами проанализировать проблему и цели правового регулирования, сформировать измеримые индикаторы достижения целей, провести анализ издержек для исполнения требований нормативных правовых актов [5].

На данный момент ОРВ внедрена во всех субъектах Российской Федерации. Только в 2019 году на региональном уровне было подготовлено 4691 заключение об ОРВ, на муниципальном – 10 496 заключений [6].

Интеллектуальная собственность (ИС) за последнее десятилетие стала одним из наиболее значимых сфер, обеспечивающих технологическое, экономическое, социальное и культурное развитие, как отдельных стран, так и мировой системы в целом. Всё большее число стран рассматривает её в качестве самостоятельного объекта стратегического планирования [7].

Доминанты развития сферы интеллектуальной собственности России обозначены в «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года», и  подробно рассмотрены автором работы [8].

Выполнение обязательств по выходу России на пятое место в мире по числу заявок в ключевых областях научно-технологического развития, достижение показателя в 4000 международных PCT- заявок ежегодно, обеспечение не менее 300 зарегистрированных наименований мест происхождения товаров (НМПТ), достижение показателей экспорта ИС в 2024 в объеме 1,40 млрд. долл. США требует активного вовлечения в этот процесс всех субъектов Российской Федерации.

Тема позиционирования задач развития сферы ИС в нормативно-правовых и стратегических документах  субъектов Российской Федерации ранее  не находилась в фокусе внимания региональных органов власти и научного сообщества. Результаты анализа научных трудов свидетельствуют о том, что многие теоретические и прикладные аспекты управления интеллектуальной собственностью рассматриваются либо на макроуровне, либо на уровне хозяйствующих субъектов (предприятий, компаний, корпораций). На региональном уровне данные вопросы остаются недостаточно изученными, дискуссионными.

Цель данного исследования состояла в изучении практики  позиционирования задач развития сферы ИС в нормативно-правовых и стратегических документах  субъектов Российской Федерации. Исследование проводилось на базе Федерального института интеллектуальной собственности в рамках разработки темы НИР 1-ЭП-2020 «Совершенствование управления интеллектуальной собственностью в регионах».

 

Результаты исследования

Российская Федерация имеет существенный научно-технологический потенциал и входит в десятку стран-лидеров по патентной активности в мире. Тем не менее, наблюдается её существенное отставание от ведущих игроков таких как Китай, США, Япония.

Количественный анализ поданных заявок показывает, что последние несколько лет в Российской Федерации наблюдается  снижение  интереса заявителей к патентованию изобретений, и его увеличение в направлении регистрации права на средства индивидуализации.

На рис. 1 представлена динамика подачи заявок  в Роспатент по изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, товарным знакам с 2015 по 2019 гг.

 

Количество поданных заявок по изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, товарным знакам в России с 2015 по 2019 гг.

Рисунок 1. Количество поданных заявок по изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, товарным знакам в России с 2015 по 2019 гг. [9]

 

По прогнозу экспертов WIPO, на горизонте 2025 года роль интеллектуальной собственности и цифровой инфраструктуры оборота интеллектуальных прав станет ключевым фактором, определяющим рост национальных экономик. Предпосылки для этого созданы развитием глобальных цифровых сетей, более 70% трафика которых составляет движение объектов интеллектуальной собственности. Уже сейчас, доминирование на высокотехнологичных рынках принимает форму экономической экспансии [10].

Руководство в вопросах разработки политики регулирования интеллектуальной собственности содержится в «Рекомендациях по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в субъекте Российской Федерации» (Рекомендации), утвержденных поручением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2018 г. № МА-П8-7190. Рекомендации основаны на лучших практиках управления правами на РИД и направлены на совершенствование обеспечение трансфера технологий, стимулирование изобретательской активности [11].

Продвижение Рекомендаций происходит в формате трёхстороннего сотрудничества Регион – Минэкономразвития — Роспатент. Данный формат предполагает тесное взаимодействие уполномоченных лиц со стороны региональных органов власти, экспертов Минэкономразвития в вопросах социально-экономического развития и экспертов по управлению интеллектуальной собственностью от Роспатента

Став подписантами трехстороннего соглашения, администрации регионов берут на себя обязательства по формированию стратегического видения и закреплению целевых показателей сферы ИС. Эксперты Роспатента и Минэкономразвития берут на себя функции методологического и информационного содействия в разработке индикаторов и инструментов поддержки. Роспатентом и Минэкономразвития определен состав показателей сферы ИС который следует рассматривать в прогнозных значениях на 5 лет:

  • Коэффициент изобретательской активности региона (Киа);
  • Общее число заявок за год на изобретения и полезные модели, поступившие в Роспатент от заявителей из субъекта Российской Федерации;
  • Количество полученных патентов за год (изобретения, полезные модели, промышленные образцы);
  • Доля заявок на изобретения, поданных по процедуре PCT от общего числа заявок;
  • Количество региональных брендов (зарегистрированных в качестве наименования места происхождения товаров, товарного знака);
  • Количество случаев распоряжения исключительными правами на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения правообладателями которого являются физические, юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в субъекте Российской Федерации, по договорам (договор отчуждения, лицензионный договор).

Оценка достижений значений вышеуказанных показателей в последующем выступит мерой эффективности региональной политики при процедуре ОРВ.

В целях мониторинга реализации Рекомендаций, а также выявления проблем при реализации Рекомендаций, Минэкономразвития  было принято решение о выборе пилотных регионов, с которыми были заключены трехсторонние соглашения. В 2019 г. трехсторонние соглашения подписаны с Республикой Татарстан, Карачаево-Черкесской республикой, Тамбовской, Воронежской, Вологодской, Ульяновской и Омской областями.

Перечисленные регионы имеют разный социально-экономический потенциал, разный инновационный уровень, вследствие чего и отличные стартовые позиции в вопросе развития интеллектуальной собственности.

Как следует из данных таблицы 1, в 2019 году наибольшее значение Киа у Республики Татарстан (1,95) и Воронежской области (1,85) . Наибольший прирост рассматриваемого показателя за последний год имеет  Ульяновская область -19%. Общее число заявок на изобретения и полезные модели в 2019 году увеличилось у четырех регионов и снизилось в Вологодской и Воронежской областях.

В пяти субъектах  зарегистрированы НМПТ на минеральную воду. В Воронежской области – на продукты питания. В Вологодской области, кроме минеральной воды и вологодского масла, зарегистрировано 4 НМПТ товаров народно-художественного промысла.

 

Таблица 1. Показатели патентной активности регионов, заключивших трехстороннее соглашение

Наименование показателя Наименование региона
Республика Татарстан Тамбовская область Вологодская область Воронежская область Омская область Ульяновская область
2018 2019 2018 2019 2018 2019 2018 2019 2018 2019 2018 2019
Коэффициент изобретательской активности региона (с учетом ПМ) 3,02 3,03 0,92 1,12 1,08 1,21 2,63 2,41 1,83 1,72 2,53 2,86
Общее число заявок за год на изобретения и полезные модели, поступившие в Роспатент от заявителей из субъекта Российской Федерации 1177 1183 95 114 127 141 613 562 359 335 315 354
изобретения 726 760 80 80 77 70 471 424 216 219 112 147
полезные модели 451 423 15 34 50 71 142 138 143 116 203 207
Количество полученных патентов за год, единиц 1167 1179 109 122 123 129 580 672 386 373 382 403
изобретения 668 702 82 93 66 68 454 503 217 227 110 156
полезные модели 410 391 21 27 35 51 115 131 130 126 246 196
промышленные образцы 89 86 6 2 22 10 11 38 39 20 26 51
Доля заявок на изобретения, поданных по процедуре PCT от общего числа заявок, процент 1,65 1,71 0 1,25 2,53 1,43 0,63 3,07 3,57 4,57 4,3 3,4
Количество региональных брендов (зарегистрированных в качестве НМПТ, товарного знака), единиц 0 0 0 0 0 0 2 0 1 0 0 0

 

Важным показателем инновационности и развития рынка интеллектуальной собственности является количество случаев распоряжения исключительными правами. Показатели оборота прав в регионах, заключивших трехстороннее соглашение приведены на рис. 2 и рис 3.

 

Количество зарегистрированных договоров отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, 2018-2019гг.

Рисунок 2.- Количество зарегистрированных договоров отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, 2018-2019гг.

 

Количество лицензионных договоров по предоставлению права использования  исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, 2018-2019гг.

Рисунок 3. Количество лицензионных договоров по предоставлению права использования  исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, 2018-2019гг.

 

Стремление регионов к повышению своей конкурентоспособности подталкивает региональные администрации к принятию решений по созданию собственных систем управления интеллектуальной собственностью. Республика Татарстан стала первым регионом в Российской Федерации, в которой реализуется с 2013 года региональная программа развития рынка интеллектуальной собственности [12]. Вопросы развития сферы интеллектуальной собственности включены в подпрограмму «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2016-2021 годы» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014-2024 годы». Имеется четкое понимание стратегической цели: «Формирование действенного механизма получения экономических преимуществ от научно-технической, инновационной и производственной деятельности, повышение конкурентоспособности республиканских товаропроизводителей на отечественном и зарубежном рынках за счет эффективного управления интеллектуальной собственностью». Задачи развития сферы интеллектуальной собственности имеют обоснованные индикаторы. Для решения задач предусмотрено финансирование как из бюджета Республики Татарстан, так и внебюджетных источников. Перспективным решением по развитию инфраструктуры является создание республиканского центра трансфера технологий.

Особо хотелось бы отметить, что в документе уделено внимание и региональным брендам, которые являются серьезным ресурсом для развития экономики субъектов, однако уже в этом году появится новый объект – географические указания, который также надо будет предусмотреть в программах развития.

В таблице 3 обобщена информация об уровне постановки задач по развитию сферы ИС нормативно-правовом документе региона, содержащего целевые ориентиры и индикаторы развития ИС для регионов участников трехстороннего соглашения.

 

Таблица 3. Уровень документа по развитию сферы ИС

Наименование региона Уровень постановки задачи по развитию сферы интеллектуальной собственности
Республика Татарстан Подпрограмма «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2016-2021 годы» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014-2024 годы»
Тамбовская область Задача в Подпрограмме «Стимулирование инноваций» государственной программы Тамбовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика»
План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области до 2035 года
Вологодская область Паспорт регионального стратегического проекта «Интеллектуальная собственность»
Подпрограмма «Наука и инновации в Вологодской области» государственной программы «Экономическое развитие Вологодской области на 2014-2020 гг.»
Воронежская область Закон Воронежской области «О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года»
Постановление правительства Воронежской области «О плане мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года»
Омская область Постановление правительства Омской области «Об утверждении государственной программы Омской области «Развитие промышленности в Омской области»
Ульяновская область Постановление Ульяновской области «Об утверждении государственной программы «Научно-технологическое развитие в Ульяновской области» на 2020-2024 годы»

 

Задача  развития сферы интеллектуальной собственности в «Плане мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области до 2035 года», раскрывается через рост полученных патентов. Кроме этого, в разделе «Экспорт услуг» в качестве одного из ожидаемых индикаторов указан объем платы за пользование интеллектуальной собственностью и экспорта деловых услуг. Формулировку стратегического видения развития сферы интеллектуальной собственности документ не содержит. Показатели развития сферы интеллектуальной собственности, определенные Соглашением в документе отражены частично.

В плене мероприятий не заложены задачи:

  • по разработке нормативно-методических документов управления правами на РИД ;
  • по формированию культуры патентования и продвижения интеллектуальной собственности;
  • по разработке и продвижению региональных брендов.

Стратегическое видение сферы интеллектуальной собственности Вологодской области: «Содействие развитию рынка интеллектуальной собственности на территории области». Дорожной картой предусмотрен  комплекс мероприятий по управлению правами на РИД и средства индивидуализации на уровне Региона. Ожидаемый результат – темп роста числа выданных патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы (в среднем 4% в год).

Текст документов Воронежской области содержит  глубокий анализ текущего состояние сферы интеллектуальной собственности. Следует отметить четкую формулировку цели: «Создание условий для развития сферы интеллектуальной собственности, формирование системы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». В соответствии с целью раскрываются ключевые задачи Также присутствуют принципы формирования системой управления и распоряжения правами на объекты интеллектуальной собственности.

Новая редакция Государственной программы Омской области «Развитие промышленности в Омской области на период 2014-2023 гг.» содержит упоминание о развитии интеллектуальной собственности: «Цель государственной программы: «Повышение конкурентоспособности и экономической устойчивости промышленного комплекса Омской области, создание условий для развития науки, научно-технической деятельности, инноваций и развития интеллектуальной собственности в Омской области». Цель конкретизируется через решение  задачи: «Содействие развитию рынка технологий, внедрение в производство и в сферу услуг результатов научной и научно-технической деятельности, выпуску наукоемкой продукции, обеспечивающей экономический рост Омской области, а также содействие в защите прав результатов интеллектуальной деятельности образовательных организаций высшего образования, научных организаций и промышленных предприятий Омской области, занимающихся научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками».

Ульяновская область, являясь одним из крупнейших промышленных центров России, определяет курс развитие региона через «осуществление прорывного научно-технологического развития за счёт эффективного использования интеллектуального капитала Ульяновской области, повышения производительности труда и совершенствования системы технологического предпринимательства». Государственная программа Ульяновской области» В качестве результата реализации государственной программы ожидается увеличение числа заявок на изобретения и полезные модели с темпом роста 2% в год.

Возвращаясь к теме оценки регулирующего воздействия, отметим, что проведение публичных обсуждений проектируемых путей развития интеллектуальной собственности выступает эффективным средством профессиональной оценки рисков, повышения качества проектируемых правовых норм и способом обеспечения обратной связи между регулирующими органами и институтами гражданского обществ [13;14].

 

Выводы

Сфокусированность региональной политики  на вопросах управления интеллектуальной собственностью обусловлено её возрастающей ролью интеллектуальной собственностью в мировых цепочках добавленной стоимости и формированием конкурентных условий для региональных товаров и услуг. Региональный рынок интеллектуальной собственности не замыкается в отдельно взятом регионе, это глубоко интегрированная как в межрегиональное, так и в международное сообщество система.

Вынесения вопроса развития интеллектуальной сферы на стратегический уровень это новая и актуальная задача для региональных властей.

Исследование темы позиционирования интеллектуальной собственности в шести субъектах Российской Федерации показало, что отдельный программный документ по рассматриваемой области  в настоящее время принят  только в Республике Татарстан. В остальных субъектах стратегическое видение и индикаторы развития сферы  обозначены на уровне раздела или отдельной задачи комплексного документа.

Выстраивая систему стратегического планирования в регионе необходимо соотносить  планирование развития интеллектуальной собственности с Национальными программами и Основными направлениями деятельности Правительства.

Важным шагом в развитии института интеллектуальной собственности в Российской Федерации является углубление сотрудничества между регионом, Минэкономразвития России и Роспатентом в формате трехстороннего соглашения.

Направления дальнейших исследований авторы видят в рассмотрении инструментария управления интеллектуальной собственностью на уровне региона.

 

Список литературы

  1. Мау В.А. Национальные цели и модель экономического роста: Новое в социально-экономической политике России в 2018-2019 гг.// Вопросы экономики. 2019. № 3. С. 5-28.
  2. Клейнер Г. Б., Рыбачук М. А. Системная сбалансированность экономики России. Региональный разрез // Экономика региона. — 2019. — Т. 15, вып. 2. — С. 309-323
  3. Золотарева А.Б., Соколов И.А. Проблемы и пути совершенствования системы стратегического планирования в России//Экономическая политика. 2018. Т. 13. № 5. С. 8-23.
  4. Новоселов А.С., Фалеев А.В. Проблемы оценки показателей стратегического планирования социально-экономического развития региона//Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2020. № 1 (61). C.01. URL: https://eee-region.ru/article/6101/( дата обращения 21.05.2020)
  5. Дидикин А. Б. Оценка регулирующего воздействия как инструмент профессиональной оценки рисков и повышения качества российского законодательства // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2018. №4. С. 136—143
  6. Оценка регулирующего воздействия. URL:https://www.economy.gov.ru/material/directions/investicionnaya_deyatelnost/investklimat/ocenka_reguliruyushchego_vozdeystviya/ (дата обращения 20.04.2020)
  7. Иванова М.Г., Александрова А.В. Сфера интеллектуальной собственности как самостоятельный объект стратегического планирования //Контроллинг. 2019. № 4 (74). С. 14-21.
  8. Ивлиев Г. Развитие сферы интеллектуальной собственности в свете «Основных направлений деятельности правительства РФ до 2024г»//  Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. — 2019. — № 3. — С. 5-16. 
  9. Годовые отчеты Роспатента. URL: https://rupto.ru/ru/about/reports (дата обращения 11.04.2020)
  10. Суконкин А.В. Экономическая безопасность России в зеркале патентной статистики// Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2019. № S. С. 23-30.
  11. Рекомендаций по управления правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в субъекте Российской Федерации (утв. поручением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2018 г. № МА-П8-7190,) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312689/ (дата обращения 19.05.2020)
  12. Салимов Р.И., Королева Е.В. Моделирование социально-экономических систем на основе принципа экономического рывка//Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2019. № S. С. 33-40.
  13. Гоманова Т.К., Башпакова К.М. Совершенствование методики оценки эффективности государственных программ: региональный аспект//Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2018. № 3 (55). С. 10. Номер статьи: 5510. URL: https://eee-region.ru/article/5510/
  14. Кондрашева Н.Н., Александрова А.В. Инновационная среда как базовый элемент экономики знаний//Глобальный научный потенциал. 2019. № 4 (97). С. 179-181.

 

References

  1. Mau V.A.National goals and the model of economic growth: New in the socio-economic policy of Russia in 2018-2019 [Natsional’nyye tseli i model’ ekonomicheskogo rosta: Novoye v sotsial’no-ekonomicheskoy politike Rossii v 2018-2019 gg.]// Issues of Economics. 2019.No 3.pp. 5-28.
  2. Kleyner G. B., Rybachuk M. A. Systemic balance of the Russian economy. Regional section [Sistemnaya sbalansirovannost’ ekonomiki Rossii. Regional’nyy razrez]// Economy of the region. — 2019 .— T. 15, no. 2. — pp. 309-323
  3. Zolotareva A.B., Sokolov I.A. Problems and ways to improve the strategic planning system in Russia [Problemy i puti sovershenstvovaniya sistemy strategicheskogo planirovaniya v Rossii]// Economic policy. 2018.Vol. 13. No. 5.pp. 8-23.
  4. Novoselov A.S., Faleyev A.V. Problems of evaluating the indicators of strategic planning of the socio-economic development of the region [Problemy otsenki pokazateley strategicheskogo planirovaniya sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya regiona]// Regional Economics and Management: Electronic Scientific Journal. 2020. No. 1 (61). p.01. URL: https://eee-region.ru/article/6101/ (accessed 05.21.2020)
  5. Didikin A. B. Assessment of regulatory impact as a tool for professional risk assessment and improving the quality of Russian legislation [Otsenka reguliruyushchego vozdeystviya kak instrument professional’noy otsenki riskov i povysheniya kachestva rossiyskogo zakonodatel’stva]// Bulletin of the University named after O. E. Kutafin. 2018. No4. pp. 136-143
  6. Assessment of regulatory impact [Otsenka reguliruyushchego vozdeystviya]. URL: https: //www.economy.gov.ru/material/directions/investicionnaya_deyatelnost/investklimat/ocenka_reguliruyushchego_vozdeystviya/ (accessed 04/20/2020)
  7. Ivanova M.G., Aleksandrova A.V. The sphere of intellectual property as an independent object of strategic planning [Sfera intellektual’noy sobstvennosti kak samostoyatel’nyy ob»yekt strategicheskogo planirovaniya]// Controlling. 2019.No 4 (74). pp. 14-21.
  8. Ivliyev G. Development of the sphere of intellectual property in the light of «The main directions of the government of the Russian Federation until 2024» [Razvitiye sfery intellektual’noy sobstvennosti v svete «Osnovnykh napravleniy deyatel’nosti pravitel’stva RF do 2024g»]// Intellectual property. Industrial property. — 2019 .— No. 3. — pp. 5-16.
  9. Annual reports of Rospatent [Godovyye otchety Rospatenta]. URL: https://rupto.ru/ru/about/reports (date of access 11.04.2020)
  10. Sukonkin A.V. Economic security of Russia in the mirror of patent statistics [Ekonomicheskaya bezopasnost’ Rossii v zerkale patentnoy statistiki]// Intellectual property. Industrial property. 2019.No S. pp. 23-30.
  11. Recommendations on the management of rights to the results of intellectual activity and means of individualization in the subject of the Russian Federation [Rekomendatsiy po upravleniya pravami na rezul’taty intellektual’noy deyatel’nosti i sredstva individualizatsii v sub»yekte Rossiyskoy Federatsii] (approved by order of the Government of the Russian Federation of October 22, 2018 No. MA-P8-7190,) URL: http://www.consultant.ru/ document / cons_doc_LAW_312689 / (accessed 05.19.2020)
  12. Salimov R.I., Koroleva Ye.V. Modeling of socio-economic systems based on the principle of economic breakthrough [Modelirovaniye sotsial’no-ekonomicheskikh sistem na osnove printsipa ekonomicheskogo ryvka]// Intellectual property. Industrial property. 2019.No S. pp. 33-40.
  13. Gomanova T.K., Bashpakova K.M. Improving the methodology for assessing the effectiveness of state programs: a regional aspect [Sovershenstvovaniye metodiki otsenki effektivnosti gosudarstvennykh programm: regional’nyy aspekt]// Regional Economics and Management: Electronic Scientific Journal. 2018. No. 3 (55).p. 10. Article number: 5510. URL: https://eee-region.ru/article/5510/
  14. Kondrasheva N.N., Aleksandrova A.V. Innovation environment as a basic element of the knowledge economy [Innovatsionnaya sreda kak bazovyy element ekonomiki znaniy]// Global Scientific Potential. 2019.No 4 (97). pp. 179-181.

Государственное и муниципальное управление, Инвестиции и инновации


Упоминание статьи в отзывах

Отзыв Смолькина В.П.

Не вызывает сомнения актуальность представленных в №2 (62), 2020 статей. Материал статей охватывает достаточно широкий круг проблем: от политических и экономических факторов в вопросах международного сотрудничества, цифровой и пространственной экономик …

Читать весь отзыв

Читайте также