Главная страница » Публикации » №4 (76) » Некоторые аспекты развития сельских территорий

Авторы

Вылегжанина В.В.
кандидат технических наук
Россия, Управление Росреестра по Новосибирской области
Valeria741974@mail.ru
Добротворская Н.И.
доктор сельскохозяйственных наук
Россия, Сибирский государственный университет геосистем и технологий
Гиниятов И.А.
кандидат технических наук
Россия, Сибирский государственный университет геосистем и технологий
Мизин В.Е.
кандидат технических наук
Россия, Сибирский государственный университет геосистем и технологий
Ильин А.А.
старший преподаватель
Россия, Сибирский государственный университет геосистем и технологий
Жагипарова Т.Т.
аспирант
Россия, Сибирский государственный университет геосистем и технологий
Тимонов В.А.
кандидат технических наук
Россия, Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация

В статье выполнен сравнительный анализ некоторых результатов реализации политики Правительства Российской Федерации, направленной на устойчивое развитие сельских территорий, на примере Новосибирской и Воронежской областей и Краснодарского края с точки зрения деятельности агропромышленного комплекса (АПК) в рамках развития территорий. Краснодарский край и Воронежская область представляют десятку лучших регионов сельскохозяйственного сектора России, а Новосибирская область относится к официально признанному неблагополучному Южно-Сибирскому макрорегиону. Основная задача исследований заключалась в изучении и сравнительном анализе региональных управленческих подходов в рассматриваемой сфере деятельности, выявлении существующих проблем и разработке соответствующих мероприятий по их решению. При этом учитывалось физико-географическое положение региона, численность населения, посевные площади и валовый сбор сельхозяйственных культур, размеры государственной поддержки АПК в течение 2019-2020 г.г. Обосновывается необходимость создания координационного центра стратегического развития территорий (на уровне субъекта РФ), в целях детальной проработки сельских территорий с разработкой научно обоснованных рекомендаций для последующего принятия управленческих решений в рамках реализации правительственных задач.

Ключевые слова

сельская территория, агропромышленный комплекс, устойчивое развитие, управление.

Рекомендуемая ссылка

Вылегжанина В.В. , Добротворская Н.И. , Гиниятов И.А. , Мизин В.Е. , Ильин А.А. , Жагипарова Т.Т. , Тимонов В.А.

Некоторые аспекты развития сельских территорий// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (76). Номер статьи: 7623. Дата публикации: 29.11.2023. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7623/

Authors

Vylegzhanina V.V.
Candidate of Technical Sciences
Russia, Office of Rosreestr for the Novosibirsk region
Valeria741974@mail.ru
Dobrotvorskaya N.I.
Doctor of Agricultural Sciences
Russia, Siberian State University of Geosystems and Technologies
Giniyatov I.A.
Candidate of Technical Sciences
Russia, Siberian State University of Geosystems and Technologies
Mizin V.E.
Candidate of Technical Sciences
Russia, Siberian State University of Geosystems and Technologies
Ilyin A.A.
Senior Lecturer
Russia, Siberian State University of Geosystems and Technologies
Zhagiparova T.T.
graduate student
Russia, Siberian State University of Geosystems and Technologies
Timonov V.A.
Candidate of Technical Sciences
Russia, Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts named after A.D. Kryachkova

Abstract

The article presents a comparative analysis of some of the results of the implementation of the policy of the Government of the Russian Federation aimed at the sustainable development of rural areas, using the example of the Novosibirsk and Voronezh regions and the Krasnodar Territory from the point of view of the activities of the agro-industrial complex (AIC) within the framework of the development of territories. The Krasnodar Territory and the Voronezh Region represent the top ten regions of the agricultural sector of Russia, and the Novosibirsk Region belongs to the officially recognized disadvantaged South Siberian macro-region. The main objective of the research was to study and compare regional management approaches in the field of activity under consideration, identify existing problems and develop appropriate measures to solve them. At the same time, the physical and geographical location of the region, the population, acreage and gross harvest of agricultural crops, the size of state support for agriculture during 2019-2020 were taken into account. The necessity of creating a coordination center for strategic development of territories (at the level of the subject of the Russian Federation) is justified, in order to study rural areas in detail with the development of scientifically sound recommendations for subsequent management decisions as part of the implementation of government tasks.

Keywords

rural area, agro-industrial complex, sustainable development, management.

Suggested Citation

Vylegzhanina V.V. , Dobrotvorskaya N.I. , Giniyatov I.A. , Mizin V.E. , Ilyin A.A. , Zhagiparova T.T. , Timonov V.A.

Some aspects of rural development// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (76). Art. #7623. Date issued: 29.11.2023. Available at: https://eee-region.ru/article/7623/ 

Print Friendly, PDF & Email

Вступление

В настоящее время Правительством Российской Федерации осуществляется реализация стратегического  комплекса мероприятий, направленных на устойчивое развитие сельских территорий (далее Стратегии) [16]. В качестве целевых индикаторов, на которые ориентирована  Стратегия, выступают создание благоприятных условий для социально-экономического развития сельских территорий с учетом повышения современных требований к качеству жизни сельского населения, обеспечению занятости, уменьшению миграционного оттока населения, а также  повышение эффективности сельского хозяйства с учетом последующего вклада сельских территорий в развитие страны с точки зрения социально-экономических показателей. При этом особое внимание уделено вопросам развития агропромышленного комплекса (АПК)  с учетом сохранения, а также восстановления природных и аграрных ландшафтов, экологически ориентированных, повышающих устойчивость экосистем. Основные задачи Стратегии такие как ресурсосбережение, повышение эффективности и устойчивости производства качественной сельскохозяйственной продукции в регионах, обеспечение импортозамещения и развития экспорта, нашли свое отражение в программе комплексного развития сельских территорий [11]. Вместе с тем Стратегия пространственного развития Российской Федерации [17] также опирается на мероприятия по комплексному развитию сельских территорий, основываясь, в том числе, на принципе рационального природопользования. Целью данной статьи является анализ некоторых результатов реализации политики Правительства Российской Федерации, направленной на устойчивое развитие сельских территорий,  на примере Новосибирской и Воронежской областей  и Краснодарского края с точки зрения деятельности АПК в рамках развития территорий. Основная цель исследований заключается в изучении  и сравнительном анализе региональных управленческих подходов в рассматриваемой сфере деятельности, а также выявлении существующих проблем и разработке соответствующих мероприятий по их решению.

 

Материалы и методы

Объектом исследований является деятельность АПК на территориях Новосибирской, Воронежской областей  и Краснодарского края. При подготовке статьи были использованы данные, содержащиеся на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра), а также сведения, размещенные на официальных сайтах Правительства Российской Федерации, Правительства Новосибирской области, Министерств сельского хозяйства Новосибирской и Воронежской областей и Краснодарского края.

 

Результаты исследований

Основная идея доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации (далее Доктрины) [20] определила приоритетные цели и задачи Министерства сельского хозяйства Российской Федерации  [15], достижение которых будет всемерно способствовать реализации вышеупомянутой стратегической политики Правительства Российской Федерации в сфере устойчивого развития сельских территорий. Это, прежде всего, укрепление продовольственной безопасности страны, замещение импортной продукции на внутреннем агропродовольственном рынке, повышение уровня самообеспечения России основными видами пищевых продуктов [15]. Доктрина [20] выделяет основные задачи обеспечения продовольственной безопасности.

  • устойчивое развитие сельскохозяйственного производства, необходимое для обеспечения продовольственной независимости государства, основывающееся на принципах научно обоснованного планирования;
  • учет приоритета самообеспечения страны отечественной сельскохозяйственной продукцией, продовольствием и сырьем при реализации экспортных товаров;
  • совершенствование инфраструктуры в сельской местности, включая транспортную, социальную, инженерную и иные для развития производства и  повышения качества жизни населения.

В качестве основных направлений государственной политики в области развития сельских территорий Доктрина [20] обозначила следующие: рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения; развитие научного потенциала, путем привлечения высококвалифицированных кадров; стимулирование кооперации и интеграции науки и производства. При этом действия Правительства РФ направлены на организацию самообеспечения субъектов страны необходимой и качественной сельскохозяйственной продукцией с последующим товарообменом и возможным экспортом излишек продукции на внешний рынок.

Вместе с тем Правительством РФ определены субъекты Российской Федерации, территории которых относятся к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям [18]. Разработаны и утверждены правила отнесения территорий к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции по соответствующим критериям [12]. В частности к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции в Южном макрорегионе названы такие территории, как Республика Калмыкия, Республика Крым, город Севастополь, а в  Южно-Сибирском макрорегионе – Республика Алтай, Кемеровская область, Томская область [17]. Стратегия пространственного развития Российской Федерации относит к числу основных задач программы задачу сокращения уровня межрегиональной дифференциации  в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, а также снижение социально-экономических различий внутри самих регионов. Решение указанной задачи предполагает, в том числе, усиление межрегионального сотрудничества и координацию социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в рамках макрорегионов РФ [17].

Авторами проведен сравнительный анализ  результатов деятельности АПК на территории Краснодарского края, Воронежской и Новосибирской областей. Выбор данных регионов обусловлен тем, что согласно данным Росстата, в число десяти лучших регионов Российской Федерации в сельскохозяйственном секторе вошли Краснодарский край и Воронежская область. Новосибирская область относится к официально названному  неблагополучному Южно-Сибирскому макрорегиону [22].

Данные анализа демографической ситуации в исследуемых регионах приведены в таблице 1.

 

Таблица 1. Данные о численности населения на территории исследуемых регионов на период 2019-2020 годов

Регион Группы населения 2019 2020 Изменение (±)
Краснодарский край Всего 5 661 848 5 675 462 +13 614
Городское 3 128 977 3 141 509 +12 532
Сельское 2 532 871 2 533 953 +1 082
Воронежская область Всего 2 326 013 2 324 205 -1 808
Городское 1 579 010 1 579 415 +405
Сельское 747 003 744 790 -2 213
Новосибирская область Всего 2 795 777 2 798 170 +2 393
Городское 2 213 262 2 216 355 +3 093
Сельское 582 515 581 815 -700

Источник: [7]. 

 

Согласно приведенным данным общее количество населения Новосибирской области превышает общее количество населения Воронежской области. Причем городское население Новосибирской области примерно на 29% превышает городское население Воронежской области, а сельского населения Новосибирской области на 21,8% меньше, чем в Воронежской области.

Показательна динамика численности населения в регионах за двухлетний период. В Краснодарском крае наблюдается существенное увеличение численности населения как городского, так и сельского. В Воронежской области в целом происходит отток населения, причем в основном за счет проживающих в сельской местности. В Новосибирской области за год общая численность населения увеличилась в некоторой степени  за счет притока из села, но в основном из внешней среды.

Теперь обратимся к данным, характеризующим количество посевных площадей в выбранных регионах и количество валового сбора сельхозпродукции сельских предприятий всех категорий за 2019 и 2020 годы (таблица 2).

 

Таблица 2. Данные о количестве посевных площадей и количестве валового сбора  сельскохозяйственных культур на период 2019-2020 годов

Год Показатель Краснодарский край Воронежская область Новосибирская область Кемеровская область
2019 Посевные площади, в тыс. га 3708,52 2638,51 2225,70 884,85
Валовый сбор, в млн. т 12,3 4,05 2,47 1,60
2020 Посевные площади, в тыс. га 3727,22 2685,94 2272,03 900,8
Валовый сбор, в млн. т 12,5 6,17 2,50 1,43

Источник: [8]. 

 

Указанные показатели отражают уточненные данные о размерах посевных площадей сельскохозяйственных культур с учетом их фактического сельскохозяйственного использования. Они сформированы по хозяйствам всех категорий  на основе сплошного обследования по форме №29-сх сельскохозяйственных организаций, которые не относятся к субъектам малого предпринимательства [8]. Из таблицы видно, что при небольшом различии посевных площадей в Воронежской и Новосибирской областях валовый сбор продукции различается более чем в 2 раза. Это обусловлено не только различием климатических условий, но и уровнем интенсификации земледелия, который в сибирских регионах отстает существенно по сравнению с Центральной черноземной областью.

Несмотря на это, показатели экспорта агропромышленной продукции (таблица 3) свидетельствуют о том, что в каждой области есть излишки товаров АПК, которые можно экспортировать на внешний рынок, либо в регионы Российской Федерации, нуждающиеся в такой продукции.

 

Таблица 3. Данные о количестве экспорта продукции АПК отдельных регионов в 2021 (в млн. долларов США).

Краснодарский край по состоянию на 18.07.2021 Воронежская область по состоянию на 05.09.2021 Новосибирская область по состоянию на 01.08.2021 Кемеровская область  по состоянию на 01.08.2021
1489,9 319,9 204,2 163,8

Источник: [9].

 

Учитывая стратегический принцип Правительства Российской  Федерации «сначала накормить свой регион и другие регионы РФ, а потом экспортировать за рубеж» [4], становится очевидным тот факт, что даже субъекты РФ, территории которых отнесены к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции, способны обеспечить себя продукцией АПК путем производства и обмена сельскохозяйственными товарами на внутреннем рынке. Отсюда следует, что  градацию территорий на благоприятные и неблагоприятные для производства сельскохозяйственной продукции нельзя считать вполне обоснованной. В этом смысле следует согласиться с мнением Харькова В.Н. [14] о том, что «деление регионов фактически на «перспективные» и «неперспективные» является ошибочной и повторяющей в известной мере советский подход определения перспективности сельских товаропроизводителей и поселений, что привело в СССР к общеизвестным негативным последствиям экономического и демографического характера».

Между тем Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации определен дифференцированный подход к развитию сельских территорий. Отмечено, что различия между районами внутри одного региона часто оказываются выше, чем различия между регионами. Внутри каждого региона можно выделить относительно развитые районы, депрессивные территории с существенными социально-экономическими проблемами и сельские территории переходного типа. Данная правительственная программа предполагает развитие сельских территорий в рамках использования преимуществ сельских территорий, поиска точек роста в перспективе выявления и последующей поддержки приоритетных направлений развития с помощью механизмов финансовой поддержки и развития собственной доходной платформы муниципальных образований [12].

В настоящее время существует острая проблема миграции сельского населения в города, поскольку  сильное сокращение занятости в сельском хозяйстве  вызвало, в свою очередь, увеличение безработицы в сельской местности и отток квалифицированных кадров. Не секрет, что сельская молодежь использует учебу в высших и средних учебных заведениях, как возможность для переселения в город [5]. Даже на территории Воронежской области, казалось бы — Центральной черноземной полосы России, наблюдается подобная тенденция (таблица 1), что уж говорить о Новосибирской области и иных регионах, отнесенных к «неблагоприятным» для производства сельскохозяйственной продукции территориям. Вместе с тем, неготовность населения к малому бизнесу в сельскохозяйственном секторе, переориентации на предпринимательство в сфере торговли, строительстве и самозанятости, связанной с личным подсобным хозяйством, обслуживанием дачников и иными видами мелких заработков также негативно отражаются в снижении сельскохозяйственной деятельности [6].

Обратимся к официальным цифрам, в которых выражена поддержка развития АПК на территории исследуемых регионов на период 2020 года (таблица 4).

 

Таблица 4. Данные о мерах и направлениях государственной поддержки АПК по состоянию на 31.12.2020  (в тыс. рублей).

Меры и Направления государственной поддержки АПК Количественные составляющие в тыс. рублях Краснодарский край Воронежская область Новосибирская область
Развитие отраслей АПК Всего 3831582 2845924 1288775
Из федерального бюджета 2912002 2419035 1005245
Из бюджета субъекта РФ 919580 426889 283531
Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Всего 436369 149349 15213
Из федерального бюджета 391576 126947 11866
Из бюджета субъекта РФ 44793 22402 3347
Комплексное развитие сельских территорий Всего 539890 1266290 901930
Из федерального бюджета 410316 1040405 650322
Из бюджета субъекта РФ 129574 225884 251608
Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации Всего 68000 26944 47424
Из федерального бюджета 65280 26405 45528
Из бюджета субъекта РФ 2720 539 1897

Источник: [19].

 

Необходимо заметить, что в рамках государственной программы [11] предполагается выделение финансовых средств, в том числе в качестве субсидий, направленных на:

  • улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях;
  • оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств муниципальных образований по строительству жилья, которое предоставляется по договору найма жилого помещения;
  • обустройство инженерной инфраструктуры и благоустройство площадок под компактную жилищную застройку, расположенных на сельских территориях;
  • оказание содействия сельхозпроизводителям (за исключением  граждан, ведущих личные подсобные хозяйства), осуществляющим деятельность на сельских территориях, в обеспечении их квалифицированными специалистами;
  • реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий;
  • развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях, где реализуются инвестиционные проекты в сфере АПК;
  • реализацию проектов комплексного развития сельских территорий, при этом в рамках программы создания системы поддержки фермеров и развития сельской кооперации предполагается выделение финансовой поддержки и, в том числе, на предоставление грантов «Агростартап»;
  • развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации [19].

По  географическим, климатическим, почвенным  условиям, несомненно, АПК на территории Воронежской области находится в более выгодном положении, нежели на территории Новосибирской области.  Воронежская область расположена в центральной полосе европейской части России, в выгодном стратегическом месторасположении, в котором находится узел транспортных коммуникаций, идущих в индустриальные регионы Российской Федерации и соседних стран из числа государств СНГ. Площадь территории области — 52,2 тыс. квадратных километров, что составляет около трети площади всего Черноземья. Климат на территории области — умеренно континентальный со средней температурой января −9 °C , июля +20,5 °C . Большая часть области представляет собой лесостепь, но на юго-востоке имеется обширная степная зона [1, 2].  Новосибирская область расположена на юго-востоке Западно-Сибирской равнины. Площадь территории области 177,76 тыс. квадратных километров. Климат континентальный, характеризующийся  жарким летом с малым количеством осадков и морозной зимой. Область расположена в степной, лесостепной и таёжной зонах. Лесом покрыто свыше 1/5 территории области, около 4,002 млн. га приходится на долю неосвоенных болот.

Из сравнительного анализа вышеприведенных сведений о Воронежской и Новосибирской областях следует, что в Воронежской области посевных площадей больше на 15,4 %, чем на территории Новосибирской области, а сельского населения больше на 21,8%. По итогам 2020 года объем валового сбора  сельскохозяйственных культур в Воронежской области на порядок превысил таковой в Новосибирской области. Вместе с тем, по сравнению с Воронежской областью  на развитие АПК на территории Новосибирской области в 2020 году выделено меньше финансирования  на 54,7 %, на комплексное развитие сельских территорий выделено меньше финансирования на 28,7%, на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения  выделено финансирования меньше на 90%. Зато на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в Новосибирской области выделено федеральных и региональных бюджетных средств на 43,2 % больше, чем в Воронежской области. Таким образом, встает вопрос о возможности принятия рациональных и целесообразных управленческих решений в рамках выделяемого финансирования исходя из стратегий устойчивого развития сельских территорий, АПК с учетом сохранения, а также и восстановления природных и аграрных ландшафтов, и стратегии пространственного развития территории в целом. То, что на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в Новосибирской области выделено финансирования сравнительно больше, чем в Воронежской областью можно назвать логичным, поскольку многие сельскохозяйственные угодья, в частности на территории Тогучинского, Искитимского районов вследствие большой залесенности территории,  являются многоконтурными. Размеры контуров невелики, по сравнению со степными  сельскохозяйственными угодьями, и их обработка тяжелой сельскохозяйственной техникой была бы нецелесообразной. Поэтому небольшие фермерские подворья станут альтернативой крупным агропромышленным холдингам. Кроме того, Конституцией Российской Федерацией установлено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию [4]. Поддержка малых форм сельскохозяйственной деятельности реализуется, также в рамках  проекта Россельхозбанка, объединяющего возможности Министерства сельского хозяйства России, регионов, агровузов, крупного бизнеса и фермеров в целях подготовки профессиональных кадров для сельского хозяйства. На территории Новосибирской области образовательная программа — «Школа фермера» реализуется на базе Новосибирского государственного аграрного университета и поддерживается министерством сельского хозяйства Новосибирской области. Обучение в Школе фермера бесплатное [10].

Вместе с тем, понятие рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в официальной трактовке закона о землеустройстве означает комплексный подход по проведению мероприятий, направленных на улучшение сельскохозяйственных угодий, освоение новых земель, осуществление различных охранно-восстановительных мероприятий по повышению плодородия сельскохозяйственных угодий, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий [22]. Природа и почвенный покров Новосибирской области весьма разнообразны, в разных районах области  сформировались различные типы агроландшафта. Это и  сельскохозяйственные угодья, расположенные  на высокоплодородных массивах с черноземными почвами в центрально-лесостепной зоне, и землепользования в довольно сложных  природных ландшафтах с такими факторами, лимитирующими урожайность сельскохозяйственных культур, как периодическое переувлажнение, засоление и солонцеватость почв и другие  [3,13,23]. Специфические особенности распределения ресурсного потенциала на территории Новосибирской области требуют комплексного управленческого подхода на уровне субъекта федерации, включающего в себя не только законодательные функции и функции распределения бюджетных средств на решение поставленных задач в рамках реализации обозначенных правительством Российской Федерации целей.  Учитывая масштабный характер обострения экологической обстановки на землях сельскохозяйственного назначения, рациональное использование земель межселенных территорий на первый план выдвигает задачи охраны земель и восстановления почвенного плодородия. Эта задача может быть решена при условии учета не только свойств почв, но и всех других компонентов агроландшафта, а именно рельефа местности, микроклиматических условий в различных  позициях рельефа, специфики литологических, гидрологических и гидрогеологических характеристик, особенностей  растительного покрова.

Указанные функции должны, по нашему мнению, быть обоснованы научным подходом, подразумевающим следующие положения:

  • разработку научной концепции системного использования земельного фонда региона с учетом эколого-экономической перспективности способов использования территории,
  • разработку методологии и методики проектирования внутрихозяйственного землеустройства на основе учета произошедших за последние десятилетия социально-экономических, технологических и экологических изменений,
  • проведение экспертизы проводимых на территории землепользования мероприятий с точки зрения их экологической безопасности и целесообразности, а также юридической правомочности.

Говоря о развитии сельских территорий в рамках использования преимуществ сельских территорий, поиска точек роста в перспективе выявления и последующей поддержки приоритетных направлений их развития, по нашему мнению, необходима консолидация специалистов в области агроландшафтного земледелия, почвоведов, представителей научных сил в области управления развитием территорий, экономистов, градостроителей, представителей Росреестра, в качестве  исполнительного органа власти, осуществляющего ведение Единого государственного реестра недвижимости и актуализацию сведений о недвижимости в рамках субъекта федерации.

 

Заключение

Обобщая все вышеизложенное, полагаем возможным сделать следующие выводы.

В результате миграции сельского населения в города, что характерно для большинства субъектов Российской Федерации, произошло обеднение сельских территорий трудовыми ресурсами и, как следствие, деградация части земель сельскохозяйственного назначения. В рамках правительственной политики  устойчивого развития сельских территорий предпочтение отдается развитию АПК, как рычага, позволяющего привлечь трудовые ресурсы с последующим увеличением обжитого пространства. Вместе с тем, приоритет рационального природопользования с сохранением естественного природного ландшафта предполагает применение научно обоснованного подхода к определению мест и видов организации сельскохозяйственной деятельности на межселенных территориях, исходя, в том числе, из состава почвенного покрова, площади сельскохозяйственных угодий, климатических условий и возможности или необходимости проведения мелиоративных мероприятий. Также развитие территорий предполагает работы, направленные на проектирование и организацию современных населенных пунктов, либо создание новых на базе утраченных населенных пунктов, исходя из их целесообразности, достаточности, комфортности, транспортной доступности, имеющихся местных природных ресурсов и т.п. Для осуществления указанных мероприятий необходимы сбор и анализ соответствующей информации для интеграции зональных и региональных адаптивно-ландшафтных систем земледелия с градостроительными регламентами районов субъектов РФ, обеспечивающих проведение внутрихозяйственного землеустройства. Также необходима разработка бизнес-проектов организации сельскохозяйственных форм собственности, наличие и количество которых необходимо для развития АПК на проектируемых территориях. Таким образом, в целях осуществления указанных мероприятий необходимо создание координационного центра стратегического развития территорий, в состав которого должны входить представители региональных министерств сельского хозяйства и строительства, представители научно-образовательных организаций, представители территориальных органов Росреестра.

Указанный экспертный подход мог бы способствовать детальной проработке районных межселенных территорий, с разработкой научно обоснованных рекомендаций  для последующего принятия управленческих решений, в рамках реализации стратегий устойчивого развития сельских территорий, развития АПК, пространственного территориального развития и осуществления мероприятий по продовольственному самообеспечению регионов, с точки зрения рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, с сохранением и рациональным использованием имеющихся кадровых и  природных ресурсов.

 

Список литературы

  1. Агроклиматические ресурсы Воронежской области. — Л.: Гидрометеоиздат, 1972. — 108 с.
  2. Ахтырцев, Б.П., Ахтырцев, А.Б., Яблонских, Л.А. Почвы Воронежской области. Вестник ВГУ. Серия: Химия. Биология. Фармация.2006. №1.- С.85-95. Электронный ресурс: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/chembio/2006/01/2006-01-19.pdf.
  3. ,Н.И. Агроэкономическая типизация земель – необходимый этап в проектировании адаптивно-ландшафтных систем земледелия //Вестн. НГАУ. – 2019. – №1(50). – С. 1–11.
  4. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения 08.11.2021).
  5. Между домом и … домом. Возвратная пространственная мобильность населения России / Ред. Т.Г. Нефедова, К.В. Аверкиева, А.Г. Махрова. М.: Новый хронограф, 2016.
  6. Нефедова, Т.Г., Мкртчя,н Н.В. Миграция сельского населения и динамика сельскохозяйственной занятости в регионах России/Вестник Московского университета. Серия 5: География. 2017. № С. 58-67.
  7. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13282 (дата обращения 07.11.2021).
  8. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13277 (дата обращения 10.11.2021).
  9. Официальный сайт Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр Агроаналитики» (подведомственное министерству сельского хозяйства РФ) https://specagro.ru/analytics/bulletin/regional/202107/(дата обращения 07.11.2021).
  10. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Новосибирской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mcx.nso.ru (дата обращения 09.11.2021).
  11. Постановление Правительства РФ от 31.05.2019 N 696 (ред. от 31.03.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения 31.10.2021).
  12. Постановление Правительства РФ от 27.01.2015 N 51 (ред. от 01.10.2018) «Об утверждении Правил отнесения территорий к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения 04.10.2021).
  13. Почвенная карта Новосибирской области. М-б 1:400000. Запсибгипрозем. — Новосибирск, 1987.
  14. Правовые проблемы государственного управления почвенными ресурсами в Российской Федерации (Харьков В.Н.) («Российская юстиция», 2019, N 2, С. 15-18) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lawinfo.ru/catalog/contents-2019/rossijskaja-justicija/2/ (дата обращения 29.10.2021).
  15. «Публичная декларация приоритетных целей и задач Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на 2021 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения 04.11.2021).
  16. Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 N 151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения 31.10.2021).
  17. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 N 207-р (ред. от 23.03.2021) «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения 31.10.2021).
  18. Распоряжение Правительства РФ от 26.01.2017 N 104-р (ред. от 12.01.2021) «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, территории которых относятся к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения 04.10.2021).
  19. Справочник о мерах и направлениях государственной поддержки агропромышленного комплекса РФ http://gp.specagro.ru/(дата обращения 07.11.2021).
  20. Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения 04.10.2021).
  21. Электронный журнал «Агроинвестор» от 05.03.2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.agroinvestor.ru/rating/news/26303-na-top-10-regionov-prishlos-40-proizvodstva/ (дата обращения 07.11.2021).
  22. Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения 08.11.2021).
  23. Якутин, М.В., Андриевский, В.С. Почвенно-биологические методы в мониторинге агроэкосистем в лесостепной зоне Новосибирской области // Интерэкспо Гео –Сибирь, 2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/(дата обращения 08.11.2021).

 

Bibliography

  1. Agroclimatic resources of the Voronezh region [Agroklimaticheskiye resursy Voronezhskoy oblasti]. — L.: Gidrometeoizdat, 1972. — 108 p.
  2. Akhtyrtsev, B.P., Akhtyrtsev, A.B., Yablonskikh, L.A. Soils of the Voronezh region [Pochvy Voronezhskoy oblasti]. VSU Bulletin. Series: Chemistry. Biology. Pharmacy.2006. No. 1.- P.85-95.
  3. Dobrotvorskaya, N.I. Agroeconomic typification of land — a necessary stage in the design of adaptive landscape farming systems [Agroekonomicheskaya tipizatsiya zemel’ – neobkhodimyy etap v proyektirovanii adaptivno-landshaftnykh sistem zemledeliya]// Vestn. NSAU. – 2019. – No. 1(50). – P. 1–11.
  4. Constitution of the Russian Federation [Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii]. – Access mode: http://www.consultant.ru. (date of access 08.11.2021).
  5. Between the house and… the house. Return spatial mobility of the population of Russia [Mezhdu domom i … domom. Vozvratnaya prostranstvennaya mobil’nost’ naseleniya Rossii]/ Ed. T.G. Nefedova, K.V. Averkieva, A.G. Makhrova. M.: New Chronograph, 2016.
  6. Nefedova, T.G., Mkrtchyan, N.V. Migration of the rural population and the dynamics of agricultural employment in the regions of Russia [Migratsiya sel’skogo naseleniya i dinamika sel’skokhozyaystvennoy zanyatosti v regionakh Rossii]/ Bulletin of Moscow University. Episode 5: Geography. 2017. No. 5. P. 58-67.
  7. Official website of Rosstat [Ofitsial’nyy sayt Rosstata]. – Access mode: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13282 (access date 11/07/2021).
  8. Official website of Rosstat [Ofitsial’nyy sayt Rosstata]. – Access mode: h         ttps://rosstat.gov.ru/compendium/document/13277 (access date 11/10/2021).
  9. Official website of the Federal State Budgetary Institution “Agroanalytics Center” (subordinate to the Ministry of Agriculture of the Russian Federation) [Ofitsial’nyy sayt Federal’nogo gosudarstvennogo byudzhetnogo uchrezhdeniya «Tsentr Agroanalitiki» (podvedomstvennoye ministerstvu sel’skogo khozyaystva RF)]https://specagro.ru/analytics/bulletin/regional/202107/ (access date 11/07/2021).
  10. Official website of the Ministry of Agriculture of the Novosibirsk Region [Ofitsial’nyy sayt Ministerstva sel’skogo khozyaystva Novosibirskoy oblasti]. – Access mode: http://mcx.nso.ru (access date 09.11.2021).
  11. Decree of the Government of the Russian Federation of May 31, 2019 N 696 (as amended on March 31, 2021) “On approval of the state program of the Russian Federation “Integrated development of rural areas” and on amendments to some acts of the Government of the Russian Federation” [Postanovleniye Pravitel’stva RF ot 31.05.2019 N 696 (red. ot 31.03.2021) «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «Kompleksnoye razvitiye sel’skikh territoriy» i o vnesenii izmeneniy v nekotoryye akty Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii»]. – Access mode: http://www.consultant.ru. (access date 10/31/2021).
  12. Decree of the Government of the Russian Federation of January 27, 2015 N 51 (as amended on October 1, 2018) “On approval of the Rules for classifying territories as territories unfavorable for the production of agricultural products” [Postanovleniye Pravitel’stva RF ot 27.01.2015 N 51 (red. ot 01.10.2018) «Ob utverzhdenii Pravil otneseniya territoriy k neblagopriyatnym dlya proizvodstva sel’skokhozyaystvennoy produktsii territoriyam»]. – Access mode: http://www.consultant.ru. (date of access: 10/04/2021).
  13. Soil map of the Novosibirsk region. Scale 1:400000. Zapsibgiprozem [Pochvennaya karta Novosibirskoy oblasti. M-b 1:400000. Zapsibgiprozem]. — Novosibirsk, 1987.
  14. Legal problems of state management of soil resources in the Russian Federation (Kharkov V.N.) («Russian Justice», 2019, N 2, pp. 15-18) [Pravovyye problemy gosudarstvennogo upravleniya pochvennymi resursami v Rossiyskoy Federatsii (Khar’kov V.N.) («Rossiyskaya yustitsiya», 2019, N 2, S. 15-18)]. – Access mode: http://lawinfo.ru/catalog/contents-2019/rossijskaja-justicija/2/ (access date 10/29/2021).
  15. “Public declaration of priority goals and objectives of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation for 2021” [«Publichnaya deklaratsiya prioritetnykh tseley i zadach Ministerstva sel’skogo khozyaystva Rossiyskoy Federatsii na 2021 god»]. – Access mode: http://www.consultant.ru. (date of access: 11/04/2021).
  16. Order of the Government of the Russian Federation dated 02.02.2015 N 151-r “On approval of the Strategy for Sustainable Development of Rural Territories of the Russian Federation for the period until 2030” [Rasporyazheniye Pravitel’stva RF ot 02.02.2015 N 151-r «Ob utverzhdenii Strategii ustoychivogo razvitiya sel’skikh territoriy Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda»]. – Access mode: http://www.consultant.ru. (access date 10/31/2021).
  17. Order of the Government of the Russian Federation dated 02.13.2019 N 207-r (as amended on 03.23.2021) “On approval of the Spatial Development Strategy of the Russian Federation for the period until 2025” [Rasporyazheniye Pravitel’stva RF ot 13.02.2019 N 207-r (red. ot 23.03.2021) «Ob utverzhdenii Strategii prostranstvennogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda»]. – Access mode: http://www.consultant.ru. (access date 10/31/2021).
  18. Order of the Government of the Russian Federation dated January 26, 2017 N 104-r (as amended on January 12, 2021) “On approval of the list of subjects of the Russian Federation whose territories are considered unfavorable for the production of agricultural products” [Rasporyazheniye Pravitel’stva RF ot 26.01.2017 N 104-r (red. ot 12.01.2021) «Ob utverzhdenii perechnya sub»yektov Rossiyskoy Federatsii, territorii kotorykh otnosyatsya k neblagopriyatnym dlya proizvodstva sel’skokhozyaystvennoy produktsii territoriyam»]. – Access mode: http://www.consultant.ru. (date of access: 10/04/2021).
  19. Directory on measures and directions of state support for the agro-industrial complex of the Russian Federation [Spravochnik o merakh i napravleniyakh gosudarstvennoy podderzhki agropromyshlennogo kompleksa RF] //http://gp.specagro.ru/ (access date 11/07/2021).
  20. Decree of the President of the Russian Federation dated January 21, 2020 No. 20 “On approval of the Doctrine of Food Security of the Russian Federation” [Ukaz Prezidenta RF ot 21.01.2020 № 20 «Ob utverzhdenii Doktriny prodovol’stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii»]. – Access mode: http://www.consultant.ru. (date of access: 10/04/2021).
  21. Electronic magazine “Agroinvestor” dated 03/05/2017 [lektronnyy zhurnal «Agroinvestor» ot 05.03.2017]. – Access mode: https://www.agroinvestor.ru/rating/news/26303-na-top-10-regionov-prishlos-40-proizvodstva/ (access date 11/07/2021).
  22. Federal Law of June 18, 2001 N 78-FZ “On Land Management” [Federal’nyy zakon ot 18.06.2001 N 78-FZ «O zemleustroystve»]. – Access mode: http://www.consultant.ru. (date of access 08.11.2021).
  23. Yakutin, M.V., Andrievsky, V.S. Soil-biological methods in monitoring agroecosystems in the forest-steppe zone of the Novosibirsk region [Pochvenno-biologicheskiye metody v monitoringe agroekosistem v lesostepnoy zone Novosibirskoy oblasti]// Interexpo Geo-Siberia, 2014 [Electronic resource]. – Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/ (access date 11/08/2021).

Еще в рубриках

Новосибирская область

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *