Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №4 (60), 2019

Региональные практики участия институтов развития в активизации сельскохозяйственной кооперации

Regional practices of participation of development institutions in activation of agricultural cooperation

Авторы


кандидат экономических наук, старший научный сотрудник отдела региональных экономических исследований
Россия, Бурятский научный центр СО РАН
t22353@yandex.ru


кандидат экономических наук, старший научный сотрудник лаборатории региональной экономики Института экономики и управления
Россия, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова
yantran@mail.ru

Аннотация

Несмотря на то, что в Российской Федерации за последние годы произошли существенные изменения в развитии сельского хозяйства в пользу крупнотоварных форм хозяйствования, аграрный сектор продолжает характеризоваться многоукладностью с существенным участием крестьянских фермерских и личных подсобных хозяйств. Роль малых форм хозяйствования существенна в базовом жизнеобеспечении, поддержании социальной устойчивости и в развитии сельских территорий в целом. Примеры развития кооперации в отдельных регионах демонстрируют успехи в этих направлениях и роль институтов развития - одна из определяющих. При этом институты сельскохозяйственной кооперации являются одним из механизмов, позволяющим усиливать масштабы и эффективность функционирования малых форм хозяйствования.

Ключевые слова

кооперация, сельское хозяйство, человеческий капитал, институты развития сельскохозяйственной кооперации.

Финасирование

Статья выполнена в рамках поддержки Бурятским государственным университетом имени Доржи Банзарова грантового проекта № 19-17- 0502

Рекомендуемая ссылка
Бартанов Евгений Алексеевич , Янтранов Александр Евгеньевич
Региональные практики участия институтов развития в активизации сельскохозяйственной кооперации// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (60). Номер статьи: 6016. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6016/
Authors

Bartanov Evgeny Alekseevich
Candidate of economic Sciences, senior researcher of the Department of Regional Economic Studies
Russia, Buryat Scientific Center of Siberian branch of Sciences
t22353@yandex.ru

Yantranov Alexander Evgenievich
Candidate of Economic Sciences, senior researcher of the Laboratory of Regional Economics of the Research Center of the Institute of Economics and Industry
Russia, Buryat State University
yantran@mail.ru

Abstract

Despite the fact that in the Russian Federation in recent years there have been significant changes in the development of agriculture in favor of large-scale forms of management, the agricultural sector continues to be characterized by a multi-layered with significant participation of peasant farms and private farms. The role of small businesses is essential in basic life support, maintaining social stability and in the development of rural areas in General. Examples of cooperation development in some regions demonstrate success in these areas and the role of development institutions is one of the defining ones. At the same time, the institutions of agricultural cooperation are one of the mechanisms that allow strengthening the scale and efficiency of the functioning of small businesses.

Keywords

cooperation, agriculture, human capital, institutions of development of agricultural cooperation.

Project finance

The article is made in the framework of support of the grant project № 19-17 - 0502 by Banzarov Buryat state University

Suggested Citation
Bartanov Evgeny Alekseevich , Yantranov Alexander Evgenievich
Regional practices of participation of development institutions in activation of agricultural cooperation. Regional economy and management: electronic scientific journal. №4 (60). Art. #6016. Date issued: 2019-12-20. Available at: https://eee-region.ru/article/6016/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Смещение организационных форм ведения сельского хозяйства в личные подворья, произошедшее с момента ухода в историю колхозно-совхозной системы, организации производства, труда и социальных отношений, в последние годы исчерпывает свой потенциал в России. Так в период с 2000 по 2017 гг. доля сельскохозяйственной продукции, приходящейся на хозяйства населения в Российской Федерации, уменьшилась с 52% в 2000 году до 35% в 2017 году. Существенно укрепили свои позиции крестьянские фермерские хозяйства, доля которых к 2017 году увеличилась в 4 раза до 13% вместо 3,2% в 2000 году одновременно с сокращением их числа  [1, с. 45].

Не смотря на эти тенденции вес хозяйств населения все еще существенен, как в количественном плане: в  конце 2016 года их количество насчитывало 17,5 млн. хозяйств, так и по многим производственным показателям особенно в производстве молока, овощей, картофеля, мяса КРС и МРС, что отражает их все еще существенный потенциал. Одним из рассматриваемых механизмов для решения социальных, культурных, образовательных проблем, способствующих сохранению сельского образа жизни, и является сельскохозяйственная кооперация.

Развитие сельскохозяйственной кооперации во всем мире занимает особое место, и рассматривается как один из важнейших механизмов вовлечения малых форм хозяйствования в цепочки создания не только агропродовольственной добавленной стоимости [2, с. 4], но и развития вспомогательных процессов: образовательных, инновационных, снабженческих, экспортных и других.

 

Сравнительный анализ

Для регионов России, находящихся в поисках социально-экономических моделей развития сельских территорий актуальным представляется исследование успешных региональных моделей организации систем сельскохозяйственной потребительской кооперации в РФ.

Для выбора оптимальной формы кооперирования сельских товаропроизводителей, определения факторов успешности, изучен опыт российских регионов, одних из лидеров в данной области (см. таблицу 1).

 

Таблица 1. Региональные практики развития сельскохозяйственной кооперации и роль институтов развития

Регионы Липецкая область Белгородская область Ульяновская область Республика Башкортостан Тюменская область
Параметры сравнения
Характеристики региона Территории характеризуются высокой плотностью населения: от 28 до 57 чел. /км². Климат умеренный и умеренно континентальный. В радиусе 500 км находятся города с населением свыше 1 млн. жителей, а также мегаполис Москва и Московская область. Почвы преимущественно черноземные, что создает благоприятные условия для ведения сельского хозяйства. Плотность 2,5-2,8 чел./км².  Северные территории – относятся к районам Крайнего Севера. Южные части более пригодны к развитию сельского хозяйства, но земли характеризуются невысоким плодородием, почвы подвержены ветровой и водной эрозии.
Региональная нормативно-правовая база Госпрограмма Липецкой области «Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области», подпрограмма «Развитие сети кооперативов всех направлений на 2014─2020 годы».
Трехуровневая система поддержки: (областной-муниципальный-поселковый).
Ведомственная целевая программа «О развитии сельскохозяйственной кооперации в Белгородской области на 2015-2020 годы».
Проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» (2019 – 2024 годы).
Региональный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации на территории Ульяновской области» в рамках госпрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирования и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области на 20132020 гг.»
Областной закон № 134-ЗО «О мерах государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов, потребительских обществ.
Муниципальные программы по развитию кооперации
Концепция развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в Республике Башкортостан на период до 2020 года.
Паспорт регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации».
Концепция развития сельскохозяйственной потребительской кооперации Тюменской области (на период до 2020 г.).
Государственная программа «Основные направления развития агропромышленного комплекса» на 2013–2020 годы, подпрограмма «Развитие агропромышленного производства Тюменской области» на 2013–2020 годы.
Финансовые механизмы Особенность – ввод в кооперацию денег через субсидирование кредитных кооперативов.
Гранты из федерального бюджета под проекты.
Льготные займы на развитие материально-технической базы и пополнение оборотных средств.
Развитие кредитных кооперативов: система субсидий для СПоК.
Финансирование в рамках грантовой поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств (гранты «Агростартап»).
Предоставление из областного бюджета Ульяновской области субсидий гражданам и кооперативам, на развитие материально технической базы кооперативов, на развитие инфраструктуры кооперативных рынков
Предоставление субсидий гражданам на закупку молока, приобретение поголовья КРС
Субсидии кооперативам на уплату процентов по кредитам
Финансирование в рамках грантовой поддержки крестьянским (фермерским) хозяйствам (грант «Агростартап»). Субсидии из областного бюджета на возмещение части затрат по заготовке молока от малых форм хозяйствования в АПК, возмещение части затрат по заготовке мяса от хозяйств населения, возмещение части затрат сельскохозяйственных потребительских кооперативов на заготовке сена для хозяйств населения.
Региональные институты развития Фонд развития кооперативов на базе Фонда поддержки предпринимательства ЛО, Гарантийный фонд ЛО, Центр развития кооперации (консультации, обучение), Ревизионный союз.
Офис Госпрограммы по развитию кооперации на уровне области, районов, поселений с вовлечением профильных областных ведомств и закреплением ответственности по направлениям.
Центр компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации (ОГАУ «ИКЦ АПК» при департаменте АПК Белгородской области, штат — 40 чел.). Агентство по развитию сельских территорий – проектный офис развития кооперации.
Ассоциация сельскохозяйственных потребительских кооперативов и потребительских обществ «Регионкооп».
Создан кооператив 2-го уровня (объединение кооперативов первого уровня) «Симбирск-Агро» для работы с тендерами, торговыми сетями и 3 экспортно-ориентированных кооператива 2-го уровня.
Сельские сходы и работа с населением на уровне сельских поселений
ГБУ Центр сельскохозяйственного консультирования РБ.
Аккредитованные МБУ «Информационно-консультационные центры» в районах
Центр консультирования по вопросам кооперации на базе сельско-хозяйственного потребительского кооператива СКПК «Тюмень».
Основные акценты в механизмах поддержки Быстрое и широкое развитие кредитной кооперации во всех поселениях с организационным и финансовым участием органов власти повысило уровень доверия в сельских общинах. Это позволило запустить кооперацию в сбыте, переработке на всех территориях действия кредитных кооперативов В свое время акцент в развитии АПК был сделан на крупные холдинги. Это предопределило необходимость внедрения механизмов встраивания мелких сельхозтоваропроизводителей в работу крупных аграрных холдингов. Например: выделение агрохолдингами земель и других активов для ЛПХ и фермеров с обязательством сдачи урожая по фиксированным ценам, фьючерсное финансирование под залог будущих урожаев и др.. Использование принципов инициативного бюджетирования (народного бюджета) при выборе приоритетов финансирования.
Индивидуальный подход к каждой территории.
Привлечение экспертов Всемирного банка для разработки методологии развития кооперации.
Основная сфера деятельности кооперативов ─ закупка сельскохозяйственной продукции у населения и ее сбыт, помощь населению по сезонным и трудоемким видам работ, подготовка полей и огородов к посеву, заготовка и вывоз кормов,
транспортные услуги и пр.).
Результаты По состоянию на начало  2017 года зарегистрировано 855 СПК, в т. ч. 316 кредитных,  59 перерабатывающих, 480 снабженческо-сбытовых. За 2016 г. создано 157 кооперативов (18% от общего количества). В кооперацию вовлечено более 89 тысяч ЛПХ. В 2018 году, в области работало 13 производственных и 41 потребительских кооперативов, произведшими продукции на 700 млн. руб. с численностью 228 работающих. На начало 2018 года: количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов – 70, КФХ – 809, ЛПХ – 197,1 тыс. В 2018-2019 годы проведено 600 собраний с участием 12 тысяч человек. Было сформировано 700 групп -потенциальных участников кооперации.
За 2017 — 2018 годы создано – 157 СПоКов.
На начало 2017 г. было зарегистрировано 153 СПоК, в т.ч. 25 кредитных, 14 перерабатывающих и 38 снабженческо-сбытовых, 41 – обслуживающих.
Членами кооперативов являются 7 215 ЛПХ.

 

Результаты анализа

Среди регионов-лидеров особенно выделяется Липецкая область, сделавшая акцент с 2010 года на двухсекторальном развитии как крупнотоварного (производство свинины и мяса птицы, зерна и технических культур), так и мелкотоварного кооперативного производства. В области создана  многоуровневая  институциональная среда, в которой на высшем, областном уровне осуществляется координация работы всех уровней системы и государственные методы поддержки развития сбыта кооперативной продукции. На муниципальном уровне функционируют координационные центры, анализирующие потенциал территорий и координирующие работу по созданию кооперативов на местах, вовлекая личные подсобные хозяйства и местный бизнес. На уровне поселений – координаторы, осуществляющие оперативную работу и прямое взаимодействие с населением. Нормативно-правовой основой развития кооперативного движения является областная Государственная программа «Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области», принятая в 2013 году с общим объемом финансирования в 845 млн. руб. [3]. В реализации программы участвуют все профильные государственные институты развития, так и организации, несущие функции институтов развития: аграрные образовательные учреждения, в которых осуществляется процесс вовлечения в кооперацию молодежи и школьников, кооперативы 2-го уровня, реализующих функции интеграторов координации и распределения ресурсов, в том числе и государственных и др.

Результаты не замедлили проявиться.  Уже к 2015 году удалось вовлечь в деятельность кооперативов порядка 32 тыс. ЛПХ (с 200 ед. в 2010 году). Кредитный портфель выданных займов через систему кредитных кооперативов увеличился с 18 до 1 015 млн. руб., закуп сельхозпродукции кооперативам увеличился с 1,5 до 5,1 млрд. руб., пищевая переработка выросла с 0,1 до 4,7 млрд. руб. [4, с. 312]. В 2017 году кредитными кооперативами охвачено уже 37%, снабженческо-сбытовыми и перерабатывающими – около 48% всех ЛПХ Липецкой области.

Выделяется опыт развития кооперации в Республике Башкортостан методологической проработанностью. Методологический подход разработан совместно с консультантами Всемирного банка. Проводится анализ ресурсного потенциала территорий, выявляются инициативные группы, определяются объекты коллективного пользования, софинансируемые через создаваемые сельхозкооперативы, в том числе через меры государственной поддержки. В дальнейшем институтами развития сельского хозяйства осуществляется непрерывная поддержка и обучение кооператоров. При этом в регионе действует распределенная инфраструктура поддержки: республиканский ГБУ «Центр компетенций сельско-хозяйственного консультирования», базовый институт развития совместно с муниципальными «Информационно-консультационными центрами» оказывают поддержку субъектам хозяйствования.

В Белгородской области, сделавшей в свое время акцент на развитии крупнотоварных производств, лишь в последние годы уделяют внимание развитию кооперации. Вследствии этого, интересным представляется опыт привлечения крупных предприятий к развитию кооперации в качестве организаций-агрегаторов, выделяющих свои ресурсы и активы малому бизнесу для взаимовыгодного сотрудничества в т.ч. с предоставлением гарантий закупа со своей стороны [5].

Опыт Тюменской области интересен вовлеченностью в инфраструктуру поддержки кооперации самих кооперативов, выполняющих роль институтов развития и их существенной ролью в социальной поддержке сельского населения [c.55, 6].

Среди интересных практик развития малого бизнеса стоит отметить и не совсем удачный опыт регионов лидеров по развитию сельского хозяйства. Так в Республике Татарстан деятельность Агропромышленного парка, открытого в 2013 году и призванного создать малым и средним сельхозтоваропроизводителям благоприятные условия, вызывает большие вопросы.  Доля фермеров из арендаторов составляет менее 30%, часть холодильного оборудования, витрин не используется. При этом посещаемость парка с каждым годом падает [7]. Среди неблагоприятных факторов отмечается и неудачное расположение парка с точки зрения транспортной доступности как для потребителей, так и для производителей, отсутствие централизованной системы закупа с мест производства, так и концептуально-организационная недоработка в сравнении с альтернативами, включавшими развитие разветвленной сети фермерских павильонов.

В деле кооперативного строительства в регионах из накопившегося опыта предлагается имплементировать  в универсальные кооперационные модели следующие практики:

  • системный многоуровневый подход Липецкой области, начиная с координации на областном уровне, закачивая работой координаторов на местах, функционал институтов поддержки развития сельхозкооперации и созданная нормативно-правовая база с курированием развития кооперативного направления на высшем уровне;
  • проектная методика Белгородской области и опыт работы с крупными агрохолдингами, в качестве агрегаторов кооперационных цепочек, предоставляя часть процессов и активов на аутсорсинг сторонним мелкотоварным производителям;
  • поэтапный и методический подход к анализу и развитию территорий с помощью активизации местных сообществ, выделению и работе с инициативными группами по развитию кооперации на местах в Республике Башкортостан;
  • Тюменский подход к развитию социальной кооперации и использования кооперативов в качестве институтов развития кооперации и сельских территорий с вовлечением к совместной деятельности территориальных общественных самоуправлений;
  • Ульяновский подход к использованию кооперативов 2-го и 3-го уровней в качестве институтов развития экспорта и работы с масштабными объемами поставок (сетевой розницей, государственные и муниципальные закупки и др.).

 

Заключение

Совпадение циклов урбанизации с возрастной и физической амортизацией человеческого капитала в сельских территориях, отсутствие подкрепляющего резерва со стороны подрастающего поколения с его миграционными настроениями подвели российское село к опасной черте. Позитивный опыт отдельных регионов, продемонстрировавших на деле возможности кооперации в деле развития малых форм хозяйствования, показывает,  что магистральным направлением развития сельского хозяйства является кооперация, как механизм решения экономических и социально-культурных проблем, полноценной реализации человеческого капитала. При этом определяющим фактором успешности является как создание соответствующей институциональной среды, так и настройка деятельности институтов развития сельскохозяйственной кооперации в разных конфигурациях.

 

Список использованной литературы

  1. Исаева О. В., Черная А. Е., Исаев Д. И. Современное состояние и тенденции развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики России// Экономика и экология территориальных образований. — 2018. — Т. 2. № 3. — С. – 43-53. DOI: 10.23947/2413-1474-2018-2-3-43–53.
  2. Янбых Р.Г., Гатаулина Е.А., Шишкина Е.А. Оценка потенциала сельскохозяйственной потребительской кооперации. М.: Изд-во. Институт прикладных экономических исследований РАНХиГС, 2019
  3. Постановление Администрации Липецкой области от 30 октября 2013 года №490 (в ред. от 02.06.2015) «Об утверждении государственной программы Липецкой области «Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области» // Правовой портал «Гарант». URL: http://garant48.ru/documents/doc1384756986/ (дата обращения 20.10.2019)
  4. Овчинцева Л.А. Социальное значение сельских кооперативов /| Российское село и кооперация: сегодня и завтра: Материалы международной научно-практической конференции 1 марта 2017 г. – Ярославль-Москва: Издательство «Канцлер», 2017. – 416 с.
  5. Постановление Белгородской области от 22 июня 2015 года №251-пп (в ред. от 26.03.2018) «О реализации мероприятий по развитию сельскохозяйственной кооперации Белгородской области» // Правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/26373872// (дата обращения 20.10.2019)
  6. Янбых Р.Г., Морозов А.В., Явкина Г.И. «О развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации в России»// ФАО, 2014. — Режим доступа: http://www.fao.org/fileadmin/user_upload/reu/europe/documents/PS2015/Yanbykh_ru.pdf (дата обращения 10.10.2019).
  7. Голобурдова Н., Исламов Д. Где настоящие сельхозкооперативы? Создана ли «зеленая улица» для фермеров? [Электронный ресурс] // БИЗНЕС Online. — https://www.business-gazeta.ru/article/414044 (Дата обращения 01.12.2019).

 

References

  1. Isayeva O. V., Chernaya A. Ye., Isayev D. I. Current status and trends of small enterprises in the agricultural sector of Russian economy [Sovremennoye sostoyaniye i tendentsii razvitiya malykh form khozyaystvovaniya v agrarnom sektore ekonomiki Rossii]. Economy and ecology of territorial formations, 2018, V.2. no. 3, pp. 43–53. DOI: 10.23947/2413-1474-2018-2-3-43-53
  2. Yanbykh R.G., Gataulina Ye.A., Shishkina Ye.A. Assessment of the Potential of Agricultural Consumer Cooperation) [Otsenka potentsiala sel’skokhozyaystvennoy potrebitel’skoy kooperatsii]. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=3362293 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3362293 (accessed 27.03.2019)
  3. Resolution of the government of the Lipetsk region of October 30, 2013 N 490 «On approval of the state program of the Lipetsk region» Development of cooperation and collective forms of ownership in the Lipetsk region » [Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Lipetskoy oblasti «Razvitiye kooperatsii i kollektivnykh form sobstvennosti v Lipetskoy oblasti»]// legal portal «Garant». URL: http://base.garant.ru/33797238/ (accessed 20.10.2019)
  4. Ovchintseva L.A. Social significance of rural cooperatives [Sotsial’noye znacheniye sel’skikh kooperativov]// Russian village and cooperation: today and tomorrow: Proceedings of the international scientific and practical conference March 1, 2017-Yaroslavl-Moscow: publishing house «Chancellor», 2017. – 416 PP.
  5. Resolution of the administration of the Belgorod region dated June 22, 2015 No. 251-PP (as amended from 26.03.2018) «on the implementation of measures for the development of agricultural cooperation of the Belgorod region» // Legal portal «Garant». URL: http://base.garant.ru/26373872//          ( ассеssed 20.10.2019)
  6. Yanbykh R.G., Morozov A.V., Yavkina G.I. O razvitii selʼskokhozyaystvennoy potrebitelʼskoy kooperatsii v Rossii [On the development of agricultural consumer cooperation in Russia]. Moscow: Regionalʼnoe byuro po Evrope i Tsentralʼnoy Azii Publ., 2014. 78 p. Available at:http://www.fao.org/fileadmin/user_upload/reu/europe/documents/PS2015/Yanbykh_ru.pdf (accessed 10.10.2019)
  7. Goloburdova N., Islamov D. Gde nastoyashchie sel’hozkooperativy? Sozdana li «zelenaya ulica» dlya fermerov? [Gde nastoyashchiye sel’khozkooperativy? Sozdana li «zelenaya ulitsa» dlya fermerov?] // BUSINESS Online. — https://www.business-gazeta.ru/article/414044 (accessed 01.12.2019).

АПК и сельское хозяйство региона