Главная страница » Публикации » №4 (64) » PR-коммуникации в стратегии поддержания репутации бренда экологически чистого региона

PR-коммуникации в стратегии поддержания репутации бренда экологически чистого региона

PR communications in the strategy of maintaining the brand reputation of an environmentally friendly region


Авторы

Федюнин Д.В.
д.э.н., профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна
Россия, Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова
fedunine@mail.ru
Безпалов В.В.
д.э.н., профессор кафедры национальной и региональной экономики
Россия, Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова
valerib1@yandex.ru
Лочан С.А.
д.э.н., профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна
Россия, Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова
lochansa@yandex.ru
Автономова С.А.
к.соц.н. профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна
Россия, Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова
avtonomova1@yandex.ru
Автономова А.А.
ведущий спец. кафедры Рекламы, связей с общественностью и дизайна
Россия, Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова
nvv510@yandex.ru

Аннотация

В современном глобальном мире одной из тенденций развития и приоритетов повышения конкурентоспособности государств является экологическая ответственность. Россия в международном рейтинге по экологической эффективности – EPI, по итогам 2019 года находится на 56 месте из 180 стран мира, участвующих в данном рейтинге. Индекс оценивает национальную экологическую ситуацию по 24 показателям, а также по десяти категориям экологического здоровья и жизнеспособности экосистем страны. Во многом это место объясняется недостаточностью использования PR- коммуникаций при поддержании репутации бренда России, как экологически чистой территории. Российская Федерация не рационально использует потенциал PR- коммуникаций при информировании международной общественности о результатах позитивных изменений, связанных с реализацией новых экологических программ и проектов.

Ключевые слова

экологически чистый регион, PR-коммуникации, репутация бренда, национальный проект, экологическая ситуация

Рекомендуемая ссылка

Федюнин Д.В. , Безпалов В.В. , Лочан С.А. , Автономова С.А. , Автономова А.А.

PR-коммуникации в стратегии поддержания репутации бренда экологически чистого региона// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (64). Номер статьи: 6421. Дата публикации: 03.12.2020. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6421/

Authors

Fedyunin D. V.
doctor of Economics, Professor of Department of Advertising, public relations and design
Russia, Russian Economic University named after G.V. Plekhanov
fedunine@mail.ru
Bezpalov V. V.
doctor of Economics, Professor of Department of National and regional Economics
Russia, Russian Economic University named after G.V. Plekhanov
valerib1@yandex.ru
Lochan S. A.
doctor of Economics, Professor of Department of Advertising, public relations and design
Russia, Russian Economic University named after G.V. Plekhanov
lochansa@yandex.ru
Autonomova S. A.
candidate of social Sciences of Department of Advertising, public relations and design
Russia, Russian Economic University named after G.V. Plekhanov
avtonomova1@yandex.ru
Autonomova A. A.
leading specialist of Department of Advertising, public relations and design
Russia, Russian Economic University named after G.V. Plekhanov
nvv510@yandex.ru

Abstract

In the modern global world, one of the development trends and priorities for improving the competitiveness of States is environmental responsibility. Russia is ranked 56th out of 180 countries in the international environmental performance rating (EPI) in 2019. The index evaluates the national environmental situation by 24 indicators, as well as by ten categories of environmental health and ecosystem viability of the country. In many ways, this place is due to the lack of use of PR communications while maintaining the reputation of the brand of Russia as an environmentally friendly territory. The Russian Federation does not rationally use the potential of PR communication when informing the international community about the results of positive changes related to the implementation of new environmental programs and projects.

Keywords

eco-friendly region, PR communications, brand reputation, national project, environmental situation

Suggested Citation

Fedyunin D. V. , Bezpalov V. V. , Lochan S. A. , Autonomova S. A. , Autonomova A. A.

PR communications in the strategy of maintaining the brand reputation of an environmentally friendly region// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (64). Art. #6618. Date issued: 03.12.2020. Available at: https://eee-region.ru/article/6421/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

PR-коммуникации – система, комплекс коммуникаций, направленных на общество, его отдельные социальные группы, которые, в зависимости от главной стратегической задачи PR, должны воздействовать на систему личностных ценностей членов общества для идентификации объекта PR, его выделения среди других, успешное позиционирование в обществе. PR-коммуникации используются для построения непрерывных взаимоотношений с различными общественными группами, по разным поводам, в том числе, и негативного характера [1].

Основными функциями PR-коммуникаций являются: информационная функция; функция формирования общественных коммуникативных отношений; функция формирования общественного сознания в соответствии с коммуникативными стратегиями PR-коммуникаций; интерактивная функция; экспрессивная функция; перцептивная функция; функция воздействия на общество через обратную связь.

Санкции западных стран, направленные против Российской Федерации, начиная с 2014г. оказали негативное влияние на экономическую и социальную сферы страны. В этих условиях, коммерческие и общественные организации были вынуждены вносить кардинальные изменения в свои стратегии развития.

В связи с тем, что коммуникации в современном мире являются глобальными и одной из главных составляющих международных отношений, СМИ западных стран, используя это, направили свою деятельность против Российской Федерации, создавая негативное отношение международного сообщества к стране. Впоследствии это отразилось на принятии важных политических и экономических решений, направленных против России.

Современное глобальное информационное общество использует коммуникативные технологии для ведения пропаганды, в публичной дипломатии, а также в проведении информационной войны [2].В этих условиях увеличивается регулирующее значение PR-коммуникаций в обществе, как инструмента информационного управления и влияния на общественное мнение в условиях кризисов. В современном мире PR-коммуникации используются в международных отношениях для продвижения и защиты национальных интересов государства [3].

Введение санкций против России заставили изменить механизмы проведения коммуникативных кампаний, их логику и использование коммуникационных технологий. Появилось специальное направление: стратегия управления репутацией в период кризисов, для сохранения или наименьшего ущерба ее репутации — «issues-management» [4].

В теории и практике PR появилась новая проблема: «возникновения рисков при формировании общественного мнения в условиях санкций» [4], которая еще не исследована в теории менеджмента и маркетинга.

Во время проявления кризисов, использование PR-коммуникаций может по- разному воздействовать на общественное мнение, в зависимости от их направленности и содержания: они могут способствовать стабилизации ситуации, или наоборот, создавать напряженность и негативное настроение в обществе. Это хорошо подтверждается в текущей международной ситуации, когда западные СМИ, используя PR-коммуникации, за короткое время, смогли создать негативное отношение к России, давая необъективную оценку внутриполитической ситуации и освещая только негативные события и новости, происходящие в стране. [5]

В этих условиях международного противостояния появляются риски для имиджа российских брендов и компаний, что приводит к необходимости изменения подходов к реализации PR-стратегий. В условиях санкций и политической нестабильности российские бренды и компании находятся под информационным давлением, что приводит к появлению репутационных рисков, снижению уровня конкурентоспособности на мировом рынке.

Поэтому, в сложившихся условиях, PR-коммуникации можно признать важным стратегическим ресурсом, использующимся для сохранения национальных интересов и безопасности страны.

 

Результаты исследований

В последние годы Россия активно использовала мягкую силу в мировом сообществе для положительного изменения образа страны и продвижения ее интересов [6]. Начиная с 2014г., Россия провела несколько крупнейших мировых спортивных мероприятий у нас в стране: в 2014г.- Олимпийские игры в Сочи, в 2018г.- чемпионат мира по футболу, в 2019г. была проведена Универсиада в Красноярске. Проведение этих спортивных соревнований было показано во многих странах мира через телевидение и интернет, позволившее миллионам людей мира увидеть настоящую Россию, при этом эмоционально воздействовало на каждого конкретного человека, что привело к положительному отношению к объекту коммуникации. На эти спортивные мероприятия непосредственно в Россию приехало много иностранных туристов и болельщиков, которые своими глазами увидели страну, познакомились с ее жителями, и потом, смогли рассказать о своих впечатлениях уже у себя в стране своим соотечественникам, изменяя сложившееся негативное представление о России на позитивное.

Одним из эффективных каналов PR-коммуникаций, который необходимо использовать в стратегии поддержания репутации бренда России, как экологически чистой территории, являются тематические международные выставки. Например, в 2020 году проводится большое количество международных выставок по тематике «Экологическая ответственность»:

Модель разработки PR-коммуникаций в стратегии поддержания репутации бренда России, как экологически чистой территории, осуществляется на основе проведения оценки влияния основных факторов.

Первоочередной и главной задачей для разработки модели PR-коммуникаций является определение целевой аудитории, и ее исследование. От того, насколько целевая аудитория заинтересована и готова к PR-коммуникации, каковы ее ожидания, зависит остальной порядок действий и содержание стратегии. После выбора и исследования целевой аудитории, понимания ее потребностей формулируется обращение к ней, определяется форма обращения и выбираются каналы коммуникации.

После этого этапа начинается этап практической реализации моделиPR-коммуникаций, который заключается в определении бюджета PR-коммуникаций, их материального обеспечения. Исходя из бюджета, определяются возможные каналы продвижения PR-сообщений, с учетом их потенциальной выгоды и эффективности [7].

При помощи PR-коммуникаций можно значительно улучшить международный имидж территории, повысить ее рейтинги в долгосрочной перспективе. Имидж территории — это совокупность эмоциональных и рациональных представлений, на основе сопоставления всех ее признаков, а также личного опыта и мнений, формирующих определенный образ территории. Это обобщенное представление, сложившееся на типичных установках целевой аудитории людей.

Имидж является составляющей репутации, искусственно созданное мнение, сформированный положительный образ бренда среди определенной группы людей- целевой аудитории. Если имидж можно создать, то репутацию создать нельзя – ее необходимо заработать. Репутация- это реакция общества или целевой аудитории на реальную конкретную деятельность.

Поэтому создание репутации бренда происходит на протяжении длительного периода и сохраняется на долгосрочную перспективу. Имидж бренда зависит от внешних характеристик, а репутация- от целостного восприятия внутренних и внешних качеств бренда, складывается из реальных действий и фактов. Репутация- это определенный ресурс, нематериальное благо, который положительно влияет на успех бренда в обществе.

Репутация создается при совместном коммуникационном воздействии PR-коммуникаций и объективных результатов действия бренда. Репутация — это устойчивый коммуникационный компонент, оказывающий влияние на формирование имиджа и бренда [8].

Бренд экологически чистой территории — это один из инструментов государственного управления, который используется для создания, поддержания или изменения мнений, намерений и поведения субъектов относительно региона, выявление возможностей и особенностей данного региона, как экологически чистой территории. У бренда экологически чистой территории проявляется интегрирующая функция, которая может использоваться для объединения разрозненных мероприятий маркетинга территорий и стратегии развития региона, их экологической устойчивости [9].

Бренд экологически чистой территории направлен на донесение до широкой аудитории актуальной информации об ее уникальности и особенностях. Поддержание репутации бренда экологически чистой территории влияет на обеспечение привлекательного имиджа региона, его узнаваемости; формирования представления об его уникальности; донесения до экологического сообщества достижений и инициатив экологически чистой территории; повышения престижа страны в мировом сообществе и др. Бренд экологически чистой территории используется в позиционировании региона в международном сообществе на разных уровнях.

Мировой и отечественный опыт создания и продвижения бренда экологически чистой территории использует различные критерии территориальной индивидуальности, такие как природно-географические и климатическое особенности, флора, фауна, экологическое состояние региона, используемые технологические особенности для сохранения высокого уровня экологии. Ухудшение качества окружающей среды и экологии в целом оказывает негативное влияние на восприятие и репутацию региона. А сохранение уникальных природных памятников, разнообразие флоры и фауны, чистый воздух, чистая вода, красота и первозданность природы являются основными экологическими ресурсами региона, позволяющими поддерживать репутацию бренда экологически чистой территории [10].

Основными методами являются: выявление комплекса экологических преимуществ региона и донесение актуальной информации до целевой аудитории; проведение мероприятий маркетинга для привлечения внимания общественности: организации специальных событий, участие в выставках, презентациях, в совместных экологических проектах; постоянное сотрудничество со средствами массовой информации для обеспечения информационного присутствия для создания устойчивых позитивных ассоциаций с брендому целевой аудитории.

В качестве реального примера мировой практики разработки PR-коммуникаций в стратегии поддержания репутации бренда экологически чистой территории рассмотрим Новую Зеландию, которая расположена на островах Тихого океана, где проживает 4,6 млн. человек.

В международном рейтинге по экологической эффективности (EPI) за 2018г., который составляется на основе оценки национальной экологической ситуации по 24 показателям, а также по десяти категориям экологического здоровья и жизнеспособности экосистем страны, Новая Зеландия занимает 17 место из 180 стран с результатом 75,96 баллов.

Индекс EPI- комплексный сравнительный показатель проводимой экологической политики стран мира. В основе определения индекса заложены целевые экологические показатели, определенные международными договорами, международными организациями и экспертами, имеющими верхнюю(цель) и нижнюю шкалы (худшие показатели). Если страна достигает показателя верней шкалы, то она получает сто баллов [11].

Рейтинг EPI показывает текущее состояние окружающей среды страны, выделяет направления, которые требуют особого внимания для их улучшения.

В Новой Зеландии наблюдается многообразие климатических зон планеты и уникальная флора и фауна. В Новой Зеландии существует 35 заповедников и национальных парков, 3000 небольших резерватов, где соблюдается природоохранный режим.

Правительство Новой Зеландии следует принципам устойчивого развития в экономической, социальной и экологической политике, приоритетным направлением является защита окружающей среды, качество воды и воздуха. Еще в 2008 г. страна стала участвовать в работе мирового сообщества по изменению климата. В 2015 г. в Новой Зеландии была самая высокая доля бюджета на НИОКР для сохранения окружающей среды среди всех стран мира.

В 2016 г. правительство разработало программу «Зеленая экономика Новой Зеландии», для улучшения управления экологией, водными ресурсами, устойчивым развитием городов.

В соответствии с этой программой, в Новой Зеландии принята схема торговли квотами на выбросы, введение высоких налогов на выбросы углекислого газа и других загрязнителей воздуха, что положительно отразилось на сокращении вредных выбросов в атмосферу.

Вторым важным направлением программы «Зеленая экономика Новой Зеландии» для сохранения окружающей среды является внедрение альтернативной «зеленой энергетики» — использование энергии воды и термальных источников, позволяющее получать почти 80% всей потребляемой в стране энергии. Новая Зеландия не использует атомную энергетику на своей территории. Программа использования электромобилей предусматривает их удвоение, каждый год, до 2021 года [12].

Новая Зеландия стремится стать страной с самым экологически чистым имиджем. В 2009 г. была разработана стратегии поддержания репутации бренда экологически чистой территории: «100% Pure New Zealand»- «Стопроцентно чистая Новая Зеландия».

Первоначально для разработки PR-коммуникаций в стратегии поддержания репутации бренда экологически чистой территории были проведены маркетинговые исследования, оценка внешней и внутренней среды Новой Зеландии для выявления главных экологических преимуществ и оценки экологических ресурсов: многообразия климатических зон, уникальности флоры и фауны, наличие в стране заповедников и национальных парков, а также большого количества территорий- резерватов, где соблюдается природоохранный режим. На этой основе было проведено проектирование бренда, сформированы необходимые организационные структуры – экологический комитет при правительстве страны, отвечающий за продвижение бренда.

Для реализации стратегии поддержания репутации бренда экологически чистой территории для проведения PR — кампаний были использованы телеканалы Discovery, Planet Green, а также портал YouTube.

Кроме того, были разработаны полиграфические материалы, рассказывающие о экологических программах в стране, для взаимодействия с заинтересованными структурами; были созданы сувениры по экологической тематике Новой Зеландии. Экологический комитет при правительстве страны занимался организацией участия страны в проведении различных экологических международных тематических выставок и др.На продвижение стратегии было потрачено 3 млн. долл.Результатом реализации стратегии поддержания репутации бренда экологически чистой территории Новой Зеландии стали высокие места в рейтинге по экологической эффективности (EPI): в 2010г.- 6 место, в 2012г.- 14 место, в 2014г.-16 место, в 2016г.-11 место из 180 стран, участвующих в рейтинге.

В качестве еще одного примера мировой практики рассмотрим Норвегию, которая расположена в Северной Европе; где проживает 5, 367млн. человек. В международном рейтинге по экологической эффективности (EPI) за 2018г., Норвегия занимает 14 место из 180 стран с результатом 77,49баллов, опережая Новую Зеландию.

В Норвегии, на государственном уровне решаются проблемы сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, особенно таким как изменение климата, таяние ледников, повышение уровня Мирового океана, ухудшение экологических условий, загрязнение арктических вод нефтесодержащими продуктами. Внутренняя экологическая политика страны направлена на охрану природы Шпицбергена, где организуются национальные парки и особо охраняемые зоны, на сохранение природы в Арктическом регионе. Правительство Норвегии один раз в два года выпускает доклады о состоянии окружающей среды.

В Норвегии проводится природоохранная политика, применяются действенные природоохранные меры, например, введены эффективные экологические пошлины (налоги на загрязнение окружающей среды): углеводородные пошлины, налоги на удобрения и пестициды.

Основными направлениями проводимой экологической политики Норвегии признаются: поддержание устойчивости биологического разнообразия и природных ресурсов; управление водными ресурсами; изменение климата и доступ к чистой энергии; противодействие распространению загрязняющих веществ в атмосфере, воде, воздухе. В Норвегии распространены общественные экологические организации. Например, «Друзья Земли Норвегии», создавший волонтерский школьный проектSPAREдля экологического использования ресурсов и энергии, в котором приняло участие 50 тыс. человек. Несмотря на проводимую экологическую деятельность на государственном уровне, в Норвегии не разрабатываются и не применяются программы поддержания репутации бренда экологически чистой территории.

Отечественная практика разработки PR-коммуникаций в стратегии поддержания репутации бренда экологически чистой территории пока не наработана. В настоящее время во многих регионах страны идет работа по созданию и продвижению комплексных брендов территории для привлечения инвесторов, партнеров для развития регионов, использования рекреационного туристского потенциала и других целей, направленных на экономическое развитие регионов, создание новых рабочих мест, улучшение качества жизни местного населения.

Такая работа по созданию и продвижению комплексных брендов территории реализуется во многих регионах страны – в Татарстане, Бурятии, Краснодарском крае, в Новосибирской, Томской областях и др. В администрациях регионов это работу проводят специально созданные специализированные агентства, которые занимаются разработкой программ для формирования бренда региона, соответствующей его общей стратегии развития, на основе проведенных маркетинговых исследований территории, выявления имеющихся уникальных преимуществ региона [13].

Россия, как одно из крупнейших государств мира по размеру территории, численности населения, оказывает значительное влияние на состояние экологии во всем мире. Современные проблемы экологии мирового сообщества решаются на всех уровнях- от регионального, до мирового глобального. ООН провозгласило обеспечение экологической устойчивости одним из принципов устойчивого развития.

Исследование экологической ситуации в России, проведенное ООН, показало, что основными экологическими проблемами нашей страны являются загрязнение окружающей среды, утрата биоразнообразия. По данным ООН, в 136 городах России, где живет 56,3 млн. человек, высокий уровень загрязнения воздуха и окружающей среды, плохое качество питьевой воды. Россия находится на четвертом месте в мире по выбросу парниковых газов, как результата деятельности промышленных предприятий ведущих отраслей экономики. Для решения перечисленных экологических проблем, отмечается в докладе ООН, России необходимо принять государственные экологические программы для улучшения экологии [14].

Для оценки эффективности проводимой государством политики в области экологии применяется международный рейтинг по экологической эффективности – EPI, который показывает соответствие проводимой национальной политики установленным глобальным экологическим целям, в сравнении с другими странами. Индекс EPI позволяет выявить лучшие национальные практики в области экологии, которые могут быть рекомендованы для внедрения в других странах.

Положение России в рейтинге EPI на протяжении последних лет значительно менялось. Так, в 2014 г.- страна занимала в рейтинге 73 место, в 2016г.-32 место, а в 2018г. — 52 место. Одной из причин изменения позиции России в рейтинге, специалистами признается изменение методики расчета индекса EPI, а не реальное ухудшение экологической ситуации в стране [15].

Современная экологическая ситуация в России формируется под антропогенным воздействием различных негативных факторов на природную среду: ущерб от стихийных бедствий и техногенных катастроф, загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы и др.Для решения существующих экологических проблем в России государством приняты документы: «Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года»; ФЗ «Об охране окружающей среды»; общенациональный проект «Экология» на период2019-2024гг., где определены и зафиксированы приоритетные направления государственной экологической политики.

В «Основах государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года» 2012 г., говорится что в 40 регионах страны более 54% населения живет в условиях высокого загрязнения атмосферного воздуха; во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель, а также опустынивания (более 100 млн. га в 27 регионах РФ).Поэтому приоритетными направлениями государственной экологической политики Российской Федерации определены: сохранение и восстановление природной среды; обеспечение устойчивого природопользования; рациональное использование не возобновляемых природных ресурсов; снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение.

В бюджете на 2018 г. затраты на «Охрану окружающей среды» составили 78 млрд. руб., или 0,07 % ВВП [16].В развитых зарубежных государствах на поддержание экологии тратят в 1,5–2 раза больше средств. Например, в США эти расходы составляют — 1,47 % ВВП, в ФРГ – 1,5 % ВВП, в Японии – 1,25 % ВВП.

Несмотря на это, реализация проводимых мер по улучшению экологии в России за период 2005-2016гг. привело к снижению объемов загрязнения воздуха на 11,77 %; объемов сброса загрязненных сточных вод – на 16,95 %, что объясняется, в том числе, возросшим уровнем экологический ответственности крупных предприятий, как результата ужесточения экологического законодательства страны. Взаимодействие государства и бизнеса по защите экологии отразилось на положительной динамике международных показателей России: «Качество воздуха», «Вода и санитария» в рейтинге EPI [17].

Для практического улучшения состояния экологии в России разработан и реализуется Национальный проект «Экология» на период с 2019 по 2024 гг., который состоит из отдельных федеральных проектов, разработанных для комплексного качественного улучшения окружающей среды, как экологически чистой территории.

На основе федерального проекта «Экология» разработаны соответствующие региональные проекты, содержащие направления проекта федерального уровня. При реализации национального и региональных проектов «Экология» определяются задачи, сроки их выполнения, ответственные лица, отвечающие за их реализацию, вводится оценка эффективности.

Реализация национального проекта «Экология» началась в 2019 г., на него выделено 4 трлн. руб., на весь период до 2024 г., по данным Счетной палаты, на декабрь 2019 г. было потрачено 33,3% запланированных средств.

Для исследования регионального опыта разработки PR-коммуникаций в стратегии поддержания репутации бренда экологически чистой территории была выбрана Тамбовская область, которая входит в состав Центрального федерального округа, административным центром области является город Тамбов. Выгодным для развития региона является географическое положение Тамбовской области, расположенной среди крупных экономических центров России, связанных друг с другом налаженной транспортной системой, имеющих развитую инфраструктуру. В регионе благоприятный климат и имеющиеся природные ресурсы, располагающие для развития аграрного сектора, в который преимущественно направляются привлекаемые инвестиции. Благоприятная экологическая ситуация способствует стабильному развитию региона.

Тамбовская область на протяжении несколько лет, начиная с 2011г.занимает 1 место из 85участников в экологическом рейтинге регионов России, который проводит общественная организация «Зеленый патруль» четыре раза в год, на основе оценки параметров состояния воды, воздуха, количества выбросов и др. Природоохранный индекс региона определяется на основе комплексной оценки всех факторов, влияющих на состояние экологии: природных ресурсов и деятельности человека на окружающую среду [18].

По этой методике Тамбовская область признана самым экологически чистым районом России, а в докладе Минприроды России, область была признана регионом с самой благополучной экологической обстановкой [19]. Постоянное 1 место Тамбовской области в экологическом рейтинге среди регионов России, обеспечивается за счет природоохранной деятельности региональных органов власти, внедрения новых технологий в производство, реализации перспективных экологических проектов.

Деятельность для сохранения и восстановления окружающей среды – это одно из приоритетных направлений социально-экономического развития Тамбовской области, для обеспечения экологической безопасности и благополучия населения, привлечения инвестиций, обеспечения конкурентоспособности производимой продукции.

В области активно реализуется федеральная программа «Экология», по 5 направлениям, имеющих особую важность для региона: Чистая страна; Комплексная система обращения с ТКО; Сохранение уникальных водных объектов; Сохранение лесов; Чистая Вода.

Например, при реализации федерального проекта «Сохранение уникальных водных объектов» нацпроекта проводятся работы по экологической реабилитации реки Цна протяженностью 21 км, в процессе проведения которых производится расчистка реки от мусора, ее углубление и расширение, расчистка берегов от сухостоя и мусора. В ходе реализации проекта планируется провести аналогичные работы на реке Мошляйка протяженностью 2,8 км, реки Пичаевка. На восстановление рек запланированное финансирование составляет 200 млн. руб.

При реализации федерального проекта «Сохранение лесов» запланировано произвести восстановление лесов на площади 850 га, высаживая 10 млн. новых деревьев ежегодно, оснастить специализированной техникой и оборудованием соответствующие организации, а также организации, обеспечивающие охрану лесов от пожара на 100% от потребности. Необходимая техника уже поступает в лесхозы Тамбовской области, а в 2020 г. в регионе уже выполнен запланированный объем посадок леса- посажено 900 га молодого леса (8 млн. саженцев). Тамбовская область участвовала в международной акции «Сад памяти — сад жизни», в связи с 75 годовщиной Победы в Великой Отечественной войне: было посажено 75 гектаров молодого леса — 420 тыс. молодых дубов и сосен [20].

Реализация федерального проекта «Формирование комплексной системы обращения с ТКО» осуществляется при строительстве экотехнопарка «Центральный» с полигоном мощностью 240 тыс.т в год, а также заводом для обработки мусора 4-5 классов опасности мощностью 300 тыс.т в год, на эти цели запланировано потратить 1,8 млрд. рублей.

При реализация федерального проекта «Чистая страна» в Тамбовской области запланирована рекультивация полигона захоронения отходов в г. Мичуринске, а также шести крупнейших мусорных свалок, общей площадью 50 га. В результате выполнения рекультивации будут улучшены экологические условия жизни 26 тыс. человек, жителей области.

В Тамбовской области в 2018-2019 гг. проходила акция «Генеральная уборка», в ходе которой проводились экологические акции и субботники, выявлялись незаконные мусорные свалки и т.д., способствуя улучшению экологической ситуации в регионе.

В результате проводимых работ местных органов власти и активистов, в Тамбовской области экологическая обстановка в регионе в целом сохраняется стабильной: не превышаются ПДК загрязняющих веществ ни по одной из природных сред. Внедрение природоохранных технологий в существующие действующие производства позволяет снижать объёмы вредных выбросов в атмосферный воздух, улучшая экологические показатели.

В Тамбовской области большое значение уделяется работе с населением, повышению уровня его экологической культуры и осведомлённости о проводимой деятельности по охране и восстановлению природной среды, а также его привлечения к решению экологических проблем. Так, в регионе была активно проведена всероссийская акция «Вода России-2018» по уборке мусора с берегов рек.

Активная позиция власти и населения Тамбовской области при сохранении и восстановлении природной среды позволяет сохранять на протяжении десяти лет первую позицию в экологическом рейтинге Общероссийской общественной организации «Зелёный патруль».

Фактическое достижение статуса экологически чистой территории Тамбовской области в Российской Федерации, ставит перед регионом задачу формирования и продвижения бренда экологически чистой территории, что позволит поднять эффективность использования ресурсного потенциала региона, развитию его экономики, уровня жизни населения.

Региональная власть Тамбовской области заинтересована во многоаспектном развитии региона, повышении его статуса на федеральном и международном уровне, как экологически чистой территории. В настоящее время, Тамбовская область сотрудничает с иностранными партнерами в различных сферах, статус и бренд экологически чистой территории позволит усилить интерес к региону, его экологически чистой продукции, предоставляя новые возможности глобального экономического сообщества [21].

Разработка и продвижение бренда экологически чистой территории может значительно ускорить этот процесс, расширить связи со стратегическими партнерами в различных сферах. Тамбовская область имеет уникальные экологические преимущества- мягкий климат, благоприятные природные условия, плодородные сельскохозяйственные угодья, красивые естественные ландшафты, природные памятники, заповедники, охраняемые туристическо-рекреационные зоны.

Для поддержания репутации бренда Тамбовской области, как экологически чистой территории, необходимо активно использовать все современные PR- коммуникации в комплексе.

Основные направления PR- коммуникаций необходимо координировать для воздействия как на массовую, так и на специализированную аудиторию. О бренде Тамбовской области, как экологически чистой территории, нужно доводить информацию не только до профессионального экологического сообщества, но и до всех членов общества.

Тамбовская область на практике уже имеет сложившуюся репутацию экологически чистой территории в профессиональном экологическом сообществе России, которая неизвестна общественности по стране в целом, и тем более, за рубежом. Поэтому эффективная разработка PR-коммуникаций для поддержания репутации бренда экологически чистой территории — это актуальная проблема региона.

На сегодняшний день в нашей стране в большинстве территориальных образований появляется потребность в создании и поддержании бренда региона для его известности, привлечения партнеров, инвесторов, стимулирования развития, продвижения накопленного опыта и имеющегося потенциала, в государственном и международном масштабе.

Благоприятная экология — «визитная карточка» Тамбовской области, поэтому бренд экологически чистой территории формируется на сложившейся основе позитивного имиджа региона – важнейшего фактора конкурентных преимуществ области, а также важным активом страны в целом.

Полученный опыт успешной практической деятельности в экологии Тамбовской области необходимо донести до других регионов страны и мира: недостаточная представленность в информационном пространстве не позволяет развивать и поддерживать репутацию бренда экологически чистой территории. Для устранения этого недостатка необходимо использовать все возможные современные PR- коммуникации.

Основными направлениями PR- коммуникаций в стратегии поддержания репутации бренда экологически чистой территории Тамбовской области автором работы предлагается выбрать:

  1. Обязательное участие Тамбовской области, как экологически чистой территории для продвижения бренда в крупных экологических мероприятиях на региональном, федеральном и международном уровнях:
    • участие Тамбовской области, как экологически чистой территории, в федеральных и международных престижных экологических выставках различной направленности для презентации своих достижений в охране и восстановления окружающей среды;
    • организация и проведение информационных экологических промотуров в Тамбовской области для представителей международных и межрегиональных экологических сообществ;
    • проведение ежегодных областных конкурсов среди административных образований на лучшие достижения целевых показателей в сфере экологии и природосбережения, с награждением победителей при соблюдении высокой публичности, освещением события в СМИ всех уровней;
    • сотрудничество с соседними регионами для реализация совместных экологических проектов с использованием инновационных технологий, с их широким освещением в федеральных СМИ;
    • проведение международных экологических форумов непосредственно в Тамбовской области, с приглашением известных специалистов и экспертов мирового уровня.
  1. Использование информационно-коммуникационных технологий и взаимодействия со СМИ
    • представление экологических презентационных материалов на всех мероприятиях межведомственного взаимодействия, где принимают участие представители администрации области за пределами региона;
    • создание системы обмена информацией о проводимых экологических работах и их результатах в Тамбовской области;
    • создание системы информационно-экологической навигации: размещение указателей и стендов на экологических объектах Тамбовской области, таких как ООПТ, региональных памятников природы, региональных заказников, экологических туристических троп и маршрутов и др., а также разработка и выпуск экологических карт, с указанием основных экологических объектов и маршрутов, как в печатном, так и цифровом виде;
    • поддержка и дальнейшее развитие экологическо-информационного портала, принадлежащего Управлению по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области ( http://opr.tmbreg.ru/);
    • создание аккаунтов Тамбовской области, как экологически чистой территории в социальных сетях, с ведением интересного актуального, постоянно обновляемого контента для пользователей соцсетей. Продвижение бренда в социальных сетях является важным направлением для создания его положительного имиджа и репутации, как эффективной PR-коммуникаций с целевой аудиторией;
    • привлечение к распространению информации о Тамбовской области, как экологически чистой территории известных блогеров, для их позитивной оценки посещения региона с приложением качественных фотографий и видео с природными ландшафтами;
    • использование тематических экологических порталов и новостных интернет-лент для роста упоминаемости Тамбовской области, как экологически чистой территории;
    • постоянные контакты со всеми видами СМИ, особенно телевидения, федеральных каналов для трансляции всех значимых экологических событий в Тамбовской области;
    • проведение пресс-конференций, брифингов, интервью для информирования общества о бренде Тамбовской области как экологически чистой территории, о достижениях, успехах, перспективах;
    • постоянно поддерживать и обеспечивать информационное присутствие, упоминания в СМИ, создавая устойчивые позитивные ассоциации с брендом Тамбовской области, как экологически чистой территории.

Комплексное постоянное использование перечисленных PR- коммуникаций позволит поддерживать и развивать репутацию бренда экологически чистой территории Тамбовской области.

 

Заключение

PR-коммуникации -признанный инструмент информационного управления и влияния на общественное мнение, использование которых, в зависимости от их направленности и содержания, может по- разному воздействовать на целевые аудитории.

При разработке и планировании PR-коммуникаций важно использовать максимально возможное количество вариантов, найти наиболее эффективные способы подачи информации, для создания ассоциаций и внешне привлекательных образов объекта PR в сознании общественности.

Первоочередной и главной задачей при разработке моделиPR-коммуникаций является определение целевой аудитории, ее исследование, и только на основе выявленных ожиданий, и предпочтений, происходит формирование концепции PR-деятельности, последовательное создание программ для донесения до общества необходимых идей и ценностей, на эмоциональном уровне.

Целью данной статьи была определена разработкаPR-коммуникаций для поддержания репутации бренда экологически чистой территории. Создание репутации бренда происходит на протяжении длительного периода и сохраняется на долгосрочную перспективу. Репутация бренда- это важнейший нематериальный актив, устойчивый коммуникационный компонент, влияющий на ценность бренда, его восприятие обществом. Репутация создается при совместном коммуникационном воздействии PR-коммуникаций и объективных результатов действия бренда.

При проведении исследования, в статье была изучена теория вопроса, концептуальные подходы известных специалистов в отрасли маркетинга, менеджмента, брэндинга, на основании которых был проведен анализ современных тенденций разработкиPR-коммуникаций в мире и у нас в стране.

Для создания бренда экологически чистой территории большое значение имеет повышение компетенций и осведомлённости всех членов общества о состоянии экологии, проводимых программах для восстановления окружающей среды и рационального природопользования, для чего необходимо использовать максимальное количество PR-коммуникаций.

В статье предложена теоретическая модель разработкиPR-коммуникаций в стратегии поддержания репутации бренда региона, как экологически чистой территории, которая была применена в дальнейшей проводимой работе.

Для исследования регионального опыта разработки PR-коммуникаций в стратегии поддержания репутации бренда экологически чистой территории была выбрана Тамбовская область, как лучший регион России по состоянию экологии. Деятельность для сохранения и восстановления окружающей среды – это одно из приоритетных направлений социально-экономического развития Тамбовской области, имеющей на практике сложившуюся репутацию экологически чистой территории в профессиональном экологическом сообществе России, которая неизвестна общественности по стране в целом, и тем более, за рубежом. Поэтому эффективная разработка PR-коммуникаций для поддержания репутации бренда экологически чистой территории — это актуальная проблема региона.

В соответствии с выбранными направлениями PR-коммуникаций были разработаны соответствующие программы, с назначением ответственных и определения сроков. Для улучшения осведомлённости и информированности целевой аудитории о бренде экологически чистой территории Тамбовской области предлагается программа проведения Экологического форума.

Комплексное постоянное использование перечисленных PR- коммуникаций позволит поддерживать и развивать репутацию бренда экологически чистой территории Тамбовской области.

Предложенные в статье программы PR-коммуникаций, а также показатели оценки их эффективности, возможно применять на практике государственными и общественными организациями при проведении работы по созданию и поддержанию репутации бренда экологически чистой территории в Российской Федерации.

 

Список литературы

  1. Связи с общественностью: теория, практика, коммуникативные стратегии: учеб. пособие для вузов / под ред. В.М. Горохова, Т.Э. Гринберг. – Москва: Аспект Пресс, 2013 – 198 с.
  2. Паршин, П.Б. Проблематика «мягкой силы» во внешней политике России : Аналитические доклады / П.Б. Паршин ; [Институт международных исследований МГИМО (У) МИД России]. – М.: 2013. №36. 2.
  3. Иванченко Г. В. Реальность Паблик Рилейшнз / Г. В. Иванченко. Москва : Смысл, 2015 -153 с.
  4. Родина, В.В., Козина, А.А. Трансформирование механизмов международного PR национальной промышленности в текущих внешнеполитических условиях //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2(15)
  5. Равочкин, Н.Н. Коммуникативный потенциал национальной культуры в контексте формирования позитивного имиджа организации на международном рынке // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 5, 2014.
  6. Паршин, П.Б. Проблематика «мягкой силы» во внешней политике России : Аналитические доклады / П.Б. Паршин ; [Институт международных исследований МГИМО (У) МИД России]. – М.: 2013. №36. 2.
  7. Связи с общественностью: теория, практика, коммуникативные стратегии : учеб. пособие для вузов / под ред. В.М. Горохова, Т.Э. Гринберг. – Москва : Аспект Пресс, 2013 – 198 с.
  8. Коханова, М.Е. PR-коммуникации в системе управления репутационным капиталом / М.Е. Коханова.- М. : LAP Lambert Academic Publishing , 2013 г.- 240с.
  9. Илларионов, А.Е., Макаров, П.Ю. Проектный подход к управлению региональным брендом //Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 4
  10. Акантинов, А., Территориальный маркетинг: отечественный и зарубежный опыт: информационно- методическое пособие /А.Д. Акантинов, А.В. Колик. -Мн., 2015. – 100 с.
  11. Официальный̆ сайт международный рейтинг по экологической эффективности (EPI) [Электронный̆ ресурс] – Режим доступа:https://epi.envirocenter.yale.edu//
  12. Официальный̆ сайт Окружающая среда Новой Зеландии [Электронный̆ ресурс] – Режим доступа:http://www.rma.co.nz/
  13. Полынский А. С. Региональный опыт разработки бренда территорий: амбиция «Омская область регион, привлекательный для туризма» //Современные проблемы сервиса и туризма № 4/2018  Том 12
  14. Обзор по стране РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ [Электронный̆ ресурс] – Режим доступа:https://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/EMA/SEIS_country_profiles/2018/Russian_Federation_uploaded_RUS.pdf
  15. Мингалева, Ж. А., Депутатова Л. Н., Старков Ю. В. Применение рейтингового метода оценки эффективности государственной экологической политики: сравнительный анализ России и зарубежных стран // Искусство управления. 2018. Том 10, № 3. С. 419–438.
  16. Охрана окружающей среды в России. 2018: Стат. cб./Росстат. — 0-92 M., 2018. − 125 с.
  17. Климанова, О. А, Россия в системе мировых экологических рейтингов//https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/724/724902ec9f6da33f47a3b857a0fe9252.pdf
  18. Национальный экологический рейтинг России [Электронный̆ ресурс] – Режим доступа: https://greenpatrol.ru/ru/stranica-dlya-obshchego-reytinga/ekologicheskiy-reyting-subektov-rf?tid=388 (дата обращения 11.04.2020)
  19. Минприроды России Тамбовская область [Электронный̆ ресурс] – Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/activity/regions/tambovskaya_oblast/?sphrase_id=63834 (дата обращения 11.04.2020)
  20. Национальный Проект «Экология» в Тамбовской области // https://xn--68-6kcuzpihjx2b4d.xn--p1ai/nacionalnye-proekty/ekologiya.html
  21. Куприна, Ю.П., Орлова, Л.С. Специфика территориального маркетинга бренда Тамбова и Тамбовской области //Социально-экономические явления и процессы. 2015, т .10, № 5

 

References

  1. Public Relations: theory, practice, communication strategies: textbook. the allowance for high schools [Svyazi s obshchestvennost’yu: teoriya, praktika, kommunikativnyye strategii: ucheb. posobiye dlya vuzov]/ under the editorship of V. M. Gorokhov, T. E. Greenberg. – Moscow: Aspect Press, 2013 – 198 C.
  2. Parshin, P. B. Problematics of «soft power» in Russia’s foreign policy: Analytical reports [Problematika «myagkoy sily» vo vneshney politike Rossii : Analiticheskiye doklady]/ P. B. Parshin ;[ Institute of international studies MGIMO (U) MFA of Russia].: 2013. №36. 2.
  3. Ivanchenko, G. V. Reality of Public Relations [Real’nost’ Pablik Rileyshnz]/ G. V. Ivanchenko. Moscow: Smysl, 2015 -153 p.
  4. Rodina, V. V., Kozina, A. A. Transformation of mechanisms of international PR of national industry in current foreign policy conditions [Transformirovaniye mekhanizmov mezhdunarodnogo PR natsional’noy promyshlennosti v tekushchikh vneshnepoliticheskikh usloviyakh]//Baltic humanitarian journal. 2016. Vol. 5. No. 2(15)
  5. Lavochkin, N. N. Communicative potential of national culture in the context of forming of positive image of the organization in the international market [Kommunikativnyy potentsial natsional’noy kul’tury v kontekste formirovaniya pozitivnogo imidzha organizatsii na mezhdunarodnom rynke]// Vestnik of KSU. N. And. Nekrasov No. 5, 2014.
  6. Parshin, P. B. the Problems of «soft power» in foreign policy of Russia : research reports [Problematika «myagkoy sily» vo vneshney politike Rossii : Analiticheskiye doklady]/ P. B. Parshin ; [Institute of international studies, MGIMO (U) MFA of Russia]. – M.: 2013. No. 36. 2.
  7. Public Relations: theory, practice, communication strategies: textbook. the allowance for high schools [Svyazi s obshchestvennost’yu: teoriya, praktika, kommunikativnyye strategii : ucheb. posobiye dlya vuzov]/ under the editorship of V. M. Gorokhov, T. E. Greenberg. – Moscow : Aspect Press, 2013 – 198 C.
  8. Kokhanova, M. E. PR-communications in the system of reputation capital management [PR-kommunikatsii v sisteme upravleniya reputatsionnym kapitalom]/ M. E. Kokhanova.- M.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013-240C.
  9. Illarionov, A. E., Makarov, P. Yu. Project approach to regional brand management [Proyektnyy podkhod k upravleniyu regional’nym brendom //Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal’nogo upravleniya]//Issues of state and municipal administration. 2018. № 4
  10. Akantinov A., Territorial marketing: domestic and foreign experience: information and methodological guide [Territorial’nyy marketing: otechestvennyy i zarubezhnyy opyt: informatsionno- metodicheskoye posobiye]/A.D. Akantinov, A.V. Kolik. -Mn., 2015. – 100 p.
  11. Official website of the international rating on environmental efficiency (EPI) [Ofitsial’nyy̆ sayt mezhdunarodnyy reyting po ekologicheskoy effektivnosti (EPI)] — access Mode: https://epi.envirocenter.yale.edu//
  12. Official site environment of New Zealand [Ofitsial’nyy̆ sayt Okruzhayushchaya sreda Novoy Zelandii] — access Mode: http://www.rma.co.nz/
  13. Polynsky, A. S. Regional experience in developing a brand of territories: the ambition «Omsk region is a region attractive for tourism» [Regional’nyy opyt razrabotki brenda territoriy: ambitsiya «Omskaya oblast’ region, privlekatel’nyy dlya turizma»]/ / Modern problems of service and tourism No. 4/2018 Volume 12
  14. Overview of the country RUSSIAN FEDERATION [Obzor po strane ROSSIYSKAYA FEDERATSIYA] — access Mode: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/EMA/SEIS_country_profiles/2018/Russian_Federation_uploaded_RUS.pdf
  15. Mingaleva, Zh. a., Deputatova, L. N., Starkov, Yu. V. Application of the rating method for evaluating the effectiveness of state environmental policy: comparative analysis of Russia and foreign countries [Primeneniye reytingovogo metoda otsenki effektivnosti gosudarstvennoy ekologicheskoy politiki: sravnitel’nyy analiz Rossii i zarubezhnykh stran] // Art of management. 2018. Volume 10, no. 3. Pp. 419-438.
  16. Environmental Protection in Russia [Okhrana okruzhayushchey sredy v Rossii]. 2018: Stat. SB./Rosstat. — 0-92 M., 2018. — 125 p.
  17. Klimanova, O. A., Russia in the world environmental rating system [Rossiya v sisteme mirovykh ekologicheskikh reytingov]/ / https: / / rosuchebnik. ru/upload/iblock/724/724902ec9f6da33f47a3b857a0fe9252. pdf
  18. The national ecological rating of Russia [Natsional’nyy ekologicheskiy reyting Rossii] – Mode of access: https://greenpatrol.ru/ru/stranica-dlya-obshchego-reytinga/ekologicheskiy-reyting-subektov-rf?tid=388 (accessed 11.04.2020)
  19. Ministry of natural resources of Russia Tambov region [Minprirody Rossii Tambovskaya oblast’] — access Mode: http://www.mnr.gov.ru/activity/regions/tambovskaya_oblast/?sphrase_id=63834 (accessed 11.04.2020)
  20. National project «Ecology» in the Tambov region [Natsional’nyy Proyekt «Ekologiya» v Tambovskoy oblasti]// https://xn--68-6kcuzpihjx2b4d.xn--p1ai/nacionalnye-proekty/ekologiya.html
  21. Kuprina, Yu. P., Orlova, L. S. Specifics of territorial marketing of the Tambov and Tambov region brand [Spetsifika territorial’nogo marketinga brenda Tambova i Tambovskoy oblasti]//Socio-economic phenomena and processes. 2015, t .10, No. 5