Отзыв Стукача В.Ф.

Отзыв на материалы публикаций в научном журнале «Региональная экономика и управление», №2 (58)

17.07.2019

Автор: Стукач Виктор Федорович, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга.
Россия, Омский государственный аграрный университет имени П.А.Столыпина
vic.econ@mail.ru.
ORCID 0000-0002-9911-6286

Ответы на большие вызовы: база для планирования научных публикаций

Аннотация

В обзоре анализируются публикации журнала «Региональная экономика и управление: электронный научный журнал». ISSN 1999-2645. — №2 (58)2019. Параметры для анализа: тематика, целевой функционал, заявленный инструментарий исследований и обоснованность выводов, тематическая сбалансированность публикаций, соответствие публикационной деятельности журнала направлениям Стратегии           научно-технологического развития Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642   в социально-экономической сфере. Место «больших вызовов» Стратегии в научно-публикационной политике редакции.

Ключевые слова: научный журнал, публикация, обзор научной статьи,     обзор журнала,    публикационная  политика  журнала, «большие вызовы» тематика публикаций, стратегия научно-технологического развития страны.

 

Answers to big challenges: the basis for planning scientific publications. Review article — journal «Regional Economics and management», №2, 2019

Abstract

The review analyzes the publications of the journal «Regional Economics and Management: an electronic scientific journal.» ISSN 1999-2645. — № 2 (58) 2019. Parameters for analysis: topics, target functionality, declared research tools and validity of conclusions, thematic balance of publications, compliance of the journal’s publication activities with the areas of the Strategy for Scientific and Technological Development of the Russian Federation, approved by Decree of the President of the Russian Federation of December 1, 2016 No. 642 sphere. The place of the “big challenges” of the Strategy in the scientific and publishing policy of the editorial board.

Keywords: scientific journal, publication, review of a scientific article, review of a journal, publication policy of a journal, “big challenges” subject of publications, strategy of a country’s scientific and technological development.

   

Введение

По поручению редакции электронного журнала выполнен анализ тематики, целевого функционала, инструментария исследований и обоснованности выводов в публикациях, соответствия научно-публикационной деятельности журнала «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 в социально-экономической сфере[1]. Изложена собственная позиция и суждения автора обзора по отдельным работам и выпуску журнала в целом. В заключительной части обзора содержатся предложения по совершенствованию научно-издательского процесса.

 

Обзорный анализ публикаций журнала

В рубриках теории экономики регионального развития представлена публикация «Актуальные проблемы инновационного управления региональной экономикой»(Новоселов А. С., Волынская Т. В., Фалеев А. В.).  Реализована, поставленная авторами цель, состоящая в разработке предложений по решению проблем модернизации и повышения эффективности управления социально-экономическим развитием региона в условиях реализации новой системы государственного и муниципального управления. Авторы вполне обоснованно утверждают, что «…региональный и муниципальный уровни отличаются недостаточной подготовленностью к переходу на инновационные методы управления, соответствующие новым отношениям между субъектами региональной экономики. Это обусловлено противоречиями между законодательной основой и финансово-экономическим положением,  неопределённостью места регионов и муниципальных образований в сложившейся системе управления, отсутствием финансово-экономических стимулов, объективно отражающих интересы и функции регионального звена системы управления, а также недостаточной результативностью и эффективностью регионального и муниципального управления» [ 6 ].

В рассматриваемой публикации авторы утверждают: управление социально-экономическим развитием регионов представляет собой процесс постоянного разрешения противоречий между различными структурами общественно-экономической системы, возникающих из-за различия интересов этих структур и общей ограниченности ресурсов, используемых структурами для достижения своих интересов».      По сути, авторы нашли «точку доступа» к пространству регулирования. В этом пространстве происходит процесс наращивания социального капитала, открывается   возможность для влияния на поведенческие реакции популяции региона, а в целом, реализации инновационного управления.

В статье «Природная обусловленность специализации сельского хозяйства южной части Западно-Сибирского экономического района» (Барышникова О. Н., Антюфеева Т.В., Отто О. В.) дается описание    особенностей развития сельских территорий промышленно развитого региона; противоречия, связанные с промышленной ориентацией региона, возможностью перераспределения ресурсов  между промышленными отраслями и другими секторами экономики региона, в том числе, сельским хозяйством.   Работа носит описательный характер, о чем свидетельствует содержание заключения: «1.В южной части Западно-Сибирского экономического района наблюдаются существенные различия в природных условиях ведения сельскохозяйственного производства. 2. Пространственная дифференциация агропотенциала лесостепной и степной природных зон обусловила специализацию сельского хозяйства административных районов юга Западной Сибири. 3. В условиях рыночной экономики, для сокращения издержек на производство сельхозпродукции необходима адаптация структуры сельского хозяйства к меняющимся природным и социальным факторам».

В  статье А.В. Харитонова  «Специфические особенности развития сельских территорий промышленно развитого региона» исследованы  специфические  особенности развития сельских территорий промышленно развитого региона; противоречия, связанные с промышленной ориентацией региона, возможностью перераспределения ресурсов  между промышленными отраслями и другими секторами экономики региона, в том числе, сельским хозяйством.

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, в качестве перспективного направления провозглашает «…развитие сетевых форм организации научной, технической и инновационной деятельности, в том числе исследовательских, инженерно-производственных консорциумов, кластерных форм развития высокотехнологичного бизнеса».  В рубрике «Государственное и муниципальное управление» представлена работа Казанцевой Е. Г. «Проблемы регионального неравенства в России». Предложены подходы   и понятийный аппарат для анализа этого феномена на мега-, макро- и мезо уровнях. Проблема неравномерности регионального развития рассматривалась в контексте явления периферизации, использовался измеритель уровня неравномерности развития регионов России в аспекте   обеспечения экономической безопасности.

Глумов А.А. в  статье «Производственные сетевые структуры Уральского экономического района: специфика взаимосвязей элементов» исследует возможность развития потенциала Уральского экономического района путем  формирования сетевых структур горно-металлургического комплекса, машиностроительного и оборонно-промышленного комплекса, пищевой промышленности и сельского хозяйства, а также сетевые структуры, относящиеся к иным отраслям производства. Новизной исследования, по мнению автора, «…является формирование списка сетевых структур в промышленности Урала. Ранее ученые-экономисты, по его мнению, не исследовали промышленности макрорегиона в контексте функционирования сетевых структур».

Отмечается, что в средине 90-х годов прошедшего века произошло переформатирование организационных механизмов функционирования этих предприятий. Территориально-производственные комплексы, промышленные узлы трансформировались полностью или частично в производственные сетевые структуры. Из 55 производственных сетевых структур наибольшее число — 18 – относятся к сетевым структурам горно-металлургического комплекса. Сетевые структуры в данном случае обеспечивают для всей системы взаимосвязь между наукой и производством, разработку наиболее перспективных технологи, и способствует эффективной кооперации элементов, создавая дополнительные возможности по использованию производственных, технических, интеллектуальных и иных ресурсов партнеров. Элементы сетевых структур пищевой промышленности и сельского хозяйства имеют, как правило, и вертикальные и горизонтальные связи, обеспечивающие замкнутый цикл производства при его диверсификации. Такая стратегия позволяет обеспечить контроль качества конечной продукции, что особенно актуально для пищевой промышленности, а также устойчивость сетевых структур на рынке.

Взаимосвязь звеньев производственных сетевых структур позволяет осуществлять инвестиции более эффективно, за счет чего обеспечивается внедрение современных технологий, используются  материальные и кадровые ресурсы с наибольшей отдачей, а также осуществлять контроль качества с большей результативностью за счет единой системы управления на всех этапах производства продукции, единых стандартов и норм на различных производственных площадках и предприятиях сетевой структуры[1].

В статье «Методические подходы к оценке эффективности реализации  кластерной политики в регионах РФ» (Калинина А.Э., Петрова Е. А., Лапина М.С., Рвачева А. С.) предложены методические подходы к выбору измерителей для оценки эффективности реализации кластерной политики в регионах России. Автор предлагает проводить оценку эффективности кластерной политики в два этапа. В состав процедуры на первом этапе включается анализ кластерного потенциала, где проводится сопоставление количества кластеров, успешно действующих в регионе. Оценка эффективности мероприятий по поддержке развития кластерных инициатив территории осуществляется на втором этапе.

Тебекин А.В. представил статью «Анализ динамики развития экономики г. Москвы с позиций неравномерности пространственного развития экономики страны», где  рассматривает важную проблему пространственного развития города Москвы среди регионов Российской Федерации. Выявлены потенциальные возможности преодоления сложившегося положения в пропорциях развития. Центра и регионов страны. По информации автора, полученной из различных источников, «… наибольшую долю в структуре доходов бюджета г. Москвы составляют налоги на доходы физических лиц (в среднем 40,65% от общего объема доходов за последние шесть лет). Основным источником наполнения бюджета г. Москвы «…является налог на доходы физических лиц (42% в 2017 году). В целом такая ситуация характерна для многих мегаполисов. — Для ослабления тенденции роста неравномерности пространственного развития экономики страны, имеет значение не только   формирование благоприятных условий для бизнеса и проживания, но и более активная бюджетная политика государства в части пропорционального распределения и перераспределения финансовых ресурсов между регионами страны».

В работе Казанцевой Е. Г. исследуется проблема регионального неравенства в России. Предложены методика  и понятийный аппарат для анализа этого феномена на мега-, макро- и мезо уровнях. Неравномерность регионального развития рассмотрена в контексте явления периферизации, использовался измеритель уровня неравномерности развития регионов в аспекте   обеспечения экономической безопасности.

Региональные особенности устойчивого развития приграничных муниципальных образований (на примере Амурской области) (Лазарева В. В.)  В соответствии с целью выполнен анализ практики оценки развития территории, разработана   авторская   методика определения особенностей и детерминант устойчивого развития приграничных муниципальных образований, определены возможные направления развития с использованием потенциала приграничного положения.

Динамика уровня пространственной дифференциации цен на продовольственные товары в РФ в 2013-2018 гг (Ступникова А.В.). Исследована пространственная дифференциация цен на продовольствие в 2013-2018 гг. Выявлена динамика пространственной дифференциации в период действия продовольственного эмбарго. Представлена информация о практике использования показателя волатильности относительных индексов потребительских цен на продовольственные товары

Под рубрикой Региональное развитие представлена работа «Миграционная ситуация в Мурманской области в свете реализации  арктических интересов России» (Корчак Е. А.). Выполнен комплексный анализ современной миграционной ситуации в Мурманской области во взаимосвязи с  определяющими факторами в свете реализации арктического вектора государственной политики России в Арктике.

В публикации «Управление природными ресурсами на трансграничных территориях» (Антюфеева Т. В., Швецова Л. В., Маслова О. М.) предложена   концептуально-логическая модель управления развитием потенциала приграничного положения, основанного на стратегическом подходе в целях устойчивого развития приграничных муниципальных образований

Принятая рубрикация тематики Журнала сориентирована на реализацию положений Стратегии  научно-технологического развития Российской Федерации ориентирует на переход к цифровым, интеллектуальным технологиям во всех сферах. Для решения этой крупной проблемы необходим «каркас», предусматривающий, наряду с другими, реинжиниринг функционирования всех сфер жизнедеятельности, адаптированный к цифровой основе, которая еще не сформировалась. Это касается координации менеджмента федерального, регионального, городского и районного уровней в части системного взаимодействия на стыках между уровнями.

В статье «Совершенствование процесса формирования региональных программ цифровой трансформации экономики и социальной сферы с учетом требований экономической безопасности» (Бублик Н.Д., Сафуанов Р. М., Чувилин Д. В., Егоров А. М., Акневский А.Б., Кожевников Е. В.) предложены методологические основы формирования региональных программ цифровой трансформации экономики и социальной сферы.

В рубрике «Теория региональной экономики» представлена статья «Определение уровня развития цифровой инфраструктуры в регионе: методика и сравнительный анализ на примере территорий российской Арктики» (Козлов А. В). В рамках журнальной  статьи раскрыта  методология исчисления уровня развития цифровой инфраструктуры для ведения бизнеса в регионе, дан сравнительный анализ данного показателя на примере двух регионов Арктической зоны РФ Разработать методологию исчисления уровня развития цифровой инфраструктуры для ведения бизнеса в регионе и сравнительный анализ данного показателя на примере двух регионов Арктической зоны РФ

В статье «Инструменты банковского сектора Республики Узбекистан» (Юлдашева Е. И.) структурированы имеющиеся сведения о том, какие банковские инструменты используются и будут внедряться в перспективе в Республике Узбекистан.  Внедрение передовых технологий невозможно без соответствующего уровня финансовой грамотности населения, в том числе высшего менеджмента страны. Это те меры, необходимые, прежде всего, чтобы развить настоящий эффективный рынок банковских услуг. По оценке автора в настоящее время в Узбекистане ряд современных банковских инструментов  не доступны   потребителям, ощущается недостаток в электронных финансовых продуктах, что связано с относительно невысоким уровнем цифровизации экономики в целом. Отсутствуют структурированные финансовые продукты и производные финансовые инструменты. В стране создается инфраструктура для ведения обезличенных металлических банковских счетов и лизинговых операций с драгоценными металлами. Есть основания утверждать, что сектор банковских услуг в Узбекистане находится в фазе развития.

 

Результаты анализа качественных параметров публикаций, предложения

  1. В целом, большинство  публикаций выполнены на достаточном уровне в рамках «больших вызовов» Стратегии научно-технологического развития РФ.
  2. Контент — анализ текстов публикаций выявил ряд проблем в формировании тематики. В частности, среди авторов публикаций в номере журнала, практически нет исследователей, использующих терминологию (ключевые слова), направлений социально-экономической жизни: система внутренней продовольственной помощи нуждающимся слоям населения, региональный трансакционный сектор, институциональная составляющая, организационное поведение и культура, сценарий будущего, форсайт – исследования. экономика органического земледелия, восстановление деградированных земель, инфраструктура АПК, формальные и неформальные институты.

 

Предложения

  1. При формулировании научно-технологической политики изданий, ориентированных на научное обеспечение регионов в социально-экономической сфере, считал бы целесообразным формировать научные приоритеты и перспективные  планы публикационной деятельности, используя методологическую базу ответов на большие вызовы научно-технологического развития Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642.
  2. Применительно к агропромышленному комплексу и природопользованию приоритетными проблемами для регионов является создание системы внутренней продовольственной помощи незащищенным слоям населения и сохранение плодородия сельскохозяйственных земель. Масштабы внутреннего потребления при полной реализации программ ВПП обеспечат внутренний спрос — до 20% от общего объема потребляемого   в регионе продовольствия[4]. Внутренняя продовольственная: помощь (далее ВПП) — это система госу­дарственной помощи населению, осуществляемая как в форме ор­ганизации социального питания отдельных групп граждан за счет или с участием бюджетов различных уровней, так и путем адрес­ной продовольственной поддержки нуждающимся путем прямых поставок продуктов питания, предоставления денежных средств для приобретения продовольствия, бесплатного или льготного, в сети специализированных предприятий общественного питания. В состав нуждающихся слоев населения, не имеющих достаточных средств для организации здорового питания, входят беременные и кормящие женщины, дети в возрасте до трех лет, дошкольного и школьного возраста, из малоимущих и многодетных семей. К этой категории относятся обучающиеся в образовательных учреждени­ях; многодетные и социально-незащищенные семьи; инвалиды и лица пожилого возраста, находящиеся в социальных и специаль­ных госучреждениях; малоимущие семьи и граждане, среднедуше­вой доход, которых ниже величины прожиточного минимума». Решение проблемы обеспечения здоровой пищей  в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности возлагается на государство. Вовлечение в индустрию социального питания дополнительной рабочей силы  обеспечит занятость населения, создаст внутренний  спрос на продукцию местного производства, появится возможность устойчивого сбыта продукции местным  сельхозтоваропроизводителям. Появится  возможность преодолеть изоляцию местного предпринимателя, созданную глобальными торговыми сетями. Средства бюджетов всех уровней в регионе, предназначенные на  социальное обеспечение, останутся в регионе, не будут выведены  торговыми сетями в счет оплаты населением завозимого  извне продовольствия [4].  https://elibrary.ru/download/elibrary_29400052_74368569.pdf
  3. Разработка научно-обоснованного прогноза социально-экономических потребностей населения с широким  использованием, наряду с другим инструментарием, Форсайт — исследований, что позволит объективизировать результаты, явится способом вовлечения в прогностическую работу непосредственных представителей бизнеса, экспертного сообщества и органов местного управления Формулирование цели и задач, классификация направлений исследования, формирование экспертного сообщества для проведения Форсайт-исследований в регионе[5].

 

Список литературы

  1. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207967/491d0aad1a57443c712cfdf119c49c7d5291eab8/
  2. Влияние организационной культуры на уровень трансакционных издержек в аграрной экономике. Статья в открытом архиве № 73057 06.08.2016
  3. https://mpra.ub.uni-muenchen.de/73057/
  4. Неформальные институты трансакционного сектора региона: агроэкономический аспект: монография/ Н.А. Аникина, В.Ф. Стукач,-М.:ФГБОУ ВО Омский ГАУ, 2016,-216с.
  5. Продовольственный рынок регионов России: новый вектор развития/Под общей редакцией д.э.н. Ю.Г. Лавриковой, д.э.н. В.П.Негановой-Екатеринбург: УроРАН, 2018.-776с. Инфраструктура продовольственного обеспечения нуждающихся слоев населения. — с.228-258
  6. Форсайт: методология, практика исследований/Шевченко Е.В., Стукач В.Ф., Третьяк В.П. Омск, 2016. 163s.
  7. Актуальные проблемы инновационного управления региональной экономикой// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999- 2645. — №2 (58). Номер статьи: 5811. Дата публикации: 2019-06-19 . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5811/

 

References

  1. Strategiya nauchno-texnologicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii, utverzhdyonnaya Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 1 dekabrya 2016 g. № 642. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207967/491d0aad1a57443c712cfdf119c49c7d5291eab8/
  2. Vliyanie organizacionnoj kul`tury` na uroven` transakcionny`x izderzhek v agrarnoj e`konomike/stat`ya v otkry`tom arxive  № 73057 06.08.2016 https://mpra.ub.uni-muenchen.de/73057/
  3. Neformal`ny`e instituty` transakcionnogo sektora regiona: agroe`konomicheskij aspekt: monografiya/ N.A. Anikina, V.F. Stukach,-M.:FGBOU VO Omskij GAU, 2016,-216s.
  4. Prodovol`stvenny`j ry`nok regionov Rossii: novy`j vektor razvitiya/Pod obshhej redakciej d.e`.n. Yu.G. Lavrikovoj, d.e`.n. V.P.Neganovoj-Ekaterinburg: UroRAN, 2018.-776s. Infrastruktura prodovol`stvennogo obespecheniya nuzhdayushhixsya sloev naseleniya. — s.228-258
  5. Forsajt: metodologiya, praktika issledovanij/Shevchenko E.V., Stukach V.F., Tret`yak V.P. Omsk, 2016.  163s
  6. Regionalnaya ekonomika i upravlenie: elektronnyy nauchnyy zhurnal. ISSN 1999- 2645. — №2 (58). Nomer stati: 5811. Data publikatsii: 2019-06-19 . Rezhim dostupa: https://eee-region.ru/article/5811/

Статьи, отмеченные в отзыве