Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №2 (58), 2019

Региональные особенности устойчивого развития приграничных муниципальных образований (на примере Амурской области)

Regional features of sustainable development of border municipalities (on the example of the Amur region)

Авторы


старший преподаватель, кафедра экономической теории и государственного управления
Россия, Амурский государственный университет
v_lazareva12@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме регионального развития – особенностям устойчивого развития приграничных муниципальных образований. В рамках данной статьи автором ставится цель на основе критического анализа существующих подходов к оценке устойчивого развития, разработать авторскую методику, позволяющую не только определить уровень, но и выявить особенности и детерминанты устойчивого развития приграничных муниципальных образований, а также обозначить возможные направления их развития на основе использования потенциала приграничного положения. Результаты настоящего исследования могут быть использованы в практической деятельности органов региональной и муниципальной власти при программировании устойчивого развития приграничных муниципальных образований.

Ключевые слова

приграничные муниципальные образования, Амурская область, устойчивое развитие, региональное развитие, типология приграничных муниципальных образований, диагностика развития приграничных муниципальных образований

Рекомендуемая ссылка
Лазарева Виктория Владимировна
Региональные особенности устойчивого развития приграничных муниципальных образований (на примере Амурской области)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (58). Номер статьи: 5808. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5808/
Authors

Lazareva Viktoriya Vladimirovna
Senior Lecturer, Department of Economic Theory and Public Administration
Russia, Amur State University
v_lazareva12@mail.ru

Abstract

This article has proposed and tested a methodology for assessing the sustainable development of border municipalities adjacent to the state border with the PRC. The result of using this technique is a typology of border municipalities according to the level of sustainable development, as well as the identification of problems impeding their development and the identification of promising directions for their solution, taking into account the existing potential of the border position.

Keywords

border municipalities, Amur region, sustainable development, regional development, typology of border municipalities, diagnostics of development of border municipalities

Suggested Citation
Lazareva Viktoriya Vladimirovna
Regional features of sustainable development of border municipalities (on the example of the Amur region). Regional economy and management: electronic scientific journal. №2 (58). Art. #5808. Date issued: 2019-06-07. Available at: https://eee-region.ru/article/5808/

Print Friendly, PDF & Email

Введение и постановка проблемы

Обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития Российской Федерации является приоритетной целью, закрепленной в Стратегии пространственного развития РФ.

Необходимым условием перехода к устойчивому развитию является организация взаимодействия экологической, экономической и социальной подсистем, которые   локализуются на территории муниципальных образований.

Большое разнообразие регионов и муниципальных образований определяет сложность и многообразие задач по обеспечению их устойчивого развития, их несводимости к единым стандартным решениям. Особого внимания заслуживают приграничные муниципальные образования, фундаментальной особенностью которых является приграничность, определяющая характер и тенденции протекающих социально-экономических процессов.

В сложившейся мировой практике приграничные территории выступают в качестве специально выделяемых объектов региональной политики, что стимулирует значительный научный интерес к анализу особенностей их социально-экономического развития. Несмотря на значительный вклад ученых в исследование проблем и перспектив развития приграничных территорий, ряд вопросов не нашли полного отражения. Важно отметить, что приграничные территории, являясь определенной типологической группой, в свою очередь значительно дифференцированы, что определяет уникальность каждого участка приграничья и предопределяет необходимость оценки процессов, происходящих в каждом регионе. В связи с этим объективной необходимостью становится уточнение и дополнение концептуальных подходов к анализу устойчивого развития приграничных муниципальных образований

 

Обзор ранее выполненных исследований

Попытки создания методики оценки устойчивости развития муниципальных образований, учитывающей влияние не только экономических, но и социальных и экологических факторов, широко представлены в работах отечественных исследователей. Однако в отношении приграничных муниципальных образований, данные вопросы специально не рассматривались.

Анализ научных исследований и публикаций показывает, что наиболее проработанной в методическом плане является оценка устойчивого развития приграничных территорий, относящихся к макроуровню приграничья (регион-субъект РФ). Так, например, Н.Р. Вязьмина предлагает комплексную методику оценки устойчивости социально-экономического развития приграничного региона, основанную на использовании концепции пороговых значений индикаторов, экспертнопараметрического метода оценки интегрального показателя уровня устойчивости и позволяющую учитывать специфику социально-экономического положения региона [3].

И.К. Сандомирская предлагает комплексную методику устойчивого развития региона, основанную на расчете скорректированного интегрального показателя устойчивого развития, с учетом приграничного положения региона [9].

Так как данные методики ориентированы на использование на региональном уровне, то, по нашему мнению, их простое копирование на мезоуровень приграничья просто невозможно или некорректно. Учитывая данное обстоятельство, представляется необходимым конкретизировать методику оценки устойчивого развития приграничных территорий, относящихся к мезоуровню приграничья (муниципальных образований).

Важным моментом при проведении оценки устойчивого развития, является определение системы индикаторов, позволяющих оценить состояние и проблемы развития различных территориальных систем, осуществить контроль за достижением целей устойчивого развития, управление этим процессом, а также дать оценку эффективности используемых средств и уровня достижения поставленных целей. Проблема индикаторов устойчивого развития – одна из еще нерешенных и широко дискутируемых как в научной среде, так и среди практических участников конкретных стратегий и программ.

Вместе с тем учеными и практиками уже наработан значительный пласт методических рекомендаций, консультационных материалов и примеров применения такого рода индикаторов.

Анализ имеющихся публикаций показал, что наиболее часто используется подход, основанный на построении агрегированного (интегрального) индикатора, на основе которого можно судить о степени устойчивости социально-экономического развития, различия заключается только в методах его построения [4-6]. На наш взгляд, методики оценки устойчивого развития, основанные на построении интегрального индикатора, имеют ряд недостатков. Так, например в методиках, где агрегированный показатель строится на основе бальной оценки, а затем на его основе муниципальные образования ранжируются, важным недостатком является – невозможность дальнейшего сравнения муниципальных образований региона с муниципальными образованиями других регионов. Кроме этого, зачастую не имеют научного обоснования границы уровней развития муниципальных образований. В методиках, основанных на построении агрегированного показателя с использованием метода свертки критериев, одной из проблем является значительное количество факторов и условий, оказывающих влияния на устойчивое развитие, что затрудняет задачу конструирования агрегированного индикатора, в силу его многомерности. Кроме того, интегральный индикатор, имеет крайне ограниченные возможности интерпретации полученных результатов, зачастую сводимых к констатации качественной оценки групп муниципальных образований по уровню устойчивости развития. Такая общая оценка обладает низкой эвристической ценностью в силу того, что ставящийся диагноз неизбежно объединяет в одну группу муниципальные образования, имеющие абсолютно разные болезни, формируемые под влиянием различных факторов.

В связи с этим нам представляется целесообразным построение системы индикаторов, каждый из которых отражает отдельные аспекты устойчивого развития. При построении такой системы индикаторов могут быть использованы различные варианты ее структуры: тема/проблема-индикатор; цели-задачи-индикаторы; компактная система ключевых/базовых индикаторов; тема-подтема-индикатор; дифференциация  структуры  индикаторов  на  показатели «давление-состояние- реакция» [1].

При построении системы индикаторов в рамках данной работы использована комбинация двух подходов:

1) компактная система ключевых/базовых индикаторов, представленная обобщающими показателями, позволяющими судить о состоянии целой подсистемы изучаемого объекта (показатели состояния);

2) структура тема/проблема-индикатор. Данные индикаторы позволяют оценить динамику относительно эталонного значения и таким образом определить «проблемные места», требующие выработки управленческих решений.

 

Материалы и методика исследования

С учетом рассмотренных положений автором разработана методика оценки устойчивого развития и выявления особенностей приграничных муниципальных образований, которая представлена в виде двух последовательных этапов (рисунок 1).

Целью первого этапа методики является анализ асимметрии и выделение типов муниципальных образований приграничного региона по уровню устойчивого развития.

Реализация первого этапа предложенной методики начинается с выбора индикаторов, характеризующих состояние отдельных подсистем устойчивого развития.

Автором сформирована компактная система базовых показателей на основе использования методов экспертного анализа (метод анкетного опроса).  Достоинством метода анкетного опроса является возможность сбора большого объема информации за достаточно короткий срок и независимость суждений экспертов. В качестве опрошенных экспертов выступили руководители муниципальных образований региона, руководящие работники профильных министерств Амурской области, представители бизнес-структур, а также руководители НКО. Всего было роздано сто анкет, из которых сто признано годными для обработки. При отборе индикаторов устойчивого развития учтено требование необходимости выражения обобщающими показателями характеристических (наиболее значимых, характерных, репрезентативных) свойств подсистем устойчивого развития и сочетание нескольких простых показателей.

Следующим шагом первого этапа является анализ уровня асимметрии устойчивого развития муниципальных образований приграничного региона. Асимметричность является сигналом для органов государственной власти о необходимости разработки и реализации политики, направленной на снижение диспропорций пространственного развития региона [7].

 

Методика оценки устойчивого развития и выявления особенностей приграничных муниципальных образований

Рисунок 1 – Методика оценки устойчивого развития и выявления особенностей приграничных муниципальных образований

 

Это обстоятельство во многом определяет необходимость детальной и глубокой оценки процессов, складывающихся в муниципальных образованиях регионов. Для анализа уровня асимметрии в работе использован метод вариационного анализа, важным достоинством которого является высокая степень достоверности и точности получаемых результатов в силу детальной проработки соответствующих методов в статистической литературе [8].

Важным шагом первого этапа методики является оценка уровня устойчивого развития муниципальных образований региона. При определении уровня устойчивого развития муниципальных образований автором предлагается использовать классификацию Р. Тернера, адаптированную нами с учетом выбранных показателей состояния, а также целей и приоритетов этапов перехода к устойчивому развитию (рисунок 2) [11].

 

Критерии определения уровня устойчивого развития муниципальных образований приграничного региона

Рисунок 2 – Критерии определения уровня устойчивого развития муниципальных образований приграничного региона

 

Так как устойчивое развитие предполагает поступательное социо-эколого-экономическое развитие, необходимо рассчитать среднегодовые темпы прироста показателей за исследуемый период по формулам 1-3:

(1)

где  – коэффициент роста цепной;     – значения показателя сравниваемого периода;  – значения показателя предшествующего периода;

 

(2)

где   – среднегодовой коэффициент роста цепной;  – число коэффициентов;

 

(3)

где  – среднегодовой темп прироста;  – среднегодовой коэффициент роста цепной. Если  – значения показателя в рассматриваемый период имеют тенденцию к увеличению;   – значения показателя в рассматриваемый период стабильны;   – значения показателя в рассматриваемый период имеют тенденцию к снижению;

 

На втором этапе осуществляется диагностика детерминант устойчивого развития приграничных муниципальных образований с использование структуры индикаторов «тема/проблема-индикатор» и построение типологии приграничных муниципальных образований по схожести проблемных мест. С учетом выявленных факторов, определяющих неравномерность развития, особенности и предпосылки устойчивого развития приграничных муниципальных образований была проведена предварительная типологизация, которая основывается на авторской гипотезе значительного влияния на способность к устойчивому развитию таких факторов, как положение в системе расселения и условий жизнедеятельности, а также характера государственной границы и наличия действующей приграничной инфраструктуры.

Выявление проблемных мест определяет необходимость оценки выбранных индикаторов относительно эталонных значений. В качестве эталонного значения приняты пороговые значения по предложенным индикаторам, которые выбраны таким образом, чтобы соответствовать нормативам и средним значениям соответствующих показателей в России. Поскольку показатели измеряются в различных единицах, а обязательным условием анализа является сопоставимость и однородность данных, то на следующем этапе происходит их нормирование (4):

(4)

где  – нормированный коэффициент j-го показателя i-го МО;  – значение j-го показателя i-го МО в исходной шкале;  и  минимальное и максимальное значение j-го показателя по всем МО;  – «эталонное» значение j-го показателя.

 

Построение типологии приграничных муниципальных образований по схожести проблематики развития отдельных элементов подсистем устойчивого развития выполнено посредством многомерной классификации на основе иерархического метода кластерного анализа. Для изменения состава кластеров процедура была проведена по данным 2007-2017 гг.

Апробация методического подхода автора представлена в диссертационной работе на примере приграничных муниципальных образований Амурской области. Выбор Амурской области в качестве объекта исследования обусловлен тем, что складывающиеся в рамках региона территориальные различия дополняются сохранявшимся до последнего времени сочетанием различных режимов границы, наличием действующей приграничной инфраструктуры. Отсутствие в исследовании подхода, основанного на сравнении муниципальных образований разных приграничных регионов, объясняется тем, что сочетание природно-климатических условий, социально-экономических факторов, функций границ и взаимоотношений, складывающихся между сопредельными государствами, делает каждый из приграничных регионов уникальным.

 

Полученные результаты и их обсуждение

Анализ уровня асимметрии пространства приграничного региона показал значительное расслоение муниципальных образований по показателям состояния отдельных подсистем устойчивого развития, что является сигналом для органов власти о необходимости разработки и реализации политики, направленной на снижение диспропорций пространственного развития. Рассчитанные среднегодовые темпы прироста представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Среднегодовые темпы прироста показателей, характеризующих состояние отдельных подсистем устойчивого развития за период 2007-2017 гг.

ВМП на душу населения, млн. руб. на чел. Инвестиции в основной капитал на душу населения, млн. руб. на чел. Плотность населения, на кв. км. Доля улавливаемых и обезвреживаемых загрязняющих атмосферу веществ в общем объеме, в  процентах
Архаринский МР 0,08 0,72 -0,03 -0,03
Благовещенский МР 0,07 0,46 0,04 0,08
Бурейский МР 0,05 0,01 -0,03 0,11
Константиновский МР 0,12 0,22 -0,02 0,03
Магдагачинский МР 0,14 0,35 -0,02 0,17
Михайловский МР 0,14 0,18 -0,02 0,14
Свободненский МР 0,30 1,40 0,00 -0,01
Сковородинский МР 0,16 0,35 -0,02 0,15
Тамбовский МР 0,13 0,20 -0,02 0,11
Шимановский МР 0,30 0,91 -0,02 0,02
Благовещенск ГО 0,00 0,06 0,01 0,00
Свободный ГО 0,08 0,35 -0,01 -0,17
Шимановск ГО 0,18 0,43 -0,02 0,12
Белогорский МР 0,10 0,33 -0,03 0,00
Завитинский МР 0,15 0,27 -0,03 -0,08
Зейский МР 0,12 0,65 0,00 -0,06
Ивановский МР 0,06 0,09 -0,02 -0,16
Мазановский МР 0,16 0,29 0,00 -0,03
Октябрьский МР 0,10 -0,08 -0,02 0,09
Ромненский МР 0,28 0,36 -0,03 -0,13
Селемджинский МР 0,12 0,16 0,00 0,01
Серышевский МР 0,22 0,30 -0,01 -0,35
Тындинский МР 0,06 0,27 0,00 0,24
Белогорск ГО 0,08 0,16 0,00 -0,12
Зея ГО 0,10 0,08 -0,02 0,01
Райчихинск ГО 0,09 0,45 -0,02 -0,23
Тында ГО 0,13 0,01 -0,01 0,00
Прогресс ГО 0,00 -0,08 -0,03 -0,01

 

По результатам оценки уровня устойчивого развития муниципальных образований приграничного региона было выявлено, что подавляющая часть приграничных муниципальных образований характеризуется слабым и очень слабым уровнем устойчивого развития (таблица 2).

 

Таблица 2 — Типы МО по уровню устойчивого развития по данным 2007-2017 гг.

Тип Муниципальные образования
Неустойчивое развитие Свободный ГО
Очень слабое устойчивое развитие Архаринский МР, Свободненский МР, Белогорский МР, Ивановский МР, Завитинский МР, Зейский МР, Мазановский МР, Ромненский МР, Серышевский МР, Белогорск Г, Райчихинск ГО, Прогресс МР
Слабое устойчивое развитие Константиновский МР, Михайловский МР, Тамбовский МР, Бурейский МР, Магдагачинский МР, Сковородинский МР, Шимановский МР, Шимановск ГО, Октябрьский МР, Селемджинский МР, Тындинский МР, Зея ГО, Тында ГО
Сильное устойчивое развитие Благовещенский МР, Благовещенск ГО

 

Сильное устойчивое развитие характерно для ГО Благовещенск и прилегающего к нему Благовещенскому МР. Благовещенск, являясь административным центром региона, кроме всего прочего выполняет специфическую роль «ворот» международной торговли, через приграничную инфраструктуру которого проходит свыше 90 % товарооборота области. Также следует указать, что ГО Благовещенск исключен из пограничной зоны.

Приграничные муниципальные образования существенно дифференцированы. Наличие больших различий в природно‑климатических условиях, структуре экономики, системе расселения, демографической ситуации и развитии инфраструктуры приграничных связей, сочетание в приграничье высокоурбанизированых территорий и удаленной депрессивной периферии делают их уникальными объектами управления. Данное обстоятельство определяет необходимость выделение типов приграничных муниципальных образований по качественным признакам.

Типология приграничных муниципальных образований основывается на авторской гипотезе значительного влияния на способность к устойчивому развитию таких факторов, как положение в системе расселения и условий жизнедеятельности, а также характера государственной границы и наличия действующей приграничной инфраструктуры.

Процедура оценки детерминант устойчивого развития и построении типологии приграничных муниципальных образований по схожести проблемных мест, с учетом предварительной типологии приграничных МО по качественным признакам, позволила выделить 5 кластеров приграничных муниципальных образований, среди которых наиболее проблемными являются приграничные муниципальные образования с сельскохозяйственной специализацией, низким уровнем развития социальной инфраструктуры, закрытым характером границы и отсутствием действующей приграничной инфраструктуры (рисунок 3). Анализ изменения состава кластеров, проведенный по данным 2007-2017 гг. позволил сформулировать следующие выводы: в целом формируется стабильный состав кластера по характеру проблем; наблюдается тенденция перемещения приграничных муниципальных образований между кластерами, связанная исключительно с реализацией на их территориях крупных инвестиционных проектов, временно улучшающих ряд экономических и социальных показателей.

 

Дендрограмма кластеризация приграничных муниципальных образований по индикаторам состояния отдельных элементов, 2017 г.

Рисунок 3 – Дендрограмма кластеризация приграничных муниципальных образований по индикаторам состояния отдельных элементов, 2017 г.

 

Пересечение типологии приграничных муниципальных образований по качественным признакам с полученной типологией проблемности позволил сделать следующие выводы:

1) дифференциация природных условий, приобретает наибольшее значение в направлении север-юг, подтверждая необходимость выделения северных приграничных муниципальных образований (V тип) в качестве отдельного объекта региональной политики. Располагая значительной сырьевой базой, муниципальные образования отличаются самой низкой плотностью населения. Освоение территорий северных приграничных муниципальных образований возможно за счет более широко использования вахтового метода в сочетании с развитием системы опорных населенных пунктов, призванных стать базовыми для социально-культурного, бытового и транспортного обслуживания вахтовых рабочих, а также для размещения перерабатывающих, обслуживающих и смежных производств. При этом, целесообразно создать условия жизнедеятельности, отвечающие современным стандартам, тем самым способствуя закреплению населения на данных территориях;

2) происходящие в регионе процессы далеко не всегда вписываются полностью в представления, следующие из теории Дж. Фридмана. Центро-периферийные взаимодействия складываются зачастую иначе, когда экономическое развитие происходит наиболее интенсивно в периферийных структурах [10]. В частности, это определяется размещением новых производств. Поэтому уровень развития и доступности услуг, предоставляемых в центрах обслуживания населения, играют важную роль, однако, не имеющую, во многих случаях доминирующего характера. Важно учитывать, что возможности ряда районных центров выполнять свою роль центров обслуживания населения прилегающих сельских поселений, из-за низкого экономического и социального потенциала существенно ограничены. Это отрицательно сказывается на привлекательности районов для проживания, стимулируя отток населения. Развитие их потенциала в предоставлении услуг населению районов является одним из наиболее значимых направлений пространственной политики в регионе;

3) сложившаяся в регионе пространственная дифференциация муниципальных образований и населенных пунктов отражает последствия разных периодов развития приграничных отношений.

Одним из полюсов является областной центр, имеющий уникальное местоположение, непосредственно на границе, напротив китайского города Хэйхэ, где дислоцированы таможенные переходы, выполняющие функции обеспечения перемещения людей и различных грузов. Другим полюсом являются населенные пункты, расположенные непосредственно на берегу р. Амур, применительно к которым действует режим пограничной зоны с элементами закрытости, сохранившимися со времен обострения российско-китайских отношений. Такая дифференциация не могла не отразиться на развитии этих территориальных образований за современный период приграничного сотрудничества, предопределяя концентрацию внешнеэкономических связей в центре региона. Перспективным направлением в развитии приграничных муниципальных образований является снятие изоляционных мер, а также более эффективное использование потенциала приграничного положения [2].

Имеющийся потенциал приграничного положения для экономического и социального развития области используется далеко не в полной мере. Существенное изменение ситуации требует прежде всего осуществления на федеральном и региональном уровне мер, направленных на создание условий для более эффективного использования потенциала, заложенного в приграничном положении региона. На федеральном уровне необходимо определить для приграничья систему преференций, как минимум, соответствующую принятым на сопредельной территории.

Главной задачей для органов региональной власти должно стать недопущение снижения уровня развития потенциала приграничного положения по сравнения с достигнутым уровнем, а также создание условий для его наращивания в целях устойчивого развития приграничного пространства региона. Решение данной задачи может быть обеспечено применением стратегического подхода в управлении развитием потенциала приграничного положения.

Основой для разработки стратегических направлений развития потенциала приграничного положения, а также формулировки конкретных мероприятий по их внедрению должна стать концептуально-логическая модель (рисунок 4). В разрабатываемые стратегические документы на уровне субъекта РФ должны закладываться меры по использованию потенциала приграничного положения, создания системы льгот для хозяйствующих субъектов осуществляющих сотрудничество в сферах представляющих особый интерес для развития региона, в частности для модернизации действующих производств на высокотехнологичной основе, эффективного использования земельных ресурсов для обеспечения продовольственной безопасности, развития импортозамещающих производств.

 

Концептуально-логическая модель управления развитием потенциала приграничного положения для устойчивого развития приграничных муниципальных образований

Рисунок 4 — Концептуально-логическая модель управления развитием потенциала приграничного положения для устойчивого развития приграничных муниципальных образований

 

Управление развитием потенциала приграничного положения с использованием стратегического подхода предполагает последовательное осуществление следующих этапов:

1)  стратегическое планирование, предполагающее разработку и выбор стратегических направлений развития потенциала приграничного положения. Проведенная автором диагностика устойчивого развития приграничных муниципальных образований позволила определить ряд проблем, препятствующих их устойчивому развитию, решение которых, по мнению автора может быть обеспечено за счет более эффективного использования потенциала приграничного положения. В числе важнейших направлений наращивания и использования уже сложившегося приграничного потенциала в рамках данной работы автором рассмотрены: формирование транспортно-логистического комплекса и развитие транзитного потенциала приграничных муниципальных образований; использование потенциала иностранной рабочей силы для реализации стратегии импортозамещения в сельскохозяйственном производстве;

2) реализация стратегии развития потенциала приграничного положения предполагает использование программно-проектного подхода управления.

3) при проведении мониторинга и оценке реализации стратегии развития потенциала приграничного положения могут быть использованы:

  • для оценки эффективности использования потенциала приграничного положения — показатели оценки социально-экономического развития   Амурской области в сравнении со среднероссийскими значениями (отношение ВРП на душу населения к среднероссийскому показателю; отношение объема инвестиций на душу населения к среднероссийскому показателю; среднедушевые доходы населения в расчете на одного человека к средне-российскому показателю; отношение уровня безработицы к среднероссийскому показателю; отношение внешнеторгового оборота на душу населения к среднероссийскому показателю; коэффициент интенсивности приграничья);
  • для оценки устойчивого развития приграничных муниципальных образований, предполагающего поступательное развитие, целью которого является повышение уровня и качества жизни населения, на основе расширенного воспроизводства, которое достигается при взаимодействии и целостном развитии экологической, экономической и социальной подсистем – предложенная автором двухуровневая система индикаторов.

 

Выводы

Разработанная методика оценки и выявления особенностей устойчивого развития приграничных муниципальных образований позволяет определить уровень асимметрии развития муниципальных образований приграничного региона, оценить уровень и выявить особенности устойчивого развития приграничных муниципальных образований, диагностировать проблемы и определить возможные направления их решения с учетом имеющегося потенциала. Данная методика отличается универсальностью и может быть использована при оценке устойчивого развития приграничных муниципальных образований субъектов РФ. Предложенная автором концептуально-логическая модель управления развитием потенциала приграничного положения, основанная на стратегическом подходе будет способствовать более эффективному использованию потенциала приграничного положения в целях устойчивого развития приграничных муниципальных образований.

 

Список литературы

  1. Бобылев С.Н. Индикаторы устойчивого развития: региональное измерение: пособие по региональной экологической политике. М.: Акрополь, ЦЭПР, 2007. 60 с.
  2. Власова Н.Ю., Лазарева В.В. Проблемы и перспективы устойчивого развития сельских территорий приграничного региона // Стратегия развития приграничных территорий: традиции и инновации Монография. Под редакцией Л.Б. Вардомского, Л.И. Попковой, Цезары Мадры. Курск, 2017. С. 52–62.
  3. Вязьмина Н.Р. Управление устойчивым развитием приграничного региона: монография. Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2011. 128 с.
  4. Громов Е. И. Методика социо-эколого-экономической оценки и прогнозирования параметров устойчивого развития аграрно-ориентированных территорий // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2014. №3 (150). С.125–132.
  5. Зайцева О.О. Применение методики трехмерных ранжировок для оценки уровня устойчивости сельских муниципальных образований республики Мордовия // Системное управление. 2013. № 4 (21). С. 43.
  6. Кусакина О.Н., Дыкань Ю.А. Методика оценки устойчивого развития сельских территорий // Фундаментальные исследования. 2015. № 5-4. С. 748-752.
  7. Лавровский Б.Л., Масаков В.В. К вопросу о методологии и технике региональной классификации // Региональная политика, направленная на сокращения социально-экономической и правовой асимметрии. Новосибирск, 2000. Вып. 2. С.65–86.
  8. Лазарева В.В., Власова Н.Ю., Дьяченко В.Н. Неравномерность развития муниципальных образований Дальневосточного приграничья // Известия Уральского государственного экономического университета. 2019. Т. 20, № 1. С. 61–77. DOI: 10.29141/2073-1019-2019-20-1-5
  9. Сандомирская И.К. Региональные аспекты устойчивого развития // Управленческое консультирование. 2001. № 1. С. 161-169.
  10. Friedmann, J. Regional Development as a Policy Issue / J. Friedmann, W. Alonso // Regional 8. Iwelopment and Planning. Cambridge (Mass.), 1964.
  11. Turner R., Pearce D., Bateman Environment and Ethics. In: Environmental Economics. Baltimore: The John Hopkins University Press. 1993. p. 28-40.

 

References

  1. Bobylev S.N. Indicators of sustainable development: regional dimension: Handbook on regional environmental policy [Indikatory ustojchivogo razvitiya: regional’noe izmerenie: posobie po regional’noj ekologicheskoj politike]. M.: Acropolis, CEPR, 2007. 60 PP.
  2. Vlasova N.Yu. Lazareva V.V. Problems and prospects of sustainable development of rural areas of the border region [Problemy i perspektivy ustojchivogo razvitiya sel’skih territorij prigranichnogo regiona] // strategy of development of border areas: traditions and innovations Monograph. Edited by L. B. Vardomsky, L. I. Popkova, Caesar Madra. Kursk, 2017. P. 52-62.
  3. Vyazmina N.R. Management of sustainable development of the border region: monograph [Upravlenie ustojchivym razvitiem prigranichnogo regiona]. N. Novgorod: Publishing house VVAGS, 2011. 128 PP.
  4. Gromov E. I. Methods of socio-ecological and economic assessment and forecasting of parameters of sustainable development of agrarian-oriented territories [Metodika socio-ekologo-ekonomicheskoj ocenki i prognozirovaniya parametrov ustojchivogo razvitiya agrarno-orientirovannyh territorij] // Bulletin of Adyghe state University. Series 5: Economics. 2014. №3 (150). Pp. 125–132.
  5. Zaitseva O.O. Application of three-dimensional ranking methods to assess the level of stability of rural municipalities of the Republic of Mordovia [Primenenie metodiki trekhmernyh ranzhirovok dlya ocenki urovnya ustojchivosti sel’skih municipal’nyh obrazovanij respubliki Mordoviya] // System management. 2013. № 4 (21). P. 43.
  6. Kusakina O.N., Degani Y.A. the Methodology of evaluation of sustainable development of rural territories [Metodika ocenki ustojchivogo razvitiya sel’skih territorij] // Fundamental research. 2015. No. 5-4. P. 748-752.
  7. Lavrovsky B.L., Mashkov V.V. To the question of methodology and techniques of regional classification [K voprosu o metodologii i tekhnike regional’noj klassifikacii]// Regional policy aimed at reducing socio-economic and legal asymmetry. Novosibirsk, 2000. Issue. 2. P. 65–86.
  8. Lazareva V.V., Vlasova N. Yu. Dyachenko V. N. Uneven development of municipalities of the far Eastern border [Neravnomernost’ razvitiya municipal’nyh obrazovanij Dal’nevostochnogo prigranich’ya] // Proceedings of the Ural state University of Economics. 2019. Vol. 20, No. 1. P. 61-77. DOI: 10.29141/2073-1019-2019-20-1-5
  9. Sandomirskaya I.K. Regional aspects of sustainable development [Regional’nye aspekty ustojchivogo razvitiya] // Management consulting. 2001. No. 1. P. 161-169.
  10. Friedmann, J. Regional Development as a Policy Issue / J. Friedmann, W. Alonso // Regional 8. Iwelopment and Planning. Cambridge (Mass.), 1964.
  11. Turner R., Pearce D., Bateman Environment and Ethics. In: Environmental Economics. Baltimore: The John Hopkins University Press. 1993. p. 28-40.

Пространственная экономика, Региональное развитие