Управление цифровизацией социально-экономического развития региона

Управление цифровизацией социально-экономического развития региона

Информация о диссертационном исследовании «Управление цифровизацией социально-экономического развития региона»

Бекбергенева Дина Евгеньевна

Управление цифровизацией социально-экономического развития региона

  • Специальность 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика
  • Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук
  • Год защиты: 2022
  • Работа выполнена в автономной некоммерческой организации высшего образования Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка»

Основные положения диссертационного исследования

Актуальность темы исследования. Цифровые технологии становятся необходимыми инструментами выполнения повседневных рутинных действий, позволяющих освободить человека для выполнения творческой работы, проведения консультаций, создания нового информационного продукта для совершенствования экономической, политической и культурной жизни общества. Пандемия коронавируса и угроза заражения населения инфекционными заболеваниями, передающимися воздушно -капельным путем, определили высокую важность и скорость переноса документов и знаний в цифровое пространство, организации трудовых, производственных и управленческих процессов дистанционно. Общение граждан с органами государственной власти переносится на электронные платформы, многие информационные, консультативные, творческие, управленческие функции производственных и торговых предприятий выполняются с использованием электронного документооборота и цифровой подписи.

Цифровые технологии преображают общение людей, делая его гибче и динамичнее с помощью смартфонов и интернета, позволяют оперативно и мобильно обмениваться информацией и знаниями, используя облачные сервисы, формируют новые стандарты качества жизни при организации рабочего и домашнего пространства на основе использования специализированных онлайн-порталов, цифровых реестров, умных электронных помощников и интернета вещей. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся драйвером развития страны и региональных экономик на основе эффекта масштаба от производства, обработки, использования и передачи больших объемов данных и воздействия сетевого эффекта, определяющего экспоненциальный рост полезности сети в зависимости от увеличения количества ее пользователей.

Высокие темпы внедрения ИКТ во все сферы жизнедеятельности людей и производственно-сбытовые бизнес-процессы участников рынка приводят к появлению новых бизнес-моделей, обеспечивающих интеграцию офлайн- и онлайн-коммуникаций между разными субъектами экономических отношений, что требует разработки принципиально новых методов управления бизнесом, общественными объединениями и органами государственной и муниципальной власти на региональном уровне.

Недостаточная сформированность теоретико-методологических и практических положений управления цифровизацией социально-экономического развития регионов в части всестороннего учета и применимости инструментария взаимодействия со стейкхолдерами электронного развития предопределила актуальность данного исследования, своевременность и необходимость дальнейшего совершенствования и проработки проблематики дигитал-трансформации экономики региона.

Степень разработанности проблемы. Поднятой в диссертационном исследовании проблеме управления социально -экономическим развитием региона посвящены труды отечественных и зарубежных авторов.

Вопросы разработки теоретико-методологического базиса социально-экономического развития регионов представлены в трудах С. Нате, А. Hirschman, И. М. Айзиновой, О. Б. Алексеева, П. Я. Бакланова, В. И. Бутова, A. Вебера, А. И. Гаврилова, Л. М. Гохберга, А. Г. Гранберга, Ю. И. Грибанова, Н. Д. Гуськовой, Г. В. Гутмана, Е. М. Джурбиной, А. И. Добрынина, Ф. Х. Дорониной, С. Дробышевского, О. П. Звягинцевой, В. Г. Игнатова, B. Л. Иноземцева, Р. Р. Кашбразиева, Н. П. Кетовой, Л. Б. Ковальчук, И. А. Кузнецовой, В. В. Ложко, Т. Д. Макаренко, Дж. Малеки, А. А. Мироедова, Е. А. Неретиной, Н. Р. Орловой, М. В. Панасюк, В. В. Пациорковского, О. М. Рой, Л. Рокмелол, В. П. Самариной, Г. Э. Слезингера, Г. Спенсера, А. М. Трофимова, И. Г. Тюнина, С. С. Шаталина, Д. И. Шеймана, Й. Шумпетера, П. Г. Щедровицкого.

Значительный вклад в изучение генезиса, эволюции, процессов и тенденций цифровизации экономики внесли такие отечественные и зарубежные исследователи, как: F. Machlup, N. Negroponte, D. Tapscott, Д. М. Азизкулов, Ю. М. Акаткин, А. В. Бабкин, Д. Н. Баранов, К. М. Беликова, В. М. Бондаренко, В. Г. Буданов, Р. Бухт, Ю. В. Вертакова, Т. Ю. Гавриленко, И. З. Гелисханов, Г. Г. Головенчик, А. В. Грузин, Н. В. Днепровская, М. Кастельс, А. В. Кешелава, Ю. А. Коблова, Е. В. Красильникова, Т. С. Купревич, Л. И. Лукичева, В. Л. Макаров, М. А. Никитенкова, М. А. Плахотникова, В. Ю. Румянцева, Б. В. Салихов, И. А. Стрелец, В. И. Ткач, Р. Хигс, Н. Е. Христолюбова, Е. В. Шаракина, Т. Н. Юдина, Е. Г. Яковенко.

Существенными при изучении вопросов управления цифровизацией региональной экономики представляются работы R. Geissbauer, S. Schrauf, J. Vedso, М. Альстина, Н. А. Буракова, В. В. Вилькен, М. В. Власова, И. А. Громова, Ю. Ю. Дашенко, Б. Дубова, С. А. Дятлова, В. С. Жарова, А. Д. Запольского, Н. В. Зяблицкой, Л. Ю. Капранова, А. А. Крюковой, О. С. Лобанова, А. Е. Логинова, М. В. Маракулина, В. Месропяна, В. Ф. Минакова, Ю. А. Михаленко, Дж. Паркета, Е. Д. Соложенцева, М. М. Султыгова, С. Чаудари, А. В. Шувалова. Также актуальны научные исследования В. В. Акбердиной, И. В. Головинской, А. А. Кудряшова, П. О. Литвина, С. Б. Огнивцева, М. Б. Хрипуновой, А. И. Шолиной, посвященные изучению особенностей цифровизации в разных отраслях российской экономики.

Научная база теоретико-методических и практических аспектов управления цифровыми инструментами в экономике региона достаточно многогранна, но требует углубленной проработки комплексного подхода к содержанию методологии и инструментария цифровой трансформации региональной экономики с учетом особенностей кросс-функционального взаимодействия стейкхолдеров регионального развития.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретико-методологических положений и научно -практических инструментов управления ценностными взаимоотношениями стейкхолдеров, ориентированных на достижение сбалансированного развития цифровизации региональной экономики.

В исследовательском процессе научного познания образованы и поэтапно проработаны следующие задачи, представленные в виде нескольких блоков.

Блок 1. Теоретико-методологический базис цифровой трансформации социально-экономического развития региональной экономики:

  • изучить понятийный аппарат концепции цифровой экономики;
  • выявить ключевые направления парадигмы цифровой трансформации региональной экономики;
  • типологизировать систему социально-экономических отношений и процессов региональной экономики.

Блок 2. Исследование предпосылок и условий реализации поэтапного процесса цифровизации региональной экономики:

  • исследовать состояние инновационной среды цифровизации региональной экономики;
  • оценить факторы социально-экономического роста и развития региона;
  • идентифицировать драйверы и барьеры цифрового развития регионов.

Блок 3. Методология цифровизации социально -экономических отношений и процессов в региональной экономике:

  • проанализировать подходы к измерению уровня цифровизации экономики на мировом и региональном уровнях;
  • выявить характеристики и уровень сформированного цифрового менталитета населения региона и цифровой зрелости бизнес-сообщества региона;
  • провести анализ показателей социально-экономического роста и развития регионов Российской Федерации со схожими характеристиками, включающими площадь территории, среднедушевые денежные доходы населения и уровень развития сельского хозяйства в регионе.

Блок 4. Моделирование стратегического управления процессами цифровой трансформации экономики региона:

  • систематизировать цифровые решения в разных отраслях народного хозяйства и выявить условия их конвергенции;
  • обосновать содержание этапов процесса цифровой трансформации региональной экономики;
  • разработать корреляционно-регрессионную модель влияния определенных факторов на индекс цифровизации региональной экономики.

Блок 5. Разработка авторского подхода к управлению цифровизацией социально-экономического развития региона:

  • обосновать конверсию цифровых платформ в единую цифровую экосистему;
  • предложить базовую модель коммуникаций участников региональной цифровой экосистемы;
  • разработать авторский подход к управлению цифровизацией социально-экономического развития региона на основе формирования инструментов взаимодействия со стейкхолдерами цифрового развития региональной экономики.

В качестве объекта исследования выступил процесс цифровой трансформации региональной экономики, включающий последовательные и положительные изменения производительных сил, науки, культуры, инноваций, человеческого капитала, уровня и качества жизни населения на основе современных информационно-телекоммуникационных технологий.

Предметом исследования выступили перспективные резервы взаимоотношений между экономическими, технологическими, государственными и общественными стейкхолдерами в процессе управления цифровизацией социально-экономического развития региона.

Диссертационное исследование выполнено в соответствии с Паспортом научной специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика (п. 3.10 «Исследование традиционных и новых тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально-экономических систем», п. 3.12 «Региональные особенности социально-экономического развития; типы регионов (развитые и депрессивные, доноры и реципиенты, монопродуктовые и диверсифицированные, с крупными городскими агломерациями и без них и др.), методические проблемы классификации и прикладные исследования особенностей развития различных типов регионов», п. 3.17 «Управление экономикой регионов. Формы и механизмы взаимодействия федеральной, региональной, муниципальной власти, бизнес -структур и структур гражданского общества. Функции и механизмы управления. Методическое обоснование и разработка организационных схем и механизмов управления экономикой регионов; оценка их эффективности»).

Теоретико-методологическая основа исследования. В диссертационном исследовании использованы общенаучные и специальные методы познания, теоретико-прикладные разработки российских и зарубежных ученых в области теории и методологии социально-экономического развития регионов, цифровой экономики, государственного управления, использования человеческого капитала и ИКТ, что позволило сформировать адекватные целям и задачам исследования ключевые положения по методологии управления цифровизацией социально -экономического развития региона на основе системного подхода, методов анализа и синтеза, обобщения, формализации, функционально-структурного сравнения, эмпирических исследований, корреляционно-регрессионного моделирования, индуктивного и дедуктивного методов, экспертных опросов.

Информационно-эмпирическая база исследования сформирована на основе достоверных официальных данных, представленных в материалах Федеральной службы государственной статистики РФ и ее территориальных органов, результатов исследовательской деятельности российских и зарубежных ученых, аналитических отчетов расчета индексов цифровизации российских регионов, публикаций в деловых изданиях и электронных сетевых ресурсах, содержания проекта Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Оренбургской области, а также исследовательских обобщений и научных разработок автора.

Институционально-правовой базой исследования послужили положения Конституции Российской Федерации, законодательно-правовые, нормативные акты и программные документы федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти в сфере цифровизации региональной экономики.

Степень обоснованности результатов диссертационной работы обеспечивается четкой корреляцией полученных научных выводов с результатами ведущих научных работ отечественных и зарубежных исследователей и данными официальной статистики; подтверждается вовлечением в исследовательский процесс современных методов поиска и анализа информации, репрезентативной эмпирической базой исследования, а также использованием инновационных, но апробированных на практике инструментов научного исследования.

Концепция диссертационного исследования базируется на авторской гипотезе о том, что комплексное внедрение инструментария трансформации региональной экономики в электронной сфере на основе включения результатов исследований цифрового менталитета населения и зрелости бизнес-сообщества региона позволит достичь высоких показателей роста и развития социально-экономических процессов региона посредством реализации управления взаимодействием со стейкхолдерами электронного развития региональной экономики и удовлетворения общественных потребностей населения. Изыскания позволили: расширить научное представление об управлении социально-экономическим развитием региональной экономики на основе матрицы выбора стратегии и содержания этапов процесса цифровизации региональной экономики; разработать корреляционно-регрессионную модель влияния ключевых факторов роста и развития социально-экономических процессов региона на индекс цифровизации региональной экономики; обосновать содержание дорожной карты включения незаинтересованных стейкхолдеров региональной экономики и предложить авторский подход к управлению социально-экономического развития региона с использованием новейших информационно-телекоммуникационных технологий.

Развивают теоретико-методологическую основу цифровизации региональной экономики и выносятся на защиту следующие положения диссертации.

  1. Изменение традиционных цепочек создания ценности, виртуализация продуктов и услуг предпринимательского сектора, информатизация компетенций территориальных органов власти, модернизация бизнес-моделей на основе внедрения сервисов автоматизации данных, интеграция цифровых платформ в единую региональную цифровую экосистему, формирование цифрового менталитета населения региона, обеспечение квантовых скачков производительности предприятий высокотехнологичных отраслей, приращение цифрового доверия стейкхолдеров регионального развития положительно влияют на процесс внедрения технологических и управленческих инноваций и определяют необходимость разработки парадигмы цифровой трансформации экономики региона.
  2. Условиями успешной цифровой трансформации региональной экономики выступают инвестиции в развитие технической и технологической инфраструктуры для обеспечения бизнес-процессов предприятий региона программными и аппаратными решениями по сбору, переводу в цифровой формат, хранению, передаче и использованию защищенной информации и вложения в человеческий капитал в части обучения специалистов, обеспечивающих развитие цифровой среды, и пользователей цифровых ресурсов, которые ищут информацию, анализируют данные, вырабатывают и реализуют управленческие решения. Выявление критических точек реализации цифровых решений на уровне региона в части наличия технических ресурсов и готовности населения к цифровизации определяет применимость матричного подхода к выбору стратегии цифровизации региональной экономики.
  3. Типология социально-экономических процессов роста и развития региона по уровням удовлетворения общественных потребностей населения определила иерархию целевой направленности от обеспечения жизнеспособности и безопасности до развития социальных взаимоотношений, уважения, патриотизма, признания заслуг и реализации способностей населения региона, приоритетный порядок включения цифровых решений для достижения синергетического эффекта трансформации региональной экономики, при этом удовлетворение потребностей населения на более высоком уровне возможно только при обеспечении наличия и совершенствования процессов на базовом уровне.
  4. Оценка сформированности цифрового менталитета населения региона и степени цифровой зрелости бизнес-сообщества региона показала, что наличие цифровых компетенций напрямую влияет на уровень готовности к принятию организационно-управленческих решений в электронной сфере, при этом доступ к ресурсам информационно-телекоммуникационной сети Интернет определяет открытость возможностей повышения цифровой и компьютерной грамотности населения региона при использовании компьютерной техники, программного обеспечения и электронных ресурсов для удовлетворения информационных, профессиональных и утилитарных потребностей. Высокая оценка экспертами уровня цифрового развития предприятий и активная эскалация процессов цифровизации во всех отраслях и сферах деятельности региона формируют субъективное понимание руководством необходимости реализации накопленного потенциала предприятий и организаций для повышения конкурентоспособности бизнеса и противодействия факторам, тормозящим развитие цифровой зрелости бизнес-сообщества региона.
  5. Для своевременной детерминации факторов, выступающих субъективными обструктивными проблемами и конструктивными возможностями, объективными барьерами и драйверами развития цифровой экономики, необходимо проводить аналитический мониторинг организационно -управленческих решений, снижающих уровень цифрового разрыва регионов и повышающих потенциал целевой адресации инструментов федеральной политики регионального развития на основе расчета индекса цифровизации и ранжирования субъектов Российской Федерации.
  6. Результаты систематизации цифровых решений в разных отраслях народного хозяйства региона обусловливают конвергенцию цифровых продуктов, устройств, рынков и пространств, формирующих постоянное видоизменение используемых информационно-телекоммуникационных технологий, обеспечивающих открытый вход и агрегацию полезных информационных и технологических ресурсов при участии представителей бизнес-сообщества и населения региона в деятельности единой региональной цифровой экосистемы, что развивает клиентоориентированный подход к взаимодействию со стейкхолдерами цифрового развития на основе свободного доступа к информации как ключевому и восполняемому ресурсу развития региона и детерминирует системную поддержку интеграционных бизнес-процессов в сфере оказания государственных электронных услуг, учитывая правовые нормы и этические принципы поведения в информационно-телекоммуникационной среде Интернет.
  7. Процесс цифровизации региональной экономики с указанием ключевых решений, включающих: переосмысление бизнес-стратегии электронной государственной или бизнес-площадки, развитие цифровой инфраструктуры, совершенствование процесса взаимодействия с клиентами, определение и поддержку параметров кибербезопасности технологической системы, организацию открытых систем взаимоотношения с внешним миром, вложение средств в инновации, определяет приоритетные направления и шаги цифрового проектирования в региональной экономике.
  8. Наличие разнообразных факторов формирования роста и развития региональной экономики обусловило необходимость разработки корреляционно-регрессионной модели определения влияния сформированного цифрового менталитета населения и степени диджитал-зрелости бизнес-сообщества на индекс цифровизации региональной экономики. Ключевые факторы влияния оказывают прямое линейное воздействие, динамика значений показателей, формирующих индекс цифровизации регионов, поддается анализу и обладает тесной связью с итоговым результатом, что указывает на возможность использования уравнения множественной регрессии для прогноза индекса цифровизации региональной экономики регионов разных федеральных округов Российской Федерации.
  9. Конверсия цифровых государственных и бизнес-платформ в единую региональную цифровую экосистему обеспечивает формирование и усиление конкурентных преимуществ всех субъектов в цифровой сфере, проектирование и воплощение новой бизнес-модели, повышение уровня компетенций за счет оптимизации транзакций на базе высокотехнологичных сетевых распределенных специализированных решений, повышение ценности бизнеса и экономики в целом и обеспечение однозначных и понятных условий взаимодействия на рынке. Эталонная модель коммуникаций участников региональной цифровой экосистемы должна обеспечить регулирующую роль в проектировании и функционировании региональной цифровой экосистемы Центру компетенций по цифровизации региона, в который должны быть включены представители органов власти, образовательные организации, эксперты цифровых преобразований, представители некоммерческих профессиональных ассоциаций и партнерств, функционирующих в регионе.
  10. Активизация процесса формирования групп стейкхолдеров цифрового развития региона предполагает внедрение инновационного подхода к управлению цифровизацией социально-экономического развития региона с использованием инструментов взаимодействия со стейкхолдерами региональной цифровой экосистемы на основе их идентификации и структуризации, управления ожиданиями и восприятием цифровых изменений и включения в процесс трансформации малозаинтересованных стейкхолдеров цифрового развития региональной экономики. В зависимости от выявленных степеней полномочий и интереса стейкхолдеров могут быть реализованы соответствующие стратегии: передачи стейкхолдерам ключевых полномочий по внедрению диджитал-инструментов, формирования позитивного образа внедренных цифровых решений, вовлечения в процесс трансформации на основе личного участия, предоставления доступа к принятию решений по внедрению программных продуктов, мониторинга ожиданий и восприятия изменений стейкхолдерами, информационной доступности и формирования открытой обратной связи.

Научная новизна диссертационной работы заключается в приращении теоретических и методологических знаний, разработке практических предложений по управлению цифровизацией социально-экономического развития региона на основе внедрения матрицы выбора стратегии цифровой трансформации и обоснования содержания процесса цифровизации региональной экономики, способствующих увеличению показателей социально -экономического роста, развития регионов, удовлетворению общественных потребностей населения и повышению эффективности деятельности экономических, технологических и социальных субъектов региона.

  1. Детерминирован теоретико-методологический базис цифровой трансформации социально-экономического развития региональной экономики на основе актуальных цифровых методов накопления и анализа больших данных, бесшовного внедрения аддитивных, облачных и киберфизических технологий, интеллектуализации бизнес-процессов предприятий всех отраслей народного хозяйства, что коренным образом меняет конкурентную среду региональной экономики, значимость, приоритеты отраслей народного хозяйства, социально -экономических процессов региональной экономики, профиль социально-экономических отношений бизнеса, населения и региональных органов власти.
  2. Разработана матрица выбора стратегий цифровизации региональной экономики на основе степени проявления факторов цифровой готовности населения региона, технических возможностей дигитализации региональных процессов, формирующая траекторию трансформации социально-экономических процессов в последовательном проявлении стратегий автоматизации, оцифровывания, интеллектуализации и виртуализации региональной экономики, что обосновывает значимость человеческого капитала и технологической инфраструктуры региона как точек роста цифровизации региональной экономики.
  3. Определены составляющие социальной и экономической подсистем региональной экономики, подвергающиеся цифровой трансформации и определяющие выделение процессов функционирования региона, обеспечивающих стабильность ключевых ситуативных показателей качества жизни населения, эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, и процессов развития региона, определяющих появление новых социально -экономических формаций, удовлетворяющих разные уровни общественных потребностей населения региона, включая потребности обеспечения жизнеспособности, безопасности, социальных взаимоотношений, общественного признания заслуг, проявления патриотизма, а также потребности реализации способностей, что позволило выстроить приоритетный порядок включения управленческих решений для достижения синергетического эффекта цифровой трансформации региональной экономики.
  4. Предложена методика оценки цифрового менталитета населения региона, включающего показатели компьютерной грамотности, готовности и доверия населения и цифровой зрелости бизнес-сообщества как степени использования в производственных, сбытовых и управленческих бизнес -процессах инструментов и технологий, связанных с компьютеризацией и интеллектуализацией бизнес-операций, методами обработки больших массивов данных и интернетом вещей на цифровых технологических платформах или экосистемах, что позволило выявить различия в цифровом развитии регионов страны из-за неравномерного обеспечения доступа к цифровым технологиям и структурных разрывов в социально-экономическом развитии регионов.

Автореферат диссертации (текст)

ЗагрузчикЗагрузка...
Логотип EADСлишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать документ [1.29 MB]

Статьи в журнале по теме: Управление цифровизацией социально-экономического развития региона

Посмотреть еще в категории: Диссертационные исследования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *