Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №1 (61), 2020

Финансовая устойчивость и цифровизация федеральных округов как фактор повышения благосостояния населения России

Financial Sustainability and Digitalization of Federal Districts as a factor in improving the welfare of the population of Russia

Авторы


Россия, Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского
sitnicof@mail.ru


Россия, Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского
jashinsn@yandex.ru


Россия, Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского
bogomolov@iee.unn.ru


Россия, Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского
grishynina@yandex.ru

Аннотация

Целью работы является разработка методологических подходов и практических методов оценки финансовой устойчивости и уровня цифровизации федеральных округов. Объектом исследования является региональные бюджеты, входящие в федеральные округа Российской Федерации. Предмет исследования ‒ совокупность теоретических и методологических вопросов оценки финансовой устойчивости и уровня цифровизации федеральных округов в условиях цифровой трансформации государственного управления.
Методология. Отличительной особенностью проведенного исследования является проведение оценки комплексной оценки финансовой устойчивости и уровня цифровизации федеральных округов.
Результат: Результатом проведенного исследования является разработка методики оценки финансовой устойчивости и уровня цифровизации федеральных округов, присвоения ранга округам с целью оценки процессов цифровизации для принятия эффективных управленческих решений, связанных с формированием единого финансово-экономического пространства России.
Заключение. Информационная инфраструктура Министерства финансов Российской Федерации открывает широкие возможности для проведения финансового мониторинга финансовой устойчивости и цифровизации федеральных округов на основе автоматизированного расчета показателей надежности деятельности объектов контроля и визуализации соответствующих рейтингов.

Ключевые слова

бюджет, методика оценки бюджетной устойчивости регионов, электронный бюджет, общественные финансы, финансовый контроль.

Финасирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского Фонда Фундаментальных исследований в рамках научного проекта 18-010-00909 А

Рекомендуемая ссылка
Яшина Надежда Игоревна , Яшин Сергей Николаевич , Богомолов Сергей Вячеславович , Гришунина Инна Александровна
Финансовая устойчивость и цифровизация федеральных округов как фактор повышения благосостояния населения России// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (61). Номер статьи: 6110. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6110/
Authors

Yashina Nadezhda Igorevna
Russia, Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky
sitnicof@mail.ru

Yashin Sergey Nikolayevich
Russia, Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky
jashinsn@yandex.ru

Bogomolov Sergey Vyacheslavovich
Russia, Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky
bogomolov@iee.unn.ru

Grishunina Inna Aleksandrovna
Russia, Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky
grishynina@yandex.ru

Abstract

The aim of the work is to develop methodological approaches and practical methods for assessing financial stability and the digitalization level of federal districts. The object of the study is the regional budgets included in the federal districts of the Russian Federation. The subject of the study is a set of theoretical and methodological issues of assessing financial stability and the digitalization level of federal districts in the context of digital transformation of public administration.
Methodology. A distinctive feature of the study is the assessment of a comprehensive assessment of financial stability and the digitalization level of federal districts.
Result: The result of the study is the development of a methodology for assessing the financial stability and digitalization level of federal districts, ranking districts in order to evaluate digitalization processes for making effective management decisions related to the formation of a single financial and economic space in Russia.
Conclusion. The information infrastructure of the Ministry of Finance of the Russian Federation opens up wide opportunities for financial monitoring of financial stability and digitalization of federal districts based on an automated calculation of reliability indicators of monitoring objects and visualization of relevant ratings.

Keywords

budget, methodology for assessing the budgetary stability of regions, electronic budget, public finances, financial control.

Project finance

The study was supported by the Russian Foundation for Basic Research in the framework of the scientific project 18-010-00909 A

Suggested Citation
Yashina Nadezhda Igorevna , Yashin Sergey Nikolayevich , Bogomolov Sergey Vyacheslavovich , Grishunina Inna Aleksandrovna
Financial Sustainability and Digitalization of Federal Districts as a factor in improving the welfare of the population of Russia. Regional economy and management: electronic scientific journal. №1 (61). Art. #6110. Date issued: 2020-03-31. Available at: https://eee-region.ru/article/6110/

Print Friendly, PDF & Email

Вступление

В условиях реформирования финансов бюджетная система РФ должна быть способной поддерживать стабильность и сбалансированность на основе эффективности управления, реализуя возможности цифровых общественных финансов. Правительство страны ставит важный государственный ориентир, который   является одной из национальных целей развития — обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере. Цифровизация государственных финансов является одним из базовых трендов развития, включенных в перечень национальных приоритетов, позволяющий реализовывать государственные программы бюджетирования, ориентированного на результат и внедрять целевые методы работы. Следовательно, цифровизация и устойчивое развитие государственных финансов являются приоритетными задачами государства для опережающего развития Российской Федерации в целях повышения благосостояния населения.

Федеральные округа страны представляют структуру, которая объединяет сотрудничество всех уровней власти: федерального, регионального и муниципального.  Федеральные округа призваны осуществлять совместный поиск средств разрешения проблем общегосударственного, так и местного масштабов. Объединение субъектов России в федеральные округа позволяет  определить общие для регионов экономические и социальные проблемы, а консолидации усилий способствует выравниванию асимметрии социально-экономического развития, устранению сепаратизма, укреплению территориальной целостности государства. Образование федеральных округов связано с совершенствованием государственного регулирования территорий. Федеральные округа призваны объединить федеральные и региональные экономические ресурсы, направляемые на решение важных проблем жизнеобеспечения населения.

Финансовой устойчивость, цифровизации федеральных округов является важным фактором укрепления единства социально-экономического пространства, повышения благосостояния населения России. Мониторинг финансовой устойчивости и цифровизации федеральных округов способствует эффективной реализации национальных проектов.

 

Материалы и методы

Финансовое состояние регионов анализировалось российскими и зарубежными учеными и практиками. В трудах Аникеевой (2005), Власовой (2005), Марченко и Мачульской (2005) представлены возможные способы формирования инвестиционных рейтингов территорий, исследованиях Греченюк (2005), Дмитриевой (2006) представлены возможные варианты выработки инвестиционной стратегии регионов. Исследования зарубежных ученых Хессела (1999), Шерера (1997) связаны с рейтиновой оценкой инвестиционной привлекательности. Самые первые работы в России по оценке финансового состояния территории представлены в трудах Поляка (1998). В работах Яшиной и Прончатовой-Рубцовой (2015), Яшиной и др. (2020a; 2020b), рассмотрены методические подходы к определению финансовой устойчивости территорий с использованием интегральных показателей, сформированных с учетом оценки различных социально-экономических аспектов развития регионов на основе риск-ориентированного подхода. Следует отметить, что вышеперечисленные исследования затрагивали в основном инвестиционные аспекты, однако комплексные вопросы финансовой устойчивости и цифровизации территорий изучены недостаточно. Формирование федеральных округов позволяет эффективно реализовывать общенациональные задачи, связанные с формированием единого финансово-экономического пространства России.  Оценка финансовой устойчивости и уровня цифровизации федеральных округов федеральный государственный контроль на промежуточном уровне.

Предметом исследования являются методы и инструменты финансовой  устойчивости федеральных округов. В работе применялись методы системного подхода и экономической статистики позволяющим проанализировать различные аспекты финансовой устойчивости и цифровизации федеральных округов в современных условиях. В качестве информационной базы исследования «Система «Электронный бюджет», которая позволяет обеспечить  прозрачность и подотчётность деятельности государственных органов, возможность проведения финансового мониторинга для улучшения  качества бюджетного менеджмента за счёт единого информационного пространства, информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления

Теоретическая значимость работы состоит в развитии научно-теоретических основ государственного финансового менеджмента в части финансовой устойчивости и цифровизации федеральных округов. Практическая значимость работы заключается в возможности использования органами государственной власти методик финансовой устойчивости и цифровизации федеральных округов для принятия эффективных управленческих решений. Показатели финансовой устойчивости формируются на основе принципа сбалансированных эталонных значений, или вводимые эталонные значения для оценки финансовой устойчивости федеральных округов связаны между собой количественно. Кроме того, для оценки финансовой устойчивости финансового федеральных округов применяются коэффициенты, которые сравнимы между собой во времени и пространстве. К системе показателей, характеризующих  финансовую  устойчивость федеральных округов,  относятся коэффициенты: финансовой независимости,  обеспеченности собственными средствами финансирования производственных отраслей, инвестирования в человеческий капитал,  процентных расходов,  долгового бремени,  совокупной долговой нагрузки,  налоговой задолженности и др.

 

Результаты исследований

Необходимо провести калибровку показателей, к их единой размерности от 0 до 1.   [17,18,19]

Расчет коэффициентов проводился на базе цифровых платформ Государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

 

Таблица 1 — Итоговые нормированные показатели оценки финансовой  устойчивости федеральных округов по отчетным данным за период 2016 -2018 годы

Федеральные округа Ранг Кф 2018 г. Ранг Кф 2018 г. Кф за два  года Ранг ф за два года
Дальневосточный 8 8 14,211 8
Приволжский 4 4 11,489 4
Российская  Федерация 6 6 12,019 6
Северо-Западный 5 5 11,318 2
Северо-Кавказский 9 9 18,124 9
Сибирский 2 2 11,516 5
Уральский 1 1 9,184 1
Центральный 3 3 11,487 3
Южный 7 7 13,706 7

 

Самым финансово — устойчивым является Уральский федеральный округ, это нефтедобывающий округ, имеющий высокую концентрацию и диверсификацию крупного бизнеса. Устойчивость бюджета связана с квотами на нефтедобычу и мировой рыночной конъюнктурой.  Аутсайдером является Северо-Кавказский федеральный округ.

Уровень цифровизации в федеральных округах содействует  внедрению прогрессивных форм в государственное управление посредством информационных и телекоммуникационных технологий.   Для оценки цифровизации взяты готовые субиндексы, указанные в исследованиях СКОЛКОВО, индексы «Цифровая Россия», характеризующих цифровизацию округов. [23]

 

Таблица 2 — Формирование рангов цифровизации на основе   расчет индекса «Цифровая Россия» по федеральным округам за период 2016 -2018 годы

Федеральные округа Ранг Кц 2018 г. Ранг Кц 2018 г. Кц за два  года Ранг ц за два года
Дальневосточный 6 7 98,86 6
Приволжский 4 2 109,58 4
Российская  Федерация 5 5 104,77 5
Северо-Западный 3 4 112,07 3
Северо-Кавказский округ 9 9 78,73 9
Сибирский 8 6 97,91 7
Уральский 1 1 125,51 1
Центральный 2 3 112,29 2
Южный 7 8 96,94 8

 

Самым «отцифрованным» является Уральский федеральный округ. Этот же округ является и финансово устойчивым. Правительство Российской Федерации реализует  Программу «Цифровая экономика Российской Федерации» в которой указывается, что  применение новейших технологий должно обеспечивать улучшение жизнедеятельности населения.

 

Таблица 3 — Формирование интегральных рангов финансового мониторинга финансовой устойчивости и цифровизации по федеральным округам за период 2016 -2018 годы

Федеральные округа Ранг ц за 2017-2018 г.г. Ранг ф за 2017-2018 г.г. Ранг фц за 2017-2018 г.г.
Уральский 1 1 2
Центральный 2 3 5
Северо-Западный 3 2 5
Приволжский 4 4 8
Российская  Федерация 5 6 11
Дальневосточный 6 8 14
Сибирский 7 5 12
Южный 8 7 15
Северо-Кавказский 9 9 18

 

Анализ показывает, что лидер — Уральский федеральный округ, замыкает рейтинг Северо-Кавказский федеральный округ.

По итогам исследования, проведенного МШУ Сколково, в число лидеров цифровизации среди российских городов попали Екатеринбург, Санкт-Петербург, Москва, Казань, Новосибирск, Красноярск, Пермь.

Предлагаемая методика оценки финансовой устойчивости и уровня цифровизации федеральных округов федеральный государственный контроль на промежуточном уровне  поможет оценить уровень развития федеральных округов для принятия решений  в государственном и муниципальном управлении для развитии информационной инфраструктуры, проведении научных  исследований и разработок, организации кадровой и образовательной деятельности, поддержании информационной безопасности, функционировании городского хозяйства, регулировании здравоохранения.

 

Выводы и предложения

Финансовая устойчивость и цифровизация федеральных округов позволит комплексно решать  критические социальные проблемы, будут способствовать росту качества жизни граждан. Эффекты цифровой трансформации масштабны, так как цифровые технологии дают самые дешевые способы для решения многих задач в сфере управления, позволяют регионам и муниципалитетам компенсировать ресурсную недостаточность. В период социальных и экономических кризисов действующая система федеральных округов, имеющих высокий уровень  финансовой устойчивости и развития информационных технологий оперативно изыскать дополнительные финансовые ресурсы, а также  организовать, без лишних проволочек медицинскую помощь,  удаленно покупать продукты, оперативно узнавать о происшествиях и т.д.

Мировая эпидемия еще раз показала важность целевого финансирования и цифровизации в России. Главным информатором становятся данные и обеспечение «подключённости» территорий, обеспеченность их цифровой инфраструктурой, позволяющая генерировать и передавать данные в режиме реального времени практически со всех возможных устройств.

Цифровизация общественных финансов, базирующаяся на новейших способах хранения, генерирования, аналитике, компьютерных технологиях позволяет оценить государственные финансовые ресурсы федеральных округов, позволяющие спрогнозировать реализацию национальных проектов государства, государственных социальных программ. Цифровизация общественных финансов на уровне федеральных округов позволяет действенно решать вопросы национальной важности касающиеся здоровья, жизни и безопасности людей. Так, например, комплексное оценивание общественных финансов федеральных округов позволяет усилить финансирование главных задач современности.

В Обращении президента к нации 25 марта 2020 года определены направления концентрации финансовых ресурсов на решении следующих задач:

Своевременное получение пособий и льгот социально уязвимы слоям населения;

Осуществление государственной поддержке семьям, имеющим детей, в том числе выплата материнского капитала со второго квартала 2020 года;

Выплата дополнительно по пять тысяч рублей ежемесячно на каждого ребенка в возрасте до трёх лет включительно. Такая поддержка, как отметил Путин В.В.,  особенно важна для семей, где дети сейчас не посещают ясли или детский сад, для родителей, которые находятся на больничном или в отпуске по уходу за ребёнком.

Президент остановился на новой мере поддержки, а именно выплат на детей в возрасте от трёх до семи лет включительно. Цифорвизация общественных финансов позволяет

Правительству Российской Федерации форсировать организационные мероприятия, чтобы семьи начали получать эти выплаты в июне 2020 года. Президент предложил установить норму  выплаты по больничному исходя из суммы не менее 1 МРОТ в месяц.

Президент предложил  предусмотреть каникулы по потребительским и ипотечным кредитам, а предприятиям малого и среднего бизнеса предоставить отсрочку по всем налогам, за исключением НДС на ближайшие шесть месяцев, для микропредприятий, кроме такой отсрочки по налогам, отсрочку по страховым взносам в социальные фонды.

Правительство и Центральный Банк будет принимать дополнительные меры обеспечения устойчивого кредитования реального сектора, включая предоставление госгарантий и субсидирование.

С целью поддержке доходов граждан, прежде всего занятых на малых и средних предприятиях, предлагается снижение размера страховых взносов с 30 до 15 процентов. Пониженная ставка будет распространяться на сумму зарплаты, превышающую МРОТ. Если же зарплата будет на уровне МРОТ или почему-то даже ниже, то ставка остаётся прежней, 30 процентов. Пониженная ставка, по словам Президента, должна  вводится не на несколько месяцев, не только в качестве антикризисной меры, а на перспективу,  что создаст долгосрочные стимулы для работодателей повышать зарплаты своим сотрудникам.

Быстро ввести указанные социальные меры возможно на основе государственных цифровых платформ. Это меры, связанные с дополнительными расходами и выпадающими налоговыми доходами регионов и в целом федеральных округов.

С другой стороны Президент предложил и направления, приводящие к росту доходов регионов и в целом федеральных округов. К ним относятся:

Выплаты доходов (в виде процентов и дивидендов), уходящие из России за рубеж, в офшорные юрисдикции, должны облагаться адекватным налогом в 15 процентов.

Для граждан, чей общий объём банковских вкладов или инвестиций в долговые ценные бумаги превышает 1 миллион рублей, установить налог на процентный доход в размере 13 процентов. На основе цифровизации возможно избежание двойного налогообложения с некоторыми странами.

Формирование российской экосистемы цифровых финансов, свовременная «отцифровка» дополнительного контингента бюджетополучателей и объектов налогообложения, налоговой базы будет способствовать  повышению эффективности управлению регионами и федеральными округами.

 

Литература:

  1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.
  2. Власов С. Исследование устойчивости государственных финансов России в краткосрочном и долгосрочном периодах //Вопросы экономики, –2013. –№ 3, C. 33-49
  3. Галухин А.В. Отечественный и зарубежный опыт повышения финансовой устойчивости доходной базы территориальных бюджетов // Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством». – 2016. – №1. – С. 3-9. – 0,71 п.л.
  4. Галухин А.В. Финансовая устойчивость доходной базы бюджетов регионов: состояние и оценка ее результативности // Федерализм. – 2015. – №2(78). – С. 151-162. – 0,7 п.л.
  5. Доронина Т.В. Финансово-экономическое обеспечение устойчивости региональных бюджетов: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. –М.: 2000.С.47
  6. Едронова В. Н., Кавинов А. А. Проблемы повышения устойчивости региональных финансовых систем // Финансы и кредит. — 2005. — № 15. — С. 2-8.
  7. Ефремова Л.А. Экспресс-оценка устойчивости бюджетной системы региона // Модернизация и устойчивое развитие современного общества: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции: материалы международной научно-практической конференции (11 октября 2017г.). В 3-х частях. Ч. 1. Саратов: Изд-во «Академия управления», 2017. С. 94-99.
  8. Иванова К.В. Устойчивость бюджетов муниципальных образований: понятие, факторы формирования // Экономика и социум. — 2016. — №5. — С. 20-26
  9. Каратаев С. М. К вопросу о понятии устойчивости бюджета // Дайджест-Финансы. –2003. –№ 5. –С. 39–46.
  10. Коротина Н. Ю. Инструментарий оценки финансового состояния бюджетов муниципальных образований // Вестник Омского университета. — 2014. — №1. — С. 158 — 163.
  11. Кузнецова Е.В. Оценка качества сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации // Финансы. — 2011. — № 2. — С. 15-19.
  12. Никифорова А. А. Факторы финансовой устойчивости и безопасности местного бюджета: автореф. дис. … канд. экон. наук / А.А.Никифорова. –Волгоград, 2007. –26 с.
  13. Поляк Г.Б. Новации в бюджетном процессе // Финансы. –2013. –№ 1. –С. 6–9.
  14. Сыпченко А.Н. Анализ развития приоритетных отраслей экономики СКФО и результатов реализации государственной программы рф «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. XVIII междунар. науч.-практ. конф. № 9(18). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 119-126.
  15. Сумская Т. В. Использование бюджетных коэффициентов для оценки устойчивости бюджетов муниципальных образований Новосибирской области // Основы экономики, управления и права. -2014. — № 2.- С. 25-29
  16. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Кол. авт.; под общ. ред. А.Г. Грязновой. -М.: Финансы и статистика, 2002. С.994
  17. Яшина Н.И., Роганова С.Ю., Ясенев А.В. Совершенствование методологии управления территориальными бюджетами в современных социально-экономических условиях/ Монография. М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Волжский гос. инженерно-пед. ун-т». Нижний Новгород, 2011.
  18. Яшина Н.И., Емельянова О.В. Методика оценки консолидированных бюджетов субъектов РФ на основе определения сводного стандартизированного показателя //Финансы и кредит. 2008. № 40 (328). С. 22-35.
  19. Яшина Н.И., Емельянова О.В. Методика оценки финансового состояния консолидированных бюджетов субъектов РФ// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. № 5. С. 154-166.
  20. Яшина Н.И., Прончатова-Рубцова Н.Н. Оценка влияния государственной политики различных стран на эффективность и стабильность социально-политических и экономических процессов. Финансы и кредит, 23(647), С. 2-16.
  21. Yashina, N.I., Makarova, S.D., Kashina, O.I., Kuznetsov, V.P., Romanovskaya, E.V. (2020a). Methodical approaches to analysis of performance of budgetary obligations on the basis of the risk-oriented approach. Lecture Notes in Networks and Systems, 87, pp. 662-669.
  22. Yashina, N.I., Makarova, S.D., Pronchatova-Rubtsova, N.N., Makarov, I.A., Kashina, O.I. (2020b) Methodological aspects of assessing the creditworthiness of municipalities as an important condition for improving the efficiency of bank lending operations and managing municipal borrowings. Lecture Notes in Networks and Systems, 91, pp. 583-589.

 

Literature:

  1. Babich A.M., Pavlova L.N. State and municipal finance [Gosudarstvennyye i munitsipal’nyye finansy]: Textbook for high schools M .: UNITY-DANA, 2012
  2. Vlasov S. The study of the stability of public finance in Russia in the short and long term [Issledovaniye ustoychivosti gosudarstvennykh finansov Rossii v kratkosrochnom i dolgosrochnom periodakh]// Economic Issues, –2013. –№ 3, C. 33-49
  3. Galukhin A.V. Domestic and foreign experience of increasing the financial stability of the revenue base of territorial budgets [Otechestvennyy i zarubezhnyy opyt povysheniya finansovoy ustoychivosti dokhodnoy bazy territorial’nykh byudzhetov] // Bulletin of higher educational institutions. Series «Economics, Finance and Production Management». — 2016. — No. 1. — S. 3-9. — 0.71 pp
  4. Galukhin A.V. Financial stability of the revenue base of regional budgets: state and assessment of its effectiveness [Finansovaya ustoychivost’ dokhodnoy bazy byudzhetov regionov: sostoyaniye i otsenka yeye rezul’tativnosti] // Federalism. — 2015. — No. 2 (78). — S. 151-162. — 0.7 pp
  5. Doronina T.V. Financial and economic support of stability of regional budgets [Finansovo-ekonomicheskoye obespecheniye ustoychivosti regional’nykh byudzhetov]: The dissertation for the degree of candidate of economic sciences. –M .: 2000.P.47
  6. Yedronova V. N., Kavinov A. A. Problems of increasing the sustainability of regional financial systems [Problemy povysheniya ustoychivosti regional’nykh finansovykh sistem] // Finance and Credit. — 2005. — No. 15. — S. 2-8.
  7. Yefremova L.A. Rapid assessment of the stability of the regional budget system [Ekspress-otsenka ustoychivosti byudzhetnoy sistemy regiona]// Modernization and sustainable development of modern society: economic, social, philosophical, political, legal, general scientific trends: materials of an international scientific and practical conference (October 11, 2017). In 3 parts. Part 1. Saratov: Publishing House «Academy of Management», 2017. S. 94-99.
  8. Ivanova K.V. Sustainability of budgets of municipalities: concept, formation factors [Ustoychivost’ byudzhetov munitsipal’nykh obrazovaniy: ponyatiye, faktory formirovaniya]// Economics and Society. — 2016. — No. 5. — S. 20-26
  9. Karatayev S. M. To the question of the concept of budget stability / S. M. Karataev [K voprosu o ponyatii ustoychivosti byudzheta]// Digest-Finance. –2003. –№ 5. –S. 39–46.
  10. Korotina N. YU. Instrumentation for assessing the financial condition of budgets of municipalities [Instrumentariy otsenki finansovogo sostoyaniya byudzhetov munitsipal’nykh obrazovaniy] // Bulletin of the Omsk University. — 2014. — No. 1. — S. 158 — 163.
  11. Kuznetsova Ye.V. Quality assessment of the balanced budgets of the constituent entities of the Russian Federation [Otsenka kachestva sbalansirovannosti byudzhetov sub»yektov Rossiyskoy Federatsii]// Finance. — 2011. — No. 2. — S. 15-19.
  12. Nikiforova A. A. Factors of financial stability and security of the local budget [Faktory finansovoy ustoychivosti i bezopasnosti mestnogo byudzheta]: author. dis. … cand. econ. Sciences / A.A. Nikiforova. –Volgograd, 2007. –26 p.
  13. Polyak G.B. Innovations in the budget process [Novatsii v byudzhetnom protsesse] // Finance. 2013. –№ 1. –С. 6–9.
  14. Sypchenko A.N. Analysis of the development of priority sectors of the economy of the North-Caucasian Federal District and the results of the implementation of the state program of the Russian Federation “Development of the North Caucasus Federal District for the period until 2025” [Analiz razvitiya prioritetnykh otrasley ekonomiki SKFO i rezul’tatov realizatsii gosudarstvennoy programmy rf «Razvitiye Severo-Kavkazskogo federal’nogo okruga na period do 2025 goda»]// Experimental and theoretical studies in modern science: Sat. Art. by mater. XVIII int. scientific-practical conf. No. 9 (18). — Novosibirsk: SibAK, 2018 .— S. 119-126.
  15. Sumskaya T. V. The use of budget coefficients to assess the stability of budgets of municipalities of the Novosibirsk region [Ispol’zovaniye byudzhetnykh koeffitsiyentov dlya otsenki ustoychivosti byudzhetov munitsipal’nykh obrazovaniy Novosibirskoy oblasti]// Fundamentals of Economics, Management and Law. 2014. — No. 2.- S. 25-29
  16. Financial credit encyclopedic dictionary [Finansovo-kreditnyy entsiklopedicheskiy slovar’]/ Kol. author; under the general. ed. A.G. Gryaznova. -M.: Finance and Statistics, 2002. S.994
  17. Yashina N.I., Roganova S.YU., Yasenev A.V. Improving the methodology of territorial budget management in modern socio-economic conditions [Sovershenstvovaniye metodologii upravleniya territorial’nymi byudzhetami v sovremennykh sotsial’no-ekonomicheskikh usloviyakh]/ Monograph. M-in education and science of the Russian Federation, GOU VPO «Volzhsky state. Pedagogical University.» Nizhny Novgorod, 2011.
  18. Yashina N.I., Yemel’yanova O.V. Methodology for assessing the consolidated budgets of constituent entities of the Russian Federation based on the definition of a consolidated standardized indicator [Metodika otsenki konsolidirovannykh byudzhetov sub»yektov RF na osnove opredeleniya svodnogo standartizirovannogo pokazatelya]// Finance and Credit. 2008. No. 40 (328). S. 22-35.
  19. Yashina N.I., Yemel’yanova O.V. Methodology for assessing the financial condition of the consolidated budgets of the constituent entities of the Russian Federation [Metodika otsenki finansovogo sostoyaniya konsolidirovannykh byudzhetov sub»yektov RF]// Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. 2008. No. 5. P. 154-166.
  20. Yashina N.I., Pronchatova-Rubtsova N.N. Assessment of the influence of state policies of various countries on the efficiency and stability of socio-political and economic processes [Otsenka vliyaniya gosudarstvennoy politiki razlichnykh stran na effektivnost’ i stabil’nost’ sotsial’no-politicheskikh i ekonomicheskikh protsessov]. Finance and Credit, 23 (647), S. 2-16.
  21. Yashina, N.I., Makarova, S.D., Kashina, O.I., Kuznetsov, V.P., Romanovskaya, E.V. (2020a). Methodical approaches to analysis of performance of budgetary obligations on the basis of the risk-oriented approach. Lecture Notes in Networks and Systems, 87, pp. 662-669.
  22. Yashina, N.I., Makarova, S.D., Pronchatova-Rubtsova, N.N., Makarov, I.A., Kashina, O.I. (2020b) Methodological aspects of assessing the creditworthiness of municipalities as an important condition for improving the efficiency of bank lending operations and managing municipal borrowings. Lecture Notes in Networks and Systems, 91, pp. 583-589.

Финансы регионов, Цифровая экономика регионов