Главная страница » Путеводитель по региональной экономике » Региональная экономика » Теории региональной экономики » Диссертационные исследования » Системное моделирование процессов формирования и реализации программ инновационного развития регионов

Системное моделирование процессов формирования и реализации программ инновационного развития регионов

Системное моделирование процессов формирования и реализации программ инновационного развития регионов

Информация о диссертационном исследовании «Системное моделирование процессов формирования и реализации программ инновационного развития регионов»

Уандыкова Мафура

Системное моделирование процессов формирования и реализации программ инновационного развития регионов

  • 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика
  • Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук
  • Дата защиты:  2021
  • Диссертация представлена к публичному рассмотрению и защите в порядке, установленном ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» в соответствии с предоставленным правом самостоятельно присуждать учёные степени кандидата наук, учёные степени доктора наук согласно положениям пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»

Основные положения диссертационного исследования

Актуальность темы исследования. Инновационное развитие экономики определяется как велением времени, так и приоритетным направлением повышения конкурентоспособности национальной экономики. В современных условиях важным направлением обеспечения инновационного развития и связанной с этим процессом задачей осуществления устойчивых экономических преобразований является совершенствование инструментов управления, разработка, внедрение новых подходов и критериев управления для достижения поставленных целей. В экономике многих стран имеются значительные диспропорции в уровне развития регионов, поэтому актуальность исследования процессов формирования и реализации программ инновационного развития регионов (далее — ФиРИРР) определяется и внутренними проблемами (необходимостью перехода к инновационной модели экономики страны и ее регионов), и внешними факторами, требующими выхода на внешние рынки с соответствующим технологическим уровнем предложения. Эффективное управление регионом должно базироваться на адекватном информационном отображении протекающих в ней процессов. При этом особое значение имеет определение основных критериев инновационного развития, формирование структуры построения интегральной оценки уровня инновационного развития региона и механизмов их повышения для эффективного управления уровнем инновационного развития региона.

В существующей системе управления региональным развитием имеется ряд нерешенных вопросов, связанных с формированием и реализацией программ инновационного развития региона:

  • эффективное инновационное развитие, требующее скоординированного, последовательного, «общегосударственного» подхода к инновациям, которые должны развиваться системно по всем направлениям, в том числе и в управленческой сфере, которая заметно отстает от технико-технологических инноваций, вследствие чего необходим качественно иной подход к самому понятию инновационного развития;
  • несовершенство подходов к реализации разрабатываемых государственных и отраслевых программный документов инновационного экономического развития (стратегических, целевых и др.), ввиду их большого количества и ведомственной принадлежности (не согласованных между собой, несинхронизированных, недостаточно учитывающих дифференциацию управленческих воздействий с региональными и отраслевыми возможностями, вследствие диспропорций в уровнях регионального развития), что приводит к низкой эффективности управления, вследствие чего необходим инструмент для формирования программ;
  • отсутствие (недостаток) комплексных исследований теоретико -методологических глубинных проблем экспортно-сырьевых развивающихся экономик, их непродуктивности и причин структурных диспропорций в развитии, необходимости переноса управления на региональный уровень при разработке моделей и методов оптимизации формирования и реализации региональных программ развития;
  • методология управления инновационным развитием региона требует качественно иного подхода, использования иных инструментов регулирования инновационными процессами, нацеленных на результат и возможностью комплексного управления реализацией всей совокупности стратегических и целевых программ;
  • несостоятельность системы критериев управления, позволяющей осуществлять своевременную адаптацию к динамично меняющейся экономической ситуации;
  • важно обязательное владение единой методикой комплексной оценки развития отрасли (региона), экономического и инновационного потенциала, позволяющей достижение требуемого значения комплексной оценки варианта программы регионального развития с заданными показателями;
  • реализация программ инновационного развития должна базироваться на четком математическом моделировании и количественных оценках целей управления и критериев развития, способствующих быстрой адаптации разрабатываемого комплекса программно-целевых документов, что реализуемо на основе комплексной оценки развития отрасли и программно-проектном управлении.

Степень разработанности темы исследования. Вопросам управления инновационным развитием национальных и региональных экономик в исследованиях ученых, как российских, так и зарубежных, уделяется большое внимание. Отметим труды Л. Берталанфи, К. Боулдинга, Дж. Брайта, Я. Ван Дейна, Дж. Бернала, П. Друкера, А. Клайнкнехта, Дж. Кларка, Р. Костанза, Р. Коуэна, П. Кругмана, Б. Лундвалла, Г. Менша, С. Меткалфа, Р. Нельсона, Ф. Никсона, Б. Санты, Л. Сутэ, Б. Твисса, К. Фримена, Г. Чесбро, Й. Шумпетера, А. Анчишкина, А.Г. Аганбегяна, К.А. Багриновского, Л.А. Баева, А.Р. Бахтизина, М.А. Бендикова, С.В. Валдайцева, Ф. Валенты, В.С. Викулова, В.Н. Волковой, С.Ю. Глазьева, О. Голиченко, А.Г. Гранберга, Г.Я. Гольдштейна, В.И. Гуниной, А. Дынкина, В. Иванова, Н. Ивановой, И.Е. Ильина, Г.Б. Клейнера, Б.С. Кузнеца, Ю. Яковца и др.

В трудах ученых исследованы: взаимосвязи между различными нововведениями — научными, техническими и социальными и их влияние на экономику (Дж. Бернал); технологические инновации были разделены на базисные, улучшающие и псевдоинновации (Г. Менш); исследованы проблемы длинноволновых колебаний в экономике (Я. Ван Дейн, А. Клайнкнехт, К. Фримен, Дж. Кларк, Л. Сутэ); использованы «эпохальные нововведения», к науке стали относиться как источнику роста, при этом представлено и место государства, как стимулятора такого роста в структурных изменениях, взаимосвязь технологических новшеств с нововведениями в других сферах общества (С. Кузнец); рассмотрены методы оценки эффективности нновационных проектов (Б. Твисс); исследованы взаимосвязи между научными, техническими, инновационными, образовательными, организационно — управленческими циклами и представлены фазы развития инноваций (Ю.В. Яковец) и др.

Исследованы и подходы применения программно-целевого и проектного управления для оценки инновационного развития, рассмотренные в трудах Е.А. Анцеева, О. Дойниковой, Г.А. Компанейцевой, И.Н. Логинова, З.Б. Лукьяненко, В.Д. Мазур, В.Л. Макарова, Ю.И. Ольдерогге, С.В. Перфильева, А.В. Попова, Б.А. Райзберга, Н.Н. Шаш, Н.Г. Шапиро, Е.А. Яковлева и др. ученых. Вопросы взаимного влияния экономического и инновационного развития, системного их изучения представлены и изучены в трудах А. Арора, Ю.П. Анискина, Л.С. Валинуровой, М.Я. Гохберга, А.Г. Гранберга, К. Багриновского, С. Байзакова, А. Бахтизина, Е. Домара, П. Диксона, Г.Б. Клейнера, Д. Клиланда, М. Мескона, Б. Мильнера, М. Портера, Б. Санты, В.И. Соловьева, Х. Фримена, Ф. Хайека, Д. Хикса, Й. Шумпетера. Исследования управления в крупномасштабных системах, вопросы, относящиеся к созданию инновационной составляющей в таких системах, находим в трудах Л.И. Абалкина, В.Н. Буркова, В.Б. Гусева, П.Н. Завлина, А.Э. Конторовича, В. Леонтьева, В.Н. Лившица, Р.М. Нижегородцева, Д.А. Новикова, М.Е. Портера, Е.В. Фатхутдинова, М.А. Эскиндарова и др.

Однако многообразность и сложность проблем управления инновационным развитием больших сложных систем требуют дальнейших исследований. В частности, мало внимания уделено вопросам формирования программ инновационного развития регионов, рассмотрению проблем эффективности их реализации. Недостаточно исследований, посвященных вопросам согласования целей, задач, критериев разноуровневых государственных программ развития, разветвляющихся с федерального уровня до регионального, отраслевого, что требует подключения инструментов системного анализа и теоретического обобщения управления на разных уровнях и определения взаимосвязи. Есть проблемы и с разработкой системы поддержки принятия решений при освещении таких вопросов. Кроме использования традиционных методов управления инновационным развитием и подходов к их рассмотрению, необходимо разработать новые подходы и управленческие технологии, обеспечивающие формирование и реализацию программ развития. Есть проблемы и в исследованиях, касающихся экономик развивающихся стран с экспортно-сырьевой направленностью и особенностей их инновационного развития. Мало изучены вопросы комплексного системного подхода при формировании и реализации программ ИР территорий, с учетом эколого-экономической, финансовой продуктивности экономики и пути ее использования в оценке мультипликаторов инновационного развития. Все перечисленные проблемы и недостаточная разработанность теоретико-методологических и научных исследований, затрудняющих решение вопросов при формировании и реализации программ инновационного развития региональных образований для построения инновационной экономики, явились предпосылками для темы, цели и задач работы.

Цель диссертационной работы состоит в разработке теории и методологии системного моделирования для анализа и оптимизации процессов формирования и реализации программ инновационного развития регионов.

Достижение поставленной цели диссертационного исследования определяется следующими задачами:

  • провести анализ и обобщить основные теоретические, методологические положения, результаты разработок по проблемам управления и системного моделирования процессов формирования и реализации инновационным развитием регионов в современных условиях масштабных экономических изменений;
  • исследовать состояние методологического и аналитического обеспечения в области управления инновационным развитием регионов в современных условиях, и практику формирования и реализации программ инновационного развития регионов;
  • рассмотреть подходы к построению системной модели целей и критериев управления инновационным развитием регионов для определения направлений инновационного развития и роста;
  • теоретически обосновать особенности управления инновационным развитием регионов стран с сырьевой направленностью экономики и новых инструментов анализа инновационного развития на основе системы моделей мультипликаторов;
  • предложить использование финансовой продуктивности модели межотраслевого баланса (далее — МОБ) в разработке программ инновационного развития;
  • обосновать методологию построения управления инновационным развитием региональных экономических систем, базирующихся на теории системного анализа и интегрированного управления на основе методологии проектного управления и новой теории экономических систем, для процессов формирования и реализации программ инновационного развития регионов;
  • рекомендовать методологию построения системы поддержки принятия решений (далее — СППР), основанную на системе экономико-математических моделей по формированию и реализации программ инновационного развития регионов;
  • разработать системные модели формирования интегральной оценки уровня инновационного развития региона, как оптимальной стратегии развития, состоящего из комплекса проектов-программ для реализации, в виде одного из блоков системы поддержки принятия решений;
  • обосновать механизмы и модели управления рисками при формировании программ инновационного развития региона, в виде одного из блоков системы поддержки принятия решений;
  • представить модели корректировки программ инновационного развития при их реализации (модели задач оперативного управления) для внесения необходимых корректировок, оптимизирующих затраты на включение и/или исключения проектов из программы, в виде одного из блоков системы поддержки принятия решений;
  • провести анализ эффективности реализации государственных программ инновационного развития на основе сопоставлений статистических данных развивающихся и развитых стран по уровню инновационного развития, объемов валового внутреннего продукта, их темпов роста, а также сопоставление аналогичных статистических данных в рамках регионов одной страны (на примере регионов Республики Казахстан), практически выявить недостатки используемых методов программно-целевого управления ИРР по реализации государственных программ;
  • предложить методологию перехода к программно-проектному управлению на примере ГПИИР Казахстана с целью повышения эффективности реализуемых программ инновационного развития и достижения требуемых результатов.

Объектом исследования являются регионы, реализующие программы инновационного развития.

Предметом исследования являются процессы формирования и реализации программ инновационного развития регионов.

Область исследования. Работа выполнена в соответствии с Паспортом научной специальности 08.00.13 — Математические и инструментальные методы экономики (экономические науки), п. 1.2. «Теория и методология экономико-математического моделирования, исследование его возможностей и диапазонов применения: теоретические и методологические вопросы отображения социально-экономических процессов и систем в виде математических, информационных и компьютерных моделей»; п. 1.3. «Разработка и исследование макромоделей экономической динамики в условиях равновесия и неравновесия, конкурентной экономики, монополии, олигополии, сочетания различных форм собственности»; п. 1.4. «Разработка и исследование моделей и математических методов анализа микроэкономических процессов и систем: отраслей народного хозяйства, фирм и предприятий, домашних хозяйств, рынков, механизмов формирования спроса и потребления, способов количественной оценки предпринимательских рисков и обоснования инвестиционных решений»; п. 1.5. «Разработка и развитие математических методов и моделей глобальной экономики, межотраслевого, межрегионального и межстранового социально-экономического анализа, построение интегральных социально-экономических индикаторов»; п. 1.10. «Разработка и развитие математических моделей и методов управления информационными рисками»; п. 2.1. «Развитие теории, методологии и практики компьютерного эксперимента в социально-экономических исследованиях и задачах управления»; п. 2.4. «Разработка систем поддержки принятия решений для обоснования общегосударственных программ в областях: социальной; финансовой; экологической политики», а также в соответствии с Паспортом научной специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика (экономические науки) п. 3.1. «Развитие теории пространственной и региональной экономики; методы и инструментарий пространственных экономических исследований; проблемы региональных экономических измерений; пространственная эконометрика; системная диагностика региональных проблем и ситуаций»; п. 3.6. «Пространственная экономика. Пространственные особенности формирования национальной инновационной системы. Проблемы формирования региональных инновационных подсистем. Региональные инвестиционные проекты: цели, объекты, ресурсы, эффективность»; п. 3.10. «Исследование традиционных и новых тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально-экономических систем».

Научная новизна исследования заключается в теоретико-методологическом подходе к построению системной модели процессов формирования и реализации программ инновационного развития регионов, дополняющем программно-целевой подход проектным и позволяющем учесть в модели основные положения новой теории экономических систем (далее — НТЭС), увязать все составляющие инновационных программ (цели, критерии задач, ресурсы и т.д., обеспечить посредством ее использования на практике согласованное по всем направлениям инновационное развитие страны и ее регионов.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные теоретические положения научного изыскания могут быть использованы в качестве теоретического и методологического инструментария в дальнейших исследованиях в области развития теории управления инновационным развитием страны и регионов. Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования республиканскими (федеральными) и региональными ведомствами, отраслевыми организациями и предприятиями в практике управления инновационным развитием региона, отрасли, предприятия при формировании и реализации программ инновационного развития. В частности, может быть использована методология перехода к программно-проектному управлению по реализации программно-целевых государственных документов для управления инновационным развитием соответствующих уровней; готовые системные модели в разработке систем поддержки принятия решений в процессах формирования и реализации программ инновационного развития. Предложенные в работе методологии, модели и практические рекомендации по формированию программ инновационного развития регионов, комплексной оценки развития и реализации программ, по повышению эффективности управления реализацией стратегических программных документов регионального развития с учетом диспропорций экономик сырьевой направленности, позволяющих добиться финансовой продуктивности экономики и инновационной конкурентоспособности регионов, обоснованы в необходимой степени для применения.

Результаты исследования могут найти применение и в программах подготовки специалистов в области инновационного менеджмента, системного моделирования и управления инновационным развитием в социально -экономических системах и процессах, государственного и муниципального управления, управления проектами и инновационными программами в высших учебных заведениях, а также в системе переподготовки и повышения квалификации служащих.

Методология и методы исследования. Методологической основой исследования явились фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области теории и практики экономической теории, теории управления социально-экономическими системами, системного анализа и системологии, прогнозирования, ситуационного анализа, экспертных оценок, информационной теории экономики и ее приложения к управлению сложными системами, изложенных в трудах отечественных и зарубежных ученых по проблемам: стратегического управления, программно-целевого управления, макроэкономики, регионального развития, инновационного развития, мирового экономического развития, экономико-математического моделирования, устойчивого развития регионов.

Положения, выносимые на защиту. В соответствии с поставленными задачами, были получены следующие научные результаты:

По научной специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика (экономические науки):

  1. Предложена новая (трехвекторная) парадигма инновационного развития (далее — ИР), которая, в отличие от существующей технико-экономической парадигмы, инновационное развитие рассматривает как увеличение темпов роста экономики за счет трех групп инноваций: технологических, валютно-финансовых, социально-политических (управленческих), в трех соответствующих секторах: в реальном, финансовом и социально-политическом. Предлагаемая парадигма позволяет учитывать взаимозависимости между структурными составляющими экономики в процессе инновационного развития, согласовать цели отдельных программ с общей целью развития экономики для достижения устойчивого роста (с. 52-67).
  2. Разработана система критериев управления инновационным развитием страны и ее регионов в виде мультипликаторов, определяющих силу связи между направлениями инновационного развития региона (ИРР) и его экономическим ростом. Данная система в отличие от известных базируется на концепции расчета мультипликаторов на основе продуктивности ресурсов: а) экономических ресурсов региона (страны) — мультипликатор научно-технологического потенциала (далее — НТП), определяется, как функция продуктивности местных ресурсов; б) финансовых ресурсов — мультипликатор общественно-экономического потенциала (далее — ОЭП), определяется, как функция продуктивности финансовых ресурсов, в) социально-политических ресурсов — мультипликатор социально-политического потенциала (далее — СПП) определяется как функция продуктивности человеческого капитала. Такой подход позволяет оценить и повысить эффективность управления ИРР. Мультипликаторы учитывают системное взаимодействие и взаимосвязь трех групп инноваций, рассчитанных с использованием продуктивностей, благодаря чему устраняется изолированность микро-, мезо- и макроэкономических показателей развития. На основе предложенной системы критериев проведены расчеты мультипликаторов на примере показателей экономики Казахстана за 2010, 2013 и 2017 годы, что позволило обосновать новые приоритеты социально-экономической политики республики (с. 62-69; 130-133).

Автореферат диссертации (текст)

ЗагрузчикЗагрузка...
Логотип EADСлишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать документ [1.99 MB]

Статьи в журнале по теме: Системное моделирование процессов формирования и реализации программ инновационного развития регионов

Посмотреть еще в категории: Диссертационные исследования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *