Авторы
Прохода Ирина Алексеевна
д.с.х.н., профессор кафедры технологии и управления на предприятиях общественного питания, менеджмента и торговли
Россия, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханов
irina.proxoda@yandex.ru
Свиридов Денис Валерьевич
магистр кафедры менеджмент
Россия, Воронежский институт высоких технологий
super.cool-denis2345@yandex.ru
Аннотация
В статье изучена система государственной поддержки малого бизнеса в стране. На современном этапе развития рыночных отношений нашего государства необходимо формировать государственную политику по развитию малого бизнеса, меры которой будут более эффективными в сравнении с уже существующими формами поддержки. Это позволит производить конкурентоспособную продукцию высокого качества, снизить уровень зависимости от импорта других стран, увеличить экспорт собственных товаров и как следствие – укрепить свое положение на мировом рынке. Только при таких условиях российская система государственной поддержки бизнеса станет более результативной и поспособствует его дальнейшему эффективному развитию.
В статье изучено состояние малого предпринимательства в регионе. В Брянской области всего функционирует 41 985 субъектов малого и среднего предпринимательства. Более трети валового регионального продукта создаются такими организациями, порядка 35% занятости, более 42% оборота всех предприятий и организаций области.
В регионе реализуются две государственные программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» и «Экономическое развитие, инвестиционная политика и инновационная экономика Брянской области» (2019 - 2024 годы).
Проведен анализ состояния государственной поддержки малого бизнеса в регионе. Была выявлена нестабильность финансирования мероприятий в сфере поддержки развития малого бизнеса: так, в 2017 году – 429 408 754,46 рублей, в 2018 году – 51 862 636,77 рублей, в 2019 году – 279 395 255,41 рублей. Исходя из этих данных можно сделать вывод, что разработанная программа не учитывает реальные потребности малого и среднего бизнеса в регионе, а формируется из объема денежных средств, которое государство способно выделить.
Ключевые слова
Брянская область, государственная поддержка, государственная программа, малый бизнес, предпринимательство, инвестиции, субсидия
Рекомендуемая ссылка
Authors
Prokhoda Irina Alekseyevna
рrofessor of the Department of technology and management in public catering, management and trade
Russia, Plekhanov Russian University of Economics
irina.proxoda@yandex.ru
Sviridov Denis Valer'yevich
master of the Department of management
Russia, Voronezh Institute of high technologies
super.cool-denis2345@yandex.ru
Abstract
The article examines the system of state support for small businesses in the country. At the present stage of development of market relations of our state it is necessary to form the state policy on development of small business which measures will be more effective in comparison with already existing forms of support. This will allow us to produce competitive products of high quality, reduce the level of dependence on imports from other countries, increase exports of our own goods and, as a result, strengthen our position on the world market. Only under such conditions will the Russian system of state support for business become more effective and contribute to its further effective development.
The article examines the state of small business in the region. In the Bryansk region, there are 41 985 small and medium-sized businesses. More than a third of the gross regional product is created by such organizations, about 35% of employment, more than 42% of the turnover of all enterprises and organizations of the region.
The region implements the state program of the Russian Federation "Economic development and innovative economy" and the state program " Economic development, investment policy and innovative economy of the Bryansk region "(2019-2024).
The analysis of the state support of small business in the region. Instability of financing of actions in the sphere of support of development of small business was revealed: so, in 2017-429 408 754,46 rubles, in 2018-51 862 636,77 rubles, in 2019 – 279 395 255,41 rubles. Based on these data, it can be concluded that the developed program does not take into account the real needs of small and medium-sized businesses in the region, and is formed from the amount of money that the state is able to allocate.
Keywords
Bryansk region, state support, state program, small business, entrepreneurship, investments, subsidy
Suggested Citation
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что роль малого бизнеса в экономической деятельности современных государств крайне важна в связи с его способностью образовывать фундамент для благоприятного развития общества.
Под данным определением понимаются субъекты малого предпринимательства, то есть субъекты хозяйства (индивидуальные предприниматели и юридические лица), относимые к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, информация о которых внесена в единый реестр субъектов малого предпринимательства [1].
Как можно увидеть на опыте развитых стран, малый бизнес имеет огромное значение в экономике, его продуктивное развитие влияет на экономический рост страны в целом, на ускорение научно-технического прогресса, на создание новых дополнительных рабочих мест, на насыщение рынка товарами необходимого качества, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. В связи с этим рост числа субъектов малого бизнеса способен оказать помощь в решении ряда острейших социально-экономических проблем, таких как формирование эффективной структуры экономики, снижение уровня безработицы, создание среднего класса, перераспределение доходной части бюджетов всех уровней, обеспечение политической стабильности в обществе.
В 2017 году Росстат опубликовал информацию о доле малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте Российской Федерации, она составляет 21,9% [2].
В 2018 году Институт экономики роста им. Столыпина П.А. представил исследование «Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и мир» [3], результаты которого показали: в России малый бизнес представлен всего 21%, в то время как в развитых странах он составляет в среднем до 60%.
А ведь именно малый бизнес придает гибкость экономике, активирует значительные запасы финансовых и производственных ресурсов населения, оказывает противодействие процессу монополизации экономики, является весомым фактором перестройки структуры общества.
Малый бизнес нуждается в господдержке, особенно на этапе становления, в связи с недостаточным оборотом средств, низким уровнем первоначальных вкладов в производство, слабой материально-технической базой, административными барьерами, препятствующими выходу на рынок и т.п.
Стоит отметить, что государственная поддержка в рассматриваемой ситуации должна выражаться не только в финансировании развития субъектов малого бизнеса, а прежде всего в формировании благоприятного климата в стране, способствующего качественному и эффективному функционированию малого предпринимательства. Поэтому проведенное исследование по государственной поддержке малого бизнеса в стране и в нашем регионе очень актуально и своевременно.
Цель – на основе анализа государственной поддержки малого бизнеса разработать рекомендации по повышению эффективности малого бизнеса в Брянской области.
Объект исследования – государственная поддержка малого бизнеса в Российской Федерации.
Предмет исследования – направления повышения эффективности государственной поддержки малого бизнеса в Брянской области.
При проведении исследования использовались метод анализа научной литературы и документальных источников, метод сравнений и аналогий, обобщение, количественная и качественная обработка результатов исследования.
В Российской Федерации координацию и контроль оказания господдержки субъектам малого бизнеса осуществляет Минэкономразвития. К органам государственного управления и поддержки в сфере малого инновационного предпринимательства Брянской области в первую очередь относится Департамент экономического развития Брянской области, который в соответствии с его положением является исполнительным органом государственной власти Брянской области, реализующим государственную социально-экономическую политику и определяющим направления развития экономики области [4].
Малый и средний бизнес в регионе представлен в первую очередь микробизнесом (95,6% общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства). Число средних предприятий сравнительно невелико (таблица 1).
Таблица 1 — Состояние малого и среднего бизнеса в Брянской области за 2017-2019 гг.
Вид предприятия | Количество предприятий, шт. | 2019 | |||
2017 год | 2018 год | 2019 год | 2017,% | 2018,% | |
Малые предприятия | 42 194 | 41 763 | 41 892 | 99,3 | 100,3 |
Средние предприятия | 108 | 95 | 93 | 86,1 | 97,9 |
Всего предприятий | 42 302 | 41 858 | 41 985 | 99,3 | 100,3 |
На 10.05.2019 г. в Брянской области всего функционирует 41 985 субъектов малого и среднего предпринимательства. Из них 40 323 микро, 1569 малых (в целом – 41 892) и 93 средних предприятия [5].
Полученные данные свидетельствуют о снижении количества средних предприятий и неустойчивой динамике количества малых предприятий Брянской области.
Такие предприятия создают более трети валового регионального продукта, около 35% занятости, а также более 42% оборота всех предприятий и организаций области.
Сектор малого бизнеса сосредоточен по большей части в сферах торговли и предоставления услуг населению.
Ведущими формами взаимодействия власти региона и предпринимателей продолжают оставаться формы финансово-кредитной, имущественной и информационной поддержки.
Для индивидуальных предпринимателей, которые впервые зарегистрировались, применяют патентную систему налогообложения, ведут свою хозяйственную деятельность в производственной, научной и социальной областях, а также в сфере бытовых услуг в 2017 году закон Брянской области [6]. ввел «налоговые каникулы» в период до двух лет. Также для применения патентной системы налогообложения был увеличен список видов деятельности, при которых такая система может применяться.
Процесс применения субъектами бизнеса упрощенной системы налогообложения регулируется законом, который устанавливает дифференцированные налоговые ставки по налогу, собираемому при такой системе [7]. Если предприниматель выбирает в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, то он обладает возможностью снизить налоговую ставку с 15 до 12 %; а предприниматели, использующие в качестве налоговой базы доходы, снижают ставку налога с 6 до 3 %.
В связи с общегосударственной тенденцией перехода от прямых мер поддержки субъектов бизнеса, когда конкретным предпринимателям предоставляется финансовая помощь на безвозвратной основе, к инфраструктурным мерам, в рамках которых создаются организации, услугами которых бизнес может пользоваться регулярно и длительное время, Брянская область также включилась в данный процесс с конца 2016 года.
В результате перехода к таким мерам поддержки бизнеса в Брянской были созданы следующие инфраструктурные организации:
Инвестиции также находят свое отражение в развитии Брянской области [8]. В 2018 году на развитие экономики и социальной сферы области использовано 59718,6 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что составило 103,6 процента к соответствующему периоду 2017 года, в сопоставимых ценах (таблица 2) [9].:
Таблица 2 — Структура инвестиций Брянской области в 2018 году по источникам формирования
Наименование | Инвестиции в основной капитал (тыс. рублей) | В % к итогу |
Собственные средства | 20880455 | 49,0 |
Привлеченные средства | 21775715 | 51,0 |
из них: — кредиты банков |
7259196 | 17,0 |
— заемные средства | 347774 | 0,8 |
— средства федерального бюджета | 2176565 | 5,1 |
— средства бюджета субъекта РФ | 4546857 | 10,7 |
— средства местного бюджета | 582735 | 1,4 |
— средства внебюджетных фондов | 106842 | 0,3 |
— средства организаций и населения на долевое строительство | 1883812 | 4,4 |
— прочие | 4856493 | 11,4 |
Согласно данным таблицы 2 в структуре инвестиций по источникам формирования основную долю занимали привлеченные средства (51,0 %). Бюджетные средства составляли 17,1 %, кредиты банков – 17,0 %.
Департамент экономического развития Брянской области принимает участие в реализации государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», предусматривающей выделение следующих субсидий (таблицы № 3- 5) [10].
Таблица 3 — Финансирование мероприятий в виде государственной поддержки малого и среднего предпринимательства 2016 г.
Наименование субсидии | Финансирование мероприятия, всего, тыс. рублей |
в том числе по источникам: | Доля областного бюджета в общем объеме финансирования, % | |
Фед. бюджет | Обл. бюджет | |||
Государственная программа РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика», в том числе: | 146 435,0 | 116 109,6 | 31 201,8 | 21,3 |
Субсидии на поддержку малого и среднего предпринимательства | 49 956,5 | 42 432,9 | 7 523,60 | 15,0 |
Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов РФ | 92 710,3 | 70 000,0 | 22 710,3 | 24,5 |
Субсидии на поддержку молодежного предпринимательства (НОВАЯ СУБСИДИЯ) | 3 633,5 | 3 643,8 | 900,0 | 24,8 |
Субсидии на подготовку управленческих кадров | 134,7 | 32,9 | 67,90 | 50,4 |
Таблица 3 отражает, какие субсидии были предусмотрены в рамках программы и какие средства для этого выделялись. Доля областного бюджета в общем объеме финансирования составляет 21,3 %.
Таблица 4 — Финансирование мероприятий в виде государственной поддержки малого и среднего предпринимательства 2017 г.
Наименование субсидии | Финансирование мероприятия, всего, тыс. рублей |
в том числе по источникам: | Доля областного бюджета в общем объеме финансирования, % | |
Фед. бюджет | Обл. бюджет | |||
Государственная программа РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика», в том числе: | 425 535,2 | 342 446,4 | 83 528,3 | 19,6 |
Субсидии на поддержку малого и среднего предпринимательства, в том числе молодежного предпринимательства | 425 469,3 | 342 413,4 | 83 495,3 | 19,6 |
Субсидии бюджетам субъектов РФ на подготовку управленческих кадров | 65,9 | 33,0 | 33,0 | 50,0 |
В таблице 4 указано два вида субсидий, предоставляемых для реализации мероприятий указанной программы. Доля областного бюджета в общем объеме финансирования 2017 года составляет 19,6%.
Таблица 5 — Финансирование мероприятий в виде государственной поддержки малого и среднего предпринимательства 2018 г.
Наименование субсидии | Финансирование мероприятия, всего, тыс. рублей |
в том числе по источникам: | Доля областного бюджета в общем объеме финансирования, % | ||
Фед. бюджет | Обл. бюджет | ||||
Государственная программа РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика», в том числе: | 49 266,3 | 30 756,7 | 18 076,0 | 36,7 | |
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, в том числе молодежного предпринимательства | 49 187,3 | 30 715,9 | 18 046,7 | 36,7 | |
Подготовка специалистов в рамках подготовки управленческих кадров | 79,0 | 49,8 | 29,2 | 37 |
Таблица 5 также содержит два вида субсидий (поддержка предпринимательства и подготовка кадров), а доля областного бюджета в общем объеме финансирования года составила 36,7%.
Анализ рассмотренных данных показывает: 1) в 2017 году на финансирование мероприятий в рамках государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» был выделен значительный объем средств по сравнению с 2016 и особенно 2018 годами; 2) в 2016 году было предусмотрено 4 вида субсидий, а в 2017-2018 годах всего два вида — в целом на оказание господдержки субъектам предпринимательства (в том числе молодежного предпринимательства) и на подготовку управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации.
В рамках государственной программы «Экономическое развитие, инвестиционная политика и инновационная экономика Брянской области» (2019 — 2024 годы) предусмотрено выделение средств на реализацию задач [11].:
В состав данной госпрограммы входит три региональных проекта, направленных на оказание помощи, в первую очередь финансовой, субъектам предпринимательства и информирование населения об особенностях статуса предпринимателя:
В паспорте подпрограммы «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Брянской области» (2014 — 2020 годы) на реализацию основных мероприятий данной подпрограммы предусматривались следующие финансовые ресурсы (таблица 6):
Таблица 6 — Финансирование подпрограммы на 2014-2020 гг.
Год | Общие затраты, руб. |
2014 | 366 358 590,00 |
2015 | 273 902 272,22 |
2016 | 147 210 482,79 |
2017 | 429 408 754,46 |
2018 | 51 862 636,77 |
2019 | 41 019 543,05 |
2020 | 47 266 512,09 |
В новой редакции подпрограммы «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Брянской области» госпрограммы «Экономическое развитие, инвестиционная политика и инновационная экономика Брянской области» (2019 — 2024 годы) указывается финансирование на 2019-2021 гг. (таблица 7).
Таблица 7 — Финансирование подпрограммы на 2019-2021 гг.
Год | Общий объем средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы, руб. |
2019 | 279 395 255,41 |
2020 | 83 168 966,22 |
2021 | 112 310 991,75 |
Исходя из этих данных можно сделать вывод, что разработанная программа не учитывает реальные потребности малого и среднего бизнеса в регионе [12]., а формируется из объема денежных средств, которое государство способно выделить.
Таким образом, при отсутствии государственной поддержки успешное занятие предпринимательской деятельностью в настоящее время не представляется возможным. Поэтому на современном этапе развития рыночных отношений нашего государства необходимо формировать государственную политику по развитию малого бизнеса, меры которой будут более эффективными в сравнении с уже существующими формами поддержки. Это позволит Российской Федерации производить конкурентоспособную продукцию высокого качества, снизить уровень зависимости от импорта других стран, увеличить экспорт собственных товаров и как следствие – укрепить свое положение на мировом рынке. Только при таких условиях российская система государственной поддержки бизнеса станет более результативной и поспособствует его дальнейшему эффективному развитию.
В статье изучено состояние малого предпринимательства в регионе. На 10.05.2019 г. в Брянской области всего функционирует 41 985 субъектов малого и среднего предпринимательства. Из них 40 323 микро, 1569 малых (в целом – 41 892) и 93 средних предприятия. Более трети валового регионального продукта создаются такими организациями, порядка 35% занятости, более 42% оборота всех предприятий и организаций области.
Ведущими формами взаимодействия властей региона и предпринимателей продолжают оставаться формы финансово-кредитной, имущественной и информационной поддержки.
В регионе реализуются государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» и государственная программа «Экономическое развитие, инвестиционная политика и инновационная экономика Брянской области» (2019 — 2024 годы).
Проведен анализ состояния государственной поддержки малого бизнеса в регионе. Была выявлена нестабильность финансирования мероприятий в сфере поддержки развития малого бизнеса: 1) согласно государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» в 2016 году — 146 435,0 тыс. рублей, в 2017 году – 425 535,2 тыс. рублей, в 2018 году – 49 266,3 тыс. рублей; 2) согласно подпрограмме «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Брянской области» государственной программы «Экономическое развитие, инвестиционная политика и инновационная экономика Брянской области» в 2017 году – 429 408 754,46 рублей, в 2018 году – 51 862 636,77 рублей, в 2019 году – 279 395 255,41 рублей. Исходя из этих данных можно сделать вывод, что разработанная программа не учитывает реальные потребности малого и среднего бизнеса в регионе, а формируется из объема денежных средств, которое государство способно выделить.
Список литературы:
List of references:
Государственное и муниципальное управление, Региональное предпринимательство