Теоретические, методологические и прикладные основы формирования стратегий социально-экономического развития региона
Антипин Иван Александрович
Теоретические, методологические и прикладные основы формирования стратегий социально-экономического развития региона
- Специальность 5.2.3 – Региональная и отраслевая экономика (региональная экономика)
- Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук
- доктора экономических наук
- Год защиты: 2022
- Работа выполнена на кафедре региональной, муниципальной экономики и управления ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
Основные положения диссертационного исследования
Актуальность темы исследования. Существенное изменение содержания и форм социально-экономического развития регионов Российской Федерации обусловливает функциональные и структурные изменения во всей системе управления экономическими процессами. В связи с этим в практике регионального управления все большее распространение получают управленческие технологии и инструменты социально-экономического развития, основанные на использовании комплексного, стратегического подхода. Все эти элементы развития по-разному проявляются и воспринимаются регионами. Возникает необходимость в унификации инструментов, методик, механизмов, применяемых при разработке и реализации стратегий социально-экономического развития регионов различных иерархических уровней.
Необходимость совершенствования инструментария стратегического планирования как механизма управления социально-экономическим развитием регионов различных иерархических уровней обусловлена совокупностью взаимосвязанных обстоятельств, важнейшими из которых являются следующие.
Во-первых, появление новых тенденций регионального развития, особенно в условиях неопределенности, вызванной в том числе пандемией СОУГО-19 и небывалыми санкциями «коллективного Запада». В связи с этим возникает потребность в разработке методологии и исследовании отдельных вопросов в стратегическом планировании и управлении развитием территорий в новых условиях, разработке инструментов определения перспектив развития региональных социально-экономических систем, решении задачи организации системного стратегического управления социально-экономическими процессами, обеспечении сбалансированного социально-экономического развития, а также поиске механизмов реализации стратегий.
Во-вторых, включение накопленного опыта стратегического планирования в управленческую практику. Разработка стратегий социально-экономического развития становится внутренней необходимостью, определяемой потребностями развития самих территорий. Формирование системы стратегического планирования развития регионов различных иерархических уровней предопределяет необходимость разработки новых управленческих механизмов и инструментов, позволяющих обеспечить преемственность социально-экономической политики, выработать рекомендации относительно будущего социально-экономического развития.
В-третьих, недостаточное использование в практике региональных и муниципальных стратегий (а в последние годы — межрегиональных и межмуниципальных) как инструментов обеспечения сбалансированного устойчивого развития в условиях динамичной внешней среды. Разработка и внедрение механизмов согласования и интеграции документов стратегического планирования и иных стратегических документов по вертикали (страна — макрорегион или федеральный округ -субъект РФ — агломерация — муниципальное образование) и по горизонтали (муниципальные образования внутри агломерации и (или) субъекта РФ) планирования, обеспечивающих синергетический эффект партнерства, формирование нормативно-правовой основы регулирования взаимоотношений между уровнями власти в процессе формирования и реализации документов стратегического планирования, определение механизмов реализации, оценка процессов реализации, жизнеспособности стратегий и т. д. являются ключевыми задачами совершенствования инструментария стратегического планирования и управления социально-экономическим развитием территорий различного иерархического уровня.
В-четвертых, множество разнообразных объектов стратегического планирования (страна — макрорегион или федеральный округ — субъект РФ — агломерация -муниципальное образование) обусловливает и разнообразие стратегий как по составу, так и по процессам формирования (разработки и (или) актуализации). Вместе с тем объекты стратегического планирования усложняются, появляются новые (например, макрорегион, часть территории субъекта Российской Федерации и т. д.). Поэтому, с одной стороны, необходимы единые рамочные правила, определяющие логику и основные этапы формирования стратегии, ее основные разделы и т. д. С другой стороны, важно учесть специфику объекта стратегического планирования (региональную, муниципальную и т. д.) при разработке стратегий, оставляя место для определения его индивидуальной траектории будущего развития.
В-пятых, высокая актуальность исследования и применения различных научных подходов к оценке эффективности реализуемости стратегий, а также оценке их качества, обусловленных разрозненностью методик, применяемых в различных практиках национального, регионального и муниципального стратегирования.
Автор понимает, что весь процесс разработки и реализации стратегии социально-экономического развития является взаимосвязанным и взаимовлияющим. Однако настоящее исследование сфокусировано именно на этапе формирования (разработки или актуализации) стратегии социально-экономического развития. Тем не менее на практике существует ряд случаев, когда анализ результатов реализации стратегии требует возврата к ее формированию (разработке или актуализации). Это обстоятельство определило включение этапа реализации стратегии социально-экономического развития в фокус настоящего исследования.
Таким образом, необходимость совершенствования процессов формирования и реализации стратегий социально-экономического развития регионов различных иерархических уровней в Российской Федерации предопределила содержание исследования.
Степень научной разработанности исследуемой проблемы. В отечественных научных публикациях подобная тематика имеет ключевое значение для уяснения перспектив развития страны, ее регионов и муниципалитетов, а также иных территориальных образований в ближайшем и отдаленном будущем. Однако необходимо восполнить существующий пробел в контексте научной проблематики по развитию методологии формирования и реализации стратегий социально-экономического развития регионов различных иерархических уровней.
Вопросы регионального развития, региональной экономики в отечественной науке нашли широкое отражение в трудах Л. И. Абалкина, В. Л. Бабурина, Е. М. Бухвальда, Л. Б. Вардомского, Г. Ю. Гагариной, А. Г. Гранберга, С. Ю. Глазьева, Б. А. Ерзнкяна, Н. В. Зубаревич, В. В. Климанова, Е. А. Коломак, О. В. Кузнецовой, В. Н. Лексина, Л. Э. Лимонова, П. А. Минакира, А. Н. Пилясова, В. Е. Се-ливестрова, А. И. Татаркина, А. И. Трейвиша, М. Д. Шарыгина, А. Г. Шеломен-цева, А. Н. Швецова, Э. А. Уткина и др.
Исследованию вопросов стратегического планирования и управления, пространственного развития посвящены работы А. Г. Аганбегяна, А. А. Аузана, О. А. Биякова, Е. М. Бухвальда, И. В. Гришиной, А. Ю. Даванкова, А. П. Егоршина, Б. С. Жихаревича, Н. В. Зубаревич, В. В. Кафидова, В. Л. Квинта, Е. Н. Королевой, Е. Б. Ленчук, Д. С. Львова, Т. Г. Нефедовой, А. О. Полынева, И. Е. Рисина, И. Д. Тургель, Т. В. Усковой, Р. А. Фатхутдинова, А. Н. Швецова и др.
Широкий круг вопросов стратегического планирования развития территорий рассмотрен как зарубежными исследователями, в частности, Р. Акоффом, И. Ан-соффом, П. Кругманом, М. Портером, Дж. Фридманом, так и отечественными учеными В. Л. Глазычевым, А. Е. Городецким, А. Г. Гранбергом, Б. С. Жихаревичем, Г. Б. Клейнером, Г. М. Лаппо, В.Я. Любовным, И. В. Макаровой, С. Н. Мирошни-ковым, Т. А. Мясниковой, Е. В. Поповым, О. М. Роем, В. Е. Селиверстовым и др.
Отдельные отраслевые аспекты в развитии территорий, отраслевые стратегии исследованы в работах авторитетных российских ученых А. Н. Асаула, С. Д. Бодрунова, Р. С. Гринберга, Г. Б. Клейнера, О. А. Романовой, О. О. Смирновой, Д. Е. Сорокина, А. А. Урасовой и др.
Методологические подходы к формированию и реализации стратегий социально-экономического развития территорий представлены в трудах зарубежных ученых, среди которых И. Ансофф, Т. Бьярстиг, Дж. Брайсон, А. Йонсен, Р. Каплан, Г. Минцберг, Д. Нортон, Т. Пойстер, А. Покхарель, М. Портер, А. Риццо, Г. Стрейб, А. Дж. Стрикленд, А. Томпсон, Ю. Хайтонен, Л. Хеглунд, А. Чандлер и др. Вопросы применения инкрементального подхода в стратегировании развития территорий подробно исследовали Ю. Бекк, Д. Бендор, А. Вейс, Е. Вудхаус, Дж. Куинн, И. Лустик, Ч. Линдблом и др.
Существенный вклад в разработку методологии и инструментария стратегического и территориального планирования внесли представители уральской научной школы: В. В. Акбердина, Е. Г. Анимица, В. С. Бочко, Н. Ю. Власова, А. Ю. Да-ванков, Е. Б. Дворядкина, С. В. Дорошенко, Ж. А. Ермакова, Ю. Г. Лаврикова, О. Б. Мезенина, Т. В. Миролюбова, Н. В. Новикова, С. Г. Пьянкова, О. А. Романова, Я. П. Силин, Н. М. Сурнина, А. И. Татаркин, И. Д. Тургель, А. Г. Шеломенцев и др.
Вопросы оценки качества и реализуемости стратегий исследованы в трудах Б. А. Ерзнкяна, Б. С. Жихаревича, Р. Каплана, С. Н. Мирошникова, И. В. Митрофа-новой, Д. Нортона, О. А. Черновой, Н. В. Яковенко и других ученых.
Условия неопределенности, вызванные в том числе пандемией СОУГО-19 и иными факторами, а также новые свойства территорий и стратегий, такие как ре-зильентность и шокоустойчивость, учтены в трудах В. В. Акбердиной, Б. С. Жихаревича, В. В. Климанова, А. В. Курочкина, Т. В. Миролюбовой, Н. Талеба и др.
Исследование научных трудов по проблемам стратегического планирования и управления позволило сделать вывод что вопросы формирования (разработки и актуализации) и реализации стратегий социально-экономического развития регионов различных иерархических уровней требуют более глубокой проработки.
Особое значение имеет выработка рекомендаций по формированию единых правил стратегирования для регионов различных иерархических уровней. Следует разработать комплексную методологию, а также методические подходы к формированию стратегии социально-экономического развития региона. В частности, необходимо унифицировать процессы формирования (разработки и актуализации) стратегии (документа стратегического планирования); оценку качества разработанной стратегии; реализацию стратегии и механизм управления ею; оценку реализации (реализуемости) стратегии как инструмента управления социально-экономическим развитием региона.
Объектом исследования являются регионы Российской Федерации и муниципальные образования, входящие в единую систему стратегического планирования и управления страны.
Область исследования. Содержание диссертации соответствует п. 1.1 «Теории пространственной и региональной экономики», п. 1.9 «Проблемы региональной социально-экономической дифференциации. Инструменты сглаживания региональных диспропорций в национальной экономике» и п. 1.16 «Оценка и прогнозирование перспектив развития региональных экономических систем» Паспорта специальности ВАК РФ 5.2.3 — Региональная и отраслевая экономика (региональная экономика).
Предметом исследования является совокупность социально-экономических отношений и процессов, действий и взаимодействий, возникающих при разработке и реализации стратегий социально-экономического развития регионов различных иерархических уровней.
Цель диссертационного исследования заключается в совершенствовании теоретических и методологических основ, а также инструментария стратегирова-ния, выражающегося в разработке единых правил при формировании и реализации стратегий социально-экономического развития регионов различных иерархических уровней.
Для достижения поставленной цели в диссертационной работе предлагается последовательное решение комплекса взаимосвязанных научных задач:
- развить теоретические положения к исследованию процессов формирования стратегий социально-экономического развития регионов различных иерархических уровней;
- разработать методологический подход к формированию стратегий социально-экономического развития региона;
- исследовать методические подходы к стратегированию социально-экономического развития региона и предложить способы их совершенствования;
- провести анализ стратегического планирования социально-экономического развития регионов Российской Федерации и муниципальных образований, расположенных на их территориях;
- сформулировать предложения и рекомендации по совершенствованию процессов разработки и актуализации стратегий социально-экономического развития регионов различных иерархических уровней.
Методология и методы диссертационного исследования основываются на теоретических положениях региональной и пространственной экономики, стратегического менеджмента, политологии. Ключевой особенностью методологии исследования является инкрементальный подход, определяющий формирование стратегии социально-экономического развития территории и ее реализацию как постепенный, пошаговый, осмысленный процесс, позволяющий своевременно скорректировать стратегические действия, осуществить необходимые стратегические маневры. Исследование базируется на комплексном анализе стратегий социально-экономического развития субъектов и муниципальных образований Российской Федерации по этапам цикла стратегического управления с использованием совокупности теорий, методик, методов, в частности, диалектического, причинно-следственного, обработки статистических данных, расчета интегральных показателей, экспертных оценок и т. д.
Теоретической основой исследования является совокупность научных представлений, концепций, теорий отечественных и зарубежных ученых в области региональной и муниципальной экономики, регионального и муниципального развития, стратегического планирования и управления, пространственной экономики, а также исследования международных и отечественных научных организаций, труды ученых-экономистов, раскрывающие вопросы теории и практики формирования и реализации стратегий социально-экономического развития территорий.
Информационно-эмпирической базой исследования послужили: труды выдающихся ученых, исследовавших процессы регионального развития, стратегического планирования, стратегического управления; нормативные, программные и аналитические материалы органов государственного управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления; данные Федеральной службы государственной статистики и ее территориальных органов, информационно-аналитических систем органов исполнительной власти регионов, консалтинговых и рейтинговых агентств, собственные аналитические разработки, а также иные результаты опубликованных исследований автора.
Обоснованность и достоверность научных результатов, положений и рекомендаций, представленных в диссертационном исследовании, подтверждается применением авторского методического инструментария; корректной обработкой данных; достаточным объемом и результатами аналитических процедур; использованием синтеза теоретико-методологических подходов и иных методов исследования, а также положительной оценкой представленных результатов на научных мероприятиях разного уровня и внедрением данных результатов в практику стратегического управления региональным и муниципальным развитием.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке и предложении теоретических, методологических и прикладных основ исследования процессов формирования и реализации стратегий социально-экономического развития регионов различных иерархических уровней, позволивших обосновать возможность и необходимость применения единых правил стратегирования; принципов и механизмов координации процессов стратегического и территориального планирования, а также отраслевых стратегий и стратегий социально-экономического развития; разработки стратегий межрегионального и межмуниципального уровней и т. д., что в совокупности направлено на повышение качества разрабатываемых документов стратегического планирования и процессов их реализации, а также обеспечивает научную основу построения активной региональной политики.
К защите представлены научные положения и результаты диссертационного исследования, составляющие его новизну.
- Сформулированы теоретические положения к исследованию процессов формирования стратегий социально-экономического развития регионов различных иерархических уровней, основанные на сочетании представлений теорий и концептуальных установок пространственного и регионального развития, стратегического планирования и управления, определяющие стратегическое планирование регионов как единый непрерывный процесс, базирующийся на согласовании различных элементов стратегий как по вертикали, так и по горизонтали, учитывающий как общие принципы стратегического планирования, так и специфику каждой территории. Внесены коррективы и уточнения в сущностно-содержательную характеристику понятия стратегического планирования, отличием которого от имеющихся является его определение как сложного многогранного явления, интегрирующего в себе одновременно процесс формирования (разработки и актуализации) стратегии (документа стратегического планирования); качество разработанной стратегии; реализацию стратегии и механизм управления ею; реализуемость стратегии как инструмента управления социально-экономическим развитием региона. Предложенная трактовка стратегического планирования обогащает теоретический фундамент региональной экономики своей комплексностью, а также возможностью системного учета (диагностики) региональных проблем и ситуаций (п. 1.1 Паспорта специальности ВАК РФ 5.2.3) (гл. 1, § 1.1-1.3).
- Разработан методологический подход к формированию стратегий социально-экономического развития регионов различных иерархических уровней, особенностью которого является предложение семи стадий процесса стратегирования, учитывающих специфику регионального развития (отрасли специализации, диспропорциональность, векторы пространственного развития и иные факторы, оказывающие непосредственное влияние на формирование стратегии социально-экономического развития региона и необходимые к учету в ней), критериев их качественности, а также их научное и практическое обоснование, в том числе с учетом теоретических и методологических основ инкрементального подхода на разных временных отрезках регионального развития (п. 1.9 Паспорта специальности ВАК РФ 5.2.3) (гл. 2, § 2.1-2.3).
- Предложена методика гармонизации стратегирования регионального развития, сочетающая в себе современные принципы стратегического планирования, процессы и технологии согласования отраслевых стратегий и стратегии социально-экономического развития, координацию приоритетов стратегического и территориального развития. Представленная методика позволяет рассматривать процессы стратегирования регионального развития с различных позиций, повышая их жизнеспособность, обогащает понимание сущности процессов формирования и реализации стратегий за счет включения дополнительных принципов стратегического планирования, а также инструментария согласования приоритетов стратегического и территориального развития (п. 1.16 Паспорта специальности ВАК РФ 5.2.3) (гл. 3, § 3.1-3.3).
- Разработана, обоснована и апробирована методика комплексной оценки стратегического планирования социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований разных типов, особенностью которой является свойственная инкрементальному подходу одновременная оценка качества процесса формирования стратегии, оценка качества стратегии по разработанным критериям, оценка реализации стратегии и механизма управления ею, а также оценка фактической реализуемости стратегии, позволившая выявить их положительные и отрицательные характеристики и сформировать распределение городов-миллионников Российской Федерации по результативности их социально-экономического развития (п. 1.16 Паспорта специальности ВАК РФ 5.2.3) (гл. 4, § 4.1-4.3).
- Предложен механизм, усиливающий интегрирование стратегирования в процессы регионального управления путем стратегического управления пространственными диспропорциями, межрегионального и межмуниципального развития, разработки и применения единых правил стратегирования, позволяющий достичь большей согласованности документов стратегического планирования как по горизонтали, так и по вертикали, а также повышения результативности социально-экономического развития. Особенностью авторского механизма является определение и обоснование характеристик эффективной (эталонной) стратегии социально-экономического развития региона, а также возможных дальнейших направлений методического совершенствования стратегического планирования и управления (п. 1.9 Паспорта специальности ВАК РФ 5.2.3) (гл. 5, § 5.1-5.3).
Теоретическая ценность результатов диссертационного исследования заключается в развитии и дополнении теоретических основ и современных методологических подходов, позволяющих решить фундаментальную научную проблему формирования стратегий социально-экономического развития с использованием авторской методологии.
Научная новизна (ценность) проведенного исследования заключается в доказательстве целесообразности одновременного применения комплекса различных научных подходов и теорий: стейкхолдерского, инклюзивного, институционального дизайна и др. В качестве одного из основных научных подходов регионального стратегирования в диссертационной работе определен инкрементальный подход, определяющий формирование и реализацию стратегии социально-экономического развития региона, его муниципалитетов отраслей или каких-либо отдельных стратегических решений как результат взаимного согласия между различными участниками, т. е. его применение позволяет достичь консенсуса, снизить риск принятия субъективных и неоптимальных стратегических решений.
Практическая значимость результатов исследования обусловлена выявлением в региональных стратегиях и методиках стратегирования их отличительных черт, присущих инкрементальному подходу, при сохранении необходимых базовых компонентов (анализ среды, цели, приоритеты, механизмы реализации и контроля). Еще один аспект практической значимости заключается в обосновании направлений совершенствования формирования стратегий социально-экономического развития регионов различных иерархических уровней путем применения единых правил стратегирования; принципов и механизмов координации процессов стратегического и территориального планирования; разработки стратегий межрегионального и межмуниципального уровней, позволяющих повысить качество стратегий и, соответственно, процессов их реализации с целью достижения дополнительных положительных импульсов в социально-экономическом развитии регионов и повышения их конкурентоспособности.
Автореферат диссертации (текст)
Посмотреть еще в категории: Диссертационные исследования
- Системная оценка эффективности территориального кластера (на примере сырьевого кластера Кузбасса)
- Развитие механизмов финансирования инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства с учетом финансовых рисков
- Экономические инструменты формирования и реализации региональной инновационной политики в социальной сфере
- Цифровая трансформация и ее влияние на инклюзивный экономический рост региона (на примере Приволжского федерального округа)
- Система высшего образования как стратегический ресурс социально-экономического развития регионов Российской Федерации
- Методологические основы управления региональными инновационными комплексами
- Государственное управление цифровой трансформацией национальной экономической системы
- Совершенствование методов формирования и оценки маркетингового потенциала региона