Главная страница » Публикации » №1 (65) » Проблемы и перспективы стратегического развития пространственной политики региона в сфере экологии (на материалах Ростовской области)

Проблемы и перспективы стратегического развития пространственной политики региона в сфере экологии (на материалах Ростовской области)

Problems and prospects of the strategic development of the spatial policy of the region in the field of ecology (based on materials from the Rostov region)

Авторы

Лысоченко Алла Алексеевна
доктор экономических наук, профессор кафедры теории и технологии в менеджменте
Россия, Южный федеральный университет
alla44@yandex.ru

Аннотация

Большинство регионов страны сталкиваются с острыми экологическими проблемами, возникающими в связи с высоким уровнем развития отраслей экономики. Почти в каждом субъекте Российской Федерации остаются нерешенные проблемы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов. Основная стратегическая цель пространственной политики региона в сфере экологии – повышение защищенности окружающей среды от антропогенного воздействия для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, рациональное использование и охрана природных ресурсов. Данная статья описывает региональную систему стратегического управления и развития в сфере экологии пространственной политики.

Ключевые слова

стратегический менеджмент, стратегическая система управления, пространственная политика, стратегические национальные приоритеты, государственная экологическая политика, национальный проект «Экология», защита окружающей среды, региональные проекты в сфере экологии.

Рекомендуемая ссылка

Лысоченко Алла Алексеевна

Проблемы и перспективы стратегического развития пространственной политики региона в сфере экологии (на материалах Ростовской области)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (65). Номер статьи: 6513. Дата публикации: 16.02.2021. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6513/

DOI: 10.24412/1999-2645-2021-165-13

Authors

Lysochenko Alla Alekseevna
Doctor of Economics (DSc), Professor of the Department «Theory and Technology in the Management» of the Faculty of Management
Russia, Southern Federal University
alla44@yandex.ru

Abstract

Most regions of the country face acute environmental problems arising from the high level of development of economic sectors. Almost every region of the Russian Federation still has unresolved problems in the field of solid municipal waste management, air pollution and water bodies. The main strategic goal of the regional spatial policy in the field of ecology is to increase the protection of the environment from anthropogenic impact to ensure the safety of human life, rational use and protection of natural resources. This article describes the regional system of strategic management and development in the field of ecology and spatial policy.

Keywords

strategic management, strategic management system, spatial policy, strategic national priorities, state environmental policy, national project «Ecology», environmental protection, regional projects in the field of ecology.

Suggested Citation

Lysochenko Alla Alekseevna

Problems and prospects of the strategic development of the spatial policy of the region in the field of ecology (based on materials from the Rostov region)// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (65). Art. #6513. Date issued: 16.02.2021. Available at: https://eee-region.ru/article/6513/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2021-165-13

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Баланс между экономикой и экологией очень сложен. Чем выше уровень развития отраслей экономики, тем сильнее антропогенное воздействие на окружающую среду. А значит, расширяется список проблем и приоритетных задач в сфере экологии в пространственной экономике России.

Формирование устойчивой и эффективной системы природопользования, мониторинга и охраны окружающей среды, обеспечение биоразнообразия и создания системы особо охраняемых природных территорий – все это стратегические направления развития в сфере экологии.

В 2020 году Президентом Российской Федерации Путиным подписан Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», где  в рамках национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» обозначены целевые показатели стратегического развития в сфере экологии [1]. Кроме того, на уровне Российской Федерации разработан национальный проект «Экология», который  включает в себя 11 федеральных проектов реализуемых по пяти направлениям «Отходы», «Вода», «Воздух», «Биоразнообразие», «Технологии». А также система государственного управления в сфере экологии осуществляется в рамках  государственных программ Российской Федерации, срок реализации которых 2013-2024 годы:  «Развитие лесного хозяйства», «Охрана окружающей среды», «Воспроизводство и использование природных ресурсов».

Таким образом, в пространственной политике применяется программно-целевой подход к управлению воспроизводственным процессом в природопользовании, который представляет собой завершенный во времени и пространстве комплекс экономических, организационно-технологических, инновационных и других мер по реализации целей и задач конкретных программ развития указанных сфер.

Экономическая политика в сфере экологии осуществляется во взаимодействии органов власти субъектов Российской Федерации, администраций муниципальных образований, при участии бизнес-сообществ и общественности.

 

Стратегическая концепция развития пространственной политики региона в сфере экология

Для улучшения качества жизни человека большое значение имеет уровень загрязнения воды, воздуха и почвы. В то же время экологическая ситуация складывается и под воздействием других факторов, влияющих на устойчивость социально-экономического развития региона, – уровня лесистости и соблюдения режимов особой охраны особо охраняемых природных территорий [5].

На примере Ростовской области отметим, что одной из приоритетных задач региона является повышение рациональности использования водных ресурсов. Основными направлениями, обеспечивающими рациональное водопользование в бассейне реки Дон, являются:

  • государственный мониторинг водных объектов;
  • контроль за выполнением условий водопользования, установленных в разрешительных документах о предоставлении водных объектов в пользование;
  • применение утверждённых нормативов допустимого воздействий на водные объекты бассейна реки Дон, с учетом характеристик водных объектов.

На уровне региона инициирована разработка комплексной государственной программы по оздоровлению и развитию водохозяйственного комплекса бассейна реки Дон, которая поддержана Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Составлен перечень мероприятий для включения в указанную программу. Мероприятия направлены на снижение антропогенной нагрузки на водные объекты бассейна реки Дон; рациональное использование водных ресурсов; улучшение гидрографической сети; строительство и реконструкцию гидротехнических сооружений с модернизацией существующих и созданием новых рыбоходных каналов; улучшение экологического состояния водных объектов; проведение научно-исследовательских работ с целью определения целесообразности переброски части речного стока из Волжского бассейна в Донской бассейн.

Регион в 2019-2020 гг. участвовал в рамках федерального проекта «Сохранение уникальных водных объектов», в рамках которого осуществлена расчистка 30 км русла реки Кумшак в Цимлянском районе и 8,5 км участка реки Темерник в г. Ростове-на-Дону.

Основными факторами, оказывающими негативное влияние на уровень рациональности использования водных ресурсов, являются применение устаревших водоемких производственных технологий, а также высокий уровень потерь воды при транспортировке.

С целью обеспечения рационального водопользования, направленного на сохранение водных объектов в условиях низкой водности, в регионе в 2020 году объем водопотребления на сельскохозяйственные нужды сокращен на 35 %. До хозяйствующих субъектов были доведены лимиты фактического водопотребления с установлением сроков подачи воды на орошение, акцентировано внимание на необходимости определения видовых сельскохозяйственных культур, требующих менее водоемких технологий.

В целях обеспечения приоритета использования водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед другими видами водопользования права пользования водными объектами в первую очередь предоставляются ресурсоснабжающим организациям.

Ведется работа по увеличению количества водозаборных сооружений, оснащенных приборами учета воды. Доля водозаборных сооружений, оснащенных приборами учета воды, составляет 94,5 %.

В регионе проводится работа по обеспечению соблюдения дополнительных ограничений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в границах  водоохранных зон водных объектов. Указанные мероприятия способствуют предупреждению загрязнения и заиления водных объектов.

Так же ведется работа по определению водных объектов, подверженных наибольшему антропогенному воздействию хозяйственной деятельности, установлению причин возникновения загрязнения, засорения и истощения водных объектов или их частей, разработке и реализации мероприятий, целью которых является охрана водных объектов.

Функционирующий водохозяйственный комплекс бассейна в целом обеспечивает текущие водоресурсные потребности водопользователей в бассейне, однако его дальнейшее развитие в ближайшей перспективе требует реализации комплекса мероприятий, направленных на гарантированное обеспечение водными ресурсами населения и отраслей экономики, охраны и восстановления водных объектов, защищенности от негативного воздействия вод.

Наблюдения за состоянием атмосферного воздуха осуществляются посредством 18 стационарных постов в городах Ростовской области. Ни один из контролируемых городов Ростовской области, в том числе г. Ростов-на-Дону, не вошел в список городов Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха.

Основными загрязнителями атмосферного воздуха являются объекты теплоэнергетического, металлургического, нефтехимического, строительного комплексов, сельскохозяйственные холдинги, крупные промышленные предприятия, объекты транспортной инфраструктуры – объекты 1-2 категории опасности по уровню загрязнения атмосферного воздуха. Вклад таких объектов в общие валовые выбросы в атмосферу составляет порядка 70%.

В настоящее время в федеральный проект «Чистый воздух» национального проекта «Экология» не включены города Ростовской области. В перечень населенных пунктов Российской Федерации, в которых необходима реализация первоочередных мер для улучшения качества атмосферного воздуха, включены города Новочеркасск и Ростов-на-Дону, в которых по результатам государственного экологического мониторинга наблюдается высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха.

В Минприроды России представлены предложения по мероприятиям на 2023 – 2030 годы, направленным на снижение загрязнения атмосферного воздуха, для рассмотрения возможности включения указанных городов в состав участников федерального проекта. Среди них:

  • модернизация и развитие государственной наблюдательной сети
    за загрязнением атмосферного воздуха в городах Новочеркасске и Ростове-на-Дону, которая включает, в том числе закупку 16 автоматизированных постов, оборудования и автотранспорта;
  • строительство объектов заправки транспортных средств компримированным природным газом с предоставлением субсидий инвесторам на возмещение части затрат по их строительству;
  • строительство и реконструкция линий рельсового пассажирского транспорта в городе Ростове-на-Дону. В 2021 году запланирована разработка обоснования инвестиций и проведения технологического
    и ценового аудита строительства линий рельсового пассажирского транспорта. В 2022 году запланировано проектирование строительства линий рельсового пассажирского транспорта.

В целях снижения негативного воздействия выбросов загрязняющих веществ от автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье жителей региона ведется работа по стимулированию использования альтернативных видов топлива и поэтапному выводу из эксплуатации устаревших моделей транспортных средств, а также замене их на современные, отвечающие требованиям ЕВРО-4 и ЕВРО-5.

В настоящее время на метане работают свыше 10 000 единиц техники различных категорий. Ежегодный прирост составляет более 1 000 единиц.

В рамках федерального государственного охотничьего надзора и федерального государственного надзора в области охраны воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания проводятся плановые рейдовые мероприятия, по итогам которых выявляются  нарушения природоохранного законодательства.

В рамках осуществления федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах проводятся патрулирования территорий лесного фонда общей протяженностью 26,1 тыс. км.

Ростовская область участвует в федеральном проекте «Сохранение лесов», в рамках которого проводятся работы по лесовосстановлению, а также приобретение лесопожарной техники и лесохозяйственного оборудования.

В Ростовской области осуществляется государственный экологический надзор в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности.

Большинство выявляемых случаев нарушений природоохранного законодательства (отсутствие учета отходов производства и потребления; несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду; отсутствие разрешительных документов на допустимое негативное воздействие на окружающую среду; пользование недрами без лицензии либо с нарушением условий лицензией и др.) являются значительными, которые в конечном итоге могут нанести вред окружающей среде либо образуют угрозу нанесения такого вреда. Доля субъектов, в деятельности которых значительные нарушения природоохранного законодательства не выявлены, составила 4,6 % в общем числе проведенных проверок.

Так же в области внедрен институт профилактики нарушений обязательных требований. Профилактика осуществляется на основании программы, ежегодно предусматривающей мероприятия по выдаче предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований; использованию проверочных листов при проведении каждой плановой проверки; информированию о важности добросовестного соблюдения обязательных требований, а также об изменениях действующего законодательства в средствах массовой информации; проведению консультаций по разъяснению обязательных требований действующего законодательства.

В рамках формирования комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами на территории Ростовской области в целях организации деятельности в сфере обращения с отходами в 2016 году разработана территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Ростовской области [4].

С целью повышения экологической культуры населения в регионе волонтерами проводятся: Всероссийские акции «Дни защиты от экологической опасности», «Вода России», Всероссийский экологический субботник «Зеленая Россия», Всероссийская акция «Россия – территория «Эколят – Молодых защитников природы», а также реализуется  инициативный проект «Я за чистый дом! Мой дом – Тихий Дон!» [2].

В целом, «модель» стратегического развития в сфере экологии должна включать [3]:

  • расчистку русел рек региона;
  • выдачу лицензий на право пользования недрами;
  • своевременное выполнение профилактических мероприятий, направленных на недопущение возникновения возгораний на территории земель лесного фонда, а также обеспечение охраны лесов от пожаров;
  • проведение мероприятий в части воспроизводства лесов;
  • расширение мониторинга за загрязнением атмосферного воздуха;
  • обеспечение принятия мер по выявлению свалочных очагов, навалов мусора, в том числе отраженных на «Интерактивной карте свалок», а также по их ликвидации;
  • проведение реформирования контрольно-надзорной деятельности и применения риск-ориентированного подхода при его проведении;
  • обеспечение системного подхода по увеличению охотпользователями выпуска охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий области;
  • мониторинг редких видов растений и животных региона;
  • реализация инициативных проектов по развитию системы экологического просвещения и повышения уровня экологической культуры населения.

 

Заключение

В современных условиях хозяйствования и развития научно-технического прогресса рассмотрение вопросов  сфере экологии становятся наиболее актуальными в научных исследованиях и содержат совокупность мер направленных на целесообразное использование земли и недр, водных ресурсов, растений и животного мира, сохранение чистоты воздуха и воды, обеспечение воспроизводимости природных ресурсов и улучшение окружающей человека среды.

Основными задачами в рамках пространственной политики региона в сфере экология в настоящее время являются:

  • реализация мероприятий в рамках государственной программы по оздоровлению и развитию водохозяйственного комплекса бассейна реки Дон;
  • расчистка рек на территории региона в целях предотвращения негативного воздействия вод и оздоровления водных объектов;
  • обеспечение безопасности гидротехнических сооружений путем проведения их капитального ремонта;
  • сокращение несанкционированных сбросов и сбросов с превышением норматива допустимого воздействия на водные объекты;
  • увеличение площади лесовосстановления в рамках федерального проекта «Сохранение лесов»;
  • выполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов;
  • участие в реализации плана мероприятий Ростовской области
    по адаптации к изменениям климата;
  • участие в сокращении выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе посредством стимулирования использования экологически чистого транспорта, мониторинга и контроля качества атмосферного воздуха;
  • реализация мероприятий по организации и развитию системы экологического образования и формированию экологической культуры на территории Ростовской области.

 

Библиографический список

  1. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» / https://rg.ru/2020/07/22/ukaz-dok.html
  2. Волонтерский проект «Я за чистый дом! Мой дом — Тихий Дон!» / Электронный ресурс: http://минприродыро.рф/activities/volonterskiy-project/
  3. Лысоченко, А.А. Оценка стратегического развития региона в сфере экологии // Евразийский союз ученых (ЕСУ), ежемесячный научный журнал № 5 (74)/2020. Ч. 1. С.47-51.
  4. Стратегическое развитие пространственной политики региона в сфере экология: Монография / А.А. Лысоченко. – Ростов-на-Дону: Содействия — ХХI век, 2018. – 168 с.
  5. Теоретические основы стратегического управления / Лысоченко А.А., Свиридов О.Ю. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Содействие – XXI век», 2020.

 

References

  1. Decree of the President of the Russian Federation No. 474 of July 21, 2020 «On the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030» [O natsional’nykh tselyakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda]/ https://rg.ru/2020/07/22/ukaz-dok.html
  2. Volunteer project «I am for a clean house! My house is Quiet flows the don!» [Volonterskiy proyekt «YA za chistyy dom! Moy dom — Tikhiy Don!»]/ Electronic resource: http://минприродыро.рф/activities/volonterskiy-project/
  3. Lysochenko, A.A. Evaluation of the strategic development of the region in the field of ecology [Otsenka strategicheskogo razvitiya regiona v sfere ekologii]// Eurasian Union of Scientists (ESU), monthly scientific journal No. 5 (74)/2020. Ch. 1. p . 47-51.
  4. Strategic development of the spatial policy of the region in the field of ecology [Strategicheskoye razvitiye prostranstvennoy politiki regiona v sfere ekologiya]: Monograph / A.A. Lysochenko. – Rostov-on-Don: Russia-XXI century, 2018. — 168 p.
  5. Theoretical foundations of strategic management [Teoreticheskiye osnovy strategicheskogo upravleniya]/ Lysochenko A.A., Sviridov O.Y. – Rostov-on-Don: Publishing House «Assistance-XXI century», 2020.

Еще в рубриках

Ростовская область

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *