Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №3 (63), 2020

Организационно-экономический механизм реализации стратегии развития региона

Organizational and economic mechanism of implementation of the regional development strategy

Авторы


Аспирант
Россия, Белгородский государственный национальный исследовательский университет
tamov.apex@yandex.ru


Доктор экономических наук, профессор, научный руководитель
Россия, Белгородский государственный национальный исследовательский университет
vaganova@bsu.edu.ru

Аннотация

Реализация процессов стратегического планирования в субъектах РФ происходит с высоким уровнем дифференциации, документы по стратегическому развитию не приведены в единый шаблон, что затрудняет унифицировать систему показателей, характеризующих социально-экономическое развитие отдельного региона. В работе доказано, стратегии субъектов ЦФО нуждаются в актуализации, а технологический маршрут реализации мероприятий социально-экономического развития требует существенной доработка в методологическом плане. В виду этого обстоятельства втором статьи предложен организационно-экономический механизм реализации стратегии развития региона, который позволяет решить географические вопросы размещения производства отрасли специализации и удобен для понимания потенциальных пользователей, отражая основные этапы процесса разработки стратегии. сделан вывод, что стратегия развития региона должна интегрировать с положениями соответствующего документа о стратегическом планировании федерального уровня и являться логическим продолжением общепринятых методологических конструкций стратегирования пространства.

Ключевые слова

стратегия развития, регион, агломерация, экономическая политика

Рекомендуемая ссылка
Тамов Руслан Мухамедович , Ваганова Оксана Валерьевна
Организационно-экономический механизм реализации стратегии развития региона// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (63). Номер статьи: 6317. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6317/
Authors

Tamov Ruslan Mukhamedovich
Graduate student
Russia, Belgorod State National Research University
tamov.apex@yandex.ru

Vaganova Oksana Valeryevna
Doctor of Economics, Professor, Scientific Supervisor
Russia, Belgorod State National Research University
vaganova@bsu.edu.ru

Abstract

The implementation of strategic planning processes in the constituent entities of the Russian Federation occurs with a high level of differentiation, documents on strategic development are not given in a single template, which makes it difficult to unify the system of indicators characterizing the socio-economic development of a particular region. The work has proved that the strategies of the Central Federal District entities need to be updated, and the technological route for implementing social and economic development measures requires significant refinement in the methodological plan. In view of this circumstance, the second article proposes an organizational and economic mechanism for implementing the development strategy of the region, which allows solving geographical issues of placing the production of the specialization industry and is convenient for understanding potential users, reflecting the main stages of the strategy development process. it was concluded that the development strategy of the region should be integrated with the provisions of the relevant document on strategic planning at the federal level and be a logical continuation of the generally accepted methodological structures of space strategy.

Keywords

development strategy, region, agglomeration, economic policy.

Suggested Citation
Tamov Ruslan Mukhamedovich , Vaganova Oksana Valeryevna
Organizational and economic mechanism of implementation of the regional development strategy. Regional economy and management: electronic scientific journal. №3 (63). Art. #6317. Date issued: 2020-08-25. Available at: https://eee-region.ru/article/6317/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Для региональных экономик императивами выхода на более устойчивый путь развития служат повышение связанности инфраструктурных элементов и курс на культивирование принципиально новых форм деловых связей [1], все это возможно осуществить благодаря реализации грамотно выработанной стратегии развития.

Стратегия развития региона является основой и отчасти  философией  новых положений определяющих векторы развития экономики. Следовательно, можно утверждать, что стратегия развития региона представляет собой некий механизм, который приводит в движение  инструменты,  регулирующие экономические процессы.

Реализация процессов стратегического планирования и управления в субъектах РФ происходит с высоким уровнем дифференциации, т. к. документы по  стратегическому развитию  не приведены в единый шаблон, а состоят из стратегии социально-экономического развития региона, его бюджетного прогноза, государственных программ. Для того чтобы убедиться в этом автором проведен сравнительный анализ стратегий социально-экономического развития субъектов ЦФО.

Министерство экономического развития РФ 02.10.2018 г. опубликовало на своем сайте Сводные положительные заключения на проекты Стратегий социально-экономического развития Воронежской и Тамбовской областей.  Следовательно, эти области имеют новые стратегии социально-экономического развития [3]. Что касается остальных субъектов РФ, то многие регионы имеющие стратегии развития, издали свои стратегии много лет назад. Например, Стратегия социально-экономического развития Липецкой области принята Постановлением Липецкого областного совета депутатов от 19 декабря 2006 года, Стратегия социально-экономического развития Белгородской области была принята Постановление Правительства Белгородской области от 25 января 2010 года, а Стратегия социально-экономического развития Курской постановление Курской областной Думы от 24.05.07года. И в таком положении находятся многие субъекты РФ.  Следовательно, вопрос о формировании стратегического регулирования и поиска организационно-экономических путей развития регионов является крайне важным и актуальным.

 

Результаты исследований

В качестве исследуемого объекта выбираем Стратегию Воронежской области до 2035 года. В данной стратегии  определено, что достижение целей будет осуществлено посредствам использования проектного управления и программно-целевого подхода. Одна приоритетная задача в этой стратегии отражена в экономическом блоке и представляет собой обеспечение развития финансового потенциала региона путем приращения бюджетных доходов, а также путем привлечения финансов малого и среднего бизнеса с целью инвестирования приоритетных проектов и программ развития. Но данный подход, на взгляд автора, не позволяет скоординировать долгосрочное стратегическое планирование региона с приоритетными направлениями  развития РФ. Для этого Стратегию необходимо увязывать с национальными проектами и госпрограммами, интегрируя основной перечень мероприятий по развитию региона с параметрами развития РФ.

При отсутствии эффективной стратегии развития регион лишается возможности претендовать на государственную поддержку в приоритетных областях развития, тем самым закрывая себе возможность использовать финансовые ресурсы государства.

Учитывая общеметодологические принципы, задающие рамки и содержание государственного стратегического управления, обладающие институциональным статусом правовых норм и правил, целесообразно предложить организационно-экономический механизм реализации стратегии развития региона (рис.1).

Организационно-экономический механизм эффективной реализации стратегии развития региона складываются из этапов, которые характеризуются многогранностью инструментов.

Во-первых, используемые инструменты  обладают общими рамками проведения перспективных социально-экономических преобразований в агломерационных объединениях региона, следовательно, их использование это полноценный и согласованный комплекс действий органов власти, решающих задачу эффективного социально-экономического развития региона[4].

Во-вторых, на современном этапе развития в эпоху цифровых технологий возрастает значимость информационной составляющей в  деятельности органов власти, которая взаимодействует с хозяйствующими субъектами на территории по всем аспектам вопросов, затрагивающих процессы формирования, корректировки и реализации положений стратегии развитии региона. Такое взаимодействие позволяет использовать  обратную связь от хозяйственников, учитывать их мнение и мнение населения оперативно реагируя на их запросы[5].

 

Организационно-экономический механизм реализации стратегии развития региона

Рисунок 1 – Организационно-экономический механизм реализации стратегии развития региона

 

В-третьих, использование многогранных инструментов при формировании стратегии позволяет реализовывать механизм управления территорией в контексте с документами государственного стратегического планирования. Что формирует пути эффективного использования имеющихся внутрисистемных и межсистемных интересов, позволяет минимизировать число бюрократических структур в управлении, рационально использовать кадровые и бюджетные ресурсы региона.

Предложенный организационно-методический механизм разработки стратегии развития региона является неким прообразом технологического маршрута реализации мероприятий экономического развития любого субъекта РФ, но он позволяет решить географические вопросы размещения производства отрасли специализации. Еще одно достоинство данного механизма заключается в том, что он удобен для понимания потенциальных пользователей, отражая основные этапы процесса разработки стратегии.

Принимая данный механизм во внимание при разработке стратегии, необходимо определить ответственных за каждую стадию его реализации, перечень потенциально привлекаемых сторонних организаций для реализации перспективных направлений развития, выявить отстающие территорий и определить агломерации для стратегических программ и проектов  развития, указав сроки реализации каждой.

 

Заключение

Процесс формирования стратегии развития региона это ответная реакция системы управления на вызовы времени, характеризуемыми различными тенденциями функционирования и развития мирового экономического пространства. На уровне органов региональной власти целесообразно назначить  межведомственную рабочую группу ответственной за разработку стратегии. Данная группа формируется Правительством области и утверждается распоряжением Губернатора с четко прописанными полномочиями, функциями и задачами.

Стратегия развития региона должна интегрировать с положениями соответствующего документа о стратегическом планировании федерального уровня и являться логическим продолжением общепринятых методологических конструкций стратегирования агломерационных объединений. Основные положения стратегии формируются строго на основе осмысления результатов анализа социально-экономического состояния региона и выявленных специализаций агломерационных объединений.

 

Список литературы:

  1. Ваганова О.В. Методологические аспекты формирования механизмов интеграционного взаимодействия субъектов в региональных инновационных системах, автореферат дис. д-ра экономических наук / Санкт Петербургский государственный экономический университет. Санкт-Петербург, 2016.
  2. Glagolev S. N. Vaganova O. V. Specific Determinants for Structuring the Economy, Taking into Account the Factor of Integration // World Applied Sciences Journal. 2013. 24 (10). P. 1322–1329.
  3. Ваганова О. В., Прокопова Л. И., Забнина Г. Г. Анализ состояния региональных бюджетов в Центральном Федеральном округе // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2019. Т. 9. № 3 (32). С. 109–115.
  4. Стратегический менеджмент: теория, методология, практика / С. Н. Глаголев, Ю. А. Дорошенко, П. П. Табурчак и др. / Под ред. Ю. А. Дорошенко. Белгород: Изд-во БГТУ, 2013. 166 с.
  5. Инновационное развитие экономических систем в условиях глобализации: коллективная международная монография / Под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. Е. Н. Камышанченко, канд. экон. наук, доц. Ю. Л. Растопчиной. Белгород : ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2014. 380 с.

 

List of references:

  1. Vaganova O.V. Methodological aspects of the formation of mechanisms of integration interaction of subjects in regional innovation systems [Metodologicheskiye aspekty formirovaniya mekhanizmov integratsionnogo vzaimodeystviya sub»yektov v regional’nykh innovatsionnykh sistemakh], abstract dis. Doctor of Economics / Saint Petersburg State University of Economics. St. Petersburg, 2016.
  2. Glagolev S. N. Vaganova O. V. Specific Determinants for Structuring the Economy, Taking into Account the Factor of Integration // World Applied Sciences Journal. 2013.24 (10). P. 1322-1329.
  3. Vaganova O. V., Prokopova L. I., Zabnina G. G. Analysis of the state of regional budgets in the Central Federal District [Analiz sostoyaniya regional’nykh byudzhetov v Tsentral’nom Federal’nom okruge]// News of the South-West State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2019.Vol. 9.No. 3 (32). S. 109-115.
  4. Strategic management: theory, methodology, practice [Strategicheskiy menedzhment: teoriya, metodologiya, praktika]/ S. N. Glagolev, YU. A. Doroshenko, P. P. Taburchak and others / Ed. Yu. A. Doroshenko. Belgorod: Publishing house of BSTU, 2013.166 p.
  5. Innovative development of economic systems in the context of globalization [Innovatsionnoye razvitiye ekonomicheskikh sistem v usloviyakh globalizatsii]: a collective international monograph / Ed. ed. PHD, prof. Ye. N. Kamyshanchenko, PHD, Assoc. YU. L. Rastopchinoy. Belgorod: Publishing House «Belgorod» NRU «BelGU», 2014.380 p.

Государственное и муниципальное управление