Главная страница » Публикации » №4 (72) » Совершенствование экономической стратегии развития Уральского федерального округа

Совершенствование экономической стратегии развития Уральского федерального округа

Improving the economic development strategy of the Ural federal district

Авторы

Гварлиани Татьяна Евгеньевна
доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов
Россия, Сочинский государственный университет
antana-tata@mail.ru
Фролова Наталья Валериевна
соискатель кафедры экономики и финансов
Россия, Сочинский государственный университет
Frolova.N96@gmail.com

Аннотация

Экономическая политика областей определяет проектное управление финансовыми ресурсами территориального развития, правительственного сопровождения экономических отделов и хозяйств. В статье рассматривается региональная экономическая стратегия сроком до 2030 года на примере Уральского федерального округа (УрФО) путем определения этапов и инструментов, ориентированных на устойчивость экономического обновления региона и совершенствование сферы жизни общества.

Ключевые слова

Уральский федеральный округ, региональная экономическая политика, социально-экономическая развитие, национальная стратегия.

Рекомендуемая ссылка

Гварлиани Татьяна Евгеньевна , Фролова Наталья Валериевна

Совершенствование экономической стратегии развития Уральского федерального округа// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (72). Номер статьи: 7227. Дата публикации: 14.12.2022. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7227/

DOI: 10.24412/1999-2645-2022-472-27

Authors

Gvarliani Tatyana Evgenievna
Doctor of Economics, Professor of the Department of Economics and Finance
Russia, Sochi State University
antana-tata@mail.ru
Frolova Natalya Valerievna
Competitor of the Department of Economics and Finance
Russia, Sochi State University
Frolova.N96@gmail.com

Abstract

The economic policy of the regions determines the project management of financial resources of territorial development, government support of economic departments and farms. The article examines the regional economic strategy for the period up to 2030 on the example of the Ural Federal District (Ural Federal District) by defining stages and tools focused on the sustainability of the economic renewal of the region and the improvement of the sphere of society.

Keywords

Ural Federal District, regional economic policy, socio-economic development, national strategy.

Suggested Citation

Gvarliani Tatyana Evgenievna , Frolova Natalya Valerievna

Improving the economic development strategy of the Ural federal district// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (72). Art. #7227. Date issued: 14.12.2022. Available at: https://eee-region.ru/article/7227/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2022-472-27

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Для определения большого веса региональной экономической политики, в современных условиях важна позиция конструктивного подхода к расположению, учитывая разнообразные природно-климатические, экономико-географические, социально –демографические процессы.

 

Методы и принципы исследования

Для реализации установленных задач по исследованию развития экономической стратегии в работе используется такие методы, как: метод статистического наблюдения, группировка материалов, анализ и обработка данных; диалектический метод исследования, нахождение взаимосвязи и противоречий; метод проектирующего подхода к выбору решения проблемы. Исследование основывается на принципах объективности процессов, своевременности рассмотрения, целенаправленности действий.

 

Разработанность темы

Теоретической основой исследования являются труды по развитию регионов и направлений Поляк Г.Б., Пономаревой Т.В., Белоцерковской Е.М., Белоцерковской Н.В., Калиевой О.М., Шептухина М.В., Глушковой В.Г., Симагиной Ю.А. и других российских ученых.

 

Результаты исследований

В УРФО на 1 января 2022 года проживает 12 294 961 человек — это 8,4% населения страны, работающее население составляет 5 948 000 человек. [5] Одной из ведущих направлений экономики Урала является ВПК, он занимает порядка 1/5 объема выпуска в индустрии района, где задействовано более ¼ всех работников.

 

Плотность населения Уральского района 2022г.

Рис. 1. Плотность населения Уральского района 2022г.

 

Трудовая деятельность населения осуществляется, в производственном отношении, перспективном и прогрессивном месте России. Металлургия так же составляет существенную часть в стратегии промышленности Урала. Для развития отраслей экономики активно используются запасы медных руд, железных, никель-кобальтовых, руды цветных металлов, золото, графиты,

Отличительной чертой отраслевой структуры экономики Урала является доминирование крупных предприятий тяжелой индустрии в материальном производстве, что составляет 75% совокупного продукта региона. А легкая пищевая промышленность и сельское хозяйство определяются 10%. [2]

Тем не менее на региональном уровне выделяются проблемы, которые можно наблюдать, в частности, в износе основных фондов (44,35%- в России, 51,6%- на Урале), не частое обновление оборудования, что сказывается на качестве определенной продукции. Минус так же в том, что половина сегментов рынка Урала испытывают падение объемов производства, ¾ отраслей — сокращение численности занятых.

В таких условиях современной экономики и при большом внимании на внутреннее развитие отраслей и направлений, возникла необходимость создания кластерной системы, где производственная структура определенного региона должна складываться исходя из обмена результатами труда сфер определенного направления в производство других, когда эта необходимость формируется. Данное сотрудничество позволяет поддерживать отношения сразу с группой хозяйств и претворять инновационные технологии на практике, отводя определенное время для внедрения. Кластерная система выражает наличие цивилизованных прилегающих отраслей, поддерживающих работу кластера; взаимодействие между коллективами, которые участвуют в данном мероприятии; нахождение разных организаций на общей территории.

Существуют коллаборационные процессы между районами для устойчивого развития регионов и выстраивания связей между ними. Это приводит к социально-экономическому и демографическому прогрессу, уравновешенности развития областей, возможности реализовывать муниципальные программы. Здесь возникает необходимость Координационного совета, состоящего из представителей от каждого городского управления.

Для передового развития УрФО объединились пять югорских кластеров, которые, принимая во внимание продвижение транспортной и энергетической инфраструктуры Приполярного Урала, учли горнорудный, лесопромышленный, нефтегазохимический, инновационный и рыбопромышленный направления. Программа «Урал промышленный-Урал Полярный» показывает ведущую стратегию региона в развитии высоких технологий, науки внутри обрабатывающей промышленности и производства и сокращение удельного веса сырьевой экономики [7]

Урегулирование, проявившихся на этапе изучения отличительных социально-экономических вопросов,  должно внедрить постоянное изучение работы предприятий и национальной экономики, с позиции улучшения оснащенности населения продуктами питания и товарами народного потребления, современной грамотной медицинской помощью, удобным жильем,  снабжения топливом и энергетическими запасами, логистическими  мероприятиями по усовершенствованию перевозок, основным преобразованием общественного производства в центральных сферах индустрии, для разработки новой продукции, переработки отходов производства, повышение интегральности использования исходного сырья. [3]

Планомерное и всестороннее взаимодействие государства, бизнеса и общества в становлении важных инвестиционных проектов является условием эффективной реализации курса. Осуществление проектов опережающего сектора и гарантирующих их программ развития транспортной, энергетической и социальной платформы будет содействовать стремлению и результату cтратегии. При исполнении крупных инфраструктурных инновационных проектов, инструментами осуществления стратегии представляются федеральные целевые программы, региональные и муниципальные программы, сосредоточившиеся на целостном продвижении территории Урала с помощью развитых компаний, вклад солидных инвестиционных проектов, включая ресурсы крупных российских инвестиционных компаний, с помощью финансовых и нефинансовых инструментов. С помощью Федеральных программ должна строиться финансовая политика региона.

Ключевой задачей продвижения УрФО в срок до 2030 года   представляется оздоровление жизненной среды общества и увеличение численности населения, на основе эффективного использования комплексного потенциала регионов и выполнение плана устойчивого инновационного развития. Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития стал утвержденный перечень инициатив социально-экономического развития РФ до 2030 года и сформулирован распоряжением Правительства РФ №2816-р от 06.10.2021.В частности п.13 Территориальное развитие, пп.13.3 Прогноз соцн.-экономического развития регионов-Уральский федеральный орган. В отличии от общероссийского федерального плана, который принимается на 5 лет, он отличается долгосрочностью и множественностью сценариев. Но оптимально выбранное направление состоится при учете равновесия реализации требований и прогресса.

Стратегией УрФО предполагается к 2030 г. наименьшее увеличение валовой региональный продукт, где процент в показателе развития всей России сократиться на 2,1 пп. и достигнет 14,8% результата.  Кризисные тенденции освоения в нефтегазодобывающих территориях не возместятся прогрессивным развитием данной отрасли на Юге Урала.

Показатель по привлечению инвестиций в основной капитал на 2030 год в УрФО станет во много раз больше среднероссийского и составит 477,4%. Так активистами по повышению финансирования инвестиций окажутся Свердловская и Челябинская районы, 323% и 223%. А по масштабам вложения лидерами станут Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, в адрес которых будет расширятся масштаб вложений. Дальний восток займет второе место по темпу капитализации.

Основной оборот потребления в Уральском федеральном округе в течение всего определяемого периода, по приблизительному подсчету, сравняется с общероссийскими показателями.

 

Различные сценарии показателей социально-экономического развития Урала

Рис. 2.  Различные сценарии показателей социально-экономического развития Урала

 

Промышленный сектор по динамике развития станет качественно отставать от других федеральных районов (137,3%).

В добывающей отрасли края к 2030 г., из-за снижения сбыта природных ресурсов в отличии от 2010 года, упадет показатель на 4,4% , в связи с этим доля Урала в оценке общероссийского развития ухудшится на 6,6 %, при одновременно полноценном освоении сегмента обрабатывающей отрасли УрФО — полезных ископаемых и продуктов сельхоз назначения. Вместе с тем в самом направлении обрабатывающей промышленности удельный вес Урала в общем показателе территорий возрастет на 0,6%.

Свердловский округ определит показатель 364% среди первых в развитии промышленности, Челябинский обеспечит 200%, Курганский охарактеризует 306%, Тюменский подтвердит 254% к 2030 гг.  [11]    Экономическая стратегия региона выступает в качестве опоры реализации его социальной политики и источника совершенствования качества жизни населения, проживающего на его территории.

На основе проведенного исследования были обнаружены точки развития, потенциал которых не особенно задействован в основном ориентировании развития территорий.  К важному аспекту совершенствования регионов относится туристическое направление. Возникает необходимость акцентировать особое внимание в стратегии Урала на реализации данного потенциала. Наряду с этим в Пермском крае уже развито такое направление, как оздоровительный туризм и связанный с ним отдых и лечение в санаториях и пансионатах. Этому способствуют природные условия- присутствие источников минеральных вод, лечебные грязи. В Башкирии активно развивается экологический туризм, благодаря национальным заповедникам, многообразию животного мира и природной красоте. В Тюменской области для медицинских целей используются горячие источники, предлагается активный отдых на горнолыжных курортах, путешествия с целью охоты, рыболовный туризм и познавательный туризм, благодаря расположению множества храмов и связанных с историей мест.

В условиях ограниченного международного обмена в настоящее время придается большое значение развитию внутреннего туризма. Заявленная российским правительством (декабрь 2021г.) государственная программа по развитию туризма, планирует сгруппировать места посещения туристов в разных субъектах страны в единые маршруты, цель продвинуть кумулятивный подход к их реформе посредством территориального планирования. [4]

К 2030 году национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» подразумевает возрастание количества путешествий по России до 140 млн в год, а также поддержку экономического подъема в стране за счет приращения туристической сферы. Это поможет путешествиям по России усовершенствоваться в многообразии, безопасности и привлекательности. В 2019 году запустили, инициированные президентом РФ Владимиром Путиным, нацпроекты. [10]

В 2023 году, совместно с Минэкономразвитием (функции которому передал Ростуризм), начнут подготавливать туристический мастер-план по продвижению межрегионального кластера «Большой Урал», в который входят пять регионов России.

Такие районы, как Республика Башкортостан, Свердловская, Тюменская и Челябинская области, Пермский край, заключили соглашение с Ростуризмом на Петербургском международном экономическом форуме, где определили ключевые моменты по освоению межрегионального туристического кластера «Большой Урал». Отечественный бизнес, ориентируясь на пространство Урала, приступит к адаптации этого туристического мероприятия по распределению маршрутов туристического направления и определит основные действия для изучения специфики и возможностей реализации. Для путешественников всей страны, с учетом расположения Свердловской области, особенностей логистики, природно-географических условий, виден характер общедоступности и интереса. С совершенствованием значительной территории края, огромное количество человек, путешествующих на Урал может уже в кратчайшие сроки обогнать число в 10 миллионов, где одна третья часть выпадет на долю Свердловской области. При этом у региона существует потенциал положить первенство в развитии экологического и горнолыжного туризма в стране, который должен быть выведен на высокий уровень. [6]

Основная цель поездки для определенной группы туристов связана с образованием в экологическом и культурном направлении путешествий, экскурсиями школьников и студентов в университетах,  туризме для взрослых. [9] Учитывая многонациональность Российской федерации, туризм носит изучающий характер жизни и быта различных областей внутри страны и несет понятие-образовательный туризм, что подразумевает: туристические путешествия, экскурсии с целью образования, удовлетворение любознательности и других содержательных интересов; туризм, для которого образование и обучение носит основной или второстепенный смысл поездки. (И.В. Зорин, В.А. Квартальнов). Что так же несет в себе характер социально-экономического развития территорий.

 

Заключение

С учетом обозначенных трудностей выполнение действий по общей политике территории приобретет состязательное первенство, привлечет инвестиционные проекты как местных, так и иностранных пользователей, остановит производственный спад и увеличит потенциал национальных ресурсов, сохранит экономическое развитие, улучшит экологическое состояние, продвинет стремление поднять на современный уровень жизни разные слои общества.

 

Список литературы

  1. Белоцерковская, Е.М., Белоцерковская, Н.В., Калиева, О.М., Шептухин, М.В. О сущности экономического понятия «кластер» // Молодой ученый. 2017. №12 (146). С.228-233.
  2. Глушкова, В., Симагина, Ю. Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические       основы. М.: КНОРУС, 2017. 320 с.
  3. Глушкова, В.Г., Симагина, Ю.А. Федеральные округа России. Региональная экономика: М.: КНОРУС, 2017. 352 с.
  4. Митина, И.А., Челышева, Э.А. Финансовая политика региона и особенности ее реализации (на примере Ростовской области) // Вестник Евразийской науки, 2018 №1, Том 10.
  5. МК.RU. URL: https://news.mail.ru/society/53689325/ (дата обращения: 01.11.2022).
  6. Национальные проекты.рф . URL: https://национальныепроекты.рф /news/podgotovku-turisticheskogo-plana- klastera-bolshoy-ural-nachnut-v-2023 (дата обращения : 04.11.2022)
  7. Новости России, СНГ и мира. — ИА REGNUM. URL: http://regnum.ru/news/economy/1116708.html (дата обращения: 08.11.2022)
  8. Поляк, Г.Б. Тупчиенко, В.А., Барменкова, Н.А. Региональная экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 463 с.
  9. Пономарева, Т.В. Образовательный туризм: сущность, цели и основные сегменты потребителей // Проблемы современной экономики: материалы IV Междунар. науч. конф. (февраль 2015г.). Челябинск: Два комсомольца, 2015. С.139-143.
  10. РБК.ру. URL: https: //trends.rbc.ru/trends/social/cmrm/ 62f6637b9a7947632 dd35ab7 (дата обращения10.2022)
  11. Судебные и нормативные акты РФ ru. URL: https: //sudact.ru/law/prognoz-dolgosrochnogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiia-rossiiskoi-federatsii-na/prognoz/13/13.3/uralskii-federalnyi-okrug_1/
  12. УралПолит.Ru. URL: https://uralpolit.ru/news/hmao/12-10-2022/263491

 

References

  1. Belotserkovskaya, E.M., Belotserkovskaya, N.V., Kalieva O.M., Sheptukhin, M.V. On the essence of the economic concept of «cluster» [O sushchnosti ekonomicheskogo ponyatiya «klaster»]// Young scientist. 2017. No.12 (146). pp.228-233.
  2. Glushkova, V., Simagin, Yu. Regional economy. Natural resource and ecological foundations [Regional’naya ekonomika. Prirodno-resursnyye i ekologicheskiye osnovy]. Moscow: KNORUS, 2017. 320 p.
  3. Glushkova, V.G., Simagina, Yu.A. Federal districts of Russia. Regional economy [Federal’nyye okruga Rossii. Regional’naya ekonomika]: Moscow: KNORUS, 2017. 352 p.
  4. Mitina, I.A., Chelysheva, E.A. Financial policy of the region and features of its implementation (on the example of the Rostov region) [Finansovaya politika regiona i osobennosti yeye realizatsii (na primere Rostovskoy oblasti)]// Bulletin of Eurasian Science, 2018 No. 1, Volume 10.
  5. МК.RU [MK.RU]. URL: https://news.mail.ru/society/53689325 / (accessed: 01.11.2022).
  6. National projects.rf [Natsional’nyye proyekty.rf]. URL: https://национальныепроекты .rf /news/podgotovka-turisticheskogo-plana- klastera-bolshoy-ural-nachnut-v-2023 (accessed : 04.11.2022)
  7. News of Russia, CIS and the world [Novosti Rossii, SNG i mira]. — IA REGNUM. URL: http://regnum.ru/news/economy/1116708.html (date of application: 08.11.2022)
  8. Polyak, G.B. Tupchienko, V.A., Barmenkova, N.A. Regional economics: textbook for university students studying in economic specialties [Regional’naya ekonomika: uchebnik dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po ekonomicheskim spetsial’nostyam]. Moscow: UNITY-DANA, 2015. 463 p.
  9. Ponomareva, T.V. Educational tourism: the essence, goals and main segments of consumers [Obrazovatel’nyy turizm: sushchnost’, tseli i osnovnyye segmenty potrebiteley]// Problems of modern economy: materials of the IV International Scientific Conference (February 2015). Chelyabinsk: Two Komsomolets, 2015. pp.139-143.
  10. RBK.ru [RBK.ru] URL: http: //trends.rbc.ru/trends/social/cmrm / 62f6637b9a7947632 dd35ab7 (accessed 28.10.2022)
  11. Judicial and regulatory acts of the Russian Federation sudak.ru [Sudebnyye i normativnyye akty RF sudak.ru]. URL: http: //sudact.ru/law/prognoz-dolgosrochnogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiia-rossiiskoi-federatsii-na/prognoz/13/13.3/uralskii-federalnyi-okrug_1/
  12. UralPolit.Ru [UralPolit.Ru] . URL: https://uralpolit.ru/news/hmao/12-10-2022/263491

Еще в рубриках

Уральский федеральный округ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *