Авторы
Новоселов Александр Сергеевич
доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом
Россия, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
asnov@ieie.nsc.ru
Фалеев Александр Васильевич
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник
Россия, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
office-kg@mail.ru
Аннотация
В статье рассмотрены основные группы проблем стратегического планирования, а также проанализированы показатели эффективности экономики региона с точки зрения данной проблематики. Выявлены актуальные организационные, экономические и правовые проблемы стратегического планирования, проведен сравнительный анализ социально-экономических показателей, характеризующих интересы основных участников регионального стратегирования, а также предложены варианты дальнейших исследований для совершенствования процессов стратегирования.
Ключевые слова
стратегическое планирование, государственное управление, муниципальное управление, региональное развитие, региональная экономика, региональное стратегирование, валовой региональный продукт.
Финасирование
Статья подготовлена по плану НИР ИЭОПП СО РАН, проект XI.173.1.2. «Стратегическое управление региональным и муниципальным развитием: концепция и принципы реализации» №АААА-А17-117022250118-6
Рекомендуемая ссылка
Authors
Novoselov Aleksandr Sergeevich
Doctor of Economics, Professor, Head of Department
Russia, Institute of Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences
asnov@ieie.nsc.ru
Faleev Aleksandr Vasil’evich
Candidate of Economics, Senior Researcher
Russia, Institute of Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences
office-kg@mail.ru
Abstract
The paper deals with the main groups of strategic planning problems. Analyzed are the performance indicators of regional economy efficiency in terms of the given problems. Identified are modern organizational, economic and legal challenges of strategic planning. Made is the comparative analysis of social and economic indicators characterizing the interests of major strategic regional actors. Proposed are the options for further research to improve the strategic processes.
Keywords
Strategic planning, state management, municipal regulation, regional development, regional economics, regional strategy, gross regional product
Project finance
This article was prepared according to the plan of scientific research of the Institute of Industrial and Industrial Problems of SB RAS, project XI.173.1.2. “Strategic management of regional and municipal development: concept and implementation principles” No. AAAA-A17-117022250118-6
Suggested Citation
В современных условиях система управления и ресурсы являются главными факторами, которые определяют успехи экономического развития страны и ее регионов, уровень и качество жизни населения. При этом следует подчеркнуть, что главным фактором является система стратегического планирования и управления, т.к. именно от нее зависит эффективность использования имеющегося ресурсного потенциала, его воспроизводство и замещение [1-4].
Стратегическое планирование и управление страной и ее регионами – это процесс, включающий определение долгосрочных целей социально-экономического развития, проблем с которыми связано их достижение, выделением приоритетных направлений развития экономики, принципов, лежащих в основе механизма управления, а также инструментов механизма управления и системы институтов, обеспечивающих реализацию принимаемых управленческих решений. Стратегическое планирование является уникальным инструментом, привнесенным в сферу государственного управления, а также и в правовую сферу из экономической. Однако, с возрастанием интеграции региональной экономики в систему международных экономических отношений процесс стратегирования требует учета роли объекта в структуре глобальной экономики.
Формирование методологических подходов к исследованию проблем стратегического планирования и управления экономикой региона проходит по нескольким направлениям. Первое направление включает исследование проблем стратегического планирования процессов формирования экономики региона, а также ее отдельных элементов [5]. Формирование второго направления связано с развитием экономических отношений в региональной системе, с одной стороны, и распространением инноваций в регионах — с другой, что привело к появлению работ, посвященных анализу взаимосвязей в процессе планирования региональных инноваций и инвестиций [6]. Третье направление возникло под влиянием процессов глобализации экономики и включает большое количество работ, посвященных планированию и управлению процессами развития регионов в рамках мировой экономической системы [7]. Одновременно с этими исследованиями развивается четвертое направление, включающее исследования на основе системно-комплексного подхода к стратегическому планированию развития экономики региона [8].
В российских экономических исследованиях проблемы регионального стратегического планирования и управления анализируются с точки зрения различных аспектов: отношения между элементами системы управления экономикой региона, обеспечение комплексного социально-экономического развития региона, согласование интересов государства и регионов и др. [9].
Вместе с тем, недостаточно глубоко исследованы проблемы оценки показателей стратегического планирования и возникающих в связи с этим проблем, связанных с недостаточной информационной обеспеченностью процессов управления социально-экономическим развитием регионов и муниципальных образований [10].
Принятие в России Федерального закона № 172-ФЗ от 28.06.2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» вызвало большое количество дискуссий и разногласий. Указанный ФЗ устанавливает правовые основы стратегического планирования Российской Федерации, закрепляет полномочия федеральных и региональных органов власти, а также органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования (Федеральный закон № 172-ФЗ от 28.06.2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/). Однако применение на практике этого закона выявило его многочисленные недостатки и повлекло возникновение многих проблем в рамках деятельности по стратегическому планированию. Многие авторы в своих исследованиях затрагивают различные проблемы стратегического планирования [11-14]. В данной работе проводится исследование соответствия основных социально-экономических показателей, используемых при стратегировании региона, интересам основных участников этого процесса.
Цель исследования состоит в анализе актуальных проблем стратегирования территорий и основных показателей, характеризующих интересы участников регионального стратегирования. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
Объектом исследования является региональная экономическая среда. Предметом исследования являются показатели, отражающие интересы основных участников регионального стратегирования. Методы исследования: эмпирические исследования, анализ, синтез, статистические методы.
На основе анализа и обобщения существующих исследований по региональному стратегическому планированию, можно сформулировать и условно классифицировать следующие проблемы.
Организационные проблемы:
Экономические проблемы:
Правовые проблемы:
Помимо указанных выше проблем, имеет смысл подробнее остановиться на проблеме адекватной, всесторонней оценки социально-экономического развития региона по различным показателям для целей стратегирования. На данный момент основным показателем эффективности экономики субъекта Федерации является ВРП, данные о ВРП являются общедоступными и публикуются на официальном сайте Росстата [21,22].
Новосибирская область – регион, одним из конкурентных преимуществ которого является высокий уровень диверсификации экономики. Объем валового регионального продукта Новосибирской области (ВРП) — обобщающего показателя, характеризующего результат производства товаров и услуг в регионе, составил в 2017 году 1140,9 млрд. рублей (103,8% в сопоставимых ценах к уровню 2016 года). Оценка 2018 года – 1182,6 млрд. рублей (101,4% в сопоставимых ценах к уровню 2017 года). Важную роль в структуре ВРП и в целом в экономической жизни региона играет промышленный комплекс, удельный вес которого по итогам 2017 года составил 19,3%. Торговля является одним из динамично развивающихся секторов экономики Новосибирской области, на ее долю приходится 15,4% в структуре ВРП. Данная сфера характеризуется наличием крупных розничных сетей и значительного количества оптовых компаний. В производственной структуре ВРП на долю сельского, лесного хозяйства приходится 4,2%, строительства — 3,8%. По видам экономической деятельности «Транспортировка и хранение» и «Деятельность в области информации и связи» формируется (соответственно) 15,4% и 4,2% добавленной стоимости. Деятельность профессиональная, научная и техническая по итогам 2017 года составила 4,9% в ВРП. Традиционно высокой в структуре ВРП (32,8%) является суммарная доля видов экономической деятельности, связанных со сферой общественных услуг (образование, здравоохранение, операции с недвижимым имуществом, финансовая деятельность и другие виды услуг).
В проведенном ранее исследовании [20] были проанализированы такие показатели, как доходы населения, доходы бюджета и доходы организаций Новосибирской области за период с 2006г. по 2017 г. Были сделаны выводы о том, что только в последние два года ситуация в экономике области начинает выравниваться, после кризиса и наметился рост. При этом в ходе исследования было выявлено, что частный бизнес в первую очередь и наиболее быстро реагирует на любые изменения в экономической и социальной сфере, Рост прибыли бизнеса влечет рост бюджета региона, что в свою очередь отражается на росте среднедушевого дохода населения. Снижение прибыли компаний региона ведет к снижению объема регионального бюджета и падению среднедушевого дохода.
В связи с необходимостью разработки стратегических направлений устойчивого экономического развития региона в условиях глобальной конкуренции было признано целесообразным дополнить проведенное исследование такими показателями, как ВРП и уровень безработицы. Эти два показателя являются важными критериями для оценки благополучия региона как на экономическом, так и на социальном уровне.
Ниже приведены данные о размере ВРП на душу населения по Новосибирской области за период с 2006 г. по 2017 гг. (табл. 1). Кроме того, приведены эти же данные в пересчете на USD по курсу ЦБ РФ в мировых ценах, так как в настоящее время действует тенденция к глобализации мировой экономики и, чтобы максимально точно определить эффективность экономики Новосибирской области, необходимо это учитывать.
Таблица 1 — ВРП на душу населения Новосибирской области в 2006 – 2017 гг.
год | ВРП на душу на селения по НСО, руб. | Курс USD | ВРП на душу населения по НСО, USD |
2006 | 111 679,3 | 27,175 | 4 109,63 |
2007 | 138 199,1 | 25,582 | 5 402,20 |
2008 | 171 430,3 | 24,856 | 6 896,93 |
2009 | 160 210,4 | 31,828 | 5 033, 63 |
2010 | 181 732,7 | 30,364 | 5 985, 14 |
2011 | 223 623,0 | 29,393 | 7 608,03 |
2012 | 269 870,4 | 31,073 | 8 685,04 |
2013 | 300 522,5 | 31,85 | 9 435,56 |
2014 | 332 638,2 | 38,467 | 8 647,36 |
2015 | 370 895,7 | 61,295 | 6 050,99 |
2016 | 377 812,4 | 67,19 | 5 623,04 |
2017 | 409 763,0 | 58,309 | 7 027,44 |
Использованы данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации— URL: http://www.gks.ru
Если представить приведенные выше данные о ВРП в рублях в виде графика, то в целом, наблюдается достаточно благоприятная картина почти постоянного движения вверх, за исключением кризисного периода 2008-2009 гг., все остальное время, каждый следующий год мы видим прирост по сравнению с предыдущим, т.е. можно сделать вывод о том, что происходит рост экономики. (рис. 1).
Рис. 1. Динамика ВРП на душу населения Новосибирской области в 2006 -2017 гг. в рублях населения
Теперь рассмотрим график изменения ВРП на душу населения, но выраженный в USD (рис. 2). Мы видим, что на самом деле экономика области половину периода пребывает в падении, а лишь только половину периода в росте, движение волнообразное, абсолютно идентичное движению кривой среднедушевого дохода населения НСО, движению кривой доходов компаний НСО, и движению кривой бюджета НСО за тот же период, выраженные так же в USD. При этом, на новом графике падение выглядит более явным и внушительным. Отсюда можно сделать вывод о том, что есть следующая проблема стратегического планирования, которая состоит в том, что существующая система подсчета ВРП не позволяет адекватно оценивать колебания региональной экономики в условиях международной экономики.
Рис. 2. Динамика ВРП на душу населения Новосибирской области в 2006-2017 гг. в USD
При построении стабильной и эффективной экономики важно учитывать интересы населения, которые можно реализовать только путем увеличения предпринимательской активности, что в свою очередь ведет к росту размера бюджета области, который впоследствии приведет к увеличению доходов населения. Поэтому предполагаем целесообразным проанализировать не только показатели, характеризующие производственную сторону вопроса, но и показатели, которыми характеризуется благополучие населения. Динамика показателя «среднедушевые доходы населения» за период 2006-2017 гг. была рассмотрена в указанной статье. В связи с этим следует обратить внимание на такой показатель, как численность безработных за тот же самый период (табл. 2). Безработными, в статистических целях, признавались лица в возрасте 15 лет и старше, которые не имели работы (доходного занятия), занимались поиском работы в течение последних четырех недель на момент сбора данных, были готовы приступить к работе в течение недели. Данные по численности безработных формируются на основе Всероссийской переписи населения, а также выборочных исследованиях, проводимых с 2009 г. на ежемесячной основе, до 2009 г. – один раз в квартал.
Таблица 2 — Численность безработных в Новосибирской области, тыс. чел.
год | Число безработных, тыс. чел. |
2006 | 101,1 |
2007 | 97,2 |
2008 | 105,0 |
2009 | 141,0 |
2010 | 109,5 |
2011 | 98,9 |
2012 | 80,7 |
2013 | 84,2 |
2014 | 73,6 |
2015 | 98,9 |
2016 | 107,6 |
2017 | 85,1 |
Использованы данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации .— URL: http://www.gks.ru
Рис. 3. Динамика численности безработных в Новосибирской области в 2006-2017 гг.
Хотелось бы обратить внимание на то, что пик безработицы приходится на 2009 г., т.е. для социальной сферы этот период оказался самым тяжелым (рис. 3). Если же обратить внимание на среднедушевые доходы населения, то существенного их падения в 2009 г. мы не увидим. Можно предположить, что относительно высокий уровень среднедушевого дохода в этом году обусловлен тем, что этот доход получало меньшее количество человек. Кроме того, если обратить внимание на показатель, который наиболее точно отражает обстановку в экономике региона — это доходы организаций, то можно увидеть, что его колебания наиболее близки к показателю численности безработных по своей кризисной составляющей. Можно предположить, что именно показатель доходов организаций наилучшим образом отражает ситуацию в социальной экономике при решении вопросов регионального стратегирования. Однако стоит заметить, что в 2015 г., когда уровень доходов организаций был на самом низком уровне, показатели уровня безработицы были высокими, но не критичными, численность безработных при этом была гораздо ниже, чем в том же 2009 г.
В целом, можно сделать вывод о наличии проблемы при учете численности населения – такой показатель нельзя признать объективным, так как он не отображает ситуацию со 100% достоверностью. Ведь далеко не каждый вставать на учет в службу занятости, поэтому реальная картина по безработице остается достаточно человек будет размытой.
Представляется необходимым дополнить приведенную в предыдущем исследовании сводную таблицу [20], новыми выявленными показателями (табл. 3) и на основании полученных данных построить сводный график (рис. 4).
Таблица 3 — Сводная таблица удельного веса в % от максимального значения основных показателей в USD в 2006-2017 гг.
Рис. 4. Динамика основных показателей Новосибирской области, в % к максимуму за 2006-2017 гг.
Если проанализировать полученный график, можно выделить участки, где ВРП на душу населения рос в 2008-2009 гг. с опережением других показателей, затем можно увидеть отставание данного показателя от других показателей, характеризующих интересы субъектов, вплоть до 2013г., где он опять выходит на опережение до 2016 г. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что данный показатель характеризуется инерционностью, в его движении можно отследить устойчивую тенденцию, которая нарушается в 2009-2010-2011 гг. При этом для образования положительной инерции потребовался интервал с 2009 г. по 2013 г. Только к 2013 г. рост ВРП сравнялся с ростом доходов населения и опередил показатели доходов бюджета и доходов компаний, и на фоне негативной тенденции 2013-2015 гг. ВРП снижался не так быстро, как остальные показатели.
На основе анализа организационных, экономических и правовых проблем стратегического планирования, можно сделать следующие выводы. Все организационные проблемы можно свести к одной основной, а именно, несоответствие полномочий, закрепленных за государственными и муниципальными органами управления, и ресурсов (финансовых, человеческих и др.), выделяемых на реализацию этих полномочий.
Экономические проблемы вызваны в первую очередь несоответствием формата, в котором государство готово принимать инвестиции, и формата инвестиций, которые предприниматели готовы рассматривать для себя как способ заработка. Механизмы государственно-частного партнерства реализуются достаточно редко, крупные компании участвуют в них неохотно. Проще говоря, государственные программы зачастую не являются привлекательными для инвесторов, так как не учитываются их интересы при построении стратегических задач.
Правовые проблемы в целом можно охарактеризовать недостаточной проработанностью и формальностью в целом всей правовой базы процессов стратегирования. В законодательной среде присутствует дискретность на региональном уровне, существующие законодательные акты содержат множество пробелов, не обеспечивают в должной мере реализации процесса стратегирования, приводят к противоречиям и ненужным дискуссиям.
Подводя итог исследования, можно сделать вывод о том, что ВРП на душу населения как показатель в рублях не отражает реального состояния экономики региона, при условии, что мы рассматриваем регион как интегрированную часть мировой экономики. Для этого требуется более универсальная система показателей либо пересчет всех показателей в иностранной валюте, не обязательно только USD, а это может быть набор из нескольких валют с определением их удельного веса. Для целей стратегического планирования представляется необходимым учитывать, что рубль на протяжении последних десятилетий не является устойчивой валютой, его покупательная способность не стабильна. Кроме прочего, это связано со снижением объемов собственного производства в России и закупкой сырья и оборудования за границей.
Численность безработных как статистический показатель также не отражает уровня реальной безработицы на 100%, но позволяет «отфильтровать» показатель среднедушевого дохода населения с тем, чтобы определить, что именно повлияло на изменение среднедушевого дохода – рост дохода или просто сокращение числа занятых в экономике.
Показатель ВРП при техническом анализе в контексте других показателей, характеризующих интересы участников процессов стратегирования и региональной экономики в целом, является довольно инерционным, он реагирует на тенденции, установившиеся в экономике, в интервале не менее четырех лет.
В числе перспективных задач дальнейших исследований представляется необходимым проведение анализа показателей социально-экономического развития, так или иначе характеризующих экономику региона, с тем, чтобы разделить их на категории, где будет учитываться уровень «чистоты» показателей, т.е. то, насколько эти показатели отражают реальную действительность — показатели с высокой «чистотой», или же эти показатели, необходимо «очищать» — уточнять, с помощью других показателей, экспертных оценок и дополнительных исследований.
В результате совершенствования системы регионального стратегического планирования на основе комплекса показателей социально-экономического развития станет возможным принимать решения, которые реальны с точки зрения наличия соответствующих финансово-экономических возможностей региона, заинтересовывать бизнес-структуры, расположенные в регионе, в решении общерегиональных задач по усилению конкурентных позиций региона, наращиванию его финансово-экономического потенциала, не прибегая к административным действиям, а создавая для бизнеса условия, обеспечивающие экономическую целесообразность и выгодность участия в решении региональных проблем, а также станет возможным концентрировать деятельность на реализации приоритетных национальных проектов, на решении межотраслевых вопросов, которые важны для каждого отдельного производства, расположенного на территории региона, но могут быть решены лишь на основе межотраслевого взаимодействия.
Список литературы:
References:
Представленные в номере статьи написаны на актуальные темы. Авторы статей рассматривают обширный круг проблем: оценки показателей стратегического планирования развития региональной экономики, развития Арктики в системе мирохозяйственных связей, роль эт …
Читать весь отзыв