Главная страница » Путеводитель по региональной экономике » Региональная экономика » Теории региональной экономики » Диссертационные исследования » Стратегическое планирование социально-экономического развития макрорегиона на основе системы сбалансированных показателей (на примере Северо- Кавказского федерального округа)

Стратегическое планирование социально-экономического развития макрорегиона на основе системы сбалансированных показателей (на примере Северо- Кавказского федерального округа)

Стратегическое планирование социально-экономического развития макрорегиона на основе системы сбалансированных показателей (на примере Северо- Кавказского федерального округа)

Информация о диссертационном исследовании «Стратегическое планирование социально-экономического развития макрорегиона на основе системы сбалансированных показателей (на примере Северо- Кавказского федерального округа)»

Мельников Виталий Викторович

Стратегическое планирование социально-экономического развития макрорегиона на основе системы сбалансированных показателей (на примере Северо-Кавказского федерального округа)

  • Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук
  • Год защиты: 2021
  • Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

Основные положения диссертационного исследования

Актуальность темы диссертационного исследования. Глобальный экономический кризис, рост уровня неопределенности и риска в мировой хозяйственной системе, появление новых угроз для российской экономики в виде международных санкций, расширения протекционизма национальных правительств на мировых рынках заставляют задуматься о готовности органов власти к принятию эффективных, нацеленных на перспективу, управленческих решений, разрабатываемых в процессе стратегического планирования (стратегирования). Между тем, остро востребованная политика импортозамещения, инновационный вектор, приоритеты модернизации и цифровизации национальной экономики требуют особого внимания к проблеме стратегического планирования, прежде всего, на уровне макрорегионов как связующих звеньев процесса перехода государственной экономической политики в региональную.

Вектор развития современного стратегического планирования социально-экономического развития макрорегиона, характеризующийся переходом от директивной к партнерской форме взаимодействия властных структур, обнажил существенную проблематику макрорегионального стратегирования: координация процесса разработки и реализации стратегии социально-экономического развития макрорегиона; взаимосвязь стратегии социально-экономического развития макрорегиона подобным стратегиям выше- и нижестоящих уровней управления; степень открытости и прозрачности процесса разработки стратегии социально-экономического развития макрорегиона для всех задействованных и заинтересованных лиц. Сказанное подтверждается многочисленными заявлениями экспертов на ключевых экономических форумах, таких как: Форум стратегов России; Петербургский международный экономический форум; Красноярский экономический форум; Международный Инвестиционный форум в Сочи и др.

Существующая в РФ система макрорегионального стратегического планирования социально-экономического развития представляется достаточной громоздкой, чтобы своевременно реагировать на перманентные высокодинамичные изменения среды. Это подтверждают действующие макрорегиональные стратегии, которые не только устарели в части горизонта планирования и актуального целеполагания, но и не отвечают содержанию документов стратегического планирования федерального уровня.

Задачи, поставленные в федеральном проекте «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика РФ», предопределяют необходимость развития стратегического планирования социально-экономического развития макрорегиона в цифровом русле.

Сама суть явления «социально-экономическое развитие макрорегиона», высокая степень его сложности и дуальности, а также тот перечень стратегических целей развития Российской Федерации, которые определены Президентом РФ, требуют от макрорегиональных стратегических документов, в определенной степени, сбалансированности, прежде всего, в выборе и структуризации стратегических целей социально-экономического развития макрорегиона, а также в процессе их реализации и механизме контроля. Подобная проблематика актуализирует острую необходимость поиска более эффективной методики стратегирования применительно к макрорегиональной экономике, которая будет способствовать: созданию гибкой и, вместе с тем, четко структурированной, сбалансированной и гармонизированной системы стратегических целей социально-экономического развития макрорегионов; обеспечению преемственности и согласованности между стратегиями социально-экономического развития макрорегионов и выше- и нижестоящих уровней управления; повышению эффективности контроля реализации стратегии социально-экономического развития макрорегиона за счет увеличения прозрачности и воспринимаемости данного документа для всех заинтересованных лиц; полному переходу процесса макрорегионального стратегирования в цифровую среду за счет использования специализированного программного обеспечения; созданию сбалансированного стратегического плана социально-экономического развития макрорегиона.

Таким образом, актуальность совершенствования методики стратегического планирования социально-экономического развития макрорегиона предопределила выбор темы настоящего диссертационного исследования.

Степень разработанности научной проблемы. Фундаментальные вопросы стратегического управления и планирования рассматриваются в трудах таких зарубежных ученых, как Аакер Д., Акофф Р., Альберт М., Ансофф И., Барни Д., Бартлоу К., Вирсема Ф., Глук У., Гошал С., Джаух Л., Дойль П., Друкер П., Зельцник Ф., Каплан Р., Клейнер Г., Котлер Ф., Куин Д., Мескон М, Минцберг Г., Моборн Р., Моклер Д., Нортон Д., Омае К., Пирс Д., Портер М., Райс Э., Робертсон Р., Роув А., Стрикленд А., Томпсон А., Траут Д., Трейси М., Хаттен Д., Хедоури Ф., Чан Ким В., Чандлер А., Шендел Д. и др. Среди отечественных исследователей, внесших весомый вклад в развитие теории и практики стратегического управления и планирования, можно отметить таких, как Акмаева Р.И., Александров И.Т., Бандурин А.В., Белова Н.Е., Ведута Н.И., Вильямс В.Р., Виханский О.С., Владимирова Л.П., Вознесенский Н.А., Гапоненко А.Л., Герчикова И.Н., Гершун А.А., Голубков Е.П., Градов А.П., Губкин И.М., Гурков И.Б., Евенко Л.И., Забелин П.В., Зуб А.Т., Катькало В.С., Клейнер Г.Б., Кондратьев Н.Д., Корнилова А.Д., Кузнецов В.С., Кунах Ю.В., Ларионова А.С., Магданов П.В., Моисеева Н.К., Наумов А.И., Просалова В.С., Прянишников Д.Н., Раменский Л.Г., Ромашова Е.А., Смольянинова Е.Н., Сорокин Г.М., Струмилин С.Г., Тренев Н.Н., Фатхутдинов Р.А., Чернышев М.А., Чуб Б.А., Шателян М.А., Шеремет А.Д., Шеховцева Л.С., Якимов А.В., Яковлев В.Ю. и др. Значительное число исследований фундаментальных теоретических проблем стратегического планирования привело к, в некоторой степени, разрозненности в формулировках основных дефиниций, определении этапов процесса стратегического планирования, классификации стратегий, что ограничивает возможности эффективного применения современных инструментов стратегического управления, основанных на процессном подходе. Этот факт предопределяет необходимость систематизации, обобщения и уточнения используемого терминологического аппарата исследования.

Региональные и макрорегиональные аспекты стратегического планирования социально-экономического развития раскрыты в трудах Балакиной Г.Ф., Бездудной А.Г., Бородина А.И., Буяновой М.Э., Виноградова В.Н., Двас Г.В., Заборовской О.В., Иншаковой Е.И., Киселевой Н.Н., Коломийченко О.В., Костяева А.И., Красюковой Н.Л., Лексина В.Н., Медяник Н.В., Митрофановой И.В., Овсянниковой Р.В., Разумовского В.М., Рохчина В.Е., Селиверстова Е.Н., Смирнова Р.В., Ходачек В.М., Шарафановой Е.Е., Шанина С.А., Швецова А.Н., Штаповой И.С., Эрлиха О.В. и др. Тем не менее, можно зафиксировать тот факт, что исследователи продолжают поиск эффективной методики стратегического планирования социально-экономического развития макрорегиона, которая отвечала бы требованиям современных российских реалий и позволила бы системно подойти к процессу макрорегионального стратегирования, способствуя разработке взаимозависимой и взаимодополняющей макрорегиональной стратегии по отношению к стратегиям выше- и нижестоящих уровней управления.

Вопросы теории и практики внедрения системы сбалансированных показателей в процесс стратегирования рассматриваются такими авторами, как Даванков А.Ю., Зарова Е.В., Иванова А.А., Каплан Р.С., Лощилина И., Михеенко Ю.В., Нортон Д.П., Нивен П.Р., Палкина Е.С., Парментер Д., Проживин Р.А., Редченко К., Ромашова Е.А., Федин М., Чайковская Н.В., Чеботарев А.Н., Чернышев И.А., Яковлев В.Ю., Яцукова Н.Л. и др. Преимущественно исследования посвящены анализу отечественных и зарубежных бизнес-практик и демонстрируют высокую эффективность подобной методики в процессе стратегирования на уровне хозяйствующих субъектов.

При этом отмечаются единичные работы в региональных исследованиях (Даванков А.Ю., Егоров Д., Зарова Е.В., Кормановская И.Р., Минко И.С., Проживин Р.А., Шамина Л.К., Яцукова Н.Л. и др.) и отсутствие трудов, посвященных адаптации системы сбалансированных показателей для использования в макрорегиональном стратегировании. Данное обстоятельство позволило определить основную гипотезу диссертационного исследования, а также послужило основанием для выбора темы диссертационного исследования, определения его целей и задач.

Целью диссертационного исследования является развитие теоретических и методических положений, а также совершенствование методики стратегического планирования на основе системы сбалансированных показателей.

Достижение данной цели предполагает решения следующих задач:

  • раскрыть понятийный аппарат, классификационные признаки и этимологию стратегического планирования социально-экономического развития макрорегиона;
  • осуществить оценку текущего состояния и перспектив социально-экономического развития макрорегиона, определить актуальный перечень его стратегических целей (на примере Северо-Кавказского федерального округа);
  • исследовать особенности действующей структуры субъекта макрорегионального стратегирования и выявить существующие проблемы ее функционирования (на примере СевероКавказского федерального округа);
  • выявить недоставки текущего процесса макрорегионального стратегирования в части целеполагания и мониторинга эффективности (на примере Северо-Кавказского федерального округа);
  • разработать рекомендации по оптимизации процесса макрорегионального стратегирования в части целеполагания и мониторинга эффективности на основе системы сбалансированных показателей (на примере Северо-Кавказского федерального округа).

Объектом исследования является Северо-Кавказский федеральный округ как макрорегион стратегирования.

Предметом исследования выступает процесс стратегического планирования социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа.

Научная гипотеза исследования сформулирована на базе предположения автора о том, что проблемы повышения скоординированности, согласованности и связанности стратегий различных уровней управления, повышения их прозрачности, проблемной релевантности и результативности возможно устранить при помощи совершенствования методики мониторинга эффективности процесса стратегического планирования социально-экономического развития региона (в том числе на уровне макрорегиона) посредством использования идей концепции системы сбалансированных показателей.

Соответствие диссертации паспорту специальности. Направление научного исследования, представленного в диссертации, соответствует паспорту специальности ВАК 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством, разделу 3: Региональная экономика: п. 3.1. «Развитие теории пространственной и региональной экономики; методы и инструментарий пространственных экономических исследований; проблемы региональных экономических измерений; пространственная эконометрика; системная диагностика региональных проблем и ситуаций»; п. 3.14. «Проблемы устойчивого сбалансированного развития регионов; мониторинг экономического и социального развития регионов»; п. 3.15. «Инструменты разработки перспектив развития пространственных социально-экономических систем. Прогнозирование, форсайт, индикативное планирование, программы, бюджетное планирование, ориентированное на результат, целевые программы, стратегические планы»; п. 3.17. «Управление экономикой регионов. Формы и механизмы взаимодействия федеральной, региональной, муниципальной власти, бизнес-структур и структур гражданского общества. Функции и механизмы управления. Методическое обоснование и разработка организационных схем и механизмов управления экономикой регионов; оценка их эффективности».

Теоретическая и методологическая основа исследования сформирована на базе: результатов, полученных в ходе теоретических и эмпирических исследований отечественными и зарубежными учеными в области регионального и макрорегионального, а также корпоративного стратегирования в части вопросов разработки, внедрения и функционирования системы сбалансированных показателей; существующей на момент исследования системе нормативно-правового регулирования стратегического планирования социально-экономического развития макрорегиона.

В ходе диссертационного исследования использовались следующие методы: ретроспективно-исторический, динамический, логический, системный, статистический, сравнительный и SWOT-анализ и синтез, абстрагирование, метод аналогий, метод экспертных оценок и др.

Информационная база исследования включает в себя комплекс документов нормативно-правового регулирования стратегического планирования социально-экономического развития макрорегиона; документы федеральных и региональных органов власти, регламентирующие стратегию социально-экономического развития макрорегиона; сведения Федеральной службы государственной статистики России; материалы научно-практических конференций, посвященные поиску и решению актуальных проблем стратегического планирования социально-экономического развития макрорегионов; ресурсы сети Internet..

Обоснованность и достоверность результатов исследования находят подтверждение в применении системной методологии и положений процессного подхода при изучении проблем стратегического планирования социально-экономического развития макрорегиона. Выводы, представленные в работе, базируются на общенаучных, статистических, расчетных, сравнительных методах исследования, а также опоре на фундаментальные труды отечественных и зарубежных авторов, эмпирические данные органов государственной статистики, федеральные и региональные нормативные документы в области стратегического планирования социально-экономического развития макрорегиона.

Научная новизна результатов исследования состоит в разработке методики проблемного мониторинга эффективности процесса стратегического планирования социально-экономического развития макрорегиона, основанной на идеях концепции системы сбалансированных показателей, практическая реализация которой позволит повысить эффективность процесса макрорегионального стратегирования за счет построения сбалансированной, согласованной, проблемно-ориентированной и гармонизированной конструкции системы стратегического целеполагания; повышения уровня координации и согласованности в рамках механизма взаимодействия субъектов макрорегионального стратегирования; систематического, прозрачного и проблемно-релевантного мониторинга степени достижения стратегических целей.

Наиболее существенные результаты исследования, обладающие научной новизной и полученные лично соискателем:

  1. Предложена авторская трактовка дефиниции «стратегическое планирование социально-экономического развития макрорегиона», сформулированная на основе процессного подхода, а также положений действующего законодательства, что позволило расширить понимание сущности стратегического планирования социально-экономического развития макрорегиона и привести в соответствие используемый терминологический аппарат и исследуемую методику стратегического планирования.
  2. Сформирован перечень основных стратегических целей социально-экономического развития макрорегиона (на примере Северо-Кавказского федерального округа), определенных на основании результатов анализа текущего состояния и перспектив социально-экономического развития макрорегиона, сопоставления с целями вышестоящих уровней управления и приведения в соответствие с действующими методическими рекомендациями Министерства экономического развития РФ, что послужило основой для построения сбалансированной системы стратегического целеполагания.
  3. Предложена структурно-функциональная схема взаимодействия субъектов макрорегионального стратегирования (на примере Северо-Кавказского федерального округа) с учетом перечня основных стратегических целей социально-экономического развития макрорегиона и особенностей сложившейся структуры отечественной системы государственного управления, что позволяет повысить уровень координации и согласованности их действий.
  4. Составлена карта проблемного поля макрорегионального стратегирования на основе изучения структуры и качества документов стратегического планирования в разрезе систем целеполагания и мониторинга эффективности, с применением метода экспертных оценок, позволяющая систематизировать ключевые проблемы его развития и подтверждающая предположение о необходимости поиска и внедрения более эффективной методики мониторинга эффективности реализации стратегии социально-экономического развития макрорегиона.
  5. Разработана методика проблемного мониторинга эффективности реализации стратегии социально-экономического развития макрорегиона (на примере Северо-Кавказского федерального округа), основанная на идеях концепции системы сбалансированных показателей, включающая карту стратегического целеполагания, комплекс ключевых показателей эффективности, схему их расчета и представления, позволяющая устранить ключевые проблемы в области целеполагания, мониторинга эффективности, а также взаимодействия субъектов макрорегионального стратегирования, что позволит оптимизировать процесс стратегического планирования социально-экономического развития макрорегиона.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные результаты и выводы позволяют дополнить научные представления в области: определения дефиниции «стратегическое планирование социально-экономического развития макрорегиона»; обобщения опыта теоретических исследований и практических наработок в части использования системы сбалансированных показателей в процессе стратегического планирования социально-экономического развития макрорегиона.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанной диссертантом методики проблемного мониторинга эффективности стратегического планирования социально-экономического развития макрорегиона на основе системы сбалансированных показателей в процессе разработки и реализации стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа. Полученные в ходе диссертационного исследования результаты, в случае их применения в практике макрорегионального стратегирования, будут способствовать прозрачности, системности и логичности процесса разработки и реализации стратегии социально-экономического развития макрорегиона. Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при содержательном наполнении дисциплин, посвященных стратегическому управлению.

Автореферат диссертации (текст)

ЗагрузчикЗагрузка...
Логотип EADСлишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать документ [859.49 KB]

Статьи в журнале по теме: Стратегическое планирование социально-экономического развития макрорегиона на основе системы сбалансированных показателей (на примере Северо- Кавказского федерального округа)

Посмотреть еще в категории: Диссертационные исследования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *