Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №3 (59), 2019

Формирование новой региональной системы стратегического управления в сфере экологии в Ростовской области

Formation of a new regional system of strategic management in the field of ecology in the Rostov region

Авторы


доктор экономических наук, профессор кафедры теории и технологии в менеджменте
Россия, Южный федеральный университет
alla44@yandex.ru

Аннотация

Экологическая ситуация в Российской Федерации и Ростовской области характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности. Система управления экономикой природопользования и охраной окружающей среды представляет собой программно-целевой метод и реализуется в рамках государственных программ, региональных и федеральных проектов национального проекта «Экология». Данная статья описывает региональную систему стратегического управления в сфере экологии с учетом приоритетных направлений национального проекта «Экология».

Ключевые слова

Ростовская область, региональная система стратегического управления, стратегическое управление в сфере экологии, региональная программа, стратегия развития социально-экономического развития региона.

Рекомендуемая ссылка
Лысоченко Алла Алексеевна
Формирование новой региональной системы стратегического управления в сфере экологии в Ростовской области// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (59). Номер статьи: 5903. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5903/
Authors

Lysochenko Alla Alekseevna
Doctor of Economics (DSc), Professor of the Department “Theory and Technology in the Management” of the Faculty of Management
Russia, Southern Federal University
alla44@yandex.ru

Abstract

The environmental situation in the Russian Federation and Rostov region is characterized by a high level of anthropogenic impact on the environment and significant environmental consequences of past economic activity. The system of management of the economy of nature management and environmental protection is a program-target method and is implemented within the framework of state programs, regional and Federal projects of the national project «Ecology». This article describes the regional system of strategic management in the field of ecology, taking into account the priorities of the national project «Ecology».

Keywords

Rostov region, regional system of strategic management, strategic management in the field of ecology, regional program, strategy for the development of socio-economic development of the region

Suggested Citation
Lysochenko Alla Alekseevna
Formation of a new regional system of strategic management in the field of ecology in the Rostov region. Regional economy and management: electronic scientific journal. №3 (59). Art. #5903. Date issued: 2019-07-04. Available at: https://eee-region.ru/article/5903/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

2018 год стал началом нового этапа по реализации стратегических приоритетов государственной экономической политики России, определенных в майском Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1]. В Российской экономике и на уровне регионов сформирована новая система стратегического управления. На уровне Российской Федерации разработаны и приняты национальные проекты по двенадцати основным направления развития до 2024 года. Основные приоритетные направления: «Здравоохранение», «Образование», «Демография», «Культура», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жилье и городская среда», «Экология», «Наука», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Цифровая экономика», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт». В каждый национальный проект вошли несколько, от трех до 11 федеральных проектов. Цели и задачи проектов направлены на улучшение социально-экономической ситуации в стране и повышение качества жизни населения. Важное значение среди стратегических направлений имеет качество естественной природной среды, состояние экосистемы территории.

Стратегическими задачами в системе управления в сфере экологии является поддержание стабильного состояния окружающей природной среды и ее улучшение посредством внедрения современных технологий, закрытия или перепрофилирования загрязняющих производств, оздоровления водных объектов, сохранения и воспроизводства объектов животного и растительного мира, повышения уровня экологической культуры.

 

Результаты исследований

Ростовская область – стабильно и динамично развивающийся регион России. Однако обратной стороной экономического развития является усиление негативного воздействия на окружающую среду. Область сталкивается с экологическими проблемами типичными для многих регионов России: высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, нерешенность проблемы утилизации отходов производства и потребления, загрязнение водных объектов неочищенными и недостаточно очищенными сточными водами. В связи с этим выполнению мероприятий, направленных на оздоровление экологической обстановки, постоянно уделяется особое внимание.

В 2018 году в Ростовской области сформирована новая система стратегического управления. В регионе приняты документы стратегического планирования: Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2030 года; План мероприятий по ее реализации, новые государственные программы. Аналогичные стратегические документы были приняты во всех 55-ти городских округах и муниципальных районах области. В рамках реализации Указа Президента России № 204 утверждены 48 региональных проектов. Принят Бюджетный прогноз Ростовской области на период 2017-2030 годов. Все документы стратегического планирования взаимосвязаны и направлены на достижение национальных и региональных приоритетов.

В Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года раздел «Экология» соответствует целям национального проекта «Экология» [2]. Для региона приоритетными направлениями являются – сохранение уникальных водных объектов и улучшение качества питьевой воды, сохранение лесов и лесовосстановление, сохранение биоразнообразия, эффективное обращение с отходами.

Для реализации Стратегии-2030 и национального проекта «Экология»  принята государственная программа Ростовской области «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование» на период с 2019 года по 2030 год [3].

По итогам реализации государственной программы планируется достижение снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду за счет:

  • снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;
  • устойчивого развития минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод на основе эффективного функционирования системы управления государственным фондом недр в пределах территории Ростовской области;
  • повышения защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод;
  • сохранения лесистости территории Ростовской области;
  • увеличения доли утилизированных (использованных) твердых коммунальных отходов в общем объеме образовавшихся твердых коммунальных отходов.

Кроме того, в Ростовской области реализуются пять федеральных проектов: «Сохранение уникальных водных объектов», «Сохранение лесов», «Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами», «Чистая страна» и «Чистая вода».

В 2018 году сформированы соответствующие региональные проекты, определены ответственные исполнители и создана рабочая группа по реализации национального проекта «Экология» в Ростовской области.

В региональный проект «Сохранение уникальных водных объектов в Ростовской области» вошли два направления: восстановление и экологическая реабилитация водных объектов; улучшение экологического состояния гидрографической сети.

На реализацию мероприятий регионального проекта в 2019 – 2020 годах предусмотрено 460,8 млн рублей (федеральный бюджет – 145,1 млн рублей; областной бюджет – 315,7 млн рублей).

В рамках направления «Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов» на 2019 – 2020 годы запланированы работы по расчистке реки Темерник от истока до Низового водохранилища. На реализацию данного мероприятия предусмотрено 397,6 млн рублей, в том числе: федеральный бюджет – 81,9 млн рублей; областной бюджет – 315,7 млн рублей. Проектным решением предусмотрено проведение комплекса мероприятий по экологической реабилитации участка реки площадью 8,5 га, направленного на восстановление способности реки к самоочищению, предотвращение дальнейшего истощения, ликвидацию засорения и загрязнения, улучшение качества воды и восстановление рекреационной ценности реки.

Помимо этого, для организации межмуниципального и межведомственного взаимодействия разработана региональная программа «Оздоровление бассейна реки Темерник с обустройством в прибрежной территории непрерывного экологического парка».

В рамках направления «Улучшение экологического состояния гидрографической сети» на 2019 – 2020 годы запланированы работы по расчистке русла реки Кумшак в границах Красноярского, Лозновского и Маркинского сельских поселений Цимлянского района Ростовской области протяженностью 30 км за счет средств федерального бюджета в сумме 63,2 млн рублей.

В целом расчистка участков рек Темерник и Кумшак позволит улучшить санитарно-гигиеническое состояние водных объектов и обеспечит благоприятные условия проживания более 33 тысяч человек.

На реализацию мероприятий регионального проекта «Сохранение лесов в Ростовской области» в 2019 – 2021 годах предусмотрено 263,7 млн рублей за счет средств федерального бюджета.

В рамках регионального проекта предусмотрены мероприятия по искусственному лесовосстановлению; приобретение лесопожарной и лесохозяйственной техники и оборудования. Главной целью данного проекта является увеличение площади лесовосстановления на землях лесного фонда области с 1200 до 1900 га в год к 2024 году, а также увеличение объемов выращивания стандартного посадочного материала с 5,6 млн. штук до 7,3 млн. штук в год. Всего за период с 2019 по 2024 годы будет высажено порядка 10 тысяч гектаров лесных культур, что позволит увеличить показатель по переводу в покрытую лесом площадь земель лесного фонда с 200 га до 250 га ежегодно.

В настоящее время за каждым регионом страны закреплены 15 целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации [4]. В области экологии – это показатель «Качество окружающей среды».

Оценка эффективности по показателю «Качество окружающей среды» (Eq) основывается на определении динамики изменения уровней негативного антропогенного воздействия на окружающую среду на территории субъекта Российской Федерации по следующим основным направлениям:

  • охрана атмосферного воздуха – безразмерный коэффициент, характеризующий изменение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (коэффициент загрязнения атмосферного воздуха, Катм);
  • охрана поверхностных вод водных объектов – безразмерный коэффициент, характеризующий изменение валового сброса загрязненных сточных вод и доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения (коэффициент качества воды, Квод);
  • обращение с отходами – безразмерный коэффициент, характеризующий работу по ликвидации несанкционированных свалок отходов и утилизации твердых коммунальных отходов (коэффициент качества работы с отходами, Котх).

Целевые значения по показателю «Качество окружающей среды» устанавливаются на уровне не ниже единицы ежегодно для каждого субъекта Российской Федерации.

В соответствии с разработанной методикой проведен расчет показателя за 2018 год для Ростовской области. По основным направлениям получены следующие значения:

Катм = 0,78; Квод = 1,04; К отх = 0,75.

Eq = (1/Катм + Кводотх)/3 = 1,02.

 

Таким образом, в Ростовской области значение показателя «Качество окружающей среды» превышает целевое значение 1. Такой результат говорит о проведении эффективной экологической политики в регионе.

Анализируя государственную программу Ростовской области «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование», отметим, что на реализацию мероприятий в 2018 году направлено 2 419,1 млн рублей, в том числе: средства областного бюджета – 379,6 млн рублей, средства федерального бюджета – 200,5 млн рублей, средства местных бюджетов – 0,2 млн рублей, средства внебюджетных источников – 1 838,8 млн рублей.

Приведем некоторые примеры из проводимых мероприятий в рамках реализации государственной программы. С целью снижения административной нагрузки на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей внедрен риск-ориентированный подход при осуществлении регионального государственного экологического надзора. В связи с этим количество плановых проверок по сравнению с 2017 годом сократилось в 2 раза. При этом вынесено 1 863 постановлений на общую сумму штрафов 42,2 млн рублей, взыскано 22,7 млн рублей, что соответствует уровню 2017 года.

В области государственного регулирования хозяйственной и иной деятельности выдано 4 619 свидетельств о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Обеспечены: мониторинг атмосферного воздуха посредством маршрутных наблюдений и 17 стационарных постов в 11 городах Ростовской области, а также с использованием автоматической станции контроля в районе стадиона «Ростов-Арена», мониторинг состояния захоронения пестицидов и агрохимикатов в городе Батайске; учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях на территории Ростовской области; ведение регионального кадастра отходов производства и потребления.

В рамках ведения Красной книги Ростовской области организован мониторинг редких видов растений и животных в регионе. Осуществлены мероприятия по развитию питомника растений, занесенных в Красную книгу Ростовской области.

В рамках проведения мероприятий по созданию условий для сохранения и воспроизводства объектов животного мира изготовлены и установлены на территории охотничьих угодий Ростовской области 80 информационных знаков (аншлагов), обозначающих виды животных, занесенных в Красную книгу  Российской Федерации, обитающих на территории Ростовской области.

Ростовская область заняла первое место в общероссийском рейтинге по итогам Всероссийской акции «Вода России» в 2018 году (от мусора очищено 430 км водоохранных зон водных объектов). Фестиваль экологического туризма «Воспетая степь» по итогам V Всероссийского конкурса в области событийного туризма стал лауреатом 1 степени в номинации «Эко-события». Кроме того, с целью формирования экологической культуры населения области проведены: более 5 тыс. мероприятий по экологическому просвещению и 2 тыс. экологических субботников.

По итогам 2018 года область вошла в десятку лучших среди других регионов Российской Федерации по уборке свалочных очагов в рамках реализации проекта ОНФ «Генеральная уборка» (ликвидировано более 480 мест несанкционированного размещения отходов, что на 22 % больше 2017 года).

Организованы экологический мониторинг на всем протяжении бассейна р. Темерник и государственный мониторинг участков бассейнов 12 водных объектов Ростовской области. Завершены поисково-оценочные работы на подземные воды для хозяйственно-питьевого водоснабжения Милютинского сельского поселения в целях создания условий для обеспечения водой питьевого качества более 5 тыс. жителей района.

Выполнен комплекс мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. С целью обеспечения потребности Ростовской области в проведении лесокультурных работ функционирует 9 лесных питомников. В 2018 году выращено более 5,6 млн штук стандартного посадочного материала.

На базе Донской государственной публичной библиотеки создан институт общественного управления природоохранной и экотуристской деятельностью на особо охраняемых природных территориях. В 12 муниципальных образованиях Ростовской области функционируют представительства института.

Сегодня можно выделить 6 внешних трендов, направленных на повышение конкурентоспособности, устойчивости и сбалансированности региона:

  • рост уровня экологической культуры населения;
  • распространение принципов «зеленой экономики», т.е. рост капиталовложений для создания ресурсоэффективной экономики в будущем: внедрение современных энерго- и ресурсосберегающих технологий на производстве;
  • развитие технологий рециклинга и повторного использования сточных вод;
  • развитие технологий экологически безопасной утилизации всех видов отходов и обезвреживания токсикантов;
  • распространение применения альтернативных источников энергии;
  • создание и широкое распространение эффективных технологий дистанционной оценки состояния экосистем и информационной инфраструктуры для моделирования и прогноза климата [5].

В соответствии с этим, на уровне региона ставится стратегическая задача — создание «управляемой» экологической системы, направленной на формирование у населения ответственного отношения к природе и развитие системы экологического просвещения; оптимизацию производственной деятельности с точки зрения экологической безопасности; рационализацию водопользования, модернизацию региональной системы управления отходами, внедрение генерации на возобновляемых источниках энергии, а также автономных автоматизированных средств контроля неблагоприятных изменений природных и природно-техногенных систем.

В соответствии со Стратегией развития социально-экономического развития Ростовской области региональная система стратегического управления основывается на осуществлении следующих мероприятий: проведение расчисток водных объектов с целью их оздоровления и предотвращения негативного воздействия вод; сокращение несанкционированных сбросов и сбросов с превышением норматива допустимого воздействия на водные объекты; проведение капитального ремонта гидротехнических сооружений; обеспечение устойчивой охраны лесов от пожаров; осуществление лесовосстановления на землях лесного фонда; предотвращение незаконных рубок лесных насаждений; увеличение доли площади особо охраняемых природных территорий в общей площади Ростовской области и сохранение объектов растительного и животного мира.

 

Заключение

Основная стратегическая цель государственной политики в сфере экологии — повышение защищенности окружающей среды от антропогенного воздействия для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, рациональное использование и охрана природных ресурсов. Реализация национального проекта «Экология», стратегий социально-экономического развития и государственных программ формируют новую систему стратегического управления в сфере экологии.

Стратегическое управление в сфере экологии включает выполнение следующих мероприятий:

  • восстановление нарушенных естественных экологических систем региона;
  • совершенствование системы регионального экологического мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • научное и информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности;
  • формирование в регионе экологически ответственного мировоззрения и поведения среди населения.

 

Библиографический список

  1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Консультант плюс
  2. Постановление Правительства Ростовской области от 26.12.2018 №864 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года» // Консультант плюс
  3. Постановление Правительства Ростовской области от 15.10.2018 №638 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование» // Консультант плюс
  4. Методики расчета показателей национальных и федеральных проектов (программ), реализуемых в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // http//:www.gks.ru/metod/proekt.htm
  5. Стратегическое развитие пространственной политики региона в сфере экология: Монография / А.А. Лысоченко. – Ростов-на-Дону: Содействия — ХХI век, 2018. — 168 с.

 

References

  1. Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2018 № 204 «On national goals and strategic objectives of the Russian Federation for the period up to 2024 [O natsional’nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda]» // Consultant plus
  2. Resolution of the Government of the Rostov region of 26.12.2018 №864 «On approval of the Strategy of socio-economic development of the Rostov region for the period up to 2030 [Ob utverzhdenii Strategii sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya Rostovskoy oblasti na period do 2030 goda]» // Consultant plus
  3. Resolution of the Government of the Rostov region of 15.10.2018 №638 «On approval of the state program of the Rostov region environmental Protection and environmental management [Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rostovskoy oblasti «Okhrana okruzhayushchey sredy i ratsional’noye prirodopol’zovaniye]» // Consultant plus
  4. Methods of calculation of indicators of the national and Federal projects (programs) implemented in the framework of the execution of the Decree of the President of the Russian Federation from may 7, 2018 No. 204 «On the national goals and strategic objectives development of the Russian Federation for the period up to 2024» [Metodiki rascheta pokazateley natsional’nykh i federal’nykh proyektov (programm), realizuyemykh v ramkakh ispolneniya Ukaza Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 7 maya 2018 g. № 204 «O natsional’nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya]// http//:www.gks.ru/metod/proekt.htm
  5. Strategic development of spatial policy of the region in the field of ecology [Strategicheskoye razvitiye prostranstvennoy politiki regiona v sfere ekologiya]: Monograph / A A.A. Lysochenko. – Rostov-on-Don: Assistance — XXI century, 2018. 168 p.

Государственное и муниципальное управление, Экономика природопользования