Государственное управление
Государственное управление
Государственное управление — административная деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по воплощению выработанной политики для достижения намеченных целей, «трансформация политики в реальность, которую граждане видят каждый день».
Согласно управленческому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность, результативность и социальная ответственность (см. принципы Глобального договора ООН), формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» (public management) в качестве синонима понятию «государственное управление».
Один из новейших подходов к государственному управлению был сформулирован польским политологом Пшечем на XX Всемирном политологическом съезде в 2001 году. Согласно этому подходу государственное управление должно быть удобным для общества и не нарушать права системных организаций, что важно для внешнеполитической стабильности.
Государственное управление (форма управления) или Государственная политика и управление (академическая дисциплина) — это реализация государственной политики, управление правительственным учреждением (государственное управление), управление некоммерческим учреждением (некоммерческое управление), а также подобласть политологии, преподаваемая в публичной политике школы, которые изучают эту реализацию и готовят людей, особенно государственных служащих на административных должностях, для работы в государственном секторе, волонтерском секторе, некоторых отраслях частного сектора, занимающихся отношениями с правительством, нормативными вопросами, законодательной помощью, корпоративной социальной ответственностью (КСО), экологические, социальные, управленческие (ESG), государственные закупки (PP), государственно-частное партнерство (P3) и бизнес-государственный маркетинг / продажи (B2G), а также те, кто работает в аналитических центрах, некоммерческих организациях, консалтинговых фирмах, торговых ассоциациях или на других должностях, которые используют аналогичные навыки, найденные в государственном управлении.
Основные управленческие решения
Анализ государственного управления возможен через следующую классификацию. Государственное управление исчерпывающе сводится к принятию следующих трёх видов государственных управленческих решений:
- Решение, оформленное в форме нормативного правового акта: Конституции, закона и тому подобное;
- Решение, оформленное в форме ненормативного правового акта, действия (бездействия), принятое в соответствии с нормативным правовым актом;
- Решение, оформленное в форме ненормативного правового акта, во исполнение которого принимается решение первого вида.
По степени воздействия наибольший масштаб действия и значимость имеют государственные управленческие решения первого вида. Это воздействие может быть разрушительным (когда в законодательстве присутствуют дестабилизирующие факторы или несовершенства законодательства) или созидательным. Крах экономики современного государства идёт через низкое качество трёх видов государственных управленческих решений, а возрождение — через их высокое качество. На базе такой классификации в 2012 году была разработана Концепция системы государственного управления, которая фундаментально отличается от существующих сегодня в мире систем.
Качество государственного управления
Эффективное управление (англ. good governance, также «хорошее управление») — новая концепция государственного управления, которая не имеет в русском языке точного эквивалента. Впервые теория была предложена в 1997 году в документах Программы развития ООН. В этих документах эффективное государственное управление рассматривается как осуществление экономической, политической и административной власти в целях руководства делами страны на всех уровнях. Предполагается, что управление строится на основе принципов разделения властей, народовластия, выборности и сменяемости высших должностных лиц, подотчётности институтов исполнительной власти, верховенства закона, политического плюрализма, инклюзивности и открытости, партисипативности, независимости СМИ, имеет демократический характер. Одновременно эффективность управления понимается как достижение целей в установленные сроки и с минимальными затратами общественных ресурсов. Сочетание демократичности и эффективности взаимно предполагают и обуславливают друг друга.
«Good Governance» обозначает степень соответствия деятельности государственных служащих ключевым ценностям государственного управления. Понятие «ключевых ценностей» принимает разное значение в зависимости от того, какой подход к государственному управлению (правовой, политический или менеджеристский) используется для оценки деятельности государственных служащих.
Рекомендуемая литература
- Алексеева С. И., Основные этапы развития аппарата государственного управления в России // С. И. Алексеева, О. В. Егоренкова, Т. Н. Захарова. Политическая история России: Учебное пособие. Ч. 1. IX — начало XX вв. СПб., 2005. С. 182—281.
- Балашов А. И., Ушаков Е. В., История и методология науки государственного и муниципального управления: учебник. — М., Инфра-М, 2020. — 323 с. ISBN 978-5-16-014438-2
- Википедия.