Главная страница » Публикации » №3 (67) » Оценка эффективности реализации государственных программ (на материалах Новосибирской области)

Оценка эффективности реализации государственных программ (на материалах Новосибирской области)

Evaluation of the effectiveness of the implementation of state programs (based on materials from the Novosibirsk region)


Авторы

Гоманова Татьяна Константиновна
кандидат экономических наук, заведующий кафедрой финансов и кредита
Россия, Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
gomanova-tk@ranepa.ru
Лукьянова Зинаида Александровна
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита
Россия, Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
lukyanova-za@ranepa.ru
Втюрина Екатерина Юрьевна
преподаватель кафедры финансов и кредита
Россия, Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
vtyurina-ey@ranepa.ru

Аннотация

Государственные программы выступают важнейшим инструментом стратегического управления территориями. Исследование методик, применяемых различными регионами для оценки эффективности использования финансовых ресурсов в рамках государственных программ, продемонстрировало ряд недостатков. На основе оценки выполнения целевых индикаторов при реализации государственной программы Новосибирской области обоснована необходимость комплексного подхода и периодического уточнения критериев оценки.

Ключевые слова

Бюджетные средства, методика оценки эффективности реализации государственных программ, эффективность государственных программ, критерии эффективности расходование бюджетных средств, Новосибирская область.

Рекомендуемая ссылка

Гоманова Татьяна Константиновна , Лукьянова Зинаида Александровна , Втюрина Екатерина Юрьевна

Оценка эффективности реализации государственных программ (на материалах Новосибирской области)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (67). Номер статьи: 6703. Дата публикации: 07.07.2021. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6703/

Authors

Gomanova Tatiana Konstantinovna
Ph.D. in Economics, Head of the Department of Finance and credit
Russia, Siberian Institute of management – a branch of the Russian presidential academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation
gomanova-tk@ranepa.ru
Lukyanova Zinaida Aleksandrovna
Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of Finance and credit
Russia, Siberian Institute of management – a branch of the Russian presidential academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation
lukyanova-za@ranepa.ru
Vtyurina Ekaterina Yurevna
Lecturer of the Department of Finance and credit
Russia, Siberian Institute of management – a branch of the Russian presidential academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation
vtyurina-ey@ranepa.ru

Abstract

State programs are the most important tool for strategic management of territories. A study of the methods used by different regions to assess the effectiveness of the use of financial resources in the framework of state programs has shown a number of shortcomings. Based on the assessment of the implementation of the target indicators in the implementation of the state program of the Novosibirsk region, the need for a comprehensive approach and periodic clarification of the evaluation criteria is justified.

Keywords

Budget funds, methods of assessing the effectiveness of the implementation of state programs, the effectiveness of state programs, criteria for the effectiveness of budget spending, Novosibirsk region.

Suggested Citation

Gomanova Tatiana Konstantinovna , Lukyanova Zinaida Aleksandrovna , Vtyurina Ekaterina Yurevna

Evaluation of the effectiveness of the implementation of state programs (based on materials from the Novosibirsk region)// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (67). Art. #6618. Date issued: 07.07.2021. Available at: https://eee-region.ru/article/6703/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Государственные программы на настоящей момент выступают важнейшим механизмом, взаимной увязки бюджетного планирование и стратегического развития регионов РФ. При этом практика использования оценочных методов и процедур оценки результатов реализации программ свидетельствует, что, несмотря на стратегическую важность, отсутствует единый  подход к оценке эффективности программ разного уровня. Использование различных методик может приводить к тому, что расчет эффективности реализации одной государственной программ по разным методикам может давать совершенно различные результаты.

 

Особенности применяемых методик

Как правило, не всегда объективную оценку дают подходы с ограниченным набором показателей для оценки, и учитывающие только количественные критерии.

Недостатки, характерные для оценки эффективности программных расходов по методикам «с ограниченным набором показателей и критериев:

  • слабый уровень привлечения средств из внебюджетных источников;
  • отсутствие показателей бюджетной или экономической эффективности;
  • отсутствие описания рисков, проблем, неблагоприятных внешних факторов, а также мер, направленных на снижение их влияния;
  • отсутствие учета динамики фактического исполнения показателей по годам.
  • отсутствие открытости и прозрачности бюджета, так как не проводятся опросы населения, ограничено участие населения при разработке государственной программы и контроле её реализации, годовые доклады не размещаются в отрытом доступе» [1, с. 86].

Перечень основных недостатков, снижающих эффективность реализации государственной программы применительно к методике оценки эффективности их реализации, можно сформулировать следующим образом, «применяемые методики:

  • носят не системный характер и не позволяют объективно оценить эффективность реализации программ
  • не учитывают (или не полностью учитывают) стратегические цели социально-экономического развития как РФ в целом, так и субъектов РФ;
  • разрабатываются и утверждаются ответственными исполнителями и не проходят экспертизу внешним независимым аудитом;
  • ориентируют участников государственных программ на управление по затратам» [2, с. 59].

Кроме этого, к оценка должна объективной, с привлечением всех заинтересованных сторон и привлечения независимых экспертов научных и общественных институтов.

На основании этого, в целях повышения объективности такой оценки, предлагается:

  • расширение количества критериев оценки;
  • учитывать значимость критериев для региона, соответствия особенностям его социально-экономического положения и стратегического развития;
  • использовать метод бальной оценки.

 

Бальная оценка эффективности государственных программ

Этапы мониторинга реализации государственных программ и порядок осуществления оценки по предлагаемой методике представлена на рисунке 1.

 

Этапы мониторинга реализации государственных программ

Рисунок 1 — Этапы мониторинга реализации государственных программ

 

Важным условием при выборе критериев и их составляющих представляется доступность данных для проведения расчетов.

Для объективной методики представляется значимым следующий набор критериев:

  • критерии, характеризующие финансирование программы;
  • критерии, характеризующие результативность программы;
  • критерии, характеризующие качество управления программой;
  • критерии, характеризующие участие населения и открытость данных;
  • критерии, характеризующие бюджетную эффективность (как наличие такого показателя, так и его значение).

Рассмотрим содержание предлагаемых критериев и градации их бальной оценки.

В таблице 1 представлена предлагаемая бальная оценка критерия «Финансирование государственной программы».

 

Таблица 1 — Финансирование государственной программы

Содержание критерия Значение критерия, % Баллы
Отношение общего фактического объема финансирования программы к плановому объему (уточненному) 98-102 10
80-98 7
70-79 5
102-120 7
120 и более 0
Менее 70 0

 

Следует отметить, что бальная оценка по финансированию программы превышающая 120% составляет 0 баллов, так как является следствием некорректного планирования расходов.

 

В таблице 2 представлена предлагаемая бальная оценка критерия «Результативность государственной программы».

 

Таблица 2 — Результативность государственной программы

Содержание критерия Значение критерия, % Баллы
Достижения планового уровня целевых индикаторов с учетом их весовых долей 97-105 10
91-96 7
80-90 5
105-120 7
менее 80 0
более 120 0

 

В целом, расчет этого критерия аналогичен методике  Минэкономразвития РФ.

 

В таблице 3 представлена предлагаемая бальная оценка критерия «Качество управления программой». Элементы критерия имеют равный удельный вес в 0,25.

 

Таблица 3 — Качество управления программой

Содержание элементов критерия Значение критерия, % Баллы
Наличие неблагоприятных внешних факторов и рисков, влияющих на ГП, а также мер, направленных на смягчение влияния неблагоприятных факторов риска наличие описания и рисков и мер 10
наличие описания только факторов и рисков 5
отсутствует 0
Наличие внебюджетных источников финансирования да 10
нет 0
Соответствие цели программы  приоритетам федерального уровня да 10
нет 0
Соответствие цели программы стратегии социально-экономического развития субъекта РФ да 10
нет 0
Качество ежегодно представляемой информации о выполнении программы за отчетный период полностью соответствует установленным требованиям и рекомендациям 10
не содержит полного объема сведений 5
не соответствует установленным требованиям и рекомендациям 0

 

Количество баллов определяется как среднее бальных оценок составляющих с учетом их весовых долей.

В таблице 4 представлена предлагаемая бальная оценка критерия «Привлечение население и открытость сведений».

 

Таблица 4 — Привлечение население и открытость сведений

Содержание составляющих критерия Значение критерия, % Баллы
Участие населения в разработке и проведении оценки программы да 10
нет 0
Уровень удовлетворенности населения региона реализацией ГП более 70 10
50-70 5
менее 50 0
Публичность и доступность промежуточных/итоговых результатов оценки программы публикация на официальном сайте промежуточных/итоговых результатов реализации программы 10
публикация только итоговых результатов реализации программы 8
сведения не публикуются 0

 

Критерий разбивается на 3 составляющих с весовой определенной долей:

  • участия населения — 0,4;
  • для удовлетворенности — 0,3;
  • для доступности — 0,3.

Общая бальная оценка критерия определяется как среднее бальных оценок составляющих с учетом их весовых долей.

В таблице 5 представлена предлагаемая бальная оценка критерия «Показатель бюджетной эффективности».

Критерий разбивается на 2 составляющих с весовой долей:

  • для наличия такого показателя в 0,3;
  • для его  полученных значений в 0,7.

 

Таблица 5 — Бюджетная эффективность (БЭ)

Содержание составляющих критерия Значение критерия, % Баллы
Наличие в программе показателя ее БЭ да 10
нет 0
Показатель БЭ более 100 10
90-100 7
70-90 5
менее 70 0

 

Общая бальная оценка критерия определяется как среднее бальных оценок составляющих с учетом их весовых долей.

В таблице 6 представлены качественные характеристики полученных бальных оценок

 

Таблица 6 — Интерпретация полученных бальных оценок

Бальная оценка Оценка эффективности реализации программы
45-50 высокоэффективная
35-44 эффективная
20-34 удовлетворительная
0-19 неэффективная

 

Оценка эффективности государственной программы

Государственные программы, реализуемые в Новосибирской области, представлены в таблице 7.

 

Таблица 7 – Объемы* финансирования государственных программ РФ по направлениям за период 2016-2020 годы [3]

Направления госпрограмм Бюджетное финансирование государственных программ
2016 год 2017 год 2018 год 2019 год (оценка) 2020 год (план)
млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. % млрд.

руб.

%
Новое качество жизни 3466,4 52,5 3776,7 55,4 3806,6 54,3 3851,6 46,0 4184,4 47,4
Инновационное развитие и модернизация экономики 2018,7 30,6 1852,1 27,2 1883,1 26,9 1846,4 22,0 1971,2 22,3
Сбалансированное региональное развитие 825,4 12,5 925,5 13,6 1029,0 14,7 1115,0 13,3 1072,0 12,1
Эффективное государство 290,5 4,4 266,8 3,9 285,6 4,1 1561,1 18,6 1606,6 18,2
Итого, без учета без учета направления «Обеспечение национальной безопасности» 6601,0 100 6821,1 100 7004,3 100 8374,1 100 8834,2 100

* без учета направления «Обеспечение национальной безопасности», поскольку данные по ресурсному обеспечению данного направления имеют ограниченный доступ

 

Можно отметить, что наибольший объем финансирования приходится на направление «Новое качество жизни» (около половины всего объема финансирования ГП), на втором месте направление «Инновационное развитие и модернизация экономики». На основании данных можно сделать вывод, что для Новосибирской области в целом характерна общероссийская структура распределения бюджетных средств направлениям госпрограмм.

Используем предложенную методику для оценки эффективности реализации государственной программы Новосибирской области «Повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Новосибирской области» и проведем сравнительный анализ по сравнению с результатами используемой методики.

Государственная программа «Повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Новосибирской области на 2015-2020 годы» утверждена постановлением Правительства Новосибирской области от 09.12.2014 № 477-п (в  ред. постановления Правительства Новосибирской области от 07.08.2018  № 346-п).

Программой установлены целевые индикаторы, подлежащие достижению при реализации программы, информация о выполнении которых представлена в таблице 8.

 

Таблица 8 — Выполнение целевых индикаторов государственной программы Новосибирской области «Повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Новосибирской области» [4]

Наименование целевого индикатора Единица измерения Значение целевого индикатора
План Факт Отклонение, %
Уровень удовлетворенности населения Новосибирской области качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в Новосибирской области % 90,0 96,1 +6,8
Уровень удовлетворенности заявителей качеством предоставления государственных и муниципальных услуг на базе ГАУ НСО «МФЦ» % 90,0 98,6 +9,6
Доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в МФЦ % 90,0 91,2 +1,3
Среднее время ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти (орган местного самоуправления) для получения государственных (муниц.) услуг мин. 15,0 11,1 -26,0
Среднее число обращений представителей бизнес-сообщества в орган государственной власти (орган местного самоуправления) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности ед. 2,0 1,9 -5,0
Количество функционирующих окон обслуживания, ориентированных на предоставление государственных, муниципальных и дополнительных (сопутствующих) услуг субъектам малого и среднего предпринимательства ед.

(в год)

19,0 19,0 0,0
Количество обращений заявителей (получателей государственных и муниципальных услуг) в ГАУ НСО «МФЦ» млн. ед. (в год) 2,27 2,49 9,5
Количество обращений заявителей в окна обслуживания, ориентированные на предоставление государственных, муниципальных и доп.(сопутствующих) услуг субъектам малого и среднего предпринимательства тыс. ед. (в год) 30,0 35,70 19,0
Доля гос. услуг, предоставляемых областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области по принципу «одного окна» на базе ГАУ НСО «МФЦ», от общего числа государственных услуг, предоставляемых областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области, не имеющих законодательно установленных ограничений к предоставлению в МФЦ % 85,0 94,0 10,6
Доля регламентированных гос. услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов по принципу «одного окна» на базе ГАУ НСО «МФЦ» % 100 100 0,00
Доля администраций городских округов, муниципальных районов и административных центров муниципальных районов, предоставляющих муниципальные услуги по принципу «одного окна» на базе ГАУ НСО «МФЦ» % 100 100 0,00

 

Анализ данных позволяет сделать вывод, что уровень удовлетворенности населения Новосибирской области качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в Новосибирской области: плановое значение целевого индикатора – не менее 90,0%, согласно результатам внешнего мониторинга качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Новосибирской области (далее – мониторинг) фактически уровень удовлетворенности населения качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в Новосибирской области составил 96,1%.

Уровень удовлетворенности заявителей качеством предоставления государственных и муниципальных услуг на базе ГАУ НСО «МФЦ» в соответствии с результатами мониторинга фактически составило 98,6% при плановом значении целевого индикатора – не менее 90,0%.

Плановое значение показателя «Доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в МФЦ» составляет 90,0%. Действующая сеть МФЦ позволила в отчетном периоде обеспечить доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания для 91,2% населения Новосибирской области.

В соответствии с результатами мониторинга фактическое значение показателя «Среднее время ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти (орган местного самоуправления) для получения государственных (муниципальных) услуг» составило 11,1 минут при предельном плановом значении 15,0 минут.

Согласно результатам мониторинга индикатор «Среднее число обращений представителей бизнес-сообщества в орган государственной власти (орган местного самоуправления) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности» фактически составил 1,9 при плановом значении – не более 2.

Перевыполнение плановых значений вышеуказанных целевых индикаторов обусловлено реализацией мероприятий по:

  • увеличению пропускной способности филиалов ГАУ НСО «МФЦ»;
  • увеличению доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;
  • обеспечению соблюдения областными исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг, установленных административными регламентами.

Количество функционирующих окон обслуживания, ориентированных на предоставление государственных, муниципальных и дополнительных (сопутствующих) услуг субъектам малого и среднего предпринимательства фактически составило 19 окон (с 4-го квартала 2018 года), что соответствует плановому значению.

В отчетном периоде количество обращений заявителей (получателей государственных и муниципальных услуг) в ГАУ НСО «МФЦ» составило 2 485 781 обращений, что на 215 781 (9,51%) выше планового значения показателя.

Указанное превышение планового значения показателя связано с  реализацией комплекса мер, направленных на увеличение пропускной способности филиалов МФЦ, в том числе:

  • увеличение количества окон в МФЦ, осуществляющих прием заявителей по предварительной записи, что позволило планировать и распределять нагрузку на филиалы МФЦ в течение всего рабочего дня (доля заявителей, обслуженных по предварительной записи, возросла с 30% до 50% от общего количества обращений в филиалы);
  • создание 5 дополнительных окон приема-выдачи документов в филиале МФЦ Дзержинского района г. Новосибирска (всего 11 окон);
  • выделение из числа действующих в филиалах специализированных окон, в которых осуществляется выдача результатов по государственным услугам, а также оказание «экспресс-услуг» (регламент которых не превышает 15 минут);
  • запуск проекта «Электронные услуги в МФЦ». В 4 филиалах МФЦ (г. Новосибирск – пл. Труда и «Первомайский», Карасукский и Татарский районы Новосибирской области) организована стойка самообслуживания с персональным компьютером и доступом к ЕПГУ. Специалисты МФЦ консультируют по услугам, получение которых возможно через ЕПГУ, и помогают заявителям в подаче заявления. Граждане могут также самостоятельно воспользоваться стойкой самообслуживания (в случае если нет необходимости в помощи сотрудника МФЦ). Разработаны пошаговые инструкции для заявителей при самостоятельной подаче документов на ЕПГУ (по справкам МВД, по регистрационному учету);
  • внедрение системы бизнес-анализа деятельности филиалов МФЦ (система BI), позволяющей в режиме реального времени видеть загрузку каждого филиала, количество людей в очереди, время ожидания. Этот ресурс используется для перераспределения потоков заявителей (например, по возможности граждане направляются в ближайшие менее загруженные филиалы или записываются на прием в другой день). Также увеличилось количество предоставленных МФЦ услуг, прием заявителей по которым органами власти (Росреестр, Кадастровая палата, Пенсионный фонд и другие) ограничен (прекращен).

В течение отчетного периода заявителям в МФЦ оказано 1 478 955 государственных и муниципальных услуг, что на 278 955 (23,25%) больше по сравнению с плановым значением показателя.

Плановое значение показателя «Количество обращений заявителей в окна обслуживания, ориентированные на предоставление государственных, муниципальных и дополнительных (сопутствующих) услуг субъектам малого и среднего предпринимательства» составляет 30 000 обращений. Фактическое значение превысило плановое на 18,98%, составив 35 695 обращений. Превышению фактического значения над плановым способствовала реализация разработанного комплекса мероприятий по повышению уровня информированности субъектов малого и среднего предпринимательства Новосибирской области о возможности получения необходимых государственных, муниципальных и дополнительных (сопутствующих) услуг по принципу «одного окна» в специализированных окнах обслуживания МФЦ.

Плановое значение доли государственных услуг, предоставляемых областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области по принципу «одного окна» на базе ГАУ НСО «МФЦ», от общего числа государственных услуг, предоставляемых областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области, не имеющих законодательно установленных ограничений к предоставлению в МФЦ – 85,0%, фактическое – 94,0. Превышение планового значения показателя на 9,00 процентных пунктов обеспечено за счет проводимой работы с   областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области по расширению перечня предоставляемых на базе МФЦ государственных услуг, не имеющих законодательно установленных ограничений для предоставления в МФЦ.

Доля регламентированных государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов по принципу «одного окна» на базе ГАУ НСО «МФЦ соответствует плановому значению и составляет 100%.

В соответствии с заключенными соглашениями о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов в МФЦ предоставляются все государственные услуги, установленные в постановлении Правительства Российской Федерации от 27.09.2011 № 797, и не имеющие законодательно установленных ограничений к предоставлению в МФЦ.

Показатель доли администраций городских округов, муниципальных районов и административных центров муниципальных районов, предоставляющих муниципальные услуги по принципу «одного окна» на базе ГАУ НСО «МФЦ» соответствует плановому и составляет 100%.

Таким образом, анализируя итоги выполнения мероприятий государственной программы, достигнуты определенные результаты. Создана сеть МФЦ: организация окон обслуживания, ориентированных на предоставление государственных, муниципальных и дополнительных (сопутствующих) услуг субъектам малого и среднего предпринимательства.

Кроме этого, обеспечена деятельность и развитие ГАУ НСО «МФЦ», в частности обеспечено содержание 44 стационарных филиалов, 56 территориально обособленных структурных подразделений и 8 мобильных офисов МФЦ. На базе МФЦ организовано предоставление 319 услуг (69 федеральных и 165 региональных государственных услуг, 85 муниципальных).

Проведен мониторинга качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Новосибирской области (на базе исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления), в том числе по принципу «одного» окна на базе МФЦ.

Во II квартале 2018 года выполнена научно-исследовательская работа по теме: «Мониторинг качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Новосибирской области (на базе исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления), в том числе по принципу «одного окна» на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» в 2017 году».

В IV квартале 2018 года по заказу Минэкономразвития НСО выполнена научно-исследовательская работа по теме: «Мониторинг качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Новосибирской области (на базе исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления), в том числе по принципу «одного окна» на базе МФЦ, в 2018 году» (далее – НИР). В результате выполненной НИР получена объективная и актуальная информация об уровне удовлетворенности населения качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в Новосибирской области, о наиболее острых проблемах в указанной сфере для принятия необходимых управленческих решений, направленных на их устранение.

По результатам проведенных мероприятий проведем оценку эффективности реализации государственной программы Новосибирской области «Повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Новосибирской области» по уточненной методике.

Оценка результативности реализации программы представлена в таблице 9. Интегральная оценка результативности реализации госпрограммы составила 101,5%.

 

Таблица 9 – Расчет интегральной оценки результативности реализации государственной программы Новосибирской области «Повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Новосибирской области»

Целевые индикаторы (в соответствии с таблицей 8) Значение целевого индикатора Индекс результативности Весовой коэффициент Оценка выполнения целевого индикатора, %
база план факт
1 92,0 90,0 96,1 1,1 0,1 10,7
2 94,0 90,0 98,6 -1,2 0,1 -11,5
3 40,0 90,0 91,2 1,0 0,1 10,2
4 18,0 15,0 11,1 2,3 0,1 23,0
5 2,0 2,0 1,9 1,0 0,1 9,5
6 0,0 19,0 19,0 1,0 0,05 5,0
7 0,0 1 200 000,0 1 478 955,0 1,2 0,1 12,3
8 1 350 000,0 2 270 000,0 2 485 781,0 1,2 0,1 12,3
9 0,0 30 000,0 35 695,0 1,2 0,1 11,9
10 70,0 85,0 94,0 1,6 0,05 8,0
11 0 100 100,0 1,0 0,05 5,0
12 0 100 100,0 1,0 0,05 5,0
Интегральная оценка результативности реализации программы 101,5

 

Уровень финансового обеспечения программы:

Vфин = 477 161,84 / 477 731,90 = 99,9%

Интегральная оценка эффективности реализации государственной программы:

R = 101,5 / 99,9 = 101,6%

Поскольку R > 0,8, качественная характеристика программы по действующей методике — «эффективная».

Проведем оценку эффективности реализации государственной программы Новосибирской области «Повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Новосибирской области» по уточненной методике.

Бальная оценка критерия «Финансирование государственной программы» составит 10 балов (так как значение критерия 97> 99,9 > 102).

Бальная оценка критерия «Результативность государственной программы» (он уже рассчитан по применяемой методике в таблице 9) составит 10 балов (так как значение критерия 95> 101,5 > 105).

В связи с тем, что в программе отсутствует характеристика неблагоприятных внешних факторов и рисков, влияющих ее реализацию, а также определенных мер, направленных на смягчение этого влияния — это оценивается в 0 баллов. Поскольку в программе отсутствуют внебюджетные источники финансирования — это также оценивается 0 баллов.

Цели программы соответствуют приоритетам федерального уровня — это оценивается 10 баллов. Кроме этого, поскольку цели программы соответствуют Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области — это также оценивается в 10 баллов.

Представляемая информация о выполнении программы полностью соответствует установленным требованиям и рекомендациям — 10 баллов.

Таким образом, бальная оценка критерия «Качество управления государственной программой», с учетом весовых долей составляющих равна:

(0+0+10+10+10)/5=6 баллов.

В связи с тем, что участие населения в разработке и проведении оценки эффективности государственной программы не реализовано — это оценивается 0 баллов. Уровень удовлетворенности населения республики реализацией государственной программы составил 96,1%  (10 баллов).

Поскольку на официальном сайте размещаются только итоговые результаты реализации программы — это составляющее 8 баллов.

Таким образом, бальная оценка критерия «Участие населения и открытость данных», с учетом весовых долей составляющих равна:

(0,4*0+0,3*10+0,3*8)=5,4 баллов.

В программе отсутствуют показатели бюджетной эффективности — это составляющее 0 баллов и, соответственно, бальная оценка критерия «Показатель бюджетной эффективности» — 0 баллов.

Общая бальная оценка эффективности реализации государственной программы составит 31,4 балла.

Таким образом, согласно предлагаемой методике оценки эффективности реализации государственной программы Новосибирской области «Повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Новосибирской области» «удовлетворительная».

Оценка по предлагаемой методике оказалась ниже, чем по применяемой, так как критерии «Качество управления государственной программой» и «Участие населения и открытость данных» получили низкие оценки из-за отсутствия некоторых составляющих. Кроме этого, критерий «Показатель бюджетной эффективности» в программе вообще не отражается.

В таблице 10 представлено сравнение набора показателей применяемой и уточненной методик.

 

Таблица 10 — Сравнение набора показателей применяемой и предлагаемой методик оценки эффективности реализации государственной программы «Повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Новосибирской области»

Показатели Применяемая методика Уточненная методика
Количество оцениваемых критериев и их составляющих критериев составляющих критериев составляющих
2 13 5 24
Количество градаций качественной оценки критериев 3 4

 

На основании таблицы 10 можно сделать вывод, что присутствует значительное превышение составляющих оценки эффективности в предлагаемой методике (рисунок 2).

 

Сравнение результатов оценки эффективности реализации государственной программы «Повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Новосибирской области» по действующей и предлагаемой методикам

Рисунок 2 – Сравнение результатов оценки эффективности реализации государственной программы «Повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Новосибирской области» по действующей и предлагаемой методикам

 

Заключение

Предлагаемая методика позволяет определить проблемные области в сфере реализации программы (в рассмотренном случае это отсутствие показателя бюджетной эффективности, недостаточный уровень участия населения и открытости данных, а также некоторые составляющие качества управления реализацией госпрограммы). Эта информация позволяет разработать и принять оперативные меры по устранению выявленных недостатков. Кроме этого, преимущество предлагаемой методики в том, что она позволяет не только оценить уровень финансирования и достижения целевых индикаторов, но и отражает качество управления реализацией программы и уровень удовлетворенности населения ее результатами, что представляется значимым для целей оценки эффективности.

 

Список литературы

  1. Шаш, Н.Н. Управление эффективностью государственных программ: методологические основы разработки программного бюджета / Н.Н. Шаш. — М.: Академия бюджета и казначейства Минфина России, 2019. — 147 с.
  2. Шаш, Н.Н. Оценка эффективности региональных государственных программ / Н.Н. Шаш, А.И. Бородин, Н.Н. Киселева.. — М.: Академия бюджета и казначейства Минфина России, 2019. — 95 с.
  3. Официальный сайт Министерства экономического развития Новосибирской области [Электронный ресурс]: URL: http://econom.nso.ru
  4. Раздел «Государственные программы» официального сайта «Открытый бюджет Новосибирской области [Электронный ресурс]: URL: https://programs.gov.ru

 

Bibliography

  1. Shash, N.N. Efficiency management of government programs: methodological foundations for the development of the program budget [Upravleniye effektivnost’yu gosudarstvennykh programm: metodologicheskiye osnovy razrabotki programmnogo byudzheta]/ N.N. Shash. — Moscow: Academy of Budget and Treasury of the Ministry of Finance of Russia, 2019 .— 147 p.
  2. Shash, N.N. Evaluation of the effectiveness of regional state programs [Otsenka effektivnosti regional’nykh gosudarstvennykh programm]/ N.N. Shash, A.I. Borodin, N.N. Kiseleva .. — Moscow: Academy of Budget and Treasury of the Ministry of Finance of Russia, 2019 .— 95 p.
  3. Official site of the Ministry of Economic Development of the Novosibirsk Region [Ofitsial’nyy sayt Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya Novosibirskoy oblasti] // URL: http://econom.nso.ru
  4. Section «State programs» of the official website «Open budget of the Novosibirsk region [Razdel «Gosudarstvennyye programmy» ofitsial’nogo sayta «Otkrytyy byudzhet Novosibirskoy oblasti] // URL: https://programs.gov.ru