Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №2 (66), 2021

Актуальные вопросы государственного регулирования инвестиционной деятельности региона (на материалах Владимирской области)

Topical issues of state regulation of investment activities in the region (based on the materials of the Vladimir region)

Авторы


кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления
Россия, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Владимирский филиал
zjane77@mail.ru


Аспирант
Россия, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Владимирский филиал
info-22@yandex.ru

Аннотация

Целью работы является определение проблем регулирования инвестиционной деятельности региона на основе исследования основных тенденций развития инвестиционной деятельности предприятий Владимирской области и разработка мероприятий по совершенствованию процесса государственного регулирования инвестиционной деятельности региона. В ходе выполнения работы авторами были использованы: общенаучные методы: сравнения и аналогии, анализа и синтеза. В результате исследования динамики объема инвестиций в основной капитал, и структуры инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, по видам фондов и по отдельным видам экономической деятельности определены как позитивные, так и негативные тенденции в осуществлении инвестиционной деятельности предприятиями Владимирской области. На основе соотнесения рентабельности, прибыли и объема инвестирования по отдельным видам экономической деятельности Владимирской области в 2017-2019 г.г. делается вывод о недостимулировании инвестиционного процесса предприятий Владимирской области за счет собственных источников финансирования. Кроме того, авторами подчеркивается, что совершенствование государственного регулирования инвестиционной деятельности Владимирской области требует решения проблем управленческого, экономического, информационного характера. В связи с чем авторами предлагается комплекс мероприятий, необходимых для повышения инвестиционной активности предприятий Владимирской области. Полученные результаты могут быть использованы органами государственной власти региона при разработке инвестиционной политики, а также специалистами, изучающими данную проблематику.

Ключевые слова

Владимирская область, инвестиции в основной капитал, государственное регулирование инвестиционной деятельности, информационное обеспечение инвестиционного процесса, регион.

Рекомендуемая ссылка
Захарова Жанна Александровна , Сакин Юрий Вячеславович
Актуальные вопросы государственного регулирования инвестиционной деятельности региона (на материалах Владимирской области)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (66). Номер статьи: 6605. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6605/
Authors

Zakharova Zhanna Aleksandrovna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration
Russia, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Vladimir Branch
zjane77@mail.ru

Sakin Yuriy Vyacheslavovich
Graduate student
Russia, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Vladimir Branch
info-22@yandex.ru

Abstract

The purpose of the paper is to determine the current problems of regulating investment activity in the region based on the study of the main trends in the development of investment activity of enterprises in the Vladimir region and to develop measures to improve the process of state regulation of investment activity in the region. In the course of the research, the authors used: general scientific methods: comparisons and analogies, analysis and synthesis. As a result of the study of the dynamics of the volume of investments in fixed assets, and the structure of investments in fixed assets by sources of financing, by types of funds and by individual types of economic activity, both positive and negative trends in the implementation of investment activities by enterprises of the Vladimir region are identified. Based on the correlation of profitability, profit and investment volume for certain types of economic activity in the Vladimir region in 2017-2019. The conclusion is made about the lack of stimulation of the investment process of the enterprises of the Vladimir region at the expense of their own sources of financing. In addition, the authors emphasize that improving the state regulation of investment activity in the Vladimir region requires solving problems of a managerial, economic, and informational nature. In this connection, the authors propose a set of measures necessary to increase the investment activity of enterprises in the Vladimir region. The results obtained can be used by the state authorities of the region in the development of investment policy, as well as by specialists studying this issue.

Keywords

Vladimir region, investments in fixed assets, state regulation of investment activity, information support of the investment process, region.

Suggested Citation
Zakharova Zhanna Aleksandrovna , Sakin Yuriy Vyacheslavovich
Topical issues of state regulation of investment activities in the region (based on the materials of the Vladimir region). Regional economy and management: electronic scientific journal. №2 (66). Art. #6605. Date issued: 2021-04-13. Available at: https://eee-region.ru/article/6605/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

В настоящее время в Российской Федерации, а также в субъектах России следует отметить о некоторых негативных тенденциях в инвестиционной сфере. Необходимость повышенного внимания к инвестированию вызвано в первую очередь тем, что инвестиции – это наиболее важный источник обеспечения устойчивых темпов экономического роста [1 — 2], что является одним из основных ориентиров, заложенных в стратегических документах как Российской Федерации, так и ее регионов. Так, в соответствии с Указом Президента РФ № 204 к одной из основных национальных стратегических целей относится обеспечение темпов экономического роста выше мировых[3]. Достижение такого рода амбициозной задачи требует активизации инвестиционной активности ежегодно на уровне 25-30% ВВП страны. Однако, по данным Федеральной службы статистики объем инвестиций в основной капитал в России на 2019 год составил 19 318,8 млрд. рублей или 17% от ВВП, что явно недостаточно для масштабного развития отечественной экономики. Кроме того, в настоящее время в результате усиления инвестиционных рисков, спровоцированных изменением экономической ситуации в условиях новой коронавирусной инфекции и увеличения оттока инвестиционного капитала[4] весьма актуальным и значимым является принятие государством системных мер, способствующих поддержанию инвестиционной активности на уровне 2018 и 2019 г. и дальнейшему ее росту(2018 – 109,1%; 2019 — 109,7%). При этом указанная задача актуальна и на региональном уровне еще и по причине того, что регионы России существенно дифференцируются по объему инвестиций в основной капитал. И несмотря на постоянно совершенствуемые меры государственного регулирования инвестиционной деятельности как на федеральном, так и на региональном уровне (использование проектного подхода, принятие 1 апреля 2020 г. Федерального закона № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», развитие механизмов государственно-частного партнерства, реализация программных мероприятий и др.) инвестиционная активность в регионах осуществляется различными темпами.

 

Результаты исследования

Так согласно данным таблицы 1 за период 2018-2019 гг. объем инвестиций в основной капитал Владимирской области увеличился на 13,1 % и составил в 2019 году 90,08 млрд. рублей. За период 2010-2014 гг. динамика объема инвестиций в основной капитал имела положительную тенденцию, объем использованных средств увеличился на 45%. Однако, начиная с 2014 года в результате введения санкций США и стран Запада, заключающихся в ограничении финансовых зарубежных рынков кредитования приток капитала значительно уменьшился, в среднем на 13,5% (таблица1).

 

Таблица 1 – Инвестиции в основной капитал Владимирской области за период 2013-2019 гг.

Показатели 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Инвестиции в основной капитал, в фактически действовавших ценах, млн. рублей 65354 73927,4 71512,5 70716,7 78526,9 74310 90084
Индекс роста инвестиций в основной капитал, в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году 106,8 110,4 88,9 90,2 109,4 86,8 113,1
Доля инвестиций в основной капитал от ВРП, в % 21,3 22,5 19,4 18,0 18,9 16,8 18,7
Составлено авторами по: Владимирская область в цифрах. Краткий статистический сборник / Владимирстат. Владимир, 2019. С. 99 и Владимирская область в цифрах. Краткий статистический сборник / Владимирстат. Владимир, 2020. — 262 с., с. 100

 

Согласно данным таблицы 1 наиболее сильное падение индекса роста инвестиций 88,9 % было зафиксировано в 2015 году, что характерно и для России в целом. В 2017 году темпы роста инвестиций в основной капитал Владимирской области даже опережали этот же показатель по стране 109,4%. Однако поддерживать высокие темпы роста инвестиционной активности в 2018 году Владимирской области не удалось, индекс роста составил 86,8 %, то есть объем инвестиций в основной капитал в 2018 году по сравнению с 2017 годом снизился на 13,2%. Положительным моментом является то, что за счет целенаправленной инвестиционной политики (создание благоприятных условий для бизнеса, снижение ограничений, влияющих на инвестиционный процесс) в регионе в 2019 году удалось добиться увеличения инвестиционной активности. Вместе с тем по доле инвестиций в основной капитал от ВРП все-таки пока не удалось выйти на уровень 2013 и 2014 годов.

Рассматривая структуру инвестиций в основной капитал по источникам финансирования следует отметить следующие тенденции (таблица 2)

 

Таблица 2 – Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования за период с 2013 по 2019 г.г., в %

Показатель 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Инвестиции в основной капитал – всего 100 100 100 100 100 100 100
в том числе по источникам финансирования:
собственные средства организаций 59,7 53,0 67,9 63,0 59,8 62,4 55,6
привлеченные средства, в том числе: 40,3 47,0 32,1 37,0 40,2 37,6 44,4
— кредиты банков 18,0 19,2 3,5 2,3 2,4 5,0 15,6
— заемные средства других организаций 2,9 5,7 15,6 4,2 1,8
— бюджетные средства, в том числе: 12,9 14,0 12,5 19,4 18,0 17,7 21,1
-из федерального бюджета 6,6 8,8 6,9 10,6 10,5 7,7 12,6
-из бюджета субъектов РФ 3,9 2,7 3,2 6,7 5,5 7,9 6,3
Составлено авторами по: Владимирская область в цифрах. Краткий статистический сборник / Владимирстат. Владимир, 2019. С.100-101 и Владимирская область в цифрах. Краткий статистический сборник / Владимирстат. Владимир, 2020. — 262 с.

 

Так, согласно данным таблицы 2 на протяжении всего исследуемого периода 2013 — 2019 гг. сохраняется тенденция превышения в структуре источников финансирования инвестиций собственных средств над привлеченными, что является положительной тенденцией, свидетельствующей о наличие прибыльности предприятий региона и соответственно возможностей финансирования инвестиций за счет собственных источников. Так, по данным Владимирстата сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций региона по основным видам экономической деятельности в 2019 году составил 55,38 млрд. рублей, что выше показателя 2018 года (39,24 млрд. рублей). В структуре инвестиций в основной капитал в 2019 году доля собственных средств составила 55,6 % (49,9 млрд. рублей), а доля привлеченных 44,4 % (40,18 млрд. рублей). И хотя за период с 2018 по 2019 год уменьшилась доля собственных средств с 62,4% (46,37 млрд. рублей) до 55,6%, в абсолютном выражении инвестирование за счет прибыли увеличилось.

В структуре привлеченных средств за период с 2018 по 2019 год увеличилась доля бюджетных ресурсов, преимущественно в связи с увеличением финансирования из федерального бюджета, и увеличилась доля кредитования, что связано с тенденцией к снижению процентных ставок по банковским продуктам [5]. Однако по объему этого кредитования уровень 2013-2014 остался не достигнут. Так в 2014 года доля кредитов банков в структуре инвестиций в основной капитал составляла 19,2%, а в 2019 – 15,6%, в течение 4-х лет 2015-2018 г.г. в структуре инвестиций в основной капитал банковское кредитование было незначительно, что связано с повышением ставок по кредитам с 2015 года, а так же отсутствием макроэкономической стабильности, а значит, и ясных перспектив развития. То есть в виду ограничения зарубежного кредитования и высоких процентных ставок по отечественным кредитам, организации Владимирской области более консервативно отнеслись к планированию своей деятельности, опасаясь брать на себя лишние обязательства и не торопясь осуществлять намеченные планы по капитальным вложениям, что в перспективе негативно отразится (через временной лаг) на социально-экономическом развитие региона.

Негативной тенденцией в 2019 году является незначительный удельный вес в структуре инвестиций в основной капитал средств регионального бюджета (6,3%). Указанный момент подтверждает тезис о том, что консолидированный бюджет региона не имеет устойчивых источников доходов необходимых не только для решения текущих задач, но и для развития региона [6, с. 132]. Кроме того, следует отметить о том, что 70% расходов бюджета региона акцентируется на социальных выплатах в рамках выполнения Указов Президента РФ.

Для наиболее реальной картины осуществления инвестиционной деятельности, необходимо рассмотреть в какие основные средства вкладываются инвестиции (таблица 3).

 

Таблица 3 – Видовая структура инвестиций в основной капитал Владимирской области за 2013 – 2019 гг., %

Показатель 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Инвестиции в основной капитал – всего 100 100 100 100 100 100 100
в том числе по видам основных фондов:
жилые здания и помещения 9,9 12,6 17,8 13,5 15,1 16,6 14,5
здания (кроме жилых) и сооружения, расходы на улучшение земель 36,7 36,2 33,6 35,6 37,0 34,9 34,9
машины, оборудование, транспортные средства 50,1 48,3 44,4 47,3 44,3 41,8 46,5
объекты интеллектуальной собственности 2,0 5,3 2,8
Прочие 3,2 2,9 4,1 3,8 1,5 1,4 1,2
Владимирская область в цифрах. Краткий статистический сборник / Владимирстат. Владимир, 2020. — 262 с., с. 101.

 

Так по данным таблицы 3 в 2019 году по сравнению с 2018 годом наблюдается снижение доли инвестирования в жилые здания и помещения с 16,6% до 14,5%. Вместе с тем по сравнению с 2017 и 2016 годом в 2018 и 2019 гг. уменьшалась доля инвестиций в основной капитал в нежилые здания, сооружения и расходы на улучшение земель, что свидетельствует об уменьшении строительства новых предприятий, новых производств на территории Владимирской области.

Согласно данным таблицы 3 необходимо отметить за период с 2018 по 2019 год позитивную тенденцию увеличения доли вложений инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства с 41,8% в 2018 году до 46,5% в 2019 году. Так как для того, чтобы быть конкурентоспособным на своем рынке, а также наращивать производственную мощь для привлечения инвесторов необходимо осуществление инвестирования именно в эти фонды. Однако по доле инвестирования в машины и оборудование не удалось достичь показателя 2013 (50,1%) и 2014 (48,3%) годов. При этом следует отметить, что преимущественно увеличение объема инвестирования в машины и оборудование было вызвано ростом цен на эти активы и закупкой дорогого импортного оборудования. Конечно, весьма скромными выглядят показатели инвестирования Владимирской области (2,8%) в 2019 году в объекты интеллектуальной собственности особенно по сравнению, например, с Москвой, где данный показатель составляет 10,1% [7, с. 505].

Так же следует отметить о несбалансированности структуры инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности. Так, в 2019 году в обрабатывающее производство было направлено 27,38 млрд. рублей или 44,6 %, из них большая часть – это производство пищевой продукции (9,5%), обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки (9,5 %), производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (5,8%) [8]. Негативный момент, что инвестирование в такие инновационные виды экономической деятельности как производство машин и оборудования и производство электрического оборудования, на чем ранее специализировался регион в 2019 году составило всего 2,2 % или 1,32 млрд. рублей. Причем в 2019 году эта цифра выглядит намного скромнее объема инвестирования в указанные виды экономической деятельности 2017 года (3,79 млрд. рублей) или 7,7 % в структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности [9]. В транспортировку и хранение направлено 7,26 млрд. рублей или 11,8%, в обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 5,38 млрд. рублей (8,8 %). В то же время ряд видов экономической деятельности имеют в структуре инвестиций в основной капитал долю от 0 до 0,3 % (например, кожевенное производство (0,1%), производство текстильных изделий (0,2 %), производство одежды (0,0%), добыча полезных ископаемых (0,3%), деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (0,2 %)). Рассматривая такой вид экономической деятельности как «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» очень важно соотнести тот момент, что этот вид деятельности связан с туризмом и во Владимирской области есть значительный потенциал для его наращивания. Однако, инвестирование в этот вид экономической деятельности весьма ущербный, что не способствует его развитию.

Негативной тенденцией является снижение доли инвестирования в сельское, лесное хозяйство, охоту, рыболовство, рыбоводство с 4,9% в 2018 году до 3,6% в 2019 году. Хотя на территории региона есть значительный потенциал и для развития этих видов экономической деятельности.

Зачастую те виды экономической деятельности, где инвестирование незначительное являются малорентабельными и не могут развиваться за счет собственных источников финансирования, кредитование для этих организаций даже при снижении действующих процентных ставок мало подъёмно, а источники региональных бюджетов (например, в рамках государственных областных программ) являются весьма ограниченными. В этой ситуации одним из важнейших источников финансирования являются ресурсы Федерального бюджета. Кроме того, здесь следует указать на следующий момент, что в экономике региона сложились как малорентабельные, так и высокорентабельные виды экономической деятельности. И есть ситуации, когда рентабельные и высокорентабельные виды экономической деятельности инвестируют незначительную часть собственных ресурсов на развитие. Так, например, рентабельность проданных товаров и рентабельность капитала вида экономической деятельности «Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях» составила в 2017 году составила 64,6 %, а в 2019 уже 90,3%, сальдированный финансовый результат в 2019 году составил 9,25 млрд. рублей, а проинвестировано в отрасль 1,9 млрд. или 20,5% (таблица 4).

 

Таблица 4 – Рентабельность, прибыль и объем инвестирования по отдельным видам экономической деятельности Владимирской области в 2017-2019 гг.

Вид деятельности Рентабельность проданных товаров, в % Прибыль, млн. рублей Объем инвестирования, млн. рублей
2017 2018 2019 2017 2018 2019 2017 2018 2019
Всего 9,8 9,9 11 32667,9 39240,4 55382,2
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство 10,0 5,2 6,9 1005,2 713,7 1045,9 2063,0 2385,1 2185,9
Обрабатывающие производства, в том числе: 13,2 13,8 15,9 24354,5 36523,4 47977,0 16192,4 17009,4 27383,5
производство пищевых продуктов 11,8 12,9 14,4 11763,2 15300,1 20391,9 3553,0 5532,4 5822,6
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки 9,9 30,5 10,2 271,6 1325,9 617,3 215,1 687,3 5806,4
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации 64,1 66,4 48,9 157,7 Н.д. Н.д. Н.д. Н.д. Н.д.
производство химических веществ и химических продуктов 17,6 12,1 14,2 2609,6 2540,7 2866,7 200,0 373,1 284,6
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях 64,6 53,9 90,0 4722,8 4423,1 9254,7 923,5 1387,0 1989,3
производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки 14,3 15,7 15,1 527,3 603,8 1509,0 2915,7 908,8 601,0
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 11,9 11,7 16,5 162,2 139,2 309,4 374,8 374,0 605,1
Составлено авторами по данным: Владимирская область в цифрах. Краткий статистический сборник / Владимирстат. Владимир, 2020. — 262 с., с. 103-104, 126-127, 140-144

 

Согласно данным таблицы 4 сальдированный финансовый результат по виду экономической деятельности «Производство пищевых продуктов» в 2019 году составил более 20 млрд. рублей, однако проинвестировано всего 5,8 млрд. или 28 %. То есть инвестиционный потенциал региона (наличие прибыли предприятий) используется недостаточно, что свидетельствует о недостимулировании инвестиционного процесса предприятий Владимирской области за счет собственных источников финансирования.

Кроме того, одной из существенных проблем является недостаточно качественная проработка нормативных правовых актов, а именно не согласованность и различные целевые установки в документах, регулирующих осуществление инвестиционной деятельности Владимирской области, что не дает адекватного ориентира для потенциальных инвесторов в осуществлении инвестиционной деятельности на территории региона.

Так, например, в Инвестиционной стратегии в качестве основных целевых установок отмечается: доведение объема инвестиций в основной капитал до уровня 106,9 млрд. руб. в 2020 году и существенное повышение доли сельского хозяйства в валовом региональном продукте до 12%[10]. А в Государственной программе Владимирской области «Привлечение инвестиций на территорию Владимирской области на 2019 — 2023 годы»(с изменениями на 28 сентября 2020 года) [11] в качестве ожидаемых конечных результатов программы установлен объем инвестиций в основной капитал в 2020 году 80,07 млрд. рублей и к 2023 году 89,56 млрд. рублей, то есть 3-4% ежегодно от показателя объема инвестиций в основной капитала 2018 года 74,3 млрд. рублей. Вместе с тем установление такого критерия противоречит и планам руководства страны, та как во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан и реализуется План действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 процентов их доли в валовом внутреннем продукте, а также по созданию условий для их привлечения [12]. Соответственно указанная амбициозная задача должна быть предусмотрена и на уровне региона. Вместе с тем такое критериальное значение объема инвестиций в основной капитал в документе отсутствует, хотя в программе отмечается, что она соответствует целям и задачам долгосрочной государственной экономической политики Российской Федерации и Стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2030 года, утвержденной Указом Губернатора области от 02.06.2009 №10. Указанный момент дезориентирует потенциальных инвесторов в осуществлении инвестиционной деятельности на территории Владимирской области.

Конечно же проблемным моментом на сегодняшний день является усиление кризисной ситуации в экономике страны, вызванной пандемией коронавируса. Так, аналитики прогнозируют снижение мирового ВВП в 2020 году на 4,2% [13]. Пандемия вызвала падение экономики в Европе по итогам года на 8−9%, Великобритании — на 11%. По официальному прогнозу Министерства экономического развития падение экономики РФ составит 3,8%. Однако, учитывая глобализацию и взаимозависимость экономик, по отдельным оценкам падение российской экономики может составить 4,5%. По оценке Института исследований и экспертизы ВЭБ при условии реализации всего пакета антикризисных мер ВВП сократится на 3,8%. Аналитики международной консалтинговой компании McKinsey & Company прогнозируют падение российской экономики в лучшем случае на 3,8% по итогам нынешнего года, а в худшем — на 10,2%. МВФ прогнозирует снижение ВВП России в 2020 году на 5,5%[14].

Глобальный экономический кризис может стать самым сильным в 21 веке. Банкротства малых и средних предприятий (которые составляют 60% ВВП в мире) приведут к так называемому «эффекту домино». Система взаимозависимостей предпринимательских организаций может привлечь к банкротству многих компаний, росту безработицы, падению потребительского спроса. В связи с этим очевиден тот факт, что существенно изменятся объемы и структура инвестирования за счет различных источников финансирования. В результате закрытия и приостановления деятельности предприятий в отдельных отраслях уменьшатся возможности инвестирования за счет собственных средств. И совершенно очевидно, что выход на устойчивые темпы инвестирования на региональном уровне во многом зависит от масштаба инвестиций за счет федеральных ресурсов, повышения доступности кредитования, стимулирования государственно-частного партнерства и др.

Так же существенной проблемой в результате усиления кризисной ситуации в экономике является нарастание рисков, сдерживающих инвестиционную активность. Так, в России различными агентствами проводятся рейтинги инвестиционной привлекательности региона. Согласно данным рейтинга инвестиционной привлекательности Национального рейтингового агентства в 2019 году Владимирская область заняла 39 позицию, оказавшись в группе IC5 — регионы со средним уровнем привлекательности [15].

Наиболее детальный рейтинг инвестиционной привлекательности проводит независимое агентство RAEX- аналитик [16]. По результатам этого рейтинга на 2019 год Владимирская область оказалась на 39 позиции по инвестиционному потенциалу, поднявшись по сравнению с 2018 на 1 место и на 25 позиции по инвестиционному риску, опустившись на 2 места по сравнению с 2018 г. (23 позиция). По сложению двух параметров Владимирская область в 2019 году, как в предыдущий год оказалась в группе регионов с пониженным потенциалом — умеренным риском (3B1). По сравнению с 2018 годов Владимирская область ухудшила позиции по социальному, экономическому, финансовому и криминальному риску.

Кроме того, еще одним значимым моментом для инвестиционной деятельности Владимирской области является высокая конкуренция по привлечению потенциальных инвесторов в сравнении с ближайшими регионами (город Москва и Московская область, Нижегородская и Рязанская области). Наличие таких сильных конкурентов — «магнитов» приводит к постоянному оттоку и переманиванию инвесторов, так как крупные предприниматели предпочитают вкладывать собственные средства на территории с развитой инфраструктурой для его деятельности, емким рынком сбыта, с готовностью немного переплатить, чем создавать свой проект в регионе с наличием определенного рода социально-экономических проблем, и, тем самым увеличить свои риски.

Еще одним проблемным моментом государственного регулирования инвестиционной деятельности является недостаточное информационное обеспечение осуществления инвестиционного процесса в регионе. В соответствии с действующей структурой администрации Владимирской области, основным структурным подразделением, осуществляющим государственное регулирование инвестиционной деятельности, является Департамент экономического развития.

Указанным структурным подразделением разработан инвестиционный портал Владимирской области [17]. К числу замечаний по работе портала можно указать на слабую заполняемость новостной ленты. В частности, по состоянию на январь 2021 г. единственная новость датирована 17 июня 2020 г. Текущая экономическая ситуация представлена статистическими сведениями лишь по состоянию на 2015 г. Раздел «Календарь мероприятий» не содержит какой-либо информации о проведенных или запланированных мероприятиях с участием действующих или потенциальных инвесторов 2018-2020 гг. В качестве положительного момента следует обратить внимание на возможность по установлению обратной связи органов государственной власти региона с потенциальным инвестором. Таким образом, необходимо усиление активности по информированию потенциальных инвесторов Владимирской области. Кроме этого, англоязычная версия сайта является усеченной и не отражает всего объема информации, ориентированной на потенциального инвестора. В качестве предложения можно сформулировать мысль о представлении информации для потенциальных инвесторов и на других языках – китайском и основных европейских языках (немецком и французском). Недостаточное информационное обеспечение характерно и для интерактивной инвестиционной карты Владимирской области[18], являющейся частью описываемого ранее инвестиционного портала. Представленное описание инвестиционных площадок носит фрагментарный характер. Англоязычная версия инвестиционной карты Владимирской области является неполной и затрудняет возможности иностранных инвесторов по получению информации относительно имеющихся инвестиционных предложений со стороны региона. В частности, общее описание инвестиционных площадок представлено лишь на русском языке.

 

Выводы

Таким образом, инвестиционная деятельность во Владимирской области сталкивается с целым комплексом проблем управленческого, экономического, информационного характера. Решение указанных проблем требует проведения системных преобразований при разработке инвестиционной политики региона.

В связи с чем необходимы такие направления государственного регулирования инвестиционной деятельности региона как: мероприятия по улучшению инвестиционного климата региона; в виду ограниченности средств регионального бюджета дальнейшая активизация и стимулирование развития форм и механизмов государственно-частного партнерства, особенно в видах экономической деятельности региона, имеющих существенный потенциал для развития (лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство, туристическая сфера региона) [19 — 20]; усиление государственной поддержки в инвестировании проектов, связанных с приобретением дорогостоящих машин и особенно высокотехнологичного оборудования за рубежом (например, заключение специальных инвестиционных контрактов); актуализация инвестиционного портала и инвестиционной карты Владимирской области на постоянной основе с обеспечением полного мультиязыкового контента, с усилением виртуальной составляющей по информированию инвесторов о потенциальных предложениях со стороны региона; осуществление корректировки нормативной правовой базы в соответствии существующим вызовам (кризис, пандемия) на системной основе, а так же согласование и установление единых целевых установок в документах, регулирующих осуществление инвестиционной деятельности Владимирской области с целями и стратегическими задачами Федерального центра; принятие дополнительных мер по стимулированию инвестиционной деятельности региона. Указанные направления будут способствовать минимизации инвестиционных рисков региона особенно в условиях выхода их пандемии коронавируса и наращиванию инвестиционного потенциала, что в перспективе приведет к усилению инвестиционной активности предприятий региона.

 

Литература

  1. Социально-экономические условия перехода к новой модели экономического роста: монография / рук. авт. кол. Д.Е. Сорокин; под ред. Н.Ю. Ахапкина, Л.В. Никифорова. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 298 с.
  2. Гираев, В.К. Инвестиционные процессы в РФ и региональные диспропорции финансового обеспечения // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2020. Т. 10. № 3-1. С. 10-24.
  3. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года»: Указ Президента РФ № 204 от 07.05.2018 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2018. — №20. — Ст. 2817.
  4. Аганбегян, А.Г. Борьба с короновирусом, не разрушая экономику URL: https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/akademik-aganbegyan-otsenil-ekonomicheskuyu-situatsiyu-rossii-v-krizise/ (дата обращения 22.03.2021)
  5. Изменение ставок по банковским продуктам в 2019 году URL: https://www.banki.ru/news/research/?id=10915624 (Дата обращения 20.03.2021)
  6. Тенденции, проблемы и перспективы социально-экономического развития старопромышленных регионов (на примере Ивановской области): научн. изд. / Б.Д. Бабаев, Д.Б. Бабаев, Н.Е. Зайцева, Е.Е. Николаева, Т.К. Попова; под общ. Ред. Е.Е. Николаевой. – Иваново: Иван. Гос. Ун-т, 2018. — 249 с.
  7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019: Р32 Стат. сб. / Росстат. — М., 2019. — 1204 с., с.505
  8. Владимирская область в цифрах. Краткий статистический сборник / Владимирстат. Владимир, 2020. — 262 с., с. 103-104
  9. Владимирская область в цифрах. Краткий статистический сборник / Владимирстат. Владимир, 2020. — 262 с., с. 105
  10. «Об утверждении Инвестиционной стратегии Владимирской области до 2020 года»: Указ Губернатора Владимирской области от 5 мая 2014 г. № 31 (ред. от 05.04.2017) // Владимирские ведомости. 2014. № 85.
  11. «Об утверждении государственной программы Владимирской области «Привлечение инвестиций на территорию Владимирской области на 2019 — 2023 годы»: Постановление администрации Владимирской области от 24 декабря 2018 года № 950 (в ред. от 28.09.2020 № 626) URL: http://docs.cntd.ru/document/550307485 (Дата обращения 20.03.2021).
  12. План действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/investicionnaya_deyatelnost/(Дата обращения 09.03.2021).
  13. ОЭСР прогнозирует снижение мирового ВВП в 2020 году на 4,2% — доклад — URL: https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/oesr-prognoziruet-snizhenie-mirovogo-vvp-v-2020-godu-na-4-2percent-doklad-1029852428 (Дата обращения 20.03.2021).
  14. МВФ предсказал наихудший спад мирового ВВП после Великой депрессии. URL: https://www.rbc.ru/economics/14/04/2020/5e95b6fa9a794742620aeabc (Дата обращения 20.03.2021).
  15. VII ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2019. URL: http://www.ra-national.ru/sites/default/files/Obzor_Rating_Investment_Regions_VII_2020.pdf (Дата обращения 20.03.2021).
  16. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России – 2019: результаты и основные выводы. RAEX- аналитик. 2019. URL: https://raex-a.ru/ratings/regions/2019 (Дата обращения 20.03.2021).
  17. Инвестиционный портал Владимирской области. URL: https://investvladimir.ru/pages/63 (Дата обращения 12.03.2021).
  18. Инвестиционная карта Владимирской области. URL: http://map.investvladimir.ru/ (Дата обращения 14.03.2021).
  19. Zakharova,A. Economic Contradictions in the Regions that Lack the Capacity of Self-Development / Z.A. Zakharova, V.V. Bogatyrev / В сборнике: Growth Poles of the Global Economy: Emergence, Changes and Future Perspectives. Сер. «Lecture Notes in Networks and Systems» Plekhanov Russian University of Economics. Luxembourg, 2020. С. 637-646.
  20. Захарова, Ж.А. Актуальные проблемы развития малого предпринимательства в регионах центра России / Ж.А. Захарова, В.В. Кислинский // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2019. — №3(69). – С.22

 

Literature

  1. Socio-economic conditions for the transition to a new model of economic growth: monograph [Sotsial’no-ekonomicheskiye usloviya perekhoda k novoy modeli ekonomicheskogo rosta: monografiya]/ hands. ed. count D.E. Sorokin; ed. Yu. Akhapkina, L.V. Nikiforov. — M .: INFRA-M, 2017 .— 298 p.
  2. Girayev, V.K. Investment processes in the Russian Federation and regional disparities in financial support [Investitsionnyye protsessy v RF i regional’nyye disproportsii finansovogo obespecheniya]// Economy: yesterday, today, tomorrow. Vol. 10.No. 3-1. S. 10-24.
  3. «On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation until 2024»: Decree of the President of the Russian Federation No. 204 dated 07.05.2018 [O natsional’nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii do 2024 goda]// Collected Legislation of the Russian Federation. — 2018. — No. 20. — Art. 2817.
  4. Aganbegyan, A.G. Fight against coronavirus without destroying the economy [Bor’ba s koronovirusom, ne razrushaya ekonomiku]// URL: https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/akademik-aganbegyan-otsenil-ekonomicheskuyu-situatsiyu-rossii-v-krizise/ (date of access 03/22/2021)
  5. Change in rates for banking products in 2019 [Izmeneniye stavok po bankovskim produktam v 2019 godu]// URL: https://www.banki.ru/news/research/?id=10915624 (Date of treatment 03/20/2021)
  6. Trends, problems and prospects of socio-economic development of old industrial regions (on the example of the Ivanovo region) [Tendentsii, problemy i perspektivy sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya staropromyshlennykh regionov (na primere Ivanovskoy oblasti)]: scientific. ed. / B.D. Babaev, D.B. Babaev, N.E. Zaitseva, E.E. Nikolaeva, T.K. Popova; under total. HER. Nikolaeva. — Ivanovo: Ivan. State University, 2018 .— 249 p.
  7. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2019 [Regiony Rossii. Sotsial’no-ekonomicheskiye pokazateli. 2019]: R32 Stat. Sat. / Rosstat. — M., 2019 .— 1204 p., P. 505
  8. Vladimir region in figures. Brief statistical collection [Vladimirskaya oblast’ v tsifrakh. Kratkiy statisticheskiy sbornik]/ Vladimirstat. Vladimir, 2020 .— 262 p., P. 103-104
  9. Vladimir region in figures. Brief statistical collection [Vladimirskaya oblast’ v tsifrakh. Kratkiy statisticheskiy sbornik]/ Vladimirstat. Vladimir, 2020 .— 262 p., P. 105
  10. «On approval of the Investment strategy of the Vladimir region until 2020» [Ob utverzhdenii Investitsionnoy strategii Vladimirskoy oblasti do 2020 goda]: Decree of the Governor of the Vladimir region dated May 5, 2014 No. 31 (as amended on 04/05/2017) // Vladimirskie vedomosti. No. 85.
  11. «On approval of the state program of the Vladimir region» Attracting investments to the territory of the Vladimir region for 2019 — 2023 » [Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Vladimirskoy oblasti «Privlecheniye investitsiy na territoriyu Vladimirskoy oblasti na 2019 — 2023 gody]: Resolution of the administration of the Vladimir region dated December 24, 2018 No. 950 (as amended on September 28, 2020 No. 626) URL: http: / /docs.cntd.ru/document/550307485 (Date of treatment 03/20/2021).
  12. Action plan to accelerate the growth rate of investment in fixed assets [lan deystviy po uskoreniyu tempov rosta investitsiy v osnovnoy kapital]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/investicionnaya_deyatelnost/ (Date of treatment 03/09/2021).
  13. OECD predicts a 4.2% decline in global GDP in 2020 — report [OESR prognoziruyet snizheniye mirovogo VVP v 2020 godu na 4,2% — doklad]//URL: https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/oesr-prognoziruet-snizhenie-mirovogo-vvp-v-2020-godu- na-4-2percent-doklad-1029852428 (Date of treatment 03/20/2021).
  14. The IMF predicted the worst decline in world GDP since the Great Depression [MVF predskazal naikhudshiy spad mirovogo VVP posle Velikoy depressii]. URL: https://www.rbc.ru/economics/14/04/2020/5e95b6fa9a794742620aeabc (Date of treatment 03/20/2021).
  15. VII annual rating of investment attractiveness of Russian regions 2019 [VII yezhegodnyy reyting investitsionnoy privlekatel’nosti regionov Rossii 2019]. URL: http://www.ra-national.ru/sites/default/files/Obzor_Rating_Investment_Regions_VII_2020.pdf (Date of treatment 03/20/2021).
  16. Rating of investment attractiveness of Russian regions — 2019: results and main conclusions [Reyting investitsionnoy privlekatel’nosti regionov Rossii – 2019: rezul’taty i osnovnyye vyvody]. RAEX analyst. 2019. URL: https://raex-a.ru/ratings/regions/2019 (Date of treatment 03/20/2021).
  17. Investment portal of the Vladimir region [Investitsionnyy portal Vladimirskoy oblasti]. URL: https://investvladimir.ru/pages/63 (Date of treatment 03/12/2021).
  18. Investment map of the Vladimir region [Investitsionnaya karta Vladimirskoy oblasti]. URL: http://map.investvladimir.ru/ (Date of treatment 03/14/2021).
  19. Zakharova,A. Economic Contradictions in the Regions that Lack the Capacity of Self-Development / Z.A. Zakharova, V.V. Bogatyrev / В сборнике: Growth Poles of the Global Economy: Emergence, Changes and Future Perspectives. Сер. «Lecture Notes in Networks and Systems» Plekhanov Russian University of Economics. Luxembourg, 2020. С. 637-646.
  20. Zakharova, ZH.A. Actual problems of small business development in the regions of the center of Russia [Aktual’nyye problemy razvitiya malogo predprinimatel’stva v regionakh tsentra Rossii]/ Zh.A. Zakharova, V.V. Kislinsky // Regional economy and management: electronic scientific journal. — 2019. — No. 3 (69). — p.22

Государственное и муниципальное управление, Инвестиции и инновации