Главная страница » Публикации » №4 (68) » Научная система государственного управления как концепция научного развития Китая

Научная система государственного управления как концепция научного развития Китая

Scientific System of Public Administration as a Concept of Scientific Development of China


Авторы

Ганчеренок Игорь Иванович
доктор наук, профессор, директор
Беларусь, Белорусско-Узбекский межотраслевой институт прикладных технических квалификаций Белорусского национального технического университета
gancher@bntu.by
Шумовская Наталья Евгеньевна
кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и менеджмента на водном транспорте
Россия, Каспийский институт морского и речного транспорта имени генерал-адмирала Ф.М. Апраксин - филиал ФГБОУ ВО «Приволжский государственный университет водного транспорта»
gavrilinan.e@mail.ru
Корчагин Алексей Александрович
кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и менеджмента на водном транспорте
Россия, Каспийский институт морского и речного транспорта имени генерал-адмирала Ф.М. Апраксин - филиал ФГБОУ ВО «Приволжский государственный университет водного транспорта»
alexkor7224@gmail.com
Харченко Ольга Александровна
кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и менеджмента на водном транспорте
Россия, Каспийский институт морского и речного транспорта имени генерал-адмирала Ф.М. Апраксин - филиал ФГБОУ ВО «Приволжский государственный университет водного транспорта»
Kharchenko2007@mail.ru

Аннотация

В статье в рамках синергетического формализма по материалам 4-ого и 5-того Пленумов ЦК КПК 19-того созыва раскрывается роль научной системы государственного управления для стратегического инновационного социально-ориентированного развития современного мегагосударства. Представлены основные элементы инновационной деятельности в сфере государственного управления, включающие слаженность, экологичность, открытость и совместное использование, а также направления совершенствования социализма с китайской спецификой со стратегическим курсом на развитие науки, техники и образования. Подчеркивается необходимость дальнейшей модернизации системы государственного управления и развития управленческих компетенций, креативности для обеспечения соответствия инновационного потенциала требованиям высококачественного развития государства и общества. В рамках концепции научного развития предложено сформировать новую архитектонику взаимовыгодного сотрудничества и способствовать достижению гармонической синергии человека и природы.

Ключевые слова

Китай, научная система государственного управления, синергетический формализм, стратегия инновационного социально-ориентированного развития.

Рекомендуемая ссылка

Ганчеренок Игорь Иванович , Шумовская Наталья Евгеньевна , Корчагин Алексей Александрович , Харченко Ольга Александровна

Научная система государственного управления как концепция научного развития Китая// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (68). Номер статьи: 6801. Дата публикации: 04.10.2021. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6801/

Authors

Gancherenok Igor Ivanovich
Doctor of Science, Professor, Director
Belarus, Belarusian-Uzbek Interdisciplinary Institute of Applied Technical Qualifications of the Belarusian National Technical University
gancher@bntu.by
Shumovskaya Natalya Yevgenyevna
PHD, Associate Professor, Professor of the Department of Economics and Management in Water Transport
Russia, Caspian Institute of Sea and River Transport named after General-Admiral F.M. Apraksin - branch of the Volga State University of Water Transport
gavrilinan.e@mail.ru
Korchagin Aleksey Aleksandrovich
PHD, Associate Professor, Professor of the Department of Economics and Management in Water Transport
Russia, Caspian Institute of Sea and River Transport named after General-Admiral F.M. Apraksin - branch of the Volga State University of Water Transport
alexkor7224@gmail.com
Kharchenko Olga Aleksandrovna
PHD, Associate Professor, Professor of the Department of Economics and Management in Water Transport
Russia, Caspian Institute of Sea and River Transport named after General-Admiral F.M. Apraksin - branch of the Volga State University of Water Transport
Kharchenko2007@mail.ru

Abstract

Within synergetic formalism the role of the scientifically grounded public administration system for strategic innovative socially-oriented development of modern megastate is presented on the basis of the 4thand 5thPlenary Sessions of the Communist Party of China Central Committee materials. The main elements of innovation activity in the field of public administration as coherence, environmental friendless, openness, joint use as welldirections of socialism with Chinese specificity perfection and strategic course on development of science, engineering and education. Necessity of further modernization of system of public administration and development of managerial competencies, creativity to provide correspondence of innovation potential to requirement of high-quality development of state and society is underlined. In the framework of concept of scientific development a new architectonics of mutually beneficial cooperation is proposed. Harmonic synergy of human and nature is planned to achieve.

Keywords

China, scientific system of public administration, synergetic formalism, strategy of innovative socially-oriented development.

Suggested Citation

Gancherenok Igor Ivanovich , Shumovskaya Natalya Yevgenyevna , Korchagin Aleksey Aleksandrovich , Kharchenko Olga Aleksandrovna

Scientific System of Public Administration as a Concept of Scientific Development of China// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (68). Art. #6618. Date issued: 04.10.2021. Available at: https://eee-region.ru/article/6801/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Более 10 лет назад в Вестнике Московского государственного университета была опубликована наша статья [1]о роли меганаук в государственном управлении. Прошедшие 4-ый и 5-ый Пленумы ЦК Компартии Китая мотивировали нас обратиться к теме о роли государственного управления в развитии современной мегастраны, в том числе, и в условиях мировой пандемии, научно-технической революции и индустриальных преобразований, коренным образом меняющих архитектуру международных отношений.  На наш взгляд, указанные  Пленумы – стали  важнейшим событием не только в ежегодном политическом календаре КНР, но имеет и безусловную международную академическую значимость, продемонстрировав ключевое значение научной системы государственного управления в формировании выверенной стратегии устойчивого развития второй экономики мира, преодоления многочисленных проблем, включая заметно возрастающие нестабильность и неопределенность, не утрачивая социальной ориентированности современного государства. Кроме того, не без интересны для академического и экспертного сообщества и направления социально-экономического развития Китая на пятилетку 2021-2025г.г. и в перспективе до 2035г.

Традиционно на Пленумах был заслушан и обсужден рабочий доклад, с которым Генеральный секретарь Си Цзиньпин выступил по поручению Политбюро ЦК КПК. Было позиционировано, что социалистический строй с китайской спецификой -это научная система, разработанная партией и народом на основе долговременных практик и исследований. Таким образом,  научность впервые, насколько нам известно, на государственном уровне была определена основополагающим элементом   национальной системы государственного управления в эпоху глобализации 4.0 и 4-ой научно-технологической революции. В предыдущих наших работах [2, 3] мы отмечали, что как отдельный вид общественно-экономической деятельности государственное управление оформилось в середине прошлого века соответствующими документами, прежде всего ООН. Хотя упоминание государственного управления как сферы подготовки специалистов-управленцев еще в 1730 г. приписывают  Кристиану Вольфу (Cristian Wolff). В то же время многие исследователи склонны считать началом научно-образовательной консолидации дисциплины «государственное управление» работу Вудро Вильсона (Woodrow Wilson) “Изучение администрирования» (“The Study of Administration”, 1887).  Очевидно, что позиционирование государственного управления в самостоятельный вид профессиональной деятельности вызвало необходимость разработки и развития соответствующего научного инструментария, призванного обеспечить, по крайней мере, эффективность такого вида деятельности. Несмотря на отмеченные выше исторические факты, относящиеся к признанию изучения «искусства» государственного управления, оно до сих рассматривалось в международном академическом сообществе как относительно молодая самостоятельная академическая дисциплина и направление научной деятельности. Так в Западной Европе государственное управление институализировано как научно-образовательная область в течение последних нескольких десятков лет.  Например, в Италии, Германии, Бельгии и Великобритании учебные планы и программы по государственному управлению были разработаны в период между 1955 и 1970 годами. Хотя в некоторых европейских странах государственное управление не выделено в самостоятельную академическую дисциплину и изучается как специализирующее направление в рамках правоведения, политологии или бизнес-администрирования. Подчеркнем, подходы к государственному управлению как научно-образовательной отрасли  в континентальной Европе,  значимо отличаются от подходов в Великобритании и США. Если в Европе, как правило, реализуется дедуктивный подход, организующий данную академическую дисциплину на основе общей теории или одной или нескольких ключевых концепций с дальнейшим переходом к «управленческой реальности», то в англо-американской литературе превалирует индуктивный подход, когда каждая практическая концепция возводится в ранг базовой.  При этом, понимание важности научного сопровождения процесса государственного управления скорее декларировалась, чем предлагалась концептуальной основой долгосрочного развития национального государства.

 

Государственное управление с китайской спецификой

Вся работа и деятельность, связанная с государственным управлением Китая, осуществляется в соответствии с социалистическим строем с китайской спецификой. Именно система и потенциал государственного управления страны являются кристаллизацией общественного строя и его жизнеспособности, синергетическим параметром порядка, обеспечивающим научно-прогнозируемое устойчивое и прогрессивное развитие китайского общества.  Не могу здесь не привести и утверждение одного из легендарных деятелей социалистического движения Фиделя Кастро, сравнившего систему государственного управления с позвоночником государства, обеспечивающему его стройность и устойчивость развития.

Таким образом, продолжением китайской 40-летней политики реформ, сегодня можно считать направление «пятой модернизации». Курс «четырех модернизаций» (сельского хозяйства, промышленности, обороны и научно-технологической сферы) в «новую эпоху- социализма с китайской спецификой» дополняется пятой – научно обоснованной реформой государственного управления.

Как доказано 70-летней историей развития КНР, социалистический строй с китайской спецификой и система государственного управления Китая обладают большой жизнеспособностью и значимыми преимуществами. Постулированный ранее [4] синергетический дуализм государства и общества способны обеспечить непрерывный прогресс страны 1.4-миллиардным человеческим ресурсом и достижение  долгосрочных целей, выполнение которых приурочено к «двум столетним юбилеям», а также осуществление великого возрождения китайской нации, имеющей более чем 5000-летнюю цивилизацию.

Остановимся на ряде преимуществ государственной системы управления Китая, позиционированных на Пленум [5-7]:

  • отстаивание единого централизованного руководства КПК, следование научным теориям КПК, включая, например, теорию «2 скал» — чистой воды и зеленых гор, эффективно реализуемую в деревне Юй в районе Аньцзи провинции Чжэцзян,  сохранение политической стабильности и прогрессивное развитие государства в  социалистическом направлении;
  • продвижение народной демократии, поддержание тесных связей с народом и опора на народ в стимулировании развития страны;
  • построение страны социалистического верховенства закона, обеспечение гарантий социальной справедливости и равенства;
  • обеспечение коллективной работы всей страны и стимулирование энтузиазма во всех областях для мобилизации ресурсов в ключевых социально-экономических направлениях;
  • отстаивание равенства между всеми этническими группами, культивирование сильного чувства общности китайской нации для совместной работы в целях общего процветания и развития;
  • определение доминирующей роли государственного сектора и развития экономических субъектов в условиях различных форм собственности, согласованности социалистической системы и рыночной экономики, а также непрерывное высвобождение и развитие производительных сил;
  • приверженность человеко-мерному подходу, при котором в основе развития государство- забота о человеке, улучшение условий жизни народа, а также повышение народного благосостояния для достижения всеобщего процветания для каждого;
  • продолжение реформ и опережающих инноваций, включая развитие цифрового управления, умных городов, искусственного интеллекта, облачных технологий, интернета вещей, экологических бизнес-платформ;
  • эффективная кадровая политика, подбор управленческих кадров на основе социально-личностных и профессиональных компетенций; проведение активного поиска и развития талантов;
  • приверженность независимости и самостоятельности в сочетании с открытостью остальному миру вне ментальности, называемой в теории системного анализа игрой с нулевой суммой, а скорее взаимовыгодное (win-win) сотрудничество, включая активное совершенствование глобального управления на основе платформы ООН. По образному выражению на одних из международных переговорах Председателя Си Цзиньпина, следует объединяться в дуэте [7].

 

Продолжение реформ и инноваций.

В сфере государственного управления, ставшей ключевой на партийных Пленумах, инновации можно определить как разработку государственными   органами    новых   направлений   деятельности   и   новых стандартных   рабочих   процедур, алгоритмов   для решения   проблем возникающих в процессе реализации государственной    политики. Таким образом,  инновация    в государственном    управлении    представляет    собой    поиск    эффективных и творческих решений новых проблем или нахождение «новых решений старых  проблем». Кроме того, ряд экспертов подчеркивают, что   инновационная деятельность в государственном управлении   не дает  «фиксированных», окончательных результатов, представляя открытый процесс поиска решений, творчески развиваемый теми, кто их принимает.  Различают несколько типов инноваций в государственном управлении, включая прежде всего учрежденческие инновации, когда основное внимание уделяется обновлению существующих учреждений и/или созданию новых организационных структур. Именно следую этому тренду, участники Пленума ЦК КПК, подчеркивая важность сохранения и улучшения фундаментальных, базовых и ключевых институтов, на которые опирается система социализма с китайской спецификой, подтвердили необходимость создания тщательно продуманных, полностью выстроенных, процессуально обеспеченных и эффективно функционирующих новых институтов в целях оптимального преобразования институционального потенциала в эффективное управление. Так в небольшом, по китайским масштабам,  городе Джили в провинции  Чжэцзян, был открыт Институт государственного управления с целью построения резонансной для всего китайского государства модели социально-ориентированного управления, когда управленцы с «западным менеджириальным содержанием» трансформируются в сервис-провайдеров для максимального комфорта людей, формирования развивающегося счастливого общества в рамках Государственного управления 3.0 – «Динамичного и хорошего правительства» на социальной платформе со-управления и шеринга. Институт так же призван обеспечить и инновационную деятельность в сфере государственного управления, включая

  • организационные инновации, включающие    внедрение    новых    рабочих процедур  или  методов   руководства  в   сфере  государственного  управления;
  • инновации в форме совершенствования процессов (процессуальные инновации), когда основное внимание уделяется повышению   качества   предоставляемых   государством   услуг;
  • концептуальные инновации, направленные на внедрение новых форм управления (например, интерактивное формирование политики, управления на основе широкого участия населения, «горизонтальное/сетевое управлении).

В   структурном плане инновации   в   области   управления   охватывают субъекты перемен,  процессы  и  механизмы,  а также  системы ценностей  и нормативные  режимы,  технологии   и   ресурсы   (необязательно   финансовые). Для инновационной деятельности требуется значимый  временной ресурс, принципиальным является определение эффективности инновации и минимизация рисков. Именно в этом случае инновация может  достаточно   быстро   распространяться   и   нередко   совершенствоваться   или воспроизводиться в более широких масштабах.

Таким образом, новаторство в сфере управления и государственно-административной   деятельности   это системный и долгосрочный процесс.   Важно отметить, что инновации — одно из средств совершенствования государственного управления в целях повышения качества жизни всех граждан. Именно в этом контексте Пленумы ЦК КПК отметили необходимость совершенствования:

  • системы институтов партийного руководства для расширения возможностей осуществления научного, демократического и опирающегося на закон управления;
  • системы партийных и государственных институтов управления и развития социалистической демократии;
  • системы социалистического верховенства закона с китайской спецификой;
  • государственно-административной системы социализма с китайской спецификой и четко определенными функциями;
  • национальной системы социалистической рыночной экономики и стимулирования высококачественного экономического развития;
  • системы социалистической культуры, в целях укрепления общего идеологического фундамента, обеспечивающего сплоченность и единство народа;
  • системы социальной защиты населения, удовлетворения растущих потребностей народа в лучшей жизни;
  • системы национальной безопасности, учитывая традиционные и нетрадиционные вызовы;
  • системы, обеспечивающей развитие экологической цивилизации и гармоничное сосуществование человека и природы;
  • системы безусловного партийного руководства Народно-освободительной армией Китая;
  • системы «одно государство — две системы», продвижения процесса мирного объединения Родины;
  • независимой и самостоятельной мирной внешней политики, повышения роли «мягкой силы», обеспечивающих формирование сообщества единой судьбы человечества;
  • системы партийного и государственного контроля.

 

Заключение

Таким образом, впервые в истории государственного управления его научность вынесены в основу стратегии развития государства и общества, дуализм которых обеспечивается синергетическими параметрами порядка в форме отмеченных национальных систем в синергетических координатах открытости, реформ и единства китайского народа при руководящей роли партии, обеспечивающей атмосферу доверия в обществе («ось доверия» [9])(Рис. 1). Прогнозируемость, оптимизация, минимизация рисков при этом обеспечивается привлечением научных теорий, включая меганауки [1].

 

Современное государство как синергетическая система

Рис. 1 Современное государство как синергетическая система

 

Отметим и роль глобальных китайских инициатив как «Один пояс – один путь» [10], реализующий новый тип международных отношений – не существует самого лучшего, но делаем лучше («Nobest, onlybetter”) для формирования сообщества единой судьбы человечества в 21-ом веке, активного участия в реформах системы глобального экономического управления.  Использую терминологию теории игр, впервые игру с «нулевой суммой» предлагается заменить на новую архитектонику взаимо- выигрышного сотрудничества, обеспечив достижение существенных результатов в трансформации производства и образа жизни в экологическую модификацию.

 

Литература:

  1. Ганчеренок, И.И. Меганауки и государственное управление//Вестник МГУ (Россия). Серия 21. – 2009, №1. – С. 25-33.
  2. Ганчеренок, И.И. Инновации и высшее образование: международные стратегии и национальные интересы//Наука и инновации. – 2006, №12. – С. 64-66.
  3. Ганчеренок, И.И. Управление инновациями и инновации в управлении/И.И. Ганчеренок, С.Н. Князев// Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). 2007. № 4. С. 27-32.
  4. Князев, С. Н. Синергия и синергетика в государственном управлении/ С. Н. Князев, И.И. Ганчеренок // Беларуская думка. – 2006, № 8. — C.48-55.
  5. В Пекине завершился 4-й пленум ЦК КПК 19-го созыва[Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://russian.china.org.cn/china/txt/2019-11/01/content_75361807.htm. – Дата доступа: 14.01.2021.
  6. Коммюнике Пятого пленума ЦК КПК 19-го созыва[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.china-embassy.org/rus/ggl/t1832267.htm. –Дата доступа: 14.01.2021.
  7. Cao, Desheng. Plenum carts course for new-era growth/Desheng Cao, Jin Zhou//China Daily. – 2019, November 11. – P. 1,5.
  8. Wang, Yi. Chinese Diplomacy in 2018. Developing Rapidly and Forging Ahead with Determination/Yi Wang//China International Studies. – 2019, No.74. – P.5-21.
  9. Hancharonak, I.I. Public Communications for Synergetic Public Administration in Belarus/I.I. Hancharonak//International Seminar “Public Relations for Enhancing Government Trust”. – Seoul, Korea: KIPA, 2012. – P. 155-177.
  10. Zongze, Ruan. The Belt and Road Initiative is Shaping a Shared 21st Century/Ruan Zongze//China International Studies. — 2019, No. 76. — 5-26.

 

Literature:

  1. Gancherenok, I.I.Megasciences and public administration [Meganauki i gosudarstvennoye upravleniye]// Bulletin of Moscow State University (Russia). Series 21. — 2009, №1. — S. 25-33.
  2. Gancherenok, I.I. Innovation and Higher Education: International Strategies and National Interests [Innovatsii i vyssheye obrazovaniye: mezhdunarodnyye strategii i natsional’nyye interesy]// Science and Innovations. — 2006, No. 12. — S. 64-66.
  3. Gancherenok, I.I. Management of innovations and innovations in management [Upravleniye innovatsiyami i innovatsii v upravlenii]/ I.I. Gancherenok, S.N. Knyazev // Bulletin of Moscow University. Series 21: Governance (state and society). 2007. No. 4. S. 27-32.
  4. Knyazev, S. N. Synergy and synergetics in public administration / S. N. Knyazev, I.I. Gancherenok [Sinergiya i sinergetika v gosudarstvennom upravlenii]// Belaruskaya Dumka. — 2006, No. 8. — C.48-55.
  5. The 4th plenum of the 19th CPC Central Committee ended in Beijing [V Pekine zavershilsya 4-y plenum TSK KPK 19-go sozyva]. — Access mode: http://russian.china.org.cn/china/txt/2019-11/01/content_75361807.htm. — Date of access: 14.01.2021.
  6. Communique of the Fifth Plenum of the CPC Central Committee of the 19th convocation [Kommyunike Pyatogo plenuma TSK KPK 19-go sozyva]. — Access mode: http://ru.china-embassy.org/rus/ggl/t1832267.htm. –Date of access: 01/14/2021.
  7. Cao, Desheng. Plenum carts course for new-era growth/Desheng Cao, Jin Zhou//China Daily. – 2019, November 11. – P. 1,5.
  8. Wang, Yi. Chinese Diplomacy in 2018. Developing Rapidly and Forging Ahead with Determination/Yi Wang//China International Studies. – 2019, No.74. – P.5-21.
  9. Hancharonak, I.I. Public Communications for Synergetic Public Administration in Belarus/I.I. Hancharonak//International Seminar “Public Relations for Enhancing Government Trust”. – Seoul, Korea: KIPA, 2012. – P. 155-177.
  10. Zongze, Ruan. The Belt and Road Initiative is Shaping a Shared 21st Century/Ruan Zongze//China International Studies. — 2019, No. 76. — P. 5-26.