Главная страница » Публикации » №2 (74) » Совершенствование системы государственного регулирования сельского хозяйства региона

Совершенствование системы государственного регулирования сельского хозяйства региона

Improving the system of state regulation of agriculture in the region

Авторы

Полушкина Т.М.
доктор экономических наук, профессор кафедры статистики и информационных технологий
Россия, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
polushkinatm@gmail.com
Якимова О.Ю.
профессор кафедры статистики и информационных технологий
Россия, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
olyakimova@yandex.ru
Вехов Д.А.
Россия, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
vekhov.denis.new@mail.ru

Аннотация

Настоящее исследование посвящено необходимости и механизму совершенствования государственного регулирования сельского хозяйства региона. На основании анализа современного состояния и динамики развития сельского хозяйства регионального уровня предложена концептуальная модель развития системы государственного регулирования сельского хозяйства, состоящая из девяти взаимосвязанных этапов, позволяющих реализовать комплекс мер по достижению рационального уровня государственного влияния на аграрную сферу экономики с целью ее эффективного развития. Научно-экономическое обоснование и апробация проведены на примере Республики Мордовия. Все методы государственного регулирования классифицированы на правовые, организационные и экономические. В рамках совершенствования уже действующих механизмов предлагается внесение изменений в «Государственную программу Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2025 годы».

Ключевые слова

сельское хозяйство региона, Республика Мордовия, государственное регулирование сельского хозяйства региона, концептуальная модель развития системы государственного регулирования сельского хозяйства, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции.

Финансирование

Статья опубликована при финансовой поддержке внутривузовского научного гранта НИ ФБГОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» «Разработка модели развития человеческого капитала аграрной сферы экономики региона».

Рекомендуемая ссылка

Полушкина Т.М. , Якимова О.Ю. , Вехов Д.А.

Совершенствование системы государственного регулирования сельского хозяйства региона// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (74). Номер статьи: 7414. Дата публикации: 16.06.2023. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7414/

DOI: 10.24412/1999-2645-2023-274-14

Authors

Polushkina T.M.
Doctor of Economics, Professor of the Department of Statistics and Information Technologies
Russia, National Research Mordovian State University
polushkinatm@gmail.com
Yakimova O.Yu.
Professor of the Department of Statistics and Information Technologies
Russia, National Research Mordovian State University
olyakimova@yandex.ru
Vekhov D.A.
Russia, National Research Mordovian State University
vekhov.denis.new@mail.ru

Abstract

The present study is devoted to the necessity and mechanisms of improving state regulation of agriculture in the region. Based on the analysis of the current state and dynamics of the development of agriculture at the regional level, a conceptual model of the development of the system of state regulation of agriculture is proposed, consisting of nine interrelated stages that allow implementing a set of measures to achieve a rational level of state influence on the agricultural sector of the economy with a view to its effective development. Scientific and economic justification and approbation were carried out on the example of the Republic of Mordovia. All methods of state regulation are classified into legal, organizational and economic. As part of the improvement of existing mechanisms, it is proposed to amend the "State Program of the Republic of Mordovia for the development of agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food markets for 2013-2025".

Keywords

agriculture of the region, Republic of Mordovia, state regulation of agriculture in the region, conceptual model for the development of the system of state regulation of agriculture, regulation of agricultural markets.

Project finance

The article was published with the financial support of the intra-university scientific grant of the National Research Institute of Federal State Educational Institution of Higher Education "Mordovia State University. N.P. Ogareva" "Development of a model for the development of human capital in the agrarian sector of the regional economy."

Suggested Citation

Polushkina T.M. , Yakimova O.Yu. , Vekhov D.A.

Improving the system of state regulation of agriculture in the region// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (74). Art. #7414. Date issued: 16.06.2023. Available at: https://eee-region.ru/article/7414/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2023-274-14

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Сельское хозяйство является важнейшим звеном агропромышленного комплекса.  [1] Постоянно растущие в последние годы вызовы и угрозы внешней среды: глобальные, межгосударственные, региональные и пр., значительная конкуренция сельхозтоваропроизводителей  требуют разработки и внедрения новых концептуальных подходов к государственному регулированию аграрной сферы экономики.

 

Результаты исследований

Известны различные концептуальные подходы к государственному регулированию сельского хозяйства. [2,3]  Ряд авторов рассматривают государственное регулирование сельского хозяйства как степень активности разработки организационных и нормативных актов государства (Е.П. Губин Ю.А. Тихомиров А.П. Зинченко). Другие связывают государственное регулирование с изучением неоднородности системы, которая зависит от социально-экономических и физических факторов (В. Сидоренко, М. Анохина и С. Прудников). Третьи считают, что данная категория является следствием перераспределения финансовых ресурсов.

На основании данных походов нами предлагается сформировать следующее определение государственного регулирования сельского хозяйства – это целенаправленная система взаимосвязанных инструментов и механизмов воздействия государства на сельское хозяйство с учетом территориальных особенностей, исторической специфики, а также современных факторов внешней и внутренней среды. При этом механизмы могут быть: нормативно-административные, финансово-экономические и социально-психологические.

С целью формирования предложений по совершенствованию государственного регулирования развития сельского хозяйства на территории Республики Мордовия следует начать с анализа уровня развития сельского хозяйства региона.

Сельскохозяйственное производство республики по состоянию на начало 2020 г. занимает 2 место в структуре ВРП – 15 % и 1,25 % от сельскохозяйственного производства в России. Сельское население республики составляет 37,5 %, обеспечивает 19,3 % занятости населения. Среднемесячная заработная плата работников сельскохозяйственной отрасли составляет 89,4 % от среднереспубликанского уровня  или 30930,4 рублей. [4]

На 1 января 2022 г. в республике осуществляли сельскохозяйственную деятельность 200 сельскохозяйственных предприятий, 1112 КФХ, насчитывалось более 175 тыс. личных подсобных хозяйств населения. Доля производства продукции сельскохозяйственными предприятиями в общем объеме сельскохозяйственного производства республики составляло 79,8 % крестьянскими (фермерскими) хозяйствами – 4,3 %, хозяйства населения – 15,8 %

В животноводстве региона производится более 50% выпускаемой продукции.

 

Доля произведенной продукции сельского хозяйства Республики Мордовия на 1 января 2022 года по категориям хозяйств, в процентах

Рисунок 1 – Доля произведенной продукции сельского хозяйства Республики Мордовия на 1 января 2022 года по категориям хозяйств, в процентах

 

На территории республики реализуется ряд программ, направленных на развитие аграрного сектора экономики. Основные из них это: «Государственная программа Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2025 годы» и Государственная программа Республики Мордовия «Комплексное развитие сельских территорий», реализация которой планируется до 2030 года. [5,6]

За последние пять лет (с 2015 по 2020 год) общая посевная площадь зерновых культур увеличилась на 29,6 тыс. га, или на 3,9 %, и составила 782,118 тыс. га.

Земледельцами республики в 2021 г. собрано 1218 тыс. т зерна (средний ежегодный рост валового сбора зерна за период 2011–2021 гг. составляет 26,1 % (рисунок 2)), сахарной свеклы произведено 766,4 тыс. т (средний ежегодный рост валового сбора сахарной свеклы за период 2011–2021 гг. составляет 32 % (рисунок 3)).

 

Валовый сбор зерна в Республике Мордовия в хозяйствах всех категорий в первоначально-оприходованном весе на период 2011–2021 гг.

Рисунок 2 – Валовый сбор зерна в Республике Мордовия в хозяйствах всех категорий в первоначально-оприходованном весе на период 2011–2021 гг.

 

По состоянию на 1 января 2022 г. поголовье свиней составило720,4 тыс. голов (увеличилось по отношению к уровню 2020 г. на 23,4 %; к 2011 г. – в 5,4 раза (рисунок 4), численность птицы в сельхозпредприятиях достигло 16802 тыс. голов.

В 2021 году произведено во всех категориях 390,9 тыс. т скота и птицы на убой в живом весе, молока – 484,2 тыс. т, яиц – 1555 млн шт. Надой на одну корову в сельхозпредприятиях и КФХ за 2021 г. составил 7455 кг.

По производству молока, яйца на душу населения республика занимает лидирующие позиции по России и в Приволжском федеральном округе. В 2021 году произведено яйца на душу населения 2022,1 шт., молока – 629,6 кг, мяса скота и птицы – 508,2 кг. [2]

 

Валовый сбор сахарной свеклы в Республике Мордовия в хозяйствах всех категорий в первоначально-оприходованном весе на период 2011–2021 гг.

Рисунок 3 – Валовый сбор сахарной свеклы в Республике Мордовия в хозяйствах всех категорий в первоначально-оприходованном весе на период 2011–2021 гг.

 

Значительную роль в экономике Республики Мордовия играют предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. В 2021 г. ими отгружено продукции на 118,9 млрд рублей.  [2]

 

Поголовье свиней Республики Мордовия в сельскохозяйственных организациях на период 2009–2020 гг.

Рисунок 4 – Поголовье свиней Республики Мордовия в сельскохозяйственных организациях на период 2009–2020 гг.

 

 

Из отрицательных тенденций сельского хозяйства Республики Мордовия стоит отметить продолжающееся сокращение поголовья крупного рогатого скота (в 2021 году в сравнении с 1991 годом – в 4,4 раза; в сравнении с 2010 годом – в 2,5 раза (рисунок 5). В том числе отмечается сокращение поголовья коров (в 2021 году в сравнении с 1991 годом – в 4 раза; в сравнении с 2010 годом – на 42 %).

 

Динамика поголовья крупного рогатого скота в Республике Мордовия на период 1991 г., 2010–2021 гг.

Рисунок 5 – Динамика поголовья крупного рогатого скота в Республике Мордовия на период 1991 г., 2010–2021 гг.

 

Как показал анализ, Республика Мордовия имеет значительный потенциал для развития сельского хозяйства – есть крупные предприятия, выступающие точками роста, ведется подготовка кадров, реализуются целевые программы, имеется серьезный территориальный потенциал.  Однако Республика Мордовия имеет существенные недостатки, которые не позволяют в полном объеме реализовать и раскрыть полностью потенциал сельскохозяйственного производства. Это: дефицит квалифицированных кадров, вызванный медленными темпами развития сельских территорий, отток трудоспособного населения, особенно молодежи, которая видит жизнь в сельской местности непривлекательной; отсутствие оптово-распределительных центров, недостаток мощностей по хранению, подработке, упаковке и транспортировке пищевой продукции, наконец, неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов к сбыту производимой продукции. [7]

Нами предлагается концептуальная модель развития системы государственного регулирования сельского хозяйства, состоящая из девяти взаимосвязанных этапов, позволяющих реализовать комплекс мер по совершенствованию системы государственного регулирования сельского хозяйства. [8]  Научно-экономическое обоснование и апробация проведена на примере Республики Мордовия.

 

Концептуальная модель развития системы государственного регулирования сельского хозяйства

Рисунок 5 – Концептуальная модель развития системы государственного регулирования сельского хозяйства

 

Первый этап – социально-психологический. Он заключается в осознании на всех социально-политических уровнях необходимости совершенствования государственного регулирования сельского хозяйства.

Это может быть отражено в:

  • Послании Главы Республики Мордовия Государственному Собранию;
  • Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия;
  • постановлениях Правительства Республики Мордовия;
  • иных официальных документах органов государственной власти Республики Мордовия.

Второй этап – анализ и диагностика, прогнозирование и планирование.  В рамках второго этапа предлагается следующее:

  1. Проведение углубленного анализа текущего положения сельского хозяйства.
  2. Проведение диагностики развития сельского хозяйства.
  3. Прогнозное исследование с последующей разработкой сценария возможного развития сельского хозяйства в состоянии «покоя» (развитие при текущем положении дел) и в состоянии реформирования системы.

Третий этап – разработка концептуальных подходов для совершенствования системы государственного регулирования сельского хозяйства. В рамках этого этапа предусматривается:

  • совершенствование имеющихся механизмов государственного регулирования;
  • внедрение новых механизмов.

Этап 4 представляет собой совершенствование системы государственного регулирования сельского хозяйства Республики Мордовия. В рамках этого этапа систематизированы меры, методы и инструменты государственного регулирования сельского хозяйства в регионе.

Все методы государственного регулирования классифицированы на правовые, организационные и экономические. [2,3]   Инструменты распределены с помощью цвета (рисунок 6), где красным цветом обозначены инструменты, широко используемые на территории Российской Федерации и Республики Мордовия соответственно, желтым цветом выделены инструменты, слабо применяемые и требующие совершенствования.

На сегодняшний день широкое распространение имеют следующие методы:

  • Правовые (инструменты регулирования – законы, подзаконные акты, нормы, правила) которые включают в себя:

а) гражданское законодательство;

б) законодательство, регулирующее хозяйственное право.

  • Экономические

а) регулирование бюджетной политики в сфере сельского хозяйства через субсидии и субвенции;

б) кредитная политика, осуществляемая через субсидируемые кредиты;

в) ценовая политика, представленная закупочными и товарными интервенциями;

г) внешнеэкономическая политика, которая происходит посредством регулирования таможенных пошлин.

Для эффективного государственного регулирования с целью стимулирования развития сельского хозяйства предлагается совершенствовать экономические методы и особое внимание уделить организационным методам. [9, 10]

 

Меры, методы и инструменты государственного регулирования сельского хозяйства в регионе

Рисунок 7 – Меры, методы и инструменты государственного регулирования сельского хозяйства в регионе

 

В рамках совершенствования уже действующих механизмов предлагается внесение изменений в Государственную программу Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2025 годы.

Данная программа за 10 лет показала свою эффективность. [11]   На протяжении данного периода в нее вносились изменения, ежегодно проводится ее мониторинг. По своей сущности программа затрагивает основные сферы необходимые для развития сельского хозяйства и его вспомогательных отраслей. Тем не менее, анализ ее применения показывает следующие проблемные места:

  • Недостаточно мероприятий по стимулирования увеличения поголовья КРС, в том числе поголовья, необходимого для производства говядины.
  • Мало внимания уделяется поддержке и развитию обеспечения конкурентоспособности крестьянско-фермерских хозяйств.
  • Скудными являются меры по развитию инновационного сегмента сельского хозяйства.
  • Требует большего внимания поддержка развития кадрового потенциала в сельском хозяйстве республики.

На основании указанных недостатков нами предлагается внесение изменений в указанную Государственную программу.

Помимо совершенствования целевых программ нами предлагается разработка новых нормативно-правовых актов.

Этап 5 – это внедрение предложений по совершенствованию. Осуществляется утверждением, подписанием и опубликованием нормативно правовых актов.

Этап 6 – этап контроля за реализацией концептуальной модели государственного регулирования предлагается рассмотреть в виде схемы, представленной на рисунке 5.

Этап 7 – внесение корректировок по итогам контроля.

Этап 8 – подведение общих итогов эффективности предложений по совершенствованию государственного регулирования сельского хозяйства. По итогам данного этапа принимается решение:

  • о признании концептуальных предложений по совершенствованию государственного регулирования сельского хозяйства эффективными и продлении срока их внедрения;
  • о признании концептуальных предложений по совершенствованию государственного регулирования сельского хозяйства недостаточно эффективными и внесение изменений с учетом сложившейся социально-экономической обстановки;
  • о признании концептуальных предложений по совершенствованию государственного регулирования сельского хозяйства частично эффективными и необходимости их глобальной доработки;
  • о признании концептуальных предложений по совершенствованию государственного регулирования сельского хозяйства неэффективными и необходимости разработки новых концепций.

Этап 9 – формирование и развитие информационной системы о преимуществах участия в обновленной системе государственного регулирования сельского хозяйства.

 

Заключение

Концептуальная модель развития системы государственного регулирования сельского хозяйства будет способствовать комплексному развитию сельского хозяйства Республики Мордовия, раскроет ее производственный потенциал и стимулирует развитие сельских территорий.

 

Список литературы:

  1. Постановление Правительства Республики Мордовия от 28.03.2022 № 290 «О внесении изменений в Государственную программу Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» // http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1300202203300013
  2. Новичихина, Н.А. Теоретические аспекты государственного регулирования сельского хозяйства // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
    URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14740 (дата обращения: 29.05.2023).
  3. Елисеев, В.С. Государственное регулирование сельского хозяйства России как экономико-правовая категория. Lex russica (Русский закон). 2016;(6):103-118. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2016.115.6.103-118
  4. Постановление Правительства Республики Мордовия от 19 ноября 2012 года N 404 « О Государственной программе Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (с изменениями на 22 декабря 2022 года) // https://docs.cntd.ru/document/424071511
  5. Постановление Правительства Республики Мордовия от 19 ноября 2012 года N 404 « О Государственной программе Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (с изменениями на 22 декабря 2022 года) // https://docs.cntd.ru/document/424071511
  6. Постановление Правительства Республики Мордовия
    от 5 сентября 2019 года N 370 «Об утверждении Государственной программы Республики Мордовия «Комплексное развитие сельских территорий» (с изменениями на 11 апреля 2023 года) // https://docs.cntd.ru/document/561519964
  7. Полушкина, Т. М. Развитие теории и методологии государственного регулирования аграрной сферы экономики : специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Полушкина Татьяна Михайловна. – Саранск, 2010. – 39 с.
  8. Королева, Т.П., Белова, Ю.А. Развитие сельского хозяйства в Республике Мордовия // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 7. – С. 158-161.
  9. Янбых, Р.Г. Субсидирование сельского хозяйства: региональные сравнения / Р.Г. Янбых. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2017. – №8. – С. 2–9.
  10. Влияние субсидии на формирование финансовых результатов в сельском хозяйстве / Ю. Я. Рахматуллин, Г. Б. Ахмедина, А. Н. Кузяшев, З. Т. Насретдинова // Бизнес. Образование. Право. – 2020. – № 1(50). – С. 204-208. – DOI 10.25683/VOLBI.2020.50.141.
  11. Алиева, З. Б. Проблемы и тенденции государственной аграрной политики в свете федерального проекта «Экспорт продукции АПК» / З. Б. Алиева // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. – 2019. – № 3. – С. 152-167. – DOI 10.15593/2224-9354/2019.3.12.
  12. Дозорова, Т. А. Государственная поддержка агропромышленного комплекса региона / Т. А. Дозорова, Е. Э. Костина, Т. И. Костина // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. – 2014. – № 3(27). – С. 151-155.

 

List of literature:

  1. Resolution of the Government of the Republic of Mordovia dated 28.03.2022 No. 290 «On Amendments to the State Program of the Republic of Mordovia for the development of agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food markets» [Postanovleniye Pravitel’stva Respubliki Mordoviya ot 28.03.2022 № 290 «O vnesenii izmeneniy v Gosudarstvennuyu programmu Respubliki Mordoviya razvitiya sel’skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel’skokhozyaystvennoy produktsii, syr’ya i prodovol’stviya»]// http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1300202203300013
  2. Novichikhina, N.A. Theoretical aspects of state regulation of agriculture [Teoreticheskiye aspekty gosudarstvennogo regulirovaniya sel’skogo khozyaystva]// Modern problems of science and education. – 2014. – No. 5. ; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14740 (accessed: 05/29/2023).
  3. Eliseev, V.S. State regulation of agriculture in Russia as an economic and legal category [Gosudarstvennoye regulirovaniye sel’skogo khozyaystva Rossii kak ekonomiko-pravovaya kategoriya]. Lex russica (Russian Law). 2016;(6):103-118. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2016.115.6.103-118
  4. Resolution of the Government of the Republic of Mordovia dated November 19, 2012 No. 404 «On the State Program of the Republic of Mordovia for the development of agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food markets» (as amended on December 22, 2022) [Postanovleniye Pravitel’stva Respubliki Mordoviya ot 19 noyabrya 2012 goda N 404 « O Gosudarstvennoy programme Respubliki Mordoviya razvitiya sel’skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel’skokhozyaystvennoy produktsii, syr’ya i prodovol’stviya» (s izmeneniyami na 22 dekabrya 2022 goda)]// https://docs.cntd.ru/document/424071511
  5. Resolution of the Government of the Republic of Mordovia dated November 19, 2012 No. 404 «On the State Program of the Republic of Mordovia for the development of agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food markets» (as amended on December 22, 2022) [Postanovleniye Pravitel’stva Respubliki Mordoviya ot 19 noyabrya 2012 goda N 404 « O Gosudarstvennoy programme Respubliki Mordoviya razvitiya sel’skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel’skokhozyaystvennoy produktsii, syr’ya i prodovol’stviya» (s izmeneniyami na 22 dekabrya 2022 goda)]// https://docs.cntd.ru/document/424071511
  6. Resolution of the Government of the Republic of Mordovia dated September 5, 2019 No. 370 «On approval of the State Program of the Republic of Mordovia «Integrated development of rural territories» (as amended on April 11, 2023) [Postanovleniye Pravitel’stva Respubliki Mordoviya ot 5 sentyabrya 2019 goda N 370 «Ob utverzhdenii Gosudarstvennoy programmy Respubliki Mordoviya «Kompleksnoye razvitiye sel’skikh territoriy» (s izmeneniyami na 11 aprelya 2023 goda)] // https://docs.cntd.ru/document/561519964
  7. Polushkina, T. M. Development of the theory and methodology of state regulation of the agricultural sector of the economy : specialty 08.00.05 «Economics and management of the national economy: abstract of the dissertation for the degree of Doctor of Economics [Razvitiye teorii i metodologii gosudarstvennogo regulirovaniya agrarnoy sfery ekonomiki : spetsial’nost’ 08.00.05 «Ekonomika i upravleniye narodnym khozyaystvom: avtoreferat dissertatsii na soiskaniye uchenoy stepeni doktora ekonomicheskikh nauk]/ Polushkina Tatiana Mikhailovna. – Saransk, 2010. – 39 p.
  8. Koroleva, T.P., Belova, Yu.A. Development of agriculture in the Republic of Mordovia [Razvitiye sel’skogo khozyaystva v Respublike Mordoviya]// Russian Entrepreneurship. – 2007. – Volume 8. – No. 7. – pp. 158-161.
  9. Yanbykh, R.G. Subsidizing agriculture: regional comparisons [Subsidirovaniye sel’skogo khozyaystva: regional’nyye sravneniya]/ R.G. Yanbykh. // Economics of agricultural and processing enterprises. – 2017. – No.8. – pp. 2-9.
  10. The impact of subsidies on the formation of financial results in agriculture [Vliyaniye subsidii na formirovaniye finansovykh rezul’tatov v sel’skom khozyaystve]/ Yu. Ya. Rakhmatullin, G. B. Akhmedina, A. N. Kuzyashev, Z. T. Nasretdinova // Business. Education. The right. – 2020. – № 1(50). – Pp. 204-208. – DOI 10.25683/VOLBI.2020.50.141.
  11. Aliyeva, Z. B. Problems and trends of the state agrarian policy in the light of the federal project «Export of agricultural products» [Problemy i tendentsii gosudarstvennoy agrarnoy politiki v svete federal’nogo proyekta «Eksport produktsii APK»]/ Z. B. Aliyeva // Bulletin of Perm National Research Polytechnic University. Socio-economic sciences. – 2019. – No. 3. – pp. 152-167. – DOI 10.15593/2224-9354/2019.3.12
  12. Dozorova, T. A. State support of the agro-industrial complex of the region [Gosudarstvennaya podderzhka agropromyshlennogo kompleksa regiona]/ T. A. Dozorova, E. E. Kostina, T. I. Kostina // Bulletin of the Ulyanovsk State Agricultural Academy. – 2014. – № 3(27). – Pp. 151-155.

Еще в рубриках

Республика Мордовия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *