Главная страница » Путеводитель по региональной экономике » Региональная экономика » Теории региональной экономики » Диссертационные исследования » Методология и цифровой инструментарий логистической интеграции регионов России в систему мирохозяйственных связей

Методология и цифровой инструментарий логистической интеграции регионов России в систему мирохозяйственных связей

Методология и цифровой инструментарий логистической интеграции регионов России в систему мирохозяйственных связей

Информация о диссертационном исследовании «Методология и цифровой инструментарий логистической интеграции регионов России в систему мирохозяйственных связей»

Рожко Оксана Николаевна

Методология и цифровой инструментарий логистической интеграции регионов России в систему мирохозяйственных связей

  • Специальности: 08.00.14 – Мировая экономика. 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (логистика)
  • Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук
  • Год защиты:  2022
  • Работа выполнена на кафедре территориальной экономики ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Основные положения диссертационного исследования

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью внедрения оптимизационных методологических подходов к управлению процессами интеграции национальных экономик в мирохозяйственные связи в период возникновения кризисных угроз, порожденных внутренними противоречиями мировой экономической и политической систем, а также влиянием новых цифровых технологий.

Одной из ключевых целей геоэкономики и геополитики любого государства является обеспечение его национальных интересов. Одним из средств достижения этой цели выступает экономическая интеграция, которая характеризуется сближением рынков национальных хозяйств, взаимным проникновением экономик, сращиванием производственных процессов, технической, технологической взаимозависимостью стран. Движущими силами происходящих сегодня интеграционных процессов являются прогресс и инновации в области транс-портно-логистических услуг и информационно-коммуникационных технологий. Сокращение удельного веса затрат на логистические операции и транспортировку, достигающие по отдельным видам перевозок до 30 % от издержек производства, способствуют интернационализации производств, повышают конкурентоспособность национальных компаний на мировом рынке, укрепляя и развивая международные кооперационные связи, ведут к росту экспортно/импортного товарооборота.

Сегодня логистическая интеграция объединяет все материальные, информационные и финансовые потоки в цепях поставок, формирующих товарно-ресурсную основу мирохозяйственных связей и может стать наиболее эффективным вариантом решения ряда кризисных проблем современной мировой экономики. Конвергенция логистики и 1Т технологий, внедрение новейшего цифрового инструментария способны интегрировать в едином информационном пространстве мирохозяйственных связей всех участников цепей поставок, каналы дистрибуции, потребителей и объекты логистической инфраструктуры. Мировая логистическая система в цифровой трансформации приобретает ускоренный механизм развития, основанный на эффективных информационных связях и оптимизированных ценностных потоках больших баз данных, необходимых для решения оперативных и стратегических задач обеспечения мирохозяйственных связей. Возникший на сегодня дисбаланс между стремительным развитием цифрового инструментария и непосредственной его реализацией в процессах управления логистическими системами и их глобальной интеграции требует научного осмысления проблемы и методологического обоснования путей ее решения.

Интеграция российской экономики в мировую невозможна без учета социально-экономических и географических особенностей конкретных территорий федерации. В свою очередь развитие региональной экономики в базовых отраслях: промышленности, сельском хозяйстве, строительстве находиться в прямой зависимости от транспортно-логистических издержек, изначально высоких ввиду пространственно-географического положения страны. В связи с чем, современные региональные логистические системы, их инфраструктура не только претерпевают цифровую трансформацию, но и принимают на себя нагрузку по созданию и внедрению пилотных региональных отраслевых платформ, из которых должна формироваться база данных успешных решений для последующего тиражирования на федеральном уровне подтвердивших свою эффективность наиболее перспективных проектов. Впоследствии, опыт их внедрения может быть использован при реализации концепции управления «Индустрия 4.0» на основе единого информационного пространства, обеспечивающего логистическую интеграцию национальных регионов в систему мирохозяйственных связей. Следовательно, выбранная тема диссертационного исследования является актуальной и практически значимой.

Степень разработанности научной проблемы всесторонне изучена на основе анализа, критического и творческого переосмысления работ российских и зарубежных специалистов по проблемам развития мирохозяйственных связей и интеграции в них регионов, а также проблемам формирования, устойчивого развития и внедрения инновационных цифровых технологий в управление логистическими системами различных уровней организации, в том числе, практико-ориентированным научным вопросам совершенствования региональной логистической инфраструктуры с применением эконометрических методов.

Исследованиям в области современных проблем управления мировой экономикой, организации и стратегии развития системы мирохозяйственных связей посвящены труды И.М. Аблаева, З.О. Адамановой, Е.И. Артемовой, Л. А. Беловой, В.Г. Варнавского, Н.Ф. Газизуллина, Т.Н. Губайдуллиной, С. В. Головановой, С.В. Ивановой, К.Б. Костина, Т.И. Кузьминой, Л. П. Куракова, А.Б., Кудря-шовой И.А., Мельникова, Н.И. Невской, В.В. Покровской, Н.З. Сафиуллина, Л.Н. Сафиуллина, А.В. Теребкина, Р.И. Хасбулатова, И.Ш. Хасанова, Г.А. Хмелевой, В.В. Хоменко, Ю.А. Щербанина, Дж. Вайнера, П. Ослингтона и других. Исследованиям в области современных проблем управления региональными социально-экономическими системами и стратегии их развития посвящены труды Т.И. Безденежных, А.Г. Гранберг, С.Ю. Глазьева, Г.В. Двас, Г.А. Карповой, Т.С. Колмыковой, Т.Ю. Ксенофонтовой, С.В. Кузнецова, Д.С. Львова, А.М. Малинина, В.М. Разумовского, В.И. Суслова, А.И. Та-таркина, Д.Ю. Фраймович и других. Теория и методология управления и логистическими системами всесторонне исследованы в научных и академических изданиях (например, работах А.У. Альбекова, Б.А. Аникина, С.Е. Барыкина, С.И. Волкова, А. М. Гаджинского, М.Н. Григорьева, В.В. Дыбской, Д.В. Завьялова, Л.В. Канторовича, В.С. Лукинского, Л.Б. Миротина, Н.Н. Моисеева, Ю.М. Неруша, О.А. Новикова, А.В. Парфенова, Б.К. Плоткина, О.Д. Проценко, А.Т. Романовой, В.И. Сергеева, С.А. Уварова, А.И. Шинкевича, Ю.А. Щербанина, В.В. Щербакова, Д. Бауэрсокса, Д. Клосса, М. Кристофера, Д. Ламберта, Д. Стока, Д. Уотерса, С. Эмметта других). Особенностью региональной логистической системы является многоуровневость управления, подразумевающая непрерывную координации деятельности хозяйствующий субъектов, руководства региона, активного взаимодействия с федеральными органами управления, что способствует интеграции логистической системы региона в общий инфраструктурный каркас основных путей сообщения страны и в непрерывно формирующуюся международную систему транспортных коридоров. Ценный вклад в исследование региональных логистических систем внесли отечественные ученые И.Н. Абрамов, Г.Л. Бломберг, В.Н. Войтловский, А.П. Градов, Ю.Н. Голубев, Г.Я. Киперман, В.Я. Клебанер, A.M. Лайков, А.В. Лансков, В.С. Лукинский, В.Ф. Лукиных, А.Н. Петров, С.Э. Пивоваров, Т.А. Прокофьева, О.А. Фрейдман.

В современном мире доминирующими факторами конкурентоспособности региона на мировом рынке становятся интеллектуальное общество и цифровая экономика. Радикальные перемены, происходящие в бизнес-отношениях при переходе к цифровой экономике, вызывают неизбежность модернизации логистических систем и требуют решений, опирающихся на современные эконометри-ческие методы и технологии искусственного интеллекта. В связи с этим методологический аппарат современной логистики находится в состоянии непрерывного формирования. Исследования в области теории и методологии трансформации традиционных форм управления системами транспорта и логистики в цифровой формат ведутся российскими и зарубежными учеными, среди них А.В. Акимов, С.Е. Барыкин, Г.В. Бубнова А.П. Гарнов, О.Н. Дунаев, В.Ю. Катасонов, И. В. Карапетянц, Д.А. Карх, Д. И. Кокурин, Н.С. Киреева, В.П. Куприяновский, О.Н. Ларин, Б.А. Левин, А.О. Меренков, А.В. Марусин, Д.Е. Намиот, О.Н. Поку-саев, А.Т. Романова, В.И. Сергеев, Н.П. Савина, А.И. Шинкевич, С. Барановский, Я. Жак, С. Муссо, М. Петерсен, Г. Перболи, С. Углильский, Н. Хакиус, С. Шишло, К. Шварг. Однако, исходя из анализа научных работ, можно сделать вывод, что все еще мало изученными остаются методологические основы цифрови-зации управления интегрируемых в мирохозяйственные и национальные связи региональных логистических систем, формирующихся и развивающихся, исходя из потребностей региональной экономики. Как следствие, остаются слабо разработанными вопросы применимости новейших информационных технологий в управлении международными, национальными и региональными цепями поставок при цифровой трансформации экономики.

Цель исследования — разработать методологический подход к управлению интеграционными процессами включения региональной социально-экономической системы в структуру мирохозяйственных связей основываясь на потенциале логистической системы региона.

Поставленная цель предопределила решение следующих задач.

  1. Определить значимость для национальной экономики процессов интеграции регионов Российской Федерации в систему мирохозяйственных связей и предложить эффективный интеграционный подход.
  2. Выявить условия интеграции национальной экономики в систему мирохозяйственных связей на основе разноуровневых систем логистики и транспорта, оперативно управляемых инструментарием цифровой информационно-коммуникационной среды
  3. Определить роль логистической системы в устойчивом социально-экономическом развитии регионов и включении их в мирохозяйственные связи.
  4. Определить закономерности и направление интеграции инфраструктуры транспорта и логистики региона в систему национальных и международных поставок средствами телекоммуникации единого информационного пространства больших баз данных с учетом экзогенных и эндогенных факторов влияния.
  5. Сформировать методологические основы управления горизонтально интегрируемой логистической системой региона, базирующиеся на синергетическом взаимодействии кластерной и сетевой форм организации цепей поставок в условиях единого информационного пространства.
  6. Определить применимость ряда новейших когнитивных информационно-коммуникационных технологий в интеграционных процессах мирохозяйственных связей, сформированных ресурсными логистическими потоками систем макро- и мезоуровня при цифровой трансформации экономики.
  7. Разработать механизм реинжиниринга бизнес-процессов управления национальной и региональными системами логистики, способствующий их международной интеграции в рамках всестороннего сотрудничества государства и бизнеса.
  8. Предложить алгоритм организации государственно-частного партнерства при создании объектов логистической инфраструктуры, как узловых элементов процесса логистической интеграции территорий в систему мирохозяйственных связей.
  9. Разработать оптимизационный подход к построению логистической инфраструктуры промышленно-развитого региона, с учетом его многоотраслевых и многоуровневых социально-экономических потребностей, способствующий развитию кооперационных и торговых национальных и внешнеэкономических связей.

Объектом исследования выступают процессы интеграции российских регионов в систему мирохозяйственных связей посредством горизонтально интегрированных в мировое экономическое пространство территориальных логистических систем.

Предметом исследования являются методологические подходы к логистической интеграции региона в систему мирохозяйственных связей, а также оптимизационные подходы к управлению разноуровневыми системами логистики, в условиях цифровой трансформации мировой экономики.

Теоретическую базу исследования составили научные труды российских и зарубежных исследователей в области процессов глобализации и фрагментации мировой экономики, функционирования мирохозяйственной системы и международных экономических отношений, региональной экономики, теории управления развитием социально-экономических систем, теории цифровой экономики, теории управления разноуровневыми логистическими системами, цепями поставок, инфраструктурой логистики, а также научные разработки в области формирующейся теории и методологии развития экономических систем на основе инновационных 1Т-технологий.

Методологическая основа исследования включает различные инструменты научного поиска и базируется на теоретических и методологических основах международных экономических отношений, а также современной концепции интегрированной логистики с учетом цифровой трансформации управления логистическими системами. При разработке методологии управления логистическими системами регионов и их международной интеграции применялись методы: логический, классификации, структуризации целей, а также объектно-ориентированный. Математическая интерпретация методологии и верификация результатов основывались на методах экономико-математического моделирования, решения многокритериальных задач, методах экспертных оценок, сравнительного, табличного и графического анализа, а также методах нейросетевого и экспоненциального прогнозирования.

В информационную базу исследования включены федеральные и региональные нормативно-правовые акты РФ; данные Федеральной службы государственной статистики РФ; документы федеральных органов исполнительной власти РФ; сведения из государственных программ, планов и стратегий социально-экономического развития Республики Татарстан (РТ) и, входящих в ее состав, административных единиц; аналитические обзоры, результаты исследований, опубликованные в научных тематических изданиях, а также на официальных сайтах сети Интернет специализированными агентствами и консалтинговыми компаниями; отчетные материалы научно-практических конференций по исследуемой проблеме. Эмпирической базой исследования послужили данные экономической деятельности хозяйствующих территориальных единиц (районов) РТ, производственные показатели, объемы и структура внутренних и транзитных грузопотоков, логистическая инфраструктура региона.

Обоснованность и достоверность результатов определяются использованием в качестве теоретической и методологической основы исследований фундаментальных достижений и прикладных разработок в области глобализации и фрагментации мировой экономики, функционирования мирохозяйственной системы и международных экономических отношений, региональной экономики, теории управления разноуровневыми логистическими системами; опорой на публикации отечественных и зарубежных ученых в выбранной предметной области, на апробированные и получившие научное признание теоретические парадигмы в сфере интегрированной логистики; прикладным применением эконо-метрических методов исследования; включением в анализ и расчеты данных государственной статистики, а также достоверных исходных данных эмпирических исследований, обработанных с применением релевантных и апробированных научных методов; успешной апробацией результатов исследования на международных научных конференциях, публикацией основных научных положений в ведущих научных изданиях, рекомендованных ВАК.

Содержание диссертационного исследования соответствует Паспорту научной специальности 08.00.14 Мировая экономика по пункту 28 «Пути и формы интеграции России в систему мирохозяйственных связей. Особенности внешнеэкономической деятельности на уровне предприятий, отраслей и регионов», а также пункту 22 «Развитие международной транспортной инфраструктуры и телекоммуникаций, их роль в интернационализации мирохозяйственных связей». Паспорту научной специальности ВАК при Министерстве науки и высшего образования РФ 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (логистика) по пункту 4.3 «Методология логистической интеграции» и пункту 4.6. «Развитие теоретических аспектов управления логистической инфраструктурой».

Научная новизна и результаты исследования, выносимые на защиту, получены в ходе исследования процесса логистической интеграции регионов в систему мирохозяйственных связей в условиях комплексной цифровой трансформации национальной экономики, включая элементы разноуровневых логистических систем, от цепей поставок до размещения инфраструктурных объектов, что находит отражение в следующих положениях:

научной специальности 08.00.14 «Мировая экономика»

  1. Определены, на основе аналитического обзора международных интеграционных процессов, условия логистической интеграции национальной экономики в коммуникационную систему мирохозяйственных связей и выявлены препятствующие ей ключевые системные и институциональные барьеры.
  2. Обосновано значение логистической интеграции международных и национальных регионов в системе мирохозяйственных связей как инструмента международной кооперации и торговли в условиях цифровой трансформации процессов управления в мировой экономике, классифицированы экзогенные и эндогенные факторы, влияющие на процессы мирохозяйственной интеграции логистической системы региона
  3. Сформулирован актуальный с позиции современной концепции управления «Индустрия 4.0» понятийно-терминологический аппарат, раскрывающий сущность региональной логистической системы, ее потенциала и инфраструктуры, как в рамках межгосударственных региональных объединений, так и регионов-субъектов национальных административных территорий.
  4. Разработан методологический подход к управлению процессами горизонтальной интеграции логистической системы региона в мирохозяйственные связи, позволяющий на базе цифровых платформ реализовать сквозную оптимизацию процессов при синергетическом коммуникационном взаимодействии традиционных сетевых и кластерных форм управления.
  5. Впервые теоретически обоснован механизм воздействия субъектов управления региональной логистической системы на ее объекты посредством когнитивной информационно-коммуникационной 1Т-среды многоуровневой архитектуры, применимый как для мировых, так и для национальных региональных субъектов и позволяющий реализовать сетецентрический принцип организации процессов управления физическими потоками в системе мирохозяйственных связей.

— 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (логистика)»

  1. Сформирован и теоретически обоснован реинжиниринг бизнес-процессов управления региональной логистической системой, реализующий механизм ее интеграции в систему мирохозяйственных связей на основе управляющего партнерства государства и бизнеса с применением прогрессивного инструментария технологии блокчейн.
  2. Разработан оригинальный алгоритм, предложены механизм и инструменты государственно-частного партнерства при создании регионального логистического центра, позволяющие произвести территориальную децентрализацию организации международных и внутренних грузоперевозок на основании критериев оценки инфраструктурного логистического потенциала территорий, согласовать пропорциональность развития элементов инфраструктуры разнородных транспортных систем и логистических объектов.
  3. Разработан оптимизационный подход к построению логистической инфраструктуры промышленно развитого региона РФ с диверсифицированной экономикой, с учетом его многоотраслевых и многоуровневых социально-экономических потребностей, а также при активном участии органов региональной исполнительной власти и бизнес-инвесторов. Определен алгоритм, предложены механизм и цифровой инструментарий составления альтернатив размещения объектов с учетом инфраструктурного логистического потенциала административно-территориальных единиц региона.
  4. Разработан эконометрический подход к решению проблемы прогнозирования стохастических региональных грузопотоков с применением инструментария искусственных нейронных сетей при организации национальных и международных цепей поставок в системе мирохозяйственных связей.

Теоретическая и методологическая значимость исследования состоит в развитии ряда теоретических положений и методологических аспектов цифровой трансформации системы мирохозяйственных связей, с позиции логистической интеграции в них национальных регионов и региональных международных объединений, основанных на внедрении прогрессивного цифрового инструментария управления экономическими системами. Сформулированы понятийно-терминологический аппарат и методологические основы, которые могут быть использованы в дальнейших фундаментальных и прикладных научных исследованиях при решении проблем интеграции региональной и национальной логистических систем в мировое хозяйство, а также в эффективном управлении системами в среде единого информационного пространства мировой экономики. Особый интерес представляет создание методологических основ управления разноуровневых региональных логистических систем (внутринациональных и на уровне межгосударственного регионального образования), имеющей территориально-сетевую горизонтальную интеграцию, на основе коммуникационной среды когнитивной информационной платформы, а также теоретические основы механизма реинжиниринга бизнес-процессов управления разноуровневых логистических систем в рамках государственно-частного партнерства с применением новейших информационных технологий.

Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке авторского оптимизационного подхода к формированию и развитию логистической инфраструктуры промышленно развитого региона, позволяющего оперативно решать реальные практические задачи его интеграции в систему межрегиональных и международных хозяйственных связей при непосредственном участии всех заинтересованных в реализации инфраструктурных проектов лиц — представителей органов государственного управления и потенциальных бизнес-инвесторов. Разработанный механизм создания инфраструктурного объекта логистики позволит сформировать сеть логистических центров, соответствующих по своему назначению, потребностям пространственного социально-экономического развития территорий. Отдельные положения диссертационного исследования могут быть использованы в государственных федеральных и региональных программах и стратегиях цифрового развития административно-территориальных социально-экономических систем в разделах международного сотрудничества, логистики, инвестиционной политики и развития рынка высоких технологий.

Автореферат диссертации (текст)

ЗагрузчикЗагрузка...
Логотип EADСлишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать документ [1.27 MB]

Статьи в журнале по теме: Методология и цифровой инструментарий логистической интеграции регионов России в систему мирохозяйственных связей

Посмотреть еще в категории: Диссертационные исследования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *