Главная страница » Путеводитель по региональной экономике » Региональная экономика » Теории региональной экономики » Диссертационные исследования » Государственное управление цифровой трансформацией национальной экономической системы

Государственное управление цифровой трансформацией национальной экономической системы

Информация о диссертационном исследовании «Государственное управление цифровой трансформацией национальной экономической системы»

Ершов Алексей Юрьевич

Государственное управление цифровой трансформацией национальной экономической системы

  • Специальность 5.2.6. – Менеджмент
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук
  • Год защиты: 2023
  • Работа выполнена на кафедре менеджмента и маркетинга института экономики и менеджмента Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Основные положения диссертационного исследования

Актуальность темы исследования определяется необходимостью совершенствования государственного управления цифровой трансформацией, реализуемой на уровне национальной экономической системы (далее — НЭС) в связи с ускоренным развитием конвергентных нано-, био-, инфо- и когнитивных технологий. В современных условиях нестабильной глобализации внедрение цифровых технологий оказывает существенное влияние на деятельность НЭС. Вопросы регулирования реализации цифровой трансформации НЭС особенно актуальны и нуждаются в научном обосновании, что обусловлено следующими взаимосвязанными обстоятельствами:

  • в НЭС существуют классические взаимоотношения между промышленностью, научным и образовательным сообществом. По данным Института статистических исследований — ВШЭ, во всемирном рейтинге цифровой конкурентоспособности наша страна в 2021 году находилась на 42 месте, по уровню созданных в государстве условий развития технологий — на 47 месте, по использованию знаний в области информационно-коммуникационных технологий — на 29 месте, что свидетельствует о системных проблемах внедрения цифровой трансформации в НЭС. Перед государственным управлением стоит задача обеспечения сочетаемости современных институтов, способных к формированию технологического суверенитета, с устоявшейся структурой научно-технического потенциала. Данное обстоятельство стало основанием для формирования концептуального мультиатрибутивного подхода государственного управления к оптимизации модели цифровой трансформации НЭС;
  • распространение СОУГО-19 и современная нестабильная глобализация спровоцировали как количественные, так и качественные изменения глобальных технологических трендов. Объем интернет-торговли, как дистанционного взаимодействия экономических агентов, вырос на 27% за 2020-2021 гг., также увеличились и передовые цифровые решения (прогнозирование развития пандемии с помощью искусственного интеллекта, стерилизация помещений автономными роботами, доставка дронами биоматериалов из удаленных локаций). Тем не менее, Россия занимала 43 позицию в 2021 году среди мировых держав по индексу сетевого взаимодействия. Недостаточное воздействие информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) на экономику, развитие сетевых ресурсов для обеспечения ускоренного экономического роста актуализирует необходимость систематизации и учета факторов, способствующих и препятствующих реализации государственного управления цифровой трансформации НЭС на микро-, мезо- и макроуровнях;
  • в соответствии с Указом Президента РФ от 2020 года «О национальных целях развития РФ», где цифровая трансформация выделена в качестве приоритетной цели экономического роста страны, предполагается превращение факторов, влияющих на внедрение цифровых технологий, в основополагающий источник развития НЭС и повышение эффективности цифрового капитала на рубеже 2030 года. Все это актуализирует необходимость понимания роли цифровой трансформации как двигателя социально-экономической активности, и следовательно, формирования единых, общепринятых теоретико-методических подходов к оценке государственного управления цифровой трансформацией в интересах формирования научно-технологического суверенитета НЭС;
  • значительный разрыв России и лидирующих стран по индексу развития электронного правительства (36 место из 193 стран в 2021 году в рейтинге Международного института развития менеджмента) свидетельствует об отставании в развитии телекоммуникационной инфраструктуры, государственных онлайн-сервисов и имеет геостратегическое значение. Наблюдаемые явления актуализируют в современной экономической науке потребность в разработке методов комплексной оценки уровня цифровой трансформации НЭС;
  • одной из ресурсных проблем развития национальной экономической системы является нехватка специалистов по информационно-коммуникационных технологиям. Так, в 2021 году в России лишь 2,5% от общей численности занятых задействованы в сфере ИКТ, тогда как в Финляндии и Швеции этот показатель в три раза выше (7,6% и 7,5%, соответственно). Для преодоления глобальных вызовов современная НЭС требует от государства, бизнеса и науки осуществления согласованной политики развития цифровой трансформации НЭС, для чего необходимо формирование организационно-экономического инструментария государственного управления цифровой трансформацией, государственная поддержка научных открытий и выработка нового управленческого механизма, ориентированного на вовлечение зрелого сектора технологического предложения в социально-экономические процессы.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена потребностью разрешения противоречия между необходимостью совершенствования государственного управления цифровой трансформацией национальной экономической системы и отсутствием научно-методических разработок и практических рекомендаций по реализации указанной потребности в современных условиях осуществления социально-ориентированных преобразований российской экономики.

Степень разработанности проблемы. Диссертационное исследование базируется на научных работах, в которых представлены теоретические и методологические вопросы государственного управления цифровой трансформацией НЭС.

Наибольший вклад в создание и развитие основных теоретических положений, связанных с проблемами управления цифровой трансформацией и внедрением цифровых технологий в НЭС, внесли такие зарубежные ученые, как С. Вольф, Я. Гельдерен, У. Джевонс, В. Дэйн, Х. Кларк, А. Кляйнкнехт, Г. Менш, Й. Шумпетер и отечественные ученые и специалисты, такие как А.И. Анчишкин, С.С. Галазова, С.Ю. Глазьев, В.В. Глинский, К.В. Екимова, Н.Д. Кондратьев, Л.В. Лапидус, М.Л. Парвус, И.В. Рыжов, М.И. Туган-Барановский, А.И. Шинкевич и другие. Одновременно требуется развитие теоретических основ управления цифровой трансформацией НЭС с учетом современных тенденций, факторов изменения экономики, научного потенциала и общественных отношений.

Походы к управлению экономическими системами, включая вопросы планирования и прогнозирования НЭС, нашли отражение в научных работах таких зарубежных ученых, как П. Друкер, А. Файоль, Ф. Тейлор, Г. Форд, Г. Эмерсон и отечественных ученых, таких как А.Г. Аганбегян, С.А. Афонцев, А.И. Берг, С.В. Валентей, Б.Н. Кузык, С.А. Лочан, Б.З. Мильнер, Б.Г Преображенский, А.Д. Радыгин, В.С. Раппорт, С.Н. Сильвестров, А.П. Соколов и других. Совершенствования государственного управления требуют методы и инструменты, обеспечивающие успешность внедрения цифровых технологий в социально-экономические процессы.

Особенности и направления государственного управления цифровой трансформацией НЭС, в том числе промышленности и других видов экономической деятельности, представлены в научных исследованиях таких зарубежных ученых, как Б. Буккаерт, С. Винстон, В. Нисканен, Д. Стиглиц и отечественных ученых, таких как В.В. Акбердина, В.В. Безпалов, Т.А. Головина, М.Н. Гусева, С.В. Дорошенко, П.Н. Захаров, С.А. Лукьянов, Т.О. Толстых, О.В. Трофимов, Г.В. Федотова, Д.Ю. Фраймович и других. При этом не до конца сформулирован единый согласованный подход к управлению цифровой трансформацией НЭС, учитывающий современные вызовы нестабильной глобализации.

Вместе с тем, отдавая должное значительному вкладу и результатам исследований ученых и специалистов в данной области, следует отметить, что вопросы государственного управления цифровой трансформацией НЭС и разработка механизма его реализации до сих пор продолжают оставаться предметом научного поиска в целях достижения надлежащего уровня устойчивого развития национальной экономической системы.

Объектом исследования выступает процесс государственного управления цифровой трансформацией национальной экономической системы на макро-, мезо- и микроуровне.

Предметом исследования являются управленческие и организационно-экономические отношения, опосредующие процессы разработки и реализации государственного управления цифровой трансформацией национальной экономической системы.

Цель исследования состоит в обосновании научно-методических и практических разработок, направленных на совершенствование государственного управления цифровой трансформацией национальной экономической системы.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:

  • предложить концептуальный мультиатрибутивный подход государственного управления к оптимизации модели цифровой трансформации национальной экономической системы на микро- мезо- и макроуровнях;
  • детерминировать систему эндогенных и экзогенных факторов, способствующих и препятствующих государственному управлению цифровой трансформацией национальной экономической системы на микро-, мезо- и макроуровнях;
  • предложить методический подход к оценке государственного управления цифровой трансформацией национальной экономической системы;
  • разработать методику комплексной рейтинговой оценки уровня цифровой трансформации экономической деятельности на региональном уровне национальной экономической системы;
  • разработать организационно-экономический инструментарий государственного управления цифровой трансформацией национальной экономической системы

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что обоснование научно-методических и практических разработок, направленных на совершенствование государственного управления цифровой трансформацией национальной экономической системы, будет способствовать реализации данной потребности в современных экономических условиях.

Область исследования соответствует паспорту специальности 5.2.6 Менеджмент: п. 4. Управление экономическими системами, принципы, формы и методы его осуществления; п. 8. Государственное управление социально-экономическими процессами. Государственная политика, механизмы и методы ее разработки и реализации в различных исторических и страновых условиях; п. 26. Стратегии и методы цифровой трансформации бизнеса.

Теоретико-методологической основой диссертации послужили теоретические и практические исследования отечественных и зарубежных ученых в области государственного управления цифровой трансформацией НЭС, исследования механизмов и инструментов осуществления данного вида деятельности.

Реализация цели исследования была достигнута посредством комплексного анализа государственного управления цифровой трансформацией НЭС. Методический подход основан на использовании общенаучных, общеэкономических и специальных методов: анализа и синтеза, индукции, дедукции, научной абстракции, группировок и классификации, экспертных оценок, структурно-функционального анализа, экономико-математического моделирования.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили законодательные акты и нормативные документы, концепции, стратегии и программы государственных органов РФ, данные государственной статистической отчетности.

В процессе исследования автором использовалась релевантная информация, относящаяся к вопросам государственного управления цифровой трансформацией НЭС.

Научная новизна исследования заключается в обосновании научно-методических и практических разработок, направленных на совершенствование государственного управления цифровой трансформацией национальной экономической системы, ориентированного на согласование макро-, мезо- и микроэкономических интересов цифровизации социально-экономических процессов.

К числу научных результатов, полученных лично автором, можно отнести следующие положения:

  1. Предложен концептуальный мультиатрибутивный подход государственного управления к оптимизации модели цифровой трансформации НЭС на микро- мезо- и макроуровнях, отличающийся учетом структурных особенностей и специфики цифровой трансформации НЭС, что позволяет выявить приоритетные направления цифровой трансформации экономической деятельности и обосновать ее роль в современных условиях формирования технологического суверенитета (п. 4. Управление экономическими системами, принципы, формы и методы его осуществления).
  2. Детерминирована система экзогенных и эндогенных факторов, способствующих и препятствующих государственному управлению цифровой трансформацией НЭС на микро-, мезо- и макроуровнях, а также структурированы группы факторов, риски и мероприятия по отраслевым блокам, отличающиеся анализом специфики цифровой трансформации по видам экономической деятельности и неравномерности внедрения цифровых технологий в различных отраслях, что позволяет выявить стратегические ориентиры государственного управления цифровой трансформацией НЭС (п. 8. Государственное управление социально-экономическими процессами. Государственная политика, механизмы и методы ее разработки и реализации в различных исторических и страновых условиях).
  3. Предложен методический подход к оценке государственного управления цифровой трансформацией НЭС, отличающийся реализацией четырех последовательных этапов на макро-, мезо- и микроуровне, учитывающих развитие следующих блоков: научно-образовательного, использования цифровых технологий, внедрения информационно-коммуникационных технологий, инновационной активности цифровой трансформации, в том числе высоко-, средне- и низкотехнологичных видов деятельности, что позволяет сформировать информационную базу цифровых технологий, выявить проблемы и разработать направления совершенствования государственной политики цифровой трансформации НЭС (26. Стратегии и методы цифровой трансформации бизнеса).
  4. Разработана методика комплексной рейтинговой оценки уровня цифровой трансформации экономической деятельности на региональном уровне НЭС, отличающаяся от известных уникальной совокупностью показателей цифровых компонент, включающей четыре блока (научно-образовательного потенциала, использования цифровых технологий, внедрения производственных технологий, уровня инновационной активности), и интегральной оценкой уровня цифровой трансформации, что позволяет ранжировать регионы по уровню цифровой активности, повышать эффективность системы управления и контроля цифровой трансформации НЭС, интегрировать меры государственного управления с рыночным саморегулированием (п. 26. Стратегии и методы цифровой трансформации бизнеса).
  5. Разработан организационно-экономический инструментарий государственного управления цифровой трансформацией национальной экономической системы, отличающийся структурированным набором организационных мероприятий, экономических рычагов и стимулов центра технологического компетентностного внедрения цифровых решений, что позволяет обеспечивать выработку единых стандартов и методологии, контроль архитектуры и синергетическое управление данными цифровой трансформации НЭС в целом (п. 8. Государственное управление социально-экономическими процессами. Государственная политика, механизмы и методы ее разработки и реализации в различных исторических и страновых условиях).

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что основные положения, рекомендации и выводы, представленные в работе, позволяют систематизировать и расширить научные представления о концептуальной сущности государственного управления цифровой трансформацией НЭС, а также обеспечивают обоснование положений, расширяющих представления о значении эндогенных и экзогенных факторов, влияющих на процессы государственного управления и оценки цифровой трансформацией НЭС.

Практическое значение результатов, полученных автором, заключается в возможности использования методического и организационно-экономического инструментария, направленного на развитие цифровой трансформации НЭС в интересах хозяйствующих субъектов, обеспечивающих долгосрочное эффективное развитие. Особое внимание следует обратить на разработку методического подхода к оценке государственного управления цифровой трансформацией НЭС; методику комплексной рейтинговой оценки уровня цифровой трансформации экономической деятельности на региональном уровне НЭС.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы:

  • в практической деятельности органов государственной власти при разработке механизмов государственного управления цифровой трансформацией НЭС, при реализации отдельных национальных и федеральных проектов в данной сфере деятельности;
  • руководителями предприятий при формировании и реализации стратегий цифровой трансформации бизнес-процессов;
  • образовательными организациями высшего образования при преподавании дисциплин менеджмента и государственного муниципального управления.

Автореферат диссертации (текст)

ЗагрузчикЗагрузка...
Логотип EADСлишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать документ [799.57 KB]

Статьи в журнале по теме: Государственное управление цифровой трансформацией национальной экономической системы

Посмотреть еще в категории: Диссертационные исследования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *