Государственное управление цифровой трансформацией национальной экономической системы
Информация о диссертационном исследовании «Государственное управление цифровой трансформацией национальной экономической системы»
Ершов Алексей Юрьевич
Государственное управление цифровой трансформацией национальной экономической системы
- Специальность 5.2.6. – Менеджмент
- Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук
- Год защиты: 2023
- Работа выполнена на кафедре менеджмента и маркетинга института экономики и менеджмента Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
Основные положения диссертационного исследования
Актуальность темы исследования определяется необходимостью совершенствования государственного управления цифровой трансформацией, реализуемой на уровне национальной экономической системы (далее — НЭС) в связи с ускоренным развитием конвергентных нано-, био-, инфо- и когнитивных технологий. В современных условиях нестабильной глобализации внедрение цифровых технологий оказывает существенное влияние на деятельность НЭС. Вопросы регулирования реализации цифровой трансформации НЭС особенно актуальны и нуждаются в научном обосновании, что обусловлено следующими взаимосвязанными обстоятельствами:
- в НЭС существуют классические взаимоотношения между промышленностью, научным и образовательным сообществом. По данным Института статистических исследований — ВШЭ, во всемирном рейтинге цифровой конкурентоспособности наша страна в 2021 году находилась на 42 месте, по уровню созданных в государстве условий развития технологий — на 47 месте, по использованию знаний в области информационно-коммуникационных технологий — на 29 месте, что свидетельствует о системных проблемах внедрения цифровой трансформации в НЭС. Перед государственным управлением стоит задача обеспечения сочетаемости современных институтов, способных к формированию технологического суверенитета, с устоявшейся структурой научно-технического потенциала. Данное обстоятельство стало основанием для формирования концептуального мультиатрибутивного подхода государственного управления к оптимизации модели цифровой трансформации НЭС;
- распространение СОУГО-19 и современная нестабильная глобализация спровоцировали как количественные, так и качественные изменения глобальных технологических трендов. Объем интернет-торговли, как дистанционного взаимодействия экономических агентов, вырос на 27% за 2020-2021 гг., также увеличились и передовые цифровые решения (прогнозирование развития пандемии с помощью искусственного интеллекта, стерилизация помещений автономными роботами, доставка дронами биоматериалов из удаленных локаций). Тем не менее, Россия занимала 43 позицию в 2021 году среди мировых держав по индексу сетевого взаимодействия. Недостаточное воздействие информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) на экономику, развитие сетевых ресурсов для обеспечения ускоренного экономического роста актуализирует необходимость систематизации и учета факторов, способствующих и препятствующих реализации государственного управления цифровой трансформации НЭС на микро-, мезо- и макроуровнях;
- в соответствии с Указом Президента РФ от 2020 года «О национальных целях развития РФ», где цифровая трансформация выделена в качестве приоритетной цели экономического роста страны, предполагается превращение факторов, влияющих на внедрение цифровых технологий, в основополагающий источник развития НЭС и повышение эффективности цифрового капитала на рубеже 2030 года. Все это актуализирует необходимость понимания роли цифровой трансформации как двигателя социально-экономической активности, и следовательно, формирования единых, общепринятых теоретико-методических подходов к оценке государственного управления цифровой трансформацией в интересах формирования научно-технологического суверенитета НЭС;
- значительный разрыв России и лидирующих стран по индексу развития электронного правительства (36 место из 193 стран в 2021 году в рейтинге Международного института развития менеджмента) свидетельствует об отставании в развитии телекоммуникационной инфраструктуры, государственных онлайн-сервисов и имеет геостратегическое значение. Наблюдаемые явления актуализируют в современной экономической науке потребность в разработке методов комплексной оценки уровня цифровой трансформации НЭС;
- одной из ресурсных проблем развития национальной экономической системы является нехватка специалистов по информационно-коммуникационных технологиям. Так, в 2021 году в России лишь 2,5% от общей численности занятых задействованы в сфере ИКТ, тогда как в Финляндии и Швеции этот показатель в три раза выше (7,6% и 7,5%, соответственно). Для преодоления глобальных вызовов современная НЭС требует от государства, бизнеса и науки осуществления согласованной политики развития цифровой трансформации НЭС, для чего необходимо формирование организационно-экономического инструментария государственного управления цифровой трансформацией, государственная поддержка научных открытий и выработка нового управленческого механизма, ориентированного на вовлечение зрелого сектора технологического предложения в социально-экономические процессы.
Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена потребностью разрешения противоречия между необходимостью совершенствования государственного управления цифровой трансформацией национальной экономической системы и отсутствием научно-методических разработок и практических рекомендаций по реализации указанной потребности в современных условиях осуществления социально-ориентированных преобразований российской экономики.
Степень разработанности проблемы. Диссертационное исследование базируется на научных работах, в которых представлены теоретические и методологические вопросы государственного управления цифровой трансформацией НЭС.
Наибольший вклад в создание и развитие основных теоретических положений, связанных с проблемами управления цифровой трансформацией и внедрением цифровых технологий в НЭС, внесли такие зарубежные ученые, как С. Вольф, Я. Гельдерен, У. Джевонс, В. Дэйн, Х. Кларк, А. Кляйнкнехт, Г. Менш, Й. Шумпетер и отечественные ученые и специалисты, такие как А.И. Анчишкин, С.С. Галазова, С.Ю. Глазьев, В.В. Глинский, К.В. Екимова, Н.Д. Кондратьев, Л.В. Лапидус, М.Л. Парвус, И.В. Рыжов, М.И. Туган-Барановский, А.И. Шинкевич и другие. Одновременно требуется развитие теоретических основ управления цифровой трансформацией НЭС с учетом современных тенденций, факторов изменения экономики, научного потенциала и общественных отношений.
Походы к управлению экономическими системами, включая вопросы планирования и прогнозирования НЭС, нашли отражение в научных работах таких зарубежных ученых, как П. Друкер, А. Файоль, Ф. Тейлор, Г. Форд, Г. Эмерсон и отечественных ученых, таких как А.Г. Аганбегян, С.А. Афонцев, А.И. Берг, С.В. Валентей, Б.Н. Кузык, С.А. Лочан, Б.З. Мильнер, Б.Г Преображенский, А.Д. Радыгин, В.С. Раппорт, С.Н. Сильвестров, А.П. Соколов и других. Совершенствования государственного управления требуют методы и инструменты, обеспечивающие успешность внедрения цифровых технологий в социально-экономические процессы.
Особенности и направления государственного управления цифровой трансформацией НЭС, в том числе промышленности и других видов экономической деятельности, представлены в научных исследованиях таких зарубежных ученых, как Б. Буккаерт, С. Винстон, В. Нисканен, Д. Стиглиц и отечественных ученых, таких как В.В. Акбердина, В.В. Безпалов, Т.А. Головина, М.Н. Гусева, С.В. Дорошенко, П.Н. Захаров, С.А. Лукьянов, Т.О. Толстых, О.В. Трофимов, Г.В. Федотова, Д.Ю. Фраймович и других. При этом не до конца сформулирован единый согласованный подход к управлению цифровой трансформацией НЭС, учитывающий современные вызовы нестабильной глобализации.
Вместе с тем, отдавая должное значительному вкладу и результатам исследований ученых и специалистов в данной области, следует отметить, что вопросы государственного управления цифровой трансформацией НЭС и разработка механизма его реализации до сих пор продолжают оставаться предметом научного поиска в целях достижения надлежащего уровня устойчивого развития национальной экономической системы.
Объектом исследования выступает процесс государственного управления цифровой трансформацией национальной экономической системы на макро-, мезо- и микроуровне.
Предметом исследования являются управленческие и организационно-экономические отношения, опосредующие процессы разработки и реализации государственного управления цифровой трансформацией национальной экономической системы.
Цель исследования состоит в обосновании научно-методических и практических разработок, направленных на совершенствование государственного управления цифровой трансформацией национальной экономической системы.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
- предложить концептуальный мультиатрибутивный подход государственного управления к оптимизации модели цифровой трансформации национальной экономической системы на микро- мезо- и макроуровнях;
- детерминировать систему эндогенных и экзогенных факторов, способствующих и препятствующих государственному управлению цифровой трансформацией национальной экономической системы на микро-, мезо- и макроуровнях;
- предложить методический подход к оценке государственного управления цифровой трансформацией национальной экономической системы;
- разработать методику комплексной рейтинговой оценки уровня цифровой трансформации экономической деятельности на региональном уровне национальной экономической системы;
- разработать организационно-экономический инструментарий государственного управления цифровой трансформацией национальной экономической системы
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что обоснование научно-методических и практических разработок, направленных на совершенствование государственного управления цифровой трансформацией национальной экономической системы, будет способствовать реализации данной потребности в современных экономических условиях.
Область исследования соответствует паспорту специальности 5.2.6 Менеджмент: п. 4. Управление экономическими системами, принципы, формы и методы его осуществления; п. 8. Государственное управление социально-экономическими процессами. Государственная политика, механизмы и методы ее разработки и реализации в различных исторических и страновых условиях; п. 26. Стратегии и методы цифровой трансформации бизнеса.
Теоретико-методологической основой диссертации послужили теоретические и практические исследования отечественных и зарубежных ученых в области государственного управления цифровой трансформацией НЭС, исследования механизмов и инструментов осуществления данного вида деятельности.
Реализация цели исследования была достигнута посредством комплексного анализа государственного управления цифровой трансформацией НЭС. Методический подход основан на использовании общенаучных, общеэкономических и специальных методов: анализа и синтеза, индукции, дедукции, научной абстракции, группировок и классификации, экспертных оценок, структурно-функционального анализа, экономико-математического моделирования.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили законодательные акты и нормативные документы, концепции, стратегии и программы государственных органов РФ, данные государственной статистической отчетности.
В процессе исследования автором использовалась релевантная информация, относящаяся к вопросам государственного управления цифровой трансформацией НЭС.
Научная новизна исследования заключается в обосновании научно-методических и практических разработок, направленных на совершенствование государственного управления цифровой трансформацией национальной экономической системы, ориентированного на согласование макро-, мезо- и микроэкономических интересов цифровизации социально-экономических процессов.
К числу научных результатов, полученных лично автором, можно отнести следующие положения:
- Предложен концептуальный мультиатрибутивный подход государственного управления к оптимизации модели цифровой трансформации НЭС на микро- мезо- и макроуровнях, отличающийся учетом структурных особенностей и специфики цифровой трансформации НЭС, что позволяет выявить приоритетные направления цифровой трансформации экономической деятельности и обосновать ее роль в современных условиях формирования технологического суверенитета (п. 4. Управление экономическими системами, принципы, формы и методы его осуществления).
- Детерминирована система экзогенных и эндогенных факторов, способствующих и препятствующих государственному управлению цифровой трансформацией НЭС на микро-, мезо- и макроуровнях, а также структурированы группы факторов, риски и мероприятия по отраслевым блокам, отличающиеся анализом специфики цифровой трансформации по видам экономической деятельности и неравномерности внедрения цифровых технологий в различных отраслях, что позволяет выявить стратегические ориентиры государственного управления цифровой трансформацией НЭС (п. 8. Государственное управление социально-экономическими процессами. Государственная политика, механизмы и методы ее разработки и реализации в различных исторических и страновых условиях).
- Предложен методический подход к оценке государственного управления цифровой трансформацией НЭС, отличающийся реализацией четырех последовательных этапов на макро-, мезо- и микроуровне, учитывающих развитие следующих блоков: научно-образовательного, использования цифровых технологий, внедрения информационно-коммуникационных технологий, инновационной активности цифровой трансформации, в том числе высоко-, средне- и низкотехнологичных видов деятельности, что позволяет сформировать информационную базу цифровых технологий, выявить проблемы и разработать направления совершенствования государственной политики цифровой трансформации НЭС (26. Стратегии и методы цифровой трансформации бизнеса).
- Разработана методика комплексной рейтинговой оценки уровня цифровой трансформации экономической деятельности на региональном уровне НЭС, отличающаяся от известных уникальной совокупностью показателей цифровых компонент, включающей четыре блока (научно-образовательного потенциала, использования цифровых технологий, внедрения производственных технологий, уровня инновационной активности), и интегральной оценкой уровня цифровой трансформации, что позволяет ранжировать регионы по уровню цифровой активности, повышать эффективность системы управления и контроля цифровой трансформации НЭС, интегрировать меры государственного управления с рыночным саморегулированием (п. 26. Стратегии и методы цифровой трансформации бизнеса).
- Разработан организационно-экономический инструментарий государственного управления цифровой трансформацией национальной экономической системы, отличающийся структурированным набором организационных мероприятий, экономических рычагов и стимулов центра технологического компетентностного внедрения цифровых решений, что позволяет обеспечивать выработку единых стандартов и методологии, контроль архитектуры и синергетическое управление данными цифровой трансформации НЭС в целом (п. 8. Государственное управление социально-экономическими процессами. Государственная политика, механизмы и методы ее разработки и реализации в различных исторических и страновых условиях).
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что основные положения, рекомендации и выводы, представленные в работе, позволяют систематизировать и расширить научные представления о концептуальной сущности государственного управления цифровой трансформацией НЭС, а также обеспечивают обоснование положений, расширяющих представления о значении эндогенных и экзогенных факторов, влияющих на процессы государственного управления и оценки цифровой трансформацией НЭС.
Практическое значение результатов, полученных автором, заключается в возможности использования методического и организационно-экономического инструментария, направленного на развитие цифровой трансформации НЭС в интересах хозяйствующих субъектов, обеспечивающих долгосрочное эффективное развитие. Особое внимание следует обратить на разработку методического подхода к оценке государственного управления цифровой трансформацией НЭС; методику комплексной рейтинговой оценки уровня цифровой трансформации экономической деятельности на региональном уровне НЭС.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы:
- в практической деятельности органов государственной власти при разработке механизмов государственного управления цифровой трансформацией НЭС, при реализации отдельных национальных и федеральных проектов в данной сфере деятельности;
- руководителями предприятий при формировании и реализации стратегий цифровой трансформации бизнес-процессов;
- образовательными организациями высшего образования при преподавании дисциплин менеджмента и государственного муниципального управления.
Автореферат диссертации (текст)
Статьи в журнале по теме: Государственное управление цифровой трансформацией национальной экономической системы
Посмотреть еще в категории: Диссертационные исследования
- Системная оценка эффективности территориального кластера (на примере сырьевого кластера Кузбасса)
- Развитие механизмов финансирования инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства с учетом финансовых рисков
- Экономические инструменты формирования и реализации региональной инновационной политики в социальной сфере
- Цифровая трансформация и ее влияние на инклюзивный экономический рост региона (на примере Приволжского федерального округа)
- Система высшего образования как стратегический ресурс социально-экономического развития регионов Российской Федерации
- Методологические основы управления региональными инновационными комплексами
- Совершенствование методов формирования и оценки маркетингового потенциала региона
- Развитие финансовых технологий в автостраховании