Главная страница » Путеводитель по региональной экономике » Региональная экономика » Теории региональной экономики » Диссертационные исследования » Формирование и развитие механизма управления агропромышленным комплексом региона

Формирование и развитие механизма управления агропромышленным комплексом региона

Формирование и развитие механизма управления агропромышленным комплексом региона

Информация о диссертационном исследовании «Формирование и развитие механизма управления агропромышленным комплексом региона»

Самохвалова Анастасия Александровна

Формирование и развитие механизма управления агропромышленным комплексом региона

  • Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами. АПК и сельское хозяйство)
  • Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук
  • Год защиты:  2022
  • Диссертация выполнена на кафедре управления и отраслевой экономики в ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный аграрный университет»

Основные положения диссертационного исследования

Актуальность темы исследования. Эффективное функционирование агропромышленного комплекса (АПК) является основой для обеспечения населения качественным продовольствием и как следствие продовольственной безопасности страны, повышения конкурентоспособности аграрной продукции, сокращения импорта продовольственных товаров и развития экспортно-ориентированного сельского хозяйства, сохранения сельского уклада, а также занятости населения.

Особенность развития сельского хозяйства заключается его в зависимости от неуправляемых человеком факторов, несмотря на процессы автоматизации, цифровой трансформации отрасли, достижения науки и техники, что усложняет в целом процесс управления аграрной сферой.

В современных условиях система отношений между субъектами АПК не согласована, отмечается расхождение их интересов, дублирование управленческих функций, неэквивалентный обмен между отраслями, нарушение системы межотраслевых балансов и межрегиональной интеграции.

Для эффективного агропромышленного комплекса региона необходимы новые подходы и механизмы, которые сделали бы его экономику более устойчивой, особенно в рыночных отношениях, поскольку каждый хозяйствующий субъект отрасли обладает разными условиями для экономического роста.

Успешное функционирование АПК в настоящее время и на перспективу возможно только при наличии отлаженной системы управления. Рыночная система хозяйствования обнаруживает несовершенство, неспособность скоординировать развитие АПК и получить необходимый экономический эффект. Нужен такой организационно-экономический механизм управления АПК, в основе которого должно быть государство, как комплексный регулятор, создающий необходимые условия для инновационного развития АПК региона. Здесь должны быть разработаны правовые, институциональные, экономические и организационные механизмы и подходы, позволяющие осваивать инновационные технологии, применять обоснованный финансово-кредитный механизм. Вся система функционирования агропромышленного производства должна быть надлежащим образом законодательно оформлена.

Все это указывает на актуальность темы диссертационного исследования и диктует необходимость комплексного исследования теоретико-методологических положений и разработки практических рекомендаций по эффективному управлению агропромышленным комплексом региона на инновационной основе.

Состояние изученности проблемы. Анализ отечественной и зарубежной литературы свидетельствует о широком изучении проблемы управления многими учеными. Вопросы государственного управления освещались в трудах В.А. Беспалова, Г.И. Будылкина, Ю.В. Всеволожского, И.С. Завадского, Н.Д. Кондратьева, Г.М. Лозы, П.Д. Половинкина, Н.А. Пиличева и др.

С учетом особенностей функционирования агропромышленного комплекса весомый вклад в развитие теории и практики управления внесли такие ученые, как Л.И. Абалкин, А.И. Алтухов, В.А. Беспалов, Г.В. Беспахотный, А.А. Быков, Т.И. Гриценко, Н.М. Едренкина, Е.С. Закшевская, Э.Н. Крылатых, В.В. Милосердов, А.Г. Папцов, Е.В. Серова, Л.П. Силаева, В.Ф. Стукач, А.В. Ткач, И.Г. Ушачев и многие другие экономисты.

В современных условиях вопросы данной темы в Сибири рассмотрены в трудах В.Р. Боева, Н.С. Бондарева, О.Ю. Воронковой, И.А. Ганиевой, A.В. Глотко, Г.М. Гриценко, И.В. Ковалевой, А.А. Колесняк, О.В. Косенчук, B.А. Кундиус, Э.М. Лубковой, М.Г. Озеровой, Л.А. Овсянко, А.Л. Полтарыхина, Н.И. Пыжиковой, Е.В. Рудого, Л.А. Сёминой, А.Т. Стадника, Л.В. Тю, Д.В. Ходоса, С.Г. Черновой, С.В. Шарыбар, С.А. Шелковникова, О.В. Шумаковой, И.В. Щетининой, Л.А. Якимовой и др.

Вопросам управления агропромышленным комплексом посвящены работы зарубежных ученых, среди которых И. Ансофф, С.Л. Брю, Т. Веблен, Дж.К. Гелбрейт, Э. Дорнбуш, Р. Друкер, М. Мескон. Г. Минцберг, П. Самуэльсон, М.Е. Портер, И. Шумпетер, А. Файоль и др.

Несмотря на изученность проблемы управления агропромышленным комплексом многими учеными экономистами, до сих пор остаются вопросы, требующие дополнительной проработки взаимоотношений участников аграрной сферы и их регулирования, а также приоритетного бюджетного финансирования, взаимовыгодного сочетания интересов науки, образования, производства, бизнеса и представителей органов власти с учетом территориально-отраслевого принципа.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является решение народнохозяйственной проблемы по обеспечению экономического роста агропромышленного производства региона: теоретическое и методологическое исследование категориальных аспектов управления агропромышленным комплексом, разработка практических рекомендаций по управлению агропромышленным комплексом региона на инновационной основе.

В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:

  1. Дополнены теоретико-методологические основы управления агропромышленным комплексом региона на инновационной основе.
  2. Обоснованы понятие приоритетности АПК и факторы, его определяющие.
  3. Разработаны функциональная структура приоритетного агропромышленного комплекса региона и механизм управления им.
  4. Разработана концепция управления приоритетным АПК.
  5. Уточнены факторы, особенности управления АПК региона на инновационной основе.
  6. Проведено законодательное оформление приоритетности агропромышленного комплекса региона.
  7. Обоснована система бережливого агропромышленного производства как основы его инновационного развития.
  8. Разработаны предложения по размещению сельскохозяйственного производства с учетом развития агрогородков, пищевых и перерабатывающих предприятий в сельской местности.
  9. Обоснованы перспективные параметры развития сельского хозяйства региона.

Объект исследования — отношения, возникающие между субъектами в процессе управления региональным агропромышленным комплексом.

Предмет исследования — закономерности, особенности и факторы, обеспечивающие управление АПК региона на инновационной основе.

Объект наблюдения — хозяйствующие субъекты АПК региона и государственные органы управления отраслью.

Область исследования. Диссертационная работа соответствует п. 1.2.32 «Государственное регулирование сельского хозяйства и других отраслей АПК» и п. 1.2.41 «Планирование и управление агропромышленным комплексом, предприятиями и отраслями АПК» специальности 08.00.05 -Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, комплексами. АПК и сельское хозяйство) Паспорта специальностей ВАК (экономические науки).

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составила совокупность фундаментальных и методологических результатов теоретических и прикладных исследований российских и зарубежных ученых по вопросам управления АПК, нормативно-правовая база законодательных и исполнительных органов власти Российской Федерации, а также Новосибирской области, методические и справочные материалы, информационно-аналитические публикации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Новосибирской области, стратегические и программные документы региональных органов управления, а также сведения, полученные лично автором в результате собственных исследований.

Информационно-эмпирическая база и методы исследования. Для изучения проблемы исследования автором была проведена комплексная научно-практическая и методическая работа, которая реализовывалась с 2008 г. В качества материалов для разработки рабочих гипотез послужили прогнозные данные Министерств, ведомств РФ и Сибирского федерального округа, а также федеральные и региональные программы, нормативно-правовые акты Правительства РФ и другие источники.

В качестве эмпирической базы исследования были использованы научные труды российских и зарубежных ученых, данные Федеральной службы государственной статистики, результаты исследований научных учреждений, а также сведения, полученные автором в результате собственных исследований.

При проведении диссертационного исследования использовались такие методы, как абстрактно-логический, монографического обследования, аналитический, экономико-статистический, ретроспективный, системный подход к исследованию проблем управления агропромышленным комплексом, расчетно-конструктивный, сравнительного анализа, социологических исследований, прогнозных сценариев.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Теоретико-методологические основы управления приоритетным агропромышленным комплексом региона на инновационной основе.
  2. Понятие приоритетности АПК региона и факторы, его определяющие.
  3. Функциональная структура приоритетного агропромышленного комплекса и механизм управления им.
  4. Концепция управления приоритетным АПК региона.
  5. Факторы, особенности управления АПК региона на инновационной основе.
  6. Законодательное оформление приоритетности агропромышленного комплекса региона.
  7. Система бережливого агропромышленного производства как основа его инновационного развития.
  8. Предложения по размещению сельскохозяйственного производства с учетом развития агрогородков, пищевых и перерабатывающих предприятий в сельской местности.
  9. Перспективные параметры развития сельского хозяйства Новосибирского области.

Научная новизна исследования. К числу наиболее значимых результатов исследования относятся:

  1. Развиты теоретико-методологические основы управления приоритетным агропромышленным комплексом региона на инновационной основе, в том числе обосновано в диссертации, что по иерархии развития отраслей предпочтение по сравнению с другими отраслями надо отдавать сельскому хозяйству. На сельское хозяйство должно выделяться такое финансирование, чтобы создавалась прочная продовольственная безопасность страны, а сельское хозяйство было привлекательной отраслью. Это не должно зависеть от мнения руководителей различных рангов, а должно быть закреплено законодательно. В диссертации предлагается создание приоритетного территориально-отраслевого объединения субъектов АПК и органов власти путем закрепления его на законодательном уровне с присвоением статуса юридического лица. Данное объединение должно функционировать на федеральном, региональном и местных уровнях. Под приоритетным территориально-отраслевым объединением АПК понимается законодательно оформленный комплекс субъектов агропромышленного комплекса, выполняющий главную задачу по созданию продовольственной безопасности страны с ежегодным размером финансирования из бюджета, позволяющим вести расширенное воспроизводство. В условиях разгосударствления организаций и предприятий необходима переориентация функционала государственных органов власти: параллельно с управлением отраслями и организациями реализовывать межотраслевое и межрегиональное управление с учетом территориальных особенностей. Автором предложено включить категорию информатизация как одну из функций управления, поскольку эффективность процесса управления зависит от доступности информационных ресурсов, их прозрачности и доступности. Категория инновация должна иметь количественную и временную градацию, что позволит эффективно использовать денежные средства для освоения той или иной инновации. В диссертации предложена авторская формулировка механизма управления приоритетным агропромышленным комплексом, который представляет собой совокупность организационных и экономических направлений, позволяющих вести субъектам АПК расширенное воспроизводство.  Разработка механизма управления АПК с учетом его цифровизации позволит обеспечить общий управленческий подход ко всем участникам, разграничить функции государственных органов власти, что отразится на комплексном развитии отрасли в целом.
  2. Предложено понятие приоритетного агропромышленного комплекса, представляющего собой иерархическую систему устойчивых отношений хозяйствующих субъектов, дифференцированных по формам собственности, реализующих эквивалентный товарообмен между отраслями для обеспечения населения продуктами питания и товарами из сельскохозяйственного сырья (отдельных видов сырья для промышленности), который функционирует как объект стратегического государственного регулирования на основе взаимовыгодного баланса интересов, общественного разделения, специализации и кооперации труда, при этом государству отводится приоритетная роль регулирования и поддержки. Недостатком формирования стратегий, механизмов, методов проводимой аграрной политики является недооценка приоритетности уникального многофункционального сельского хозяйства и в целом агропромышленного комплекса перед другими отраслями экономики. Обострение продовольственных, климатических, социальных, демографическо-миграционных проблем предъявляет требования к реализации аграрной политики с позиции приоритетности. Необходимо обеспечивать не только взаимосвязанное развитие всех отраслей АПК, но и их тесную координацию. Основные критерии приоритетного развития сельского хозяйства: удовлетворение потребностей людей в продуктах питания, одежде, обуви; влияние на функционирование сельскохозяйственного производства природных условий, которыми человек до сих пор не управляет; обеспечение продовольственной безопасности; основой производственной деятельности отрасли являются воспроизводимые ресурсы (плодородие земель, потенциал растений и животных); влияние функционирования сельского хозяйства на изменение климата и состояние окружающей среды; сельское хозяйство определяет социальную и демографическо-миграционную ситуацию; влияние сельскохозяйственного производства на макроэкономические показатели деятельности государства; сельское хозяйство и население являются идентификационным культурным наследием, основой традиций и обычаев сельского уклада. Для обоснования приоритетности агропромышленного комплекса автором определены факторы, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние на функционирование отрасли в целом. Сельское хозяйство, решая проблему занятости земли, параллельно решает вопросы развития территорий и обеспечения населения страны продовольственным и промышленным сырьем. Практически ни у одной другой отрасли народного хозяйства Российской Федерации нет таких глобальных задач. Более того, сельское хозяйство относится к системообразующим элементам среды обитания, создающим основу удовлетворения нужд отдельных индивидов, социальных групп. От успешного развития сельского хозяйства зависит состояние всей страны. В диссертации обоснованы три уровня развития сельского хозяйства: отраслевой, межотраслевой и национальный, и решение почти всех задач отрасли на каждом уровне требует приоритетного государственного регулирования. Основные критерии приоритетности сельского хозяйства должны учитываться как вышестоящими органами управления сельским хозяйством страны, так и ее регионов. Автор отмечает, что чем быстрее будет признана приоритетность сельского хозяйства, тем эффективней будет развиваться вся экономика России.
  3. Разработана функциональная структура приоритетного агропромышленного комплекса региона, где его состав расширен до 6 сфер с выделением в отдельную сферу в качестве приоритетной научное и кадровое сопровождение, являющееся основой для функционирования других сфер деятельности, что позволяет комплексно решать все вопросы развития отрасли. Подготовка кадров и научного персонала как основных носителей инновационных знаний и навыков является залогом эффективной управленческой деятельности во всех звеньях АПК в условиях повышения технологичности и наукоемкости всех сфер АПК, роста требований к аграрному образованию и кадровому обеспечению. Соответственно, возрастает спрос на научно-исследовательскую деятельность в тесной взаимосвязи с реальным сектором экономки, органами власти. Формирование системы аграрного образования в тесной интеграции с научным пространством должно стать драйвером развития АПК. Также разработана структура управления агропромышленным комплексом региона в условиях разветвленной структуры органов исполнительной власти, где устранено дублирование функций Министерства сельского хозяйства Новосибирской области с другими министерствами и ведомствами как на федеральном уровне, так и на местном, а также последовательность функций управления АПК региона на инновационной основе. Предложенный механизм управления агропромышленным комплексом региона с обязательным уточнением значимых функций, задач исполнительных органов власти на всех уровнях способствует созданию более эффективной системы управления. Для практического использования в диссертации предложена организационная модель управления АПК для Новосибирского региона.
  4. Предложена концепция управления АПК региона на инновационной основе. В ней определены цель, объект, предмет, субъекты исследования. Подробно разработаны основные задачи построения механизма управления АПК региона как единого объекта управления. Детально обоснованы основные направления повышения управляемости АПК с соблюдением основных принципов по разработке концепции. Приводятся показатели по определению эффективности основных концептуальных направлений. При практическом применении концепции необходимо предусмотреть увеличение инвестиционных потоков в развитие сельского хозяйства, отразив это в Государственной программе, обосновав Федеральным проектом «Экспорт продукции агропромышленного комплекса», его мероприятиями и целевыми индикаторами. Целесообразно переходить к регулярному проектированию и прогнозированию посредством централизации государственного управления. Необходимо повысить роль Министерства сельского хозяйства России и его региональных управлений, преобразовав его в координационный, регулирующий, научно -исследовательский сектор страны, обеспечивающий продовольственную безопасность.
  5. Уточнены факторы, оказывающие влияние на особенности управления АПК региона на инновационной основе. Развитие сельского хозяйства как наиболее рискованной отрасли АПК в настоящее время выступает не столько отраслевой, сколько межотраслевой проблемой. Систематическое влияние как внешних, так и внутренних факторов на сельскохозяйственное производство создает проблемы и диспропорции в развитии отрасли, часть которых частично решаются, другие -накапливаются и возникают постоянно. Факторы, обусловливающие развитие сельского хозяйства, тесно связаны друг с другом. Достаточное развитие какого-либо фактора сказывается на развитии других. Наиболее важными факторами, влияющими на зональные особенности агропромышленного производства, являются природно-климатические условия, которые до сих пор неподвластны человеку. Поэтому при размещении и специализации сельскохозяйственного производства целесообразно более детально изучать природно-климатические условия в каждом регионе по элементам природного комплекса, что позволит определить оптимальные размеры организаций, поголовье скота, площади посевов, эффективное использование земельных ресурсов, характер земледелия. Помимо природно-климатических факторов на развитие сельского хозяйства влияют организационно-экономические: особый характер привлекательности сельскохозяйственного труда; сельский уклад требует других подходов к формированию территорий; особая роль продукции сельского хозяйства в создании продовольственной безопасности страны и получении дополнительной прибыли; низкая материально-техническая база; специфика освоения передовых приемов производства и достижений науки; растянутый период создания конкурентной среды; хроническое государственное недофинансирование сельского хозяйства. В связи с этим необходимы комплексное государственное регулирование отрасли сельского хозяйства и ее поддержка. Реализация государственной поддержки отразится на основных факторах развития агропромышленного комплекса. Она положительно окажет влияние на деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях здоровой конкуренции, которая обеспечит организациям подстроиться под требования рынка, эффективнее функционировать и использовать современные методы ведения аграрного производства. Использование в сельском хозяйстве процессов цифровизации, автоматизации и роботизации, к сожалению, проходит без должного научного обоснования. В результате сокращаются десятки тысяч рабочих мест. Переход на эти процессы требует коренного пересмотра подготовки кадров для сельского хозяйства.
  6. Проведено законодательное оформление приоритетности агропромышленного комплекса региона с обоснованием предлагаемой формы в виде территориально-отраслевого объединения субъектов АПК и органов государственной власти, имеющего юридический статус со своим расчетным счетом и балансом, четкую специализацию и кооперацию труда, где приоритетная роль регулирования и поддержки принадлежит государству. На протяжении почти 90 лет в России проводились десятки реорганизаций структуры, системы управления, организационно-хозяйственного механизма агропромышленного комплекса. Создавались на федеральном и региональном уровнях различные организационные формы АПК: тресты, концерны, ассоциации, аграрно-индустриальные комбинаты (АИК), совнархозы, агропромышленные объединения, агропромышленные комитеты. Однако ни одна из этих форм не учитывала комплексность развития сельского хозяйства, особенности его отраслевого и территориального развития, нарушались принципы размещения и специализации, существовал высокий диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства. А главное, не учитывался приоритет сельского хозяйства при планировании бюджета страны, региона. Изучая сильные и слабые стороны существующих форм АПК, автором предпринята попытка обосновать приоритетный агропромышленный комплекс и провести его законодательное оформление. Функционирование приоритетного АПК создаст условия для развития отраслей АПК на региональном уровне и координации действий ее субъектов для улучшения обеспечения продовольствием населения, продовольственной безопасности страны, повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и роста эффективности функционирования агропромышленного комплекса, а также содержания оборонно-промышленного комплекса. В диссертации подготовлен проект закона «О приоритетном агропромышленном комплексе региона».
  7. Разработаны рекомендации по использованию системы бережливого производства в агропромышленном комплексе. В отличие от промышленных предприятий в сельском хозяйстве элементы бережливого производства осваиваются в совершенно других условиях и требуют особого подхода. По мнению автора, бережливое производство — это комплексный подход, включающий оптимизацию процесса управления и производства с учетом ориентации на потребителя, обеспечение сбалансированной инфраструктуры и изменение образа мышления, поведения и качества трудовой жизни работников сельского хозяйства с целью минимизации затрат труда, повышения качества и гарантированных поставок продукции. Разработанная концепция и алгоритм освоения системы бережливого производства в сельскохозяйственных организациях направлены в первую очередь на устранение потерь ресурсов, которые увеличивают издержки производства, не добавляя потребительской ценности, необходимой заказчику, а также на сокращение времени, определяющего процесс от начала до конца за счет устранения источников потерь. Система бережливого производства в сельскохозяйственных организациях включает в себя ее структуру, структуру управления и механизм освоения. Для внедрения системы бережливое производство автором разработана анкета, состоящая из 7 разделов. По данным анкетирования, что уязвимыми направлениями реализации хозяйственной деятельности являются: управление качеством (6,1 балла из 10 возможных), технологическое обеспечение и технологические процессы (6,3 балла), производительность труда (7,5 балла). Одним из главных направлений развития бережливого производства в сельском хозяйстве должна стать цифровизация отрасли.
  8. Обоснованы предложения по размещению сельскохозяйственного производства с учетом развития существующих и создания новых агрогородков, пищевых и перерабатывающих организаций в сельской местности с целью восстановления сельского уклада, создания привлекательных условий для труда, сохранения рабочей силы, улучшения качества жизни, развития производственной сферы и социальной инфраструктуры на селе. В диссертации предлагается полномасштабное их развитие. Одним из направлений оптимального размещения сельскохозяйственного производства могут стать расширение и обновление существующих агрогородков и создание новых в населенных пунктах, в которых расположены базовые, передовые сельскохозяйственные организации по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Автореферат диссертации (текст)

ЗагрузчикЗагрузка...
Логотип EADСлишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать документ [1.26 MB]

Статьи в журнале по теме: Формирование и развитие механизма управления агропромышленным комплексом региона

Посмотреть еще в категории: Диссертационные исследования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *