Государственно-частное партнерство
Государственно-частное партнерство
Государственно-частное партнерство (ГЧП) — это долгосрочная договоренность между правительством и учреждениями частного сектора.
Как правило, речь идет о финансировании частным капиталом государственных проектов и услуг авансом, а затем о получении доходов от налогоплательщиков и/или пользователей в течение срока действия договора ГЧП. Государственно-частное партнерство было реализовано во многих странах и в основном используется для инфраструктурных проектов. Они использовались для строительства, оснащения, эксплуатации и обслуживания школ, больниц, транспортных систем, систем водоснабжения и канализации.
Современное «государственно-частное партнерство» возникло примерно в конце 20-го века. Они были связаны с неолиберальной политикой, направленной на расширение участия частного сектора в государственном управлении. Они рассматривались правительствами во всем мире как метод финансирования новых или восстановленных активов государственного сектора за пределами их баланса. На заре тысячелетия это видение ГЧП подверглось резкой критике, поскольку налогоплательщики или пользователи по-прежнему должны были платить за эти проекты ГЧП наряду с непропорционально высокими процентными расходами.
ГЧП являются спорными инструментами финансирования, в основном из-за опасений, что государственная отдача от инвестиций ниже, чем отдача частного спонсора. ГЧП тесно связано с такими концепциями, как приватизация и заключение контрактов на оказание государственных услуг. Секретность, окружающая их финансовые данные, усложняет процесс оценки того, были ли ГЧП успешными. Сторонники ГЧП подчеркивают разделение рисков и развитие инноваций, в то время как критики осуждают их более высокие затраты и проблемы подотчетности. Например, данные о показателях ГЧП с точки зрения соотношения цены и качества и эффективности неоднозначны и часто отсутствуют.
В числе базовых признаков государственно-частных партнерств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:
- сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;
- взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;
- взаимодействие сторон имеет равноправный характер;
- ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;
- в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;
- финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.
Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.
Для успешного выполнения программы ГЧП необходимы:
- Политическая воля.
- Соответствующая нормативно-правовая база.
- Объекты со значительными первоначальными капиталовложениями и наличием долгосрочных требований к обслуживанию на протяжении всего жизненного цикла.
- Сходные по размеру проекты для сравнения расходов с затратами на организацию государственных закупок.
- Постоянное гарантированное появление проектов, способных заинтересовать частные компании создавать технологические, инвестиционные и финансовые возможности.
- Институциональные возможности для управления как всей программой ГЧП, так и отдельными проектами.
Финансирование, подотчетность и прозрачность
Определяющим аспектом многих инфраструктурных ГЧП является то, что большая часть авансового финансирования осуществляется через частный сектор. Способы осуществления этого финансирования существенно различаются в зависимости от страны.
Частные монополии, создаваемые ГЧП, могут порождать погоню за рентой, что приводит к резкому росту издержек для пользователей и/или налогоплательщиков на этапе эксплуатации проекта.
Некоторые государственно-частные партнерства, когда речь идет о разработке новых технологий, включают соглашения о распределении прибыли. Как правило, это включает в себя разделение доходов между изобретателем и общественностью после коммерциализации технологии. Соглашения о распределении прибыли могут действовать в течение фиксированного периода времени или бессрочно.
Одним из основных критических замечаний в адрес государственно-частного партнерства является отсутствие подотчетности и прозрачности, связанных с этими проектами. Одна из причин, по которой данные о показателях ГЧП часто недоступны, заключается в том, что большинство финансовых деталей находятся под завесой положений о коммерческой конфиденциальности и недоступны для исследователей и общественности.
Формы реализации ГЧП в сфере экономики и государственного управления
В широком смысле к основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления можно отнести:
- любые взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса;
- государственные контракты;
- арендные отношения;
- финансовую аренду (лизинг);
- государственно-частные предприятия;
- соглашения о разделе продукции (СРП);
- концессионные соглашения.
Рекомендуемая литература
- Википедия.