Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №4 (56), 2018

Практика использования механизмов государственно-частного партнерства в Ростовской области

The practice of using mechanisms of public-private partnership in the Rostov region

Авторы


кандидат экономических наук, доцент кафедры теории и технологий в менеджменте
Россия, Южный федеральный университет
ir.priadko15@yandex.ru

Аннотация

В приведенной статье анализируется государственно-частное партнерство как инструмент развития экономической и социальной сферы Ростовской области. В современном обществе сформировался широкий набор мер комплексной поддержки проектов ГЧП, который осуществляется как вне проекта, так и в рамках самого проекта, на всех этапах жизненного цикла и на всех уровнях государственной власти. Автором показана динамика развития государственно-частного партнерства в Ростовской области.

Ключевые слова

Ростовская область, государственно-частное партнерство, концессионные соглашения, региональные проекты

Рекомендуемая ссылка
Прядко Ирина Анатольевна
Практика использования механизмов государственно-частного партнерства в Ростовской области// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (56). Номер статьи: 5622. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5622/
Authors

Prjadko Irina Anatol'evna
PHD, associate Professor Department of theory and technologies in management
Russia, Southern Federal University
ir.priadko15@yandex.ru

Abstract

The article analyzes public-private partnership as an instrument of economic and social development of the Rostov region. Modern society has developed a wide range of measures for comprehensive support of PPP projects, which is carried out both outside the project and within the project itself, at all stages of the life cycle and at all levels of government. The author shows the dynamics of development of public-private partnership in the Rostov region.

Keywords

Rostov region, public-private partnership, concession agreements, regional projects

Suggested Citation
Prjadko Irina Anatol'evna
The practice of using mechanisms of public-private partnership in the Rostov region. Regional economy and management: electronic scientific journal. №4 (56). Art. #5622. Date issued: 2018-12-27. Available at: https://eee-region.ru/article/5622/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Эффективные преобразования и рост экономики государства являются основными приоритетами политики Российской Федерации на долгосрочную и среднесрочную перспективу. В соответствии с положением Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года «достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагают выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса».

На протяжении многих лет в мировой практике формировался широкий набор мер комплексной поддержки проектов ГЧП, которая осуществляется как вне проекта, так и в рамках самого проекта, на всех этапах жизненного цикла и на всех уровнях государственной власти – от местного до федерального. При осуществлении партнерства государственные органы исполнительной власти, обычно выступают в качестве инициатора программ, финансирующей стороны, государственного заказчика, а также в качестве структур, образующих государственные учреждения, предприятия, фонды и организаций смешанных форм собственности.

Меры финансовой поддержки:

  1. Софинансирование
    • затрат на создание/реконструкцию и эксплуатацию объекта.
  2. Участие в капитале
    • инвестиции в обмен на право оказания влияния на развитие компании.
  3. Льготное кредитование
    • предоставление займов по сниженной или нулевой процентной ставке.
  4. Субсидирование
    • субсидирование процентной ставки по кредитам;
    • субсидирование уплаты по аренде или лизингу.
  5. Гарантии и страхование
    • гарантийное обеспечение в виде поручительств для расширения доступа компаний к кредитным ресурсам;
    • снижение рисков инвесторов за счет страхования финансовых обязательств частного партнера.
  6. Государственные льготы
    • точечное тарифное регулирование, установление благоприятных для отрасли и/или частных компаний тарифов;
    • налоговые льготы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
    • льготы на аренду помещения, земельного участка, лизинг оборудования.

Меры нефинансовой поддержки:

  1. Административная и законодательнаяподдержка
    • продвижение стратегических инициатив;
    • ускоренная процедура согласования разрешительной и иной документации, система «одного окна»;
    • подключение объекта инфраструктуры к технологическим сетям;
    • принятие необходимых НПА для стимулирования рынка и обеспечение стабильности правового регулирования.
  2. Методологическая поддержка и исследованиерынка
    • изучение рынка проектов ГЧП, его объема и возможностей, расчет инфраструктурных разрывов;
    • разработка методических рекомендаций.
  3. Правовое и финансовоеконсультирование
    • компенсации нехватки юридических и экономических компетенций у сотрудников производителя;
    • структурирование проекта ГЧП, в том числе концессий, и помощь в решении вопросов, возникающих в процессе реализации проекта.
  4. Информационная и образовательнаяподдержка
    • освещение проектов ГЧП и предоставление необходимых данных;
    • формирование базы данных проектов;
    • поисквозможных источников инвестиций;
    • повышение квалификации всех участников процессов ГЧП и привлечение новых стейкхолдеров.

 

Реализация проектов ГЧП в Ростовской области

На реализацию проектов ГЧП в государственной программе области «Экономическое развитие и инновационная экономика» до 2020 года предусмотрено более полумиллиарда рублей ежегодно. Отметим, что по данным Центра развития ГЧП, Ростовская область замкнула топ-15 лучших регионов.

Напомним, что в начале 2013 года губернатор В.Голубев подписал постановление, в соответствии с которым в Ростовской области упрощена процедура получения субсидий предпринимателями в рамках государственно-частного партнерства.

Согласно документу, предоставление субсидий дифференцированно в зависимости от объема инвестиций. При вложениях не более 1 млрд рублей компенсация составит до 50 млн рублей по электро- и 30 млн рублей по газоснабжению. Если вложения составили от 1 млрд рублей до 3 млрд рублей компенсация составит до 75 млн рублей по электро- и 50 млн рублей по газоснабжению. Если инвестиции превысят 3 млрд рублей, инвестор получит до 100 млн рублей по электро- и 70 млн рублей по газоснабжению.

В условиях ограниченных бюджетных возможностей для решения общественно значимых задач необходимо привлечение частного капитала при реализации инфраструктурных и социальных проектов.

Одним из действенных инструментов достижения обозначенной цели является государственно-частное партнерство (ГЧП). Ростовская область была одним из первых субъектов Российской Федерации, которая целенаправленно и последовательно создавала на своей территории правовые основы для отработки механизма ГЧП.

Это позволило приступить к реализации крупных проектов с элементами ГЧП в сфере жилищно-коммунального хозяйства для развития систем водоснабжения и водоотведения с учетом жилищного и промышленного строительства в городе Ростове-на-Дону и его пригородах, а также обеспечения экологической безопасности в акватории реки Дон, Азовского и Черного морей.

На условиях ГЧП в рамках регионального законодательства осуществлена реконструкция набережной в Ростове-на-Дону, построены водноспортивные оздоровительные комплексы в Ростове-на-Дону, поселках Целина и Каменоломни Октябрьского (с) района области, созданы центры амбулаторного гемодиализа в Ростове-на-Дону, Таганроге, Волгодонске, Шахтах.

С 2005 года в России начала формироваться федеральная законодательная база в сфере государственно-частного партнерства — принят Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [1]. Закон стал, по сути, первым актом нормативного характера, регулирующим отношения в сфере ГЧП. Однако практика применения потребовала его доработки (изменения вносились порядка 20 раз).

Однако рынок концессионных соглашений постепенно набирает обороты, в том числе и в Ростовской области. В регионе уже реализовано более 100 проектов в рамках Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ.

В 2015 году федеральное законодательство пополнилось Федеральным законом от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2]. На рис. 1 представлена схема реализации механизма частной инициативы в рамках Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ [2].

 

Схема реализации механизма частной инициативы в рамках Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ

Рис. 1 Схема реализации механизма частной инициативы в рамках Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ

 

Ввиду детальной регламентации процесса подготовки и реализации проектов на условиях ГЧП, установленной Законом о ГЧП (рис.1), Областной закон Ростовской области от 22.07.2010 № 448-ЗС «Об основах государственно-частного партнерства» признан утратившим силу [3].

Кроме того, разработана нормативно-правовая база, необходимая для практической реализации положений Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ [2]:

  1. Постановление Правительства Ростовской области от 01.04.2017 № 246 «О комиссии по оценке проектов государственно-частного партнерства, концессионных соглашений, публичным партнером (концедентом) в которых является Ростовская область» [4].
  2. Постановление Правительства Ростовской области от 05.04.2017 № 249 «О межведомственном взаимодействии органов исполнительной власти Ростовской области при подготовке и реализации проектов государственно-частного партнерства, концессионных соглашений, публичным партнером (концедентом) в которых является Ростовская область» [5].
  3. Постановление Правительства Ростовской области от 12.08.2016 № 568 «Об утверждении Положения о министерстве экономического развития Ростовской области» [6].

Результаты мониторинга заключения и реализации в Ростовской области заключенных концессионных соглашений, в том числе на предмет соблюдения сторонами взятых на себя обязательств по достижению целевых показателей, содержащихся в концессионном соглашении, сроков их реализации, объема привлекаемых инвестиций и других существенных условий концессионного соглашения.

Работа, проведенная в 2016 году, позволила региону повысить уровень развития ГЧП на 16,8 % (с 27,7 % в 2015 году до 44,5 % в 2016 году). Так, в 2017 году Ростовская область заняла в рейтинге регионов Российской Федерации по уровню развития ГЧП 33 место. Среди субъектов ЮФО Ростовская область уступает лишь Астраханской области на 3,7 % [7].

По состоянию на 01.01.2018, в Ростовской области реализуется 117 проектов на условиях ГЧП (концессионных соглашений).

В отраслевом разрезе большинство проектов в регионе реализуется в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

 

Отраслевой разрез проектов на условиях ГЧП

Рис. 2 Отраслевой разрез проектов на условиях ГЧП

 

Практика использования механизмов ГЧП (концессионных соглашений) в Ростовской области началась с 2008 года (в 2008 году заключен проект в рамках регионального законодательства о ГЧП) и наращивается ежегодно.

В Ростовской области реализуется 2 региональных проекта и 115 муниципальных. Среди муниципальных проектов 2 проекта имеют межмуниципальный характер, 2 — муниципальный с региональным участием, 1 — межмуниципальный с региональным участием.

В 2017 году заключено 11 концессионных соглашений (городами Волгодонск, Белая Калитва, Красный Сулин, а так же Октябрьским (с) и  Родионово-Несветайским районами Ростовской области).

 

Количество заключенных концессионных соглашений в Ростовской области

Рис 3. Количество заключенных концессионных соглашений в Ростовской области

 

Из 55 городских округов и муниципальных районов Ростовской области опыт реализации проектов ГЧП (концессионных соглашений) имеют 22. Наибольшее количество проектов реализуется в Октябрьском районе Ростовской области [7].

 

Реализация проектов ГЧП в районах Ростовской области

Рис. 4 – Реализация проектов ГЧП в районах Ростовской области

 

В 2018 году планируется заключение 45 соглашений в сфере ГЧП (концессионных соглашений).

Перечень объектов, которые могут быть переданы под реализацию проектов в рамках ГЧП (концессионных соглашений) в 2018 году, включает 1545 объектов.

Список реализуемых и планируемых к реализации соглашений, а также перечень объектов, которые могут быть переданы под реализацию проектов в рамках ГЧП (концессионных соглашений), размещены на инвестиционном портале Ростовской области, официальном сайте министерства экономического развития Ростовской области, официальном сайте уполномоченной организации в сфере государственно-частного партнерства — АО «Региональная корпорация развития».

Мониторинг концессионных соглашений проведен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2017 № 259 «Об утверждении Правил проведения мониторинга заключения и реализации заключенных концессионных соглашений, в том числе на предмет соблюдения сторонами концессионного соглашения взятых на себя обязательств по достижению целевых показателей, содержащихся в концессионном соглашении, сроков их реализации, объема привлекаемых инвестиций и иных существенных условий концессионного соглашения» [8].

 

Заключение

Для стимулирования успешного применения государственно-частного партнерства, в первую очередь, необходимо сокращать существующие преграды, связанные с текущими особенностями страны и сформировавшейся конъюнктурой. В современной ситуации, в условиях острой нехватки инвестиций, следует обращаться к нефинансовым мерам поддержки ГЧП в Ростовской области и стремиться к системности и открытости в работе компетентных органов. При этом в своей работе по содействию в реализации проектов ГЧП следует активнее привлекать частные структуры, также имеющие серьезное влияние на общую динамику развития рынка проектов ГЧП.

 

Литература

  1. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 N 115-ФЗ (последняя редакция) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/
  2. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 N 224-ФЗ (последняя редакция) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/
  3. Областной закон от 22.07.2010 № 448-ЗС «Об основах государственно-частного партнерства» 14 января 2013// URL: http://docs.cntd.ru/document/895260844
  4. Постановление Правительства Ростовской области от 01.04.2017 № 246 «О комиссии по оценке проектов государственно-частного партнерства, концессионных соглашений, публичным партнером (концедентом) в которых является Ростовская область»// URL: http://docs.cntd.ru/document/446180944
  5. Постановление Правительства Ростовской области от 05.04.2017 № 249 «О межведомственном взаимодействии органов исполнительной власти Ростовской области при подготовке и реализации проектов государственно-частного партнерства, концессионных соглашений, публичным партнером (концедентом) в которых является Ростовская область»// URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW186;n=77899#06789535328241876
  6. Постановление от 12 августа 2016 № 568 «Об утверждении Положения о министерстве экономического развития Ростовской области» // URL: http://www.donland.ru/documents/Ob-utverzhdenii-Polozheniya-o-ministerstve-ehkonomicheskogo-razvitiya-Rostovskojj-oblasti?pageid=128483&mid=134977&itemId=24313
  7. Инвестиционный портал Ростовской области. Мониторинг ГЧП // URL: https://invest-don.com/ru/Monitoring_PPP/
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.03.2017 № 259 «Об утверждении Правил проведения мониторинга заключения и реализации заключенных концессионных соглашений, в том числе на предмет соблюдения сторонами концессионного соглашения взятых на себя обязательств по достижению целевых показателей, содержащихся в концессионном соглашении, сроков их реализации, объема привлекаемых инвестиций и иных существенных условий концессионного соглашения». // URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71524764/

 

References

  1. Federal Law «On Concession Agreements [O koncessionnyh soglashenijah]» dated July 21, 2005 N 115-FZ (last revised) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/
  2. Federal Law «On Public-Private Partnership, Municipal-Private Partnership in the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation [O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, municipal’no-chastnom partnerstve v Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel’nye zakonodatel’nye akty Rossijskoj Federacii]» dated July 13, 2015 N 224-FZ (last revised) // URL: http: //www.consultant. ru / document / cons_doc_LAW_182660 /
  3. Regional law of July 22, 2010 No. 448-ZS “On the basis of public-private partnership [Ob osnovah gosudarstvenno-chastnogo partnerstva]” January 14, 2013 // URL: http: //docs.cntd.ru/document/895260844
  4. Decree of the Government of the Rostov Region of 01.04.2017 No. 246 “On the Commission for the Evaluation of Public-Private Partnership Projects, Concession Agreements, in which the Rostov Region is a public partner [O komissii po ocenke proektov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva, koncessionnyh soglashenij, publichnym partnerom (koncedentom) v kotoryh javljaetsja Rostovskaja oblast’]” // URL: http://docs.cntd.ru/document / 446180944
  5. Resolution of the Government of the Rostov Region of 05.04.2017 No. 249 “On the interdepartmental cooperation of the executive authorities of the Rostov Region in the preparation and implementation of public-private partnership projects, concession agreements, in which the Rostov region is a public partner [O mezhvedomstvennom vzaimodejstvii organov ispolnitel’noj vlasti Rostovskoj oblasti pri podgotovke i realizacii proektov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva, koncessionnyh soglashenij, publichnym partnerom (koncedentom) v kotoryh javljaetsja Rostovskaja oblast’]” // URL: http: / /www.consultant.ru/region/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW186;n=77899#06789535328241876
  6. Resolution of August 12, 2016 No. 568 “On approval of the Regulations on the Ministry of Economic Development of the Rostov Region [Ob utverzhdenii Polozhenija o ministerstve jekonomicheskogo razvitija Rostovskoj oblasti]” // URL: http://www.donland.ru/documents/Ob-utverzhdenii-Polozheniya-o-ministerstve-ehkonomicheskogo-razvitiya-Rostovskojj- oblasti? pageid = 128483 & 134977 & itemId = 24313
  7. Investment portal of the Rostov region. PPP monitoring [Investicionnyj portal Rostovskoj oblasti. Monitoring GChP] // URL: https://invest-don.com/ru/Monitoring_PPP/
  8. Decree of the Government of the Russian Federation of 04.03.2017 No. 259 “On approval of the Rules for monitoring the conclusion and implementation of concluded concession agreements, including for compliance by the parties with the concession agreement undertaken to achieve the targets contained in the concession agreement, their timing sales, the volume of attracted investments and other essential terms of the concession agreement [Ob utverzhdenii Pravil provedenija monitoringa zakljuchenija i realizacii zakljuchennyh koncessionnyh soglashenij, v tom chisle na predmet sobljudenija storonami koncessionnogo soglashenija vzjatyh na sebja objazatel’stv po dostizheniju celevyh pokazatelej, soderzhashhihsja v koncessionnom soglashenii, srokov ih realizacii, ob»ema privlekaemyh investicij i inyh sushhestvennyh uslovij koncessionnogo soglashenija]» // URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71524764/

Государственное и муниципальное управление, Региональное развитие


Упоминание статьи в отзывах

Отзыв Крянева А.В.

Выпуск журнала № 4, 2018 содержит материалы анализа социально-экономических достижений и проблем развития регионов Российской Федерации. Актуальные проблемы влияние демографических факторов на спрос образовательных услуг в регионах России рассмотрены в …

Читать весь отзыв

Отзыв Малаховой Т.А.

Вопросы организации эффективной системы образовательных услуг широко обсуждаются на государственном уровне и в научной среде, поэтому разработка методов оценки развития данных процессов в государстве и их финансовая поддержка находят отражение в статья …

Читать весь отзыв

Читайте также