Главная страница » Публикации » №1 (61) » Развитие государственно-частного партнерства в регионах России

Развитие государственно-частного партнерства в регионах России

Development of public-private partnerships in Russian regions

Авторы

Сетракова Елена Владимировна
аспирант кафедры экономики регионов, отраслей и предприятий
Россия, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
elena.setrakova@rambler.ru

Аннотация

В работе представлено внедрение государственно-частного партнёрства как взаимодействие власти и бизнес-структур в развитие социально-экономической системы региона. Проведён анализ достигнутых показателей развития государственно-частного партнёрства регионов в рамках реализации Концепции долгосрочного развития социально-экономического развития Российской Федерации. Обозначена важность доступности информации о инвестиционных проектах в рамках внедрения государственно-частного партнёрства.

Ключевые слова

регионы России, государственно-частное партнёрство, социально-экономические системы, механизм государственно-частного партнёрства

Рекомендуемая ссылка

Сетракова Елена Владимировна

Развитие государственно-частного партнерства в регионах России// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (61). Номер статьи: 6106. Дата публикации: 23.03.2020. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6106/

Authors

Setrakova Yelena Vladimirovna
graduate student of the department of economics of regions, industries and enterprises
Russia, Rostov State Economic University (RINH)
elena.setrakova@rambler.ru

Abstract

The paper presents the introduction of public-private partnership as an interaction between government and business structures in the development of the socio-economic system of the region. The analysis of the achieved indicators of development of public-private partnership of regions within the framework of the Concept of long-term development of social and economic development of the Russian Federation is carried out. The importance of accessibility of information about investment projects in the framework of public-private partnership implementation is highlighted.

Keywords

Russian regions, public-private partnerships, socio-economic systems, public-private partnerships

Suggested Citation

Setrakova Yelena Vladimirovna

Development of public-private partnerships in Russian regions// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (61). Art. #6106. Date issued: 23.03.2020. Available at: https://eee-region.ru/article/6106/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

На развитие социально-экономического состояния регионов большое влияние оказывает структура социально –экономической системы, в которой назрела необходимость в модернизации механизмов регулирования общественных взаимоотношений в различных сферах.

Особое внимание должно быть уделено модернизации внедрения государственно-частного партнёрства, социального партнёрства и социального предпринимательства в инвестиционные инфраструктурные проекты регионов.

Региональное управление будет эффективным, если будет соответствовать стратегическим целям социально-экономического развития региона, а соответственно на сколько соответствует нуждам и потребностям населения, если разрабатывать применять новые способы, механизмы управления экономикой региона. [3].

Для решения социально-институциональных проблем регионов и страны в целом была разработана Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.[1] В Концепции развития страны до 2020 года кроме всего прочего были сформулированы и основные планы нацеленные на социально-экономическое развитие страны на долгосрочный срок, а так же представлены направления реализации выбранной стратегия, включая этапы и способы.

Одним из направлений реализации этой стратегии является содействие для повышения конкурентоспособности ведущих отраслей экономики развитию механизма государственно-частного партнёрства, предоставление российским компаниям доступности к источникам долгосрочных инвестиций. [1]

Экономика России должна трансформироваться в новую модель пространственного развития, в том числе: «формирование новых центров социально-экономического развития, опираться на развитие инфраструктуры: энергетической, транспортной, производственной, развитие сети территориально-производственных кластеров, которые будут задействовать потенциал регионов». [1]

Цель работы – проанализировать состояние развития государственно-частного партнёрства по федеральным округам в рамках доступности и эффективности взаимодействия властных структур с бизнесом для совершенствования социально-экономической системы.

Объект исследования – взаимодействие властных структур и частного бизнеса как одного из факторов социально-экономического развития регионов.

Предмет исследования – взаимодействие властных структур, бизнеса и гражданского общества через механизм государственно-частного партнёрства.

При проведении исследования использовались методы сравнительного анализа, обобщений, обработка результатов исследования.

 

Результаты исследования

Взаимодействие власти и бизнеса может осуществляться с помощью различных механизмов, таких как кредитно-финансовые, закупки, осуществляемые для государственных нужд, особые экономические зоны и другие. Одним из механизмов может выступать и государственно-частное партнёрство. Результатом такого взаимодействия должно стать повышение социально-экономических показателей региона, повышение качества жизни населения. Цель же любого бизнеса — получение максимальных выгод для себя. Соответственно целью государственно-частного партнёрства является интеграция целей общества и бизнеса. В настоящее время модель взаимодействия власти и общества можно охарактеризовать как добровольно-принудительная благотворительность (по критериям, представленным Морозовой), когда со стороны власти всё-таки наблюдается давление на бизнес, идеальный же вариант просматривается в системе социального партнёрства, когда интересы трёх сторон: власть, бизнес и гражданское общество согласованы и дополняют друг друга. В последнее же время в стране особое внимание стали уделять развитию государственно-частному партнёрству.

Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 № 224-З «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» «государственно-частное партнёрство, муниципально-частное партнёрство – юридически оформленное на определённый срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнёра, с одной стороны, и частного партнёра, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнёрстве, соглашения о муниципально-частном партнёрстве, заключённых в соответствии с Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, услуг и повышения их качества.» [5].

В основном механизм государственно-частного партнёрства применяется при реализации долгосрочных инвестиционных проектов, в основном связанных с коммунально-энергетической средой; теплоснабжением, водоснабжением и водоотведением; жильём и городской средой; благоустройством общественных пространств, а в последнее время в связи с «мусорной реформой» и обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Основными видами реализации механизма государственно-частного партнёрства могут выступать: контракт на выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров, продукции для государственных нужд; аренда объекта муниципального имущества; концессионное соглашение, когда объектом договора становиться передача прав на возмездной основе на определённый срок. При этом не следует забывать, что всё это осуществляется на благо общество, которое имеет право знать и следить за ходом этого процесса. Доступность информации о проблемах региона, о планах по ликвидации обозначенных проблем, о планируемых инвестиционных проектах, предлагаемых как властью, так и бизнесом, и гражданским обществом должна ставиться во главу угла. Информированность, прозрачность, понятность инвестиционных проектов, в том числе и через механизм государственно-частного партнёрства должна проходить через все этапы реализации инвестиционного проекта.

Основной механизм, предложенный автором, взаимодействия бизнеса, власти и гражданского общества реализации инвестиционных проектов в структуре социально-экономической системы представлен на рис. 1.

 

Механизм, взаимодействия бизнеса, власти и гражданского общества реализации инвестиционных проектов (предложенный автором)

Рисунок 1 — Механизм, взаимодействия бизнеса, власти и гражданского общества реализации инвестиционных проектов (предложенный автором)

 

В целях интеграции развития государственно-частного партнёрства при формировании реализации развития социально-экономической системы с учётом принципов концепции развития страны разрабатываются новые способы эффективного вовлечения заинтересованных субъектов выстраивание новой модели. Одной из модели является платформа поддержки инфраструктурных проектов («РОСИФРА»). Данная платформа позволяет субъектам государственно-частного партнёрства рынка инвестиционных и инфраструктурных проектов встретиться друг с другом. Платформа освещает реализацию механизма государственно-частного партнёрства по всем федеральным округам страны.

В таблице 1 автором представлена структура реализации механизма частно-государственного партнерства инвестиционных и инфраструктурных проектов по федеральным округам. Наибольший удельный вес публичных партнёров приходится на Центральный, Приволжский, Северо-Западный и Дальневосточный Федеральный округа (соответственно 23,38%, 18,18%, 14,29 %, 14,29%). Публичными партнёрами могут выступать различные министерства, департаменты и ведомства федеральных округов, заинтересованные в реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов.

Проанализировав объекты для заключения соглашений о частно-государственном партнёрстве можно увидеть, что наибольший удельный вес приходится на Приволжский федеральный округ (33,73%), Центральный федеральный округ (28,92%), Дальневосточный федеральный округ (13,25%) и Северо-Западный федеральный округ (12,05%). Также наибольшая доля планируемых проектов (32,90% приходится на Центральный федеральный округ, Северо-Западный -21,07%, Сибирский – 16,38%, и Дальневосточный – 11,31%.

Доля уже реализуемых инвестиционных проектов публичного партнёра на Центральны федеральный округ составляет 28,28%, Дальневосточный – 20,93%, Приволжский -19,53% и Сибирский – 11,97%.

Общая структура развития государственно-частного партнёрства, представленная на рисунке 2 и таблице 1, позволяет заметить, что лидирующем федеральным округом является Центральный, Дальневосточный, Приволжский и Сибирский федеральные округа.

 

Таблица 1 — Общая структура показателей развития государственно-частного партнёрства (составлено автором на основе данных [2])

Общая структура показателей развития государственно-частного партнёрства

 

 

Развитие ГЧП по федеральным округам

Рисунок 2 — Развитие ГЧП по федеральным округам [2]

 

Проанализировав развитие государственно-частного партнёрства по федеральным округам сравним развитие основных социально-экономических показателей федеральных округов и установим, наблюдается ли взаимосвяь между этими тенденциями.

 

Таблица 2 — Темп роста основных социально-экономических показателей регионов

 

Темп роста основных социально-экономических показателей регионов

 

По темпам роста основных показателей социально-экономического развития (так же как и в тенденции развития государтсвенно-частного партнёрства) выделяется Приволжский федеральный округ, Уральский, Дальневосточный, изменение показателей по отстальным округам находится примерно на одном уровне. Таким образом можно сказать, что существует взаимосвязь между развитием основных социально-экономических показателей региона и уровнем развития государственно-частного партнёрства.

Однако, в целом по стране наблюдается снижение таких показателей в 2019 году по сравнению с 2018 годом как среднегодовая численность занятого населения, ввод в действие жилых домов, и рост таких показателей как потребительские расходы в среднем на душу населения, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, инвестиции в основной капитал, сальдированный финансовый результат. Корме того, основные показатели, запланированные Концепцией развития страны, достигнуты не полностью, механизм развития государственно-частного партнёрства для реализации инвестиционных проектов не достаточно эффективно привлекается.

 

Заключение и выводы

Таким образом, на основе проведённого исследования можно сделать выводы, что социально-экономические системы модефицируются и развиваются. В части взаимодействи властных структур, бизнеса и гражданского общество наблюдается сдвиг в развитии. Повсеместно в федеральных округах для реализации инвестиционных проектов применяется государственно-частное парнёрство, хотя и не во всех регионах эффективно. Однако информационная доступность инвестиционных проектов по регионам находится на недостаточном уровне, поэтому необходимо усилить внимание на развитие информационной доступности как между бизнесом и государственными структурами, планирующими к реализации инвестиционные проекты, так и для структур гражданского общества через информационные потоки в рамках информирования и осуществления гражданского контроля. В размках реализации Концепции долгосрочного развития наблюдается улучшение условий доступа российских компаний к информационным источникам инвестиционных проектов, развитие социально-экономической системы регионов через применение механизма государственно-частного партнёрства.

 

Список литературы

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р Правительство России http://government.ru/info/6217/; http://docs.cntd.ru/document/902130343
  2. РОСИНФРА платформа поддержки инфраструктурных проектов // https://rosinfra.ru/public-partner/17750
  3. Тяглов С.Г., Сетракова Е.В. Региональные аспекты развития института социального партнёрства// Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2013. № 1-2 (41-42). С. 10-16.
  4. Федеральная служба государственной статистики https://www.gks.ru
  5. Федеральный закон «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/.
  6. Частные инвестиции в инфраструктуру Московской области – партнёрство в действии. Текущее состояние и перспективы применения механизмов государственно-частного партнёрства в Московской области. — М.: ассоциация «Центр развития ГЧП», 2017 http://pppcenter.ru/assets/docs/analyze_MO170517.pdf

 

List of references

  1. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020 [Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda], approved by the order of the Government of the Russian Federation No. 1662-R Dated November 17, 2008 http://government.ru/info/6217/; http://docs.cntd.ru/document/902130343
  2. ROSINFRA platform for supporting infrastructure projects [ROSINFRA platforma podderzhki infrastrukturnykh proyektov]// https://rosinfra.ru/public-partner/17750
  3. Tyaglov S.G., Setrakova Ye.V. Regional aspects of the development of the Institute of social partnership [Regional’nyye aspekty razvitiya instituta sotsial’nogo partnorstva]// Bulletin of the Rostov state University of Economics (RINH). 2013. No. 1-2 (41-42). Pp. 10-16.
  4. Federal state statistics service https://www.gks.ru
  5. Federal law» On public-private partnership, municipal-private partnership in the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» [O gosudarstvenno-chastnom partnorstve, munitsipal’no-chastnom partnorstve v Rossiyskoy Federatsii i vnesenii izmeneniy v otdel’nyye zakonodatel’nyye akty Rossiyskoy Federatsii]// access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/.
  6. Private investment in the infrastructure of the Moscow region is a partnership in action. Current state and prospects of using public-private partnership mechanisms in the Moscow region [Chastnyye investitsii v infrastrukturu Moskovskoy oblasti – partnorstvo v deystvii. Tekushcheye sostoyaniye i perspektivy primeneniya mekhanizmov gosudarstvenno-chastnogo partnorstva v Moskovskoy oblasti]// Association «PPP development Center, 2017 http://pppcenter.ru/assets/docs/analyze_MO170517.pdf

Упоминание статьи в отзывах

Отзыв Красильникова О.Ю.

Представленные в номере статьи написаны на актуальные темы. Авторы статей рассматривают обширный круг проблем: оценки показателей стратегического планирования развития региональной экономики, развития Арктики в системе мирохозяйственных связей, роль эт …

Читать весь отзыв

Еще в рубриках

Регионы России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *