Главная страница » Публикации » №4 (76) » К вопросу о международной практике развития транспортной инфраструктуры

К вопросу о международной практике развития транспортной инфраструктуры

International experience in transport infrastructure development

Авторы

Владимирова Ольга Николаевна
Доктор экономических наук, профессор кафедры национальной и региональной экономики
Россия, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
olga.ovladimirova24@yandex.ru
Морозова Анастасия Андреевна
Аспирант кафедры национальной и региональной экономики
Россия, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
maltsevaanastazy@mail.ru

Аннотация

Обеспеченность региона транспортной инфраструктурой является одним из важнейших факторов развития его ресурсного, экономического, социального потенциала. В условиях урбанизации и превращения больших и окружающих их малых городов в агломерации с общей системой транспорта перед крупнейшими мегаполисами мира встает проблема развития транспортной инфраструктуры таких территорий. Статья посвящена вопросу исследования ключевых тенденций и направлений развития транспортной инфраструктуры мировых столиц и окружающих их пристоличных зон. Приведен обзор транспортных политик Лондона, Парижа, Сингапура, Пекина, Токио и других крупнейших транспортных узлов. Отдельно изучен опыт Московского региона, предложены рекомендации по совершенствованию единой транспортной инфраструктуры Москвы и Московской области как пристоличного региона.

Ключевые слова

транспорт, транспортная инфраструктура, мегаполис, агломерация, пристоличный регион.

Рекомендуемая ссылка

Владимирова Ольга Николаевна , Морозова Анастасия Андреевна

К вопросу о международной практике развития транспортной инфраструктуры// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (76). Номер статьи: 7628. Дата публикации: 02.12.2023. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7628/

Authors

Vladimirova Olga Nikolaevna
Doctor of Economic Sciences, Professor at the Department of National and Regional Economics
Russia, Plehanov Russian University of Economics
olga.ovladimirova24@yandex.ru
Morozova Anastasia Andreevna
Postgraduate at the Department of National and Regional Economics
Russia, Plehanov Russian University of Economics
maltsevaanastazy@mail.ru

Abstract

One of the most important factors in the development of the resource, economic, and social potential of the region is its provision with transport infrastructure. Provided urbanization and the transformation of large and surrounding small cities into agglomerations with a common transport system, the largest metropolises in the world are faced with the problem of developing the transport infrastructure of such territories. The article is devoted to the issue of researching key trends and directions for the development of transport infrastructure in world capitals and their surrounding areas. An overview of the transport policies of London, Paris, Singapore, Beijing, Tokyo and other major transport hubs is presented. The authors separately studied the experience of the Moscow region, and made recommendations for improving the unified transport infrastructure of Moscow and the Moscow region as a region bordering the capital.

Keywords

transport, transport infrastructure, metropolis, agglomeration, metropolitan region.

Suggested Citation

Vladimirova Olga Nikolaevna , Morozova Anastasia Andreevna

International experience in transport infrastructure development// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (76). Art. #7628. Date issued: 02.12.2023. Available at: https://eee-region.ru/article/7628/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Крупнейшие мировые агломерации являются наиболее рациональной формой организации урбанизированных территорий [11]. Вокруг них естественным образом формируется пояс пристоличных территорий. Особенность экономико-географического положения пристоличного региона заключается в непосредственной близости от крупного города-мегаполиса, а также наличии фактически единой транспортной сети и общей транспортной инфраструктуры со столицей.

Все крупнейшие города мира по мере роста численности проживающего в них населения осознают важность своевременного развития транспортной инфраструктуры. Транспорт становится ключевым интеграционным фактором развития мегаполиса и окружающих ее территорий. В рамках развития городов транспортная система должна обеспечивать поездки на более далекие расстояния, удовлетворять возрастающие потребности в пассажиро- и грузоперевозках, регулировать нагрузку на транспортную инфраструктуру, бороться с перегруженным трафиком и т. п.

Тенденции и закономерности формирования крупнейших транспортных систем являются сферой интересов ученых и практиков всего мира. Проблемам развития транспорта в российских и зарубежных агломерациях посвящены труды Горева А. Э. [4], Квитко К. Б. [6], Ладик Е. И. [11], Тваровской А. Н. [13]. Отдельные аспекты проблем развития совместной транспортной инфраструктуры Москвы и Московской области рассмотрены в публикациях Гуськовой М. Ф. [5], Трейвиша А. И., Махровой А. Г., Нефедовой Т. Г. [10].

Целью исследования является выявление современных тенденций и особенностей развития транспортной инфраструктуры в мировых мегаполисах и пристоличных регионах. Научная новизна работы заключается в систематизации мирового опыта формирования и развития транспортной инфраструктуры и выявления аспектов, применение которых возможно в российской практике на рассматриваемых территориях.

Для исследования применялись методы системного анализа, метода сравнения, структурно-функционального метода.

 

Результаты исследований

В мировой практике нет устоявшегося термина характеристики территории, окружающей столицу или крупный мегаполис. Наиболее часто используются дефиниции «субурбия», «пригороды», «города-спутники» и др. Важно отметить, что в большинстве стран мира столичные города вместе с окружающими их пристоличными территориями образуют единую административную единицу (Британия, Япония, США). В Китае в структуре административного деления государства выделяются города центрального подчинения (аналогично российским городам федерального значения), являющиеся независимыми субъектами и окруженные поясом пристоличных территорий, которые относятся к другим административным единицам. В этом случае возникает необходимость усиления взаимодействия и совместного стратегического развития единой транспортной системы столиц/мегаполисов и примыкающих к ним регионов. Примерами крупных мировых транспортных узлов являются «Большой Лондон», «Большой Париж», «Большой Нью-Йорк», мегалополис Цзин-Цзинь-Цзи с центром в Пекине (22 млн. чел), Московский регион и другие. В каждом из них центр объединен единой транспортной инфраструктурой с окружающими территориальными комплексами.

Транспортный комплекс мегаполиса включает внутригородской, междугородный и пригородный общественный транспорт, грузовой, специализированный транспорт, а также городские службы, обеспечивающие его функционирование (транспортные парки и депо, гаражи, ремонтные службы, автостоянки, вокзалы, заправочные станции и т.д.).

Резко увеличивающийся трафик в часы пик, нехватка парковочных мест, отсутствие возможности попасть из одной точки периферии в другую без заезда в центр и другие факторы снижают качество жизни людей в крупных городах. В то же время на территориях, окружающих мегаполис, усиливается социальная потребность в росте мобильности, актуальными для населения становятся вопросы временных затрат на проезд от периферии к центру, а также стоимости и комфорта в пути. Кроме того, большинство таких городов не располагает достаточной территорией для совершенствования инфраструктуры городского общественного транспорта, в том числе и на окружающих их пристоличных территориях.

Последние десятилетия прослеживается тенденция совершенствования транспортной политики и развития современной транспортной инфраструктуры во всех густонаселенных городах развитых и развивающихся стран. Увеличивается протяженность электрифицированных и скоростных железных дорог, магистралей с усовершенствованным покрытием, растет густота транспортных путей. Согласно современным проектам реконструкции и строительства городов предполагается, что гражданин будет тратить на дорогу не более тридцати минут в день [7].

Современные города обладают развитыми транспортными системами, включающими разнообразные виды транспорта: метрополитен, автобусы, такси и транспорт пригородного сообщения. Во многих из них встречаются менее распространенные, но исторически сложившиеся виды транспорта: в Лондоне и Нью-Йорке – канатная дорога и паромы, в Москве – монорельсы, трамваи и, до недавнего времени, троллейбусы. Например, троллейбусная сеть Москвы являлась крупнейшей в мире, она работала с 1933 г. по 2020 г.

Согласно аналитическому отчету Мckinsey азиатские мегаполисы Сеул и Гонконг возглавляют рейтинг финансовой доступности общественного транспорта. Кроме того, в азиатских городах более активно развиваются рельсовые виды транспорта и соответствующая инфраструктура, а в европейских – выше плотность и физическая доступность улично-дорожной сети [14].

Для развития транспортной отрасли необходимо постоянное инвестирование в модернизацию инфраструктуры. В последние десятилетия в мире сформировался ориентир на привлечение средств частного бизнеса для строительства и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры. Использование средств частных компаний позволяет снизить нагрузку на государственный бюджет и распределить риски, связанные с реализацией инфраструктурных проектов. Частные компании задействуются для строительства социально-значимых объектов в сфере транспорта (платных автомобильных дорог и их участков, путепроводов, других элементов инфраструктуры) и последующего управления ими. Китай — крупнейший мировой инвестор в сфере транспортной инфраструктуры, он вкладывает в инфраструктурные проекты суммы, равные 8% от своего ВВП [9]. Обращение к мировой практике ГЧП-проектов в сфере транспорта показывает, что она гораздо разнообразнее и шире российской. В частности, во многих странах мира получило распространение строительство метрополитена силами частных предприятий: например, в китайском городе Тяньшань запущен проект строительства 44-километровой линии метро стоимостью 3,3 млрд. долларов, а в Австралии к 2024 г. планируется завершить 30-километровую линию метро, соединяющую Сидней с пригородными районами, стоимостью 2,5 млрд. долларов [2]. Также в рамках ГПЧ идет активное строительство парковочных пространств, канатных дорог, инфраструктуры для наземного скоростного транспорта и, конечно, автомагистралей.

Высокоскоростной пригородный транспорт улучшает качество жизни населения районов, окружающих крупные города. Строительство указанных современных железнодорожных и автомагистралей позволяет значительно снизить время в пути из пристоличных территорий в столицу, что дает населению возможность работать в центре, проживая на относительно большом расстоянии от столицы, где стоимость жилья ниже, а экология лучше. Актуальным является формирование и развитие в центрах и на периферии транспортно-пересадочных узлов, позволяющих оптимально состыковывать различные виды транспорта. Помимо обеспечения интермодальности пассажиров, в пересадочных узлах и транспортных терминалах образуются рабочие места, развивается городская инфраструктура и расширяется торговля. Для первых поясов пристоличных территорий это создает дополнительный импульс экономической активности.

Положительной тенденцией следует подчеркнуть сокращение применения личного автотранспорта за счет повышения эффективности, удобства и комфорта поездок на общественном транспорте. Под эффективностью городского транспорта понимается быстрота и оптимальность перемещения по городу, а под удобством — наличие и доступность состыковочных маршрутов для пассажиров. Власти мегаполисов стремятся сократить количество личных автомобилей на дорогах, превращая некоторые районы исключительно в пространство для пешеходов и велосипедистов. В небольших городах Бельгии практикуют даже бесплатную систему проезда на общественном транспорте, что заставляет практически всех автовладельцев отказаться от использования личного транспорта в пользу городского. Специальные выделенные полосы позволяют увеличить скорость движения общественному транспорту, по сравнению с личным, а также обеспечить возможность планирования определенного времени на конкретную поездку (с учетом пересадок на разные виды транспорта). С целью повышения комфорта и эффективности использования городского транспорта совершенствуются электронные сервисы, водятся единые проездные билеты, разрешающие проезд на нескольких видах транспорта и позволяющие отказаться от необходимости постоянных наличных расчетов. В городскую инфраструктуру внедряются интеллектуальные транспортные системы, которые позволяют отслеживать транспортные потоки с помощью камер и датчиков в режиме реального времени. Кроме того, в мире наблюдается тенденция повышения инклюзивности общественного транспорта: низкопольные вагоны, места и крепления для инвалидных колясок, специальные маршрутные указатели для слабовидящих, кнопки вызова водителя и др.

Еще одной тенденцией в мире является развитие новых моделей использования общественного транспорта — сервисов по аренде (байкшеринг, каршеринг, кикшеринг) и совместному использованию транспорта попутчиками (карпулинг, райдшеринг). Внедряются практики перевозки грузов беспилотными грузовиками и беспилотное такси. Например, в России летом 2023 г. было запущено сразу два экспериментальных проекта беспилотных перевозок: доставка грузов беспилотными тягачами «КАМАЗ» по федеральной трассе М-11 из Санкт-Петербурга в Москву [16], и компания Яндекс реализовала проект сервиса беспилотных такси в районе Ясенево, ставшим тестовым полигоном в рамках г. Москвы [15].

Переход от применения транспортных средств, работающих на бензине и дизельном топливе, к электрическим – еще одна мировая тенденция. Больше половины мирового рынка продаж электромобилей принадлежит Китаю, где планируется ввести запрет на машины с бензиновым или дизельным топливом до 2035 г. Также в ряде стран практикуется введение стимулирующих мер по популяризации электротранспорта: например, в Норвегии применяются налоговые и потребительские преференции для покупателей электротранспорта [3].  Важно отметить, что с активным распространением электромобилей возникают и новые требования к инфраструктуре, обслуживающей их. Становятся необходимыми: заправка электрических транспортных средств с высокой скоростью, что требует значительной мощности зарядных станций, разработка системы утилизации аккумуляторов и передвижных мобильных зарядных станций для экстренной подзарядки. В начале 2023 г. московская компания «Яблочков» (резидент «Сколково») представила прототипы бесконтактной зарядки, предназначенной для электротранспорта и построенной на магнитном резонансе [17]. В будущем планируется внедрять эту систему в элементы городского пространства – на парковках и остановках общественного транспорта.

Города практикуют различные подходы к организации сферы транспорта для жителей своих регионов, и многие меры, оказывающие положительный эффект, впоследствии перенимают другие мегаполисы и внедряют их в своих странах, с учетом существующих реалий. В таблице 1 обобщены особенности транспортных политик крупнейших мировых мегаполисов.

 

Таблица 1. Особенности развития транспорта в мировых мегаполисах

  Мегаполис Специфичные черты развития
1. Лондон, Британия
  • занимает первое место по показателям физической доступности улично-дорожной сети;
  • лидер по доле велосипедных дорожек в общей протяженности дорожного полотна;
  • транспортная политика направлена на сокращение личного автотранспорта населения и предусматривает: платный въезд в определенные зоны столицы, большие штрафы, накапливание штрафных очков автовладельцев по разным нарушениям с последующим изъятием водительских прав на полгода;
  • относительно дорогой железнодорожный транспорт в пригородном сообщении (в пересчете на километр пути).
2. Париж, Франция
  • политика по расширению пешеходной и велосипедной инфраструктуры: превращение некоторых улиц полностью в пешеходные или ограничения на въезд (создание «детских» улиц возле школ въезд в определенные зоны только общественного транспорта), развита сеть проката велосипедов;
  • автоматизированная система ведения поездов метрополитена;
  • информатизация общественного транспорта и развитие электронных сервисов (в городе 2400 электронных табло): автобусные остановки оснащены сетью Wi-Fi, розетками для подзарядки электронных устройств и современными интерактивными дисплеями, которые позволяют изучить схемы общественного транспорта города, узнать время прибытия ближайшего автобуса и время, через которое автобус окажется на нужной остановке.
3. Сингапур
  • ряд мер по регулированию владения личным автотранспортом: система транспортных квот, Сертификат о праве владения автомобилем, налог и регистрационные сборы на покупку транспортного средства;
  • относительно дешевые поездки на такси в сравнении со средним доходом граждан;
  • дорожные сборы за въезд в платную зону города при активном внедрении цифровых технологий: ценообразование является динамическим – стоимость сбора варьируется в зависимости от загруженности дорог, что дает возможность регулировать транспортную нагрузку даже в час пик.
4.

 

Китай

 

 

Шанхай:

  • возглавил рейтинг мегаполисов по экологической безопасности за счет самой высокой доли продаж электромобилей и введенным в Китае мерам по продажам автомобилей, отвечающим экологическому стандарту Chine 6;
  • тестирование технологии беспилотного такси (сервис Didi c 2020 г.).

Пекин:

  • активное строительство автомобильной инфраструктуры: в 2018 г. реализован проект седьмой кольцевой автомобильной дороги вокруг города, связывающей его с пригородами;
  • самый новый подвижный состав метрополитена, новые модели поездов с жидкокристаллическими дисплеями;
  • самый большой велопарк в мире (0,9 млн. велосипедов для совместного использования).
5. Токио, Япония
  • лидер по доступности рельсового транспорта (районы пешей доступности рельсового транспорта охватывают более 80% населения и 94% рабочих мест);
  • проблема перегруженности дорожной сети решена за счет строительства многоярусных автомобильных и железных дорог: нижние уровни занимают региональные дороги, затем межрайонные дороги, а магистрали располагаются на верхнем уровне;
  • зафиксирован самый низкий в мире показатель смертности в результате ДТП, что можно обосновать низким скоростным порогом (максимально разрешенная скорость в городах варьируется от 30 до 40 км/ч), высокими штрафами за его нарушение, а также внедрением интеллектуальной системы управления транспортными потоками (анализ движения пассажиропотоков и нарушения правил дорожного движения).
6. Сеул, Южная Корея
  • самая низкая стоимость проездного билета по отношению к доходу населения;
  • интеллектуальная система управления автобусным сообщением TOPIS, многофункциональные транспортные приложения.
7. Нью-Йорк, США
  • крупнейшая в мире по количеству станций и числу подвижного состава сеть метрополитена и самая разветвленная в США система пригородных поездов (250 станций и 20 железнодорожных линий);
  • паромные переправы и канатная дорога в системе общественного транспорта;
  • прогрессивная шкала дорожных сборов при пиковых нагрузках;
  • система зарабатывания баллов при передвижении пешком или на велосипедах в час пик.
8. Стамбул, Турция
  • разработка мобильного приложения, связывающего воедино все виды транспорта: автобусный, железнодорожный, метрополитен, водный транспорт и такси (построение сложных маршрутов, интеграция с городской транспортной картой);
  • один из самых молодых автобусных парков в мире.

Источник: составлено авторами по [7, 8, 12, 14].

 

По данным международной исследовательской компании Мckinsey в 2021 г. Москва вошла в тройку городов с лучшей транспортной системой, уступив только Сингапуру и Пекину. Регион с 2018 г. входит в десятку лучших благодаря выделенным полосам для городского транспорта, расширению станций метрополитена и строительству МЦД. В то же время важно отметить, что Москва занимает лишь девятое место и отстает от других мегаполисов по показателю устойчивого развития, который предполагает, что население все чаще использует общественный транспорт и средства индивидуальной мобильности, разгружая дорожную сеть [14]. Несмотря на то, что данный показатель Москвы улучшен по сравнению с предыдущим периодом, индекс устойчивого развития будет повышаться по мере сокращения личных транспортных средств на дорогах, а также с вводом ограничений по использованию топливных стандартов и четких правил въезда грузового автотранспорта центр города.

Кроме того, в Московском регионе ситуация существенно усложняется тем, что транспортные системы Москвы и области фактически автономны [4]. С точки зрения нормативно-правового регулирования проблема решается с введением в действие в 2022 г. Стратегии развития транспортной системы Москвы и Московской области на период до 2035 года [1]. На практике же Московская область значительно отстает от столицы в развитии транспортной инфраструктуры, что вызывает перегруженность транспортных магистралей, несбалансированность видов транспорта, ухудшение доступности территорий и увеличение времени, необходимого на проезд от периферии к центру. Для интеграции транспортных систем столицы и области, важно, применяя комплексный подход, развивать скоростной рельсовый и речной грузовой и пассажирский транспорт пригородном сообщении, увеличивать количество транспортно-пересадочных узлов и хордовых связок между радиальными дорогами, внедрять единую систему проездных билетов на всех видах транспорта, включая такси. Кроме того, расширение сети бесплатных перехватывающих парковок рядом с конечными станциями метро и автобусов при въезде в Москву из области позволит приезжающим на работу в центр жителям периферии оставлять личный транспорт при въезде в Москву и пересаживаться на общественный.

Вышеизложенное позволяет определить ключевые тенденции развития транспортной инфраструктуры в крупнейших мегаполисах мира и граничащих с ними территориях. По мнению авторов к ним можно отнести:

  1. Создание высокоскоростной и комфортной транспортной инфраструктуры, в том числе для ежедневной маятниковой трудовой миграции.
  2. Совместные государственные и частные инвестиции в транспортную отрасль.
  3. Акцент на первоочередное развитие и повышение эффективности общественного транспорта: организация специально отведенных полос, модернизация подвижного состава, единые проездные билеты для нескольких видов транспорта и другие.
  4. Цифровизация транспортной отрасли, создание интеллектуальных транспортных систем для управления потоками городского транспорта.
  5. Мобильность пассажиров и инклюзивность транспортной системы.
  6. Активное развитие сервисов по аренде и использованию попутчиками транспорта совместного пользования.
  7. Внедрение мобильных приложений, объединяющих все виды общественного транспорта, с возможностью для пользователей оптимально выстроить маршрут поездки, спрогнозировать ее продолжительность, оплатить единый проездной билет и т.д.

 

Заключение

Транспорт становится важнейшим интеграционным фактором развития мегаполиса. В условиях урбанизации происходит наращивание связанности между населенными пунктами, а транспортная политика является важным инструментом социально-экономической политики крупных городов.

С учетом особенностей экономико-географического положения и административного статуса различных мегаполисов мира и окружающих их территорий транспортная инфраструктура направлена на эффективное обеспечение взаимосвязей на территории регионов и стран, прямо и косвенно влияющих на стабильность экономики и решение социально-экономических проблем государственного и международного уровня.

В мире прослеживается повсеместный тренд на необходимость развития городской агломерации как единого целого, а не только города-ядра. Потому актуальными становятся вопросы повышения связанности транспортной инфраструктуры на пристоличных территориях для того, чтобы обеспечить возможность попасть из одной точки на периферии города в другу без заезда в центр.

В международной практике транспортная политика каждой агломерации разрабатывается на основе системного и комплексного подходов, при этом четко прослеживаются общие характерные черты развития мировой транспортной инфраструктуры. В числе их:

  • формирование единой системы грузопассажирского движения с ориентиром на скорость, безопасность, рост объема перевозок, взаимодействие видов транспорта, возрастающей роли общественного транспорта и др.;
  • современное и эффективное инженерно-техническое, коммуникационное, информационное обеспечение развития транспортной инфраструктуры;
  • решающая роль государственного участия в инвестиционно-инновационных, ресурсных, социальных вложениях в модернизацию транспортной инфраструктуры при одновременной активизации частных инвестиций разного уровня бизнеса (с распределением издержек и рисков);
  • единая транспортная политика мегаполисов и окружающих их территорий (регионов), связанных между собой исторически, административно становятся важнейшими опорными транспортными центрами, имеющими государственное и международное значение.

Таким образом, в транспортной политике государств транспортная инфраструктура понимается как стержневой фактор регионального, государственного, мирового развития.

 

Список литературы:

  1. Стратегия развития транспортной системы Москвы и Московской области на период до 2035 г. от 22.01.2022 г. [Электронный ресурс]. URL: https://mintrans.gov.ru/documents/7/11694. (Дата обращения: 30.10.2023).
  2. Барцева, Г. Фомина, М. ГЧП в общественном транспорте в мире. Официальный сайт инвестиционной группы InfraOne research: [Электронный ресурс]. — URL: https://infraoneresearch.ru/fkh2ub/08ykm2?s1qtyk=1w66dr (дата обращения: 10.11.2023).
  3. Бучнев, А. О., Бучнев, О. А. Особенности стимулирования внедрения электромобильного транспорта как цель государственной политики // Государственная служба. 2023. №2 (142). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-stimulirovaniya-vnedreniya-elektromobilnogo-transporta-kak-tsel-gosudarstvennoy-politiki (дата обращения: 13.11.2023).
  4. Горев, А. Э. Развитие городских транспортных систем крупных городов // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2016. №6 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-gorodskih-transportnyh-sistem-krupnyh-gorodov (дата обращения: 04.11.2023).
  5. Гуськова, М. Ф., Ракитин, Ф. А. Сравнительный анализ моделей и механизмов устойчивого развития транспортной системы мегаполиса. // Экономические науки. 2023. №1 (218). URL: https://ecsn.ru/wp-content/uploads/202301_152.pdf (дата обращения: 10.11.2023).
  6. Квитко, К. Б. Сравнительный анализ международных транспортных систем: инфраструктура, рейтинги, транспортные коридоры // ИТСТ. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-mezhdunarodnyh-transportnyh-sistem-infrastruktura-reytingi-transportnye-koridory (дата обращения: 16.10.2023).
  7. Кнупфер, Ш., Покотило, В., Вётцель, Д. Транспортные системы 24 городов мира: составляющие успеха. 2018 г. Официальный сайт McKinsey&Company: [Электронный ресурс]. — URL: https://www.mckinsey.com/ru/~/media/McKinsey/Business%20Functions/Sustainability/Our%20Insights/Elements%20of%20success%20Urban%20transportation%20systems%20of%2024%20global%20cities/Urban-transportation-systems_rus_e-version.ashx (дата обращения: 21.10.2023).
  8. Ковальчук, О. С., Яценко, С. А. Анализ работы системы общественного пассажирского транспорта г. Сеула (Южная Корея) // Вестник ИрГТУ. 2018. №6 (137). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-raboty-sistemy-obschestvennogo-passazhirskogo-transporta-g-seula-yuzhnaya-koreya (дата обращения: 08.11.2023).
  9. Крамков, В.А., Белякова, Е.В. Мировой опыт формирования региональной транспортно-логистической инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства // Решетневские чтения. 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mirovoy-opyt-formirovaniya-regionalnoy-transportno-logisticheskoy-infrastruktury-na-osnove-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva (дата обращения: 25.10.2023).
  10. Махрова, А. Г., Нефедова, Т. Г., Трейвиш, А. И. Поляризация пространства центрально-российского мегалополиса и мобильность населения. Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2016. №5. С. 77-85.
  11. Перькова, А.Ю., Перькова, М.В., Ладик, Е.И. Формирование и развитие городских агломераций. Зарубежный и отечественный опыт // Вестник БГТУ имени В. Г. Шухова. 2022. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-razvitie-gorodskih-aglomeratsiy-zarubezhnyy-i-otechestvennyy-opyt (дата обращения: 01.11.2023).
  12. Сайфудинова, Н. З., Петрова, Д. А., Поляков, В. Н., Зиангиров, А. Ф., Нургалиев И. З. Развитие транспортной инфраструктуры Сингапура. // Московский экономический журнал. 2021. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-transportnoy-infrastruktury (дата обращения: 18.10.2023).
  13. Тваровская, А.И. Зарубежный опыт использования транспортных систем в качестве фактора регионального развития // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2012. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-ispolzovaniya-transportnyh-sistem-v-kachestve-faktora-regionalnogo-razvitiya (дата обращения: 31.10.2023).
  14. Чечулин, Д., Мор, Д., Покотило, В., Вётцель, Д. Транспортные системы 25 городов мира: составляющие успеха. 2021 г. Официальный сайт McKinsey&Company: [Электронный ресурс]. — URL: https://www.mckinsey.com/ru/our-insights/building-an-efficient-transportation-system-five-takeaways-from-a-mckinsey-study-covering-25-cities-around-the-world (дата обращения: 16.10.2023).
  15. РИА Новости. «Яндекс» запустил беспилотные такси: [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20230607/taksi-1876683175.html (Дата обращения: 08.11.2023).
  16. Официальный сайт Министерства Транспорта Российской Федерации. Дан старт движению беспилотных грузовиков по трассе М-11 «Нева»: [Электронный ресурс]. URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/news/10741 дата обращения: 08.11.2023).
  17. Официальный сайт Университета ИТМО. ИТМО и компания «Яблочков» разработали первую в России систему беспроводной зарядки для электротранспорта: [Электронный ресурс]. — URL: https://news.itmo.ru/ru/science/photonics/news/13053/ (дата обращения: 25.10.2023).

 

References:

  1. Strategy for the development of the transport system of Moscow and the Moscow region for the period until 2035 [Strategiya razvitiya transportnoy sistemy Moskvy i Moskovskoy oblasti na period do 2035 g. ot 22.01.2022 g.]. Available at: https://mintrans.gov.ru/documents/7/11694. (Date of access: 10/30/2023).
  2. Bartseva, G. Fomina M. PPP in public transport in the world. Official website of the investment group InfraOne research [GCHP v obshchestvennom transporte v mire. Ofitsial’nyy sayt investitsionnoy gruppy InfraOne research]. Available at: https://infraoneresearch.ru/fkh2ub/08ykm2?s1qtyk=1w66dr (accessed: 11/10/2023).
  3. Buchnev, A. O., Buchnev, O. A. Features of stimulating the introduction of electric vehicles as a goal of state policy [Osobennosti stimulirovaniya vnedreniya elektromobil’nogo transporta kak tsel’ gosudarstvennoy politiki]// State Service. 2023. No. 2 (142). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-stimulirovaniya-vnedreniya-elektromobilnogo-transporta-kak-tsel-gosudarstvennoy-politiki (accessed: 11/13/2023).
  4. Gorev, A. E. Development of urban transport systems of large cities [Razvitiye gorodskikh transportnykh sistem krupnykh gorodov]// Transport of the Russian Federation. Magazine about science, practice, economics. 2016. No. 6 (67). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-gorodskih-transportnyh-sistem-krupnyh-gorodov (accessed: 11/04/2023).
  5. Guskova, M. F., Rakitin, F. A. Comparative analysis of models and mechanisms of sustainable development of the transport system of a metropolis. [Sravnitel’nyy analiz modeley i mekhanizmov ustoychivogo razvitiya transportnoy sistemy megapolisa]// Economic Sciences. 2023. No. 1 (218). Available at: https://ecsn.ru/wp-content/uploads/202301_152.pdf (accessed: 11/10/2023).
  6. Kvitko, K. B. Comparative analysis of international transport systems: infrastructure, ratings, transport corridors [Sravnitel’nyy analiz mezhdunarodnykh transportnykh sistem: infrastruktura, reytingi, transportnyye koridory]// ITST. 2020. No. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-mezhdunarodnyh-transportnyh-sistem-infrastruktura-reytingi-transportnye-koridory (accessed: 10/16/2023).
  7. Knupfer, S. M., Pokotilo, V., Woetzel, J. Elements of success: Urban transportation systems  of 24 global cities. 2018. Official website of McKinsey&Company [Transportnyye sistemy 24 gorodov mira: sostavlyayushchiye uspekha. 2018 g. Ofitsial’nyy sayt McKinsey&Company]. Available at: https://www.mckinsey.com/ru/~/media/McKinsey/Business%20Functions/Sustainability/Our%20Insights/Elements%20of%20success%20Urban%20transportation%20systems%20of%2024%20global%20cities /Urban-transportation-systems_rus_e-version.ashx (accessed: 10/21/2023).
  8. Kovalchuk, O. S., Yatsenko, S. A. Analysis of the operation of the public passenger transport system in Seoul (South Korea) [Analiz raboty sistemy obshchestvennogo passazhirskogo transporta g. Seula (Yuzhnaya Koreya)] // Bulletin of ISTU. 2018. No. 6 (137). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-raboty-sistemy-obschestvennogo-passazhirskogo-transporta-g-seula-yuzhnaya-koreya (accessed: 11/08/2023).
  9. Kramkov, V.A., Belyakova, E.V. World experience in the formation of regional transport and logistics infrastructure based on public-private partnership [Mirovoy opyt formirovaniya regional’noy transportno-logisticheskoy infrastruktury na osnove gosudarstvenno-chastnogo partnerstva]// Reshetnev Readings. 2018. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/mirovoy-opyt-formirovaniya-regionalnoy-transportno-logisticheskoy-infrastruktury-na-osnove-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva (accessed: 10/25/2023).
  10. Makhrova, A. G., Nefedova, T. G., Treivish, A. I. Polarization of the space of the Central Russian megalopolis and population mobility [Polyarizatsiya prostranstva tsentral’no-rossiyskogo megalopolisa i mobil’nost’ naseleniya]. Bulletin of Moscow University. Series 5. Geography. 2016. No. 5. pp. 77-85.
  11. Perkova, A.Yu., Perkova, M.V., Ladik, E.I. Formation and development of urban agglomerations. Foreign and domestic experience [Formirovaniye i razvitiye gorodskikh aglomeratsiy. Zarubezhnyy i otechestvennyy opyt]// Bulletin of BSTU named after V. G. Shukhov. 2022. No. 8. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-razvitie-gorodskih-aglomeratsiy-zarubezhnyy-i-otechestvennyy-opyt (accessed: 11/01/2023).
  12. Sayfudinova, N.Z., Petrova, D.A., Polyakov, V.N., Ziangirov, A.F., Nurgaliev I.Z. Development of transport infrastructure in Singapore [Razvitiye transportnoy infrastruktury Singapura] // Moscow Economic Journal. 2021. No. 5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-transportnoy-infrastruktury (access date: 10/18/2023).
  13. Tvarovskaya, A.I. Foreign experience in using transport systems as a factor in regional development [Zarubezhnyy opyt ispol’zovaniya transportnykh sistem v kachestve faktora regional’nogo razvitiya]// Strategy for sustainable development of Russian regions. 2012. No. 9. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-ispolzovaniya-transportnyh-sistem-v-kachestve-faktora-regionalnogo-razvitiya (accessed: 10/31/2023).
  14. Chechulin, D., Mohr D., Pokotilo, V., Woetzel, J. Urban transportation systems of 25 global cities Elements of success 2021. Official website of McKinsey&Company [Transportnyye sistemy 25 gorodov mira: sostavlyayushchiye uspekha. 2021 g. Ofitsial’nyy sayt McKinsey&Company]. Available at: https://www.mckinsey.com/ru/our-insights/building-an-efficient-transportation-system-five-takeaways-from-a-mckinsey-study-covering-25-cities-around-the -world (accessed: 10/16/2023).
  15. RIA Novosti. Yandex launched unmanned taxis [RIA Novosti. «Yandeks» zapustil bespilotnyye taksi]. Available at: https://ria.ru/20230607/taksi-1876683175.html (accessed: 11/08/2023).
  16. Official website of the Ministry of Transport of the Russian Federation. The movement of unmanned trucks along the M-11 Neva highway has been launched [Ofitsial’nyy sayt Ministerstva Transporta Rossiyskoy Federatsii. Dan start dvizheniyu bespilotnykh gruzovikov po trasse M-11 «Neva»]. Available at: https://mintrans.gov.ru/press-center/news/10741 (accessed: 11/08/2023).
  17. Official website of ITMO University. ITMO and the Yablochkov company have developed Russia’s first wireless charging system for electric vehicles [Ofitsial’nyy sayt Universiteta ITMO. ITMO i kompaniya «Yablochkov» razrabotali pervuyu v Rossii sistemu besprovodnoy zaryadki dlya elektrotransporta]. Available at: https://news.itmo.ru/ru/science/photonics/news/13053/ (accessed: 10/25/2023).

Еще в рубриках

Московская область

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *