Главная страница » Публикации » №2 (78) » Тенденции развития мирового рынка труда в сфере креативных индустрий

Тенденции развития мирового рынка труда в сфере креативных индустрий

Trends in the development of the global labor market in creative industries

Авторы

Петрашевская Юлия Викторовна
преподаватель кафедры международного туризма
Республика Беларусь, Белорусский государственный университет
yulya.petrashevskaya@gmail.com

Аннотация

Данная статья посвящена анализу развития творческой (креативной) занятости в мире. Креативные индустрии признаются перспективным направлением социально-экономического прогресса, представляя собой сектор экономики, где сосредоточены таланты многих стран. Несмотря на это, исследований, связанных с креативной занятостью, относительно немного. В научной работе представлен сравнительный анализ креативной и традиционной занятости, выявлены особенности творческого труда. Также рассмотрен классификатор профессий креативных индустрий. Автором исследована сущность творческой занятости и проанализировано ее состояние в Республике Беларусь. На основе теоретических предпосылок определено примерное количество творческих работников в Беларуси.

Ключевые слова

креативные индустрии, творческая занятость, сравнительный анализ, классификация профессий, трудовые ресурсы, занятость, Республика Беларусь.

Рекомендуемая ссылка

Петрашевская Юлия Викторовна

Тенденции развития мирового рынка труда в сфере креативных индустрий// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (78). Номер статьи: 7805. Дата публикации: 21.04.2024. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7805/

Authors

Petrasheuskaya Yuliya Viktorovna
Lecturer at the Department of International Tourism Relations
Republic of Belarus, Belarusian State University
yulya.petrashevskaya@gmail.com

Abstract

The article is devoted to the analysis of creative employment in the world. Creative industries are considered a promising area of socio-economic development. An economic sector in which talent from many countries is concentrated. However, there are few studies related to creative employment. The scientific work presents a comparative analysis of creative and traditional employment, identifying the features of creative work. A classifier with a list of professions in the creative industries is also considered. The essence of creative employment is explored and its state in the Republic of Belarus is analyzed. Based on the theory, the approximate number of creative workers in Belarus has been identified.

Keywords

creative industries, creative employment, comparative analysis, classification of professions, labor resources, employment, Republic of Belarus.

Suggested Citation

Petrasheuskaya Yuliya Viktorovna

Trends in the development of the global labor market in creative industries// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (78). Art. #7805. Date issued: 21.04.2024. Available at: https://eee-region.ru/article/7805/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

В реальном секторе экономики эффективность любой хозяйственной деятельности всегда оценивается с учётом упущенных выгод. При прогнозировании и планировании в современных условиях хозяйствования перед любой национальной экономикой стоит задача достоверно оценить, в особенности, с учетом мировых тенденций, в креативном секторе экономики, достигнутые результаты, соотнося их с балансом реализованных и упущенных выгод. Данный подход дает возможность в данной сфере выстроить более конструктивные и эффективные стратегии.

В новой экономике креативность – это неисчерпаемый ресурс, состоящий из идей и культурных особенностей, который является ключевым аспектом построения нестандартных подходов в решении хозяйственных вопросов во всех сферах деятельности. Основные составляющие креативности привычны в представлении: любой человек обладает знаниями, эмоциями, талантами, спонтанностью, интуицией, воспоминаниями, воображением, дивергентным мышлением, способностью генерировать новые и оригинальные идеи. Однако человеку в социуме также присущи культурные ценности и цивилизационные основы каждого общества, такие как культурное наследие, ценности, традиции.

В настоящий период базис для развития креативности во всех сферах хозяйственной деятельности равномерно распределен между населением вне зависимости от класса или страны. Однако с точки зрения критериев устойчивости и создания благоприятной окружающей среды прослеживаются тенденции неравномерности и непоследовательности в развитии данной сферы в отдельных странах и регионах.

 

Результаты исследований

Современная форма глобализации определяет новую плоскость, в которой культурные практики взаимодействуют с творчеством, оригинальностью технологий, инноватикой в глобальном масштабе. Имеющаяся тенденция способствуют созданию нового сектора экономики – креативных индустрий. Креативные индустрии представляют собой совокупность видов экономической деятельности, связанные с созданием, использованием, преобразованием, распространением и коммерциализацией информации и знаний, имеющие значительные экономические и социальные последствия (например, стимулирование устойчивого развития и создание обширных возможностей для трудоустройства). Таким образом, креативные индустрии превращаются в стабилизирующий элемент конкурентоспособности страны, где основными движущими силами остаются человеческое творчество, технологии и инвестиции в знания.

Знания являются важнейшим источником общественного богатства, способствуя его благосостоянию путем преобразования творческих концепций в товары и услуги, которые можно публиковать, демонстрировать, продавать и потреблять. В настоящее время креативные индустрии играют все более важную роль не только в экономиках крупнейших промышленно развитых стран, но и развивающихся. Согласно последним исследованиям, креативная  экономика к концу 2023 года достигла глобальной оценки в 985 млрд. дол. и вполне может составить 10% мирового ВВП к 2030 году.

В настоящее время на долю креативных индустрий приходится 6,2% глобальной занятости , и это более 48,4%. млн. рабочих мест по всему миру. Креативные сектора экономики вносят более 3% или 2250 млрд. дол. США в год в мировой валовой внутренний продукт (ВВП).

Из отчета Европейской комиссии процент занятых в креативной индустрии в странах Западной Европы и Северной Америки в 2020 году составил 5,9%  и 8,2% из них в Африке. С точки зрения доходов, креативные индустрии, по оценкам, принесли около 509 евро. млрд в 2020 году, что составляет 5,3% от общего ВВП Европейского Союза (ЕС) [1].

 

Доля занятости креативной экономики (% от общей занятости в мире в 2020 г.

Рисунок 1. Доля занятости креативной экономики (% от общей занятости в мире в 2020 г. [1]

 

В Африке и на Ближнем Востоке в этих отраслях занято около 2,4 млн. человек и создается около 1,9 млн. рабочих мест в Латинской Америке и Карибском регионе [1].

Креативные индустрии – это бизнес-модели, основанные на творчестве, где творчество – это работа необычайной ценности. В данный период креативные бизнес-модели могут предложить более устойчивые к внешним факторам возможности трудоустройства. Креативные индустрии пережили предыдущие финансовые кризисы лучше, чем другие отрасли. После финансового кризиса 2008 года эти отрасли продолжали расти, несмотря на 12-процентное сокращение мировой торговли: объем креативных товаров и услуг составил 592 млрд. дол. и ежегодно рос на 14% в период с 2002 по 2008 год., а влияние  пандемии COVID-19, также было минимальным, в 2020 году экспорт креативных услуг сократился лишь на 1,8% по сравнению с 20-процентным сокращением экспорта всех услуг. Более того, креативный сектор играет все более заметную роль в мировой экономике: в 2020 году на креативные товары и услуги пришлось соответственно 3% и 21% от общего объема экспорта товаров и услуг [2].

За последние 20 лет стоимость креативных товаров и услуг выросла в геометрической прогрессии начиная с 2002 года. Неудивительно, что эта восходящая траектория также коррелирует с цифровизацией художественных и творческих произведений, включая музыку, видео и публикации. Среди различных секторов креативной экономики телевидение, визуальное искусство, а также газеты и журналы являются тремя крупнейшими источниками мирового дохода, в то время как изобразительное искусство, книги и музыкальный сектор, как правило, входят в тройку крупнейших работодателей.

Группа Всемирного банка опубликовали в 2021 году отчет «Cities Culture Creativity», в котором утверждается, что самозанятых в креативных индустриях насчитывается в мире 33%. По оценке экспертов, в Северной Америке количество независимых работников в креативных индустриях составляет 1,6 млн. человек, в Европе – 2,5 млн. человек, в Латинской Америке и Карибском бассейне – 1,05 млн. человек, в Африке и на Ближнем Востоке – 792 000 тыс. [3]. Так, в качестве примера, можно отметить тот факт, что самозанятость в креативной экономике в 27 странах Европейского Союза (ЕС) выше, чем для других видов занятости – по оценкам, 32% против 14% в некреативных секторах экономики. Доля самозанятых превышает 50% в развивающихся странах, таких как Коста-Рика, Колумбия, Мали, Пакистан и Шри-Ланка [2].

 

Рисунок 2. Процент самозанятых в мире (креативная экономика) [2]

 

Креативная экономика, как правило во многих развивающихся странах, носит неформальный характер, и в ней занято более 30 млн. человек. Кроме того, по оценкам, на неформальную экономику приходится до 40% , эта цифра выше в развивающихся странах. Так, например, в Кабо-Верде, 66% доходов, генерируются креативными секторами [2].

Многие из тех, кто работает в творческих секторах, работают неполный рабочий день, совмещают две или более работы. Многие из участников такого рынка никогда не имели постоянного места работы несмотря на то, что они более образованы, чем работники, занятые в других отраслях. Данная тенденция чаще всего наблюдается среди таких профессий как: художники, писатели, журналисты, искусствоведы, музыканты, переводчики. Следует отметить и тот факт, что в некоторых суботраслях креативных индустрий, таких как, исполнительское искусство, фрилансеры составляют почти 60–70% от общей численности рабочей силы. Тем самым легко превосходя любой другой сектор в любой другой отрасли. Из-за зависимости сектора от субсидий и отсутствия рабочих мест с полной занятостью, фриланс в большинстве этих суботраслей часто является необходимостью [4].

Креативный сектор являются более инклюзивным, способствуя росту, ориентированному как на гендерные аспекты, так и на молодежь, особенно в развивающихся странах. Доля женщин, занятых в данном секторе, выше, чем в других секторах почти в 60 % стран.

Гендерный разрыв становится более выраженным в цифровых креативных профессиях, таких как, например, анимация. Переход от профессиональной подготовки к работе в сфере анимации – трудный шаг для женщин, что отражает общую тенденцию во многих творческих отраслях. По данным исследований в США и Европе женщины составляют 60% студентов-аниматоров, что не коррелирует с уровнем занятых на профессиональных должностях, данная цифра колеблется в диапазоне 20-40%. Кроме того, существует вертикальное гендерное разделение: женщины недостаточно представлены на руководящих должностях в данной сфере деятельности [2].

Несмотря на то, что невероятные 70% сотрудников индустрии моды составляют женщины, только 25% – это высшее  руководство, и только 14% крупных модных брендов возглавляются женщинами-руководителями [2].

Рассматривая такую тенденцию как омоложение персонала занятых в креативных индустриях, в странах с низкими доходами и доходами ниже среднего на людей в возрасте от 15 до 24 лет приходится почти четверть всех занятых в профессиях связанных с креативными индустриями, при этом доля молодежи высока в странах Африки к югу от Сахары, Латинской Америке и странах Карибского бассейна, в частности.

На молодежь приходится почти одна треть занятости в творческих профессиях в Пакистане, более четверти творческих рабочих мест в Гане и Уганде и одна пятая и более творческих профессий в Мозамбике, Мали, Того, Перу и Никарагуа. На молодежь приходится почти одна треть занятости в творческих профессиях в Пакистане, более четверти творческих рабочих мест в Гане и Уганде и одна пятая и более творческих профессий в Мозамбике, Мали, Того, Перу и Никарагуа. В данных странах креативные индустрии создают рабочие места для людей с образованием ниже среднего, демографической группы, которая зачастую наиболее уязвима к нестабильности занятости. В странах с низким и низким доходом на долю тех, кто не закончил среднее образование, приходилось 27,3% тех, кто занят в сфере культуры, и 15% тех, кто занят в творческих отраслях [2].

На современном этапе креативный сектор предлагает более устойчивый путь к росту, соответствующий экологически устойчивым и экологически чистым практикам. Местные ремесла, ремесла и ремесленные изделия часто используют мелкомасштабные, экологически безопасные производственные процессы. Творческие предприниматели часто используют переработанные и переработанные ресурсы, находя продуктивное применение материалам, которые в противном случае оказались бы на свалке. Такие отрасли, как индустрия моды, начали переход к более экологичным и замкнутым практикам, включая рост рынка подержанной одежды и более устойчивое сырье для удовлетворения более экологически сознательной клиентуры. Кроме того, творческие работники могут повышать экологическую осведомленность посредством музыкальных представлений, фильмов и выставок.

Креативные индустрии и связанные с ними профессии охватывают множество секторов, в которых задействованы разнообразные навыки и таланты. Потенциал креативных индустрий заключается в широте возможностей и потенциальном сотрудничестве, которое можно продуктивно использовать, включая кино, моду, видеоигры, музыку и искусство. Так, например, как подчеркивается в документе «Открытие возможностей для молодежи в креативной экономике – Музыка в Африке», музыкальная индустрия служит мощным источником занятости молодежи в во многих регионах Африки,  во всех сферах музыкального бизнеса, таких как запись, музыкальная композиция, монтаж видео, маркетинг, и продвижение. В более широком смысле, в креативных индустриях могут работать люди с разным социально-экономическим и образовательным уровнем, что еще больше подчеркивает перспективность этого сектора.

Признание неиспользованных возможностей трудоустройства для уязвимых и частично занятых групп населения даже во времена более масштабных макроэкономических потрясений имеет решающее значение для процветания и экономического роста. Только инклюзивная, прозрачная, эффективная и коллективная сеть может решить глобальные проблемы развития, с которыми молодые люди сталкиваются в современном мире. Прочные партнерские отношения и обмен знаниями между многими заинтересованными сторонами в глобальном масштабе – правительствами/государственным сектором, частным сектором, НПО, фондами, донорами, молодежью – будут играть ключевую роль в дальнейшем катализации, усилении воздействия и ускорении прогресса в направлении внедрения эффективных и масштабируемых решений в формировании рабочие места завтрашнего дня в творческих индустриях.

Для того, чтобы более тщательно проанализировать состояние рынка труда в креативных индустриях, необходимо раскрыть понятия креативного работника и креативного класса. Группы лиц, выполняющих работу, целью которой является создание значимых, новых форм, идей, продуктов, услуг называются «креативным классом» [5]. В широком смысле слова под креативным классом понимаются люди, которые профессионально заняты в творческой деятельности. Однако остаются до сих пор нерешенными вопросы: какие занятия относятся к творческим, бывает ли совсем нетворческая работа, как определить, что профессия творческая. Однозначных ответов на эти вопросы в мире пока не найдено [6]. Понятие «креативный класс» ввел Ричард Флорида в публикации «Креативный класс. Люди, которые создают будущее» (The Rise of the Creative Class). Основными компонентами творчества являются, с одной стороны, новизна, а с другой – эффективность решения существующих задач. Поэтому креативному классу характерно наличие творческого мышления и способности решать проблемы нетрадиционным способом. Таким образом, одной из особенностей постиндустриального общества является увеличение количества профессионалов, способных принимать решения и творить, которых можно рассматривать как креативный класс.

К креативному классу относятся люди, работающие в сферах искусства и культуры, рекламы, программного обеспечения, дизайна, издательского дела, индустрии кино и игр т.д. Характерным признаком креативного класса считается соответствующее образование. Приобретенные компетенции предоставляют возможность самореализации и самоактуализации. Тем не менее наличие соответствующего образования не может считаться основным критерием принадлежности к креативному классу. Правительство Великобритании и Австралии разработали свой перечень профессий, которые относятся к креативному сектору (Таблица 1). Остальные страны создали также свои классификаторы творческих профессий, однако за основу взяли уже созданный Великобританией и Австралией.

 

Таблица 1 – Перечень творческих профессий согласно Кодексу стандартной профессиональной классификации 2020 года (SOC 2020)

Кодекс стандартной профессиональной классификации 2020 года (SOC 2020) Название
1132 Директора по маркетингу, продажам и рекламе
1133 Директора по связям с общественностью и коммуникациям
1137 Директора по информационным технологиям
1255 Менеджеры и директора креативных индустрий
2133 ИТ-бизнес-аналитики, архитекторы и системные проектировщики
2134 Программисты и специалисты по разработке программного обеспечения
2141 Веб-дизайнеры
2142 Графические и мультимедийные дизайнеры
2451 Архитекторы
2452 Дипломированные архитектурные технологи, специалисты по проектированию
2471 Библиотекари
2472 Архивариусы и хранители
2491 Редакторы газет и периодических изданий
2492 Журналисты, репортеры газет и периодических изданий
2493 Специалисты по связям с общественностью
2494 Менеджеры по рекламе и креативные директора
3411 Художники
3412 Авторы, писатели и переводчики
3413 Актеры, артисты и ведущие
3414 Танцоры и хореографы
3415 Музыканты
3416 Представители искусств, продюсеры и режиссеры
3417 Фотографы, специалисты по обслуживанию радиовещательного и аудиовизуального оборудования
3421 Дизайнеры интерьера
3422 Дизайнеры одежды, моды и аксессуаров
3429 Профессии дизайнера, не включенные в другие категории
3554 Специалисты по маркетингу
5312 Каменщики и родственные профессии
5441 Производители, декораторы и отделочники стекла и керамики
5442 Мебельщики и прочие мастера по дереву
5449 Прочие квалифицированные профессии, не включенные в другие категории

Источник: составлено автором на основе [7].

 

Творческие работники составляют почти половину рабочей силы в развитых странах и, преимущественно, в крупных городах. В последние годы рост занятости в культурной и творческой сфере опережал рост общей занятости в большинстве стран (рост на 13,4% по сравнению с 9,1% в среднем в период с 2011 по 2019 гг. в странах ОЭСР и ЕС) [8].

В контексте выше сказанного, чтобы понять, в чем отличие креативной занятости от традиционной, необходимо сравнить две модели занятости. С точки зрения профессора А.М. Лушникова, «модель традиционной (типичной) занятости предполагает заключение бессрочного трудового договора на полный рабочий день на стационарном рабочем месте под контролем работодателя с постоянным окладом» [9]. Под креативной занятостью предполагается деятельность, оказываемая сотрудником (напр. самозанятый, фрилансер или внештатный сотрудник), по проектированию и созданию чего-то нового, уникального. Отличительная особенность креативной занятости – это гибкость и автономия по сравнению с другими видами деятельности. В таблице 2 представлена подробный сравнительный анализ двух моделей занятости.

 

Таблица 2 – Сравнительная характеристика креативной и традиционной занятости

Критерий Креативная занятость Традиционная занятость
Средства производства Основу составляют знания, компетенции, умственные и мыслительные способности работника, которые являются драйвером профессиональной деятельности. Идея выступает основополагающей в работе. К данной категории можно отнести: ресурсы, информацию, материалы, сырье и т.д. Также использование инструментов/оборудования в профессиональной деятельности
Технологии деятельности Автоматизированные технологии способствуют развитию и раскрытию личного творческого потенциала человека. Индивид предпочитает выбирать порядок деятельности на гибкой и адаптивной основе с применением креативного мышления. Тем самым дает возможность широкого использования цифровых технологий и ИКТ в творческой

деятельности.

Традиционные технологии функционируют при помощи методических и технических документов, а также адаптированы под уровень развития инфраструктуры. Типичный и жестко регламентированный способ воздействия на порядок работы.
Организация деятельности Индивидуальные способности и потребности работника учитываются при рабочем процессе.
На ход трудовой деятельности оказывают влияние человеческие качества: креативность, самоорганизация, дисциплинированность, самоограничение, внутренняя мотивированность, компетентность и т.д.
Порядок деятельности строго упорядочен и логичен. Базируется на должностных инструкциях и методических рекомендациях. Универсальный способ взаимодействия человека со средствами труда.
Характер труда Решение рабочих вопросов оригинальными (неординарными) способами с в целях получения максимальной социальной и экономической эффективности. Цель деятельности, в большинстве случаев – это решение рутинных (нетворческих) задач.
Результат деятельности Получение нового, уникального и/или инновационного продукта/услуги. Помимо этого, совершенствование характеристик уже имеющегося продукта, в целях модернизации или улучшения функционала продукта/услуги. Стандартный продукт или услуга, не отличающийся уникальными качествами, выполненный неоднократно.

Источник: собственная разработка автора.

 

Таким образом, можно утверждать, что основной целью творческой деятельности считается получение прибыли с человеческого таланта. Вдобавок талант человека становится основным источником дохода.

Международная организация труда (МОТ) подчеркнула, что творческие отрасли жизненно важны для получения дохода, экспорта и создания рабочих мест в таких регионах, как страны Африки к югу от Сахары, где молодежное население увеличится на 42% к 2030 году. Например, сектор Нолливуда в Нигерии считается одним из крупнейших мест в стране по количеству работников. Политика развивающихся стран в области креативной экономики направлена на использование креативных индустрий как средство привлечения молодежи на рынок труда. Наглядным примером, по мнению руководителя отдела креативной экономики ЮНКТАД, служит Индонезия, как одна из ведущих стран с развивающейся экономикой. Руководство страны расценивает креативный сектор как движущую силу экономического динамизма и торговли. В 2015 году президент Джоко Видодо создал Индонезийское агентство креативной экономики, чтобы использовать потенциал страны. К 2017 году в креативных отраслях было занято 15,9 млн. человек, тем самым обеспечили более 7% ВВП. Сегодня этот сектор включает 16 ниш, включая приложения и игры, фотографию, исполнительское и изобразительное искусство, при этом мода, кулинария и ремесла вносят основной вклад в ВВП. Некоторые страны не рассматривают креативные отрасли как сектор экономики, поэтому удачным примером является Индонезия [10].

Для оценки талантов ежегодно публикуется Global Talent Competitiveness Index (GTCI) (Глобальный рейтинг конкурентоспособности талантов), подготовленный Всемирной бизнес-школой INSEAD совместно с Институтом будущего Декарта и Института лидерства человеческого капитала. На верхних позициях в Глобальном рейтинге конкурентоспособности талантов неизменно возглавляют развитые страны с высоким уровнем доходов. Европейские страны продолжают доминировать в рейтинге GTCI, занимая 17 из 25 верхних позиций. В отчете за 2023 г. первое место сохраняет за собой Швейцария, за ней следуют Сингапур и США. Другими неевропейскими странами, попавшими в топ-25, являются Австралия (8-ое место), Канада (13-ое место), Новая Зеландия (18-ое место), Объединенные Арабские Эмираты (22-ое место), Южная Корея (24-ое место) и Израиль (25-ое место). Самым заметным изменением в топ-25 в 2023 г. считается появление Южной Кореи, тем самым подвинула в рейтинге Японию. Беларусь в данном рейтинге занимает 57-ое место, уступая Албании (56-ое место) и Армении (55-ое место). Анализируя компоненты субиндексов в Глобальном рейтинге конкурентоспособности талантов, можно выделить «глобальные навыки», «профессиональные навыки» и «сохранение». Сильными показателями в Республике Белаурсь, на основании GTCI, считаются рабочая сила с высшим образованием (9-ое место), население с высшим образованием (3-е место), высшие должностные лица и менеджеры (10-ое место), пенсионное обеспечение (1-ое место), плотность врачей (15-ое место). Самым уязвимым субиндексом является «возможности», к ним относятся: нормативно-правовая база (113-ое место), политическая стабильность (107-ое место), кластерное развитие (107-ое место), политика государства по отношению к частному сектору экономики (122-ое место) [11]. Республика Беларусь обладает высококвалифицированным кадровым потенциалом в сфере науки и научного обслуживания. Однако для эффективного развития и реализации кадрового потенциала становится значимым обеспечение благоприятной среды. Уязвимыми местами для становления, развития и удержания талантов являются неблагоприятная регуляторная и бизнес-среда, отсутствие эффективного взаимодействия бизнеса и государства.

Республика Беларусь не имеет больших запасов природных ресурсов для поддержания экономического роста, однако обладает огромным творческим потенциалом, подкрепленным талантами и национальными культурными ценностями, историческим наследием.

Креативные индустрии в Беларуси пока не развиты, однако есть много креативных людей, т.е. креативного класса – небольших организаций и самозанятых работников, которые являются ключевыми игроками в креативных индустриях. Белорусские ИТ-проекты, которые известны во всем мире: Viber, World of Tanks, Flo, Maps.me, MSQRD. Viber – это мессенджер, который позволяет совершать голосовые и видео-звонки с помощью интернета. Если в прошлые годы приложением пользовался каждый третий житель страны, то сегодня – 86% владельцев смартфонов [12]. World of Tanks – многопользовательская онлайн-игра на тему боевых действий на бронетехнике. Flo – это приложение, которое обеспечивает отслеживание женского здоровья на основе искусственного интеллекта. Maps.me – приложение для просмотра оффлайн-карт всех стран мира. Холдинг Mail.ru Group приобрел Maps.me в 2014 году [12]. MSQRD – приложение для фото/видеосъемки. Facebook купил данную разработку в 2016 году [13]. Эти примеры демонстрируют развитие креативных индустрий. Судя по высоким показателям загрузки приложений, (MSQRD – 40 млн. скачивай за 3 месяца работы [13]) творческие усилия оказываются востребованы не только внутри страны, но и во всем мире.

Перейдем к анализу состояния и структуру белорусского креативного класса. В Беларуси нет статистики и четкой классификации, кто принадлежит к креативному классу. Классификация Департамента культуры, медиа и спорта Великобритании (DCMS) позволяет выявить профессии, которые с наибольшей вероятностью будет относится к творческой деятельности. Однако в Беларуси не ведется статистика по численности людей, занятых в каких-либо профессиях. Данные занятости Национального статистического комитета Республики Беларусь представлены по группам экономически активного населения. Опираясь на классификатор творческих профессий, представленный выше, выделим те сферы экономической деятельности, в которых может быть задействован креативный класс (таблица 3).

 

Таблица 3 – Выборка населения по видам экономической деятельности

Сфера экономической деятельности Количество занятых (тыс. чел.)
2021 г. 2022 г.
информация и связь 144,3 137,9
услуги по временному проживанию и питанию 89,9 90,6
профессиональная, научная и техническая деятельность 155 150,1
искусство, развлечения и отдых 81,8 81,2
предоставление прочих видов услуг 75,4 76,4
Всего их: 546,4 536,2

Источник: составлено автором на основе [14]

 

Таким образом, выделили сферы, в которых задействованы креативные работники. Основные сфере, в которых заняты творческие работники: информация и связь (ИТ-специалисты, журналисты, и т.д.), услуги по временному проживанию и питанию (менеджеры по рекламе и креативные директора), профессиональная, научная и техническая деятельность (архитекторы, специалисты по проектированию и т.д.), искусство, развлечения и отдых (артисты, дизайнеры и т.д.), предоставление прочих видов услуг (декораторы и отделочники стекла и керамики, прочие квалифицированные профессии, не включенные в другие категории). По последним данным, представленным в таблице 3, количество творческих работников с 2021 г. сокращается, в 2021 г. составляло 546,4 тыс. чел., в 2022 г. – 536,2 тыс. чел. Безусловно, данный анализ не дает четкое представление о проценте людей, которые с высокой вероятностью принадлежат к креативному классу.

 

Заключение

Для оценки текущего положения креативной занятости и креативных индустрий в целом необходимо, чтобы Республика Беларусь разработала четкую концепцию развития креативных индустрий, установила перечень видов экономической деятельности, отнесенных к креативным индустриям, и использовала их в национальных статистических отчетах. Основным преимуществом и национальным богатством остается человеческий капитал. Путем его эффективного использования возможно улучшить состояние креативного сектора, что приведет к увеличению креативной занятости, экономическому росту и, следовательно, повышению благосостояния населения. Недооценка креативных индустрий, а также частичная тенизация данного сектора экономики, являются основными препятствиями на пути использования творчества и креатива в качестве мощного инструмента активизации белорусской экономики.

 

Список литературы:

  1. Jobs in the Orange Economy: Impact of Disruptive Technologies. [Еlectronic resource] – Mode of access: https://www.s4ye.org/node/4083. – Date of access: 15.03.2024.
  2. Five ways creative and cultural industries respond to youth job challenges. [Еlectronic resource] – Mode of access: https://blogs.worldbank.org/en/jobs/five-ways-creative-and-cultural-industries-respond-youth-job-challenges. – Date of access: 24.02.2024.
  3. Creative Workers: Market Size & Analysis. [Еlectronic resource] – Mode of access: https://askwonder.com/research/explore-topic-creative-workers-market-size-and-analysis-nacp4c6rb. – Date of access: 24.02.2024.
  4. Freelancing in the Cultural and Creative Industries. [Еlectronic resource] – Mode of access: https://thefreelancertalk.com/freelancing-in-the-cultural-and-creative-industries. – Date of access: 27.02.2024.
  5. Петрашевская, Ю.В. Креативный класс как основа развития новой экономики. Международные отношения: история, теория, практика : материалы ХII науч.-практ. конф. молодых ученых фак. междунар. отношений Белорус. гос. ун-та, Минск, 3 февр. 2022 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: Е. А. Достанко (гл. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2022. – С. 293-299.
  6. Михаил Гершман о границах креативного класса и наиболее благоприятной для него среде. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/818408576.html. – Дата доступа: 02.02.2024.
  7. List of Creative Occupations Under SOC 2020. [Еlectronic resource] – Mode of access: https://assets.publishing.service.gov.uk/media/62b32524e90e0765d523ca94/DCMS_Sector_Economic_Estimates_Creative_Occupations_SOC_2020.ods. – Date of access: 02.02.2024.
  8. Cultural and creative jobs and skills: who, what, where, and why it matters. [Еlectronic resource] – Mode of access: https://www.oecd-ilibrary.org/sites/1357bbe7-en/index.html?itemId=/content/component/1357bbe7-en. – Date of access: 26.02.2024.
  9. Лушников А.М. Нетипичные трудовые договоры в начале XXI века / Правовые средства обеспечения развития экономики Республики Беларусь: материалы Международной научно-практической конференции / Минск, 9–10 ноября 2007 г. Мн.: 2008. С. 263.
  10. Creative Industries Trade challenges and opportunities post pandemic. [Еlectronic resource] – Mode of access: https://impact.economist.com/perspectives/sites/default/files/eiu_dit_creative_industries_2021.pdf. – Date of access: 16.02.2024.
  11. The Global Talent Competitiveness Index 2023. [Еlectronic resource] – Mode of access: https://www.insead.edu/system/files/2023-11/gtci-2023-report.pdf. – Date of access: 20.02.2024.
  12. Топ-5 белорусских приложений, известных во всем мире. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clevr.by/news/1065. – Дата доступа: 22.02.2024.
  13. Маски сброшены: как два белоруса продали Цукербергу приложение MSQRD и почему ушли из Facebook. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/408515-maski-sbrosheny-kak-dva-belorusa-prodali-cukerbergu-prilozhenie-msqrd-i. – Дата доступа: 22.02.2024.
  14. Статистика ЕАЭС. Рынок труда. Динамические ряды. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_stat/union_stat/current_stat/labour_market/series. – Дата доступа: 25.02.2024.

 

Список литературы:

  1. Jobs in the Orange Economy: Impact of Disruptive Technologies. [Еlectronic resource] – Mode of access: https://www.s4ye.org/node/4083. – Date of access: 15.03.2024.
  2. Five ways creative and cultural industries respond to youth job challenges. [Еlectronic resource] – Mode of access: https://blogs.worldbank.org/en/jobs/five-ways-creative-and-cultural-industries-respond-youth-job-challenges. – Date of access: 24.02.2024.
  3. Creative Workers: Market Size & Analysis. [Еlectronic resource] – Mode of access: https://askwonder.com/research/explore-topic-creative-workers-market-size-and-analysis-nacp4c6rb. – Date of access: 24.02.2024.
  4. Freelancing in the Cultural and Creative Industries. [Еlectronic resource] – Mode of access: https://thefreelancertalk.com/freelancing-in-the-cultural-and-creative-industries. – Date of access: 27.02.2024.
  5. Petrashеvskaya, Yu.V. Creative Class as the Basis for the Development of the New Economy. [Kreativnyy klass kak osnova razvitiya novoy ekonomiki]. // Materialy KhII nauch.-prakt. konf. molodykh uchenykh fak. mezhdunar. otnosheniy Belorus. gos. un-ta, Minsk, 3 fevr. 2022 g. / Belorus. gos. un-t ; redkol.: E. A. Dostanko (gl. red.) [i dr.]. – Minsk : BGU, 2022. – Pp. 293-299.
  6. Gershman, M. On the Boundaries of the Creative Class and the Most Favorable Environment for It. [Mikhail Gershman o granitsakh kreativnogo klassa i naibolee blagopriyatnoy dlya nego srede]. [Electronic resource]. – Access mode: https://issek.hse.ru/news/818408576.html. – Access date: February 2, 2024.
  7. List of Creative Occupations Under SOC 2020. [Еlectronic resource] – Mode of access: https://assets.publishing.service.gov.uk/media/62b32524e90e0765d523ca94/DCMS_Sector_Economic_Estimates_Creative_Occupations_SOC_2020.ods. – Date of access: 02.02.2024.
  8. Cultural and creative jobs and skills: who, what, where, and why it matters. [Еlectronic resource] – Mode of access: https://www.oecd-ilibrary.org/sites/1357bbe7-en/index.html?itemId=/content/component/1357bbe7-en. – Date of access: 26.02.2024.
  9. Lushnikov, A.M. Atypical Employment Contracts in the Early 21st Century. [Netipichnye trudovye dogovory v nachale XXI veka]. // Legal Means for Economic Development of the Republic of Belarus: Proceedings of the International Scientific-Practical Conference / Minsk, November 9–10, 2007. Minsk: 2008. P. 263.
  10. Creative Industries Trade challenges and opportunities post pandemic. [Еlectronic resource] – Mode of access: https://impact.economist.com/perspectives/sites/default/files/eiu_dit_creative_industries_2021.pdf. – Date of access: 16.02.2024.
  11. The Global Talent Competitiveness Index 2023. [Еlectronic resource] – Mode of access: https://www.insead.edu/system/files/2023-11/gtci-2023-report.pdf. – Date of access: 20.02.2024.
  12. Top-5 Belarusian Applications Known Worldwide. [Top-5 belorusskikh prilozheniy, izvestnykh vo vsem mire]. [Electronic resource]. – Access mode: https://clevr.by/news/1065. – Access date: February 22, 2024.
  13. Masks Off: How Two Belarusians Sold the MSQRD App to Zuckerberg and Why They Left Facebook. [Maski sbrosheny: kak dva belorusa prodali Tsukerbergu prilozhenie MSQRD i pochemu ushli iz Facebook]. [Electronic resource]. – Access mode: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/408515-maski-sbrosheny-kak-dva-belorusa-prodali-cukerbergu-prilozhenie-msqrd-i. – Access date: February 22, 2024.
  14. EAEU Statistics. Labor Market. Dynamic Series. [Statistika EAES. Rynok truda. Dinamicheskie ryady]. [Electronic resource]. – Access mode: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_stat/union_stat/current_stat/labour_market/series. – Access date: February 25, 2024.

Еще в рубриках

Республика Беларусь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *