Главная страница » Публикации » №2 (78) » Цифровая экономика Китая: уровень и факторы развития

Цифровая экономика Китая: уровень и факторы развития

China’s digital economy: level and development factors

Авторы

Юань Кай
Региональный директор
Китай, Девятое инженерное бюро по водным ресурсам и гидроэнергетике Китая
kolobaev-ra@ranepa.ru

Аннотация

Цифровая экономика играет все более важную роль в мировой экономике, и Китай занимает особое место в этом процессе. В данной статье исследуются тенденции и закономерности развития цифровой экономики в Китае, а также определяется его текущий уровень и влияющие на него факторы. Проанализированы данные о позиции Китая в конкурентной борьбе за технологическое лидерство в мире, а также обсуждаются последствия его стремления к этой цели. Статья также рассматривает действия, которые Китай предпринимает для повышения значимости своих цифровых возможностей.

Ключевые слова

Китай, цифровая трансформация, технологическое лидерство, цифровые возможности

Рекомендуемая ссылка

Юань Кай

Цифровая экономика Китая: уровень и факторы развития// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (78). Номер статьи: 7804. Дата публикации: 21.04.2024. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7804/

Authors

Yuan Kai
Regional manager
China, Ninth Water Resources and Hydropower Engineering Bureau of China
kolobaev-ra@ranepa.ru

Abstract

The main purpose of the article is to study trends and patterns in the development of China's digital economy, determine its level, and identify factors that affect these processes. The article analyzes the data on the change in the position of the People's Republic of China in the competition for technological leadership in the world, as well as the consequences that it brings. The actions of China that contribute to increasing the significance of its digital capabilities are presented.

Keywords

China, digital transformation, technology leadership, digital opportunities, technologies

Suggested Citation

Yuan Kai

China's digital economy: level and development factors// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (78). Art. #7804. Date issued: 21.04.2024. Available at: https://eee-region.ru/article/7804/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Развитие цифровой экономики открывает множество новых возможностей. Из них могут извлечь выгоду все участники рынка, от отдельных предприятий до секторов и национальных экономик. Однако степень получаемых возможностей будет зависеть от цифровой трансформации и адаптации к ней. Субъекты, благодаря адаптации различных информационных и коммуникационных технологий, могут работать на глобальных рынках, приобретая большую группу потребителей, но и конкурируя с большим числом субъектов. «Эффектом конкуренции является прогресс ИКТ, снижение барьеров доступа к электронной информации и, с другой стороны, высокое предложение различных услуг, что повышает мотивацию к использованию Интернета» [1].

Это самодвижущийся механизм, состоящий из [3, 4]:

  • повышенного интереса к информации в Интернете и компьютеризации (со стороны производителя);
  • инвестиций в телекоммуникационную инфраструктуру и оборудование доступа;
  • спроса на Интернет-услуги, что увеличивает рентабельность разработки сайтов, поисковых систем, мессенджеров;
  • простоты получения информации;
  • необходимого интереса к интернет-информации и компьютеризации (со стороны потребителя);
  • относительно низкой стоимости распространения интернет-услуг и их неограниченный спектр;
  • возможности и простоте поиска и сравнения предложений и продуктов;
  • возможности открытия новых профессий, импульса к созданию новых, разнообразных площадок;
  • интенсивности обмена мнениями, идеями, оценками;
  • популяризации цифровой дистрибуции, облегчающей выход на глобальный рынок;
  • использования передовых методов и практик B2B и B2C.

К числу угроз, ограничений или вызовов для развития цифровой экономики относится в том числе снижение спроса на труд в результате роботизации и автоматизации. Появятся новые профессии, но может появиться и технологическая безработица. Разным секторам также может угрожать развитие цифровых технологий. Субъекты, которые быстро реагируют, могут вытеснить и захватить рынок у технологически более слабых конкурентов. Вызовом цифровой экономики является избыток доступной информации и сложности с ее отбором.

Угрозы цифровой экономике включают в себя, среди прочего [2, 5]:

  • атаки в киберпространстве,
  • использование вредоносного программного обеспечения (вирусов, червей), удаленного получения контроля над данными, банковскими счетами или конфиденциальной информацией,
  • рассылку спама,
  • уничтожение данных,
  • вымогательство,
  • блокирование доступа к услугам,
  • атаки социальной инженерии.

Задача цифровой экономики состоит и будет заключаться в будущем в обеспечении онлайн-безопасности. Мировая экономика постоянно развивается. Изменения происходят в разных частях мира. Процесс цифровизации мировой экономики также претерпевает трансформацию. От этих изменений зависят направления развития многих регионов, отраслей и предприятий. При анализе ключевых тенденций цифровизации мировой экономики следует отметить их многогранный характер. Цифровизация обеспечивает сетевую конвергенцию, то есть техническую интеграцию отдельных сетей в одну многофункциональную сеть, например подключение Интернета, телефона и телевизионного сигнала. Эта тенденция имеет место во многих странах, в том числе в Китае.

 

Результаты исследований

Технологические усилия Китая направлены на укрепление международного лидерства и потенциала Китая в области новых технологий, которые поддерживают и объединяют многие другие основные цели Китая в рамках его большой стратегии.

Китай предпринимает множество шагов для раскрытия своего технологического потенциала и обеспечения высокого уровня развития цифровой экономики. В 2015 году китайская сторона представила «Сделано в Китае 2025» — промышленную политику, направленную на расширение технологического сектора Китая и передовые производственные мощности за счет государственных субсидий, приобретения интеллектуальной собственности и иностранных совместных предприятий, что приведет к передаче знаний и ноу-хау от иностранных компаний. Конечная цель состояла в том, чтобы уменьшить зависимость Китая от иностранных технологий и глобально продвигать китайское технологическое производство [7].

За несколько лет после объявления «Сделано в Китае 2025» и «Стратегии кибер-сверхдержавы» Китай произвел десятки технологических «единорогов» (частных стартапов стоимостью более 1 миллиарда долларов). В 2020 году было объявлено о следующем проекте China Standards 2035, который призван повлиять на будущие международные технологические стандарты и совместимость. Также Управление Центральной комиссии по киберпространству после призыва Си Цзиньпина к Китаю стать «кибер-сверхдержавой» в рамках своей деятельности представило план увеличения доли китайских технологических гигантов на мировом рынке и распространения китайских стандартов. Важным представляется также анализ Национальной стратегии компьютеризации Госсовета (2016-2020 гг.), в которой китайские частные технологические гиганты цифровой экономики, такие как Alibaba, Tencent и Baidu, призваны поддержать развитие цифровой экономики [5].

Эти стратегические документы показывают, что инвестиции Коммунистической партии Китая (КПК) в технологический сектор связаны не только с ее собственным экономическим развитием или торговой политикой. В некотором отношении пандемия и геополитические факторы, такие как продолжающаяся напряженность в отношениях между США и Китаем, оказали негативное влияние на достижение целей Китая. Они снизили готовность иностранных компаний сотрудничать с Китаем и повысили осторожность и дистанцированность в плане заключения контрактов [6].

Тем не менее, пандемия также положительно повлияла на продвижение китайских цифровых продуктов. Произошло расширение внутренней цифровой слежки и развития искусственного интеллекта КПК, а также экспорт этой технологии. Это, в свою очередь, продвигало китайские цифровые стандарты, технологии и методы искусственного интеллекта как инструменты политического и социального контроля в мире. Китайские технологические компании являются ведущими разработчиками различных инструментов мониторинга, которые помогают с цензурой и слежкой. С помощью популярных приложений правительство использует эти технологии для наблюдения за отдельными лицами и блокирования доступа к услугам и средствам связи.

В Китае самая большая в мире сеть видеонаблюдения. Она состоит из нескольких локальных сетей из более чем 200 миллионов камер видеонаблюдения (CCTV) в общественных местах по всей стране, оборудованных различными компаниями, которые предоставляют данные властям через такие программы, как SkyNet. Это приложение собирает, например, изображения с перекрестков или мест массового скопления людей. Оно отображает их с помощью географической информационной системы (ГИС) для улучшения мониторинга в реальном времени. Программа продвигается правительством как инициатива «умного города» и механизм, способствующий предупреждению преступности. Интересно, что успех SkyNet породил еще более широкую инициативу по наблюдению Sharp Eyes, целью которой является подключение к интернет-камер, таких как смартфоны, автомобили, телевизоры и камеры наблюдения [8].

Страна продолжает вкладывать значительные средства в технологии 5G, инфраструктуру наблюдения, искусственный интеллект и свой технологический сектор через Китайский фонд инвестиций в новую инфраструктуру в рамках восстановления экономики после пандемии. Сильно финансируемый государством технологический сектор служит внешней политике Китая и стратегиям национальной безопасности. Однако вызывает беспокойство тот факт, что многие технологические компании тесно связаны с китайской разведкой и аппаратом национальной безопасности.

Одним из важных направлений развития цифровой экономики Китая является «Цифровой шелковый путь». Термин был введен в 2015 году в официальной Белой книге правительства Китая. Он является дополнением к упомянутой ранее стратегии «Сделано в Китае 2025», которая призвана предоставить Китаю первенство в сфере современных технологий. За прошедшие годы технологический сектор Китая вырос на развивающихся рынках, и некоторые из этих усилий лишь недавно были связаны с проектами «Цифровой шелковый путь». Было официально представлено, что «Цифровой шелковый путь» не только способствует развитию сектора цифровых услуг, таких как трансграничная электронная коммерция, развитие умных городов, телемедицина и онлайн-финансы, но и ускоряет технологический прогресс, включая обработку данных, интернет-возможности, искусственный интеллект, блокчейн и квантовые вычисления.

«Цифровой шелковый путь» включает такие области, как укрепление интернет-инфраструктуры (например, сетей 5G), углубление космического сотрудничества, разработка совместных технологических стандартов и многое другое. Китай определил свой новый подход, пытаясь использовать большие данные для решения некоторых проблем устойчивого развития. Цифровая стратегия в основном направлена на развивающиеся страны с целью содействия цифровой связи для этих стран. Сотрудничество в рамках «Цифрового Шелкового пути» также должно способствовать:

  1. Экономической трансформации.
  2. Укреплению региональной интеграции.
  3. Предоставлению источников финансирования для укрепления глобальной многосторонности и политической стабильности.

Однако можно выделить и другие мотивы «Цифрового Шелкового пути», такие как: расширение деятельности в рамках инициативы «Один пояс, один путь»; осуществление экономического перехода Китая от экономики, основанной на производстве, к экономике, основанной на услугах; помощь китайским компаниям в расширении доступа к более крупному рынку; стремление Китая усилить региональную интеграцию за счет развития цифровой инфраструктуры; достижение лидерства в области современных технологий в мире; распространение китайских кибернорм и стандартов через ИТ-сектор; содействие устойчивому экологическому развитию (современная ИТ-инфраструктура будет стимулировать новые рынки развития, например, за счет занятости в областях, которые не загрязняют окружающую среду); желание Китая предоставить международной (глобальной) системе дополнительный источник финансирования для стимулирования глобальной многосторонности и политической стабильности за счет поощрения инвестиций в инфраструктуру.

«Цифровой шелковый путь» инвестирует в телекоммуникационные сети, системы мобильных платежей и такие проекты, как умные города, электронное правительство, интеллектуальное образование, цифровое здравоохранение и другие инициативы в области больших данных в развивающихся странах. Таким образом, «Цифровой шелковый путь» лучше всего понимать как фундаментальную попытку создать китайский бренд и нарратив для продвижения глобального видения технологического развития.

Китай расширяет и углубляет свои «техносферы» – области, в которых у него есть политические, экономические преимущества, возможности сбора данных и информации за счет экспорта технологий и средств управления информацией. Эти техносферы напрямую предоставляют Китаю информацию о ценнейшем товаре — данных. Благодаря соглашениям о «Цифровом шелковом пути», поддерживаемым правительством Китая, китайские компании защищают права на данные, собранные с помощью китайских технологий.

Создание глобальной информационной сети с центром в Китае, естественно, способствовало расширению рынка китайских технологических компаний. Китай становится ведущим игроком в цифровом развитии, финансируя цифровую связь в слаборазвитых регионах. Благодаря китайскому предложению развивающиеся страны начинают внедрять цифровые технологии и рассматривают возможность перехода к сети 5G следующего поколения. Также заметно, что, как и в случае с инфраструктурными проектами, китайские технологические компании все чаще стремятся сотрудничать с транснациональными корпорациями, чтобы извлечь выгоду из их международной репутации, технологий и управленческого опыта.

 

Выводы

Таким образом, Китай использует новые коммуникационные технологии, особенно 5G, для создания глобальной технологической магистрали. Анализ стратегических посылок инициативы показывает, что Пекин продвигает собственные стандарты, собственные компании и собственные цифровые решения, являющиеся инструментами влияния на иностранные политические и бизнес-элиты. Несомненно, «Цифровой шелковый путь», который является платформой, способствующей развитию цифровых связей между странами, участвующими в инициативе, может помочь в распространении китайских цифровых «изобретений-продуктов». Кроме того, это может способствовать экономическому и социальному развитию стран вдоль Цифрового Шелкового пути, тем самым повышая уровень экономического развития стран-бенефициаров и создавая новые международные конкурентные преимущества.

Цифровой шелковый путь необходим для наращивания цифровой мощи Китая в мире и поэтому остается актуальной и очень важной областью исследований. Сегодня эпицентр инноваций находится в Силиконовой долине. Однако, похоже, в будущем Китай, вероятно, станет главным создателем, а также важнейшим участником глобальной технологической гонки. Китайцы, которых часто называют подражателями, быстро развиваются и приближаются к тому, чтобы называться лидерами инноваций. Приспособляемость, гибкость и сверхконкурентоспособность китайских компаний уже привели к важным новым разработкам и инновационным бизнес-моделям.

С развитием «Цифрового Шелкового пути» возникающие вокруг него конфликты между странами, выражающими много опасений по поводу этой инициативы, и некоторыми правительствами, которые могут извлечь из нее выгоду, будут только усиливаться. В долгосрочной перспективе «Цифровой Шелковый путь» не только даст китайским компаниям конкурентное преимущество, но и позволит им расширяться на других рынках. Этот аспект может иметь серьезные последствия как для мировой экономики, так и для геополитики. Многочисленные проекты в рамках этой инициативы еще не завершены, многие соглашения и меморандумы о сотрудничестве не подписаны и не реализованы. Влияние стратегического видения Китая на мировую экономику проявляется постепенно, но требуется время, чтобы они раскрыли свой истинный потенциал.

Это большие возможности для экономического развития государства и использования потенциала предприятий и научно-исследовательских подразделений. Развитие этого направления зависит от многих факторов, ключевую роль здесь играет правовое регулирование и поддержка правительства. Представленные основные тенденции в цифровой экономике Китая, вызванные процессом цифровизации, не исчерпаны, это процесс, находящийся в постоянном развитии.

 

Список литературы

  1. Арашев, М. Развитие компьютерных технологий и их влияние на экономику // Вестник науки. 2023. №2 (59). С.186-189.
  2. Арсеньева, В.А., Подольская, Т.В., Прокопенко, М.В., Есенская, Т.В., Буханова, Е.А. Инновационная политика Китая: направления развития и перспективы использования опыта в России // Инновации и инвестиции. 2021. №4. С.70-74.
  3. Данилин, И.В. Влияние цифровых технологий на лидерство в глобальных процессах: от платформ к рынкам // Вестник МГИМО-Университета. 2020. Т. 13, N 1. С. 100-116.
  4. Дегтерев, Д.А., Рамич, М.С., Пискунов, Д.А. Подходы США и КНР к глобальному управлению киберпространством: «новая биполярность» в «сетевом обществе» // Вестник международных организаций. 2021. Т. 16, N 3. С. 7-33.
  5. Кудаяров, У.Б. Участие китайских ТНК в реализации инициативы «Цифровой шелковый путь» на примере стран Центральной Азии // Известия Восточного института. 2022. №1 (53). С.99-111.
  6. Пискунов, Д.А., Козлова, О.А., Ефременкова, А.Е., Лесникова, П.С. Трансфер технологий 5G на постсоветском пространстве в контексте конкуренции США и КНР // Постсоветские исследования. 2023. №2. С.205-219.
  7. Соломатина, А. Р. Цифровой шёлковый путь, как составляющая инициативы «Один пояс — один путь» // Постсоветские исследования. 2021. №4. С.296-307. doi: 10.24412/2618-7426-2021-4-296-307.
  8. Соломатина, А.Р. Цифровой шёлковый путь, как составляющая инициативы «Один пояс -Один путь» // Постсоветские исследования. 2021. Т. 4, N. 4. С. 296-307.
  9. Цифровая трансформация Китая. Опыт преобразования инфраструктуры национальной экономики // Ма Хуатэн, Мэн Чжаоли, Ян Дели, Ван Хуалей; Пер. с кит. — М.: Интеллектуальная литература, 2019. С.250.

 

Bibliography

  1. Arashev, M. Development of Computer Technologies and Their Impact on the Economy [Razvitie komp’yuternykh tekhnologiy i ikh vliyanie na ekonomiku] // Vestnik nauki. №2 (59). Pp. 186-189.
  2. Arsenyeva, V.A., Podolskaya, T.V., Prokopenko, M.V., Yesenskaya, T.V., Bukhanova, E.A. China’s Innovative Policy: Development Directions and Prospects for Experience Utilization in Russia [Innovatsionnaya politika Kitaya: napravleniya razvitiya i perspektivy ispol’zovaniya opyta v Rossii] // Innovations and Investments. №4. Pp. 70-74.
  3. Danilin, I.V. Influence of Digital Technologies on Leadership in Global Processes: From Platforms to Markets [Vliyanie tsifrovykh tekhnologiy na liderstvo v global’nykh protsessakh: ot platform k rynkam] // Vestnik MGIMO-Universiteta. Vol. 13, No. 1. Pp. 100-116.
  4. Degterev, D.A., Ramich, M.S., Piskunov, D.A. Approaches of the USA and China to Global Cyber Governance: «New Bipolarity» in the «Network Society» [Podkhody SShA i KNР k global’nomu upravleniyu kiberprostranstvom: «novaya bipo-lyarnost’» v «setevom obshchestve»] // Vestnik mezhdunarodnykh organizatsiy. Vol. 16, No. 3. Pp. 7-33.
  5. Kudayarov, U.B. Participation of Chinese TNCs in Implementing the «Digital Silk Road» Initiative: The Example of Central Asian Countries [Uchastie kitayskikh TNK v realizatsii initsiativy «Tsifrovoy shelkovyy put’» na primere stran Tsentral’noy Azii] // Izvestiya Vostochnogo instituta. №1 (53). Pp. 99-111.
  6. Piskunov, D.A., Kozlova, O.A., Efremenkova, A.E., Lesnikova, P.S. Transfer of 5G Technologies in the Post-Soviet Space in the Context of US-China Competition [Transfer tekhnologiy 5G na postsovetskom prostranstve v kontekste konkurentsii SShA i KNР] // Postsovetskie issledovaniya. №2. Pp. 205-219.
  7. Solomatina, A.R. Digital Silk Road as a Component of the «Belt and Road» Initiative [Tsifrovoy shelkovyy put’, kak sostavlyayushchaya initsiativy «Odin poyas — odin put’»] // Postsovetskie issledovaniya. №4. Pp. 296-307. doi: 10.24412/2618-7426-2021-4-296-307.
  8. Solomatina, A.R. Digital Silk Road as a Component of the «Belt and Road» Initiative [Tsifrovoy shelkovyy put’, kak sostavlyayushchaya initsiativy «Odin poyas — Odin put’»] // Postsovetskie issledovaniya. Vol. 4, No. 4. Pp. 296-307.
  9. Digital Transformation of China. Experience of National Economy Infrastructure Transformation [Tsifrovaya transformatsiya Kitaya. Opyt preobrazovaniya infrastruktury natsional’noy ekonomiki] // Ma Huaten, Men Chzhaoli, Yan Deli, Van Khualey; Translated from Chinese. — Moscow: Intellectual Literature, 2019. 250.

Еще в рубриках

Китай

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *