Авторы
Николашин Алексей Сергеевич
аспирант кафедры «Политической экономии и мирового глобального хозяйства»
Россия, ТГУ имени Г.Р. Державина
nikolashin_aleksei@mail.ru
Аннотация
Целью данной статьи является анализ организационных структур регионального управления продовольственным рынком и регионального пищевого производства.
Методика проведения исследования в работе предусматривала: личные опросы экспертов региональных продовольственных рынков; личный мониторинг оптового и розничного региональных продовольственных рынков проводимые исследователем; анализ информационных материалов, предоставленных специалистами регионального управления, производителями сельскохозяйственной продуктовой продукции, анализ статистической информации, включая Росстат, Тамбовстат. Методы описательной статистики позволили сформировать количественные данные по заявленным проблемам и представить их в таблицах, диаграммах.
Результаты. В качестве выводов, автор предлагает, организационно-структурные и функциональные совершенствования в региональном управлении, которые позволят своевременно и адаптивно проводить модернизацию регионального продовольственного рынка. Отдельные положения статьи и некоторые выводы применимы при формировании статей и законов региональной законодательной сферы.
Ключевые слова
рынок пищевой продукции, продовольственный рынок, региональное управление производством пищевой продукции, региональная специфика пищевого производства.
Рекомендуемая ссылка
Authors
Nikolashin Alex S.
Post-graduate student of the department "Political Economy and global economics"
Russia, TSU named after G. R. Derzhavin
nikolashin_aleksei@mail.ru
Abstract
The purpose of this article is to analyze the organizational structures of regional management of the regional food market and food production.
The methodology of the research work includes: personal interviews of experts of regional food markets; personal monitoring of wholesale and retail markets, regional food conducted by researchers; analysis of the information materials provided by the experts of regional management, agricultural food products manufacturers, the analysis of statistical information, including the Federal State Statistics Service, Tambovstat. Methods of descriptive statistics allowed to generate quantitative data on the stated issues and present them in tables, charts.
Results. As conclusions, the author suggests that organizational and structural and functional improvement in the regional management of organizational and economic nature that will enable to timely and adaptive modernize the regional food market. Certain provisions of the article and some of the findings are useful in the formation of laws and articles of the regional legislative sphere.
Keywords
food market, regional management of food production, regional specificity of food production.
Suggested Citation
Современная социально-экономическая политика государства направленная на самодостаточное и устойчивое развитие национального продовольственного рынка в условиях импортзамещения, предъявляет иные требования к системе как федерального, так и регионального управления производством пищевой продукции. Однако не во всех регионах России как экономическая ситуация развития самого продовольственного рынка, так и организационно-экономические отношения по системе управления данным видом рынка находится на достаточно развитом уровне. По мнению Манько А. А.: «…актуальность исследования организационных структур управления (ОСУ), разработки и применения новых подходов и решений определяется их непреходящим, конструктивным значением для достижения целей социально-экономического развития».[4]
Современный рынок производства пищевой продукции с точки зрения региональной сельскохозяйственной специфики весьма однотипен, узок и имеет прямую зависимость не от потребностей и спроса на конечный продукт в виде готовых товаров-продуктов, а выгодности (прибыльности) производства сельскохозяйственного сырья на конкретной территории.
К тому же, далеко не во всех регионах сложилась управленческая логистическая цепочка – «производство – переработка — потребление». К примеру, в Тамбовской области (типичной по структуре производства другим регионам ЦФО) на региональном уровне управление продовольственным рынком в доминантном отношении принадлежит «Управлению сельским хозяйством», которое осуществляет контроль и стимулирование развития сельскохозяйственного производства, и непосредственно переработку произведенной продукции. А контроль и стимулирование развития системы сбыта (оптовой и розничной сети), санитарные функции, вопросы стандартизации выпускаемой продукции, технологии производства готовой продукции, технологии продаж, контроль за ценообразованием на различных этапах производства продукции, экспортно-импортные операции, контроль и развитие межрегиональных продуктовых потоков, продуктовая транспортно-складская логистика и многие другие вопросы по развитию продовольственного рынка в разно функциональной степени относятся к другим организационно-управленческим структурам как федерального, регионального, так и муниципального уровня. А некоторые управленческие функции вовсе не охвачены государственной системой и зависят от самостоятельных действий хозяйствующих субъектов продовольственного рынка, порождая теневые, нелегальные экономические отношения, попадающие под «контроль» криминальных субъектов рынка. В приведенной таблице 1 показана описательная статистическая информация по развитию деятельности пищевых предприятий Тамбовской области за последние 10 лет.
Таблица 1 — Сводные показатели количества и экономической деятельности пищевых предприятий Тамбовской области
Специалистам вполне понятно, что данные показатели носят слабый развивающийся характер. И требуется активизация региональных аспектов управления данным видом рынка.
Таким образом, региональная организационное-управленческая структура продовольственного рынка должна находится под постоянным воздействием модернизационных моментов. С позиций Дроздова И. Н., под модернизацией организационно-управленческой структуры понимается: «…ее обновление (качественное изменение, перестройка), т.е. процесс перехода от прежнего ее состава, связей и отношений субъектов управления, соответствующих прежней (функционирующей) организации, к новому, соответствующему новому объекту — развивающейся организации».[3]
Помимо вышеперечисленных управленческих моментов «выпадающего влияния» на развитие региональных продовольственных рынков есть и другие проблемы, кардинально влияющие на данную рыночную систему:
И такой диссонансный подход к управлению на фоне перечисленных проблем к развитию системы « региональный продовольственный рынок», по нашему мнению, недопустим. И здесь мы вполне согласны с мнением Гармаевой Э. Ц. которая отмечает, что: «…существующие проблемы современного состояния регионального продовольственного рынка требуют поиска наиболее совершенных организационно-экономических механизмов, способных обеспечить его сбалансированное развитие».[1]
Рис. 1. Организационная структура «Департамент продовольственного рынка… N …области»
Таким образом, для формирования комплексной системы регионального управления продовольственным рынком и всей цепочки «производство — переработка — потребление продуктовой продукции», а также концентрации и централизации управленческих функций, косвенно занимающихся продовольственным рынком региона, нужно в рамках региональной системы управления (Администрация, Правительство региона) создать единый «Департамент продовольственного рынка… N …области» (представленного на рисунке 1), структурно состоящее из следующих управлений и отделов: «Информационно-коммуникационное управление»; «Консалтинговое управление»; «Научно-техническое управление»; «Управление инфраструктурного развития»; «Управление оптовых и розничных рынков пищевой продукции»; «Управление перерабатывающего комплекса пищевой продукции»; «Управление сельскохозяйственного производства пищевой продукции».
В классической трактовке на организационное построение структуры управления продовольственным рынком влияние оказывают следующие факторы: «…степень соответствия структуры управления организационной структуре; степень централизации и децентрализации функций управления; управляемость; соотношение между территориальными и отраслевыми формами управления; уровень квалификации работников управления; уровень механизации и автоматизации управленческих работ».[5]
В укрупненном плане функциональная нагрузка управлений и отделов, предусматривает следующие характеристики:
Рассматривая организационно-экономический механизм взаимосвязей, представленный на рисунке 2, отметим справедливость высказываний Григорьева Н.В. о том, что: «…наука и практика российских реформ доказала, что продовольственный рынок должен формироваться не на основе стихийных, а в лучшей мере на управляемых процессах, и, как правило, не на случайных связях, а на прогнозируемых и планируемых отношениях между его участниками. В этой связи особую актуальность приобретают теоретическое осмысление и практическое решение вопросов действия механизма формирования отношений между субъектами рынка, определения роли государства и самих субъектов в организационно-экономическом механизме регулирования продовольственного рынка, выявления факторов, определяющих выбор той или иной формы взаимодействия между субъектами».[2]
Рис. 2. Механизм организационно-экономической взаимосвязи продовольственного рынка региона
Помимо вышесказанного, отметим, что важное значение имеет выполнение заявленных индикаторов развития продовольственного рынка по всем направлениям. Это нужно для осмысления проблем управления развития, выявления неправильных постановок управленческих задач, методов, слабых сторон управленческих механизмов. Реальная управленческая практика на уровне регионов показывает, что, не успев закончить выполнение одних программ развития (по тем или иным направлениям) не достигнув каких либо планируемых индикаторов, происходит перенастройка данных программ, как по финансовой составляющей, так и по организационно-плановым показателям. В результате таких действий мы не можем увидеть и понять «комплексной картины» действующего состояния продовольственного рынка с позиций управления. И всегда будет присутствовать «социально-экономическое ощущение» негатива развития и неясности перспектив национального продовольственного рынка. По одной из значимых причин, это происходит, с нашей точки зрения, а также, по мнению специалистов данной отрасли, в целях сокрытия «некомпетентности» некоторых руководителей федерального и регионального уровня продовольственным рынком. Отсюда и множество проблем экономической и продовольственной безопасности в обеспечении минимального прожиточного уровня граждан в нашей стране с ее «колоссальным агропроизводственным потенциалом».
Таким образом, предложенные нами организационно-структурные и функциональные совершенствования в региональном управлении, позволят своевременно и адаптивно проводить модернизацию организационно-экономических отношений регионального продовольственного рынка.
Библиографический список:
References