Главная страница » Публикации » №4 (76) » Решение проблемы дефицита кадров региональной системы АПК России

Решение проблемы дефицита кадров региональной системы АПК России

Solving the shortage problem of personnel in the regional Russian agro-industrial complex system

Авторы

Денисова Ирина Петровна
доктор экономических наук, профессор кафедры финансов
Россия, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
dеnis8663@mail.ru
Охотина Татьяна Александровна
аспирант кафедры финансов
Россия, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
tatyana_rada@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрены особенности формирования региональной кадровой политики на основе эффективных корпоративных методов привлечения персонала, цель предложенных мероприятий - создание и развитие социальной инфраструктуры и рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях. Направления и мероприятия корпоративной социальной политики позволят региональным сельскохозяйственным товаропроизводителям преодолеть проблему нехватки квалифицированных кадров.

Ключевые слова

региональная кадровая политика, корпоративная политика, сельскохозяйственные производители, кадровый потенциал.

Рекомендуемая ссылка

Денисова Ирина Петровна , Охотина Татьяна Александровна

Решение проблемы дефицита кадров региональной системы АПК России// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (76). Номер статьи: 7617. Дата публикации: 13.11.2023. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7617/

Authors

Denisova Irina Petrovna
Doctor of Economics, Professor of the Department of Finance
Russia, Rostov State Economic University (RINH)
denis8663@mail.ru
Okhotina Tatyana Alexandrovna
postgraduate student of the Department of Finance
Russia, Rostov State Economic University (RINH)
tatyana_rada@mail.ru

Abstract

The article discusses the features of the formation of regional personnel policy based on effective corporate methods of attracting personnel, the purpose of the proposed measures is the creation and development of social infrastructure and the labor market (human resources) in rural areas. Directions and measures of corporate social policy will allow regional agricultural producers to overcome the problem of shortage of qualified personnel.

Keywords

regional personnel policy, corporate policy, agricultural producers, human resources potential.

Suggested Citation

Denisova Irina Petrovna , Okhotina Tatyana Alexandrovna

Solving the shortage problem of personnel in the regional Russian agro-industrial complex system// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (76). Art. #7617. Date issued: 13.11.2023. Available at: https://eee-region.ru/article/7617/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Глобальные геополитические и экономические изменения, которые происходят в мире в последние три года, в очередной раз показали необходимость проведения внутренней экономической политики с учетом возможности постоянного совершенствования и укрепления продовольственной безопасности нашей страны. Первоочередной задачей, стоящей перед государством и обществом в этой сфере, очевидно, является развитие сельскохозяйственного производства и агропромышленного комплекса в целом. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН Всемирный банк составил рейтинг стран по площади сельскохозяйственных земель (кв. км). Так в 2020 году, данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, Россия занимала пятое место в мире с площадью сельскохозяйственных угодий равной 2 154 940 кв. км (таблица 1).

 

Таблица 1 – Площадь сельскохозяйственных угодий в 2020 году.[1]

Страна Площадь сельхозугодий (кв. км)
Китай 5 285 081
США 4 058 104
Австралия 3 557 750
Бразилия 2 368 788
Российская Федерация 2 154 940
Казахстан 2 140 032
Индия 1 790 451
Саудовская Аравия 1 735 959
Монголия 1 126 995
Аргентина 1 083 818
Мексика 971 380

 

Данный показатель составляет примерно 12,5% от общей площади нашей страны. Для сравнения в Китае площадь сельскохозяйственных угодий составляет 55,1% от всей территории страны, в США — 44,4%, а в Австралии — 46,3%. Это свидетельствует о наличии огромного ресурсного потенциала для развития аграрного сектора в России, открывает перед нашей страной возможности не только полностью обеспечить внутренний рынок необходимым продовольствием, но и стать одним из ведущих мировых экспортеров зерна и других сельскохозяйственных продуктов, в том числе более глубокой переработки. Проводимая с 2014 года планомерная политика в области импортозамещения жизненно важных товаров, уже приносит свои плоды. Так в 2020 году в нашей стране впервые в новейшей истории объем экспортируемых сельскохозяйственных товаров превысил их импорт и составил 30,665 млрд долл. или 79,429 млн тонн в натуральном выражении [1].

Однако, несмотря на то, что в последнее десятилетие объем поставляемой за рубеж отечественной сельскохозяйственной продукции увеличился практически в три раза, Россия занимает только 19 место в рейтинге основных мировых экспортеров продовольствия и это всего лишь 5,9% в общей структуре товаров, поставляемых за границу. Стоит отметить, что в 2022 году, после введенных против нашей страны беспрецедентных экономических санкций, понадобилась срочная переориентация на новые рынки сбыта, в том числе и для сельскохозяйственной продукции, а также изменение логистических маршрутов экспортируемых товаров. В этой связи еще более острым и актуальным стал вопрос собственной продовольственной безопасности, так как в настоящий момент наша страна все еще достаточно сильно зависит от импорта фруктов, молочной продукции, рыбы, сои и продуктов пищевой и перерабатывающей промышленности. Например, в 2022 году произошел рост доли импортной продукции по сравнению с предыдущим годом на 4%. Эксперты связывают это в первую очередь с тем, что для некоторых сельскохозяйственных культур в нашей стране не подходящие климатические условия (например, экзотические фрукты, орехи, чай и кофе), а также с тем, что лишь ограниченная часть угодий может подходить для возделывания тех или иных культур (рис, виноград, масленичные культуры, кукуруза и т. п.). Однако, есть и такие продукты, зависимость от импорта которых находится на высоком уровне, несмотря на наличие объективных возможностей обеспечить собственное потребление. К такой категории можно отнести говядину, импорт которой в нашу страну в последние годы составлял порядка 20%, что связано с сокращением поголовья крупного рогатого скота с начала 90-х годов более чем в 3 раза [2].

 

Результаты исследования

Наращивание объемов производства продовольствия предполагает эффективную комбинацию основных факторов производства, среди которых наиболее проблемным в настоящий момент является труд или человеческий ресурс. Последнее десятилетие в сельском хозяйстве наблюдается все возрастающий острый дефицит кадров, что связано с целым рядом факторов. По данным Росстата можно проследить отрицательную динамику в численности занятых в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве (рисунок 1).

 

Численность занятых в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве по годам

Рисунок 1 – Численность занятых в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве по годам [17]

 

На графике видно, что в 2021 году по сравнению с 2008 годом численность занятых в аграрном секторе работников сократилась на 30% (с 6058 тыс. человек в 2008 году до 4198 тыс. человек в 2021 году). Это серьезнейший дефицит кадров, особенно если учесть, как уже отмечалось выше, необходимость постоянного наращивания производства в этом секторе для обеспечения продовольственной безопасности страны.

Также по данным Федеральной службы государственной статистики, можно сделать вывод о том, как изменялась потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по профессиональным группам в сфере сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства на протяжении последних 14 лет (таблица 2).

 

Таблица 2 – Потребность в работниках для замещения вакантных рабочих мест [17]

Вид деятельности Профессиональная группа Годы
2008 2010 2012 2014 2016 2018 2020 2022
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство Квалифицированные работники и рабочие 14939,31 9437,88 11486,3 10809,49 6536,66 10410,95 13405,62 17413,43
Неквалифицированные рабочие 4991,01 3792,01 5871,41 5679,63 5077,9 5956,2 10377,87 11457,95
Руководители 1603,46 1263,26 1244,91 1140,53 856,33 1160,89 1166,89 1910,44
Специалисты высшего и среднего уровня квалификации 4735,35 4986,15 5146,04 4794,74 3976,85 4688,12 6751,13 9146,87
Другие профессиональные группы 7806,3 7020,49 8379,81 7470,9 5954,37 8320,32 9955,58 16998,28
Всего специалистов 34075,43 26499,79 32128,47 29895,29 22402,11 30536,48 41657,09 56926,96

 

Из таблицы видно, что в последние 5 лет потребность в кадрах на предприятиях АПК значительно выросла и достигла своего максимума в 56926,96 человек в 2022 году. Так в 2008 году общее число специалистов, которые были нужны отрасли, составляло чуть более 34 тыс. человек, а в 2022 году этот показатель составил уже почти 57 тыс. человек, то есть произошло увеличение потребности в работниках примерно на 40%. Причем, наибольший рост произошел по таким профессиональным группам, как специалисты высшего и среднего уровня квалификации, а также по другим профессиональным группам, которые включают в себя служащих, работников сферы обслуживания и торговли отрасли, а также операторов производственных установок и машин, водителей. Динамику изменения потребности в специалистах в сфере АПК можно проследить на графике (рисунок 2)

Аналитические сведения с популярного портала hh.ru содержат данные специальных индексов, отражающих соотношение количества резюме к количеству вакансий, предлагаемых в сельскохозяйственной отрасли по различным регионам и по стране в целом. Согласно этим данным, больше всего резюме на одну вакансию в сельском хозяйстве приходится в Чеченской Республике и Республике Калмыкия, примерно 5 резюме. В Центральном федеральном округе данный коэффициент колеблется от 1,6 до 2,2, в Сибирском федеральном округе этот показатель еще ниже и составляет всего лишь 0,4 резюме на одну вакансию. Чуть выше hh.индекс в Краснодарском крае, примерно 2,7 резюме. Следует отметить, что нормальным значением для рынка труда считается наличие 5–6 резюме на одну вакансию, так как такие значения позволяют работодателю выбрать наиболее квалифицированного сотрудника, с подходящими под требования предприятия навыками, умениями и опытом.  В 2022 году среднее значение индекса соотношения количества резюме к количеству вакансий по стране в целом по данным упомянутого выше портала составил 0,5 резюме. Это также наглядно показывает острый дефицит кадров в сельскохозяйственной отрасли и позволяет сделать вывод, что необходимо увеличение числа специалистов и рабочих, желающих работать на селе, минимум в 5 раз. Наиболее востребованными на сегодняшний день среди работодателей в агропромышленном комплексе являются специалисты среднего и высшего звена, а также руководители, примерно треть всех открытых вакансий в сельском хозяйстве – это высококвалифицированные кадры. Цифровизация всех сфер экономики и жизни населения не обошла стороной и сельское хозяйство, однако использование современных технологий в аграрном секторе затруднено отсутствием специально подготовленных сотрудников.  Исследование Hays говорит о том, что нехватка специалистов имеет место у 94% участников рынка АПК. Примерно четверть необходимых сотрудников – это именно специалисты в новых технологичных областях сельского хозяйства, а 74% — все кадры целиком. Более 60% опрошенных заявили о нехватке технических специалистов и кадров на производстве. Эта ситуация сказывается и на отдаче от занятого в отрасли персонала. По оценкам PwC, если в США на одного человека в АПК приходится более 83 тыс. долларов валовой прибыли в год, то в России всего лишь 13 тыс. долларов [3]. Кроме того, наблюдается значительное старение кадров в отрасли, по данным Росстата, в 2021 году средний возраст специалистов, занятых в сельскохозяйственном производстве, составил 44,4 года. В 2009 году этот показатель был равен 41,5 лет (рисунок 3).

Это говорит о том, что в настоящий момент работа в аграрном секторе не считается престижной среди молодых людей, так как влечет за собой ряд социальных ограничений, связанных с жизнью на селе. Следует отметить, что здесь важнейшую роль играет не только уровень оплаты труда, но и комфортные условия жизни, способные привлечь молодых специалистов.

 

Средний возраст занятых в сельском, лесном хозяйстве, охоте и рыболовстве (лет)

Рисунок 2 – Средний возраст занятых в сельском, лесном хозяйстве, охоте и рыболовстве (лет) [4,5,6,7].

 

Для привлечения молодых специалистов необходима серьезная работа с выпускниками профильных учебных заведений. В настоящий момент чуть более половины выпускников, а именно 53%, окончивших сельскохозяйственные вузы,  (таблица 3), устраиваются на работу по специальности, в то время как, например, в фундаментальной и клинической медицине процент выпускников, устроившихся по специальности в 2019-2021 гг. составил 100 и 97% соответственно, в компьютерных и информационных науках — 87%, в авиационной и ракетно-космической технике — 72%. Это говорит, о необходимости работы с выпускниками вузов по вопросам будущего трудоустройства на протяжении всего периода обучения, а также о более эффективной организации прохождения практики с последующим трудоустройством по специальности. Такие меры позволят снизить процент выпускников, устроившихся не по профессии, хотя и не позволит решить проблему полностью, так как основной причиной отказа от работы в сфере АПК среди молодых специалистов все же является непривлекательность жизни на селе и низкие зарплаты [9].

 

Таблица 3 — Процент трудоустроенных по специальности выпускников сельскохозяйственных вузов в динамике по годам [9]

Показатель 2015-2017гг. 2017-2019гг. 2019-2021гг.
Всего трудоустроенных выпускников, тыс. чел. 41,0 31,3 22,7
Устроившихся на работу по специальности, тыс. чел. 17,1 14,4 11,9
Устроившихся на работу по специальности в % к общему числу трудоустроенных 42 46 53

 

Кадровой компанией UTEAM и компанией Grodan, входящей в группу компаний Rockwool, было проведено исследование, в ходе которого выяснилось, что только 38% опрошенных считают сельскохозяйственную отрасль привлекательной для работы, а 20% респондентов уверены в ее совершенной непривлекательности для молодых специалистов. Однако, почти половина опрошенных считает, что при определенных условиях возможно привлечение молодых специалистов в сферу АПК. Среди таких условий на первом месте закономерно находятся высокие зарплаты (около 20% опрошенных, считают это главным условием), на втором месте возможность умственного труда (16%), далее идет наличие расширенного социального пакета (13%), а также возможность трудоустройства без опыта работы и наличие современного оборудования (12% и 11% соответственно). В этом же исследовании респондентов попросили выбрать основные причины отсутствия желания у молодежи к работе на селе. В числе основных оказались: невозможность карьерного роста — 35% опрошенных, а также отсутствие социальной инфраструктуры на селе — 21% и низкие зарплаты — 18%. Это говорит о том, что проблема карьерного роста и социальной защиты зачастую превалирует даже над проблемой низкого уровня заработной платы и тяжелого физического труда. Следовательно, совершенствование корпоративной социальной стратегии в сочетании с грамотным менеджментом и кадровой политикой, а также совместная работа государства и сельскохозяйственных производителей над совершенствованием социальной инфраструктуры в регионе присутствия, способны привлечь достаточно большое количество молодых специалистов [10].

Обеспечение таких условий должно быть результатом консолидации усилий государства и предприятий аграрного сектора. Государственная поддержка реализуется через государственную программу «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [11].

Основными направлениями, реализуемыми данной программой, являются создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения, создание и развитие инфраструктуры и рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях. Участие в ней субъектов Российской Федерации носит заявительный характер. Основополагающим принципом данной программы является проектный принцип ее реализации, что позволяет комплексно развивать сельские территории и сельские агломерации, целенаправленно повышая их экономический и социальный потенциал. Реализация программы должна способствовать достижению основных национальных целей, в том числе за счет осуществления мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, работающих на селе, а также реализации мероприятий, направленных на оказание содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям в обеспечении квалифицированными специалистами. Однако в настоящий момент существует ряд препятствий, связанных с недостаточно эффективной работой органов исполнительной власти различных уровней, отсутствием координации их действий при финансировании потенциальных «точек роста» на сельских территориях.  Поэтом особую значимость приобретает разработка корпоративных механизмов развития кадрового потенциала аграрного сектора [11].

В настоящий момент можно выделить 2 основных направления, в рамках которых необходима разработка конкретных мероприятий для решения проблемы кадрового голода на селе (рисунок 3).

Среди наиболее эффективных корпоративных методов привлечения персонала можно выделить 2 большие группы – это активные и пассивные методы. К активным методам относятся все способы привлечения сотрудников из вне с помощью специальных сайтов, социальных сетей и рекрутинговых агентств. Пассивные методы заключаются в формировании внутреннего кадрового резерва, из которого в дальнейшем производится отбор на вышестоящие должности. Однако любой из существующих методов будет иметь долговременный успех для предприятия, если заинтересованная сторона обеспечит определенный круг дополнительных социальных гарантий для будущего сотрудника, а также достойный уровень оплаты труда. Таким образом, эффективным средством привлечения персонала являются не столько отдельные методы, сколько продуманная стратегия.

 

Направления реализации мероприятий по привлечению  высококвалифицированных кадров в сельскую местность

Рисунок 3 — Направления реализации мероприятий по привлечению  высококвалифицированных кадров в сельскую местность

 

Корпоративная социальная политика предприятия должна включать в себя несколько направлений, которые позволят сельскохозяйственным товаропроизводителям преодолеть проблему нехватки квалифицированных кадров. Среди наиболее эффективных, по нашему мнению, направлений можно выделить следующие:

  • разработка и реализация программ стажировки с последующим трудоустройством для студентов профильных вузов;
  • взаимодействие с сельскохозяйственными учебными заведениями и открытие на базе предприятий учебных центров;
  • инвестиции в образование и повышение квалификации действующих специалистов;
  • корпоративные программы обеспечения жильем молодых специалистов;
  • программы ДМС и различных компенсационных доплат за связь, питание, проезд, детские сады и занятия спортом;
  • оплата санаторно-курортного обслуживания и др.

Некоторые из предложенных выше пунктов могут финансироваться за счет государства. Так согласно Письму Министерства сельского хозяйства РФ от 31 мая 2021 г. N 10/579 «О привлечении квалифицированных кадров на сельские территории» сельскохозяйственным предприятиям возмещаются фактически понесенные в году предоставления субсидии затраты по заключенным с работниками ученическим договорам и по заключенным договорам о целевом обучении, а также затраты, связанные с оплатой труда и проживанием студентов. Стоит отметить, что при обучении в образовательных организациях подведомственных Минсельхозу, Росрыболовству и Россельхознадзору компенсация составляет 90%, а при обучении по сельскохозяйственным специальностям в других образовательных организациях — 30%. Остальная часть финансовых затрат на реализацию стратегии корпоративной социальной защиты ложится на работодателя. Это является основным препятствием в осуществлении мероприятий, направленных на привлечение высококвалифицированных специалистов на село. Для сельхозтоваропроизводителей необходимо четкое понимание того, что инвестиции, вложенные в человеческий капитал и в целом в социальную политику, по прошествии определенного времени окупятся. Для расчета срока окупаемости социальных инвестиций существует ряд методик, применение какой-либо конкретной из них является прерогативой самого предприятия [12]. Для наиболее эффективного наполнения расширенного социального пакета на конкретном предприятии и его персонификации нами предложена специальная программа тестирования сотрудников на вопрос удовлетворенности корпоративной социальной политикой [13]. Она позволяет сотруднику самостоятельно выбрать один из нескольких различных по наполнению вариантов расширенных социальных пакетов, с учетом индивидуальных потребностей, семейного положения, пола и возраста работника. В итоге наиболее подходящий пакет определяется программой и предприятие предлагает именно его сотруднику. Это позволяет более рационально использовать финансовые ресурсы, выделяемые на корпоративные социальные программы, так как наполняемость пакета будет более адресной и не будет включать те позиции, которые не востребованы конкретным сотрудником. Кроме того, такие программные продукты позволят постоянно отслеживать и проводить анализ данных по наиболее популярным наполнениям социальных пакетов и наименее востребованным позициям. Это дает возможность предприятию корректировать направления корпоративной социальной политики с учетом мнения работников. Таким образом, грамотно разработанная стратегия корпоративной социального обеспечения и защиты, интегрированная в общую стратегию развития компании, а также наличие стабильно положительного финансового результата от ее реализации, позволит преодолеть нежелание предприятий вкладывать ресурсы в социальные программы.

В рамках второго направления реализации мероприятий по привлечению высококвалифицированных кадров в сельскую местность (рисунок 3) предполагается совершенствование механизма взаимодействия между будущим сотрудником и работодателем, а также вовлечение в цепочку связи непосредственно сельскохозяйственных учебных заведений, научно-исследовательских институтов, опытных хозяйств. В качестве платформы для совместного сотрудничества всех вышеперечисленных актеров мог бы выступить специальный сайт, который в дальнейшем можно было бы расширить до целой платформы или даже экосистемы. Это позволит сократить время поиска подходящих сотрудников, создаст возможность прохождения практики на ведущих сельскохозяйственных предприятиях по всей стране для действующих студентов и дальнейшей работы там же. Приложение помогло бы вузам общаться напрямую по вопросам трудоустройства выпускников с работодателями в любом регионе, исходя из реальных потребностей отрасли корректировать количество мест по тем или иным специальностям и направлениям подготовки, сотрудничать в вопросе профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, а также прохождения практики студентов. Включив в систему научно-исследовательские центры и опытные хозяйства, сельскохозяйственные товаропроизводители получают возможность размещать заявки на выполнения различных наукоемких заданий и работ и выбрать из предложенных вариантов решения проблемы наиболее подходящую. Учебные заведения, помимо указанных выше возможностей, также могут с помощью данной платформы заключать хоздоговоры и выполнять заказы на реализацию определенных научных изысканий, что позволит сделать процесс обучения и работы сотрудников вузов максимально приближенным к реальным условиям работы сельскохозяйственных предприятий и повысит вовлеченность студентов в будущую профессию.

 

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что сложившаяся ситуация на рынке труда для сельскохозяйственных товаропроизводителей является достаточно сложной и затрудняет дальнейшее развитие отрасли. От того, насколько эффективно удастся решить в ближайшие годы проблему кадрового голода на селе будет напрямую зависеть продовольственная безопасность нашей страны. Среди достаточно ограниченного количества инструментов, позволяющих регулировать процесс восполнения дефицита специалистов в АПК, наиболее эффективными являются те, которые могут быть реализованы за счет корпоративной социальной стратегии развития компаний. Государству и предприятиям отрасли необходимо совместными усилиями сделать привлекательной и престижной работу на селе, в том числе за счет реализации социальных проектов и улучшения условий жизни в регионе присутствия. Помимо этого, необходима разработка специальной платформы для взаимодействия работодателей, учебных заведений и научно-исследовательских центров в целях координации усилий по эффективному трудоустройству будущих выпускников. Все это позволит сократить потребность в рабочей силе и сделает сельхозпредприятия драйверами развития сельской местности в долгосрочной перспективе.

 

Библиографический список

  1. Болдова, К. Экспорт российской сельхозпродукции впервые превысил импорт / К. Болдова // Открытый журнал. — 2021. — URL: https://journal.open-broker.ru/research/eksport-rosselhozprodukcii-vpervye-prevysil-import/ (дата обращения 20.10.2023)
  2. Какую сельхозпродукцию импортирует Россия // Свое медиа. — 2023. — URL: https://svoefermerstvo.ru/svoemedia/articles/eda-s-dalekih-beregov-kakuju-produkciju-apk-importiruet-rossija (дата обращения 1910.2023)
  3. Степанов, А. Кадры решают все / А. Степанов // Комерсантъ. — 2021.  — URL: https://www.kommersant.ru/doc/4772215 (дата обращения 19.10.2023)
  4. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2018: Стат.сб./Росстат.- M.,142 c.-2018
  5. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2016: Стат.сб./Росстат. -, 146 c.-2016
  6. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2022 Стат.сб./Росстат. -, 151 c.-2022
  7. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2020 Стат.сб./Росстат. -, 145 c.-2020
  8. Статистический бюллетень «Сведения о численности и потребности организаций в работниках по профессиональным группам на 31 октября 2016 г.» [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики, 2008-2016. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/public ations/catalog/doc_1245749635312, свободный (Дата обращения: 05.10.2023 г.)
  9. Выборочное федеральное статистическое наблюдение трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики, 2016 – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_trudoustr/index.html? свободный (Дата обращения: 10.10.2023 г.)
  10. Кулистикова, Т. Нехватка кадров все больше мешает развитию бизнеса в АПК / Т. Кулистикова // Агроинвестор. — 2023. — URL: https://www.agroinvestor.ru/markets/news/40634-nekhvatka-kadrov-vse-bolshe-meshaet-razvitiyu-biznesa-v-apk/ (дата обращения 20.10.2023)
  11. Постановление Правительства РФ от 31.05.2019 №696 (ред. От 23.12.2022) «Об утверждении государственной программы российской федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации»
  12. Охотина, Т. А. Совершенствование методов оценки экономической эффективности социальных инвестиций / Т. А. Охотина // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. – 2021. – Т. 1, № 3. – С. 304-311. – DOI 10.34130/2070-4992-2021-1-3-312. – EDN DCEAFX.
  13. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2022618997 Российская Федерация. Программа для проведения анкетирования сотрудников на вопрос удовлетворенности реализуемыми на предприятии мерами корпоративной социальной защиты «КСОтест» : № 2022617552 : заявл. 22.04.2022 : опубл. 18.05.2022 / Т. А. Охотина, И. П. Денисова, В. А. Мазин. – EDN CPHGWW.
  14. Зинич, Л.В., Кузнецова, Н.А. Современный кадровый потенциал сельскохозяйственных организаций // Продовольственная политика и безопасность. – 2023. – Том 10. – № 1. – doi: 10.18334/ppib.10.1.116708.]
  15. Шабашева, Ю.Е. Перспективы развития аграрного сектора России в обеспечении продовольственной безопасности страны // Экономическая безопасность. – 2022. – Том 5. – № 4. – С. 1499-1516. – doi: 18334/ecsec.5.4.116275.
  16. Кузнецова, Н. А., Зинич, Л. В. Оценка кадрового состава руководителей и главных специалистов в сельскохозяйственных организациях региона // Экономика труда. – 2022. – Том 9. – № 9. – С. 1441-1452. – doi: 10.18334/et.9.9.116314.
  17. Официальный Сайт Федеральной службы государственной статистики, [Электронный ресурс]. Режим доступа :https:// https://rosstat.gov.ru/

 

Bibliographic list

  1. Boldova, K. Exports of Russian agricultural products exceeded imports for the first time [Eksport rossiyskoy sel’khozproduktsii vpervyye prevysil import]/ K. Boldova // Open journal. — 2021. — URL: https://journal.open-broker.ru/research/eksport-rosselhozprodukcii-vpervye-prevysil-import / (accessed 20.10.2023)
  2. What agricultural products does Russia import [Kakuyu sel’khozproduktsiyu importiruyet Rossiya]// Your own media. — 2023. — URL: https://svoefermerstvo.ru/svoemedia/articles/eda-s-dalekih-beregov-kakuju-produkciju-apk-importiruet-rossija (accessed 1910.2023)
  3. Stepanov, A. Cadres decide everything [Kadry reshayut vse]/ A. Stepanov // Kommersant. — 2021. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/4772215 (accessed 19.10.2023)
  4. Labor force, employment and unemployment in Russia (based on the results of sample surveys of the labor force). 2018: Stat.sat. [Rabochaya sila, zanyatost’ i bezrabotitsa v Rossii (po rezul’tatam vyborochnykh obsledovaniy rabochey sily). 2018: Stat.sb.]/Rosstat.- M.,142 p.-2018
  5. Labor force, employment and unemployment in Russia (based on the results of sample surveys of the labor force). 2016: Stat.sat. [Rabochaya sila, zanyatost’ i bezrabotitsa v Rossii (po rezul’tatam vyborochnykh obsledovaniy rabochey sily). 2016: Stat.sb.]/Rosstat. — M., 146 p.-2016
  6. 6. Labor force, employment and unemployment in Russia (based on the results of sample surveys of the labor force). 2022 Stat.sat. [Rabochaya sila, zanyatost’ i bezrabotitsa v Rossii (po rezul’tatam vyborochnykh obsledovaniy rabochey sily). 2022 Stat.sb.]/Rosstat. — M., 151 p.-2022
  7. Labor force, employment and unemployment in Russia (based on the results of sample surveys of the labor force). 2020 Stat.sat. [Rabochaya sila, zanyatost’ i bezrabotitsa v Rossii (po rezul’tatam vyborochnykh obsledovaniy rabochey sily). 2020 Stat.sb.]/Rosstat. — M., 145 p.-2020
  8. Statistical bulletin «Information on the number and needs of organizations for employees by occupational groups as of October 31, 2016» [Statisticheskiy byulleten’ «Svedeniya o chislennosti i potrebnosti organizatsiy v rabotnikakh po professional’nym gruppam na 31 oktyabrya 2016 g.»] / Federal State Statistics Service, 2008-2016. – Access mode: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/public ations/catalog/doc_1245749635312, free (Accessed: 05.10.2023)
  9. Selective federal statistical observation of employment graduates who have received secondary vocational and higher education [Vyborochnoye federal’noye statisticheskoye nablyudeniye trudoustroystva vypusknikov, poluchivshikh sredneye professional’noye i vyssheye obrazovaniye] / Federal State Statistics Service, 2016 – Access mode: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_trudoustr/index.html ? free (Date of application: 10.10.2023)
  10. Kulistikova, T. The shortage of personnel is increasingly hindering the development of business in the agro-industrial complex [Nekhvatka kadrov vse bol’she meshayet razvitiyu biznesa v APK]/ T. Kulistikova // Agroinvestor. — 2023. — URL: https://www.agroinvestor.ru/markets/news/40634-nekhvatka-kadrov-vse-bolshe-meshaet-razvitiyu-biznesa-v-apk / (accessed 20.10.2023)
  11. Decree of the Government of the Russian Federation dated 31.05.2019 No. 696 (ed. Dated December 23, 2022) «On approval of the State Program of the Russian Federation «Integrated Development of Rural Areas» and on Amendments to Certain Acts of the Government of the Russian Federation» [Postanovleniye Pravitel’stva RF ot 31.05.2019 №696 (red. Ot 23.12.2022) «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy rossiyskoy federatsii «Kompleksnoye razvitiye sel’skikh territoriy» i o vnesenii izmeneniy v nekotoryye akty pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii»]
  12. Okhotina, T. A. Improvement of methods for assessing the economic efficiency of social investments [Sovershenstvovaniye metodov otsenki ekonomicheskoy effektivnosti sotsial’nykh investitsiy]/ T. A. Okhotina // Corporate Governance and innovative development of the Economy of the North: Bulletin of the Research Center for Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. – 2021. – Vol. 1, No. 3. – pp. 304-311. – DOI 10.34130/2070-4992-2021-1-3-312. – EDN DCEAFX.
  13. Certificate of state registration of the computer program No. 2022618997 Russian Federation. The program for conducting a questionnaire of employees on the question of satisfaction with the measures of corporate social protection implemented at the enterprise «KSOtest» : No. 2022617552 : application. 22.04.2022 : publ. 18.05.2022 [Svidetel’stvo o gosudarstvennoy registratsii programmy dlya EVM № 2022618997 Rossiyskaya Federatsiya. Programma dlya provedeniya anketirovaniya sotrudnikov na vopros udovletvorennosti realizuyemymi na predpriyatii merami korporativnoy sotsial’noy zashchity «KSOtest» : № 2022617552 : zayavl. 22.04.2022 : opubl. 18.05.2022]/ T. A. Okhotina, I. P. Denisova, V. A. Mazin. – EDN CPHGWW.
  14. Zinich, L.V., Kuznetsova, N.A. Modern personnel potential of agricultural organizations [Sovremennyy kadrovyy potentsial sel’skokhozyaystvennykh organizatsiy]// Food policy and security. – 2023. – Volume 10. – No. 1. – doi: 10.18334/ppib.10.1.116708.]
  15. Shabasheva, Yu.E. Prospects for the development of the agricultural sector of Russia in ensuring food security of the country [Perspektivy razvitiya agrarnogo sektora Rossii v obespechenii prodovol’stvennoy bezopasnosti strany]// Economic security. – 2022. – Volume 5. – No. 4. – pp. 1499-1516. – doi: 10.18334/ecsec.5.4.116275.
  16. Kuznetsova, N. A., Zinich, L. V. Assessment of the personnel of managers and chief specialists in agricultural organizations of the region [Otsenka kadrovogo sostava rukovoditeley i glavnykh spetsialistov v sel’skokhozyaystvennykh organizatsiyakh regiona]// Labor economics. – 2022. – Volume 9. – No. 9. – pp. 1441-1452. – doi: 10.18334/et.9.9.116314.
  17. Official Website of the Federal State Statistics Service [Ofitsial’nyy Sayt Federal’noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki]. Access mode :https:// https://rosstat.gov.ru/

Еще в рубриках

Регионы России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *