Главная страница » Путеводитель по региональной экономике » Региональная экономика » Теории региональной экономики » Диссертационные исследования » Стратегические ориентиры и эффективность реализации структурной промышленной политики

Стратегические ориентиры и эффективность реализации структурной промышленной политики

Информация о диссертационном исследовании «Стратегические ориентиры и эффективность реализации структурной промышленной политики»

Палаш Светлана Витальевна

Стратегические ориентиры и эффективность реализации структурной промышленной политики

  • 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (промышленность)
  • Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук
  • Год защиты:  2022
  • Диссертационная работа выполнена в федеральном государственном образовательном учреждении высшего образования «Костромской государственный университет»

Основные положения диссертационного исследования

Актуальность темы исследования. С 2014 года в Российской Федерации происходит процесс формирования и реализации новой промышленной политики, имеющей целью создать конкурентоспособную, устойчивую, структурно-сбалансированную промышленность, вносящую свой вклад в повышение качества жизни населения и национальную, в том числе экономическую, безопасность. Процесс формирования новой промышленной политики так или иначе связан с управлением структурными изменениями в национальном промышленном комплексе и российской экономике в целом.

Заявленный Правительством РФ курс на структурные реформы, отраженный в целях и задачах функционирования ключевых министерств России: Минфина, Минэкономразвития, Минпромторга, разработка документов стратегического планирования для всех уровней управления и новой законодательной базы промышленной политики, реализация государственных программ развития промышленности и планов импортозамещения, создание и функционирование государственных институтов развития, осуществляющих поддержку промышленных предприятий, свидетельствуют о приоритетной важности научных исследований в сфере государственного управления структурными изменениями в промышленности и о заинтересованности Правительства в таких исследованиях.

Проблемы формирования и реализации промышленной политики в Российской Федерации связаны с воздействием на функционирование и развитие российского промышленного комплекса как внешних факторов, определяющих особенности включения российской экономики в мирохозяйственные связи, так и внутренних структурных проблем национальной промышленности. Кроме традиционных факторов производства, научно-технического прогресса важным фактором, оказывающим существенное влияние на промышленное развитие РФ, является внешняя конкуренция. Ее современные особенности определяются разнонаправленными векторами глобализации и нового протекционизма, который характеризуется не только тесным переплетением в жесткой борьбе за рынки сбыта промышленной продукции экономических и политических интересов и рычагов, активным введением различных санкций, но и использованием инструментов информационной войны, а также угроз и эскалации военных конфликтов.

Препятствиями для достижения целей экономического развития России и ее промышленной политики являются также внутренние структурные проблемы российской экономики и национального промышленного комплекса как ее подсистемы. Несмотря на то, что новая промышленная политика реализуется уже семь полных лет (с начала 2015 года), большинство структурных проблем воспроизводятся и остаются достаточно острыми. Среди наиболее острых следует отметить: недостаточность инвестиций в основные фонды обрабатывающих производств, низкий уровень инновационной активности промышленных предприятий, низкий уровень использования среднегодовой производственной мощности по производству отдельных видов продукции обрабатывающей промышленности, низкий уровень рентабельности продукции и активов части обрабатывающих производств (в 2 раза ниже, чем добывающих), высокая стоимость кредитных ресурсов и другие. Структурные проблемы промышленного комплекса отражаются на динамике промышленного производства и на структуре внешнеторговых связей РФ. Несмотря на финансовую поддержку предприятий обрабатывающей промышленности в рамках реализации промышленной политики темпы роста производств обрабатывающих отраслей и производительности труда в них — невысокие. Высокая доля в товарном экспорте минеральных продуктов, и низкая — продукции машиностроения свидетельствуют о том, что российская экономика продолжает занимать в мировой экономике нишу экспортера сырья, а не наукоемкой продукции обрабатывающей промышленности. О снижении разнообразия промышленного комплекса свидетельствует сокращение количества организаций обрабатывающей промышленности и сокращение численности работников. В еще большей мере, чем организации обрабатывающей промышленности в целом, перечисленным структурным проблемам подвержены предприятия отраслей машиностроения. Таким образом, анализ структурных изменений в российском промышленном комплексе позволяет сформулировать требующую решения практически значимую проблему повышения его разнообразия, включающую следующие составляющие. Необходима трансформация российской промышленности как подсистемы национальной экономики из состояния с недозагруженными производственными мощностями в обрабатывающих отраслях, определяющего нишу преимущественного экспортера сырья на мировой рынок, в состояние, обеспечивающее в большей мере национальную безопасность РФ, внутренний рынок промышленными товарами российского производства, более высокую долю высокотехнологичной продукции в товарном экспорте. Сложность решения данной проблемы повышается в новых неблагоприятных для РФ внешнеэкономических и внешнеполитических условиях и определяется отсутствием в экономической теории готовых рецептов для достижения поставленной цели в обозначенной ситуации.

Незначительное влияние новой промышленной политики на состояние и функционирование промышленного комплекса и воспроизводство структурных проблем российской промышленности свидетельствуют об отсутствии или недостаточной действенности научно обоснованных решений проблем промышленного развития. Есть основания полагать, что недостижение целей промышленной политики осуществления структурных изменений связано с проблемами неполной реализации функций управления, в том числе стратегического планирования (в части целеполагания, научного обоснования объемов и направлений финансирования, определения механизмов и выбора инструментов поддержки промышленных предприятий и др.), а также контроля (в части оценки эффективности промышленной политики управления структурными изменениями).

В процессе формирования новой промышленной политики и системы стратегического планирования в Российской Федерации разрабатывается новая нормативная база, используется широкий набор финансовых и нефинансовых инструментов государственной поддержки промышленных предприятий. Однако управленческие решения в части определения целевой структуры отечественного промышленного комплекса, объемов необходимого финансирования для ее формирования, оценки эффективности промышленной политики структурных изменений нельзя квалифицировать как системные.

Есть предположение, что проблемы целеполагания связаны с нерешенной в экономической науке интегральной теоретической проблемой определения границ и условий государственного вмешательства в экономику. Как известно, разные научные школы дают различные определения функций государства и сильно отличающиеся друг от друга рекомендации по формированию экономической политики. С проблемой определения границ государственного вмешательства в экономику связана теоретическая проблема определения пропорций между протекционизмом и либерализацией, поскольку модели многочисленных теорий международной торговли не описывают все социально-экономические последствия либерализации внешней торговли для общества в целом.

Интегральная теоретическая проблема определения границ и условий государственного вмешательства в экономику включает частные проблемы формирования промышленной политики: а) ее однозначного определения, а также цели и задач; б) определения уровня детализации и структуры целевого образа промышленного комплекса; в) выбора механизмов и инструментов управления структурными изменениями; г) определения объемов финансирования задач и мероприятий промышленной политики; д) определения границ и условий индустриализации (доли промышленности в ВВП), а также отдельных составляющих технологической и отраслевой структуры промышленности; е) определения границ протекционизма1 для целей реализации политики импортозамещения.

Практическая проблема совершенствования контроля как функции управления в процессе реализации промышленной политики, направленной на структурные изменения, связана с нерешенной интегральной теоретической проблемой выбора между эффективностью и социальной справедливостью. Эта проблема активно обсуждается и в отечественной, и в зарубежной научной литературе.

Интегральная теоретическая проблема выбора между эффективностью и социальной справедливостью применительно к контролю, в том числе, оценке эффективности промышленной политики структурных изменений включает частные проблемы: а) учета интересов всех участников промышленной политики; б) выбора (предварительной оценки) и оценки эффективности уже реализуемых проектов и государственных программ, направленных на структурные изменения в промышленности; в) оценки эффективности участников реализации промышленной политики и др. С обозначенными выше теоретическими проблемами связаны методологические проблемы определения критериев и принципов оценки эффективности механизмов, инструментов и участников реализации государственной промышленной политики, направленной на структурные изменения в промышленности, а также методические проблемы определения систем показателей и алгоритмов оценки эффективности такой политики.

Поскольку промышленная политика формируется и реализуется рамках определенных формальных институтов, это обусловливает необходимость решения еще одной важной методологической проблемы — проблемы измерения результативности и эффективности отдельных формальных институтов или их совокупности3. Данная интегральная проблема включает проблему измерения результативности и эффективности формальных институтов промышленной политики, направленной на осуществление структурных изменений.

Таким образом, можно констатировать существование объективной необходимости в разработке концепции и инструментария системной оценки эффективности государственной промышленной политики в части структурных изменений. Для разработки такой концепции и инструментария целесообразно взаимосвязанное развитие и использование методологических положений структурного, функционального, институционального теоретических подходов и неоклассического синтеза на базе системного подхода.

Степень разработанности научной проблемы. Теория государственного управления структурными изменениями в промышленности представляет собой совокупность подсистем структурного анализа экономики, теории экономического развития и промышленной политики. Структурные изменения в промышленности исследуются в рамках теорий индустриального, технологического, инновационного развития, теорий реструктуризации и реиндустриализации экономики. Теория эффективности предлагает методы оценки эффективности инструментов промышленной политики.

Вопросы структурного анализа экономики в рамках общей теории систем исследованы Л.И. Абалкиным, А.И. Анчишкиным, Л. Я. Берри, Р. С. Гринбергом, А.Н. Ефимовым, В.В. Ивантером, Л. В. Канторовичем, Д.С. Львовым, В. Н. Лившицем, Г.Б. Клейнером, В.М. Полтеровичем, С.Г. Струмилиным, О. С. Сухаревым, Ю.В. Яременко и др. авторами.

Существенный вклад в разработку теории экономического развития внесли Й. Шумпетер и российские ученые Н.Д. Кондратьев, Д.С. Львов, Г.Б. Клейнер, С.Ю. Глазьев, Б.А. Ерзнкян. Проблемам технологического развития и роста посвящены труды зарубежных авторов: Д. Норта, У. Ростоу, Дж. Уоллиса, Э. Хелпмана, а также российских ученых — А.И. Амосова, В.Е. Дементьева, О.С. Сухарева, В.А. Цветкова, И.С. Цыпина. Теоретические вопросы инновационного развития разрабатываются в трудах российских ученых: М.А. Бендикова, О. Г. Голиченко, Е.Б. Ленчук, В. Л. Макарова, А. Е. Варшавского, Е.Ю. Хрусталева.

Вклад в формирование и развитие теорий реструктуризации экономики и реиндустриализации внесли О.С. Сухарев, С.Д. Бодрунов. Промышленной политике, в том числе во взаимосвязи с управлением структурными изменениями в промышленности посвящены труды А. Г. Аганбегяна, А.В. Бабкина, М.А. Бендикова, Р. С. Гринберга, В.Е. Дементьева, П.А. Дроговоза, Г.Б. Клейнера, Р.М. Качалова, Е. Б. Ленчук, В.Н. Парахиной, О.А. Романовой, О.С. Сухарева, А.И. Татаркина, С.А. Толкачева, А.Е. Шаститко и др. авторов.

Вклад в разработку проблем структурных изменений в промышленности и государственной промышленной политики внесли зарубежные ученые: К. М. Мерфи (K. M. Murphy), А. Шлейфер (A. Shleifer), Р. В. Вишни (R. W. Vishny), М. Чимоли (M. Cimoli), Дж. Дози (G. Dosi), Дж. Э. Стиглиц (J. E. Stiglitz), Д. Родрик (D. Rodrik), М. Макмиллан (M. McMillan), К. Сепульведа (C. Sepùlveda), И. Вердуско-Галло (I. Verduzco-Gallo), К. Уорвик (K. Warwick), М.П. Тиммер (M. P. Timmer), Г. Дж. де Врис (G. J. de Vries), Д. Найяр (D. Nayyar), Х.-Чж. Чанг (H.-J. Chang), А. Андреони (A. Andreoni), Р. Шериф (R. Cherif), Ф. Гасанов (F. Hasanov), У. Перес (W. Peres), А. Прими (A. Primi), М. Сыркин (M. Syrquin), М. Маттлин (M. Mattlin), Р. Уотермайер (R. Watermeyer), Кхи В. Тай (Khi V. Thai), Э. Э. Харрисон (A. Harrison), Л. А. Мартин (L. A. Martin), Ш. Натарадж (Sh. Nataraj), Э. Штайнмюллер (E. Steinmueller) и другие авторы.

Существенный вклад в развитие оценки эффективности инвестиционных проектов внесли П.Л. Виленский, Л. В. Канторович, В.В. Коссов, В.Н. Лившиц, Е.Р. Орлова, С.А. Смоляк, А. Г. Шахназаров. Вопросы методологии государственного программно-целевого управления, оценки результативности и эффективности государственных программ раскрываются в работах В.А. Агафонова, М.А. Бендикова, О.Б. Брагинского, В.В. Иванова, В.В. Ивантера, С.Ю. Глазьева, В.Е. Дементьева, В.Н. Лексина, Б.Н. Порфирьева, В.В. Карпова, А.Ю. Лагздина, К.К. Логинова, А.А. Кораблевой, А.Г. Бреусовой и других авторов. Проблемы оценки эффективности институтов развития в своих исследованиях разрабатывали Р.Г. Волков, М.Г. Кузык, Б.В. Кузнецов, Р.М. Мельников, Е.С. Мезенцева, И. Н. Рыкова, Ю.В. Симачев, О.Г. Солнцев, М.Ю. Хромов.

Проведенный в диссертационном исследовании анализ научной литературы по проблемам государственного управления структурными изменениями в промышленности показывает недостаточную проработанность важных вопросов, связанных с теорией, методологией и методическим обеспечением формирования (стратегического планирования) и оценки эффективности реализации промышленной политики, направленной на осуществление структурных изменений в промышленности. В частности, теоретико-методологическая непроработанность проявляется в следующем: а) в наличии разных методологических оснований теории стратегического планирования4; б) в отсутствии в научной литературе общепринятой точки зрения на определение «структурных изменений» и «структурных сдвигов» в экономике5, а также на определения «промышленной политики» и «структурной политики»6, в дискуссионности вопросов содержания, целей и задач такой политики; в) в дискуссионности определения стратегических приоритетов и ориентиров развития промышленности, в том числе вопросов «о глубине» реиндустриализации7, «о пределах и формах» импортозамещения8 и других; г) в наличии методологических и методических проблем оценки эффективности инвестиционных проектов9, государственных программ10, в том числе промышленного развития, и особую сложность представляет решение методологических и методических проблем оценки эффективности государственных программ, имеющих своей целью структурные изменения в промышленности. Недостаточное развитие получили также вопросы системной оценки эффективности промышленной политики структурных изменений. Наличие обозначенных проблем определили выбор темы, цель, задачи и структуру настоящего диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка концепции и инструментария системной оценки эффективности государственной структурной промышленной политики.

Задачи диссертационного исследования:

  1. провести анализ проблем теории государственного управления структурными изменениями в промышленности;
  2. дать характеристику промышленности Российской Федерации как объекта государственного управления структурными изменениями, определить тенденции структурных изменений в промышленности РФ;
  3. проанализировать текущее состояние промышленной политики и системы стратегического планирования промышленного развития в Российской Федерации;
  4. дать характеристику системного подхода как методологического базиса государственного управления структурными изменениями в промышленности, обозначить его методологические проблемы;
  5. сформировать концепцию системной оценки эффективности государственной промышленной политики структурных изменений на базе системного подхода, включающую следующие составляющие: определения промышленности и промышленной политики как экономических систем; критерии и принципы формирования структурной промышленной политики и определения ее стратегических ориентиров, а также критерии и принципы системной оценки эффективности государственной промышленной политики структурных изменений;
  6. разработать инструментарий, состоящий из взаимосвязанных моделей, методов, методик выявления, структуризации и оценки экономических эффектов и
  7. эффективности применения инструментов и механизмов структурной промышленной политики в РФ, включающий:
      1. разработку и апробацию методики выявления и оценки экономических эффектов реализации государственных программ развития промышленности;
      2. моделирование экономических эффектов и модельный анализ импортозамещения в обрабатывающей промышленности Российской Федерации;
      3. моделирование условия экономической целесообразности распределения бюджетных средств с участием институтов развития и институтов рынка для привлечения инвестиций и ссудного капитала в промышленность;
      4. разработку и апробацию системы показателей оценки эффективности деятельности по реализации политики структурных изменений в промышленности, адаптированной для отдельных институтов развития;
  8. разработать методику системной оценки эффективности структурной промышленной политики;
  9. дать системную оценку эффективности государственного управления структурными изменениями в промышленности РФ в 2010 — 2020 годах.

Объектом исследования является промышленность Российской Федерации как подсистема национальной экономики.

Предметом исследования выступают экономические отношения между субъектами и объектами управления, складывающиеся в процессе формирования и реализации промышленной политики, направленной на осуществление структурных изменений в промышленности.

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК (по экономическим наукам). Исследование выполнено в соответствии с п. 1.1.4 Инструменты внутрифирменного и стратегического планирования на промышленных предприятиях, отраслях и комплексах; 1.1.6 Государственное управление структурными преобразованиями в народном хозяйстве; 1.1.16 Промышленная политика на макро- и микроуровне Паспорта специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — промышленность.

Теоретические основы и методология исследования. Теоретическую основу диссертационного исследования составили работы отечественных и зарубежных специалистов в области системной экономической теории, экономического и индустриального развития, технологического и инновационного развития, экономической динамики, институциональной экономики, структурного анализа экономики, промышленной политики, управления структурными изменениями в экономике, стратегического планирования, оценки эффективности государственных программ и инвестиционных проектов и т.д.

При изучении поставленной проблемы использовались метод системного, структурного, экономического, институционального анализа, метод математического моделирования, в т.ч. геометрический метод, метод анализа нормативной базы и методических документов, анкетирование, интервьюирование.

Информационно-эмпирической базой исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики (Росстата), Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области (Костромастата), официальных сайтов органов государственного управления и государственных институтов развития, данные бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, данные интервьюирования руководителей и специалистов органов государственного регионального и муниципального управления, региональных институтов развития, анкетирования и интервьюирования руководителей промышленных предприятий Костромской области и т.д.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке концепции и инструментария системной оценки эффективности государственной структурной промышленной политики. Отличительными особенностями данной концепции от других исследований являются следующие: 1) концепция формируется на основе взаимосвязанного развития и использования методологических положений структурно-функционального, институционального теоретических подходов и неоклассического синтеза на базе системного подхода; 2) концепция включает следующие составляющие: классификацию стратегических ориентиров структурной промышленной политики; принципы ее формирования, критерии выбора ее стратегических ориентиров, а также критерии и принципы системной оценки эффективности государственной промышленной политики структурных изменений. Отличиями разработанных взаимосвязанных методологических положений являются их направленность на повышение непротиворечивости стратегического целеполагания структурной промышленной политики, системность «образа будущего» промышленного комплекса, учет характера отношений и взаимодействий в системе структурной промышленной политики; 3) структурная промышленная политика в диссертационном исследовании представляется в декомпозиции на подсистемы средового, процессного, объектного и проектного типов в соответствии с методологией системной экономической теории.

Основными отличительными чертами разработанного инструментария системной оценки эффективности структурной промышленной политики являются следующие: 1) методологические положения и методические инструменты оценки эффективности разработаны как для этапа формирования, так и для этапа реализации структурной промышленной политики; 2) разработан и апробирован комплекс взаимосвязанных моделей и методик оценки экономических эффектов использования механизмов и инструментов, а также оценки эффективности деятельности участников реализации структурной промышленной политики. Отличиями разработанного комплекса являются учет характера распределения и перераспределения доходов между участниками реализации структурной промышленной политики, учет институциональных факторов (влияния формальных институтов), полноты реализации функций в системе «промышленность — национальная экономика» и характера взаимодействий промышленности с внешней средой; 3) методические инструменты разработаны для разных типов экономических систем (объектов, проектов, процессов, сред).

Основными результатами исследования, обладающими научной новизной, являются следующие положения:

  1. Концепция системной оценки эффективности структурной промышленной политики разработана на основе взаимосвязанного развития и использования методологических положений структурно-функционального, институционального теоретических подходов и неоклассического синтеза на базе системного подхода и включает следующие составляющие. Определена система стратегических ориентиров структурной промышленной политики, включающая три типа, выделенных по критерию сложности (объема данных): а) стратегический ориентир как плановое значение целевого индикатора в определенный момент времени в определенных условиях (объем промышленного производства, объем инвестиций в промышленность, количество высокотехнологичных рабочих мест и т.д.); б) стратегический ориентир как направление, вектор изменений (индустриализация, диверсификация промышленного производства и товарного экспорта, повышение эффективности, производительности труда); в) стратегический ориентир как «образ будущего» промышленного комплекса (как планируемая система, ее целевая структура). Предлагаемая система стратегических ориентиров, отличается от известных ее составлением на основе принципов формирования структурной промышленной политики (согласования подсистем и элементов в системе формирования структурной промышленной политики, обоснования иерархии стратегических ориентиров, снижения конфликтности применения стратегических ориентиров, учета характера отношений и взаимодействий в системе структурной промышленной политики и др.), а также на основе критериев выбора стратегических ориентиров, включающих наряду с расширением, усложнением структуры, повышением жизнеспособности промышленного комплекса критерии полноты выполнения функций в системе структурной промышленной политики и сбалансированности интересов участников ее реализации. Разработаны критерии системной оценки эффективности реализации структурной промышленной политики, отличающиеся следующим: а) определением критериев оценки как для управляемой, так и для управляющей подсистем; б) включением наряду с критериями экономической эффективности, экономичности, результативности, критериев соответствия национальным интересам и требованиям экономической безопасности, полноты реализации функций, сбалансированности интересов участников и т.д., что позволяет учитывать в оценке характер взаимодействия с внешней средой, распределения и перераспределения доходов, характер процесса управления и др.
  2. Выявлены и структурированы экономические эффекты, а также разработана методика оценки эффективности инструментов и механизмов реализации структурной промышленной политики в РФ, включая: государственные программы развития промышленности, планы импортозамещения и институты развития, а именно: а) предложена методика оценки экономических эффектов реализации государственных программ как механизмов структурной промышленной политики. В разработанной методике различаются денежные потоки и экономические эффекты инвестиционных проектов промышленных предприятий, поддержанных государственной программой, и денежные потоки и экономические эффекты самой государственной программы. Предлагаемая методика отличается от известных систем показателей оценки общественной и бюджетной эффективности инвестиционных проектов (включающей чистый доход, чистый дисконтируемый доход и т.д.), обоснованием включения показателей динамики денежных потоков и их соотношения по отдельным участникам государственных программ, отдельным инструментам, задачам, объектам управления, между управляемой и управляющей подсистемами, что дает возможность оценить эффекты и эффективность государственной программы как механизма структурной промышленной политики. Отличием разработанной методики является также учет институциональных факторов (формальных институтов), так как она адаптируется к оценке реализации государственных программ в Российской Федерации с учетом особенностей механизма их финансирования по различным постановлениям правительства; б) модифицирована макромодель экономического эффекта внутренних субсидий, основанная на допущении существования чистых потерь политики импортозамещения, с целью учета экономического эффекта импортозамещения. Полученная модель, в отличие от модифицируемой, включает более сложную структуру эффектов: для государства, промышленного предприятия -производителя импортозамещающей продукции и населения; а также в излишке производителя, который в исходной модели не раскладывается на составляющие, автор исследования предлагает выделять структурные элементы, являющиеся не только выгодами производителей, но также выгодами государства и населения. Представленная модель позволяет учитывать большее количество факторов при расчете издержек и выгод импортозамещения и принимать более обоснованные управленческие решения в части использования инструментов импортозамещения. в) найдено условие экономической целесообразности функционирования системы перераспределения бюджетных средств с участием государственных институтов развития и институтов рынка для привлечения инвестиций и ссудного капитала в промышленность; разработана система показателей оценки эффективности, адаптированная для отдельных институтов развития. Новизна предложенных методических инструментов заключается в том, что институты развития оцениваются не только как коммерческие организации, ориентированные на получение прибыли, или организации, функционирующие на бюджетные средства, но и как механизмы привлечения инвестиций и осуществления структурных изменений в промышленности.
  3. Разработаны алгоритм и методика системной оценки эффективности государственного управления структурными изменениями в промышленности для управляющей и управляемой подсистем. Новизна предложенного алгоритма заключается во введении этапов формирования и реализации промышленной политики, а также блока предварительной диагностики возможности эффективной реализации государственных программ промышленного развития с учетом качества институционально-методического обеспечения формирования системы стратегического планирования, что позволит уже на этапе разработки паспорта государственной программы определить возможность ее эффективной реализации. Отличительные особенности разработанной методики состоят в формировании системы показателей оценки эффективности структурной промышленной политики в соответствии с принципами системной экономической теории, для разных типов экономических систем (объектов, проектов, процессов, сред), а также в учете следующих факторов: а) связи между структурой и функциями экономических систем управления; б) полноты реализации функций и сбалансированности экономических систем управления структурными изменениями в промышленности; в) характера отношений и взаимодействий в системе структурной промышленной политики.

Достоверность и обоснованность полученных результатов определяется тем, что диссертационное исследование базируется на методологии системного подхода, институционального и структурно-функционального подходов, а также экономической теории эффективности, информационную базу исследования составляют надежные данные из официальных источников, диссертационное исследование согласуется с системными исследованиями проблем промышленной политики и управления структурными изменениями в промышленности.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается во внесении новых элементов в теорию государственного управления структурными изменениями в промышленности на основе базовых положений системной экономической теории: математической модели экономических эффектов импортозамещения; методики оценки экономических эффектов реализации государственных программ развития промышленности; методических инструментов оценки эффективности деятельности институтов развития по реализации структурной промышленной политики; методики системной оценки эффективности государственного управления структурными изменениями в промышленности.

Практическая значимость работы. Методический инструментарий системной оценки эффективности государственного управления структурными изменениями в промышленности, государственных программ промышленного развития и институтов развития призван стать научно-методическим обеспечением достижения целей стратегического планирования промышленного развития, промышленной политики и повышения эффективности государственного управления промышленным комплексом страны. Разработанные подходы обеспечат системность государственного управления структурными изменениями в промышленности. Область применения полученных результатов: промышленная политика, направленная на осуществление структурных изменений в промышленности, стратегическое планирование развития промышленности.

Автореферат диссертации (текст)

ЗагрузчикЗагрузка...
Логотип EADСлишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать документ [1.95 MB]

Статьи в журнале по теме: Стратегические ориентиры и эффективность реализации структурной промышленной политики

Посмотреть еще в категории: Диссертационные исследования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *