Формирование стратегий развития предпринимательской деятельности в индустрии туризма и гостеприимства в условиях цифровой экономики
Информация о диссертационном исследовании «Формирование стратегий развития предпринимательской деятельности в индустрии туризма и гостеприимства в условиях цифровой экономики»
Пашина Марина Абеловна
Формирование стратегий развития предпринимательской деятельности в индустрии туризма и гостеприимства в условиях цифровой экономики
- Специальность 08.00.05– Экономика и управление народным хозяйством (экономика предпринимательства; рекреация и туризм)
- Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук
- Год защиты: 2022
- Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
Основные положения диссертационного исследования
Актуальность темы исследования. В последние годы проблема эффективного развития предпринимательства, в том числе в индустрии туризма и гостеприимства, стала объектом пристального внимания со стороны отечественных ученых и, несмотря на то, что период ее изучения составляет немногим более двух десятилетий. Анализ научных исследований показал, что такой важнейший аспект, определяющий стратегическое управление конкурентоспособностью предпринимательских структур, как методология управления конкурентоспособностью остался практически неизученным. А для обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур в индустрии туризма и гостеприимства важнейшим аспектом является выбор стратегии развития в рамках эффективного управления конкурентоспособностью. При этом следует отметить, что залогом конкурентоспособности предпринимательских структур в индустрии туризма и гостеприимства является адаптация к изменениям внешней среды, стимулирующая эволюционное развитие управленческой деятельности.
Степень разработанности научной проблемы. Эффективное развитие предпринимательства активно исследуется, как в мировой, так и в отечественной экономической литературе. Многие зарубежные исследователи Р. Кантильон, А. Смит, Ж.Б. Сэй, Д. Кларк, Л. Мизес, Ф. Найт, Й. Шумпетер, И. Кирцнер, П. Друкер и другие сформировали целый комплекс подходов к рассмотрению этого феномена, в том числе по таким вопросам как природа предпринимательства, его роль в экономических процессах, характеристики предпринимательской деятельности и даже личностные качества, необходимые предпринимателю.
Существенный вклад в развитие отечественной теории эффективного развития предпринимательства внесли работы таких авторов, как Автономов В.С., Хайруллина Ю.В., Доброхлеб В.Г., Тощенко Ж.Т., Бездудная А.Г., Ярская В.Н., Саралиева З.Х., Горемыкин В.А, Грабовой П.Г., Карпова Г.А., Уваров С.А. и других. В них нашли отражение условия, необходимые для эффективного развития предпринимательства, соотношения объективного и субъективного в предпринимательстве, особенностей российского предпринимательства.
Что касается адаптивного управления, то в работе использованы научно-методические положения трудов Г. Л. Азоева, Р. Акоффа, М. Альберта, И. Ансоффа, О.И. Боткина, М.Г. Воронцовой, О.А. Дедова, Т. Кона, Ф. Котлера, Р. Коха, М. Мескона, М. Портера, Ф.Е. Удалова, Ф. Хайека, Д. Эванса, Л. Эрхарда по вопросам формирования и развития конкурентных преимуществ предприятий, управления конкурентоспособностью. Вместе с тем, вопросы теории и методологии адаптивного стратегического управления конкурентоспособностью предпринимательства пока недостаточно раскрыты и не нашли систематического изложения в работах исследователей. Все это обусловливает выбор цели, задач, структуры и направлений диссертационного исследования.
Цель и задачи диссертационного исследования. Основной целью исследования является развитие теории и методологии адаптивного стратегического управления конкурентоспособностью предпринимательских структур в индустрии туризма и гостеприимства. Для достижения поставленной цели в диссертации были поставлены и решены следующие задачи:
- Уточнить понятие «конкурентоспособность предпринимательской структуры». Определить место и роль процесса формирования конкурентного преимущества на различных структурируемых уровнях: уровне управляющей и управляемой подсистемы (субъекта и объекта управления) на базе результатов анализа экономико-управленческой эффективности использования ресурсов.
- Структурировать внешние и внутренние факторы рыночных механизмов обеспечения требуемого уровня конкурентоспособности предпринимательской структуры в рамках устойчивого экономического роста, отличительной особенностью которых является ориентация на формирование цепочек ценности с учетом систематизированных характеристик и барьеров, раскрывающих сущность и процесс эффективного функционирования.
- Предложить концепцию и систематизировать характеристики и принципы функционирования системы адаптивного управления предпринимательской структурой, позволяющего обеспечить проактивное саморегулирование предпринимательской структуры в условиях конкурентного целенаправленного развития.
- Структурировать ключевые группы проблем взаимодействия факторов организационного окружения предпринимательских структур в рамках совокупности экономических, мотивационных, организационных и правовых аспектов, ограничивающих развитие конкурентоспособности. Разработать механизм взаимодействия предпринимательских структур с другими участниками рынка с учетом принципов формирования рыночных структур обеспечения требуемого уровня конкурентоспособности.
- На основе мониторинга этапа жизненного цикла развития предприятий — участников рынка туризма и гостеприимства сформировать систему условий и разработать алгоритм адаптивного стратегического управления предпринимательскими структурами, включающими реализацию дифференцированных групп стратегий.
- На основе разработанного методического инструментария типизации регионов в условиях широкого разброса величин вклада индустрии туризма в ВРП предложить систему и алгоритм формирования стратегий развития индустрии туризма в регионе на основе результатов оценки его потенциала.
- Выявить роль кластерного образования в индустрии туризма и гостеприимства как фактора, формирующего положительный синергетический эффект влияния на экономику региона базирования. Определить векторы расширения туристской деятельности в регионе на основе уточненных источников финансирования процесса обустройства территорий в формате организации туристских кластеров.
- Развить методику формирования синергетического эффекта при кластерном объединении предпринимательских структур — участников туристского рынка. Разработать инструментарий количественной оценки синергетического эффекта, формируемого за счет оптимизационных факторов использования совместной ресурсной базы, факторов производства и информации; разделения ответственности, рисков и неопределённости между участниками в рамках внутрикластерной конкуренции и территориальной близости.
- Сформировать модель перспективных направлений развития туризма при высоком темпе внедрения цифровых технологий в период пандемии. Предложить математический аппарат моделирования временных рядов прогноза реализации услуг на базе сбора информации об индивидуальных запросах потребителей посредством анализа числа заходов и характеристик потенциальных клиентов на сайт предпринимательской структуры.
Объектом исследования выступают предпринимательские структуры в туристско-рекреационной сфере.
Предметом исследования является совокупность экономико-управленческих отношений, возникающих в процессе адаптивного управления конкурентоспособностью предпринимательских структур в туристско-рекреационной сфере при формировании эффективной внутренней среды, подверженной влиянию внешних факторов.
Теоретическая основа исследования базируется на трудах отечественных и зарубежных авторов, посвященных теоретическим, методологическим и методическим аспектам исследования конкуренции, конкурентоспособности и предпринимательства в индустрии туризма и гостеприимства.
Методологическая основа диссертации. Системность и объективность рассматриваемых проблем во взаимосвязи и взаимозависимости обеспечивается учетом общеэкономических принципов и методов анализа закономерностей экономического развития, математического и логического анализа, методов теории принятия решений, экономико-математического моделирования, теории множеств, исторического метода, абстрактно-логического метода, статистических методов (рассмотрение показателей в динамике, метод группировки, детализации), методов сравнения, сопоставления и других.
Информационной базой исследования является отечественная и зарубежная экономическая литература, труды современных ученых, законодательная база Российской Федерации, материалы государственных статистических органов, краевого комитета статистики, данные периодической печати, материалы научных конференций, информационный потенциал сети «Интернет».
Нормативная база диссертационного исследования основывается на общероссийских законодательных и нормативных материалах.
Обоснованность и достоверность результатов диссертационного исследования. Обоснованность результатов диссертации базируется на глубоком анализе релевантной академической, прикладной и учебной литературы, результатов современных научных исследований, опубликованных в ведущих академических и практических журналах за рубежом и в России, изучении нормативно-методической базы функционирования предпринимательства, в том числе в туристско-рекреационной сфере.
Достоверность результатов обеспечивается применением научных методов сбора, анализа и обработки данных, обсуждением и апробацией результатов исследования на международных конференциях, в предпринимательской деятельности предприятий туристско-рекреационной сферы Краснодарского края.
Соответствие диссертации Паспорту научной специальности ВАК. Результаты диссертационного исследования соответствуют Паспорту специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством:
- в части 8. Экономика предпринимательства: п. 8.10. Методология, теория обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур. Формы современной конкуренции и их влияние на содержание предпринимательской деятельности; п. 8.13. Стратегическое планирование и прогнозирование предпринимательской деятельности;
- в части 15. Рекреация и туризм: п. 15.19. Обеспечение конкурентоспособности предприятий туристско- рекреационной сферы; п.15.24. Стратегический менеджмент в сфере рекреации и туризма.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке теоретических положений и методологических подходов по формированию и развитию концептуальных основ адаптивного стратегического управления конкурентоспособностью предпринимательских структур в индустрии туризма и гостеприимства на основе результатов оценки их потенциала в рамках формирования и реализации стратегического плана развития туристско-рекреационного предпринимательства.
Наиболее существенные результаты исследования, обладающие научной новизной и полученные лично автором:
8. Экономика предпринимательства:
- Уточнена дефиниция «конкурентоспособность предпринимательской структуры», основанная на результатах анализа экономико-управленческой эффективности использования ресурсов, исследовании фаз жизненного цикла формирования конкурентного преимущества на различных структурируемых уровнях: уровне управляющей и управляемой подсистемы (субъекта и объекта управления).
- Определены внешние и внутренние факторы, формирующие уровень конкурентоспособности предпринимательской структуры на основе реализации приоритетных рыночных механизмов обеспечения устойчивого экономического роста посредством выстраивания цепочки ценности с учетом систематизированных характеристик и барьеров, раскрывающих сущность и процесс эффективного функционирования.
- Выявлены наиболее значимые факторы формирования и типы конкурентных преимуществ, позволившие систематизировать характеристики и принципы функционирования системы адаптивного управления, обеспечивающего проактивное реагирование предпринимательской структуры на внешние изменения для адекватного управления конкурентоспособностью.
- Обоснован субъект-объектный состав и разработана блок-схема механизма взаимодействия предпринимательских структур с другими участниками рынка на основе структурирования ключевых групп, проблем взаимодействия и факторов организационного окружения в соответствии со сложившейся логической структурой совокупности экономических, мотивационных, организационных и правовых способов целенаправленного развития, ограничений факторов конкурентоспособности в рамках адаптивного управления конкурентоспособностью.
- Обоснованы условия и сформирован алгоритм адаптивного стратегического управления предпринимательскими структурами, включающие реализацию дифференцированных групп стратегий, уточненных на основе проведенного мониторинга этапа жизненного цикла развития предприятий — участников рынка туризма и гостеприимства.
15. Рекреация и туризм:
- Уточнены показатели развития региона, на которые положительно влияет формирование и функционирование кластерного образования в индустрии туризма и гостеприимства, отражающие социально-экономическую природу и сущность туризма как экономической системы, с целью привлечения источников финансирования расширения туристской деятельности и обустройства территорий и типовой структуры отечественного кластера.
- Разработан концептуальный подход к методике формирования и количественной оценке синергетического эффекта, формируемого при кластерном объединении предпринимательских структур — участников туристского рынка — за счет использования совместной ресурсной базы, факторов производства и информации; внутрикластерной конкуренции; разделения ответственности, рисков и неопределённости между участниками.
- Проведено моделирование перспективных направлений развития туризма при взрывном темпе внедрения цифровых технологий в период пандемии; предложен математический аппарат моделирования временных рядов прогноза реализации услуг на базе сбора информации об индивидуальных запросах потребителей посредством анализа характеристик потенциальных клиентов и числа их заходов на сайт предпринимательской структуры.
- Разработан методический инструментарий типизации регионов в условиях зафиксированного широкого разброса величин вклада индустрии туризма в валовой региональный продукт. Предложены система и алгоритм формирования стратегий развития индустрии туризма в регионе на основе результатов оценки его потенциала в рамках формирования и реализации стратегического плана развития туристско-рекреационного предпринимательства.
Теоретическая значимость проведенного исследования определяется новыми научными результатами, разработанными автором, в области методологии адаптивного управления конкурентоспособностью предпринимательских структур, в том числе в туристско-рекреационной сфере народного хозяйства. Основные научные положения, сформулированные в работе, направлены на повышение эффективности управления предприятиями на основе внедрения методов адаптивного управления конкурентоспособностью с целью обеспечения долгосрочной экономической устойчивости в результате формирования и развития конкурентных преимуществ.
Практическая значимость работы заключается в возможностях применения разработанных рекомендаций по формированию и реализации стратегии управления конкурентоспособностью туристско-рекреационными предприятиями, а также использования прогнозной модели развития данной сферы органами государственной власти Краснодарского края.
Автореферат диссертации (текст)
Статьи в журнале по теме: Формирование стратегий развития предпринимательской деятельности в индустрии туризма и гостеприимства в условиях цифровой экономики
Посмотреть еще в категории: Диссертационные исследования
- Системная оценка эффективности территориального кластера (на примере сырьевого кластера Кузбасса)
- Развитие механизмов финансирования инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства с учетом финансовых рисков
- Экономические инструменты формирования и реализации региональной инновационной политики в социальной сфере
- Цифровая трансформация и ее влияние на инклюзивный экономический рост региона (на примере Приволжского федерального округа)
- Система высшего образования как стратегический ресурс социально-экономического развития регионов Российской Федерации
- Методологические основы управления региональными инновационными комплексами
- Государственное управление цифровой трансформацией национальной экономической системы
- Совершенствование методов формирования и оценки маркетингового потенциала региона